УДК 316 ББК 60.5
РАДИКАЛИЗМ В НАЦИОНАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЯХ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ И ПРОБЛЕМА «РУССКОГО НАЦИОНАЛИЗМА»
ВЛАДИМИР ПРОХОРОВИЧ ГАЛИЦКИЙ,
действительный член Академии военных наук, доктор юридических наук, профессор E-mail: vgalizky@jandex.ru
Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН
Аннотация. Характеризуются межнациональные отношения в современной России, проявления радикального национализма. Рассматривается проблема русского национализма.
Ключевые слова: межнациональные отношения, межнациональные конфликты и противоречия, радикальный национализм, русский национализм.
Annotation. Characterized inter-ethnic relations in modern Russia, the manifestations of radical nationalism. The problem of Russian nationalism is considered.
Keywords: interethnic relations, ethnic conflicts and contradictions, radical nationalism, Russian nationalism.
Россия всегда была многонациональным государством. Распад СССР и образование новых независимых государств не привели и не могли привести к установлению межнационального мира и согласия внутри тех из них, в которых и ранее возникали межэтнические конфликты. Это относится и к России, в которой наиболее выраженными очагами межнациональных противоречий стали Северный Кавказ и Поволжье. Межэтническая напряженность и конфликтность в этих регионах стала отражением общей межэтнической напряженности в Российской Федерации в отношениях между ее национально-государственными образованиями и другими субъектами, в свое время представляющей реальную угрозу целостности российского государства. Важнейшей причиной этой межнациональной напряженности стал национализм и прежде всего его крайняя форма - радикальный национализм.
История государства российского свидетельствует, что для русского народа, как государственно образующего народа, несвойственны проявления национализма и особенно радикального. Именно это позволило сформировать Российскую империю, а затем и Советский Союз как мощное многонациональное государство. Необходимо вспомнить, что на протяжении всей истории России - СССР - Российской Федерации не было антигосударственных выступлений русского народа на основе идеологии радикального национализма. Но, такие выступления (восстания, мятежи и т.п.) имели место у нерусских народов, входивших в состав России - СССР - Российской Федерации - на-
пример, горцы Северного Кавказа (XVIII в.), население Западной Украины (1944-1956 гг.), часть населения стран Прибалтики (1944-1956 гг.), события в Чечне (1994-2003 гг.) и др.
Вместе с тем, в целом благородные национальные чувства, здоровый национализм всегда были присущи народам России, в том числе и русскому народу. В связи с этим важно вспомнить высказывание историка Ковалевского П.И. о «русских националистах»: «русские националисты» - люди, в действительности всею душой любящие свою родину и свою нацию, уважающие ее прошлое и желающие ей славы, мощи и величия в будущем. Таковы русские были, есть и будут во веки веков» [1].
Национальный вопрос в нашей стране наиболее остро встал на повестку дня с приходом к власти в России в 1917 г. партии большевиков, установлением Советской власти. Всем известны широкие дискуссии в партии большевиков в 20-30-е годы XX в. по национальному вопросу. В основе этих дискуссий лежала проблема соотношения интернационального и национального. В конечном итоге победила концепция интернационализма в теория «ленинской национальной политики».
Интернационализм стал фундаментом построения советского многонационального государства, воспитания всего населения СССР. При этом особое значение придавалось интернационализму пролетарскому, под которым подразумевалась «идеология и политика международной солидарности рабочих и всех трудящихся» [2].
К национализму со стороны политического и партийного руководства СССР было однозначное отношение - это «враждебные пролетариату буржуазная идеология и политика, призванные укрепить господство и привилегии одной нации за счет угнетения другой, отвергающие дружеское сотрудничество и взаимопомощь между нациями, разжигающие национальную рознь и расовую ненависть. Истоки национализма коренятся в природе буржуазного строя, в отношениях частной собственности и эксплуатации» [3]. Необходимо отметить, что перечисленные и другие положения и идеи о национализме в современной российской науке до сих пор официально ни теоретически, ни практически (прежде всего юридически) не оспорены и не пересмотрены.
Понятие «радикализм» имеет двоякое значение: 1) политическое течение, сторонники которого подвергают критике существующую систему и настаивают на необходимости радикальных преобразований и реформ; 2) использование радикальных методов при решении каких-либо вопросов, решительный образ действий [4]. В современных условиях радикализм в его первом значении наибольше распространен в Северо-Кавказском регионе. Это обусловлено тем, что условия и факторы, характерные для ряда республик Северного Кавказа (идеологическая и религиозная дезориентация, социальная незащищенность, массовая безработица, снижение авторитета властных и официальных религиозных структур, коррупция, клановость и сложная иерархичность внутреннего социального устройства, фактическая отчужденность значительной части населения (особенно молодежи) от общественно-политических процессов, высокий уровень криминализации и т.п.), способствуют тому, что экстремистские идеи, предлагающие простейшие решения наболевших проблем, нередко находят свою питательную среду [5].
