Научная статья на тему 'Актуальные вопросы адаптации курсантов-девушек в образовательных учреждениях ФСИН России: аспекты физической подготовки'

Актуальные вопросы адаптации курсантов-девушек в образовательных учреждениях ФСИН России: аспекты физической подготовки Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
104
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АДАПТАЦИЯ / ADAPTATION / СЛУЖЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА / PHYSICAL PREPARATION / КУРСАНТЫ-ДЕВУШКИ / OFFICE ACTIVITY / CADETS GIRLS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Карпов Алексей Викторович

В статье освещаются некоторые проблемы адаптации к службе и образовательной деятельности девушек – курсантов вузов ФСИН России. Отдельное внимание уделено вопросам физической подготовки данной категории обучающихся.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Topical issues of adaptation of cadets girls in educational institutions of FPS of Russia: aspects of physical preparation

In article some problems of adaptation to service and educational activity of girls – cadets of higher education institutions of FPS of Russia are covered. The separate attention is paid to questions of physical preparation of this category of the being trained.

Текст научной работы на тему «Актуальные вопросы адаптации курсантов-девушек в образовательных учреждениях ФСИН России: аспекты физической подготовки»

5. http ://ruskline. ru/news_rl/2012/08/08/vladimir_putin_problema_korrup cii_ izvestna.

УДК 378

А. В. Карпов

АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ АДАПТАЦИИ КУРСАНТОВ-ДЕВУШЕК В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ ФСИНРОССИИ: АСПЕКТЫ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ

A. V. Karpov

TOPICAL ISSUES OF ADAPTATION OF CADETS GIRLS IN EDUCATIONAL INSTITUTIONS OF FPS OF RUSSIA: ASPECTS OF PHYSICAL PREPARATION

В статье освещаются некоторые проблемы адаптации к службе и образовательной деятельности девушек - курсантов вузов ФСИН России. Отдельное внимание уделено вопросам физической подготовки данной категории обучающихся.

In article some problems of adaptation to service and educational activity of girls -cadets of higher education institutions of FPS of Russia are covered. The separate attention is paid to questions of physical preparation of this category of the being trained.

Ключевые слова: адаптация, служебная деятельность, физическая подготовка, курсанты-девушки.

Key words: adaptation, office activity, physical preparation, cadets girls.

Основные направления образовательного процесса в вузах Федеральной службы исполнения наказаний (ФСИН России) сводятся к тому, чтобы в определённые сроки дать курсантам многообразие общественно-гуманитарных, узкоспециальных дисциплин,

сформировать гармоничную личность, развить профессионально важные качества. Это обусловливает острый дефицит времени и приводит к противоречию между потребностью ФСИН России в высококвалифицированных кадрах, в том числе и сотрудниках-женщинах, и существующей системой обучения и воспитания в вузах.

Как показывает опыт, большинство преподавателей и офицеров, участвующих в реализации образовательного процесса с девушками-курсантами, испытывают значительные трудности как в организационном, так и социально-психологическом плане. Это предполагает поиск новых подходов в организации и реализации образовательного процесса в вузах ФСИН России.

Социальные изменения в обществе ведут к существенным переменам в культурных стереотипах поведения мужчин и женщин. Это вызывает у людей некоторый психологический дискомфорт. Одни говорят об опасности феминизации мужчин, другие - о возрастающей маскулинизации женщин. И. В. Грошев отмечает, что «происходит ломка традиционной системы половых ролей и соответствующих ей

культурных стереотипов»1. Юноши и девушки, поступающие в вузы ФСИН России, уже имеют достаточно сформированные гендерные стереотипы своего поведения и опыт коммуникативных отношений, но, к сожалению, не всегда позитивный. Поэтому в процессе обучения необходимо воспитывать у курсантов обоих полов толерантное отношение к проявлению черт, свойственных противоположному полу.

С первых дней пребывания в вузе ФСИН России девушки, как и курсанты-юноши, включаются в новую для себя служебно-прикладную деятельность. Чем характеризуется этот вид деятельности для девушек-курсантов?

Первое: включение в выполнение обязанностей служебной деятельности. В начале обучения они должны освоить обязанности несения службы в суточных нарядах, нарядах по столовой, наряд дневального; поддерживать уставной порядок в подразделении.

