Научная статья на тему 'Ученый, педагог, человек'

Ученый, педагог, человек Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
79
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИСЛАМ / ISLAM / ТАРИКАТ / TARIKAT / СУФИЗМ / SUFISM / КУЛЬТУРА / CULTURE / ТА-ЛАНТ / НАЦИОНАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ / NATIONAL INTER-RELATIONS / МИГРАЦИЯ / MIGRATION / ЕДИНСТВО / UNITY / СОГЛАСИЕ / ТРАДИЦИЯ / TRADITION / ОБЩЕДАГЕСТАНСКАЯ ИДЕОЛОГИЯ / GENERAL DAGESTAN IDEOLOGY / TALENT / HARMONY

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Гасанов Нариман Набиевич

Статья посвящена научной и педагогической деятельности известного ученого, философа, профессора М.А. Абдуллаева.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article deals with the elucidation of the scientific and pedagogical activity of the well known scientist, philosopher, professor Abdullaev M.A.

Текст научной работы на тему «Ученый, педагог, человек»

Известные ученые

Н.Н. ГАСАНОВ кандидат философских наук, профессор кафедры политологии и социологии Дагестанского государственного педагогического университета*

Ученый, педагог, человек

Профессор М.А. Абдуллаев никак не может пожаловаться на отсутствие внимания к нему со стороны общественности Дагестана, его средств массовой информации, коллег и студентов. О нем с глубочайшим уважением писали и пишут такие авторитетные для нашей республики издания, как «Дагестанская правда», «Народы Дагестана», «Возрождение», «Научный мир» и др.

Его выдающаяся личность получила достаточно заметное освещение не только в республиканской, но и в общероссийской прессе. Поэтому автор этих строк, будучи сам в далеком прошлом студентом профессора М.А. Абдуллаева, не ставит перед собой чрезмерно амбициозной задачи дать в настоящей статье исчерпывающую характеристику этой замечательной личности. Его задача скромнее: попытаться охарактеризовать этого человека в его определяющих ипостасях.

12 ноября 2010 г. исполнилось 80 лет.

Магомед Абдуллаевич - доктор философских наук, профессор, заслуженный деятель науки Российской Федерации и Республики Дагестан, почетный работник высшего профессионального образования Российской Федерации, лауреат ряда конкурсов в области общественных наук, дважды лауреат Государственной премии Республики Дагестан и четырежды лауреат престижных общественных премий.

* Гасанов Нариман Набиевич, e-mail: proekt-1964@mail.ru

М.А. Абдуллаев - действительный член международной академии информатизации и 19 лет бессменно (со дня создания) президент ее Дагестанского отделения, исполнительный директор регионального общественного благотворительного фонда им. Шейха Абдурахмана-хаджи ас-Сугури, главный редактор журнала научной общественности республики «Научный мир» и информационного бюллетеня «Наше культурное наследие».

Следует подчеркнуть, что несмотря на наличие множества регалий профессор М.А. Абдуллаев нигде не выступает в роли «свадебного генерала», наоборот, своей творческой активностью, неуемной энергией, не свойственным возрасту задором, феноменальной трудоспособностью он достигает высоких результатов в любой работе.

М.А. Абдуллаев - активный общественный деятель, участвует в жизни республики и страны, занимая ряд общественных должностей. Его характеризуют как выдающегося ученого в научных кругах не только Дагестана и России, но и в странах ближнего зарубежья. В представлении Института философии РАН на президентскую стипендию, отзывах и поздравлениях отмечаются особые заслуги профессора М.А. Абдуллаева в отечественной философской науке. Он первый доктор философских наук в республиках Северного Кавказа и основатель философской науки в Дагестане. «Он создал и многие годы возглавляет дагестанскую философскую школу», - пишет хорошо знающий труды ученого директор Института философии РАН академик А.А. Гусейнов. Не только собственные исследования М.А. Абдуллаева, но и более 30 кандидатов и 6 докторов наук, подготовленных им, дают основание говорить о наличии самобытной школы, исследующей особенности становления и развития философской мысли на Северном Кавказе, в том числе в Дагестане.

Профессор М.А. Абдуллаев ведет исследования по многим направлениям философской науки: исламоведение, социология, история философской мысли, социальная философия, национальные отношения, советология, философские вопросы медицины, информатизация. Поэтому в научных кругах республики его справедливо называют ученым-энциклопедистом. Ему присущи самостоятельность, принципиальность и новаторство в науке. Он берется за изучение сложных проблем, за которые другие не берутся. Он одним из первых в Дагестане поднял проблемы суфизма, тарикатского мюридизма.

