Социология и социальная работа 14 Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобаче вского. Серия Социальные науки, 2009, № 2 (14), с. 14-20
УДК 316.347: 303.022
КОНСТРУИРОВАНИЕ ОБРАЗА РУССКОГО НАЦИОНАЛИЗМА В ПЕЧАТНЫХ СМИ ФЕДЕРАЛЬНОГО И РЕГИОНАЛЬНОГО УРОВНЕЙ
© 2009 г. А.В. Душин
Казанский государственный технологический университет [email protected]
Поступила в редакцию 14.04.2009
Проводится анализ ряда печатных СМИ федерального и регионального уровней для выявления специфики конструирования русского национализма в российской прессе.
Ключевые слова: национализм, национал-патриотические группы, конструирование социальной реальности, образ национализма.
Несмотря на прогнозы относительно уменьшения влияния этнических процессов на ход общественного развития, конец второго и начало третьего тысячелетия
продемонстрировали всплеск национальных движений и национализма. Можно констатировать двойственное отношение к национализму. С одной стороны, национализм выступает в качестве неизменного «спутника» современного общества, с другой — является предметом перманентных дебатов в политической и академической среде. Безусловная актуальность проблематики национализма, особенно радикальных проявлений, не могла не сделать его предметом многочисленных исследований. Однако terra incognita современных исследований национализма является проблема
конструирования его в печатных СМИ. Цель данной статьи - частично заполнить отмеченный пробел в социологии
межэтнических отношений.
Особенности конструирования русского национализма в печатных СМИ были изучены нами на двух уровнях: федеральном и
региональном (газеты Республики Татарстан). Федеральный уровень исследования печатных СМИ был представлен такими изданиями, как «Российская газета», «Известия» и
«Независимая газета». Региональный уровень анализа особенностей конструирования русского национализма включал материалы таких газет, как «Республика Татарстан», «Вечерняя Казань», «Звезда Поволжья»,
«Восточный экспресс» и «Честное слово». В ходе исследования были проанализированы материалы указанных газет за 2000-2008 гг. и выделены публикации, так или иначе связанные с проблематикой русского национализма. Отбор
материалов основывался на смысловом поиске выражения «русский национализм» и его производных, а также таких ключевых выражений, как «националистические движения», «националистические партии»,
«скинхеды» и т.д.
Общий анализ публикаций в изученных газетах показывает, что образ русского национализма в газетах федерального уровня является весьма разнообразным и представляет различные взгляды на русский национализм, начиная от ярко негативных публикаций и заканчивая публикациями, которые
деконструируют образ «русского фашизма». Для начала рассмотрим особенности конструирования русского национализма в «Российской газете» - печатном издании, отражающем «официальный» взгляд на данную тему.
Исследование показывает, что вопросы русского национализма нередко
рассматриваются в «Российской газете» сквозь призму материалов, связанных с немецким фашизмом:
«У нас почему-то считается, что то, что касается нашего местного доморощенного нацизма, - это не страшно, потому что нацизм часто выдается за патриотизм. Но...германский, гитлеровский нацизм тоже выдавался за патриотизм» (Маслов С. Повесть о фюрере // Российская газета, 2007 г., 12 февраля).
С другой стороны, в данном издании нередки попытки взвешенного и осмысленного подхода к проблематике современного русского национализма. С этой точки зрения показательна дискуссия по национальной идее, которая проводилась на страницах «Российской газеты» при участии ведущих политологов,
социологов и журналистов. По мнению одного из участников дискуссии, социолога М. Черныша, концепт национализма в последнее время неоправданно ассоциируется с такими понятиями, как «шовинизм» и «фашизм», хотя последние идеологические течения возникли гораздо позже. Кроме того, национализм как идеология является цементирующей идеей многих современных государств:
«....широкое распространение в СМИ получила точка зрения: национализм -
безусловное зло... у нас часто национализм приравнивается к шовинизму, фашизму. Фашизм - это идеология и политическая практика, утверждающая превосходство одного народа над другим. Однако национализм отнюдь не тождественен тому, что
произошло в фашистской Германии...»
