Научная статья на тему 'Межнациональное согласие в Дагестане: исторические реалии и тенденции развития'

Межнациональное согласие в Дагестане: исторические реалии и тенденции развития Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
174
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕЖНАЦИОНАЛЬНОЕ И МЕЖЭТНИЧЕСКОЕ СОГЛАСИЕ / ЭТНИЧЕСКАЯ САМОБЫТНОСТЬ / ФЕДЕРАЦИЯ / СУВЕРЕНИТЕТ / НАЦИОНАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА / МЕЖЭТНИЧЕСКАЯ ТОЛЕРАНТНОСТЬ

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Магаррамов Магаррам Джабраилович, Гасанов Нариман Набиевич

В публикации, опираясь на принципы историзма и социальной диалектики, предпринята попытка системного рассмотрения детерминант, обуславливающих гармоничное сосуществование граждан в условиях Республики Дагестан, речь идёт о важности и необходимости обеспечения межнационального согласия, рассматриваемое нами как одно из важнейших условий бесконфликтного развития жизни и деятельности народов, проживающих в республике, условием успешности и результативности проводимых в ней реформ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по политологическим наукам , автор научной работы — Магаррамов Магаррам Джабраилович, Гасанов Нариман Набиевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Межнациональное согласие в Дагестане: исторические реалии и тенденции развития»

108

• • •

Известия ДГПУ, №4, 2013

ПОЛИТИЧЕСКИЕ НАУКИ

УДК 321.2

МЕЖНАЦИОНАЛЬНОЕ СОГЛАСИЕ В ДАГЕСТАНЕ: ИСТОРИЧЕСКИЕ РЕАЛИИ И ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ

© 2013 Магаррамов М.Д. Гасанов Н.Н. Дагестанский государственный педагогический университет

В публикации, опираясь на принципы историзма и социальной диалектики, предпринята попытка системного рассмотрения детерминант, обуславливающих гармоничное сосуществование граждан в условиях Республики Дагестан, речь идёт о важности и необходимости обеспечения межнационального согласия, рассматриваемое нами как одно из важнейших условий бесконфликтного развития жизни и деятельности народов, проживающих в республике, условием успешности и результативности проводимых в ней реформ.

The authors of the article based on the principles of historicism and social dialectics attempt to review systemically the determinants that lead to harmonious co-existence of citizens in the Republic of Dagestan. They underline the importance of and the need for inter-ethnic harmony, considered by them as one of the most important conditions for free development of the life and activity of the people living in the country, a condition for the success and effectiveness of the reforms carried out in it.

V publikacii, opirajas' na principy istorizma i social'noj dialektiki, predprinjata popytka sis-temnogo rassmotrenija determinant, obuslavlivajushhih garmonichnoe sosushhestvovanie grazhdan v uslovijah Respubliki Dagestan, rech' idjot o vazhnosti i neobhodimosti obespechenija mezhnacional'nogo soglasija, rassmatrivaemoe nami kak odno iz vazhnejshih uslovij beskon-fliktnogo razvitija zhizni i dejatel'nosti narodov, prozhivajushhih v respublike, usloviem uspesh-nosti i rezul'tativnostiprovodimyh v nej reform.

Ключевые слова: межнациональное и межэтническое согласие, этническая самобытность, федерация, суверенитет, национальная политика, межэтническая толерантность и т.д.

Keywords: international and inter-ethnic harmony, ethnic identity, federation, sovereignty, national policies and inter-ethnic tolerance, etc.

Kljuchevye slova: mezhnacional'noe i mezhjetnicheskoe soglasie, jetnicheskaja samobytnost', federacija, suverenitet, nacional'najapolitika, mezhjetnicheskaja tolerantnost' i t.d.

«Для России - с ее многообразием языков, традиций, этносов и культур - национальный вопрос без всякого преувеличения, носит фундаментальный характер. Любой ответственный политик, общественный деятель должен отдавать себе отчет в том, что одним из главных условий самого существования нашей страны является гражданское и межнациональное согласие» (Владимир Путин: Россия: Национальный вопрос // Дагестанская правда. 2012, №№16-17, 24 января, с.1).

