СОЦИАЛЬНЫЕ СТРУКТУРЫ, ИНСТИТУТЫ И ПРОЦЕССЫ
УДК 316.454.3
А.°. Баканач НАЦИОНАЛИЗМ КАК ФАКТОР СОЦИАЛЬНО-
ПОЛИТИЧЕСКИХ ТРАНСФОРМАЦИЙ
Аннотация. Cтатья акцентирует внимание на национализме в России по отношению к республикам постсоветского пространства. Рассматривается понятие «национализм», выделены три основных подхода к проблеме национализма. Приводится пример национализма в России на основе социологических анализов. На сегодняшний день эта проблематика актуальна в свете прошедших событий на Украине, развивающегося национализма в Белоруссии и странах СНГ.
Ключевые слова: национализм, молодежь, постсоветское пространство, политическая интеграция.
Anastastya Bakanacb NATIONALISM AS A FACTOR OF SOCIAL
AND POLITICAL TRANSFORMATIONS
Annotation. This article focuses on the nationalism in Russia towards post-Soviet republics. Discusses the concept of nationalism, identified three main approaches to the problem of nationalism. An example of the nationalism in Russia on the basis of sociological analyses. Today this issue is topical in the light of the recent events in Ukraine, emerging nationalism in Belarus and the CIS countries. Keywords: nationalism, youth, post-Soviet space, political integration.
В современном мире идут процессы интенсивного взаимодействия различных народов и культур, национальные границы становятся все более открытыми. Однако наряду с этим наблюдаются и противоположные тенденции - усиливаются национальное обособление и межнациональное противостояние. Все чаще высказываются предположения, что межнациональные конфликты, дополненные межрелигиозными противоречиями, станут одной из главных и глобальных проблем XXI века. Стремление к гармонизации общественных отношений и достижению согласия имеет не только социально-политическую значимость для предотвращения социальных и конфликтов на национальной почве, но и гуманистический смысл, так как способствует обеспечению равенства прав и возможностей людей разных национальностей.
Молодые люди, как социальная группа общества, смотрят в будущее оптимистичнее, чем взрослые люди, имеющие определенный статус. Именно эта социальная группа обладает высоким уровнем социальной мобильности, активности, в том числе интеллектуальной. Акцент на молодое поколение обусловлен тем, что любые совместные действия молодых людей, опирающиеся на жизненные планы, ценности и ориентации, могут привести как к положительному, так и к отрицательному развитию событий в сфере межнационального взаимодействия. На сегодняшний момент только молодежь Российской Федерации составляет около 40 млн чел. в возрасте от 16 до 30 лет, не говоря о количестве молодых людей в совокупности на постсоветском пространстве. Молодежь - это мобильность, энергичность, здоровье, интеллектуальная активность, что выгодно отличает ее от других групп населения. В то же время перед любым обществом стоит вопрос о необходимости минимизации издержек и потерь, которые несет страна из-за проблем, связанных с социализацией молодых людей и интеграцией их в единое экономическое, политическое и социокультурное пространство [4].
© Баканач А.О., 2016
Основываясь на понимании и анализе представлений молодого поколения, можно прогнозировать развитие межнациональных отношений. Тем более, что молодежь - именно та общественная группа, в зависимости от которой находится не только развитие межнациональных и социальных отношений, но и политический курс не только России, но и постсоветских республик.
Фактор молодежи всегда играл и продолжает играть важную роль в политической жизни любого общества. Особенно это актуально для стран, находящихся в процессе политического транзита, т. е. перехода из одного социально-политического состояния в другое, к таким странам относятся страны постсоветского пространства. Прежде всего, в силу своих социально-психологических характеристик представители молодого поколения являются той социальной группой, которая наиболее восприимчива к любым прогрессивным переменам в обществе и готова принять самое активное участие в их продвижении. Вместе с тем свойственные большинству данных людей максимализм и повышенное чувство справедливости при определенном стечении обстоятельств часто делают их движущей силой различных проявлений протеста против тех или иных решений и действий либо бездействия властей своих стран.