В контексте настоящей статьи под «радикализацией» понимается стремление, склонность к решительным действиям, бескомпромиссному осуществлению намерений, стремление к коренному изменению существующего положения в том или ином деле [6]. В последние десятилетия экстремистскими и террористическими формированиями на территории нашей страны достаточно широко используются религиозный и национальный факторы для достижения политических целей [7]. Причем очевидная явная тенденция использования ими методов экстремизма и терроризма в решении своих религиозных, политических, социально-экономических и иных вопросов.
Практический опыт свидетельствует, что в основе любых проявлений на практике экстремизма и терроризма, как правило, лежит идеология радикализма: религиозного, социального, националистического, политического. Следует сказать, что подавляющее большинство представителей религиозного (исламского) экстремизма и терроризма прошли через радикальный ислам [8].
В настоящее время одной из наиболее острых проблем в Северо-Кавказском регионе является активно распространяющаяся среди его многонационального населения (при непосредственной поддержке эмиссаров зарубежных неправительственных организаций и специальных служб некоторых государств Ближнего и Среднего Востока)новой исламской идеологии[9], которая ориентирует на: переход к более конспиративным методам пропагандистской и экстремистской деятельности; использование легальных (правовых) способов для пропаганды своего вероучения; использование федеральных и местных выборов для легального проникновения в местную и республиканскую, краевую, областную и т.п. власть; временный отказ от открытой вооруженной борьбы с властью.
Все это представляет реальную угрозу целостности Российского государства. Как в этих условиях сохранить единство и целостность Федерации, уберечь ее от новых потерь и потрясений? Какими путями государственного строительства идти дальше - сохранить национально-государственный принцип, или взять курс лишь на чисто административно-территориальное деление?, что в более широком политическом смысле означает расширять и углублять демократический процесс или свернуть на путь унитаризма и авторитаризма? При этом нельзя забывать, что межнациональные отношения в России сегодня, так или иначе, увязываются с русскими и русским вопросом.
Чтобы ясно представить сложность ситуации, необходимо иметь в виду то, что как в царской России, СССР, так и Российской Федерации проживали и проживают представители более 120 народов, это многонациональные государства. Но в Российской Федерации в ее многонациональности, в отношениях между нациями произошли серьезные изменения, приведшие к совершенно новой этнополитической ситуации. Так по-прежнему наиболее многочисленными народами являются русские, татары, чуваши, башкиры и мордва. Что касается малых народов Севера, Сибири и Дальнего Востока (26), то их численность сократилась -всего в настоящее время их насчитывается 181 тыс. человек. В составе населения современной России 16 этнических групп (всего 7,8 млн. человек) представляют народы стран СНГ; 30 этнических групп (1,3 млн. человек) - народы дальнего зарубежья (болгары, греки, венгры и т.д.); 30 этнических групп (173 тыс. человек) - народы, нигде в мире не имеющие своей государственности (цыгане, ассирийцы, уйгуры, курды и др.) [10].
Важно отметить, что во многих республиках в составе Российской Федерации в настоящее время, как и в последние годы существования СССР, титульное население, давшее имя республике, составляет меньшинство. Из 22 республик только в пяти титульное население превышает 50% населения: Чувашия, Тува, Коми, Чечня, Северная Осетия. В целом во всех республиках, вместе взятых, «коренное население» составляет всего 32% населения, а в автономных округах - 10,5% [11].
Все эти моменты приобретали особый смысл на фоне того основополагающего факта, что русские составляют более 80% (в 1991 г. - 81,5%) населения страны [12].
Развитие межэтнических взаимоотношений в современной России, конфликты и противоречия в них, новые формы межнациональных движений обусловлены не только этим гигантским различием соотношения русского и нерусского населения на этно-тер-риториальном пространстве Российской Федерации. Приобрел особое значение тот факт, что национальная психология русских и их разбуженное национальное самосознание в некоторых своих аспектах и потенциях оказывают влияние на социально-политическую ситуацию и межнациональные отношения в обществе, причем нередко дестабилизирующее. Нередко доминирующую роль в обществе играют идеалы, ценности и установки национального сознания русского этноса, обусловив (как и осознание громадного перевеса своей численности) определенную переориентацию способов и методов регулирования межэтнических взаимоотношений и конфликтов.
