Известные ученые
Н.Н. ГАСАНОВ кандидат философских наук, профессор кафедры политологии и социологии Дагестанского государственного педагогического университета*
Ученый, педагог, человек
Профессор М.А. Абдуллаев никак не может пожаловаться на отсутствие внимания к нему со стороны общественности Дагестана, его средств массовой информации, коллег и студентов. О нем с глубочайшим уважением писали и пишут такие авторитетные для нашей республики издания, как «Дагестанская правда», «Народы Дагестана», «Возрождение», «Научный мир» и др.
Его выдающаяся личность получила достаточно заметное освещение не только в республиканской, но и в общероссийской прессе. Поэтому автор этих строк, будучи сам в далеком прошлом студентом профессора М.А. Абдуллаева, не ставит перед собой чрезмерно амбициозной задачи дать в настоящей статье исчерпывающую характеристику этой замечательной личности. Его задача скромнее: попытаться охарактеризовать этого человека в его определяющих ипостасях.
12 ноября 2010 г. исполнилось 80 лет.
Магомед Абдуллаевич - доктор философских наук, профессор, заслуженный деятель науки Российской Федерации и Республики Дагестан, почетный работник высшего профессионального образования Российской Федерации, лауреат ряда конкурсов в области общественных наук, дважды лауреат Государственной премии Республики Дагестан и четырежды лауреат престижных общественных премий.
* Гасанов Нариман Набиевич, e-mail: proekt-1964@mail.ru
М.А. Абдуллаев - действительный член международной академии информатизации и 19 лет бессменно (со дня создания) президент ее Дагестанского отделения, исполнительный директор регионального общественного благотворительного фонда им. Шейха Абдурахмана-хаджи ас-Сугури, главный редактор журнала научной общественности республики «Научный мир» и информационного бюллетеня «Наше культурное наследие».
Следует подчеркнуть, что несмотря на наличие множества регалий профессор М.А. Абдуллаев нигде не выступает в роли «свадебного генерала», наоборот, своей творческой активностью, неуемной энергией, не свойственным возрасту задором, феноменальной трудоспособностью он достигает высоких результатов в любой работе.
М.А. Абдуллаев - активный общественный деятель, участвует в жизни республики и страны, занимая ряд общественных должностей. Его характеризуют как выдающегося ученого в научных кругах не только Дагестана и России, но и в странах ближнего зарубежья. В представлении Института философии РАН на президентскую стипендию, отзывах и поздравлениях отмечаются особые заслуги профессора М.А. Абдуллаева в отечественной философской науке. Он первый доктор философских наук в республиках Северного Кавказа и основатель философской науки в Дагестане. «Он создал и многие годы возглавляет дагестанскую философскую школу», - пишет хорошо знающий труды ученого директор Института философии РАН академик А.А. Гусейнов. Не только собственные исследования М.А. Абдуллаева, но и более 30 кандидатов и 6 докторов наук, подготовленных им, дают основание говорить о наличии самобытной школы, исследующей особенности становления и развития философской мысли на Северном Кавказе, в том числе в Дагестане.
Профессор М.А. Абдуллаев ведет исследования по многим направлениям философской науки: исламоведение, социология, история философской мысли, социальная философия, национальные отношения, советология, философские вопросы медицины, информатизация. Поэтому в научных кругах республики его справедливо называют ученым-энциклопедистом. Ему присущи самостоятельность, принципиальность и новаторство в науке. Он берется за изучение сложных проблем, за которые другие не берутся. Он одним из первых в Дагестане поднял проблемы суфизма, тарикатского мюридизма.
Благодаря его исследованиям мы узнали о деятельности и воззрениях более 12 дагестанских тарикатских шейхов, в том числе 4 проживающих в Турции.
Магомед Абдуллаевич - зачинатель изучения культурно-философского наследия Дагестана, он внес выдающийся вклад в изучение истории философской и общественной мысли народов Дагестана, которая неразрывно связана с историей арабо-мусульманской и европейско-русской культуры и составляет часть отечественной истории философии. Продолжая много лет заниматься этой проблемой, мыслитель подготовил десятки монографий, некоторые из них отмечены Государственной и общественной премиями.
На этом научном пути ему пришлось выдержать много необоснованных атак как со стороны некомпетентных в науке чиновников, так и недругов. На эти нападки он отвечал новыми книгами, убедительной аргументацией. Каждая работа ученого была новым словом в науке. А новое, к сожалению, до сих пор воспринимается многими с раздражением и подозрительностью как нечто враждебное и вздорное.
