Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМЫ НАРУШЕНИЯ ЧТЕНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В НАЦИОНАЛЬНОЙ ШКОЛЕ'

ПРОБЛЕМЫ НАРУШЕНИЯ ЧТЕНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В НАЦИОНАЛЬНОЙ ШКОЛЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
421
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЛАДШИЙ ШКОЛЬНИК / НАРУШЕНИЕ ЧТЕНИЯ / ДИСЛЕКСИЯ / НАЦИОНАЛЬНАЯ ШКОЛА / JUNIOR SCHOOLCHILD / READING DISORDER / DYSLEXIA / NATIONAL SCHOOL

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кожурова Алина Алексеевна, Собакина Евдокия Ростиславовна

Статья посвящена современному состоянию проблемы нарушения чтения у младших школьников в национальной школе, где русский является неродным языком. Целью исследования является поиск путей преодоления дислексии у младших школьников во 2 классе. Дается описание обследования динамики развития речи обучающихся. Работа велась по методикам раннего выявления дислексии и проверяется техника чтения. Учитывая полученные результаты, определяются педагогические условия коррекции, это упражнения и дидактические игры для профилактики и преодоления фонематической дислексии у младших школьников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Кожурова Алина Алексеевна, Собакина Евдокия Ростиславовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

READING VIOLATIONS IN YOUNGER SCHOOLCHILDREN AT NATIONAL SCHOOL

The article is devoted to the current state of the problem of reading disorders in junior schoolchild in the national school, where Russian is a non-native language. The aim of the study is to find ways to overcome dyslexia in younger students in grade 2. A description of the survey of the dynamics of speech development of students is given. The work was carried out using methods of early detection of dyslexia and checking the reading technique. Taking into account the results obtained, the pedagogical conditions of correction are determined, these are exercises and didactic games for the prevention and overcoming of phonemic dyslexia in junior schoolchildren.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМЫ НАРУШЕНИЯ ЧТЕНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В НАЦИОНАЛЬНОЙ ШКОЛЕ»

Педагогика

УДК 376.1

кандидат педагогических наук, доцент Кожурова Алина Алексеевна

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова» (г. Якутск); студентка 4 курса кафедры начального образования Собакина Евдокия Ростиславовна

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова» (г. Якутск)

ПРОБЛЕМЫ НАРУШЕНИЯ ЧТЕНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В НАЦИОНАЛЬНОЙ

ШКОЛЕ

Аннотация. Статья посвящена современному состоянию проблемы нарушения чтения у младших школьников в национальной школе, где русский является неродным языком. Целью исследования является поиск путей преодоления дислексии у младших школьников во 2 классе. Дается описание обследования динамики развития речи обучающихся. Работа велась по методикам раннего выявления дислексии и проверяется техника чтения. Учитывая полученные результаты, определяются педагогические условия коррекции, это упражнения и дидактические игры для профилактики и преодоления фонематической дислексии у младших школьников.

Ключевые слова: младший школьник, нарушение чтения, дислексия, национальная школа.

Annotation. The article is devoted to the current state of the problem of reading disorders in junior schoolchild in the national school, where Russian is a non-native language. The aim of the study is to find ways to overcome dyslexia in younger students in grade 2. A description of the survey of the dynamics of speech development of students is given. The work was carried out using methods of early detection of dyslexia and checking the reading technique. Taking into account the results obtained, the pedagogical conditions of correction are determined, these are exercises and didactic games for the prevention and overcoming of phonemic dyslexia in junior schoolchildren.

Keywords: junior schoolchild, reading disorder, dyslexia, national school.

Введение. Чтение - это фундамент, закладывающий основу всего процесса познания окружающей действительности и бытья; основа обучения, которая дает стартовое умение учиться, формирование универсальных действий на всех этапах восприятия учебного материала.