Но не этнополитическая ситуация в России сама по себе, не численное доминирование русского этноса стали порождать межнациональные или межконфессиональные конфликты, а та кризисная политическая, социально-экономическая и духовная ситуация, в которой оказались все народы, в том числе, а может быть, и прежде всего, - русская нация, особенно после распада СССР. Проблемы русской нации или, как теперь модно говорить - «русский вопрос», это сегодня основополагающая проблема этнополитического развития России. С ним связано все своеобразие постановки и методов решения любых этнических и национальных проблем в стране. И если ранее - в советский период и даже в полосу «перестроечного» развития - под национальным вопросом обычно подразумевали вопрос развития малых наций и этносов, оставляя в стороне вопросы русского этноса, подразумевая, что этому великому народу с самостоятельным геополитическим положением в мире обеспечено великое будущее, то сегодня положение резко изменилось. И вопрос сегодня стоит в двоякой его постановке: в чем усложнённость, деформированность положения русского этноса, суть и характер проявления травмированного национального самосознания русских; каковы возможные уже сегодня потенциальные последствия уязвленного самочувствия русских для других этносов и национальных групп, населяющих Россию?
Начнем с того, что социально-экономический кризис в стране конца XX в. особенно сильно ударил по Центральной России и русскому этносу вообще. И все-таки травмированное самочувствие русских больше связано с политико-нравственными, духовными и идеологическими факторами, чем социально-экономическими, чисто материальными. Речь идет об унижении, национальном оскорблении крупнейшего этноса всего евразийского пространства, выразившиеся в массовом отчуждении русских от приватизации крупнейших сы-
рьевых, производственных, финансовых, социо-куль-турных, социально-экономических, материальных и иных объектов сфер в период так называемых реформ в России. Именно в последние годы, особенно после распада СССР, в русском этносе происходят существенные негативные изменения и в количественном и в качественном отношении, возникают потенциально крайне опасные социально-политические тенденции в его развития, в переоценке своего места в мире и, прежде всего, в своем собственном государстве. В связи с этим, на наш взгляд, нуждаются в корректировке отдельные статьи Конституции Российской Федерации (1993 г.), касающиеся федеративного устройства нашего государства, декларируемого равноправия его субъектов, определяющих место русского народа в государстве, как государство образующего (см., например, ст. ст. 5, 26, 31, 37, 65, 66, 68 и др.) [13].
Следующим фактором является не только абсолютное сокращение численности русских, но и уменьшение их доли в общем составе населения страны, а также заметное их сокращение на территориях смешанного проживания, резкое изменение статуса русских на значительной части территории Российской Федерации (например, уменьшается количество русских в республиках Северного Кавказа - Чечня, Дагестан и др.). В трагическом и унизительном положении оказались русские на территориях государств -бывших советских республик, где к моменту распада СССР оказались 26 млн. человек русских [14]. С учетом того за последние годы многие из иммигрировали на территорию России: часть - беженцы, часть - добровольно покинувшие свои обжитые места по убеждению, что у них нет перспектив для нормальной жизни и работы вне России или на территории некоторых титульных субъектов Российской Федерации. Согласно данным официальной статистики, из Таджикистана и Азербайджана уехала треть русских, из Грузии - четверть. Увеличивается число мигрантов из Казахстана и других регионов Средней Азии. Нельзя не видеть, что это «политический горючий материал». Мигранты представляют собой активную, в какой-то степени обездоленную и взрывоопасную группу, склонную поддерживать особенно радикально-патриотические, националистические силы и организации [15]. Под их непосредственным воздействием происходят те сложные психологические коллизии в русском национальном сознании, когда широкие массы русских в условиях кризиса, особенно в сфере духовности, могут оказаться в объятиях иррационального бытового шовинизма как способа самозащиты.
Широко известно, какой серьезной дискриминации подвергаются русские и русскоязычные группы в странах Балтии, Украине [16]. Причем пренебрежительное, оскорбляющее национальное и человеческое достоинство русских отношение существует не только на бытовом уровне, в обыденном сознании простых людей, но и подкреплено законами на уровне государственной политики. Даже в Казахстане, где русские
и русскоязычное население составляет большинство (более 50%) и где официальная пропаганда и политическое руководство страны заверяют о полном уважении прав всех народов, особенно русских, русские и русскоязычное население чувствует себя неуютно. В подборе кадров, при распределении собственности и имущества, льгот и т.д. «равные» права и возможности нередко нарушаются [17]. Безусловно, все это определенным образом влияет на возникновение так называемого «русского национализма». Хотя для русского народа всегда более характерным было такое качество, как толерантность, без которого он не смог бы мирным путем овладеть таким огромным территориальным пространством и многие столетия жить в единстве и согласии с множеством наций и народностей.
