Решетневскце чтения
УДК 339.54.
Е. А. Лапатская, Л. Г. Чернова
Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева, Россия, Красноярск
ПРОБЛЕМЫ НЕДОСТОВЕРНОГО ДЕКЛАРИРОВАНИЯ ТАМОЖЕННОЙ СТОИМОСТИ
Недостоверное декларирование таможенной стоимости товаров является одним из наиболее распространенных в мировой практике способов уклонения от уплаты таможенных платежей независимо от их доли в бюджете государства. На уровень недостоверного декларирования таможенной стоимости товаров влияют факторы, связанные с уровнем таможенных платежей и таможенным контролем, что подтверждает необходимость совершенствования системы контроля таможенной стоимости.
Современный этап развития экономики Российской Федерации характеризуется ее интеграцией в мировое хозяйство, присоединением России к Всемирной торговой организации. В этих условиях ожидается снижение ставок импортных таможенных пошлин по некоторым товарам, что неизбежно повлечет снижение поступления таможенных платежей в доходную часть федерального бюджета Российской Федерации.
Вместе с тем первой стратегической целью, поставленной перед Федеральной таможенной службой, остается обеспечение полноты и своевременности уплаты таможенных пошлин, налогов и сборов. Плановый показатель по перечислению таможенных платежей в федеральный бюджет Российской Федерации остается одним из основных показателей деятельности ФТС России. В 2012 г. ожидается поступление в федеральный бюджет таможенных платежей в сумме 5 057 767,8 млн руб., а в 2013 г. - 5 469 920,2 млн руб. [1].
Определение величины таможенной стоимости товаров, представляет собой одну из сложнейших процедур таможенной практики. Это неудивительно, ведь таможенная стоимость товаров является основой для исчисления таможенных пошлин, налогов и сборов, которые будут уплачены при перемещении товара через таможенную границу Таможенного союза и, изменяя ее размер, можно существенно менять размер взимаемых таможенных платежей.
В связи с этим, определение таможенной стоимости является одной из важнейших проблем, возникающих у предприятий в процессе осуществления внешнеэкономической деятельности. Главная причина этого состоит в том, что таможенные платежи - это дополнительные расходы и, как следствие, увеличение стоимости приобретаемой продукции.
С другой стороны, контроль таможенной стоимости товаров - это одна из главных составляющих основной функции таможенных органов по контролю правильности исчисления, своевременности уплаты и взысканию таможенных пошлин, налогов, сборов.
Контроль заявления и определения таможенной стоимости является инструментом государственного регулирования внешнеэкономических отношений и одним их приоритетных направлений таможенного дела в Российской Федерации. А система контроля таможенной стоимости - важная часть таможенного
регулирования внешнеэкономической деятельности. В связи с этим, именно контроль таможенной стоимости может стать основным механизмом обеспечения полноты собираемости таможенных платежей и в условиях присоединения к ВТО.
В настоящее время проблемы, связанные с корректировкой таможенной стоимости, довольно часто находятся в центре дискуссий. Требование таможенного органа скорректировать таможенную стоимость това -ров, заявленную участниками ВЭД, часто приводит к судебным спорам. Из всех споров, которые федеральные арбитражные суды рассмотрели в 2011 г., доля дел, касающихся корректировки таможенной стоимости, составила 35 %, т. е. каждый третий спор [2]. Достаточно часто суды встают на сторону декларанта и отменяют решения, ранее принятые должностными лицами таможенных органов. Поэтому вопрос эффективности применения процедуры корректировки таможенной стоимости товаров должностными лицами таможенного органа не теряет своей актуальности.
Проблема еще состоит и в том, что на данный момент не существует единой методики оценки эффективности применения процедуры корректировки таможенной стоимости товаров, а эффективность оценивается по значениям определенных показателей, таких как количество произведенных корректировок, количество доначисленных в результате корректировок таможенной стоимости товаров таможенных платежей и др.
Однако это в полной мере не может отразить эффективность применения данной процедуры.