(Яковлева Е. Конструкция русского //
Российская газета, 2007 г., 6 февраля).
Рассматривая «национальный вопрос», «Российская газета» часто использует экспертные суждения для формирования общественного мнения. Так, например, издание цитирует авторитетного отечественного этнолога В. Тишкова, который говорит о необходимости смыслового пересмотра содержания понятия «русский»:
«...нужно вернуться к дореволюционному широкому пониманию слова «русский» как российский. «Ведь если русские скажут, что российский народ - это они, завтра России не будет»» (Сидибе П. Тонкая национальная
материя // Российская газета, 2007 г., 15 июня).
Экспертное сообщество полагает, что современное развитие русского национализма имеет проблематичную окраску, поскольку национализм активно впитывает в себя идеи экстремизма и ксенофобии. «Российская газета» цитирует В. Никонова (фонд «Политика»), который полагает, что проблема радикального национализма актуальна в современном российском обществе и с ней необходимо бороться посредством конструирования государственной идеологии:
«Проблема роста национализма и ксенофобии в России, безусловно, есть, и бороться с ней надо. В нашем многонациональном обществе невнимание к проявлениям национальной нетерпимости чревато развалом страны и гражданской войной...» (Дульман П. Свой - чужой // Российская газета, 2005 г., 9 ноября).
Кроме того, высказывается мнение, что появление в России радикального национализма и ксенофобии обусловлено сложным
национальным составом социума, социальной несправедливостью, унижением русских за рубежом:
«Нынешний уровень национализма и ксенофобии в России - серьезная проблема. Причин тому много. Это и сложнейший национальный состав общества... И отсутствие в России цивилизованного капитализма, вопиющая социальная
несправедливость, засилье криминалитета. Недовольство народа соответственно канализируется в ксенофобию. ...к названным проблемам добавляется и национальное унижение. Официальный статус русских как людей второго сорта в Прибалтике - тому пример» (Дульман П. Свой - чужой //
Российская газета, 2005 г., 9 ноября).
В качестве факторов, стимулирующих рост русского национализма, в «Российской газете» фигурирует, хотя и относительно редко, ущемление прав русскоговорящего населения России. По мнению экспертов, чье мнение тиражируется в СМИ, антирусский
национализм, провоцирующий ответную реакцию, разделяется на две составляющие: элитную и низовую. Элитный антирусский национализм имеет форму неформального ущемления прав русскоговорящих граждан в «национальных республиках» Российской Федерации, в частности ограничения доступа во властные структуры, занятия бизнесом в ряде сфер и т.д.:
«В качестве яркого примера элитного национализма был взят Татарстан. В этой республике татары составляют около половины населения. Однако в высшем и
среднем звене республиканской власти титульный этнос занимает от 75 до 85
процентов постов. Похожая ситуация
складывается в Якутии, Тыве, Горном Алтае, республиках Северного Кавказа и некоторых других субъектах Федерации... В результате пострадал «русский» бизнес, не участвовавший в традиционно клановом разделе
собственности и оказавшийся из-за этого в невыгодной ситуации. Но это полбеды. Проблемы возникли и у рядовых жителей национальных субъектов, не принадлежащих к титульной национальности» (Дульман П.
Закон сообщающихся национализмов // Российская газета, 2005 г., 20 октября).
«Низовой» антирусский национализм тесно связан с бытовым расизмом коренных жителей «национальных республик»:
«Низовой» национализм - прямая агрессия против нетитульных этносов, наиболее ярко
проявляется на Северном Кавказе и прямо связана с общими проблемами региона, включая распространение радикальных исламистских идей. Вытеснение «лиц некавказской национальности» здесь продолжается, а в Чечне практически полностью закончено. Впрочем... поддержкой власти «низовой» национализм практически не пользуется» (Дульман П. Закон сообщающихся
национализмов // Российская газета, 2005 г., 20 октября).