Известный ученый профессор А.К. Алиев пишет о Магомеде Абдуллаевиче: «В жизни Магомеда Абдуллаевича было много сложных, я бы сказал, тяжелых ситуаций, которые не могли не повлиять на его психологию, трудоспособность и отношение к решению проблем, которыми он увлекался.
У него было изъято или приостановлено 17 работ, из которых три монографии с обвинением автора в идеализации патриархально-феодального прошлого. Но и в этих условиях Магомед Абдуллаевич трудился продуктивно. Он совершил смелый научный подвиг, пересмотрев в советский период устоявшиеся в научной литературе и закрепленные в партийных документах оценки досоветского арабско-мусульманского культурно-философского наследия».
Совершить смелый научный подвиг в тех условиях мог не каждый, а лишь сильный, мужественный человек, патриот-интернационалист, мыслитель с сильной позицией, каким является М.А. Абдуллаев.
Следующий смелый и новаторский шаг М.А. Абдуллаева в изучении культурного наследия связан с исследованием творческого наследия М.К. Казем-Бека. Он опубликовал несколько статей о его творчестве и монографию «Казем-Бек - ученый-мыслитель» (1963). Партийные органы и отдельные ученые республики резко отрицательно отнеслись к публикациям, посвященным Казем-Беку. Они оценили их как «пропаганду монархиста и профессора императорского университета», чьи положение и взгляды несовместимы с идеологией советской власти. И все как один утверждали, что Казем-Бек не имеет никакого отношения к Дагестану, он азербайджанец...
Но Магомед Абдуллаевич знал, что пишет. Он нашел в архивах около 10 автобиографий, написанных рукой самого Казем-Бека, где
он называет себя то дагестанцем, то персиянином из Дагестана. Он родился и вырос в семье шейх-уль ислама Дербентского ханства, написал много работ и не терял связи со своей родиной до конца жизни. Для нас важно и то, что Казем-Бек впервые в истории дал объективную оценку движению горцев Дагестана в XIX в. и личности Шамиля. Интересно отметить, что те исследователи, которые отрицали связи Казем-Бека с Дагестаном и осуждали Абдуллаева за это, теперь его называют в числе первых по значению дагестанских ученых.
Не будет преувеличением сказать, что выход монографии Магомеда Абдуллаевича «Мыслители Дагестана XIX и нач. XX веков» (Махачкала, 1963) был эпохальным событием в научной жизни республики и не только республики. Сформулировав новые методологические подходы и объективные принципы интерпретации процессов социальной и духовной жизни, он пересмотрел оценки проблем культурно-философского наследия народов Дагестана и во многом мусульманского Востока. Анализ источников на восточных и местных языках дал М.А. Абдуллаеву возможность показать, что дагестанцы не только овладели классическим наследием арабо-мусульманского Востока, но и значительно обогатили его, использовав в его традициях многие достижения европейской светской науки.
Академик Г.Г. Гамзатов писал об этих работах М.А. Абдуллаева: «Еще в начале 60-х годов труды М.А. Абдуллаева будоражили научную общественность. В них затрагивались новые, во многом неизвестные пласты культурно-философского наследия народов Дагестана, оспаривались вульгаризаторские и нигилистические подходы к его восприятию, и сама новизна такой постановки проблемы не оставила равнодушных. Все еще памятны тяжелые упреки и обидные ярлыки, которыми «удостаивался» М.А.
Абдуллаев. Теперь это позади, и мы не можем не осознавать, что дело, за которое так смело взялся М.А. Абдуллаев, было, в сущности, началом нового направления в научном осмыслении и интерпретации духовного прошлого народов Дагестана.
Жизнь показала, что М.А. Абдуллаев был прав, и он положил начало принципиально новому объективному освещению досоветского, главным образом мусульманского культурного наследия».
О высокой эрудиции и глубоких знаниях в области философской науки ученого говорит тот факт, что он является соавтором 5-томной «Истории философии в СССР» (совместное издание Института философии АН СССР и философского факультета МГУ, 1968-1988 гг.).
