Научная статья на тему 'Проблемы национальных отношений в трудах М. А. Абдуллаева'

Проблемы национальных отношений в трудах М. А. Абдуллаева Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
135
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕТОДОЛОГИЯ ПРОВЕДЕНИЯ ИССЛЕДОВАНИЙ / METHODOLOGY OF RESEARCH / НАЦИОНАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ / NATIONAL RELATIONS / МЕЖНАЦИОНАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ / INTERNATIONAL RELATIONS / МЕЖНАЦИОНАЛЬНОЕ СОГЛАСИЕ / INTERETHNIC HARMONY / МЕЖКОНФЕССИОНАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ / INTERFAITH RELATIONS / МЕЖКОНФЕССИОНАЛЬНОЕ СОГЛАСИЕ / RELIGIOUS HARMONY / КРИТИКА НАУЧНЫХ ИЗВРАЩЕНИЙ БУРЖУАЗНЫХ ФИЛОСОФОВ И СОЦИОЛОГОВ / SCIENTIFIC CRITICISM OF BOURGEOIS PERVERSION PHILOSOPHERS AND SOCIOLOGISTS / НАУЧНЫЙ ВКЛАД В РАЗРЕШЕНИЕ МЕЖНАЦИОНАЛЬНЫХ ПРОТИВОРЕЧИЙ / SCIENTIFIC CONTRIBUTION TO THE RESOLUTION OF ETHNIC CONFLICTS AND OTHERS

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Казиев Н.Э., Гасанов Нариман Набиевич, Магаррамов Магаррам Джабраилович

В статье проведен социально-философский анализ научных трудов профессора М.А. Абдуллаева, вошедших в сборник «Актуальные проблемы национальных отношений». Выявлены авторская методология проведения исследований, основные концептуальные положения его работ, ценность и практическая значимость в плане гармонизации межнациональных отношений в современной России и Республике Дагестан в ее составе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Казиев Н.Э., Гасанов Нариман Набиевич, Магаррамов Магаррам Джабраилович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The problems of national relations in the works M.A. Abdullaeva

The article conducted socio-philosophical analysis of scientific works of professor M.A. Abdullayev, included in the collection “Actual problems of national relations”. Revealed the author’s methodology of research, the main conceptual provisions of his works, the value and practical significance in terms of harmonization of interethnic relations in modern Russia and the Republic of Dagestan in its composition.

Текст научной работы на тему «Проблемы национальных отношений в трудах М. А. Абдуллаева»

12 ноября с.г. исполняется 85 лет дагестанскому, российскому мыслителю, доктору философских наук, профессору Магомеду Абдуллаевичу Абдуллаеву. М.А. Абдуллаев является главным редактором журнала «Научный мир» и информационного бюллетеня «Наше культурное наследие». Он - действительный член МАИ и президент Дагестанского отделения МАИ, заслуженный деятель науки Республики Дагестан и Российской Федерации, заведующий кафедрой философии и иностранных языков ДНЦ РАН, директор РБОФ (Республиканского благотворительного общественного фонда) им. Шейха Абдурахмана-Хаджи ас-Сугури.

Магомед Абдуллаевич Абдуллаев - известный в России и ближнем зарубежье учёный-исследователь с широкими познаниями и научными интересами. О нём с глубочайшим уважением писали и пишут такие авторитетные для нашей республики издания, как «Дагестанская правда», «Народы Дагестана», «Возрождение», «Научный мир» и др. Его исследования охватывают почти все направления философской и социально-политической науки. Он отличается редкой научной плодотворностью и смелостью. Им опубликовано 30 монографий, 7 учебных пособий и учебников для аспирантов, 6 сборников своих статей, более 200 статей в коллективных монографиях, сборниках и журналах.

Его выдающаяся личность получила достаточно заметное освещение не только в республиканской, но и в общероссийской прессе. Исследования Магомеда Абдуллаевича отмечены премией Всесоюзного конкурса за лучшую работу в области общественных наук, многими государственными и престижными общественными премиями Республики Дагестан.

Магомед Абдуллаевич Абдуллаев является выдающимся сыном не только даргинского, но и всех народов, проживающих в многонациональном Дагестане и России. Жизнь и судьба всех перечисленных народов всегда были предметом фундаментального и глубокого научного анализа философа, образ их жизни, его состояние и динамика повседневно волновали его; каждый научный труд учёного был посвящён проблеме облегчения жизни и деятельности дагестанцев, гармонизации их отношений, укреплению дружбы и взаимопонимания между ними.