В целом, для «Российской газеты» характерен взвешенный подход к анализу ситуации в межнациональных отношениях: не отрицая наличия радикальных взглядов среди части русских националистов, газетные материалы не замалчивают и «обратную сторону медали», чем являются проявления радикального национализма среди отдельных этнических групп, проживающих на территории России:
«...в последние годы наблюдается одичание национальных чувств, оживление расистских настроений. С одной стороны, в России и даже в Москве наблюдается заметный и опасный рост антикавказских настроений. ...С другой стороны, в национальных республиках России, и не только в республиках Северного Кавказа, наблюдается рост антирусских настроений, представителей нетитульной нации часто вытесняют из структур власти...» (Ципко А. Свой - чужой // Российская газета, 2006 г., 29 марта).
Отождествление националистов с фашистами и постоянная риторика об угрозе «русского фашизма» является, по мнению ряда авторов, провокацией и ущемлением прав этнических русских, основная масса которых никак не связана с радикальными проявлениями ксенофобии и расизма:
«...разговоры с экранов телевидения об «угрозе фашизма» или тем более «русского фашизма» воспринимаются как оскорбление личного достоинства миллионами людей, которые считают себя русскими и которые в душе не несут никакой ненависти ни к евреям, ни к татарам, ни к неграм» (Ципко А. Свой -чужой // Российская газета, 2006 г., 29 марта).
Во многом схожий, хотя более односторонний подход к проблемам русского национализма представлен в газете «Известия». Значительный пласт печатных материалов в издании посвящен анализу «преступлений ненависти» (hate crimes), которые находятся в последнее время под пристальным вниманием как журналистов, так
и правоохранительных органов. В частности, журналисты «Известий» критикуют
правоохранительные органы за то, что преступления на почве расовой и национальной ненависти практически всегда
классифицируются как «хулиганство». В подобных материалах часто фактически ставится знак равенства между понятиями «националист» и «преступник»:
«Приговоры националистам, нападающим на приезжих, выносятся один за другим... Подсудимых не признают виновными в разжигании национальной розни. Их приговаривают за хулиганство, бандитизм, но не за то, что они нацисты» (Национальный вопрос: бить или не бить? // Известия, 2006 г., 28 марта).
По мнению журналистов «Известий», русский национализм при пассивном попустительстве властей ответственен за преступления на национальной почве последних лет:
«. в минувшем году националисты были значительно активнее, чем год назад. В 2004 году они провели свои первые легальные митинги и заявили претензии на акции всероссийского масштаба... Депутаты продолжали использовать националистические лозунги, тем более что обществу они не чужды. Власть «не видела» успешного распространения националистических
настроений, а милиция «не замечала» националистической составляющей
преступлений» (Тимофеева О. Скинхеды стали убивать в два раза чаще // Известия, 2005 г., 19 января).
А вот другой пример дискурса поддержки радикального русского национализма со стороны властных структур:
«. иногда создается ощущение, что именно некоторые тенденции высокой политики, просачиваясь вниз, и создают ту питательную среду, в которой уютно себя чувствуют скинхеды. Естественная и необходимая забота о русских как этносе, об их языке, здоровье, культуре, самоуважении порой подменяется тонко или нетонко завуалированным шовинизмом самой низкой пробы» (Скинхеды в большой политике // Известия, 2005 г., 11 октября).
В качестве примера разностороннего рассмотрения проблемы русского национализма можно привести следующий материал из «Известий», в котором делается попытка рассмотреть исторические и социальные
факторы, способствующие радикализации русской молодежи:
«Русских вышвыривали из бывших республик СССР, а тогдашней власти было некогда их защищать. Зато у местных чиновников по всей Руси хватало сил и рук за взятки отдавать рынки, ларьки и едальни нахлынувшим чернявым приезжим, которые приватизировали теплые места и недвижимость для себя, своих тейпов и кланов. Именно такие восточные «посредники», которые до сих пор ничего не создают, но все схватили, - единственный слой, попадающий в поле зрения подростка-маргинала... И небогатый, необразованный, озлобленный подросток уясняет ровно одно: эта страна - уже не для меня... такой неприкаянный юнец непременно станет истязать и калечить бедняка с Басманного рынка, беззащитного заслуженного артиста, робкого таджика» (Александрова Е. Россия -для всех хороших людей // Известия, 2006 г., 5 апреля).