Второе: непривычный для большинства девушек набор требований и обязанностей по служебной деятельности, повышенная эмоциональная сложность их принятия и освоения. Практика показывает, что для девушек-курсантов представляет трудность научиться жить по строго расписанному поминутно распорядку дня, подчиняться распоряжениям и приказам командиров и начальников, соблюдать все требования по ношению формы, не пытаясь «усовершенствовать» её на свой вкус. Делать «здесь и сейчас» не то, что хочется, а то, что требуют обязанности и интересы службы.

Третье: постепенное осознание роли и места служебной деятельности в своей жизни. Служба становится основной деятельностью девушек-курсантов. Более того, весь учебно-воспитательный процесс построен в соответствии со служебными требованиями. Освоение служебной деятельности становится главной задачей девушек-курсантов.

Девушки-курсанты в ходе освоения профессиональной деятельности испытывают значительные трудности. Они связаны, в первую очередь, с организацией работы в коллективе (взвод, отделение), неуверенностью, сомнениями в оптимальности принимаемых решений, неоправданной задержкой времени на их принятие, несформированностью умений ведения диалога, недостаточным опытом разрешения возникающих в курсантском коллективе конфликтов.

Такие же трудности зачастую испытывают и курсанты-юноши. В то же время природа этих трудностей у курсантов-юношей и курсантов-девушек разная. У юношей это главным образом недостаток знаний. У девушек это связано, с одной стороны, с эмоциональной, нравственной стороной руководства коллективом, принятием решений. Девушки более

1 Грошев И. В. Психология половых различий : монография. Тамбов: Изд-во ТГУ им. Г. Р. Державина, 2001. 683 с.

остро ощущают ответственность, у них возникает боязнь неверного решения, они дольше, чем юноши, колеблются в выборе решения.

При поступлении в вуз ФСИН России большинство девушек-курсантов встречается с трудностями, вызванными следующими основными причинами.

1. Большой поток учебной информации специализированной направленности и неумение её усваивать в связи с отсутствием опыта, не сформированного в средней школе. Психологическое восприятие всего этого в страхе перед семинарами, зачётами и возможными ограничениями в увольнениях, а то и в отчислении из вуза.

2. Мнительность, сосредоточенность на своих недостатках, слабая подготовленность перед возросшими требованиями вуза.

3. Разлука с семьёй, с людьми привычного круга общения. Учёба в вузе ФСИН России для большинства девушек-курсантов связана не только с переменой места жительства, но и с проживанием в общежитии. Адаптация к таким условиям не может быть безболезненной, а включённость личности в систему уставных отношений не только не облегчает, но и чаще всего усложняет этот процесс. От курсантов при этом требуется расстановка собственных предпочтений в сфере быта и учёбы с предпочтениями соседей, налаживание отношений не только с симпатичными, но и неприятными по той или иной причине людьми. Жизнь в общежитии казарменного типа предполагает общение с людьми разных национальностей, социальных слоёв и групп, разных культурных представлений, ценностных ориентаций, различного уровня развития коммуникативных навыков. Все эти факторы непосредственно влияют на формирование самостоятельности, осознание своей позиции в отношениях с окружающими.

4. Появляются сомнения в правильности выбора вуза, сложности контакта с преподавателями, боязнь обратиться за помощью, консультацией из-за опасения не сдать тот или иной зачёт или экзамен.

5. Наличие в учебной деятельности целого ряда специфических для девушек дисциплин (строевая и огневая подготовка, тактико-технические занятия, приёмы рукопашного боя). Особые сложности в учебе у 80 % девушек возникают на занятиях по физической культуре. Это связано не только с необходимостью выполнения определённых нормативов по силе, быстроте, ловкости, выносливости, но и резким изменением статуса этой учебной дисциплины, её превращением из второстепенной (в средней школе) в одну из самых необходимых в подготовке будущих офицеров.

Физическая подготовка сотрудников уголовно-исполнительной системы (УИС) рассматривается как составная часть физического воспитания в целом личности, призванная обеспечивать всестороннее физическое развитие и совершенствование профессионально-прикладной физической подготовкой в соответствии с нормативными

актами ФСИН России. Целенаправленная система физической подготовки оказывает существенное влияние на повышение функционального состояния занимающихся и эффективности выполнения ими оперативно-служебных задач.