Авторы настоящей публикации не ставят перед собой чрезмерно амбициозную задачу дать в ней исчерпывающую характеристику М.А. Абдуллаева. Их задача скромнее: попытаться характеризовать научные подходы профессора к проблемам национальных отношений.

Коллектив редакции и редколлегия от души поздравляют Магомеда Абдуллаевича с Днем рождения и желают ему крепкого здоровья, бодрости счастья, оптимизма и творческого долголетия.

Н.Э. КАЗИЕВ кандидат философских наук, профессор, директор РЦЭИ ДНЦ РАН

Н.Н. ГАСАНОВ кандидат философских наук, профессор ДГПУ*

М.Д. МАГАРРАМОВ доктор философских наук, профессор ДГПУ, ведущий научный сотрудник РЦЭИ ДНЦ РАН**

Проблемы национальных отношений в трудах

^ Гасанов Нариман Набиевич, e-mail: nariman1940@ mail.ru

** Магаррамов Магаррам Джабраилович, e-mail: m.magarram@gmail.com

М.А. Абдуллаева

Знакомясь с трудами М.А. Абдуллаева, видишь, что разрешению проблем национальных отношений в Дагестане и России учёный посвятил более сорока двух своих публикаций, включённых им в сборник «Актуальные проблемы национальных отношений в Дагестане» объемом 21 л., выпущенный в 2013 г.

У автора есть и другие работы, посвящённые вопросам национальных отношений. Это монографии «Северный Кавказ в объективе антикоммунизма» (1975 г.) и «Социализм и народы Северного Кавказа» (1989 г.).

Первая монография, хотя и была написана на основе материалов антисоветской эмиграции, была всецело посвящена их аргументированной критике. Сегодня автор справедливо недоумевает по поводу того, что «теперь позиции и роль политических и иных эмигрантов трактуется по-другому, положительно. Оправдывают даже тех, кто перешёл на сторону нацистов и воевал против своей Родины».

В другой монографии автор с марксистских позиций подверг критике извращения буржуазных советологов и политических эмигрантов из Северного Кавказа о «бесчеловечной» природе процесса строительства социализма в нашей стране. По его справедливой и обоснованной мысли, «социализм буквально преобразовал жизнь, быт и культуру народов этих республик».

Проведём лаконичный анализ основных его публикаций, вошедших в вышеупомянутый сборник статей.

Этот труд начинается со статьи под заголовком «В дружбе народов наша сила». В публикации автор цитирует слова ярого идейного противника советского строя З. Бзежинского: «Мы ещё слабо используем разнообразные средства воздействия для стимулирования самосознания наций в СССР, недостаточно учитываем, как важно исподволь насаждать идеи ущемления и неравноправия нерусских народов для достижения наших целей. В этих целях Запад должен использовать национализм, поддерживать обособленческие тенденции и всякого рода проявления неприязни между русскими и нерусскими...подорвать внутреннюю стабильность советского режима, - вот наша цель». Эти слова сегодня точь-в-точь используются западными советологами, правда, уже для дестабилизации общественно-политической обстановки в современной России. Зная такое состояние дел, для извлечения позитивных выводов о необходимости укрепления дружбы дагестанских и российских народов во имя борьбы с негативными происками наших заграничных недругов крайне важен праксиологический, преобразовательный потенциал рассматриваемой публикации. Это можно лаконично выразить приведёнными учёным словами известного дагестанского поэта-революционера Саида Габиева: «Судьба Дагестана неразрывно связана с Россией так, что счастье первого заключено в счастье второй.И нам,

дагестанцам, остаётся идти с ней по-братски, рука об руку». И в самом деле, сила Дагестана, благополучие народов, проживающих в нём, заключаются в силе российских народов, дружбе и единстве между ними, вековой спаянности всех народов, проживающих на российской земле.

В публикации «За обновлённый союз, против «войны» суверенитетов» М.А. Абдуллаев, анализируя исторические события в канун развала бывшего СССР, прозорливо заметил: «Объявленный нациями и народами нашей страны парад суверенитетов не всегда исходит из разумных потребностей»1. Автор подверг справедливой критике действия прибалтийских республик, направленные на ущемление прав и интересов русскоязычного населения, проживающего на соответствующих территориях. Увидел в параде суверенитетов народов, населяющих РСФСР, включая Республику Дагестан, угрозу территориальной целостности России.