Обращение к экспертной риторике для конструирования образа русского национализма также типично для «Известий». По мнению А. Волина, президента Издательского дома Родионова, радикальный национализм является не болезнью, а ее симптомом, и именно от этого необходимо отталкиваться при решении данной социальной проблемы:
«В условиях массового наплыва мигрантов и «почернения» пригородов - это беда, та проблема, которую мы обречены решать. А поскольку в ближайшее время мы не сможем отказаться от притока рабочей силы из других регионов, то единственный способ здесь - это воспитание» (Что нам делать со скинхедами? // Известия, 2004 г., 12 октября).
Писатель М. Арбатова считает, что основная проблема заключается в том, что российское общество крайне интолерантно относится ко всему «иному»:
«...российское общество само по себе идеологически скинхедообразно. Опросы показывают, что 80% россиян хотели бы, чтобы люди с другим цветом волос, кожи, с другой религией не жили, не работали рядом с ними, не вступали в брачные отношения» (Что нам делать со скинхедами? // Известия, 2004 г., 12 октября).
Попытки отделить понятия «русский национализм» от ярлыков фашизма, шовинизма и экстремизма наиболее часто встречаются в статьях журналиста «Известий» Д. Соколова-Митрича:
«Представители «совести нации»
навязывали обществу установку, что ксенофобия - явление, свойственное исключительно маргиналам. Предложения подумать о глубинных причинах роста ксенофобии отметались. Официальные криминальные сводки, свидетельствующие, что иностранцы совершают в 4 раза больше преступлений в отношении россиян, нежели наоборот, не замечались. Оппоненты получали ярлыки «экстремист» и «фашист», где-нибудь рядом обязательно появлялось слово «русский». Никакие скинхеды и мелкокалиберные публицисты не сделали для разжигания в России межнациональной розни столько, сколько борцы с ней...» (Соколов-Митрич Д. Поколение «нац» // Известия, 2007 г., 15 января).
Спецификой конструирования образа русского национализма в «Независимой газете» является частое использование новостных материалов по данной теме, в которых русский национализм связывается с «преступлениями ненависти» и различными акциями протеста:
«В списке городов, где отмечены новые акции националистов, оказались обычные лидеры «ксенофобского рейтинга»: Москва, Ростов-на-Дону и все тот же Воронеж... подростки пострадали только потому, что «оказались не той национальности» (Трофимов А. Бритоголовая статистика // Независимая газета, 2005 г., 25 октября).
Общий же тон конструирования образа русского национализма в «Независимой газете» скорее негативный:
«. современный русский национализм -течение вполне маргинальное. И голос
индивидуума, характеризующего себя как
русского националиста. это голос
политического маргинала... русский
националист как политический тип озабочен, прежде всего, своими взаимоотношениями с евреями и еврейством; он не мыслит себе решения «русского вопроса» в России без решения вопроса еврейского» (Королев С.
Заметки о политической маргинальности // Независимая газета, 2000 г., 7 июня).
Кроме того, практически во всех
публикациях «Независимой газеты»,
описывающих преступные действия скинхедов, так или иначе фигурируют пассажи, напрямую связывающие скинхедов с русскими националистами. В качестве примера можно привести широкое использование в подобных
материалах лозунгов «Россия для русских!» и «Убей хача, спаси Россию!».
Репрезентация образа русского
национализма в татарстанских печатных изданиях имеет ярко выраженную специфику. Первое, что бросается в глаза при анализе материалов, - «замалчивание» данного явления в официальной и лояльной местным властям прессе. Что же касается более оппозиционных газет, например, «Вечерней Казани» и
«Честного слова», то публикации, посвященные русскому национализму, встречаются гораздо чаще.
Официальный взгляд татарстанских властей на русский национализм представлен в газете «Республика Татарстан». Основная
репрезентация русского национализма
осуществляется с двух ракурсов. Первый рассматривает русский национализм как разновидность фашистской идеологии, хотя и пытается соотнести рост националистических настроений с проблемами миграционного притока в страну:
«Праворадикальная молодежь увлекается фашистским стилем и кокетничает с гитлеризмом - родился даже... феномен «гламурного фашизма»! Фашизм перестал быть жестокой идеологией и превратился в гламурный феномен.... В качестве возможного объяснения привожу данные, которые в конце прошлого года озвучил глава МВД Рашид Нургалиев: «Количество совершенных
иностранцами преступлений за последние пятнадцать лет возросло в сто тридцать раз»» (Арямнова В. Фашизм в формате глянца // Республика Татарстан, 2007 г., 19 апреля).