Благодаря его исследованиям мы узнали о деятельности и воззрениях более 12 дагестанских тарикатских шейхов, в том числе 4 проживающих в Турции.

Магомед Абдуллаевич - зачинатель изучения культурно-философского наследия Дагестана, он внес выдающийся вклад в изучение истории философской и общественной мысли народов Дагестана, которая неразрывно связана с историей арабо-мусульманской и европейско-русской культуры и составляет часть отечественной истории философии. Продолжая много лет заниматься этой проблемой, мыслитель подготовил десятки монографий, некоторые из них отмечены Государственной и общественной премиями.

На этом научном пути ему пришлось выдержать много необоснованных атак как со стороны некомпетентных в науке чиновников, так и недругов. На эти нападки он отвечал новыми книгами, убедительной аргументацией. Каждая работа ученого была новым словом в науке. А новое, к сожалению, до сих пор воспринимается многими с раздражением и подозрительностью как нечто враждебное и вздорное.

Известный ученый профессор А.К. Алиев пишет о Магомеде Абдуллаевиче: «В жизни Магомеда Абдуллаевича было много сложных, я бы сказал, тяжелых ситуаций, которые не могли не повлиять на его психологию, трудоспособность и отношение к решению проблем, которыми он увлекался.

У него было изъято или приостановлено 17 работ, из которых три монографии с обвинением автора в идеализации патриархально-феодального прошлого. Но и в этих условиях Магомед Абдуллаевич трудился продуктивно. Он совершил смелый научный подвиг, пересмотрев в советский период устоявшиеся в научной литературе и закрепленные в партийных документах оценки досоветского арабско-мусульманского культурно-философского наследия».

Совершить смелый научный подвиг в тех условиях мог не каждый, а лишь сильный, мужественный человек, патриот-интернационалист, мыслитель с сильной позицией, каким является М.А. Абдуллаев.

Следующий смелый и новаторский шаг М.А. Абдуллаева в изучении культурного наследия связан с исследованием творческого наследия М.К. Казем-Бека. Он опубликовал несколько статей о его творчестве и монографию «Казем-Бек - ученый-мыслитель» (1963). Партийные органы и отдельные ученые республики резко отрицательно отнеслись к публикациям, посвященным Казем-Беку. Они оценили их как «пропаганду монархиста и профессора императорского университета», чьи положение и взгляды несовместимы с идеологией советской власти. И все как один утверждали, что Казем-Бек не имеет никакого отношения к Дагестану, он азербайджанец...

Но Магомед Абдуллаевич знал, что пишет. Он нашел в архивах около 10 автобиографий, написанных рукой самого Казем-Бека, где

он называет себя то дагестанцем, то персиянином из Дагестана. Он родился и вырос в семье шейх-уль ислама Дербентского ханства, написал много работ и не терял связи со своей родиной до конца жизни. Для нас важно и то, что Казем-Бек впервые в истории дал объективную оценку движению горцев Дагестана в XIX в. и личности Шамиля. Интересно отметить, что те исследователи, которые отрицали связи Казем-Бека с Дагестаном и осуждали Абдуллаева за это, теперь его называют в числе первых по значению дагестанских ученых.

Не будет преувеличением сказать, что выход монографии Магомеда Абдуллаевича «Мыслители Дагестана XIX и нач. XX веков» (Махачкала, 1963) был эпохальным событием в научной жизни республики и не только республики. Сформулировав новые методологические подходы и объективные принципы интерпретации процессов социальной и духовной жизни, он пересмотрел оценки проблем культурно-философского наследия народов Дагестана и во многом мусульманского Востока. Анализ источников на восточных и местных языках дал М.А. Абдуллаеву возможность показать, что дагестанцы не только овладели классическим наследием арабо-мусульманского Востока, но и значительно обогатили его, использовав в его традициях многие достижения европейской светской науки.

Академик Г.Г. Гамзатов писал об этих работах М.А. Абдуллаева: «Еще в начале 60-х годов труды М.А. Абдуллаева будоражили научную общественность. В них затрагивались новые, во многом неизвестные пласты культурно-философского наследия народов Дагестана, оспаривались вульгаризаторские и нигилистические подходы к его восприятию, и сама новизна такой постановки проблемы не оставила равнодушных. Все еще памятны тяжелые упреки и обидные ярлыки, которыми «удостаивался» М.А.

Абдуллаев. Теперь это позади, и мы не можем не осознавать, что дело, за которое так смело взялся М.А. Абдуллаев, было, в сущности, началом нового направления в научном осмыслении и интерпретации духовного прошлого народов Дагестана.