Физическая подготовка в образовательном учреждении представляет собой учебно-тренировочный процесс, который направлен на обучение, совершенствование, развитие и поддержание на высоком уровне как умений и навыков, так физических качеств и психических процессов курсантов и сотрудников.

Проблемой в физической подготовке девушек-курсантов становится раздел «Приёмы рукопашного боя». Это объясняется отсутствием знаний и практического опыта на ранних этапах обучения. Школа движений не заложена в двигательной базе вчерашних школьников. Помимо нехватки двигательных умений и навыков, полностью отсутствует психологическая подготовка.

При обучении девушек приёмам борьбы осваиваются совершенно новые, ранее неизвестные для них координационно сложные двигательные действия, которые требуют проявления определённого уровня физических качеств: силы, выносливости, быстроты, ловкости, гибкости, что требует постоянного повышения общей физической подготовки. Также возникают и проблемы психофизиологического характера (возбудимость нервной системы, способность к обучаемости, морфо-функциональные особенности, в том числе особенности протекания менструального цикла).

Данные проблемы необходимо решать на начальных этапах обучения. Некоторые из вопросов можно решить в процессе усвоения учебного материала, но есть проблемы, решить которые невозможно: невозможно увеличить учебные часы по физической подготовке, пересмотреть тематику разделов (заменить приёмы рукопашного боя на спортивные игры или гимнастику). Актуален вопрос и об организации учебного процесса, должны ли девушки обучаться в отдельных взводах или совместно с юношами. Некоторые специалисты считают, что занятия должны проходить совместно, так как, окончив высшее учебное заведение, сотрудницам придется вступать в единоборство с преступниками, как женщинами, так и мужчинами. Другие считают, что занятия следует проводить отдельно, так как, учитывая психофизические особенности женского организма, ритм и специфика занятий должны отличаться от занятий с мужчинами. Третье мнение -физическую подготовку девушек-курсантов следует делить на два этапа: на первом - отдельно от юношей, а на втором - совместно. Однако как показывает практика, процесс обучения боевым приёмам борьбы протекает успешнее, если спарринг-партнёром является юноша, так как боязнь причинить боль юноше меньше, чем девушке.

При обучении курсантов-девушек необходимо больше времени на закрепление пройденного материала, что является нежелательным

моментом для преподавателя, приходится увеличивать время, отведенное на один приём. Если этого не делать, а продолжать занятия с основной группой, то курсанты-девушки не усвоят материал, а, соответственно, и все последующие элементы техники приёмов.

Все эти качества и способности необходимы для ведения боя, проведения задержания нарушителя или подозреваемого, либо выполнения специальной оперативной задачи в экстремальной ситуации.

Таким образом, набор девушек-курсантов для обучения в вузе ФСИН породил немало новых как организационных, так и педагогических проблем, которые требуют решения. Фактором, усложняющим адаптацию девушек-курсантов к условиям пребывания в специализированных вузах, являются, в частности, гендерные стереотипы, сформировавшиеся у мужчин-офицеров и курсантов-юношей, с одной стороны, и у девушек-курсантов, с другой.

Необходимо отметить наличие определённых половых различий по показателям мотивации, самооценки и саморегуляции поведения, уровню сформированности коммуникативных и рефлексивных способностей. При этом стереотип о более высокоразвитых интеллектуальных способностях юношей-курсантов не получил практического подтверждения.

Однако, как показывает практика проведения практических занятий, выявленные различия не учитываются при организации образовательного процесса с курсантами-юношами и курсантами-девушками, что позволяет говорить о необходимости использования гендерного подхода в целях повышения эффективности образовательного процесса в специализированном вузе.

Целью разнополого подхода к реализации образовательного процесса в специализированном вузе должна стать реконструкция традиционных ограничений потенциалов личности в зависимости от биологического пола, осмысление и создание условий для реализации и раскрытия способностей юношей и девушек в процессе педагогического воздействия. Раздельный подход необходим не во всем процессе обучения, а на конкретных дисциплинах, перечень которых необходимо определять, отталкиваясь от профессии которую получит выпускник.

Литература

1. Грошев И. В. Психология половых различий : монография. - Тамбов: Изд-во ТГУ им. Г. Р. Державина, 2001. - 683 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.