Рассмотрев определения понятия «национализм», можно прийти к выводу, что в первую очередь - это идеология, направление политики, где в основе лежит ценность нации, как высшая форма общественного единства. В основе национализма присутствует верность и преданность своей нации, политическая независимость, культурное и духовное наследие. Сюда же входят территория и ресурсы, принадлежащие в качестве блага для народа. Национальное чувство родственно патриотизму, которое не смотря на противоположные классовые различия стремится к объединению. В современном мире благодаря множеству радикальных движений, групп, которые подчеркивают свою националистическую окраску, национализм стал ассоциироваться с этнической, культурной, а зачастую с религиозной нетерпимостью. В большей степени можно утверждать, что сейчас национализм приравнивают к шовинизму и ксенофобии. Понятие имеет выраженный негативный оттенок.
С.И. Ожегов - автор нескольких словарей русского языка определил национализм как «идеологию и политику, исходящую из идей национального превосходства и противопоставления своей нацией другим» [7]. А.А. Грицанов считает, что для обыденного сознания слово «национализм» не имеет нейтрального звучания и всегда эмоционально окрашено [2]. Практика подмены терминов, которую используют как противники национализма, так и сторонники национальной исключительности, произошла не только в России, но и в мире в целом. Так, к примеру, президент Германии Й. Рау в своей инаугурационной речи сказал словами Льва Толстого, что «патриот - человек, любящий свой народ, а националист - ненавидящий другие народы» [5]. Как утверждает Мнацаканян М.О., «национализм - особое свойство нации, он рождается в самой национальной жизни из особых факторов и условий ее развития, более того, из тех общих социально-политических, экономических и духовных условий, в которых живет и развивается сама нация» [6].
Понятие «национализм» может выглядеть двусмысленно, но у него есть большой плюс: в книге Татьяны и Валерия Соловей «Несостоявшаяся революция» говорится: «национализм настолько гибок и пластичен, что способен ассимилировать, включить в себя элементы любых идеологических и политических доктрин и положений - от левых до правых» [10]. К примеру, в первой половине XIX в. национализм выступал союзником либеральных и социалистических идей, в его последней трети националисты стали консерваторами. Современный русский национализм включает как номинально консервативную православно-монархическую версию, так и откровенно радикальную национально-большевистскую.
Национализм - представление об идентичности, которое может коллективно ощущаться членами некоторого государства, нации, общества или территории. Нация выступает для националиста высшей ценностью. Националисты стремятся создать или сохранить нацию, основываясь на различ-
ных представлениях о политической легитимности. Такие представления могут идти от теории «культурной идентичности», восходящей к романтикам, либерального аргумента, согласно которому политическая легитимность основывается на общественном согласии населения данной территории, или быть их комбинацией.
Национализм как чувство или как движение проще всего объяснить, исходя из этого принципа. Националистическое чувство - это чувство негодования, вызванное нарушением этого принципа, или чувство удовлетворения, вызванное его осуществлением. Националистическое движение - это движение, вдохновленное чувством подобного рода [3].
Можно выделить три основных подхода к проблеме национализма:
- примордиализм: нации и национализм существовали всегда как некоторая первичная данность с самого начала человеческой истории. Данное представление характерно для многих концепций национализма, существовавших до XX в.;
- модернизм: нации и национализм есть историческое явление, появившееся на заре индустриальной эры и связанное с первыми буржуазными революциями в Европе (ХУ1-ХУИ вв.) и ослаблением традиционных религий и государств-империй, основанных на священной власти правителя;
- этносимволизм утверждает, что хотя многие выводы модернизма верны, неверно говорить о том, что нация является произвольным конструктом националистов, так как в основе представления о единстве нации лежат многие более древние символические системы, такие как общая религия, язык и обычаи, а также общая этничность.
Еще в 2005 г. аналитики ВЦИОМ сделали вывод, что негативный результат процесса строительства государства-нации, в особенности подчинение политики корпоративным интересам, вызвал рост этнического самосознания русских, который выступает в качестве замены государственной идеологии. Так, 61,5 % россиян ощущают неприязнь и страх по отношению к выходцам с Кавказа и из Средней Азии, проживающим в их городах. И 62 % уверены, что в стране будут и дальше происходить столкновения на национальной почве, подобные тем, что имели место в Западном Бирюлево в октябре. Об этом свидетельствует новый опрос «Левада-центра» [1].