Жизнь показала, что М.А. Абдуллаев был прав, и он положил начало принципиально новому объективному освещению досоветского, главным образом мусульманского культурного наследия».

О высокой эрудиции и глубоких знаниях в области философской науки ученого говорит тот факт, что он является соавтором 5-томной «Истории философии в СССР» (совместное издание Института философии АН СССР и философского факультета МГУ, 1968-1988 гг.).

Магомед Абдуллаевич написал и издал множество монографий, статей по малоизученным проблемам историко-философского наследия народов Кавказа и Востока, учебников по философии, учебно-методических пособий, спецкурсов. Назовем лишь некоторые из них: «Поговорим о мусульманской религии» в соавторстве (Махачкала, 1962), «Некоторые вопросы теологии ислама» (Махачкала, 1973), «Суфизм и его разновидности на Северо-Восточном Кавказе» (Махачкала, 2000); «Казем-Бек -ученый-мыслитель» (Махачкала, 1963), «Мыслители Дагестана XIX и начале XX веков» (Махачкала,1963), «Философская и общественно-политическая мысль в Дагестане в XIX в.» (Махачкала, 1964), «Али Каяев. Естественнонаучные и общественно-политические взгляды», в соавторстве (Махачкала, 1968), «Из истории философской и общественно-политической мысли народов Дагестана в XIX в.» (М., 1968), «Северный Кавказ в объективе антикоммунизма» (Махачкала, 1975), «Из истории научной и педагогической мысли досоветского Дагестана»

(Махачкала, 1986), «Социализм и народы Северного Кавказа. Измышления и действительность» (Махачкала, 1989), «Общественно-политическая мысль в Дагестане в начале ХХ в.» (М., 1987), «Из истории философской и общественно-политической мысли Дагестана (с древнейших времен до присоединения Дагестана к России)» (Махачкала, 1993), «Актуальные проблемы философской и социально-политической науки» в трех частях (Махачкала, 1999, ч. первая; 2004, ч. вторая; 2009, ч. третья).

Им опубликовано семь учебников и учебных пособий, одобренных УМУ соответствующих министерств и допущенных в качестве учебников и учебных пособий для вузов страны, три из них («Очерки истории религии и атеизма», «Культурология» и «Философия») изданы дважды.

В работе «Из истории философской и общественно-политической мысли Дагестана (с древнейших времен до присоединения Дагестана к России)» на основе выявленных к тому времени источников обосновал вывод, что до начала XVII в. в Дагестане распространяется, утверждается и усваивается общемусульманская культура. Здесь же впервые характеризуются общественно-философские воззрения местных мыслителей XI-XVI11 в.в.: Мухаммада ад-Дарбанди, Мухаммада Рафии, Мухаммада Аваби, Омара из Кудали, Али Багдади, Дауда из Усиша, Мухаммада из Убра и др.

В 1987 г. в издательстве «Наука» вышло фундаментальное исследование М.А. Абдуллаева «Общественно- политическая мысль в Дагестане в начале ХХ века», которая институтом востоковедения и главной редакцией восточной литературы издательства «Наука» была представлена к Государственной премии СССР. Имеются отзывы о ней в философских и востоковедческих журналах.

Осмысливая источники и идейно-политическую борьбу в Дагестане в начале ХХ в., автор показывает, что здесь в этот период сложилось семь идейно-политических течений, которые заняли соответствующие позиции по отношению к революции. В работе прослеживаются воззрения основных представителей этих течений, причем у многих из них - впервые. Академик Т.И. Ойзерман отмечает высокую логическую культуру этой книги, а академики Ф. Кочарли и М. Хайруллаев пишут, что они знали проф. М.А. Абдуллаева как «талантливого исследователя, но сомневались, что в досоветском Дагестане была и могла быть столь богатая научная и философско-общественная мысль. Ведь в литературе отрицалось даже наличие в этом Дагестане письменности. Но эта работа полностью опирается на письменные источники и сомневаться больше нельзя». Далее Ф. Кочарли отмечает, что «М.А. Абдуллаев открыл для нас и для читателей страны новый, высокоинтеллектуальный Дагестан».

Новаторский подход М.А. Абдуллаева в науке проявился и в книге «Из истории научной и педагогической мысли досоветского Дагестана» (Махачкала, 1986). В партийных органах и в научной литературе сложилось крайне негативное мнение о конфессиональных школах и вообще отрицалась возможность прогрессивной педагогической мысли в досоветском Дагестане. Анализируя теорию и практику обучения и воспитания в мусульманских конфессиональных школах, ученый показал, что в них наряду со схоластическими и неоправданно жесткими приемами обучения было много положительного. И система изучения арабского языка в них была более эффективной. В этой работе показано наличие в Дагестане солидной педагогической мысли. Такой подход в те годы был чрезвычайно смелым и плодотворным. До этого даже не ставился вопрос о педагогической мысли в

досоветском Дагестане. М.А. Абдуллаев показал, что были замечательные педагоги и в арабо-мусульманских конфессиональных школах (Саид Араканский, Юсуф Яхсайский, Али Каяев, Гасан Алкадари и др.).

