Научная статья на тему 'Формирование готовности курсантов образовательных организаций ФСИН России к обеспечению режима в пенитенциарных учреждениях: итоги и результаты эксперимента'

Формирование готовности курсантов образовательных организаций ФСИН России к обеспечению режима в пенитенциарных учреждениях: итоги и результаты эксперимента Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
65
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ / EDUCATIONAL ORGANIZATIONS / ФСИН РОССИИ / FPS OF RUSSIA / ФОРМИРОВАНИЕ / FORMATION / ГОТОВНОСТЬ / READINESS / ОБЕСПЕЧЕНИЕ РЕЖИМА / PROVIDING MODE / ПЕНИТЕНЦИАРНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ / PENAL INSTITUTIONS

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Дворцов Василий Борисович

В статье приводятся результаты проведенного в 2008-2016 гг. в ФКОУ ВО Кузбасский институт ФСИН России педагогического эксперимента по формированию готовности курсантов первого-пятого курсов к обеспечению режима в пенитенциарных учреждениях. В содержание эксперимента входили констатирующий и формирующий этапы, в ходе которых были установлены начальный (исходный) уровень готовности курсантов к обеспечению режима в пенитенциарных учреждениях и конечный результат. Результаты проведенных исследований показывают, что реализованные в ходе эксперимента организационно-педагогические условия и разработанные критерии и показатели позволили определить динамику уровней показателей сформированности готовности курсантов к обеспечению режима в пенитенциарных учреждениях. Рост уровней показателей готовности к профессиональной деятельности по окончании обучения является одним из доказательств эффективности проведенного педагогического эксперимента.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Дворцов Василий Борисович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Formation of readiness of cadets of the educational organizations of the FPS of Russia for providing the mode in penal institutions: results and results of an experiment

In article results of the pedagogical experiment conducted in 2008-2016 to the Kuzbass institute of the FPS of Russia on formation of readiness of cadets of the first the fifth courses are given to providing the mode in penal institutions. The stating and forming stages during which have been established the initial (initial) level of readiness of cadets for providing the mode in penal institutions and the end result entered the content of an experiment. Results of the conducted researches show that the organizational and pedagogical conditions and the developed criteria and indicators realized during the experiment have allowed to define dynamics of levels of indicators of formation of readiness of cadets for providing the mode in penal institutions. Growth of levels of indicators of readiness for professional activity upon termination of training is one of proofs of efficiency of the made pedagogical experiment.

Текст научной работы на тему «Формирование готовности курсантов образовательных организаций ФСИН России к обеспечению режима в пенитенциарных учреждениях: итоги и результаты эксперимента»

ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Theory and technique of professional education В. Б. Дворцов

ФОРМИРОВАНИЕ ГОТОВНОСТИ КУРСАНТОВ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ ФСИН РОССИИ К ОБЕСПЕЧЕНИЮ РЕЖИМА В ПЕНИТЕНЦИАРНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ: ИТОГИ И РЕЗУЛЬТАТЫ ЭКСПЕРИМЕНТА

В статье приводятся результаты проведенного в 2008-2016 гг. в ФКОУ ВО Кузбасский институт ФСИН России педагогического эксперимента по формированию готовности курсантов первого-пятого курсов к обеспечению режима в пенитенциарных учреждениях. В содержание эксперимента входили констатирующий и формирующий этапы, в ходе которых были установлены начальный (исходный) уровень готовности курсантов к обеспечению режима в пенитенциарных учреждениях и конечный результат. Результаты проведенных исследований показывают, что реализованные в ходе эксперимента организационно-педагогические условия и разработанные критерии и показатели позволили определить динамику уровней показателей сформированности готовности курсантов к обеспечению режима в пенитенциарных учреждениях. Рост уровней показателей готовности к профессиональной деятельности по окончании обучения является одним из доказательств эффективности проведенного педагогического эксперимента.

Ключевые слова: образовательные организации; ФСИН России; формирование; готовность; обеспечение режима; пенитенциарные учреждения.

V. B. Dvortsov

FORMATION OF READINESS OF CADETS

OF THE EDUCATIONAL ORGANIZATIONS OF THE FPS OF RUSSIA FOR PROVIDING THE MODE IN PENAL INSTITUTIONS: RESULTS AND RESULTS OF AN EXPERIMENT

In article results of the pedagogical experiment conducted in 2008-2016 to the Kuzbass institute of the FPS of Russia on formation of readiness of cadets of the first — the fifth courses are given to providing the mode in penal institutions. The stating andforming stages during which have been established the initial (initial) level of readiness of cadets for providing the mode in penal institutions and the end result entered the content of an experiment. Results of the conducted researches show that the organizational and pedagogical conditions and the developed criteria and indicators realized during the experiment have allowed to define dynamics of levels of indicators of formation of readiness of cadets for providing the mode in penal institutions. Growth of levels of indicators of readiness for professional activity upon termination of training is one of proofs of efficiency of the made pedagogical experiment.