Слова из статьи главы нашего государства являются эпиграфом к этой публикации, которые в лаконичной форме обозначают значимость межнационального согласия для нашей стра-

ны. На самом деле в современных условиях вопросы развития национальных отношений в направлении сохранения единства, стабильности формирования межнационального и межэтнического согласия приобрели исключительную значимость и актуальность, стали императивом времени, главным условием развития страны. Этим объясняется обращение ученых и политиков к этой проблематике. Поэтому и в этой статье речь идет о межнациональном согласии, единстве, взаимодействии субъектов согласия и единства. Значение единства в том, что оно умножает силы сотрудничающих субъектов при решении появившихся у них проблем.

Общественные и гуманитарные науки

• ••

109

Народы Дагестана всегда верны этой традиции, ставшей всенародной. Она стала важнейшей ценностью нашего бытия.

Национальное согласие представляет собой обобщающее понятие, обозначающее итог созидательной общенациональной внутренней политики, гармоничное взаимоотношение различных национально-этнических, политических и иных сил, единство всего населения многонационального государства, результат национального примирения. Это понятие в наше время используется широко и активно в связи с известными событиями в мире и России в сфере межнациональных отношений.

Термин «национальное» употребляется сейчас в двух основных, качественно различных значениях, а именно. Во-первых, «национальное» на уровне обыденного сознания; с таким пониманием до недавних времен функционировала наша печально знаменитая «пятая графа». Во-вторых, «национальное» понимается как нечто «гражданско-политическое». В таком смысле на всех уровнях говорится о «национальных интересах», «национальной безопасности», «национальном суверенитете» и т.д.

Национальное согласие представляет собой также согласие людей по межнациональным проблемам независимо от национальной идентификации или самоидентификации каждого субъекта индивидуально. Иными словами, при решении всех подобных проблем, люди должны исходить из признания значимыми для них гуманистических ценностей, нежели национальных. В этом квинтэссенция национального согласия, его определяющее условие. Ясно, что содержание таких ценностей может быть разнообразным и наибольшей значимостью среди них обладают общечеловеческие, универсальные ценности, то есть, своего рода гаранты выживания всего человечества в наш раздираемый противоречиями век.

Если говорить о межнациональном согласии, то оно является многосторонним и емким понятием. С одной стороны, межнациональное согласие в обществе возникает там и тогда, когда для субъектов межэтнических отношений некоторые ценности природы или общества оказываются приоритетными по сравнению с национальными ценностями. С другой - межнациональное согла-

сие является таким типом отношений между этническими группами, с органами государственной власти и управления, местного самоуправления, при котором его участники предпочитают консенсус конфликту.

В современном обществе межнациональное согласие базируется на таких демократических принципах как: а) безусловное соблюдение прав и свобод человека и гражданина, их приоритетность; б) единство России и его многонационального народа; в) мирное решение всех спорных вопросов; г) сотрудничество всех этнокультурных объединений, этнических элит и др.

Межнациональное согласие является не только фактом отсутствия насильственных конфликтов в стране, но и таким типом взаимоотношений между людьми, который легитимируется в массовом сознании, одобряется и поддерживается большинством населения общества. Дагестанцы, сохраняя и развивая свою родовую и этническую, этнонациональную самобытность, стремятся осознавать не только свою дагестанскую, но и общероссийскую общность как граждан единой страны - России. Поэтому важнейшей задачей воспитательной деятельности является задача воспитания дагестанцев как граждан единой полиэтнической России. Прививая любовь к своей малой Родине, языкам, истории, культуре и традициям ее народов, следует в равной степени привить любовь к упомянутым ценностям России. Разумеется, такая работа проводится в республике. Она не прекращалась даже в самые смутные периоды - конца 80-х начало 90-х годов XX в. Ее необходимо усилить с учетом новой ситуации, проводимых преобразований.

