Научная статья на тему 'Политико-правовые воззрения Магомеда Ярагского (первая половина XIX В. )'

Политико-правовые воззрения Магомеда Ярагского (первая половина XIX В. ) Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
1133
179
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАГОМЕД ЯРАГСКИЙ / «НОВОЕ УЧЕНИЕ» / ШАРИАТ / МЮРИДИЗМ / ТАРИКАТ / ГАЗАВАТ

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Джалалова С. М.

The article is dedicated to political and legal glance of the representative north-caucasus to intellectualses of the first half XIX century, left significant trace in histories state not only and right Dagestana, but also in russian history Magomedu Yaragskomu. The author points to the fact, Magomed Yaragskiy a bright representative public-political thought not only South Dagestana, but also the whole North Caucasus -was shown by reformer, sheik Nakshbandiyskogo taricat, sovereign myrshids dagestans scientist. In considered period to him fated was become expresse trends to consolidation of the inhabitants South Dagestana (yes and Dagestana as a whole) in their equitable fight for social liberation, national independence, autonomy and religious self-determination in composition of the Russia. Liberation fight highlander was bound with teaching M. Yaragskogo with imams Gases-Magomedom at the head, Gamzatbekom and storied Shamilem. Attention is accented in contents on that «new teaching» Yaragskogo became the pivotal an idea liberties of the person in political, rights and social-economic aspect. On essences his(its) main sermon were reduced to the following: all orthodox must be are before the God. The Moslem must be free and equal; he must not pay to taxes, tax neither Russian reign; prevail, nor local ha-us, bocas; the moslem can not be nor whose slave. The Moslem can not be under power reigning and etc. On thoughts M. Yaragskogo liberty of the person must not depend on religiosity, nationalities and citizenship. Therefor time he first in moslem religious-philosophical thought has proclaimed the concept «free person»: «Who moslem, that must be a free person and between all muslims must be an equality». Essence and contents of the teaching were stated aside from slogan and appeals, in prayer also, author's composition «Asar», verse, correspondences with preacher from different places, occupation with listener medrese.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Politician-legal Outlooks Magomeda Yaragskogo (The First Half of XIX Century)

The article is dedicated to political and legal glance of the representative north-caucasus to intellectualses of the first half XIX century, left significant trace in histories state not only and right Dagestana, but also in russian history Magomedu Yaragskomu. The author points to the fact, Magomed Yaragskiy a bright representative public-political thought not only South Dagestana, but also the whole North Caucasus -was shown by reformer, sheik Nakshbandiyskogo taricat, sovereign myrshids dagestans scientist. In considered period to him fated was become expresse trends to consolidation of the inhabitants South Dagestana (yes and Dagestana as a whole) in their equitable fight for social liberation, national independence, autonomy and religious self-determination in composition of the Russia. Liberation fight highlander was bound with teaching M. Yaragskogo with imams Gases-Magomedom at the head, Gamzatbekom and storied Shamilem. Attention is accented in contents on that «new teaching» Yaragskogo became the pivotal an idea liberties of the person in political, rights and social-economic aspect. On essences his(its) main sermon were reduced to the following: all orthodox must be are before the God. The Moslem must be free and equal; he must not pay to taxes, tax neither Russian reign; prevail, nor local ha-us, bocas; the moslem can not be nor whose slave. The Moslem can not be under power reigning and etc. On thoughts M. Yaragskogo liberty of the person must not depend on religiosity, nationalities and citizenship. Therefor time he first in moslem religious-philosophical thought has proclaimed the concept «free person»: «Who moslem, that must be a free person and between all muslims must be an equality». Essence and contents of the teaching were stated aside from slogan and appeals, in prayer also, author's composition «Asar», verse, correspondences with preacher from different places, occupation with listener medrese.

Текст научной работы на тему «Политико-правовые воззрения Магомеда Ярагского (первая половина XIX В. )»

Учитывая вышеизложенное, пропуск через границу Российской Федерации представляется возможным рассматривать как элемент правил въезда-выезда, регулирующий общественные отношения, возникающие в пункте пропуска через государственную границу при обращении российских и иностранных граждан к компетентному государственному органу за получением разрешения выехать из страны либо въехать на ее территорию.

С.М. Джалалова *

ПОЛИТИКО-ПРАВОВЫЕ ВОЗЗРЕНИЯ МАГОМЕДА ЯРАГСКОГО

(первая половина XIX в.)