Keywords: educational organizations; FPS of Russia; formation; readiness; providing mode; penal institutions.

© Дворцов В. Б., 2017

Реформирование УИС, реализуемое согласно Концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года, встраивание УИС России в систему международных стандартов обращения с осужденными требует постоянного совершенствования и корректировки профессиональной компетентности выпускников образовательных организаций ФСИН России с учетом возрастающих требований общества и государства к сотрудникам пенитенциарных учреждений.

Формирующим ядром обеспечения режима в пенитенциарных учреждениях выступает готовность сотрудников УИС к такой деятельности. Анализ практики работы персонала пенитенциарных учреждений показывает, что недостаточный уровень сформированности у них профессиональных компетенций не позволяет им в полном объеме профессионально обеспечивать режим в учреждениях в соответствии с требованиями законодательных и нормативно-правовых актов. Данное утверждение применимо и в отношении готовности курсантов, окончивших образовательные организации ФСИН России, к обеспечению режима в пенитенциарных учреждениях.

В связи с этим повышение качества работы персонала невозможно в том числе без проведения глубокого комплексного научного исследования теории и практики осуществления образовательной деятельности в вузах ФСИН России по формированию у курсантов

готовности к обеспечению режима в пенитенциарных учреждениях. В этих целях в 2008-2016 гг. нами была проведена опытно-экспериментальная работа с курсантами первого-пятого курса ФКОУ ВО Кузбасский институт ФСИН России, направленная на выявление, научное обоснование и проверку организационно-педагогических условий формирования готовности курсантов образовательных организаций ФСИН России к обеспечению режима в пенитенциарных учреждениях.

Констатирующий этап эксперимента проводился с курсантами первого-пятого курсов, обучающихся по специальности 40.05.02 «Правоохранительная деятельность», специализация «Обеспечение безопасности в уголовно-исполнительной системе», в период 2008-2010 гг. в ходе данного этапа нами выявлялся исходный уровень готовности курсантов к обеспечению режима в пенитенциарных учреждениях, по результатам которого был проведен анализ полученных данных.

На этапе констатирующего эксперимента нами было выделено три средних показателя уровней готовности курсантов пятого курса к обеспечению режима в пенитенциарных учреждениях: недостаточный (34,7 % курсантов), средний (30,1 %) и высокий (53,2 %). Таким образом, лишь чуть более половины курсантов пятого курса характеризовались высоким уровнем готовности к обеспечению режима в пенитенциарных учреждениях (см. таблицу 1):

Таблица 1.

Средний показатель уровней сформированной готовности курсантов к обеспечению режима в пенитенциарных учреждениях до начала эксперимента

Курс Количество курсантов Средний показатель уровней сформирован!! тов к обеспечению режима в пенитенциа ой готовности курсан-рных учреждениях

Недостаточный Средний Высокий

Абс. % Абс. % Абс. %

1 148 98 66,7 34 23,2 16 10,1

2 140 68 48,7 49 34,9 69 16,3

3 164 51 31,7 69 41,7 40 26,1

4 146 31 21,3 64 43,5 51 35,2

5 132 22 34,7 40 30,1 70 53,2

Анализ результатов констатирующего эксперимента позволил нам выделить ряд показателей готовности к обеспечению режима в пенитенциарных учреждениях, которые нуждались в дополнительном внимании при обучении курсантов:

1. «Уметь анализировать информацию, выявлять причины и условия, способствующие нарушениям режима отбывания наказания».

2. «Уметь обеспечивать выполнение режимных требований».

3. «Уметь обеспечивать выполнение распорядка дня осужденными».

4. «Уметь использовать технические средства надзора и контроля».

5. «Уметь проводить занятия по служебной подготовке».

6. «Уметь организовывать взаимодействие отделов и служб».

Поскольку уровень готовности курсантов по приведенным выше показателям характеризовался достаточно низко, то именно в этом направлении в ходе второго этапа эксперимента (формирующего) была проведена разносторонняя корректировка учебно-методического обеспечения формирования готовности курсантов к обеспечению режима в пенитенциарных учреждениях.

Формирующий этап эксперимента осуществлялся в течение 5 лет с первого по пятый курс обучения курсантов (2011-2016 гг.) в процессе их теоретической подготовки, научно-исследовательской работы, прохождении учебной, производственной, преддипломной и внеаудиторной практик.