Особый успех и признание научной общественности страны вызвал выход нового капитального исследования М.А. Абдуллаева «Мыслители Дагестана» (Махачкала, 2007). Он на протяжении всей своей научной жизни по крупицам собирал материал для этой книги. В ней очерки более 80 мыслителей прошлого.

Не случайно наш земляк, директор Института философии РАН академик А.А. Гусейнов охарактеризовал эту книгу как «научный и патриотический подвиг М.А. Абдуллаева». Он высоко отзывался об исследовательском таланте, продуктивности и научной смелости М.А. Абдуллаева. «Тот, кто знаком с его творческим наследием, -пишет академик, - не может не удивляться широте его научных интересов и новаторстве его мышления». Академик отмечает, что «М.А. Абдуллаев заслуженно считается создателем и главой дагестанской философской школы».

Вопросами религии ислама М.А. Абдуллаев занимался в начальный период своей деятельности. Его труды по исламу того периода написаны в духе установки того времени. Затем он, как известно, пересмотрел утвердившиеся в науке подходы и в ряде своих исследований, в частности, в «Средневековой арабо-мусульманской культуре и ее влияние на Дагестан» (Махачкала, 2007) показал, что арабские завоевания и ислам сыграли исторически прогрессивную, цивилизаторскую роль, они принесли нам новую цивилизацию, новую культуру. Эта культура тогда была вершиной мировой культуры и послужила важнейшим фактором европейского возрождения (ренессанса). М.А. Абдуллаеву принадлежит заслуга в изучении суфизма на Северо-Восточном

Кавказе. Завершив в основном первое изучение истории досоветской философской мысли, он впоследствии вернулся к этим проблемам. Так, в 1988 г. он издал монографию, посвященную деятельности наиболее влиятельного тарикатского (суфийского) шейха в досоветском Дагестане Абдурахмана-хаджи-ас-Сугури. В ней он впервые обобщил его творческое наследие на арабском и местном языках. Она с учетом запросов дважды переиздана с дополнениями.

В 2001 г. вышла его монография «Суфизм и его разновидности на Северо-Восточном Кавказе». Она была переиздана в 2002 г. в дополненном виде. Монография получила высокую оценку в стране. В этой работе ученый на основе трудов тарикатских (суфийских) шейхов раскрыл деятельность и воззрения 12 шейхов Дагестана и Чечни, из которых четыре жили в Турции. Суфийско-тарикатское наследие ряда шейхов освещается впервые. Ценность монографии М.А. Абдуллаева состоит и в том, что к ней приложены основные работы суфийских шейхов, что он организовал перевод тех из них, которые не были еще переведены с арабского и местных языков на русский. Это дает возможность читателям ознакомиться с источниками и использовать тем, кто намерен изучить их творчество.

Значительный вклад внес М.А. Абдуллаев в изучение проблем национальных отношений в СССР и в Дагестане. По этой тематике им опубликовано более 25 работ. Так, в работе «Межнациональные отношения: некоторые аспекты их стабилизации» (Махачкала, 1994), написанной в соавторстве с Т.Э. Кафаровым, обстоятельно раскрывается тенденциозный характер подхода так называемых демократов к оценке экономических, социальных и культурных достижений народов СССР в сфере национальных отношений. Они их обходят и переводят

национальный вопрос в чисто политическую плоскость, где их обвинения носят голословный и нередко клеветнический характер. В работе подробно освещаются все конфликтные ситуации, имевшие место в Дагестане, их суть и возможные пути их устранения. Здесь же показаны несостоятельность и возможные вредные социальные и политические последствия программ народных движений, возникших в Дагестане в конце 80-х начале 90-х гг. прошлого столетия.

Много положительных откликов вызвали его статьи в журналах «Коммунист», «Свободная мысль», «Научный мир», в газете «Дагестанская правда» по национальным отношениям в СССР, РФ и в Дагестане. Так, в 1990 г. М.А. Абдуллаев выступил в журнале «Коммунист» со статьей «Противоречия в сфере национальных отношений». В ней он, в частности, объективно и справедливо пишет о том, что в «Дагестанской АССР непродуманное переселение с гор несоразмерно большого числа населения аварской и частично даргинской народностей, неорганизованная миграция (более 300 тыс. человек), застройки зимних пастбищ горных районов осложнили положение в кумыкских районах». Ученый бил тревогу, однако, эти проблемы не были разрешены и сегодня обострились с новой силой.

