Таким образом, организация подготовки специалистов для УИИ в Кузбасском институте ФСИН России основана на требованиях действующих нормативных документов с учётом современных тенденций в методике подготовки специалистов и направлена на:
- качественную подготовку высококвалифицированных, интеллектуально развитых специалистов, способных решать профессиональные задачи в соответствии с видами профессиональной деятельности;
- подготовку специалистов, способных к реализации профессиональных компетенций в уголовно-исполнительных инспекциях Федеральной службы исполнения наказаний, которая в полной мере возможна при условии исполнения всех видов наказаний и иных мер уголовно-правового характера, не связанных с изоляцией осуждённых от общества, в том числе с применение электронного мониторинга в отношении осуждённых к наказанию в виде ограничения свободы.
УДК 378
А. В. Карпов, В. И. Силенков
ПРОБЛЕМЫ, НЕГАТИВНО ВЛИЯЮЩИЕ НА УРОВЕНЬ
ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ СОТРУДНИКОВ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ
A. V. Karpov, V. I. Silenkov THE PROBLEMS WHICH ARE NEGATIVELY INFLUENCING LEVEL OF PHYSICAL READINESS OF STAFF OF PENAL SYSTEM
Рассмотрена проблема недостаточного уровня физической подготовленности сотрудников уголовно-исполнительной системы. Отдельно обращено внимание на низкий уровень физической культуры поступающих в вузы ФСИН России, а также организационные проблемы в этой области.
The problem of insufficient level of physical readiness of staff of criminal and executive system is considered. The attention to low level of physical culture going to the universities of FPS of Russia, and also organizational problems in this area is separately paid.
Ключевые слова: физическая подготовленность, сотрудник уголовно-исполнительной системы, вузы ФСИН России, абитуриент, вступительные испытания, территориальные органы ФСИН России.
Keywords: physical readiness, employee of criminal and executive system, higher education institutions of FPS of Russia, entrant, entrance tests, regional departments of FPS of Russia.
В настоящее время в средствах массовой информации часто освещаются проблемы увеличения количества нарушений законности сотрудниками уголовно-исполнительной системы (далее - УИС), поднимаются вопросы низкого уровня их профессионализма и физической подготовленности. Эти и другие негативные явления
выдвигают на первый план вопросы совершенствования работы с сотрудниками УИС, в том числе организационно-правового обеспечения их физической подготовки.
Очевидно, что физические развитие во многом определяет эффективность профессиональной деятельности сотрудника правоохранительных органов, состояние его самочувствия, высокую устойчивость организма к негативным воздействиям внешней и внутренней среды. Всесторонняя физическая подготовленность будущих сотрудников УИС является необходимым условием успешности его служебной деятельности, её можно реализовать только на высоком уровне развития всех физических качеств. Рост способностей организма специалиста зависит от регулярного занятия физическими упражнениями и способствует росту функциональных возможностей организма.
Как показывает изучение практики, в сфере управления физической подготовкой в УИС имеется немало недостатков и нерешённых проблем. Существующий механизм, организационная структура, формы управления и действующее законодательство в определённой степени устарели и не способствуют повышению уровня физической подготовленности сотрудников УИС. Отсутствует должный уровень контроля за организацией и содержанием обучения в кадровых аппаратах подразделений УИС, их ответственности. Слабо разработаны вопросы правовой регламентации организации физической подготовки, отсутствует административно-правовое обеспечение в указанной сфере.
Не в полной мере отвечают современным требованиям подбор, подготовка и повышение квалификации специалистов в области физической подготовки в УИС. Следует указать на низкую активность работников в повышении уровня своего физического развития, нехватку спортивных залов, простейших спортивных сооружений, неудовлетворение потребностей личного состава в спортивной форме и инвентаре. Существенные недостатки имеются в физическом воспитании сотрудников, курсантов и слушателей образовательных учреждений Федеральной службы исполнения наказаний.
Все эти факторы приводят к тому, что уровень физической подготовленности личного состава подразделений УИС нельзя признать вполне удовлетворительным. Анализ участия сотрудников, курсантов и слушателей учебных заведений в пресечении противоправных действий обнаруживает серьёзные недостатки в их подготовке, нередко приводящие к получению ими тяжких телесных повреждений и даже к гибели. Значительная часть сотрудников не умеет применять приёмы самозащиты, вести прицельную скоростную стрельбу из табельного оружия непосредственно после интенсивной физической нагрузки, не обладает должным уровнем выносливости, имеет избыточный вес и обнаруживает физическую беспомощность в противоборстве с
преступными элементами1.
Думается, что начинать решать данные проблемы необходимо задолго до поступления на службу в период обучения в высшей и общеобразовательной школе.
Современная система образования определяется нормами и требованиями федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС). Стандартная государственная программа по физической культуре в вузах определяет объём часов теоретической части и практические занятия определёнными видами спорта с последующей сдачей зачетных нормативов. В начале 1990-х гг. в обществе произошли существенные изменения в отношении молодых людей к занятиям физической культурой и спортом. Не все эти изменения носят положительный характер.
К положительным факторам можно отнести появившееся в то время большое число новых нетрадиционных видов двигательной деятельности, привлекавших внимание учащейся молодёжи. Широкое распространение среди молодежи получают такие виды двигательной деятельности, как пауэрлифтинг, бодибилдинг, карате, оздоровительная аэробика и др. В литературе существует достаточное количество педагогических разработок, но почти отсутствуют данные об их влиянии на физическое развитие организма. Мало изучены функциональные изменения при занятиях нетрадиционными видами двигательной деятельности. В связи с этим нам кажется необходимым их изучение.
