Научная статья на тему 'Преодоление национализма: от концептуальных положений к практике реализации'

Преодоление национализма: от концептуальных положений к практике реализации Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
410
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАЦИОНАЛИЗМ / NATIONALISM / ГЕГЕМОНИЗМ / HEGEMONY / ШОВИНИЗМ / CHAUVINISM / НАЦИОНАЛЬНОЕ / NATIONAL / НАЦИОНАЛИСТИЧЕСКОЕ / NATIONALIST / СУВЕРЕНИТЕТ / SOVEREIGNTY / ГРАЖДАНСКИЙ МИР / CIVIL PEACE / ЕДИНСТВО / UNITY / МЕЖНАЦИОНАЛЬНОЕ СОГЛАСИЕ / INTER-ETHNIC HARMONY

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Гасанов Нариман Набиевич, Магаррамов Магаррам Джабраилович

Раскрывается сущность национализма, рассматривая его как явление не только идеологическое, но и социально-психологическое, выясняется различие между национальным и националистическим, выделяются условия, способствующие проявлению национализма, говорится об актуализации задач сохранения гражданского мира и межнационального согласия, преодоления национализма.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Overcoming nationalism: from conceptual provisions in practice implementation

The essence of nationalism, seeing it as a phenomenon not only ideological, but also social and psychological, it turns out the difference between the national and nationalist stand out conditions conducive to the expression of nationalism. Refers to the actualization of the tasks of preserving civil peace and interethnic harmony, overcoming nationalism.

Текст научной работы на тему «Преодоление национализма: от концептуальных положений к практике реализации»

Н.Н. ГАСАНОВ кандидат философских наук, профессор кафедры политологии и социологии Дагестанского государственного педагогического университета'

М.Д. МАГАРРАМОВ доктор философских наук, профессор, ведущий научный сотрудник Регионального центра этнополитических исследований ДНЦ РАН **

Преодоление национализма: от концептуальных положений к практике реализации

Проблема преодоления национализма в сегодняшней непростой ситуации приобрела особую остроту и актуальность. В значительной степени это связано с тем, что формирование основ правового государства и адекватного ему гражданского общества диктует утверждение гуманистических принципов в духовной жизни людей. Задача это сложная, но реализовать её можно в процессе обеспечения гражданского мира и межэтнического согласия.

О содержании и сущности понятия «национализм» написано немало. Под национализмом понимается идеология и политика, основа которых в идее национального превосходства и противопоставления одной нации всем остальным. Или «национализм» - психология национального превосходства и национальной исключительности одних народов над другими, направленная на разжигание вражды между ними посредством трактовки наций как высшей ценности и формы общности. Это механизм придания первенства национальному вместо социального. Существуют и другие определения рассматриваемого понятия. Но во всех дефинициях национализма отсутствует личность. Там приоритет вместо общегуманистического отдается национальному, оно

* Гасанов Нариман Набиевич, e-mail: nariman1940@mail.ru

** Магаррамов Магаррам Джабраилович, e-mail: m.magarram@gmail.com

абсолютизируется, народы противопоставляются друг другу. Между ними разжигается недоверие и вражда.

«Национализм или национальный эгоизм, т.е. стремление отдельного народа к утверждению себя за счет других народностей, к господству над ними - есть полное извращение национальной идеи; в нем народность из здоровой положительной силы превращается в болезненное, отрицательное усилие, опасное для высших человеческих интересов и ведущее ... народ к упадку и гибели»1.

В современном западном обществоведении изучением национализма занимаются этнографы, историки, социологи, психологи, психоаналитики и психиатры. Политологи опираются, как правило, на концепции Э. Смита, Г. Кона, Э. Гел-лнера, К. Хейеся, Б. Шейфера, Л. Снайдера. Исследователи, имея различные представления о национализме, обнаруживают и идентичные взгляды на некоторые важнейшие его аспекты. В это общепринятое входит то, что национализм часто является главным средством мобилизации народов при создании новых государств, для поддержки государственных усилий, направленных против внешнего политического влияния и поддержки государственного влияния на другие страны. Идеология национализма обещает народам свободы, богатства и силу во внешней политике. Многие народы черпают силы в национализме. Однако некоторые исследователи мало обращают внимания на то, что люди часто понимают национализм поверхностно. Это ведет к отрицательным и даже к трагическим последствиям (фашизму, межнациональным войнам и иным социальным катаклизмам).