Другой взгляд на проблему русского национализма представлен в виде реакции из «благополучного Татарстана» на «национализм российской власти». Нередко параллельно затрагиваются вопросы, связанные с православием:
«Вызывает тревогу то, что наша страна превращается в мононациональное, религиознофундаменталистское государство...
Излюбленным приемом ревнителей чистоты веры, ее защиты от иноверцев является отождествление религии с
национальностью...» (Харисова Л. Богу -
богово, кесарю - кесарево // Республика Татарстан, 2003 г., 9 января).
Отдельной тенденцией материалов в «Республике Татарстан» является критика национальной политики федеральных властей, которая способствует тому, что национальная
проблематика становится уделом
экстремистских движений и групп:
«...любые реформы в России возможны только с учетом многонациональности нашей страны. Разве не так? А на деле как получается? ...В результате национальными проблемами начинают заниматься в конечном счете крайние, экстремистские силы» (Измайлов Р. Рамазан Абдулатипов: «Пусть орлы не падают, а бараны не летают» // Республика Татарстан, 2001 г., 20 марта).
Нациолистическая проблематика освещается в «Республике Татарстан» и в привязке к членам групп скинхедов:
«В марте в Удмуртии несколько десятков скинов напали на группу скейтбордистов и насмерть забили арматурой и бутылками одного из них... За что зверски убили молодого человека? За то, что он выглядел не так, как приверженцы фашизма, нацизма, расизма представляют себе «русского человека» (Арямова В. Скинхеды: преступления и
наказание // Республика Татарстан, 2007 г., 11 ноября).
При анализе материалов газеты «Восточный экспресс» создается ощущение, что такого явления, как русский национализм, просто не существует. Публикации в газете, которая не претендует на серьезный анализ происходящего в социуме, а формирует скорее «багаж» необходимых современному человеку социоэкономических «навыков», связаны с нашумевшим делом татарстанской региональной ячейки РНЕ. Освещение данного дела в «Восточном экспрессе» осуществляется в рамках противопоставления «плохой» ситуации в России и «успешной борьбы с экстремизмом» в Татарстане:
«Уникальный для Татарстана судебный процесс... На скамье подсудимых впервые оказались экстремисты славянского толка. Они обвиняются в возбуждении национальной, расовой и религиозной вражды,
вымогательстве, грабеже, а также изготовлении и хранении взрывчатых веществ... Татарстан стал одним из первых регионов в России, где к попыткам возрождения агрессивных националистических движений отнеслись со всей серьезностью» (Насыров А. Методистка-бомбистка и ее команда // Восточный экспресс, 2008 г., 1 мая).
Повествование в «Восточном экспрессе» выстроено в экспрессивных тонах с частым использованием термина «национализм», что формирует у читателя стойкую ассоциацию
между данным термином и различными видами экстремистской деятельности:
«. единомышленники избили двух юношей только за то, что те были похожи на евреев... в целом безобидные апологеты молодежной европейской субкультуры [готы] прогневили национал-патриотов тем, что «преклонялись перед западными ценностями» (Насыров А. Методистка-бомбистка и ее команда // Восточный экспресс, 2008 г., 1 мая).
Отдельные пассажи в данном сообщении, в частности упоминание названия спортивного центра, где тренировались члены казанского отделения РНЕ, имплицитно заставляют читателя проводить параллели с тиражируемыми в СМИ новостями о преступлениях «русских фашистов»:
« Партийцы держались вместе, пополняли кассу организации и активно наращивали мускулы в спортзале центра «Русского фольклора» (Насыров А. Методистка-бомбистка и ее команда // Восточный экспресс, 2008 г., 1 мая).