Он сформулировал достаточно ценный вывод, имеющий актуальное значение сегодня: «Интересы народов Дагестана требуют сохранения мира и дружбы не только между собой, но и всеми народами России. Без единства усилий и рационального использования ресурсов всех республик вряд ли возможны выход из кризисного состояния, обеспечение могущества страны, высокий уровень материальной и духовной жизни»2.

О необходимости стабилизации жизни общества как неотъемлемого условия, гарантирующего успешность политики перестройки всех сфер общественной жизни, писал профессор М.А. Абдуллаев в статье «Без стабилизации жизни общества перестройка невозможна».

Следует согласиться с одним из главных выводов статьи автора о том, что «перестройка началась без чёткого представления о ней и конкретной программы её реализации. Она проводилась одновременно во всех областях жизни, по-компанейски, без учёта реальных возможностей (материальных ресурсов и состояния человеческого фактора) и соответствующей подготовки. В силу этого перестройка приняла разрушительный характер, были резко разрушены существующие административно-командные структуры и межхозяйственные связи». И как результат «суверенитет очень часто не имеет ничего общего с подлинным его пониманием и служит средством достижения националистических вожделений и личных амбиций. Дело доходит до

о

того, что не только область, но и районы провозглашают суверенитет» .

Крик души! - так можно охарактеризовать идею публикации М.А. Абдуллаева «Это вовсе не перестройка». Автор пишет: «Мы, как и все тысячи представителей интеллигенции, горячо поддерживали политику перестройки и демократизации страны, ибо это была назревшей необходимостью... Но перестройка не состоялась, она провалилась,

1 Актуальные проблемы национальных отношений в Дагестане. Махачкала, 2013, с. 11.

2 Там же, с. 18, 68-74.

3 Там же, с. 23.

вернее, переродилась. В этих условиях выступать за перестройку означало бы выступать в поддержку той разрухи, к которой мы пришли под знаменем демократизации» 4.

М.А. Абдуллаев справедливо критиковал политику Б.Н. Ельцина, приведшую к «войне законов» между РСФСР и бывшим СССР. Его позицию в отношении недостаточной поддержки русскоязычного населения, проживающего в прибалтийских странах, а также по потаканию им центробежным силам в рамках бывшего СССР. В то время автор предложил достаточно разумный, рациональный и взвешенный вывод, что «мы можем выйти из нынешнего состояния, только объединив ресурсы и усилия всех республик. И только в этом случае наша страна может сохранить своё могущество и влияние в мире»5. К большому сожалению, история распорядилась иначе. СССР развалили. Но, благо, что Россия еле-еле, благодаря прозорливой и взвешенной политике В.В.Путина выкарабкалась из сложнейшей ситуации, когда её могли бы захлестнуть межнациональные распри и конфликты. Сегодня Россия в числе великих держав мира, с её позицией считаются, вокруг неё вновь по своей доброй воле собираются бывшие союзные республики, хотя есть силы, которые мешают этому процессу.

Объединение союзных республик в единое, целое государство Магомед Абдуллаев пожелал нашей стране ещё в 90-е гг. прошлого века. К тому, что он желал своей Родине в то историческое время, мы в чём-то пришли сегодня и к чему-то ещё придём в недалёком будущем...

Чтобы полноценно определить объём и содержание понятия «суверенитет» профессор М.А. Абдуллаев опубликовал специальную статью. По его мысли «суверенитет предполагает самостоятельность и независимость наций в осуществлении власти на своей территории»6. Автор подверг справедливой критике руководство РСФСР, которое, с одной стороны, приветствовало суверенитет республик, входивших в состав бывшего СССР, с другой - явно негативно относилось к реализации в своей практической деятельности содержания понятия «суверенитет» субъектами, входившими в состав РСФСР. Вместе с тем учёный рационально отметил, что «декларации о суверенитете и попытки его реализовать в любой форме приносят ущерб как дружбе дагестанских народов, так и общедагестанской государственности». «Дагестан - многонациональная республика, народы которой жили и во многом живут единой семьёй. В силу исторической общности судьбы (тяжёлой и горькой судьбы), у них сложилось сознание своей близости, единства, и нужно сделать всё возможное для того, чтобы сохранить это единство, чувство дружбы, взаимного уважения и солидарности всё ещё живущие в наших народах»7.