На наш взгляд, было бы полезным, если бы российское научное сообщество в своих сегодняшних и будущих исследованиях по рассматриваемой проблеме, сделали бы акцент на следующих вопросах: национальный вопрос в России-СССР-России и пути его разрешения; соотношение национального и интернационального, радикального и фундаментального; правовое регулирование межнациональных отношений и правовая оценка национализма; теоретическое обоснование национального и интернационального в условиях современной России; имеет ли право на свое существование национализм в современной России, если да, то в какой форме; место и роль правоохранительных органов современной России впротиводействии радикальному национализму и его формы; опыт борьбы отечественных правоохранительных органов с национализмом вообще и с национальным сепаратизмом в частности, сделав акцент на методах, формах, тактике, особенностях проведения этой борьбы, общей и частной профилактики и т.п.
Не будем забывать, что одной из причин развала СССР было замалчивание проблемы межнациональных отношений и конфликтов в них. Надо сделать все для того, чтобы Россию не постигла участь СССР.
Литература
1. Ковалевский П.И. Русский национализм и национальное воспитание в России. М.: Директ-Медиа, 2014. С. 5.
2. Политический словарь / Под ред. Проф. Б.Н. Пономарева. М.: Госиздат полит. лит-ры, 1956. С. 208.
3. Там же. С. 262.
4. См.: Современный словарь иностранных слов. 4-е изд., стер. М.: Рус. яз., 2001. С. 742.
5. См.: ИльинЕ.П. Актуальные проблемы противодействия вовлечению молодежи в террористическую деятельность//Материалы научно-практической конференции «Противодействие идеологии экстремизма и терроризма в рамках реализации государственной молодежной политики» (12-14 октября 2009 г. Ростов н/Д. // Интернет-ресурс. Сайт НАК. Дата обращения 7 октября 2010 г.
6. См.: Политический словарь / Под. Общ. Ред. проф. Пономарева Б.Н. М.: Госполитиздат, 1956. С.
448; Краткий политический словарь / Под общ. ред. Шишлина Н.В. и Оникова Л.А. М.: Политиздат, 1978. С. 317.
7. Подробнее см.: Этнорелигиозный терроризм / Под ред. Ю.М. Антоняна: Монография. М.: Аспект Пресс, 2006.
8. Подробнее см.: Малашенко А., Тренин Д. Время Юга: Россия в Чечне, Чечня в России. М.: Гендальф, 2002. С. 76-87.
9. См.: Асимметричные угрозы. Конфликты низкой интенсивности. Сетевые войны. Терроризм. Информационно-аналитический справочник / Под общ. ред. Р.М. Латыпова и А.В. Крикунова. М.: ЦАТУ и ЦПК,
2007. 351с.; Асимметричные угрозы и конфликты низкой интенсивности // Информационно-аналитический журнал ЦАТУ и ЦПК, 2008. № 3. 88 с. и др.
10. См.: Мнацаканян М.О. Нации и национализм. Социология и психология национальной жизни: Учеб. пособие для вузов. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004. С. 60.
11. См.: Там же.
12. См.:Там же.
13. См.: Конституция Российской Федерации. Официальный текст с изменениями на 1 марта 2012 г. СПб.: Изд. Дом «Литера», 2012.
14. См.: Мнацаканян М.О. Нации и национализм. Социология и психология национальной жизни: Учеб. пособие для вузов. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004. С. 62.
15. См.: Галицкий В.П. Мигранты и проблемы экстремизма // Обозреватель. Observer. 2007. № 4. С. 79-89 и др.
16. См.: Крючков Г.К., Табачник Д.В. Фашизм в Украине: угроза или реальность? Харьков: Фолио,
2008. 414 с.; ОУН-УПА. Правдивая история / Под общ. ред. докт. истор. наук, проф. Е.Ф. Безродного и канд. юрид. наук, доц. А.В. Ткачука. Киев: Солюкс, 2006. 252 с.; Чупин Г.Т. Предыстория и история Киевской Руси, Украины и Крыма. Харьков: Изд-во «Литера Нова», 2010. 720 с. и др.