Научная обоснованность эксперимента обеспечивалась путем применения организационно-педагогических условий формирования готовности курсантов к обеспечению режима в пенитенциарных учреждениях при выполнении ряда психолого-педагогических условий, предъявляемых к проведению педагогического эксперимента:

1) работа организовывалась с учетом однородности состава участников

эксперимента, в естественных условиях образовательного процесса;

2) исследование проводилось с использованием материалов и организационно-педагогических условий формирования готовности курсантов к обеспечению режима в пенитенциарных учреждениях, предусмотренных утвержденными учебными программами, и соответствовало задачам диссертационного исследования;

3) контрольные срезы, позволяющие определить результат сформиро-ванности у курсантов готовности к обеспечению режима в пенитенциарных учреждениях, на различных этапах опытно-экспериментальной работы проводились с использованием организационно-педагогических условий формирования готовности курсантов к обеспечению режима в пенитенциарных учреждениях и учебно-методического материала, предусмотренного программой курса специальных дисциплин и актуального для предстоящей профессиональной деятельности.

Сопоставление полученных в ходе констатирующего и формирующего этапов данных позволило выявить динамику уровня готовности курсантов к обеспечению режима после проведения эксперимента и провести сравнительный анализ с результатами констатирующего эксперимента.

Согласно результатам исследования, показатель высокого уровня сфор-мированности осведомленности курсантов о режиме содержания осужденных в пенитенциарных учреждениях на 5 курсе после окончания эксперимента на 28,02 % выше, чем у курсантов до начала эксперимента.

Готовность по показателю «Осознание значимости обеспечения режима в пенитенциарных учреждениях», имеющему превалирующее значение при определении важности режима как основы правопорядка в пенитенциарном учреждении, после окончания эксперимента сформирована у курсантов 5 курса на достаточно высоком уровне

(95 %), что почти на 37 % выше по сравнению с аналогичной категорией курсантов до начала эксперимента.

Показатель высокого уровня сфор-мированности профессиональных интересов по обеспечению режима среди курсантов 5 курса после окончания эксперимента на 18,2 % выше, чем у курсантов до эксперимента. Динамика увеличения числового показателя высокого уровня в сравнении между до начала и после окончания эксперимента прослеживается также и при исследовании других показателей.

Так, при сравнительном анализе уровня готовности курсантов по показателю «Профессиональные склонности к работе по обеспечению режима в пенитенциарных учреждениях» среди курсантов 1-5 курсов до и после эксперимента выявлено, что у курсантов 5 курса после окончания эксперимента показатели в среднем выше на 44,7 %.

Следует отметить, что показатель «Сформированность знаний об особенностях деятельности по обеспечению режима» является одним из ведущих в структуре готовности курсантов к обеспечению ими режима в пенитенциарных учреждениях. Высоким уровнем сфор-мированности указанного показателя обладают 91,66 % из числа курсантов после эксперимента (73,49 % — до эксперимента). Это свидетельствует о позитивном значении эксперимента при организации образовательного процесса.

При изучении уровня готовности курсантов по показателю «Уметь обеспечивать выполнение режимных требований» выявлено, что после эксперимента число курсантов, характеризующихся высоким уровнем исследуемого показателя, выше на 34,85 %. Это объясняется углубленным подходом при организации обучения по дисциплине «Организация режима и надзора в учреждениях УИС», увеличением количества часов практических занятий и

внеаудиторной работы. Аналогичному объяснению подлежат результаты, полученные в ходе исследования уровней готовности курсантов по показателям «Уметь проводить обыски осужденных и помещений, осмотры территорий и досмотры лиц, входящих на объекты учреждений ФСИН России и выходящих из них», а также «Уметь обеспечивать выполнение распорядка дня осужденными, проведение проверок осужденных, развод, съем с работы, осмотр внешнего вида» и «Уметь использовать технические средства надзора и контроля». В среднем число курсантов после эксперимента, характеризующихся высоким уровнем освоения показателей деятельностно-практического критерия, превышает на 20-25 % число курсантов до проведения эксперимента.

Начиная с 4 года обучения после окончания эксперимента проявляется заметное повышение уровня готовности курсантов по показателю «Уметь обеспечивать выполнение распорядка дня осужденными». На пятом курсе показатель высокого уровня готовности после окончания эксперимента превышает аналогичный показатель до его проведения на 33,33 %.

Это объясняется увеличением объема знаниевого компонента при организации образовательного процесса в период эксперимента, что в свою очередь подтверждается также и наличием высокого уровня готовности курсантов по показателю «Знает сущность понятия "режим" и его содержание».