4 Актуальные проблемы национальных отношений в Дагестане, с. 109-116.

5 Там же, с. 27.

6 Там же, с. 28.

7 Актуальные проблемы национальных отношений в Дагестане, с. 30-32.

В публикации «Противоречия в сфере национальных отношений и способы их разрешения» М.А. Абдуллаев обозначил несколько разновидностей и уровней противоречий, а именно: а) объективные и субъективные; б) «между социально-экономическими реалиями и желаниями этносов»; в) в уровнях экономического и культурного развития наций; г) между сложившейся социально-политической ситуацией и политико-правовыми требованиями; д) местными и приезжими: е) центральной и местной властями; ж) национальным и интернациональным.

Выделяя обозначенные противоречия, автор предлагает рациональный выход из них. В частности, учёный предлагает при решении кадровых вопросов исключить из практики такие явления, как родство, землячество, куначество, материальный интерес, личная преданность, угодничество, скрытый национализм, безответственность, да и просто недооценка вопросов и т. д. Он подчёркнул, что «часто встречаются случаи, когда для количества расставляются кадры всех национальностей, но на решающих участках расставляются свои. Такой подход нельзя квалифицировать иначе, как проявление скрытого национализма». Автор в конце публикации умозаключает, что «такое положение не может способствовать укреплению дружбы народов». Отметил, что для преодоления указанных противоречий необходимо «обеспечение соответствующего уровня развития, экономической, социально-политической и духовной жизни наций и народов»8.

Сформулированные М.А. Абдуллаевым выводы не потеряли своей актуальности и значимости сегодня. Указанные умозаключения могут и должны быть использованы руководителями органов государственной власти, управления, местного самоуправления в своей повседневной работе, а особенно при снятии перечисленных и других противоречий, решении вопросов подбора и расстановки руководящих кадров.

О необходимости гармонизации межнациональных отношений пишет М.А. Абдуллаев в своих статьях: «За гармонизацию межнациональных отношений»; «В могучем лесу все деревья красивы. Историческое сознание и этническое самосознание»; о необходимости тесного единства Дагестана и России: «Путь в завтра. Как лучше обустроить Дагестан»; «Кому выгодна напряжённость»; «Куда ведут народные движения»; «К вопросу о путях развития Дагестана»; «Стабилизировать межнациональные отношения»; «Этнические процессы в современном Дагестане»; «Религиозный и национальный факторы в социально-политической жизни республики»; «Этнические процессы в современном Дагестане»; «Ещё раз об этнических отношениях»; «Некоторые аспекты национальных отношений. Национальный вопрос в бывшем СССР». Автор, опираясь на принцип историзма, обосновал историческое единство дагестанских народов, лаконично раскрыл их

8 Там же, с. 33-44.

совместную борьбу с иноземными захватчиками, доказал тезис о силе народов Дагестана в их единстве и сплочённости.

Вместе с тем, автор обозначил проблемы, обостряющие межнациональные отношения, а именно: кадрового характера, непропорционального приёма в вузы республики абитуриентов различных национальностей, проживающих в республике и стремление представителей отдельных национальностей возвысить своих деятелей прошлого и настоящего, создать необъективное, преувеличенное общественное мнение о них 9.

М.А. Абдуллаев одним из первых среди специалистов в области национальных отношений указал и дал глубокий анализ факторам, обеспечивающим единство народов Дагестана. Он в качестве основных ценностей социальной жизни называет единство Дагестана и России. Об этом автор глубоко, справедливо, обоснованно и осмысленно пишет в цикле своих публикаций 10: «Единство Дагестана в составе России -объективная историческая необходимость»; «Россия и Дагестан в их исторической взаимосвязи. Мыслители прошлого Дагестана о прогрессивной роли России в исторических судьбах его народов»; «Роль России в исторических судьбах народов Дагестана. В единении - сила и свобода»; «Роль советской России в судьбе народов Дагестана»; «Единство народов Дагестана в составе России - объективная историческая необходимость»; «Дагестан в составе новой России»; «Ещё раз о русско-дагестанских отношениях»; «Мы в вечном долгу перед Россией; «Дружба народов - важнейший фактор их национального возрождения»; «Единство народов Дагестана -