Ключевые слова: Магомед Ярагский, «новое учение», шариат, мюридизм, тарикат, газават.

S.M. Dzhalalova. The Politician-legal Outlooks Magomeda Yaragskogo (The First Half of XIX Century)

The article is dedicated to political and legal glance of the representative north-caucasus to intellectualses of the first half XIXcentury, left significant trace in histories state not only and right Dagestana, but also in russian history — Magomedu Yaragskomu.

The author points to the fact, Magomed Yaragskiy — a bright representative public-political thought not only South Dagestana, but also the whole North Caucasus — was shown by reformer, sheik Nakshbandiyskogo taricat, sovereign myrshids dages-tans scientist.

In considered period to him fated was become expresse trends to consolidation of the inhabitants South Dagestana (yes and Dagestana as a whole) in their equitable fight for social liberation, national independence, autonomy and religious self-determination in composition of the Russia. Liberation fight highlander was bound with teaching M. Yaragskogo with imams Gases-Magomedom at the head, Gamzatbekom and storied Shamilem.

Attention is accented in contents on that «new teaching» Yaragskogo became the pivotal an idea liberties of the person in political, rights and social-economic aspect. On essences his(its) main sermon were reduced to the following: all orthodox must be are before the God. The Moslem must be free and equal; he must not pay to taxes, tax neither Russian reign; prevail, nor local ha-us, bocas; the moslem can not be nor whose slave. The Moslem can not be under power reigning and etc.

* Аспирантка Института (филиала) в г. Махачкале Московского государственного открытого университета. [halifaeva@yandex.ru]

On thoughts M. Yaragskogo liberty of the person must not depend on religiosity, nationalities and citizenship. Therefor time he first in moslem religious-philosophical thought has proclaimed the concept «free person»: «Who moslem, that must be a free person and between all muslims must be an equality». Essence and contents of the teaching were stated aside from slogan and appeals, in prayer also, author's composition «Asar», verse, correspondences with preacher from different places, occupation with listener medrese.

Сторонник идеи свободной личности Магомед Ярагский вошел во всемирную историю как выдающаяся личность, трезвый и острый ум, глубокие знания, убежденность в правоте своих идей, которые позволили ему перешагнуть через себя ради великой цели освобождения горцев. Его имя стало символом непогрешимости и чести для всего кавказского народа. Только человек огромной нравственной силы, чистоты веры мог идейно объединить разрозненных, разноэтнических жителей Кавказа. Он имел отношение к возвышению всех имамов Дагестана и Чечни.

Отдельные дагестанские ученые (А.Г. Агаев, Ш.Ю. Пашаева, Х.Х. Рамазанов, X. Доного, А.К. Халифаева, М.М. Айбатов и др.) очень серьезное внимание уделили в своих исследованиях изучению социокультурного, политического, мировоззренческо-психологического и личностного пространства ал-Яраги. Мы же ставим своей целью акцентировать внимание на масштабности политико-правовой роли этого знаменитого шейха.

Магомеда Ярагского можно назвать главной фигурой в качестве ученого, арабиста, шейха накшбандийского тариката, наконец, М. Ярагский — автор известного сочинения по тарикату «Асар». Из его биографических сведений известно, что Магомед «сын Исмаила, сына молла шейх Камала, сына Назир ал-Йараги ал-Курав (Курави-Кюринский)». «Ярагским его называют оттого, что родился он в лезгинском селе Яраг. В литературе и источниках по-разному пишут название родного аула Магомеда. Его сын Исмаил о своем отце говорит: «Мухаммад ал-Йараги»1; Н.А. Волконский вместо Ярагского иногда произносит Ярагларский»2.

Вся деятельная жизнь Магомеда Ярагского посвящается духовному делу — тарикатскому мюридизму. Центром исламизации стал Южный Дагестан, а именно аул Яраг, где стал активно проповедовать идеи накшбандийского тариката местный мулла, кадий, шейх, а затем и мюршид (верховный шейх, устаз, учитель)3 М. Ярагский, который отмечает, что «вступил на путь

1 См.: Шихсаидов А.Р. Письменные памятники Дагестана XIX в. (жанр биографий) // Письменные памятники Дагестана XVIII—XIX вв. Махачкала, 1989. С. 9.

2 Волконский Н.А. Война на восточном Кавказе с 1824 по 1834 гг. в связи с мюридизмом // Кавказский сборник. Т. X. Тифлис, 1886. С. 4.

3 См.: Рамазанов А.Х. Государство и право Имамата. Махачкала, 2003. С. 12.