В законодательстве, регулирующем определение, контроль и корректировку таможенной стоимости, системно и последовательно изложены базовые положения в части декларирования и контроля таможенной стоимости, урегулированы многие спорные вопросы, касающиеся непосредственно корректировки таможенной стоимости товаров. В частности, обозначены основания для проведения дополнительной проверки документов и сведений и продлены сроки контроля таможенной стоимости после выпуска товаров.
Проведение проверки правильности декларирования таможенной стоимости товаров, ввозимых на таможенную территорию Таможенного союза, осуществляется уполномоченными на то должностными ли-
Организационно-экономические проблемы авиационно-космических, комплексов
цами таможенного поста или таможни и включает в себя следующие действия:
- проверку наличия установленных законодательством документов, подтверждающих заявленную таможенную стоимость товаров;
- проверку правильности заполнения декларации таможенной стоимости;
- проверку правильности применения метода определения таможенной стоимости товаров;
- проверку правильности определения структуры заявленной таможенной стоимости;
- проверку документального подтверждения заявленной таможенной стоимости и всех ее компонентов, включая проверку соответствия сведений, указанных в представленных документах;
- оценку достоверности заявленной таможенной стоимости с использованием системы управления рисками (СУР) [3].
В условиях расширения экономических связей между странами, необходимо также развивать информационный обмен с таможенными службами иностранных государств.
Создание единой информационной базы данных, позволяющей получить сведения о стоимости товара, заявленной в стране-экспортере, позволит провести
проверку достоверности сведений о таможенной стоимости, заявленных при декларировании товара в странах Таможенного союза, что повысит эффективность контроля таможенной стоимости товаров.
Библиографические ссылки
1. Доклад о результатах и основных направлениях деятельности Федеральной таможенной службы на 2011-2013 годы [Электронный ресурс] // Федеральная таможенная служба. URL: http://www.customs.ru.
2. Вопросы контроля таможенной стоимости ввозимых товаров [Электронный ресурс] // Информационный ресурс «Таможенный брокер». URL: http://brokert.ru.
3. «Об утверждении инструкции по проведению проверки правильности декларирования таможенной стоимости товаров, ввозимых (ввезенных) на таможенную территорию таможенного союза, и регламента действий должностных лиц таможенных органов при контроле и корректировке таможенной стоимости товаров : приказ ФТС РФ от 14.02.2011 № 272. [Электронный ресурс] // Доступ из справ.-правовой системы КонсультантПлюс. URL: http://www.consultant.ru.
E. A. Lapatskaya, L. G. Chernova Siberian State Aerospace University named after academician M. F Reshetnev, Russia, Krasnoyarsk
PROBLEMS OF UNRELIABLE DECLARATION OF CUSTOM COST
Unreliable declaration of custom cost is one of the most widespread in world practice methods of avoiding payment of custom payments regardless their stake in the budget of the state. Factors, related to the level of custom payments and custom control influence on the level of unreliable declaration of custom cost, that confirms the necessity of perfection of the checking of custom cost system.
© Лапатская Е. А., Чернова Л. Г., 2012
УДК 629.78
М. Б. Лыткин, М. А. Иванов, А. С. Тетерин
ОАО «Информационные спутниковые системы» имени академика М. Ф. Решетнева, Россия, Железногорск
СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ОПЫТНО-КОНСТРУКТОРСКИХ РАБОТ
В РОССИИ И США
Отставание российской науки от стран запада носит системный характер, на долю России приходится менее 2 % от общемировых исследований [1]. Безусловным мировым лидером по количеству проводимых научных исследований и внедрению инновационных продуктов является США. Цель исследования заключается в определении причин сложившейся ситуации и рассмотрении вариантов ее решения. Проведен сравнительный анализ этапов опытно-конструкторских работ (ОКР) в России и США.
ОКР в России. Этапом опытно-конструкторских работ называют совокупность работ, характеризующуюся признаками их самостоятельного целевого планирования и финансирования, направленную на получение определенных конечных результатов по разработке, проверке и подтверждению соответст-
вия характеристик продукции установленным требованиям [2].
ОКР в России состоит из нескольких этапов:
- технического предложения;
- эскизного проектирования;
- технического проектирования;