л

исторически сложившаяся реальность»1. Красной нитью через многие статьи автора проходит мысль о том, что присоединение Дагестана к царской России имело прогрессивное значение и это так. Но мы «должны показать, в чём оно заключалось. Начнём с того, что Дагестан был экономически и политически раздробленной страной, где феодальные владетели часто пытались расширить свои владения за счёт других владений и вольных обществ. А это нередко приводило к вооружённому столкновению и даже войне, что не могло не отразиться на общественной жизни и экономическом положении народов». Об этом можно судить по следующим публикациям: «Россия и Дагестан в их исторической взаимосвязи. Мыслители прошлого Дагестана о прогрессивной роли России в исторических судьбах его народов»; «Основные факторы, обуславливающие единство народов Дагестана»; «Добиться осознания народов Дагестана»; «Во имя нашего единства»;

9. Актуальные проблемы национальных отношений в Дагестане, с. 45-53; 63-67; 75-81; 82-87; 88-93; 94-108; 124-130; 135-143;144-149; 215-223; 224-230; 231-234.

1 Актуальные проблемы национальных отношений в Дагестане, с. 117-123; 150-167; 168-171;172-178; 179-185; 186-192; 193-197; 198-202; 235-240; 291-294.

«Консолидация: опыт и перспективы. Важно преодолеть негативные последствия Ельцинской «национальной» политики»2.

О специфике национальных отношений в современных условиях говорится в публикации М.А. Абдуллаева «Некоторые вопросы национальных отношений в современных условиях». Автор выявил тенденцию к осложнению и запутыванию национального вопроса руководителями ряда политических течений современной России. Причём одни это делают умышленно, со знанием дела, для достижения своих политических целей, другие - из-за своего непрофессионализма и некомпетентности.

Посредством сравнительных характеристик проведён системный анализ решения национального вопроса в царской и советской России. Говорится о реальной дружбе между советскими народами на разных этапах исторического развития страны и о той трагедии между ними, порождённой перестроечными и постперестроечными процессами, сопровождаемыми приходом к власти в ряде республик бывшего СССР националистических сил11.

В статье «Интеллигенция и общенациональная идеология» учёный формулирует собственную дефиницию идеологии. Так, по мысли исследователя, она есть «совокупность идей, традиций и представлений, отражающая и выражающая общие интересы и потребности народов

Л о

Дагестана»'2. Он отметил, что «во многих регионах страны на выборах большинство населения отдают голоса за коммунистов. Что касается идеологии наших «демократов», то она далека от интересов рядовых, трудовых масс, ориентирована на оправдание и обоснование тех социальных отношений, которые складываются в нашем обществе в процессе осуществления так называемых реформ». Автор подчеркнул, что «зарубежные буржуазные страны используют в определённой мере опыт Советской власти в планировании производства, постановке пенсионного дела и здравоохранения, подготовке специалистов высшей квалификации...».

Ученый выступает за «идеи, которые способны объединить народы страны. Таковы идеи защиты свободы и независимости родины, общей культуры, материальных и культурных ценностей, Конституции, прав человека и гражданина страны, законно и честно избранных

■п

государственных структур и т. д.».

В статье «Подлинный марксизм и его интерпретации при советской власти» М.А. Абдуллаев провел глубокий философский анализ ценности и значимости марксистко-ленинского учения в условиях строительства социализма в бывшем СССР, Дагестане, как составной части этого государства; выявил позитивное и негативное в интерпретации марк-

2 См. там же, с.157, 254-259, 267-271, 272-276, 277-281.

11 Актуальные проблемы национальных отношений в Дагестане, с. 54-62.

12 Там же, с.245.

13Там же, с. 131-134.

сизма-ленинизма в трудах дагестанских мыслителей; подверг резкой критике догмы, не имеющие никакого отношения к марксистско-

14

ленинскому учению

Ценным применительно к условиям Дагестана является публикация М.А. Абдуллаева, посвященная определению возможности существования общедагестанской идеологии. Основной вывод автора статьи сводится к тому, что общенациональная идеология Дагестана должна отражать интересы всех народов, проживающих в республике, способствовать укреплению дружбы между народами, гармонизации общественных отношений между ними.