тариката в 1237 г. (1821) в возрасте 51 года». Н.А. Волконский выделяет период с 1824-го по 1834 год включительно «как историю внутренней жизни народов восточного Кавказа»1, подготовившего и почву для Кавказской войны (1834—1859 гг.). Это десятилетие, удачно выделенное Н.А. Волконским, можно отнести ко времени проповедования религиозных идей Магомеда Ярагского, который прошел сложный путь духовного озарения: от кадия на службе у Кюринского владетеля Асланхана до глубоко раскаявшегося аскета-ученого, ставшего духовным наставником имамов и шейхов. Р.А. Фадеев считал его «творцом нового учения и душой мюридизма», И.Н. Захарьин — «ревностным распространителем грозного учения»; мусульманский автор Хайдарбек Геничутлинский назвал его «источником божественных истин... светочем исламской религии». Сам Мухаммад Ярагский называл себя «жалким рабом Аллаха»2. По мнению исследователя К.М. Ханбабаева, широкому распространению на Северном Кавказе именно идей накшбан-дийского тариката способствовала специфика данного течения суфизма. Он пишет: «Накшбандийа — единственное суфийское братство, где контактирование с властями, с целью влияния на их политику, возведено в обязанность суфия. Другая специфика — отрицание аскетизма, все суфии — миряне, для которых необязательно жить в обители»3.

Приверженцы накшбандийзма полагали, что мусульманская община (умма) сбилась с праведного пути и отошла от заповедей пророка Мухаммеда. Соблюдение предписаний шариата и уклонение от недозволенных новшеств (бида) являлись одним из способов заставить народ жить праведно. Но этого, по мнению новых проповедников, было мало. Шариат должен был регулировать всю общественную жизнь, в том числе правление властителей должно также осуществляться согласно шариату. Ведь именно в том, что умма сбилась с праведного пути, виноваты в первую очередь власть имущие, погрязшие в грехе 4.

Послушание подданных кончается там, где владетели не следуют правилам шариата. Вывод из этого учения следовал поистине парадоксальный. Раз кругом в большинстве своем неправедные правители, то истинный мусульманин не может быть в подчинении у них, а должен стараться быть свободным человеком и не должен платить налоги, а деньги направлять на помощь правоверным борцам за чистоту мусульманской веры.

1 Волконский Н.А. Указ. соч. С. 2.

2 Пашаева Ш.Ю. Мухаммад ал-Яраги и кавказский мюридизм. Махачкала, 2003. С. 255.

3 Ханбабаев К.М. Суфизм и борьба горцев // Кавказская война: спорные вопросы и новые подходы: Тезисы докладов Международной научной конференции. Махачкала, 1998. С. 55—56.

4 Магомед Ярагский // < http://allpersons.name/index.php?option=com_content&taskview & 1д=35&11еш1д=10 > (последнее обращение — 1 декабря 2010 г.).

Проникновение накшбандийзма на Кавказ началось в конце 1810-х гг. благодаря шейху Исмаилу из Курдистана. Он в первую очередь призывал к внутреннему джихаду и сумел обзавестись несколькими преданными учениками. Среди его дальнейших последователей оказался Магомед Ярагский (Мухаммед аль Яраги), сыгравший роль первого общепризнанного духовного лидера Кавказа. Именно с его легкой руки выбирались все мятежные имамы Дагестана '.

Поклонники дагестанского тариката сравнивали шейхов со всевышним. Как утверждают суфии, текст этих проповедей есть результат мистической связи шейха с высшими силами, которыми управляет Аллах. Таким образом, мулла Магомед стал одним из немногих избранных, которым Аллах дарует путь истины2. «То, что мюрид находит в любви шейха в одно мгновение, не может найти в чтении тысячи книг и в уединении на тысячу лет»3. В отличие от А.Р. Бам-матовой, которая называет шейхом и Абдурахмана Хаджи Согратлинского, М.А. Абдуллаев, кроме Магомеда Ярагского и Джамалуддина Казикумухского, до 1860-х гг. никого не удостаивает в Дагестане звания шейха4. Стоит отметить, что Сеид Гусейн Казикумухский стал представителем тариката благодаря шейху Мухаммаду аль-Яраги. В юности Джамалуддин был секретарем и даже приближенным Аслан-хана. Последний послал его к Магомеду-Эфенди уговаривать, чтобы народ не собирался вокруг него. «Но этот советчик сам здесь был совращен (безусловно, М. Ярагским. — Д.С.) и передался тарикату». В 1824 г. Яраги посвятил Джамалуддина в звание муршида и велел ему распространять новое учение. Этот новый мюршид, в свою очередь, стал наставником первого имама Казимагомеда и третьего имама Шамиля. Так распространилась в горах «благодать шейхов тариката. Для проведения в жизнь шариатских решений эта благодать была как весенний дождь для ростков растений»5. Тарикатские наставники, называвшиеся «шейхами», получали непосредственно от М. Ярагского и назначенных им лиц удостоверение (лицензию) на право образования тарикатских групп (сообществ), в которые добровольно записывались мусульмане, искренне заинтересованные в своем моральном совершенствовании под руководством шейха 6. Путь тариката сделал Шамиля муджтахидом. Он полу-