Магомед Абдуллаевич написал и издал множество монографий, статей по малоизученным проблемам историко-философского наследия народов Кавказа и Востока, учебников по философии, учебно-методических пособий, спецкурсов. Назовем лишь некоторые из них: «Поговорим о мусульманской религии» в соавторстве (Махачкала, 1962), «Некоторые вопросы теологии ислама» (Махачкала, 1973), «Суфизм и его разновидности на Северо-Восточном Кавказе» (Махачкала, 2000); «Казем-Бек -ученый-мыслитель» (Махачкала, 1963), «Мыслители Дагестана XIX и начале XX веков» (Махачкала,1963), «Философская и общественно-политическая мысль в Дагестане в XIX в.» (Махачкала, 1964), «Али Каяев. Естественнонаучные и общественно-политические взгляды», в соавторстве (Махачкала, 1968), «Из истории философской и общественно-политической мысли народов Дагестана в XIX в.» (М., 1968), «Северный Кавказ в объективе антикоммунизма» (Махачкала, 1975), «Из истории научной и педагогической мысли досоветского Дагестана»
(Махачкала, 1986), «Социализм и народы Северного Кавказа. Измышления и действительность» (Махачкала, 1989), «Общественно-политическая мысль в Дагестане в начале ХХ в.» (М., 1987), «Из истории философской и общественно-политической мысли Дагестана (с древнейших времен до присоединения Дагестана к России)» (Махачкала, 1993), «Актуальные проблемы философской и социально-политической науки» в трех частях (Махачкала, 1999, ч. первая; 2004, ч. вторая; 2009, ч. третья).
Им опубликовано семь учебников и учебных пособий, одобренных УМУ соответствующих министерств и допущенных в качестве учебников и учебных пособий для вузов страны, три из них («Очерки истории религии и атеизма», «Культурология» и «Философия») изданы дважды.
В работе «Из истории философской и общественно-политической мысли Дагестана (с древнейших времен до присоединения Дагестана к России)» на основе выявленных к тому времени источников обосновал вывод, что до начала XVII в. в Дагестане распространяется, утверждается и усваивается общемусульманская культура. Здесь же впервые характеризуются общественно-философские воззрения местных мыслителей XI-XVI11 в.в.: Мухаммада ад-Дарбанди, Мухаммада Рафии, Мухаммада Аваби, Омара из Кудали, Али Багдади, Дауда из Усиша, Мухаммада из Убра и др.
В 1987 г. в издательстве «Наука» вышло фундаментальное исследование М.А. Абдуллаева «Общественно- политическая мысль в Дагестане в начале ХХ века», которая институтом востоковедения и главной редакцией восточной литературы издательства «Наука» была представлена к Государственной премии СССР. Имеются отзывы о ней в философских и востоковедческих журналах.
Осмысливая источники и идейно-политическую борьбу в Дагестане в начале ХХ в., автор показывает, что здесь в этот период сложилось семь идейно-политических течений, которые заняли соответствующие позиции по отношению к революции. В работе прослеживаются воззрения основных представителей этих течений, причем у многих из них - впервые. Академик Т.И. Ойзерман отмечает высокую логическую культуру этой книги, а академики Ф. Кочарли и М. Хайруллаев пишут, что они знали проф. М.А. Абдуллаева как «талантливого исследователя, но сомневались, что в досоветском Дагестане была и могла быть столь богатая научная и философско-общественная мысль. Ведь в литературе отрицалось даже наличие в этом Дагестане письменности. Но эта работа полностью опирается на письменные источники и сомневаться больше нельзя». Далее Ф. Кочарли отмечает, что «М.А. Абдуллаев открыл для нас и для читателей страны новый, высокоинтеллектуальный Дагестан».
Новаторский подход М.А. Абдуллаева в науке проявился и в книге «Из истории научной и педагогической мысли досоветского Дагестана» (Махачкала, 1986). В партийных органах и в научной литературе сложилось крайне негативное мнение о конфессиональных школах и вообще отрицалась возможность прогрессивной педагогической мысли в досоветском Дагестане. Анализируя теорию и практику обучения и воспитания в мусульманских конфессиональных школах, ученый показал, что в них наряду со схоластическими и неоправданно жесткими приемами обучения было много положительного. И система изучения арабского языка в них была более эффективной. В этой работе показано наличие в Дагестане солидной педагогической мысли. Такой подход в те годы был чрезвычайно смелым и плодотворным. До этого даже не ставился вопрос о педагогической мысли в
досоветском Дагестане. М.А. Абдуллаев показал, что были замечательные педагоги и в арабо-мусульманских конфессиональных школах (Саид Араканский, Юсуф Яхсайский, Али Каяев, Гасан Алкадари и др.).