Как социальное явление национализм реализуется в виде определённого образа мышления и поведения людей, объединенных в какие-то общности и действующих для достижения общих целей. Это обстоятельство позволяет рассматривать национализм как явление не только идеологическое, но и как социально-психологическое. Основание для такого суждения даёт анализ его происхождения и функционирования. Возникновение национализма обычно связано с искаженным отражением фактов в сознании людей, взаимодействующих в пределах социально-этнических общностей. Конкретное проявление национализма характеризуется аномальным состоянием сознания тех, кто выступает

1 Энциклопедия афоризмов. М.,2001, с. 315.

в качестве его носителей, индивидов, социальных групп или значительных масс людей, попавших по тем или иным социально-экономическим причинам под его тлетворное влияние. Эта аномалия прослеживается в ходе распространения национализма - стихийного или преднамеренного, но всегда происходящего на основе иррациональных психических процессов. Для таких процессов характерно некритическое восприятие и усвоение извращенных представлений о своей собственной и других социально-этнических общностях. Указанная аномалия сознания оказывается свойственной и тем, кто является объектом националистической и шовинистской политики, национальной дискриминации, а также гнёта в социальной практике.

Эти представления закреплены некритически воспринятым ответом негативного отношения к представителям других социально-этнических общностей. Вместе с тем националистическая психология не возникает сама по себе и независимо от психологии национальной. Она базируется на национально-психологических образованиях. Они под влиянием массовых интересов становятся предметом абсолютизации и превращаются в некоторую совокупность искаженных и упрощенных представлений о людях своей и других наций и народностей.

Как известно, сегодня идёт острая схватка между мировоззрениями, добром и злом, культурой и невежеством, правдой и кривдой, гуманизмом и насилием, нравственностью и аморальностью, наконец, идёт борьба за умы и сознание людей. Она носит не локальный характер, масштабы её гораздо шире, охватывают весь мир. Сегодня против идей добра, гуманизма и правды объединились националисты разных стран. В этой мировоззренческой борьбе наша задача состоит в том, чтобы быть активными проводниками идей дружбы народов, мира, единства и правды. Ибо только такие идеи являются жизнеутверждающими, отвечающими интересам и чаяниям значительного числа людей, формой их гармоничного сосуществования друг с другом, мерилом нравственности и гуманизма.

Следует подчеркнуть, что национальное и националистическое - принципиально различные явления. Важно научиться различать подлинно национальные интересы от их националистических искривлений. Мы считаем, что к понятию «национальное» можно отнести стремления каждой нации в

соответствии с законом сохранить свою самобытность, язык, традиции, уклад жизни и историю. Одним словом все то, без чего человек лишается национального самочувствия. Поэтому одной из главных задач государственных структур должна оставаться задача удовлетворения насущных потребностей конкретного человека, личности, субъекта, потребностей народов на путях глубокого обновления общества.

Другое дело национализм. Известный русский философ Н.А. Бердяев, рассуждая на тему национализма, писал: «Национализм играет огромную роль в возникновении войн, он создает атмосферу войны»1. Примером тому служат войны и кровавые межнациональные конфликты ХХ в. Более свежий пример - Украина. Здесь национализм сыграл колоссальную роль в развязывании проамериканским руководством гражданской войны против собственного народа. Националисты стремятся обеспечить превосходство своей нации, удовлетворить собственные интересы без учета интересов других народов или даже за счет их ущемления. Мы считаем, что национальная самобытность - это реальность. Но в ней есть как черты и признаки как достойные уважения и поэтому заслуживающие продолжения, так и черты, требующие преодоления. Но «дело не в уходе от национальной самобытности, а в творческом развитии достойного и очищении от

2

отжившего, мешающего развитию национального» .