1 См.: Накшбандийя // < http://www.kulichki.com/grandwar/kavkaz/war_2.html > (последнее обращение — 1 декабря 2010 г.).

2 См.: Рамазанов А.ХУказ. соч. С. 12.

3 Учение о трактате: Адабуль Марзия, соч. шейха Джемалэддина Казикумухского / перев. с арабск. // ССКГ. Вып. II. М., 1992. С. 19.

4 См.: Абдуллаев М.М. Из истории философской и общественно-политической мысли народов Дагестана в XIX в. М., 1968. С. 74.

5 Мухаммед-Тахир аль-Карахи. Блеск дагестанских сабель в некоторых шамилевских битвах. Махачкала, 1990. Ч. I. С. 22.

6 Айбатов М.М. Государственно-правовая мысль народов Северного Кавказа (XIX — начало XX вв.). М., 2006. С. 115.

чил право вести за собой мукалидов (желающий узнать божественные тайны через устаза) и был произведен в халифы (заместитель власти Аллаха на земле)1.

Магомед Ярагский в действиях своих был активнее Джамалуддина. Яраги выступил с призывом к газавату (с араб. — «война», «гази» — «воин»), он требует равенства и справедливости. В концепции Магомеда Ярагского свобода и равенство обуславливают друг друга. Вопрос о свободе человека он ставил еще в 1820-е гг., задолго до отмены крепостного права в России в трех ипостасях: общефилософской, мусульмано-конфессиональной и социально-деятельностной. Эти проповеди и речи стали основой будущего учения и программы; воззвания имама М. аль-Яраги по значимости обретали международный, планетарный смысл. Надо отметить, что идеология М. Ярагского в современной науке именуется «ярагинизмом» в честь ее основателя. «Ярагинизм — это светско-конфессиональное учение»2, — пишет А.Г. Агаев.

Итак, мы видим, что Яраги поощрял газават, руководствуясь не столько тарикатом, сколько шариатом. Джамалуддин же стоял в стороне от политической жизни, так как обращался главным образом к тарикату, который призывал стремиться к отвлечению от земных дел и уединению.

Формирование нового учения Ярагского к середине 1820-х гг. обрело четкие контуры и принципиальное содержание. Его основные социальнополитические положения можно свести к следующему:

1. Все правоверные должны быть равны перед Богом. Мусульманин должен быть свободным и равноправным.

2. Он не должен платить подати, налоги ни русскому царю, ни местным ханам, бекам.

3. Мусульманин не может быть ничьим рабом.

4. Мусульманин не может быть под властью царя и т.д.

Таким образом, это исламское учение, обличенное в политическую форму, было во всех пунктах ясным, понятным и доступным любому человеку. В учении Ярагского свобода выступает в качестве главного условия жизни. С этим связано и полное социальное раскрепощение горцев. В его учении нет политической риторики, социальной декларативности, откровенной демагогии, оно ясно, понятно и доступно любому человеку. Ярагский и его последователи не призывали к захвату чужих земель, угнетению других народов. И им двигало не властолюбие, а свободолюбие. В развернутом виде «новое учение» включает следующие идеи как религиозного, так и социально-экономического и политико-правового освобождения задавленного нуждой и угнетением мусульманина: вдохновенное исповедывание

1 См.: Рамазанов А.Х. Указ. соч. С. 18.

2 Агаев А.Г. Философия совести. Махачкала, 1995. С. 177, 193.