Дагестан - уникальный субъект России. Это самая многонациональная, многоязычная республика на Кавказе, во всей стране. Здесь издавна живут, образуя единое и целостное дагестанское содружество более 30 народностей. В него входят: аварцы- 850,0 тыс. или (29,4%) от общего количества населения республики, даргинцы - 490,4 тыс. (17,0%), кумыки - 43 тыс. (14,9%), лезгины - 385,2 тыс. (13,3%), лакцы - 161,3 тыс. (5,6%), азербайджанцы -130,9 тыс. (4,5%), табасаранцы -118,9 тыс. (4,1%), русские -104,0 тыс. (3,6%), чеченцы - 93,7тыс. (3,2%), ногайцы - 40,4 тыс. (1,4%), агулы - 28,1 тыс. (1%), рутульцы - 27,8 тыс. (1%), ца-

110

• • •

Известия ДГПУ, №4, 2013

хуры - 9,8 тыс. и представители многих других наций и народностей (Народы Дагестана. 2012. №1. С. 62).

Всего в республике Дагестан проживают представители 120 наций и народностей.

На протяжении веков народы Дагестана накопили поучительный опыт улаживания конфликтов, достижения согласия между противоборствующими или спорящими друг с другом общинами. В этом заключается суть дагестанской народной дипломатии. В республике всегда были традиции межнациональной, межконфессиональной толерантности. В этой связи д.ф.н. Г.М. Курбанов справедливо писал, что «межэтническая толерантность в горах Дагестана - это историческое наследие, главное достояние в культуре нашего многонационального народа. Основой этого бесконечного процесса веками являлись наши традиции и адаты. Они сохранялись как в период советской власти, так и ныне имеют место» [3]. Об этих и других проблемах говорилось на III Съезде народов Дагестана, состоявшемся в декабре 2010 г. Съезд поддержал курс на сохранение единства, мира и согласия, укрепление сплоченности и дружбы в Дагестане, обновление древних традиций, всех сфер жизни и установил День единства народов Дагестана, отмечаемый ежегодно 15 сентября.

Большое внимание в Республике Дагестан уделяется воспитательной работе в молодежной среде, среди населения в целом. Сегодня, как и раньше, дагестанцам близки идеи патриотизма, дружбы, коллективизма, межнациональной и межконфессиональной терпимости. Дагестанцам прививается любовь и уважение к русскому народу, культуре, языку, истории, народам, проживающим в стране. Конструктивное взаимодействие социальных групп с различными ценностями может быть достигнуто на общей платформе толерантного поведения и навыков межкультурного взаимодействия, на почве профилактики различных видов экстремизма.

Многонациональность в Дагестане является не фактором слабости и разобщенности, напротив, - обеспечивающим стабильность в регионе, вхождение народов горного края в единое пространство социо-культурного общения, сближающим их языки, культуры, традиции и обычаи.

В русле рассматриваемой проблемы актуальным является вопрос о межэтнических отношениях в Дагестане в конце 80-х-90-х годах прошлого столетия. Необходимо учитывать, что все факторы, которые осложняют межэтнические отношения в нашей республике, можно объединить в два блока. К первому следует отнести проблемы, унаследованные от прошлого. Речь идёт о сохранении и развитии своеобразия национальных культур, языков, истории, выравнивание уровней экономического развития республики. Второй блок представляют проблемы, вытекающие из преобразований сфер жизни нашего общества в процессе их трансформации.

Решения, которые принимались по вопросам национальной политики и межэтнических отношений второй половины 80-х г., носили половинчатый характер. В эти годы в Дагестане, как и повсюду в стране, происходили оживленные дискуссии о путях дальнейшего развития республики. Их участниками являлись представители самых разных идеологических направлений и течений: коммунисты, социал-демократы, представители исламских партий, женских и молодежных организаций. Особую активность проявляли лидеры национальных движений. На митингах, «круглых столах» часто разгорались острые дискуссии по поводу суверенитета, который каждой из спорящих сторон трактовался по-своему. В начале 90х годов XX в. понятие «суверенитет» являлся едва ли ни самым популярным в тогдашнем политическом лексиконе. На митингах в те годы одни поднимали вопрос об обособлении Дагестана от РФ, другие настаивали на превращение его в исламскую республику, третьи выступали за федерализацию Дагестана по этническому принципу. Однако 24 октября 1992 года собрался съезд Конгресса 42 общественно-политических организаций и национальных движений Дагестана. Съезд потребовал, чтобы каждому из около 30 народов и этнографических групп Дагестана было предоставлено право на самоопределение. Наиболее приемлемой формой самоопределения коренных народов съезд признал создание в Дагестане федеративной республики [2]. Таким образом, в Дагестане в начале 1990-х годов власть столкнулась со сложным клубком про-