Как правило, во всех источниках специальной педагогики, дислексия определяется как, специфическое нарушение процесса чтения, проявляющееся в стойких ошибках, обусловленное несформированностью или расстройством психологических функций, обеспечивающих процесс чтения. Это неспособность правильно узнавать слова, следовательно, человек не может освоить основы правописания. Далее, вторичные, возникающие признаки - это нарушения, связанные с непониманием текста, дефицитом опыта чтения, связанная с недоразвитостью фонологических компонентов языка. Все эти трудности существуют при сохранности других познавательных способностей, а также при полноценных условиях обучения в начальном общем образовании [6].

В данное время по России наличие дислексии среди детей с сохранным интеллектом составляет 4,8%. У детей с тяжелыми нарушениями речи и ЗПР (более ЗПР соматогенного происхождения) дислексия распространено на 20-50% случаев [6]. Мы констатируем, что если ребенок приходит в школу с таким нарушением, как дислексия, то этот феномен рассматривается не изолированно. Конечно, причиной могут служить протекание тяжелой беременности матери ребенка или генетическая предрасположенность. Эти причины диагностируются как врожденные на раннем этапе детства. Но вместе с тем, здесь выступает множество социальных факторов, воздействующих на развитие психических процессов с первых дней в школе: общая тревожность ребенка, социальная дезадаптация, попустительское отношение родителей к технике чтения, неправильная методика обучения чтению детей в дошкольном возрасте, билингвальная среда в образовательных учреждениях городской среды, смешанность родителей по национальности, двуязычные дети, воздействие ситуативного гибкого языка на определенные виды деятельности, дети-инофоны, дети-мигранты, элементарное непонимание устной речи учителя (редко конфликт с учителем).

Р.И. Лалаева, выделяет 6 видов дислексии: фонематическая, семантическая, аграмматическая, мнестическая, оптическая, тактильная. Механизмы, вызывающие ее возникновение, обусловливают нарушения устной речи и процесса письма [4]. В связи с этим при устранении дислексии логопедическое воздействие, а именно практические логопедические знания учителя начальных классов в национальной школе крайне необходимы: развитие устной речи русского и родного языка, обогащение словарного запаса, фонетико-фонематический звукобуквенный анализ, отработка техники чтения и письма. Это касается всех детей младшего школьного возраста, включая не только детей с особенными образовательными потребностями, но и нормативно здоровых детей, где русский является не родным языком.

Из содержания ФГОС НОО ОВЗ нами представляется, в рамках данной проблемы, вариант 5.1, что предполагает: «Обучающийся с ТНР получает образование, полностью соответствующее по итоговым достижениям к моменту завершения обучения образованию сверстников с нормальным речевым развитием, находясь в их среде и в те же сроки обучения». Предназначается для обучающихся с фонетико-фонематическим и фонетическим недоразвитием речи (дислалия, легкая степень выраженности дизартрии, заикания, ринолалия), обучающихся с ОНР III - IV уровней речевого развития различного генеза, у которых имеются нарушения всех компонентов языка, дети с нарушением чтения и письма [2]. Содержание коррекционно-развивающей работы для каждого ребенка определяется с учетом его особых образовательных потребностей на основе рекомендаций ПМПК. Главное противоречие в тенденциях наличия проявления и наблюдения дислексии в начальной школе является его запущенность, характеризующаяся нарушением моторно-когнитивных навыков речи. Уже констатируются выводы, о том, что ранее не проведены соответствующие коррекционные мероприятия: в дошкольном возрасте, в подготовительный период перед школой, в сензитивный возраст распознавания и дифференциации звуков и первых умений попыток слогослияния. Как правило, коррекция более эффективна на ранней стадии развития дислексии.

Цель статьи - поиск путей преодоления дислексии у младших школьников в национальной школе.

Изложение основного материала статьи. Обследование прошли 18 младших школьников 2 класса. Для диагностики динамики развития речи обучающихся нами необходимо было раскрыть недостатки речевого развития у тех детей, где русский язык является неродным. Работа велась по методике раннего выявления дислексии А.Н. Корнева, экспресс-диагностики Т.А. Фотековой и проверка техники чтения [1, 3, 5].