веры своих отцов, которая делает его сильным; обретение каждым человеком свободы и равенства в правах и обязанностях; искоренение из души духа рабства, который ее сковывает; расценивание позором нахождение под чьим-то гнетом, будь это гнет единоверцев или неверных; недопустимость того, чтобы мусульманин стал рабом кого-либо и уплачивал подати, даже правоверному; неприемлемость для свободного мусульманина подданства; отвергание жизни в рабстве у чужих народов; осознание того, что молитвы рабов не будут услышаны, а их мовлюды, жертвоприношения, браки, паломничества — приняты; освобождение мусульман — дело их самих; угнетенные должны бороться за свободу, а свободные — отвести от себя рабство; кто погибает за свободу от рабства и гнета, тот становится счастливым; ему уготовлено место в раю; чтобы стать свободными, мусульмане должны покончить с преимуществами одних перед другими.

Ярагский был твердо уверен, что на стороне горцев великая правда: «Каждый мусульманин, — говорил он, — является воином добра, добрых сил».

В 1822—1823 гг. мулла Магомед начал проповедование с «очищения души» перед сельчанами. Квинтэссенцией его учения стала идея нравственного усовершенствования человека. При этом большое значение придается проблеме внутреннего осознания человеком своих грехов и раскаяния в них. Мухаммад Ярагский «реформу душ» начал с самого себя: «Я очень грешен перед Аллахом. До сих пор я не понимал ни воли Аллаха, ни предсказаний Его посланника Мухаммада. По милости Всевышнего только сейчас мне открылись глаза, и я, наконец, вижу, как подобно сверкающим алмазам проходит мимо меня источник вечной правды. Все мои прошлые деяния лежат на моей душе как тяжелое бремя грехов. Я потреблял плоды вашего поля, я обогащался за счет вашего добра, но священнослужителю не пристало брать и десятой доли, а судья должен судить только за вознаграждение, которое обещал ему Аллах. Я не соблюдал этих заповедей, и сейчас совесть обвиняет меня в грехах. Я хочу искупить свою вину, попросить прощения у Аллаха и у вас и вернуть вам все, что я брал ранее»1. Таким образом, Ярагский призывал отказаться от одного из столпов ислама — «закята». В «Записке» капитана Генерального штаба царской армии К.И. Прушановского, погибшего на Кавказе в 1845 г., в подтверждение вышеизложенного приведена речь Ярагского (по поводу закята), произнесенная им на площади своего родного села: «Мною взятый с вас закят муллам не следует брать, а потому я сделал большое преступление. Моё имение вам принадлежит, я сознаюсь, простите меня, а если хотите, дозволяю: возьмите все моё имущест-

1 Доного Х.Сверкающий газават. Имам Гази-Мухаммад. Махачкала, 2007. С. 25.

во и разделите между собой»1. Современные ярагские старики подтверждают, что ещё долго после этой речи Ярагского кюринцы не платили закят.

Xaрaктер рассуждений М. Ярагского свидетельствует о том, что в своем «новом учении» он вышел далеко за пределы и тариката, и мюридизма. Его идеи 1823 г. и последующих годов не укладываются в их положения, даже если придать им некоторый творческий характер. Магомед Ярагский выдвигает в своих речах, обращениях и воззваниях качественно новую концепцию мусульманина, не сводимую к исламской концепции. В исламской концепции мусульманин — «смиренный», «покорный». Такой человек во всех его сознательных жизнепроявлениях думает о Боге, он живет во имя того, чтобы беспредельно любить Его, обретя облик «божьего раба» и «божьего творения», уничтожиться в «любви» к Богу. Его жизненная судьба также предопределена Богом-Аллахом и, хотя ему не возбраняется стремиться к лучшей жизни, в ее реальном осуществлении он не может выйти за пределы судьбы, предначертанной Богом. Концептуальная идея «нового учения» М. Ярагского изложена не столько в религиозных, сколько в религиозно-светских, даже преимущественно в светских суждениях и понятиях. И по своему содержанию она выходит за рамки традиционного тариката, хотя в какой-то степени вытекает из него, и в целом из религиозной веры 2.

Воззвание Магомеда Ярагского особенно для того времени было логически убедительным. Рассуждая с современной точки зрения, мы можем сейчас сказать, что желания М. Ярагского были искренними, добродетельными, главной целью для него было возвратить народ на путь истинный. Возникает вопрос — обязательно ли было действовать через газават? Оправдание этому дает решение, которое сообща приняли авторитетные религиозные идеологи, такие, как Исмаил Кюрдомирский, Xaс-Мaгомед. На самом же деле все они, честно желая помочь народу, видели в газавате единственный путь к «очищению». Они не могли предугадать результаты Кавказской войны, все негативные моменты. В конце концов, как любая эпохальная личность, могли ошибаться. Конечного, определенного вывода на этот счет, думаю, не может дать кто-либо. Это один из таких вопросов истории, который остается открытым.