Общественные и гуманитарные науки

• ••

111

тиворечий в сфере межнациональных отношений. Развернулась борьба за национальные республики внутри Республики Дагестан, а также полный выход Дагестана из состава России. Лозунгами дня стали «федерация» и «суверенитет...» [5. С. 5-6]. Создав свой объединенный Конгресс, лидеры национальных движений ставили целью свержение конституционных органов Дагестана. Сторонники федерализации Дагестана по этническому принципу потребовали проведения Съезда народов Дагестана. Сепаратисты хотели таким путем взять власть в свои руки и превратить Конгресс национальных движений в своего рода исполнительный орган. Но они просчитались. В этой сложнейшей обстановке 13-14 ноября 1992 года состоялся второй Съезд народов Дагестана. Съезд провозгласил три главных принципа, которые позже легли в основу Конституции РД: Дагестан един и неделим; Дагестан - в составе России; у каждого народа есть свои проблемы, но решение их без учета интересов всех дагестанцев невозможно. В этой связи к.и.н. Т.К. Муслимов справедливо отметил, что «историческое значение второго съезда народов Дагестана состоит в том, что в условиях многостороннего кризиса в республике власть и народы выступили в единстве адекватно сложившейся обстановке и вышли успешно из политического кризиса» [5. С. 6-7]. После этого был создан Государственный Совет, состоящий из 14 человек, куда входили представители 14 национальностей. Госсовет был высшим исполнительным и представительным органом власти. Принятые руководством республики меры привели к ослаблению накала в сфере межнациональных отношений, росту доверия между властными структурами и гражданским обществом, а также реализации других важных решений развития республики в составе Российской Федерации. Федеральный центр в тех условиях оказывал Дагестану значительную помощь, что способствовало стабилизации обстановки. В кратчайший срок была построена железная дорога в обход Чечни. Были приняты программы социально-экономического развития

«Горы», «Юг», «Север» с учетом особенностей зон республики.

На республиканском уровне для координации вопросов национального

развития, решения межэтнических проблем в 1990 году в республике Дагестан был создан Госкомитет по делам национальностей и внешним связям РД, трансформированный в 1994 году в Министерство по национальной политике, религий и внешних связей. В нашей республике еще в 1993 году была разработана и принята первая в Российской Федерации Комплексная программа решения проблем национальных отношений в конкретном субъекте. По истечении некоторого периода времени Указом Президента РФ от 9 декабря 2012

г. № 1666 утверждена «Стратегия государственной национальной политики РФ на период до 2025 года. В документе предусмотрена система современных приоритетов, целей, принципов, основных направлений, задач и механизмов реализации национальной политики Российской Федерации до указанного периода времени. И это крайне важно для нашей республики, поскольку Дагестан действительно занимает особое место на Кавказе. Через него осуществляются выход на страны Ближнего и среднего Востока, не говоря уже о Закавказье. Одним словом, от политической и экономической стабильности в Дагестане во многом зависит «самочувствие» России.