Именно гиперболизация идеи национального, в частности национального самоопределения, по нашему мнению, способствовала девальвации, дегуманизации самой этой идеи и привела в начале 90-х гг. ХХ в. к резкому всплеску национализма на всем пространстве бывшего СССР. Именно в это время российские демократы выступили не только инициаторами, но и активными участниками реализации идеи самоопределения народов вплоть до создания самостоятельного национального государства. В Дагестане были созданы и функционировали движения, имеющие этническую основу.

Некоторые из них, в частности, кумыкское народное движение «Тенглик» («Равенство»), лезгинское народное движение «Садвал» («Единство»), ногайское народное движение «Бирлик» («Единство») доходили до требования факти-

1 Энциклопедия афоризмов, с. 314.

2 Абдулатипов Р.Г. Природа и парадоксы национального «Я». М., 1991, с. 162.

ческого раздела Дагестана по этническому признаку и создания моноэтнических самостоятельных микрогосударств, предполагающих собственный суверенитет. Категорически против подобных требований выступало подавляющее большинство дагестанцев, республиканское руководство, ряд партий и общественных движений (аварское, даргинское, лакское и др.).

Первоисточником, основой того, что произошло в конце ХХ в. в бывшем СССР, являлось смещение приоритетов, неспособность понять и раскрыть значимость основного приоритета. Вроде бы все делалось ради человека, его свободы и процветающего будущего. Но он по-прежнему оказался «за бортом». Хотя российские демократы говорили о человеке, о его ценности, но главным для них оказался приоритет национального государства. Этим объясняется всплеск национализма в начале 90-х гг. прошлого столетия на всем пространстве бывшего Союза, который, к сожалению, и по сей день продолжается.

Можно выделить условия, способствующие проявлению национализма. Тенденции к суверенизации больших и малых народов с целью создания независимой государственности. Растущая нетерпимость по отношению к национальным меньшинствам, вне зависимости от их отношения к государству, в котором проживают. Растущее сопротивление определенной части населения развитых стран Западной Европы процессам интернационализации хозяйственной жизни в ущерб общенациональным1. Этот список можно ещё продолжить. Но при всем этом очевидно, что везде, где мы сталкиваемся с претензиями на исключительность, предпочтительность какого-то народа, мы имеем дело с национализмом, националистическим чванством и высокомерием, которые разъединяют людей, противопоставляют их друг другу. Объективно стимулируются тенденции подталкивания людей в унизительные межнациональные распри. А в случае реализации всех заявленных стремлений к самоопределению в виде обретения самостоятельной государственности возникает множество нежизнеспособных государств. Они будут постоянно претендовать на поддержку извне, источники которой из-за распада многих потенциаль-

1 См.: Галкин А. Суперэтатизм как глобальная проблема // Свободная мысль, 1994, №5, с. 20.

ных стран - спонсоров станут весьма скудными. Конфликты как между собой, так и с третьими странами, в которые неизбежно втянутся вновь возникшие государства, будут сотрясать систему международных отношений.

Крайне негативные последствия повлечет за собой растущая нетерпимость по отношению к национальным меньшинствам. В мире почти не существуют этнолингвистически однородных территорий. Поэтому вычленение национального меньшинства из состава прежней страны и создание им собственной государственности не только не снимает проблему, но и создает еще более сложную. В рамках образовавшегося государства неизбежно возникает новое национальное меньшинство (меньшинства). Нетрудно предположить, что им тоже будет присуще стремление к суверенизации. Опасность сложившейся ситуации определяется тем, что неспособность установить нормальные отношения с национальным меньшинством, подогреваемая воинствующим национализмом, создает крайне напряженную внутриполитическую атмосферу. Дискриминация части населения в любых её формах (экономической, социальной, административной, политической, языковой) порождает чувство отчужденности от политической системы и государственности в целом, провоцирует сопротивление, стимулирует для них массовою протестную базу.

В свою очередь, активизация этих элементов усиливает враждебность этнического большинства к меньшинству, толкает его на шовинистические позиции, ослабляя силы, традиционно противостоящие националистическим извращениям. Жертвой ксенофобии становятся компактные группы выходцев из других регионов, считающие данную территорию местом своего постоянного проживания, межэтнические отношения приобретают высокую степень напряженности.