Особый успех и признание научной общественности страны вызвал выход нового капитального исследования М.А. Абдуллаева «Мыслители Дагестана» (Махачкала, 2007). Он на протяжении всей своей научной жизни по крупицам собирал материал для этой книги. В ней очерки более 80 мыслителей прошлого.
Не случайно наш земляк, директор Института философии РАН академик А.А. Гусейнов охарактеризовал эту книгу как «научный и патриотический подвиг М.А. Абдуллаева». Он высоко отзывался об исследовательском таланте, продуктивности и научной смелости М.А. Абдуллаева. «Тот, кто знаком с его творческим наследием, -пишет академик, - не может не удивляться широте его научных интересов и новаторстве его мышления». Академик отмечает, что «М.А. Абдуллаев заслуженно считается создателем и главой дагестанской философской школы».
Вопросами религии ислама М.А. Абдуллаев занимался в начальный период своей деятельности. Его труды по исламу того периода написаны в духе установки того времени. Затем он, как известно, пересмотрел утвердившиеся в науке подходы и в ряде своих исследований, в частности, в «Средневековой арабо-мусульманской культуре и ее влияние на Дагестан» (Махачкала, 2007) показал, что арабские завоевания и ислам сыграли исторически прогрессивную, цивилизаторскую роль, они принесли нам новую цивилизацию, новую культуру. Эта культура тогда была вершиной мировой культуры и послужила важнейшим фактором европейского возрождения (ренессанса). М.А. Абдуллаеву принадлежит заслуга в изучении суфизма на Северо-Восточном
Кавказе. Завершив в основном первое изучение истории досоветской философской мысли, он впоследствии вернулся к этим проблемам. Так, в 1988 г. он издал монографию, посвященную деятельности наиболее влиятельного тарикатского (суфийского) шейха в досоветском Дагестане Абдурахмана-хаджи-ас-Сугури. В ней он впервые обобщил его творческое наследие на арабском и местном языках. Она с учетом запросов дважды переиздана с дополнениями.
В 2001 г. вышла его монография «Суфизм и его разновидности на Северо-Восточном Кавказе». Она была переиздана в 2002 г. в дополненном виде. Монография получила высокую оценку в стране. В этой работе ученый на основе трудов тарикатских (суфийских) шейхов раскрыл деятельность и воззрения 12 шейхов Дагестана и Чечни, из которых четыре жили в Турции. Суфийско-тарикатское наследие ряда шейхов освещается впервые. Ценность монографии М.А. Абдуллаева состоит и в том, что к ней приложены основные работы суфийских шейхов, что он организовал перевод тех из них, которые не были еще переведены с арабского и местных языков на русский. Это дает возможность читателям ознакомиться с источниками и использовать тем, кто намерен изучить их творчество.
Значительный вклад внес М.А. Абдуллаев в изучение проблем национальных отношений в СССР и в Дагестане. По этой тематике им опубликовано более 25 работ. Так, в работе «Межнациональные отношения: некоторые аспекты их стабилизации» (Махачкала, 1994), написанной в соавторстве с Т.Э. Кафаровым, обстоятельно раскрывается тенденциозный характер подхода так называемых демократов к оценке экономических, социальных и культурных достижений народов СССР в сфере национальных отношений. Они их обходят и переводят
национальный вопрос в чисто политическую плоскость, где их обвинения носят голословный и нередко клеветнический характер. В работе подробно освещаются все конфликтные ситуации, имевшие место в Дагестане, их суть и возможные пути их устранения. Здесь же показаны несостоятельность и возможные вредные социальные и политические последствия программ народных движений, возникших в Дагестане в конце 80-х начале 90-х гг. прошлого столетия.
Много положительных откликов вызвали его статьи в журналах «Коммунист», «Свободная мысль», «Научный мир», в газете «Дагестанская правда» по национальным отношениям в СССР, РФ и в Дагестане. Так, в 1990 г. М.А. Абдуллаев выступил в журнале «Коммунист» со статьей «Противоречия в сфере национальных отношений». В ней он, в частности, объективно и справедливо пишет о том, что в «Дагестанской АССР непродуманное переселение с гор несоразмерно большого числа населения аварской и частично даргинской народностей, неорганизованная миграция (более 300 тыс. человек), застройки зимних пастбищ горных районов осложнили положение в кумыкских районах». Ученый бил тревогу, однако, эти проблемы не были разрешены и сегодня обострились с новой силой.