На III съезде народов Дагестана в 2010 г. поднимались современные проблемы. Медленно быстро развивается экономика, республика продолжает оставаться дотационной, недостаточно высок уровень и качество образования и здравоохранения. Существует разрыв между бедными и богатыми, проблема занятости, особенно молодежи. Социальная неустроенность населения порождает его недовольство, служит питательной почвой для распространения протестных настроений, радикальных и экстремистских идей. Необходимо решить проблемы репрессированных, насильственно переселенных, разделенных народов, связанные с миграцией населения с гор на равнину. Объем и качество инвестиций остаются недостаточными для нормального развития республики. Коррупция подрывает авторитет государства и доверие народа к власти. Правоохранительные органы и суды зачастую не в состоянии защитить права и свободы граждан, обеспечить безопасность дагестанцев, а иногда и сами замешаны в криминале. Эти и дру-

112

• • •

Известия ДГПУ, №4, 2013

гие проблемы были озвучены в докладе бывшего Президента РД М.М. Магомедова на III съезде народов Дагестана и получили там широкое обсуждение (Народы Дагестана. 2011. №1. С. 8-9).

В результате резкого ухудшения общественно-политической ситуации, вызванной перестроечными процессами, ростом преступности, высоким уровнем безработицы, нападением чеченских банформирований на Дагестан, общим ростом межнациональной напряженности на Кавказе и др., начался отток русскоязычного населения из Дагестана. В целях приостановки процесса принимается ряд мер. Госсовет РД 26 июня 1995 года принял Постановление «О состоянии и мерах по стабилизации миграционного процесса русскоязычного населения в республике». Правительству было предложено рассмотреть вопрос о повышении статуса комиссии РД по проблемам русскоязычного населения, принять дополнительные меры по предотвращению вынужденного выезда русскоязычного населения из республики и другие действия, направленные на недопущение дальнейшего развития этого процесса. Такая работа дает положительные результаты.

В интервью журналу «Дагестан» (№11, ноябрь 2011 года) глава МО город Кизляр В. Паламарчук сказал о том, что администрация города обратилась комиссию РД по проблемам русскоязычного населения с просьбой создать в Махачкале Центр русской культуры с филиалом в Северном регионе РД. По его мнению, уличным националистическим группам не хватает просвещения, осведомленности, поэтому на первый план выходит проблема воспитания культуры, толерантного поведения всех горожан независимо от этнической принадлежности. К сказанному следует добавить, что за последнее время усилился процесс возвращения лиц, проживавших в этих местах. Таких желающих также немало в Ставропольском, Краснодарском краях и в других регионах России. Но их сдерживает отсутствие денег для приобретения жилья. Поэтому как на федеральном, так и на ре-

гиональном уровне должны быть приняты комплексные Программы по возвращению и обустройству русскоязычного населения, ранее проживавшего в республике. В соседней Ингушетии, по инициативе президента, принята и функционирует программа обустройства в республике 300 семей русских из ближнего зарубежья. Конечно, речь не идет о воссоздании здесь прежнего этнического баланса, но власти всех уровней, общественности необходимо сделать все, чтобы каждому человеку в Дагестане жилось комфортно и спокойно.

Таким образом, межнациональное согласие выступает важнейшим требованием времени, одним из главных условий развития общества. Оно может быть обеспечено в результате проведения глубоких социально-экономических преобразований, способных улучшить жизненный уровень граждан, восстановить их доверие к органам власти, придания проводимым реформам системного характера, учета особенностей отдельных регионов.

Происходящие на Северном Кавказе события показывают, что главной угрозой жизни и благополучия граждан остаются экстремизм и терроризм, которые подрывают общественную стабильность, мешают проведению реформ не только в регионе, но и во всей России.

Главным условием прекращения оттока русскоязычного населения является выход республики из социальноэкономического и финансового кризиса, сохранение стабильности, возрождения ее народов в составе обновленной РФ как сильного, единого, целостного государства и ее ускоренная интеграция с государствами СНГ на новой основе.

В работе по обеспечению межнационального согласия и единства в нашей стране в целом, Северокавказском регионе, в частности, следует помимо традиционных усилий институтов воспитания и образования использовать также духовно-нравственный потенциал исламской культуры, совершенствуя при этом качество исламского образования и просвещения.