Более «объективный» подход к освещению националистической проблематики представлен в газете «Вечерняя Казань». В материалах по данной теме журналисты издания стараются представить разные точки зрения на «положение дел» в данной области, однако общий оппозиционный «настрой» газеты обусловливает больший акцент на критике действия властей и правоохранительных органов в отношении русских националистов. Основная доля материалов, посвященных русскому национализму, представлена в «Вечерней Казани» рядом статей по «делу РНЕ». В общем описании ситуации журналисты с сарказмом констатируют «серьезность» обвинений в отношении членов татарстанского отделения РНЕ:
«Прошлым летом РНЕ-шники помешали культурно отдыхать на Арском кладбище мистически настроенным готам... А во второй раз город услышал про РНЕ-шников прошлой осенью, когда в Лядском садике они якобы побили темнокожего студента КГУ. Вскоре, правда, оказалось, что никакого вреда здоровью африканца в ходе потасовки причинено не было... Вот в общем-то и все «подвиги» местных активистов РНЕ, хоть сколько-нибудь заметные для общественности» (Мачнева О. Любимый город может спать спокойно: РНЕ будет сидеть // Вечерняя Казань, 2007 г., 19 июня).
В основной массе статей по теме «Вечерняя Казань» занимает более «объективную»
позицию по отношению к следственным методам и доказательной базе, на которой основывалось расследование дела, приводя аргументы как стороны защиты, так и обвинения, предоставляя возможность читателям самим сделать выводы:
«Защита пыталась оспорить самый главный аргумент обвинения: то, что
Татарстанское региональное объединение ОПД РНЕ - запрещенная экстремистская организация. Адвокаты ссылались на то, что организацию запретил только Верховный суд РТ, а что не запрещено в общероссийских масштабах, то разрешено...» (Мельник Е. Все по полочкам // Вечерняя Казань, 2007 г., 26 сентября).
Конструирование русского национализма в оппозиционной газете «Честное слово» также осуществляется через обращение к «делу РНЕ», хотя его освещение в данной газете значимо отличается от официальной риторики. Одной из ключевых тем в риторике «Честного слова» является представление «дела РНЕ» как заказного:
«Сначала разоблачили ваххабитов, теперь дело - за русскими националами» - якобы под таким девизом организовано в республике гонение на местных членов РНЕ. » (Новостной материал // Честное слово, 2007 г., январь, № 1 (40)).
Кроме того, в действиях татарстанских властей журналисты газеты усматривают желание позиционировать себя как «передовой» регион в деле борьбы с «русским национализмом» несмотря на очевидные «нестыковки» в деле:
«Похоже, что татарстанские власти опять решили «быть впереди России всей» в плане разоблачения экстремизма, разницу которого с патриотизмом, кстати, определить весьма затруднительно, поэтому и затеяли явно политический процесс. Между тем «вина» одного из задержанных, Павлова, заключается только в том, что он является... гражданским мужем
Мельниковой [руководитель татарстанского отделения РНЕ]» (Новостной материал
//Честное слово, 2006 г., декабрь, № 21 (39)).
Специфика конструирования русского
национализма в «Звезде Поволжья»
заключается, с одной стороны, в критике радикальных националистических идей, а с другой - в «понимающем» отношении к стремлению сохранить собственную
национальную идентичность у русского этноса. Дискуссии о недопустимости радикальных
националистических проектов и лозунгов в России как полиэтническом государстве наиболее часто представлены на страницах «Звезды Поволжья»:
«...сама стратегия «порешить» нерусские нации ради одной - русской бессмысленна даже с точки зрения самой русской нации» (Ибрагимов Р. Господину Тишкову, бывшему и сегодняшнему // Звезда Поволжья, 2008 г., 1118 июня).
Материалы «Звезды Поволжья» часто связывают русский национализм с «кремлевским проектом», с государственной политикой в сфере межэтнических отношений, со стремлением власти превратить Россию в мононациональное государственное
образование:
«Уже очевидно, что в основу национальной политики Российской Федерации положена идея, которая была озвучена 15 февраля 2001 года с трибуны Государственной думы РФ... «Многонациональность - это беда России». Такой подход нацеливает национальную политику государства на избавление России от «беды» многонациональности» (Сафиуллин Ф. Держитесь, татары - пасынки империи! // Звезда Поволжья, 2008, 6-10 июня).