Желанием автора сохранить общедагестанскую культуру, опредмечивая негативные тенденции в ней, продиктовано написание им научной статьи «Общими усилиями сохранить нашу национальную культуру». В ней автор достаточно глубоко осветил все грани духовной культуры дагестанских народов (песнопение, танцевальное искусство, поэтическое мастерство, языковые особенности и т. д.). Вместе с тем, подчеркнул опасность наслаивания на эти и другие виды культур элементов западной, массовой, примитивной культуры. С его слов «через Европу в Россию и в ее субъекты постепенно проникала и распространилась, наряду с высокой культурой, массовая культура, которая представляет собой нечто поверхностное, внешне по отношению к человеку, а не имманентное, не глубоко осмысленное. Ее можно легко выучить и также легко отбросить. У нее, по существу, нет устойчивости и иммунитета. Люди этой культуры не считают нужным скрывать свои некультурные, нечестные поступки, не испытывают за них ни малейшего чувства стыда. Иные даже хвастаются такими своими поступками и поведением» 15.Помимо обозначенной тенденции, ученый в анализируемой публикации выявил и иные негативные моменты, влияющие на культурный образа жизни дагестанских народов, предложил рациональные пути для изжития западных, контркультурных веяний на традиционную культуру дагестанских народов.

Желанием обеспечить межнациональное и межконфессиональное согласие в России и ее составной части Республике Дагестан продиктовано обращение М.А Абдуллаева к теме, посвященной современному состоянию межнациональных отношений в нашей стране16. В своей работе ученый сформулировал собственное понимание нации как «исторически сложившейся устойчивой общности людей, основанной на устойчивой общности территории, экономической жизни, психологического склада, проявляющейся в общности культуры и

Л 7

традиций»1'. Исходя из такого понимания содержания дефиниции понятия «нация», автор пишет о необходимости каждодневно

14 Актуальные проблемы национальных отношений в Дагестане, с. 203-214.

15 Там же, с. 285.

16 Актуальные проблемы национальных отношений в Дагестане, с.295-308; 309-316.

17 Там же, с. 302.

заниматься проблемами гармонизации межнациональных отношений в стране. Ведь Российская Федерация - наша Родина, нужно считаться с

законами, традициями, менталитетом каждого народа, среди которых

18

живёшь»'8.

В заключение хотелось бы отметить, что все статьи, вошедшие в сборник М.А. Абдуллаева «Актуальные проблемы межнациональных отношений», посвящены актуальным и злободневным вопросам России и Республики Дагестан в её составе.

Хочется отметить огромный всесторонний обществоведческий исследовательский талант, глубокую эрудицию и энциклопедическую осведомлённость автора по всем сегментам межнациональных и межконфессиональных отношений.

Основные выводы и обобщения всех статей сборника имеют эвристическое содержание, методологический, праксиологический и футурологический характер. Могут быть использованы в качестве дидактического материала к курсу социальной и политической философии, политологии, а также в качестве рекомендаций для работников органов государственной власти и местного самоуправления в направлении гармонизации межнациональных отношений.

Магомед Абдуллаевич - выдающийся учёный, мыслитель, внёсший большой вклад в развитие всей отечественной гуманитарной науки. И сегодня он полон стремления порадовать всех россиян новыми исследованиями в области социально-политических наук. И мы, коллеги и ученики, поздравляем его со славным юбилеем, от всей души пожелаем ему несокрушимого здоровья и новых творческих свершений.

Казиев Н.Э., Гасанов Н.Н., Магаррамов М.Д. Проблемы национальных отношений в трудах М.А. Абдуллаева. В статье проведен социально-философский анализ научных трудов профессора М.А. Абдуллаева, вошедших в сборник «Актуальные проблемы национальных отношений». Выявлены авторская методология проведения исследований, основные концептуальные положения его работ, ценность и практическая значимость в плане гармонизации межнациональных отношений в современной России и Республике Дагестан в ее составе.

Ключевые слова: методология проведения исследований, национальные отношения, межнациональные отношения, межнациональное согласие, межконфессиональные отношения, межконфессиональное согласие, критика научных извращений буржуазных философов и социологов, научный вклад в разрешение межнациональных противоречий.

Kaziev N.E., Gasanov N.N., Magarramov M.D. The problems of national relations in the works M.A. Abdullaeva. The article conducted socio-philosophical analysis of scientific works of professor M.A. Abdullayev, included in the collection "Actual problems of national relations". Revealed the author's methodology of research, the main conceptual provisions of his works, the value and practical significance in terms of

18 Там же, с. 308.

harmonization of interethnic relations in modern Russia and the Republic of Dagestan in its composition.

Key words: methodology of research, national relations, international relations, interethnic harmony, interfaith relations, religious harmony, scientific criticism of bourgeois perversion philosophers and sociologists, scientific contribution to the resolution of ethnic conflicts and others.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.