Раздражение, неприятие, страх - главные эмоции, которые испытывают наши соотечественники при виде приезжих. Причем они не делают различия между такими же россиянами из республик Северного Кавказа и мигрантами из стран Закавказья и Средней Азии. При этом во враждебных чувствах к инородцам признался только каждый пятый (20 %). Однако более половины (52 %) так или иначе сталкивались с проявлением враждебности с их стороны. Видимо поэтому 62 % россиян опасаются кровопролитных столкновений на национальной почве в стране. Судя по оценкам националистических погромов в Западном Бирюлево, которые имели место в октябре, криминальные наклонности и неадекватное поведение мигрантов они считают главными причинами роста ксенофобных настроений в стране. Еще одним значимым фактором они называют коррумпированность правоохранительных органов, которые закрывают глаза на нелегальную миграцию (43 %). Мнения участников опроса по поводу того, могут ли подобные события произойти там, где живут они сами, разделились: 43 на 43 %, а 14 % затруднились с ответом [1].
Одновременно растет число сторонников идеи «Россия для русских». Исследование восприятия россиянами этого лозунга проходит с 1992 г., и если в начале замеров лозунг разделялся одной третью части населения, то, начиная с нулевых годов и до настоящего времени, поддержка населением данной идеи не опускалась ниже 50-процентного уровня. В 2013 г. одобрение выросло до 66 %, но уже в 2014 г. вернулось к привычным показателям, которые сохраняются и сегодня. Предсказуемо, что «русские» респонденты чаще «нерусских» выражают готовность согласиться с этим лозунгом -каждый второй против каждого третьего. Практически половина опрошенных, являющихся носителями «нерусской» национальности, склоны считать предложенный лозунг «настоящим фашизмом».
За период с 2009 по 2015 гг. доля россиян, положительно воспринимающих слово «национализм», выросла в два раза (см. табл. 1). Наиболее высоко число тех, кто позитивно воспринимает данный термин, среди молодых людей в возрасте от 18 до 24 лет [1].
Таблица 1
Как вы в целом воспринимаете слово «национализм»?[1]
окт.09 сен.12 авг.15
В целом положительно 9 13 20
В целом отрицательно 75 70 64
Затруднились ответить 16 16 17
В 2007 г. президент В. В. Путин поставил перед Федеральной Службой Безопасности задачу жестко противодействовать национализму [9]. В 2009 г. президент Д. А. Медведев, выступая на расширенном заседании коллегии ФСБ, указал, что «в числе первостепенных задач остается жесткое противодействие национализму и экстремизму» [8].
Национализм не может быть ни правым, ни левым, и согласно марксистской концепции, исповедуемой большевистскими лидерами, национальные движения могут быть прогрессивными и реакционными, в зависимости от стадии их экономического развития. Также национализм может способствовать развитию революции или, наоборот, препятствовать ей. Здесь вполне уместно сравнение с нынешними «цветными» революциями, инспирированными Западом.
Все больше после распада Советского Союза национализм приобретает окрас фашизма. По России открываются националистические клубы и движения, в которые заманивают молодежь различными лозунгами. Одно из таких движений - «Русские» - политическое объединение, созданное в 2011 г. лидером запрещенной на территории России партии Славянский союз совместно с куратором также незаконного, но продолжающего существовать на территории РФ Движения против нелегальной миграции, Александром Поткиным. Активисты казачьего движения, в течение 1990-х годов пропагандирующие экстремистские воззрения и участвовавшие в насильственных акциях, сейчас, в целом, отошли от дел. Само движение расколото на множество групп. Для сохранения полученных от правительства или региональных властей льгот они предпочитают воздерживаться от экстремистских заявлений. В то же время они во многом сохраняют ксенофобские воззрения, особенно в отношении мигрантов. В то же время казачье движение набирает популярность среди молодежи и возрождается, но уже в более положительном качестве, к примеру, в Астрахани существует военно-патриотический клуб «Покров», который делает упор на православие, воспитание молодежи в духе казачества и любви к Родине.