В историко-правовой литературе не ограничиваются разные этапы тариката Магомеда Ярагского. Между тем сравнительно недавно исследователи не только делят тарикат М. Ярагского на два этапа, но и анализируют каждый из них в своем развитии. «Первый этап получил название «исправительный тарикат», он ориентирован на перевоспитание грешников и ог-

1 ЦГВИА. Ф. ВУА. Д. 6512. Л. 7—9; Кавказ. 1848. № 2. С. 22—39.

2 См.: Aйбamoв М.М. Указ. соч. С. 122—123, 125.

раждение себя от совершения греховных деяний. Второй этап, сохраняя связь с первым, отличается от него своим наступательно-активным, воинственным духом»1.

Программа Ярагского имела широкий резонанс среди умов Кавказского региона и его пределов. Она была сверхактуальна, поэтому способствовала консолидации разрозненных горских племен и обществ в единое целое и выработке общих идеологических установок. «В то время, как сверкающий круг российских штыков смыкался со всех сторон, влияние муллы Мухаммада аль-Яраги неуклонно росло год от года — неосязаемое, нематериальное, оно уверенно и молча проходило сквозь изгородь ощетинившейся стали, словно корабль-призрак сквозь встречные скалы или словно огонь на болоте, крадущийся против ветра. Движение двух концентрических стихий, материальной и духовной, происходило в одинаковом темпе, но в противоположных направлениях, и, когда со стороны казалось, что последняя искорка свободы Дагестана потухнет под сапогами царских солдат, священное пламя готово было вспыхнуть с новой силой и озарить страну во все стороны, до самых дальних границ»2.

Ярагский понимал, что любое учение обретает силу, если оно понятно народу, который, понимая, принимает его. Поэтому — одной из главных задач он считал доведение до масс основного содержания своего учения. Эту нелегкую задачу он успешно решил с помощью многочисленных своих учеников, помощников и соратников, часто приходящих из различных уголков Дагестана, Ширвани, Кубы в аул Вини-Яраг. В широком распространении и разъяснении программы «обновления ислама» заметную роль сыграло собрание духовных деятелей и мусульманских ученых, состоявшееся в Яраге в 1825 г. Здесь были шейх Джамалуддин из Казикумуха, Xaс-Мухaммaд из Ширвана, Гаджи-Юсуф из Губдена, XaH-Мухаммад из Табасарана, Ших-Шабан из Бахнода, Курбан-Мухаммад из Ругуджи, Абдурахман из Сограт-ля, Гази-Мухаммад и Шамиль из Гимры, Тaшев-Xaджи из Эндери и Гази из Ичкерии. Его выступления перед приезжими неизменно заканчивались словами: «Вернитесь на свою родину, соберите мужчин вашего племени, сообщите им мое учение и призовите их к борьбе... Угнетенные должны освободить себя, а свободные отвести от себя рабство! Я призываю Вас обратиться к народу от моего имени. Если нас объединяет вера в Аллаха и в заветы его пророков, нам нечего бояться людей и их угроз»3. По выражению

1 Aгaeв A.I Философия совести. С. 89—90.

2 Гaммep M. Шамиль. Мусульманское сопротивление царизму. Завоевание Чечни и Дагестана. М., 1998. С. 75—76; Доного X. Указ. соч. С. 26; Наставник имамов и шейхов // Ахульго. 2010. № 11. С. 32—35.

3 Бoдeншmeдm Ф. Народы Кавказа и их освободительные войны против русских. Махачкала, 1996. С. 25.

штабс-капитана Прушановского, «слух о мулле Магомете распространился по всему Дагестану, и со всех сторон дагестанцы начали стекаться в селение Яраг, дабы слышать и видеть муллу Магомета, принимали от него благословение, клялись следовать его учению, признавали мюршидом, а себя его мюридами»1. Сам Ярагский побывал примерно в 120 лезгинских, агульских, табасаранских, даргинских, кумыкских, чеченских, ингушских и аварских аулах.