Таким образом, при сравнительном анализе показателей среди курсантов до и после эксперимента выявлены значительные расхождения в сформированных уровнях готовности к обеспечению режима в пенитенциарных учреждениях. Так, высокий уровень у курсантов после эксперимента в среднем на 30 % превышает аналогичный уровень курсантов до эксперимента, см. таблицу 2:

Таблица 2

Курс Количество курсантов Средний показатель у к обеспечению ювней сформированной готовности курсантов режима в пенитенциарных учреждениях

Недостаточный Средний Высокий

Абс. % Абс. % Абс. %

1 148 69 46,62 49 33,1 30 20,27

2 140 48 34,28 52 37,14 40 28,57

3 164 26 15,85 74 45,12 64 39,02

4 146 13 8,9 56 38,35 78 53,42

5 132 2 1,51 22 16,67 112 84,85

Таким образом, на этапе формирующего эксперимента нами было выделено три средних показателя уровней готовности курсантов 5 курса к обеспечению режима в пенитенциарных учреждениях: недостаточный (1,51 %), средний (16,67 %) и высокий (84,85 %).

При сравнительном анализе резуль-

татов констатирующего и формирующего экспериментов выявлено, что показатель высокого уровня готовности курсантов пятого курса после эксперимента превышает аналогичный показатель констатирующего эксперимента на 31,65 % (см. Таблицу 3):

Таблица 3.

Сравнительный анализ уровней сформированной готовности курсантов к обеспечению режима в пенитенциарных учреждениях до начала и после окончания эксперимента

Курс Количество курсантов Показатель уровней сформированной готовности курсантов к обеспечению режима в пенитенциарных учреждениях

Недостаточный Средний Высокий

До начала эксперимента После окончания эксперимента До начала эксперимента После окончания эксперимента До начала эксперимента После окончания эксперимента

Абс. % Абс. % Абс. % Абс. % Абс. % Абс. %

1 148 98 66,7 69 46,62 34 23,2 49 33,1 16 10,1 30 20,27

2 140 68 48,7 48 34,28 49 34,9 52 37,14 69 16,3 40 28,57

3 164 51 31,7 26 15,85 69 41,7 74 45,12 40 26,1 64 39,02

4 146 31 21,3 13 8,9 64 43,5 56 38,35 51 35,2 78 53,42

5 132 22 34,7 2 1,51 40 30,1 22 16,67 70 53,2 112 84,85

Из таблицы видно, что показатели формирующего эксперимента значительно превышают аналогичные показатели констатирующего эксперимента. Так, если рост высокого уровня готовности у курсантов пятого курса до начала эксперимента составлял 43,1 % (на первом курсе — 10,1, а на 5 — 53,2), то после проведения эксперимента аналогичный рост составил 64,58 % (на первом курсе — 20,27 %, на пятом — 84,85 %). По итогам окончания эксперимента

уменьшилось количество курсантов пятого курса с недостаточным уровнем готовности к обеспечению режима в пенитенциарных учреждениях с 34,7 % до 1,51 %; увеличилось количество курсантов с высоким уровнем готовности с 53,2 % до 84,85 %. Результаты проведенных исследований показывают, что реализованные в ходе эксперимента организационно-педагогические условия и разработанные критерии и показатели позволили определить динамику уровней показателей

сформированности готовности курсантов по окончании обучения является одним к обеспечению режима в пенитенциарных из доказательств эффективности прове-учреждениях. денного педагогического эксперимента.

Рост уровней показателей готовности к профессиональной деятельности

Сведения об авторе

Дворцов Василий Борисович: ФКУ ДПО Томский ИПКР ФСИН России (г. Томск), начальник. E-mail: KR1021@yandex.ru

Information about the author

Dvortsov Vasiliy Borisovich: Tomsk Institute of the professional development of employees of the FPS of Russia (Tomsk), chief. E-mail: KR1021@yandex.ru

УДК 372.881.111.1

И. А. Пушкарева

ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННОЕ ОБУЧЕНИЕ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ

Статья посвящена проблеме практико-ориентированного обучения на занятиях по иностранному языку в рамках профессионального обучения сотрудников УИС.

Выявлено, что данный подход имеет ряд преимуществ по сравнению с традиционным обучением, так как позволяет усилить практическую направленность образования и способствует формированию у обучающихся качеств, знаний, умений и навыков, значимых для будущей профессиональной деятельности и обеспечивающих качественное выполнение функциональных обязанностей по специальности.

В статье даются рекомендации по созданию и использованию терминологического словаря, выявляются преимущества и недостатки метода проекта, определяется структура проекта и возможные цели его применения на занятиях по иностранному языку.

Ключевые слова: практико-ориентированное обучение; речевая деятельность; профессиональная коммуникация; терминология; проект; проектная деятельность.

I. A. Pushkareva

PRACTICE-ORIENTED TRAINING IN TEACHING A FOREIGN LANGUAGE

The article is devoted to a problem of the practice-oriented training in teaching a foreign language within professional education of Corrective Service personnel.

It is revealed that this approach has a number of advantages in comparison with traditional training as allows enhancing practical orientation of education, and promotes formation qualities, knowledge and skills significant for future professional activity and functional duties.

Recommendations about creation and usage of the terminological dictionary are made, advantages and disadvantages of a method of the project are specified, and the

© Пушкарева И. А., 2017

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.