С нынешним политическим курсом нашего государства национальный вопрос все же занимает одно из ключевых мест. Сейчас очень сильно чувствуется отдаление постсоветских республик по отношению к России. Молодежь становится более националистически настроена, появляются новые течения и все больше в республиках обвиняют Советский Союз за оккупированные территории, насильственное насаждение социалистических идей и прочее.
В таких странах как Киргизия, Белоруссия, Украина прошла акция отказа от георгиевской ленточки. Подмена исторических событий, символики и смыслов Победы - все это влияет и, в первую очередь, направлено на молодежь постсоветских республик. Вспышки национализма в Белоруссии и Украине, исламизация среднеазиатских стран, ведет в первую очередь к конфликтам как внутри стран, так и на пространстве России.
Зарождение национализма в головах молодежи в разном его проявлении - страшная и пугающая вещь. Это тот инструмент влияния, который может разрушить долгосрочные перспективы дружбы и единства. Молодежь, в силу своей незрелости и неопытности, готова идти за идеалами, о которых порой они не имеют представления.
Разжигание межнациональной розни, раскачивание политической стабильности в постсоветских странах, информационная война против России, изменение исторических событий и навязывание своего мнения итогов Второй мировой войны, разрушение ценностей и пропаганда ценностного ориентирования Европы и Америки ведет нашу молодежь и молодежь с постсоветских стран к противостоянию. На данный момент России и странам на постсоветском пространстве нужно сосредоточиться на экономической интеграции на равноправных условиях и совместно развивать правовую сферу. Важно также развивать молодежные организации при финансовой поддержке государств, но с правом большей самостоятельности, чем на данный момент.
Нужно найти новую точку соприкосновения в идеологическом плане, ведь такие достижения во времена Союза, как полет Ю.Гагарина в космос, победа над фашизмом, создание в свое время лучшей системы образования в мире и многое другое превосходит в разы то, на что делают упор те, кто является сторонниками разрыва отношений с Россией. Нужно возродить патриотические чувства и наладить культурный обмен, иначе мы рискуем потерять огромное наследие и достижения наших дедов и прадедов и разрушить в корне саму идею единства.
Библиографический список
1. Аналитический центр Ю. Левады [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://www.levada.ru/2015/08/25/ksenofobiya-i-natsionalizm/ (дата обращения : 28.04.2016).
2. Грицанов, А. А. Национализм. Новейший философский словарь. - Мн. : изд. В. М. Скакун, 1998. - 896 с. -ISBN 985-6235-17-0.
3. Геллнер, Э. Нации и национализм [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Polit/gelln/ (дата обращения : 20.03.2016).
4. Леньков, Р. В. Социология молодежи: учебник / Р. В. Леньков. - М. : Юрайт, 2015. - 416 с. ISBN 978-59916-5064-9.
5. Миллер, А. Теоретические принципы изучения национализма [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://ukrhistory.narod.ru/texts/miller-pred1.htm (дата обращения : 18.03.2016).
6. Мнацаканян, М. О. Нации в современном глобальном мире / М. О. Мнацаканян // Анкил, 2011, - 258 с. -ISBN 978-5-86476-270-7.
7. Ожегов, С. И. Толковый словарь русского языка / С. И. Ожегов, Н. Ю. Шведова, Ин-т русского языка им. В. В. Виноградова Рос. акад. наук. - 4-е изд., доп . - М. : ИТИ Технологии, 2006 . - 944 с. - ISBN 5-90263810-0.
8. Первый канал «Выпуск программы время» [Электронный ресурс] : http://www.1tv.ru/news/print/2262 (дата обращения : 02.09.2014).
9. РИА-Новости «Путин поставил перед ФСБ задачу жестко противодействовать национализму» [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://m.ria.ru/politics/20071220/93427658.html (дата обращения : 13.07.2016).
10. Соловей, Т. Несостоявшаяся революция / Т. Соловей, В. Соловей. - М., 2009. - 435 с. - ISBN 978-5-28700646-4.