Учение Ярагского вдохнуло в борьбу горцев осмысленность и святость, выступило организующей и мобилизующей силой. Он одержал победу на уровне идей и выиграл борьбу за души и умы горцев. Борьба горцев, начавшаяся при личном участии Ярагского в 1820-х гг., продолжалась до 1864 г. При жизни Ярагского она охватила часть Дагестана и Чечни. Основными очагами борьбы до 1839 г. были Южный Дагестан 2, Авария, с 1840 г. движение горцев охватило значительную часть Дагестана и Чечни. С 1842 г. восстаниями был охвачен весь Западный Кавказ, во главе которых были назначенные Шамилем наибы. Ярагский наиболее интенсивно трудился в последнее 20-летие своей жизни (1818—1838 гг.). На первом этапе (1818—1824 гг.) были разработаны учение об освободительной борьбе и программа его осуществления, второй этап (1825—1828 гг.), когда новое учение интенсивно разъяснялось среди горцев и прозвучал призыв к борьбе за национальную независимость. Третий этап (1828—1831 гг.): Ярагский встал во главе освободительной борьбы в Южном Дагестане. Четвертый этап (1832—1838 гг.) связан с постоянным пребыванием в Аварии, ставшей эпицентром народной войны 3.

Магомед Ярагский вошел в историю не только как наставник накшбен-дийских тарикатистов, но и как прекрасный ученый. Учиться было традицией для его прадеда Незира, деда Камала, отца Исмаила и уже впоследствии для него самого и семьи в целом. Первоначальное образование Яраги получил в родном ауле у своего отца в том медресе, которое перешло впоследствии к самому Магомеду. Полный курс наук и знаний получил он у виднейших ученых Дагестана. В начале своего дивана «Асар ал-Яраги» М. Ярагский называет Хасана ал-Кудали своим учителем. В личном архиве Нурма-гомедова Магомеда аль-Аракани хранятся подлинные письма Саида ал-Аракани, в котором Мухаммад ал-Яраги назван им своим учеником 4. Говорят, что Магомед Ярагский удостоился чести получить знания у трех знаменитых Саидов: Саида ал-Хачмази, Саида ал-Шинази и Саида ал-Аракани.

1 ЦГВИА. Ф. ВУА. Д. 6550. Л. 6; Кавказский сборник. Т. XXIII. Тифлис, 1902. С. 7.

2 ЦГВИА. Ф. ВУА. Д. 6512. Л. 23-24; Ф. 482. Д. 127. Л. 77.

3 См.: Рамазанов Х.Х., Рамазанов АХМухаммад Ярагский — идейный вождь освободительной борьбы народов Кавказа; Рамазанов Х.Х. Одержавший победу в битве за умы и сердца людей // Дагестанская правда. 1996. 31 окт.

4 РФ ИИАЭ ДНЦ РАН. Ф. 3. Оп. 1. Д. 541. Лл. 16, 24.

Обучение у учителей разных национальностей закладывало в мальчике основы интернационализма. Ярагский получил фундаментальные знания по теологии, философии, логике, риторике, изучил арабский, тюркский языки и т.д., его справедливо называли самым «книжным имамом» Дагестана»1.

Став преподавателем, Ярагский строил учебный план, где сочетались религиозные и светские «дисциплины». Сюда, к Магомеду, приходили ученики из близких и дальних мест Кавказа, алимы, духовные деятели, чтобы соприкоснуться с настоящей верой и высшим знанием. Из стен медресе, которая стала величайшей школой, открывшей новую волну исламизации на Северном Кавказе, и блестящей кузницей, вышло немало ученых, поэтов, духовных деятелей, прославивших Дагестан далеко за его пределами. Вскоре обычный лезгинский аул стал известным не только на Кавказе, но и в России, Европе, на всем Востоке. А имя Магомеда Ярагского было известно далеко за пределами Дагестана — в Турции, Бухаре и Персии. Кстати, авторитетом он пользовался у самого Аслан-Хана. «Могу ли предать такого ученого Алима, каков ты 2, — признался последний в одной беседе. По своему обширному уму алимом он считался в полном смысле этого слова. Качества и познания его привлекали периодически к нему некоторых лиц, интересовавшихся тайнами мусульманского богословия и философии. Например, у Магомеда-Эфенди воспитывался в продолжение семи лет известный нам ранее Хас-Магомед. Благодаря учителю Хас-Магомед имел большие успехи в арабском языке, а также стал просвещенным и в других науках. Известно, что у Магомеда-Эфенди учились гим-ринцы, будущие имамы Кази-Магомед и Шамиль. Поэтому мы можем смело сказать, что М. Ярагский был и государствоведом, и богословом, и философом, и филологом, и знатоком арабской грамматики и других «положительных» наук. Это дает основание судить об обширном кругозоре его ума.