Сказанное относится как к России, так и к любой стране. Острота этой проблемы, по всей видимости, в обозримом будущем будет возрастать, поскольку значительный, постоянно углубляющийся разрыв уровней жизни в различных регионах России и в ряде других государств стимулирует мощные иммиграционные потоки. В случае распространения межнациональных конфликтов эти потоки пополняются не менее мощной волной беженцев из районов напряже-

ния . Происходящий процесс миграции населения сейчас в мире в целом носит вынужденный, насильственный характер. Общее число мигрантов, постоянно или временно проживающих в различных странах, ежегодно увеличивается и составляет десятки миллионов человек. После распада СССР за пределами своих границ проживает 60 млн. человек, а за пределами России - более 25 млн. человек русскоязычного населения. В результате обострения межэтнических вооруженных конфликтов впервые после второй мировой войны в нашей стране появились беженцы. Их зарегистрировано сотни тысяч. В начале 90-х гг. прошлого столетия сотни тысяч беженцев зарегистрировались в России из Приднестровья, Грузии, Таджикистана, из внутренних районов России. Только лишь в результате чеченского конфликта Дагестан приютил более 100 тыс. беженцев из этой республики. А ведь кроме них в нашей республике появились беженцы из Азербайджана, Узбекистана, Казахстана, Грузии, Таджикистана и других регионов. За пять лет (1990-1995 гг.) в Дагестан вернулись десятки тысяч этнических дагестанцев, проживающих в других районах стра-ны2. Речь ведь идет не только о констатации цифр. Каждый беженец - это проблема: крыша над головой, обеспечение работой, распад семьи и др.

Если где-то эти проблемы проявляются менее остро, скажем на Урале, в Поволжье, то этого нельзя сказать относительно Северного Кавказа, Подмосковья, Санкт-Петербурга, Ленинградской области и т.д. К сожалению, имеет место русофобия как внутри самой России, так и в ближнем зарубежье. В ряде республик бывшего Союза возникли проблемы с соблюдением прав и свобод русскоязычного населения (например, в государствах Балтии, на Украине, Грузии и т.д.).

Все описанное является результатом того, что во всех регионах бывшего Союза оказалось немало людей, для которых главным было разрушить, сломать. Но что потом? Кажется, об этом не особенно задумывались. В рассуждениях социально активных наших граждан, особенно тех, кто обес-

1 См.: Галкин А. Суперэтатизм как глобальная проблема, с. 21.

2 См.: Магомедсултанов И.И., Гусейнов Г.М. Особенности миграционных процессов в Дагестане в современный период; Хасуева Г.П. Миграционные процессы и миграционная политика в России // Материалы Международного политологического форума «Российский Кавказ вчера, сегодня, завтра». Махачкала, 2014, т.1, с. 110-117, 177-186.

печил себе возможность безбедного проживания за границей, конструктивное начало не очень-то просматривалось. Приходило ли им в голову, что наше бесконечно перемешанное общество не сможет без горя и крови сразу разделится на национальные уделы? Поэтому важнейшей задачей для всех, кому дороги идеи гуманизма (где бы они ни жили) -искать пути к согласию, снять агрессивность националистического движения, вывести общество на естественную дорогу национального эволюционного развития. Наше время сложное и ответственное. За него каждый человек держит экзамен перед историей. Достаточно оглянуться вокруг, чтобы убедиться в том, что новое и старое, прогрессивное и реакционное, правда и ложь не только борются между собой, но и переплетаются как добро и зло.

В нашей стране живут представители более 180 народов, говорящих на 239 языках и диалектах. Этот многонациональный, многоязычный мир - уникальное преимущество России, мир в котором более тысячи лет вместе живут представители самых разных национальностей и конфессий. Многонациональность в условиях России является не фактором её слабости, напротив, это фактор её силы, обеспечивающая стабильность в регионах, сближающая народы, их языки и культуры, традиции и обычаи. Конечно, многонацио-нальность имеет и свои проблемы. Руководство страны призвано учитывать их в реализации социально-экономической политики, тем самым сделать многонациональность подлинным источником силы и могущества нашей страны.