Предложенная методика А.Н. Корнева разделена на четыре субтестов и направлена на выявление детей, предрасположенных к дислексии [3]. И каждый субтест определяется по трехбалльной шкале (средний балл по ответам на вопросы: высокий уровень - 0, средний - 2, низкий - 3) (табл. 1).

Таблица 1

Распределение результатов по уровням по 4 субтестам

Субтесты Высокий Средний Низкий

1 28% 38,80% 33,30%

2 33,30% 33,30% 33,40%

3 50,00% 33,40% 17%

4 22,20% 50,00% 27,70%

По итогам субтестов можно установить что из 18 детей, высокий уровень имеют 5 (27,7%) учащиеся, средний уровень имеют 7 (38,8%) учащиеся, а остальные 6 (33,3%) учащиеся имеют низкий уровень.

В результате у шестерых выявлены такие сукцессивные нарушения как проблемы различения, запоминания и воспроизведения временной последовательности вербальных стимулов (слова) и звуковых ритмов. По мнению Корнева А.Н.: «Дефицит тех или иных сукцессивных функций встречается у 88% детей с дислексией». Следовательно, можем предположить о том, что у детей имеется предрасположенность к нарушениям чтения.

Проверка техники чтения. Нам нужно проверить наличие базовых умений и знаний по чтению у учащихся 2 классов, уровень сформированности навыка беглого, выразительного, безошибочного чтения, а также осмысление текста. Проверка проводилась по текстам русского и родного языка: отрывок из сказки Дж. Родари «Может ли дерево взлететь?» и якутского рассказа «СYрэgэ суох суус CYбэлээх» (табл. 2).

Таблица 2

Результаты проверки техники чтения на русском и на родном языках

41 - 60 слов 31 - 40 слов 25 - 30 слов Не менее 25 слов

Чтение на русском языке 1 7 4 6

Чтение на якутском языке 3 5 3 7

В результате проверки выяснились следующие показатели: большинство детей соблюдают интонацию и паузу, посредством которых выражают понимание смысла прочитанного. Трое учеников делали искажение слов при чтении, 3 учеников не читали окончании или фантазировали окончании и смешивают буквы. Двенадцать учеников ответили на вопросы правильно, а шестеро на вопрос не ответили.

Вместе с тем, для выявленных шестерых учащихся выбрали экспресс-диагностику устной речи Т.А. Фотековой (табл. 3).

Таблица 3

Результаты экспресс-диагностики устной речи

Особенности речевого развития 1 ученик 2 ученик 3 ученик 4 ученик 5 ученик 6 ученик

1. Сенсомоторный уровень речи 15,8% 14,4% 11,9% 7,5% 6,5% 7,3%

2. Грамматический строй речи 12,5% 12,5% 10,7% 10,5% 9,4% 9,4%

3. Исследование словаря и навыков словообразования 12% 12,5% 10% 9% 8,5% 8,7%

4. Исследование связной речи 16,7% 16,7% 12,5% 7,5% 5% 5%

Анализируя данное исследование речевого развития мы распределили результаты детей по уровнями (табл. 4).

Таблица 4

Распределение результатов испытуемых по уровням

Количество детей Уровень

1 (57%) II уровень

2 (56,1%) II уровень

3 (45,1%) II уровень

4 (34,5%) I уровень

5 (29,4%) I уровень

6 (30,4%) I уровень

Из данных экспресс-диагностики было установлено, что среди из 6 детей, 3 учащихся имеют II уровень успешности, а 3 учащихся I уровень. Таким образом, в общей совокупности данных, мы пришли к предварительному выводу о том, что у детей страдает лексико-грамматический строй речи, словарный запас и звукопроизношение, так как опыт обиходного бытого говорения на русском языке минимален. В последующем можно спрогнозировать симптомы нарушения письма: дисграфия на почве языкового анализа и синтеза, что распространено на 55% в национальных школах.

По итогам проведенных методик, учитывая полученные результаты, определили педагогические условия коррекции, это упражнения и дидактические игры для профилактики и преодоления фонематической дислексии у младших школьников.