Примечания

1. Абдулатипов Р.Г. Мой дагестанский народ. Москва-Махачкала, 2011. С. 77. 2. Агаев А.Г., Магомедов Р.М. Дагестанское единство: история и современность. Махачкала, 1995. С. 6. 3. Курбанов Г.М. Сила народа - в единстве, в связи времен и поколений // Дагестанская правда. 2012. 31 января. 4. Магомедов М.М. Понятие единства для дагестанцев - не пустой звук //

Общественные и гуманитарные науки

• ••

113

Дагестанская правда. 2012. № 18. 25 января. С. 1. 5. Муслимов Т.К. Историческая роль съездов Народов в защите и укреплении дагестанского единства // Научный мир. 2011. № 3. С. 5-6.

6. Путин В. Россия: Национальный вопрос // Дагестанская правда. 2012, 24 января.

Notes

1. Abdulatipov Р.Г. My Dagestan people. Moscow-Makhachkala, 2011. P.77. 2. Agaev A.G., Ma-

gomedov R.M. Dagestan unity: history and modernity. Makhachkala, 1995. P. 6. 3. Kurbanov G.M. The people power is in unity, in the connection of times and generations // Dagestanskaya Pravda. 2012. on January 31. 4. Magomedov M.M. Concept of the unity for the peoples is not an empty phrase // Dagestanskaya Pravda. 2012. # 18. on January 25, p. 1. 5. Muslimov T.K. Historical role of the congresses of the peoples in the protection and strengthening of the Dagestan unity // Nauchny Mir, 2011. # 3. P. 5-6. 6. Putin V.V. Russia: the national problem // Dagestanskaya

Pravda. January, 24, 2012.

Primechenija

1. Abdulatipov R.G. Moj dagestanskij narod. Moskva-Mahachkala, 2011. S. 77. 2. Agaev A.G., Magomedov R.M. Dagestanskoe edinstvo: istorija i sovremennost'. Mahachkala, 1995. S. 6. 3. Kur-

banov G.M. Sila naroda - v edinstve, v svjazi vremen i pokolenij // Dagestanskaja pravda. 2012. 31 janvarja. 4. Magomedov M.M. Ponjatie edinstva dlja dagestancev - ne pustoj zvuk // Dagestanskaja pravda. 2012. № 18. 25 janvarja. S. 1. 5. Muslimov T.K. Istoricheskaja rol' s#ezdov Narodov v zashhite i ukreplenii dagestanskogo edinstva // Nauchnyj mir. 2011. № 3. S. 5-6. 6. Putin V. Ros-sija: Nacional'nyj vopros // Dagestanskaja pravda. 2012, 24 janvarja.

Статья поступила в редакцию 29.07.2013 г.

УДК 321

РОЛЬ СОЦИАЛЬНЫХ НОРМ В СТРУКТУРЕ МЕХАНИЗМА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПОЛИЦИИ И ИНСТИТУТОВ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА

© 2013 Половинкин В.А. Государственный университет экономики и финансов

В публикации обосновано положение, по которому в современном обществе назрел процесс модернизации управления государством и обосновываются выводы, что роль полиции приобретает качественно новые черты в формировании гражданского общества и его институтов.

The author of the article substantiates the thesis according to which the process of modernization of state management in modern society needs to be improved. He also points out that the role of the police is rising in its importance and acquires new features of quality during the process of the development of the civil society and its institutions.

V publikacii obosnovano polozhenie, po kotoromu v sovremennom obshhestve nazrel process modernizacii upravlenija gosudarstvom i obosnovyvajutsja vyvody, chto rol' policii priobretaet kachestvenno novye cherty v formirovanii grazhdanskogo obshhestva i ego institutov.

Ключевые слова: социальные нормы, субъект модернизации, общественные отношения, социальный механизм, полиция, гражданское общество.

Keywords: social norms, modernization subject, public relations, social mechanism, police, civil society.

Kljuchevye slova: social'nye normy, sub#ekt modernizacii, obshhestvennye otnoshenija, so-cial'nyj mehanizm, policija, grazhdanskoe obshhestvo.

Вследствие материального неблагополучия в российском обществе наблюдается рост социального неравенства, проявляющийся в социальном недовольстве людей, которое основывается

на базовых для конкретных страт ценностно-мировоззренческих позициях в отношении расширения собственности, доходов, участия в управлении не только предприятиями и организациями, но

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.