Наше общество в целом не поддерживает экстремизм и идеологии, которые основаны на ненависти к людям. Поэтому нужно последовательно и бескомпромиссно бороться со всеми проявлениями экстремизма, с преступлениями, направленными на разжигание межнациональной розни. Такая работа - это постоянный приоритет, подчеркнул бывший президент РФ Д.А. Медведев, выступая с Посланием Федеральному Собранию РФ.

В последнее время появились лжепатриоты, которые своими призывами расшатывают устои государственности Российской Федерации. В средствах массовой информации искажается сущность сложных процессов, происходящих, в частности, на Кавказе. Все это для многонационального государства опасно и недопустимо. Те, кто взял на вооружение лозунг этноэгоизма и национализма, подрывает

наше историческое единство, дружбу народов и безопасность страны, а не только Дагестана и Кавказа. Хотелось бы ответить господам, из уст которых исходят высказывания типа «Хватит кормить Кавказ», «Россия только для русских», «Кавказ - ярмо для России», «Отделим Кавказ» и т.д. следующим образом: «Кавказ - неотъемлемая часть нашего общего полиэтнического Дома - России, её жемчужина». Россия - многонациональное, многоконфессиональное государство. Здесь все мы на своей родине, где не может быть «своих» и «чужих». За пределами Дагестана (на российской земле) проживают сотни тысяч наших земляков. Мы считали и считаем, что дагестанец, будучи в других регионах страны, должен уважать традиции народов этих регионов. Он, где бы ни жил и ни работал, призван соблюдать российские правовые нормы, взаимоуважительную поведенческую культуру. Большинство дагестанцев за пределами республики ведут себя достойно. Вместе с тем есть факты, когда отдельные дагестанцы совершают поступки, не совместимые с моральными и правовыми требованиями, вековыми традициями народов Дагестана. Мы осуждаем подобные недостойные поступки, они неприемлемы дагестанскому менталитету. В наше сложное время особенно дорого все, что сближает представителей разных народов. Дагестанцы гордятся героической историей и культурой нашей страны. Они уверены в том, что и впредь Республика Дагестан будет играть консолидирующую роль в развитии нашего общества.

В связи с вышеизложенным следует отметить, что актуализируется задача сохранения гражданского мира и межнационального согласия. «Гражданский мир и межнациональное согласие - это не один раз созданная и на века застывшая картина. Напротив, это постоянная динамика, диалог. Это кропотливая работа государства и общества, требующая очень тонких решений, взвешенной и мудрой политики, способной обеспечить «единство в многообразии»1.

Несмотря на то, что сегодня Республика Дагестан сталкивается со множеством сложных задач экономического, социального и культурного развития, главным является обеспечение общедагестанского единства, сохранение Да-

1 Путин В.В. Россия: национальный вопрос // Независимая газета, 2012, 23 января; Дагестанская правда, 2012, 24 января.

гестана в составе Российской Федерации. Под этим девизом РЦЭИ ДНЦ РАН и Министерство по национальной политике Республики Дагестан 12 сентября 2014 г. провели республиканскую научно-практическую конференцию 1.

Дагестанцы прекрасно понимают, что все успехи и победы нашей страны были достигнуты благодаря единству и сплоченности народов, проживающих на её территории. Поэтому сегодня в республике большое внимание уделяется культурному и нравственному воспитанию подрастающего поколения в духе взаимоуважения и терпимости, любви Родины, её народам, их традициям, истории, культурам, языкам и т.п. Может возникнет вопрос: есть ли национализм в Дагестане? Считаем, что вполне подробно и, на наш взгляд, объективно ответил на этот вопрос известный ученый, профессор А.-Н.З. Дибиров: «Прежде чем говорить о национализме в нашей республике, надо ответить на вопросы: а) есть ли в республике примеры этнического национализма, т.е. стремится ли какой-либо дагестанский этнос к выходу из Дагестана и созданию собственного государства или ищет путь вхождения в другое государство, или другой субъект федерации; б) есть ли в республике доминирующий этнос, монополизировавший политическую власть и выдающий свои этнические интересы за интересы всей республики; в) есть ли при этом попытки ассимиляции мелких этносов более крупными этническими образованиями... Мой ответ на все эти вопросы отрицательный, хотя могут быть определённые оговорки, не влияющие в целом на существо проблемы»2. Авторы данной статьи солидарны с точкой зрения профессора А.-Н.3. Дибирова.