17. См.: Мнацаканян М.О. Нации и национализм. Социология и психология национальной жизни: Учеб. пособие для вузов. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004. С. 62.
References
1. Kovalevsky P.I. Russian nationalism and national education in Russia. M.: MGU, 2014. P. 5.
2. Political dictionary / Under the editorship of prof. B.N. Ponomareva. M.: Gosizdat watered.literature, 1956. P. 208.
3. Ibid. P. 262.
4. See: Modern dictionary of foreign words. 4-e Izd., erased. M.: Rus. lang., 2001. P. 742.
5. See: Il'in E.P. Actual problems of counteraction to youth involvement in terrorist activity//proceedings of scientific-practical conference «Combating the ideology of extremism and terrorism in the framework of realization of the state youth policy» (12-14 October 2009, Rostov n/D. // Internet resource. The NAC website. Date accessed 7 October 2010.
6. See: Political dictionary / Under. General. Ed. prof B.N. Ponomarev. M.: Gospolitizdat, 1956. P. 448; a Concise political dictionary / Under the General editorship Shishlina N.V. and Onikowa L.A. M.: Politizdat, 1978. P. 317.
7. See more: ethno-Religious terrorism / ed. Mr Ant-onyan Yu. M.: The Monograph. M.: Aspect Press, 2006.
8. For more details see: A. Malashenko, D. Trenin Time of the South: Russia in Chechnya, Chechnya in Russia. M: Gandalf, 2002. P. 76-87.
9. See: Asymmetric threats. The low intensity conflicts. Network war. Terrorism. Information-analytical guide / ed. by R.M. Latypov and A.V. Krikunova. M.: CATO and CTC, 2007; Asymmetric threats and low intensity conflict // Information-analytical magazine CATO and CTC, 2008. No. 3. 88 p., etc.
10. See: Mnatsakanyan M.O. Nation and nationalism. Sociology and psychology of national life: Proc. manual for schools. M.: Uniti-DANA, 2004. P. 60.
11. See: Ibid.
12. See:Ibid.
13. See: The Constitution of The Russian Federation. The official text with amendments as of March 1, 2012 SPb.: Ed. House Litera, 2012.
14. See: Mnatsakanyan M.O. Nation and nationalism. Sociology and psychology of national life: Proc. manual for schools. M.: Uniti-DANA, 2004. P. 62.
15. See: Galitsky VP. workers and the problems of extremism // Explorer. Observer. 2007. No. 4. P. 79 to 89H.
16. See: Kruchkov G.K., Tabachnik D.V. Fascism in Ukraine: threat or reality? Kharkiv: Folio, 2008. 414 p.; OUN-UPA. True story / Under the General editorship of doctor. historical. Sciences, Professor E.F. rootless and candidate. the faculty of law. Sciences, Assoc. A.V. Tk-achuk. Kyiv: Solux, 2006. 252 p.; Chupin G.T. the Prehistory and history of Kievan Rus, Ukraine and Crimea. Kharkov: Publishing house «Litera Nova», 2010. 720 P. and others.
17. See: Mnatsakanyan M.O. Nation and nationalism. Sociology and psychology of national life: Proc. manual for schools. M.: Uniti-DANA, 2004. P. 62.
УДК 316 ББК 60.5
УКРЕПЛЕНИЕ РОССИЙСКОЙ НАЦИОНАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ КАК ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ РАДИКАЛЬНОМУ НАЦИОНАЛИЗМУ
АНДРЕЙ ГРИГОРЬЕВИЧ ТКАЧЕНКО,
кандидат философских наук, доцент E-mail: v.belskiy@bk.ru
Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН
Аннотация. Раскрывается значение укрепления российской национальной идентичности в контексте сочетания гражданского и этнического понимания нации и национализма в противодействии радикальному национализму.
Ключевые слова: нация, национализм, гражданский национализм, этнический национализм, радикальный национализм, национальная идентичность.
Annotation. Reveals the importance of strengthening of the Russian national identity in the context of a combination of civil and ethnic understanding of nation and nationalism in counteraction to radical nationalism.
Keywords: nation, nationalism, civil nationalism, ethnical nationalism, radical nationalism, national identity.
Необходимым условием существования и развития России как самостоятельного геополитического субъекта и суверенного государства является сохранение ее цивилизационной идентичности и прежде
всего ее национальной и культурной идентичности [1]. Причем национальная и культурная идентичность теснейшим образом взаимосвязаны, так как культура является важнейшим атрибутом нации. Национальная