Ярагский также был и талантливым поэтом, писавшим на азербайджанском и родном языках. Он был первым известным поэтом в Дагестане, который писал на арабском языке 3. Одним из первых его произведений является «Асар аш-шайх ал-Яраги», возникшем на чисто местной почве народов Южного Дагестана. Книга Мухаммада-Эфенди Ярагского «Асар» издана в 1910 г. на арабском языке в типографии М. Мавраева: состоит из трех введений, двух поэм и прозаической части, посвященной описанию автором своего жизненного пути и воспроизведению своих взглядов на мир, земную жизнь человека, на роль религии в обществе и на события в Дагестане. Во вводных частях излагается религиозно-философское кредо шейха. Как пишет исследователь его творчества А.Г. Агаев, «обращает на себя внимание

1 Рамазанов Х.Х. Одержавший победу в битве за умы и сердца людей.

2 Кази-Мулла (Кази Магомет) (окончание) // Кавказ. 1847. 2 августа.

3 РФ ИИАЭ ДНЦ РАН. Ф. 3. Оп. 1. Д. 129а. Л. 160.

его осведомленность в истории мусульманской религии и в творениях арабо-мусульманских мыслителей различных стран. Он приводит имена Джемала ал-Сунби, Шарбин и ал-Бухари, Абдурахмана Яфеи, Ахмеда ал-Тер-лизи, Гасана ал-Кудали и других»1.

В книге содержатся поэмы, переписка о его встречах с другими шейхами, отрывки из писем в стихах, мелкие записки. По тайной науке (т.е. тарикату) у него есть два арабских стихотворения, называемые «большая касида на Т и малая касида на Т» или по другим источникам: «АТ-тайя ал-Кубра» и «АТ-тайя ас-Согра». В касидах, да и в других его произведениях восхваляется Аллах в великих его качествах, пророк Мухаммед с его «чудесами», его «восхождение на небеса» и все его потомки и последователи 2. Как поэт-новатор выступает Яраги в некоторых письмах, одинаково защищая права женщин и мужчин. Но больше всего его занимала проблема тариката, которая связана с повышением уровня сознательности правоверных. Человек — существо, наделенное сознанием и умом, которые он может использовать и на благо и во зло себе и окружающим. Возможность использования человеком своих умственных способностей, душевных сил во вред себе и окружающим обусловлена физической природой человека. Он — «глупое существо», в душе которого соседствуют алчность (лев), изворотливость (лиса), трусость (заяц) и когтистость (крючок). Неопубликованные воззвания, прокламации и речи Мухаммада-Эфенди Ярагского содержатся в Центральном государственном военно-историческом архиве РФ 3.

Достойно прожив жизнь, в результате болезни М. Ярагский скончался в аварском ауле Согратль 3 сентября 1838 г. Дагестанский знаток имамата Мухаммад Карахский писал: «Разлука с нашим сеидом и похороны нашего избавителя Мухамада по милости (Аллаха) — самое губительное несчастье. Смерть аль-Яраги, друга Аллаха, тяжелее всего»4. Его могила стала местом паломничества (зиярат).

Таким образом, «новое учение» Магомеда Ярагского обрело в правовой системе Дагестана свою жизненность и стойкость. Оно явилось первой и пока единственной в длительной истории государства и права Дагестана социальной теорией, возникшей на местной основе и разработанной дагестанскими мыслителями, теорией, которая оказала могучее влияние на весь ход политического процесса в Дагестане с 1820-х гг. и по настоящее время.

1 Агаев А.Г. Магомед Ярагский. Мусульманский философ. Поборник веры, свободы, нравственности. Махачкала, 1996. С. 10; Абдурахманов М.А. Мухаммад-Эфенди Ярагский — шейх и верховный мюршид Дагестана и Чечни. (Первоначальный этап деятельности) // Государство и религия в Дагестане // Информационно-аналитический бюллетень Комитета Правительства РД по делам религий. № 4. Махачкала, 2003. С. 63—64.

2 Мухаммед ал-Яраги. Асар ал-Яраги. Темир-Хан-Шура, 1910. С. 3 (на арабск. яз.).

3 ЦГВИА. Ф. ВУА. Д. 6512.

4 Мухаммед Тахир аль-Карахи. Блеск дагестанских шашек в некоторых битвах Шамиля. Махачкала, 1990. Ч. 2. С. 40.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.