Преодоление национализма, в какой бы форме он ни выступал, является актуальной задачей нашего времени. Национализм, шовинизм и гегемонизм, откуда бы они ни исходили, обращены как бумеранг против свободы народов. Жизнь убедительно показала, что там, где обескровливается практика патриотизма и гуманизма, начинает активизироваться

1 См.: Общедагестанское единство как фактор стабильности и безопасности: истоки и перспективы // Республиканская научно-практическая конференция. Махачкала, 2014.

2 Дибиров А.-Н.З. Есть ли почва для национализма и этнического экстремизма в Дагестане? // Всероссийская научно-практическая конференция «Актуальные проблемы противодействия национальному и политическому экстремизму». Махачкала, 2008, с. 192.

национальная ограниченность и шовинистическое чванство. Борьба с этими уродливыми отклонениями, устранение причин их порождающих - гражданский долг каждого россиянина. Всякие действия, разобщающие нации и народности, попытки ущемления прав граждан любой национальности нужно рассматривать как морально неприемлемые и противоречащие интересам российской государственности.

Мы считаем, чтобы противостоять национализму, необходима целая система мер, направленная на гарантированную защиту национально-этнических прав человека, национальных меньшинств на всём постсоветском пространстве. В то же время, всемерно охраняя и гарантируя права и свободы россиян, не следует рассматривать их изолированно от гражданских обязанностей, поскольку демократия предполагает разумный общественный порядок. И тем более Россия призвана и может показать пример демократического налаживания новых межнациональных отношений, способных обеспечить согласие и стабильность.

Важно ставить и решать вопрос преодоления националистических предрассудков в психологии, сознании и поведении граждан. Основными причинами проявления национализма и шовинизма в современных условиях могут быть политическая незрелость части людей, низкий уровень политической культуры общества в целом, влияние националистической идеологии, способствующей фальсификации позитивных процессов, происходящих во взаимоотношениях народов. Важно преодолеть бытовой национализм, унижающий человека, вызывающий презрение к другому человеку только потому, что последний считает себя представителям определенного народа, любит его язык и культуру. Надо хорошо осознать, прочувствовать, понять, что именно из бытового, примитивного, полуосознанного национализма вырастают ядовитые зёрна шовинизма и фашизма, порождающие смерть, горе людей и бумерангом бьющих по тому, кто вольно или невольно способствовал его появлению.

Национализм межгосударственный, внутригосударственный и межличностный неприемлем, ибо это путь в никуда, поэтому гармоничное существование людей на основе их личной свободы является жизнеутверждающей линией поведения акторов (государств) - участников международных отношений, народов в них проживающих. Именно проделывание работы институтами воспитания и образования в

направлении гармонизации отношений между людьми является основным требованием времени, поскольку это путь, ведущий в жизнь, которая дорога всем и каждому в отдельности.

Гасанов Н.Н., Мaгарpамов М.Д. Преодоление национализма: от концептуальных положений к практике реализации.

Раскрывается сущность национализма, рассматривая его как явление не только идеологическое, но и социально-психологическое, выясняется различие между национальным и националистическим, выделяются условия, способствующие проявлению национализма, говорится об актуализации задач сохранения гражданского мира и межнационального согласия, преодоления национализма.

Ключевые слова: национализм, гегемонизм, шовинизм, национальное, националистическое, суверенитет, гражданский мир, единство, межнациональное согласие.

Gasanov N.N., Magarramov M.D. Overcoming nationalism: from conceptual provisions in practice implementation. The essence of nationalism, seeing it as a phenomenon not only ideological, but also social and psychological, it turns out the difference between the national and nationalist stand out conditions conducive to the expression of nationalism. Refers to the actualization of the tasks of preserving civil peace and interethnic harmony, overcoming nationalism.

Key words: nationalism, hegemony, chauvinism, national, nationalist, sovereignty, civil peace, unity, inter-ethnic harmony .

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.