Интересны своим содержанием статьи «Дружба народов -измышления и действительность» (Дружба народов, 1986, №7), «За обновленный союз против войны суверенитетов», «За гармонизацию межнациональных отношений», «Как лучше нам обустроить Дагестан», «Кому выгодна напряженность?», «Куда ведут народные движения?», «К вопросу о путях развития Дагестана» и др. (1988-1992 гг., вышли в журналах «Советский Дагестан», «Политический собеседник» и других республиканских органах периодической печати).
Ученый хорошо известен в республике и как талантливый педагог. Работая заведующим кафедрой философии ДГУ, а затем в ДМА, он показал себя как блестящий лектор. Его лекциями восхищались студенты вузов. Они отличались высоким теоретическим и методическим уровнем. На занятиях Магомеда Абдуллаевича студенты могли поднять самые острые вопросы развития общества. Автор и сам был когда-то его студентом. Ученый учил нас мыслить, думать и за это мы очень благодарны ему.
Он читал спецкурсы в институтах повышения квалификации при МГУ, РГУ и в других вузах страны. М.А. Абдуллаев более 65 лет посвятил обучению и воспитанию подрастающего поколения. Работал в начальной, семилетней, средней школах и вузах. В настоящее время является заведующим кафедрой философии в ДНЦ РАН.
В центре внимания ученого в последнее время находятся идеи единства народов Дагестана, гуманизма, сотрудничества и согласия, формирования духовно-нравственных ценностей, которые сегодня столь же актуальны, как и в прежние времена.
В этой связи представляют интерес статьи М.А. Абдуллаева, посвященные общедагестанской идеологии. По его мнению «общедагестанская идеология - совокупность идей, традиций и представлений, отражающая и выражающая общие интересы и потребности народов Дагестана».
Следует отметить, что позиция автора сильна тем, что он обосновывает возможность такой идеологии.
Ученый не просто пишет о возможности общедагестанской национальной идеологии, но и обстоятельно анализирует факторы, способствующие возникновению такой идеологии. Это генетическая общность происхождения дагестанских народов, природно-
географические условия и обусловленные ими зоны хозяйственной деятельности; это институт куначества, который сохраняется в республике, хотя не функционирует столь активно, как раньше.
Составной частью общедагестанской идеологии, по мнению ученого, должны служить общедагестанские культурные традиции, основанные на адатах и тех установлениях ислама и шариата, которые адаптировались к местным условиям и вошли в них как неотъемлемые компоненты.
Мы остановились на небольшом числе исследований по культурно-философскому наследию народов Дагестана, где ученый выступает как первооткрыватель. Но у него есть много десятков работ по исламу, конкретной социологии, социально-политической проблематике, национальным отношениям, посвященных полемике с зарубежными советологами, философским вопросам медицины, взаимосвязи России и Дагестана и их культур, формированию научного мировоззрения и общей духовно-нравственной культуры и т.д. Поэтому не случайно во многих центральных и местных публикациях его называют ученым-новатором.
М.А. Абдуллаев - автор 30 монографий, 7 учебных пособий и учебников для вузов, из которых три два дважды переизданы, 3 сборника статей, более 160 статей в сборниках и журналах, тысячи газетных статей. Подготовил более 36 кандидатов и докторов наук, из которых многие работают в контакте с ним и стали известными учеными.
Магомед Абдуллаевич - выдающийся ученый, мыслитель, внесший большой вклад в развитие всей отечественной науки. И сегодня он полон стремления порадовать дагестанцев новыми исследованиями в области философской науки.
И мы, коллеги и ученики, поздравляем его со славным юбилеем, от всей души желаем ему несокрушимого здоровья и новых творческих свершений.
Гасанов Н.Н. Ученый, педагог, человек. Статья посвящена научной и педагогической деятельности известного ученого, философа, профессора М.А. Абдуллаева.
Ключевые слова: ислам, тарикат, суфизм, культура, талант, национальные отношения, миграция, единство, согласие, традиция, общедагестанская идеология.
Gasanov N.N. A Scientist, Teacher, Man. The article deals with the elucidation of the scientific and pedagogical activity of the well known scientist, philosopher, professor Abdullaev M.A.
Key words: islam, tarikat, Sufism, culture, talent, national interrelations, migration, unity, harmony, tradition, general Dagestan ideology.