К негативным аспектам данной проблемы можно отнести факты ухудшением здоровья общества, работоспособности населения в целом, низкий уровень физического развития детей в особенности.
В последнее время, наряду с другими проблемами, особенно актуально физическое воспитание детей. Возросшие за последние годы требования школьной программы, изменившиеся условия жизни способствуют гипокинезии - пониженной двигательной активности. Гипокинезия приводит к слабости мышц, связок, костного аппарата, плохому физическому развитию, нарушению функций нервной системы. Единственно верный путь противодействия этому влиянию - правильная организация физического воспитания с раннего детства.
Одной из проблем, требующих последовательного решения, является преемственность физического воспитания от общеобразовательной к высшей школе. Об этом свидетельствуют различные названия учебной дисциплины, отсутствие преемственности целевых установок физического воспитания, недостаточная преемственность содержания практического и теоретического разделов учебного материала, несогласованность показателей и нормативов
1 Черпаков А. И. Организационно-правовое обеспечение физической подготовки сотрудников уголовно-исполнительной системы : автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Рязань, 2006. С. 4.
оценки физической подготовленности в школе, ПТУ и высших учебных заведениях.
Ряд проблем значительно осложняет недостатки кадрового, материально-технического, информационного обеспечения, врачебного контроля за здоровьем детей и учебным процессом по физическому воспитанию, научного обеспечения, разработки современного учебно-методического комплекса для физического воспитания.
Одной из главных задач, которую призвано решать физическое воспитание, является укрепление здоровья школьников. В настоящее время в силу указанных причин она решается недостаточно эффективно. С возрастом мотивация занятий физическими упражнениями ещё снижается, число здоровых учащихся уменьшается, это можно было наблюдать при ежегодном проведении вступительных испытаний при приёме на обучение в Кузбасский институт ФСИН России.
В 2013 г. в соответствии с приказом ФСИН России от 06.03.2013 № 109 вступительные испытания по физической подготовке у кандидатов в высшие учебные заведения ФСИН России проводились территориальными органами самостоятельно. В августе 2013 г. был проведён входной контроль курсантов, зачисленных на 1-й курс обучения.
Показатели физических качеств в оценке функциональной подготовленности являются ведущими факторами. Особенно объективно они отражают уровень развития отдельных видов двигательных качеств. Физическими (двигательными) качествами принято называть все стороны двигательных возможностей человека, в том числе и курсанта, который является будущим сотрудником учреждений УИС. Задача педагогической науки как раз и состоит в том, чтобы вовремя заметить появляющиеся недостатки и проблемные места, которые в перспективе могут негативно отразиться на качестве учебно-воспитательного процесса.
С нашей точки зрения, слабые результаты входного контроля по физической подготовке являются следствием некачественного отбора кандидатов в комплектующих органах уголовно-исполнительной системы вследствие объективных причин. Практические работники территориальных органов не являются специалистами в сфере физического воспитания и спорта. Они не владеют достаточной квалификацией и методикой приёма нормативов и профессионального отбора, могут недооценивать роль физической подготовки кандидата на обучение в будущем профессиональном становлении, что отчасти объясняет лояльное отношение к абитуриентам с недостаточным уровнем физической подготовки.
Всё это требует возвращения практики приёма нормативов по физической подготовке в форме дополнительных вступительных испытаний непосредственно в образовательной организации ФСИН России. Такая практика сохраняется в вузах МВД Росси по
специальности 031001.65 - Правоохранительная деятельность, в образовательных учреждениях МЧС и ФСО России. Другим возможным путём решения обозначенной проблемы может быть включение профессорско-преподавательского состава кафедр физической подготовки вузов ФСИН России в состав комиссии территориального органа по приёму нормативов по физической подготовке у кандидатов на поступление в образовательные организации ФСИН России. Последнее предложение может привести к увеличению расходов образовательных учреждений на финансирование командировок в территориальные органы, однако участие преподавателей кафедр физической подготовки в работе комиссий улучшит результаты отбора и несомненно даст экономический эффект в будущем.
Возвращение дополнительных испытаний по физической подготовке в вузы, а равно и включение профессорско-преподавательского состава кафедр физической подготовки институтов в состав комиссии территориального органа по приёму нормативов по физической подготовке позволит производить более тщательный отбор кандидатов на обучение из числа наиболее пригодных по своим индивидуальным физическим качествам кандидатов, повысит их возможности в успешном овладении специальностью и в дальнейшей профессиональной деятельности.
Несомненно, за пять лет обучения пробелы в физической подготовке бывших абитуриентов усилиями профессорско-преподавательского состава института будут устранены. Однако такая работа требует больших затрат времени и сил (проведения специальных тренировок, дополнительных групповых и индивидуальных занятий и т. п.), которые при иных условиях отбора могли бы быть потрачены не на «доучивание» и подтягивание, а на развитие и совершенствование индивидуальных физических и спортивных навыков и умений курсантов.
Литература
1. Черпаков А. И. Организационно-правовое обеспечение физической подготовки сотрудников уголовно-исполнительной системы : автореф. дис.... канд. юрид. наук. - Рязань, 2006.