Интересны своим содержанием статьи «Дружба народов -измышления и действительность» (Дружба народов, 1986, №7), «За обновленный союз против войны суверенитетов», «За гармонизацию межнациональных отношений», «Как лучше нам обустроить Дагестан», «Кому выгодна напряженность?», «Куда ведут народные движения?», «К вопросу о путях развития Дагестана» и др. (1988-1992 гг., вышли в журналах «Советский Дагестан», «Политический собеседник» и других республиканских органах периодической печати).

Ученый хорошо известен в республике и как талантливый педагог. Работая заведующим кафедрой философии ДГУ, а затем в ДМА, он показал себя как блестящий лектор. Его лекциями восхищались студенты вузов. Они отличались высоким теоретическим и методическим уровнем. На занятиях Магомеда Абдуллаевича студенты могли поднять самые острые вопросы развития общества. Автор и сам был когда-то его студентом. Ученый учил нас мыслить, думать и за это мы очень благодарны ему.

Он читал спецкурсы в институтах повышения квалификации при МГУ, РГУ и в других вузах страны. М.А. Абдуллаев более 65 лет посвятил обучению и воспитанию подрастающего поколения. Работал в начальной, семилетней, средней школах и вузах. В настоящее время является заведующим кафедрой философии в ДНЦ РАН.

В центре внимания ученого в последнее время находятся идеи единства народов Дагестана, гуманизма, сотрудничества и согласия, формирования духовно-нравственных ценностей, которые сегодня столь же актуальны, как и в прежние времена.

В этой связи представляют интерес статьи М.А. Абдуллаева, посвященные общедагестанской идеологии. По его мнению «общедагестанская идеология - совокупность идей, традиций и представлений, отражающая и выражающая общие интересы и потребности народов Дагестана».

Следует отметить, что позиция автора сильна тем, что он обосновывает возможность такой идеологии.

Ученый не просто пишет о возможности общедагестанской национальной идеологии, но и обстоятельно анализирует факторы, способствующие возникновению такой идеологии. Это генетическая общность происхождения дагестанских народов, природно-

географические условия и обусловленные ими зоны хозяйственной деятельности; это институт куначества, который сохраняется в республике, хотя не функционирует столь активно, как раньше.

Составной частью общедагестанской идеологии, по мнению ученого, должны служить общедагестанские культурные традиции, основанные на адатах и тех установлениях ислама и шариата, которые адаптировались к местным условиям и вошли в них как неотъемлемые компоненты.

Мы остановились на небольшом числе исследований по культурно-философскому наследию народов Дагестана, где ученый выступает как первооткрыватель. Но у него есть много десятков работ по исламу, конкретной социологии, социально-политической проблематике, национальным отношениям, посвященных полемике с зарубежными советологами, философским вопросам медицины, взаимосвязи России и Дагестана и их культур, формированию научного мировоззрения и общей духовно-нравственной культуры и т.д. Поэтому не случайно во многих центральных и местных публикациях его называют ученым-новатором.

М.А. Абдуллаев - автор 30 монографий, 7 учебных пособий и учебников для вузов, из которых три два дважды переизданы, 3 сборника статей, более 160 статей в сборниках и журналах, тысячи газетных статей. Подготовил более 36 кандидатов и докторов наук, из которых многие работают в контакте с ним и стали известными учеными.

Магомед Абдуллаевич - выдающийся ученый, мыслитель, внесший большой вклад в развитие всей отечественной науки. И сегодня он полон стремления порадовать дагестанцев новыми исследованиями в области философской науки.

И мы, коллеги и ученики, поздравляем его со славным юбилеем, от всей души желаем ему несокрушимого здоровья и новых творческих свершений.

Гасанов Н.Н. Ученый, педагог, человек. Статья посвящена научной и педагогической деятельности известного ученого, философа, профессора М.А. Абдуллаева.

Ключевые слова: ислам, тарикат, суфизм, культура, талант, национальные отношения, миграция, единство, согласие, традиция, общедагестанская идеология.

Gasanov N.N. A Scientist, Teacher, Man. The article deals with the elucidation of the scientific and pedagogical activity of the well known scientist, philosopher, professor Abdullaev M.A.

Key words: islam, tarikat, Sufism, culture, talent, national interrelations, migration, unity, harmony, tradition, general Dagestan ideology.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.