С другой стороны, в «Звезде Поволжья» многие материалы разделяют часто смешиваемые в СМИ понятия национализма как патриотизма и национализма как шовинизма и экстремизма. Показательно в данном случае интервью с бывшим советником президента Татарстана Р.С. Хакимовым:
«Что касается русского национализма... Если это не шовинизм, если это не призыв к возврату диктатуры, если это не национал-социализм, тогда я - за. Никакой опасности для страны я не вижу. Вот Пушкин, посмотрите - он ведь истинный русский националист, всей душой любивший свой народ» (Гордеев Я. Рафаэль Хакимов: «Любому народу нужно пять простых вещей» // Звезда Поволжья, 2008 г., 6-10 июня).
«Дело РНЕ» в «Звезде Поволжья» не освещалось, за исключением публикации полного текста открытого письма Общества русской культуры к президенту Татарстана, в котором авторы четко разводят понятие национализма с экстремизмом и шовинизмом:
«Уважаемый г-н президент! ...Не путают ли правоохранительные органы Татарстана скинхедов с гражданами, ратующими за подъем русского национального самосознания, понимают ли разницу? ...С каких пор,
уважаемый Минтимер Шарипович, чувство
национального самосознания, присущее
упомянутым молодым людям, стало
преступным? Или современной русской
молодежи лучше было бы беззаботно прожигать жизнь и не задумываться ни о своих корнях, ни о будущем своих детей и нашей великой Родины?» («За русское
самосознание - в тюрьму?»: Открытое письмо президенту Республики Татарстан
М.Ш. Шаймиеву // Звезда Поволжья, 2007 г., 27 сентября - 3 октября).
Таким образом, проведенное исследование показывает, что однозначного освещения русского национализма в прессе нет. С одной стороны, имеют место негативные коннотации, в частности, через прямое ассоциирование национализма с фашизмом. Негативное освещение русского национализма встречается практически во всех проанализированных изданиях, особенно в газетах «Известия», «Независимая газета», «Республика Татарстан» и «Восточный экспресс». С другой стороны, во многих материалах присутствует «взвешенная» позиция, связанная с разделением понятий «национализм» и «фашизм», попыткой объективного рассмотрения истоков
современного русского национализма. Тем не менее в количественном отношении преобладают материалы негативного тона. Связаны они в первую очередь с описанием преступлений, совершенных
националистическими группами. Именно подобные материалы вносят основной вклад в формирование однозначно негативного имиджа русского национализма, поскольку сам термин «национализм» в бытовом понимании имеет негативные коннотации. С другой стороны, «положительные» материалы о русском национализме не могут эффективно конструировать его имидж. Связано это с их сложностью для восприятия «обычным читателем» (политизированность,
наукообразность), равно как и имплицитной пропагандой идеи русской исключительности
отдельными авторами, из статей которых следует, что защита интересов русского народа лежит исключительно в сфере самоизоляции и защиты от миграции. Можно констатировать, что негативный дискурс русского национализма не «перечеркивается» контрдискурсивными стратегиями (риторика о русском национализме как любви к своей Родине и защита идей мультикультурализма России), а дополняется ими: («русский национализм = фашизм») + («русский национализм = «любовь к Родине» / «Россия - многонациональная страна») = > «если любишь Россию, надо бороться с приезжими».
В целом же, образ русского национализма в рассмотренных печатных изданиях имеет скорее негативный оттенок: русский
национализм чаще предстает на страницах газет в качестве идеологии борьбы с «не-русскими».
CONSTRUCTING THE IMAGE OF RUSSIAN NATIONALISM IN PRINTED MASS-MEDIA ON FEDERAL AND REGIONAL LEVELS
A. V. Dushin
Article presents the analysis of several newspapers on the federal and regional levels to find out peculiarities of constructing image of Russian nationalism in Russian press.
Keywords: nationalism, national-patriotic groups, construction of social reality, image of nationalism.