Для реализации плана мы подобрали соответствующие упражнения и дидактические игры из разных источников научно-методической литературы:

- зарядка для язычка (артикуляционный аппарат);

- артикуляция гласных, согласных, сочетаний гласных и согласных. Эти упражнения развивают подвижность речевого аппарата. АОУЫИЭ, АЫОУЭИ, ОУАЭИЫ...;

- чтение пар слов, отличающихся одной буквой;

- игра «Найди лишнее слово»;

- чтение цепочек слов, близких графическому облику;

- чтение слов, в которых парные по твердости-мягкости фонемы выполняют смыслоразделительную функцию;

- чтение по слогам и уточнение значения трудных слов перед чтением всего текста;

- игры на развитие организации произвольного внимания;

- зрительные диктанты;

- прочитать слова, написанные разным шрифтом;

- игра «Точки убежали». Списывание текста. В конце каждого предложения поставить нужный знак препинания: точку, вопросительный, восклицательный знаки;

- совершенствование навыка чтения на уровне предложения. Например игра «Слова в пословицах и поговорках нарушили порядок» Расставьте их правильно. 1. Еды, приходит, во, аппетит, время. 2. Вытащишь, рыбку, пруда, не, труда, из, без. 3. Отмерь, раз, семь, раз, один, а, отрежь. 4. Ждут, не, семеро, одного, и т.д.

Во время занятий дети принимали активное участие в работе, с интересом включались во все виды заданий.

Выводы. При устранении дислексии необходимо учитывать, что дислексия не является изолированным нарушением. Механизмы, вызывающие ее, обуславливают нарушения как устной так и письменной речи. Поэтому преодоление этого недостатка может быть успешным при комплексном воздействии на весь комплекс речевых и психических нарушений. Работу с ребенком должны вести в комплексе логопеды, психологи, учителя, медицинские работники и родители.

Упражнения описанные в нашей работе являются примерными, в работе педагог может подбирать и другие подобные упражнения, учитывая характер и сложность нарушения чтения и психофизические возможности каждого ребенка именно с учетом специфики используемой обиходной речи в национальной школе. При подборе заданий необходимо учитывать следующие принципы: поэтапного усложнения заданий, большое количество упражнений, доводимые вырабатываемые временные связи у ребенка до полной автоматизации. Также учитываются общедидактические принципы индивидуального подхода, доступности, наглядности и конкретности.

Необходимо создать, именно, ту полиэтническую среду, которая будет благоприятно воздействовать на развитие речи обучающихся и на русском и на родном языке. К сожалению, у детей с нарушением чтения на родном языке, практически отсутствуют специалисты коррекционно-развивающей работы, например, узко направленной логопедической помощи грамматических основ развития речи и письма на якутском языке. Поэтому удельный вес универсальной работы преодоления нарушения чтения возлагается на учителя начальных классов.

Литература:

1. Баль Н.Н., Захарченя И.А. Обследование чтения и письма у младших школьников. - Минск: Ураджай, 2001. - 75 с.

2. Концепция развития образования обучающихся с инвалидностью и ОВЗ до 2030 г. / под общей ред. Н.Н. Малофеева. - М.: ФГБНУ «ИКП РАО», 2019. - 120 с.

3. Корнев А.Н., Ишимова О.А. Методика диагностики дислексии у детей: метод. пособие. - СПб.: Изд-во Политехн. ун-та, 2010. - 72 с.

4. Лалаева Р.И., Венедиктова Л.В. Нарушение чтения и письма у младших школьников. Диагностика и коррекция. - Ростов н/Д.: Феникс; СПб.: Союз, 2004. - 224 с.

5. Обследование чтения учащихся 7-8 лет. Методы обследования речи детей / под общ. ред. проф. Г.В. Чиркиной. - М.: АРКТИ, 2003. - 240 с.

6. Электронный ресурс: «Дислексия - это нарушение» http://momssite.ru/disleksija-jeto-narushenie/. URL: Дата обращения: 01.02.2020.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.