Научная статья на тему 'Проблемы музыкально ритмического воспитания в школе'

Проблемы музыкально ритмического воспитания в школе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
21
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Science and Education
Область наук
Ключевые слова
эстетический вкус / темпо-ритмическое чувство / ритмика / творческая и танцевальная способность / фантазия / память

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Нурали Неъмат Угли Исламов

Комплекс физических упражнений и музыкального сопровождения. В занятиях ритмикой смысл музыки дети должны передать при помощи движений. Целью ритмики является воспитание у детей музыкального восприятия, улучшение двигательных навыков и общей двигательной подготовки, развитие ритмического чувства. Но не следует путать ритмику и хореографию. В первом случае нет речи о заучивании каких-либо танцевальных связок. Основной акцент делается на темпо-ритмическое чувство. Ритмика это танцевальные упражнения под музыку, которые учат чувствовать ритм и гармонично развивают тело. Ритмика способствует правильному физическому развитию и укреплению детского организма. Развивается эстетический вкус, культура поведения и общения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проблемы музыкально ритмического воспитания в школе»

Проблемы музыкально - ритмического воспитания в

школе

Нурали Неъмат угли Исламов Туркистанский инновационный университет

Аннотация: Комплекс физических упражнений и музыкального сопровождения. В занятиях ритмикой смысл музыки дети должны передать при помощи движений. Целью ритмики является воспитание у детей музыкального восприятия, улучшение двигательных навыков и общей двигательной подготовки, развитие ритмического чувства. Но не следует путать ритмику и хореографию. В первом случае нет речи о заучивании каких-либо танцевальных связок. Основной акцент делается на темпо-ритмическое чувство. Ритмика - это танцевальные упражнения под музыку, которые учат чувствовать ритм и гармонично развивают тело. Ритмика способствует правильному физическому развитию и укреплению детского организма. Развивается эстетический вкус, культура поведения и общения.

Ключевые слова: эстетический вкус, темпо-ритмическое чувство, ритмика, творческая и танцевальная способность, фантазия, память

Problems of musical and rhythmic education at school

Nurali Nemat ogli Islamov Turkistan innovation University

Abstract: A complex of physical exercises and musical accompaniment. In rhythmic lessons, children must convey the meaning of music with the help of movements. The purpose of rhythm is to educate children in musical perception, improve motor skills and general motor training, and develop a rhythmic sense. But one should not confuse rhythm and choreography. In the first case, there is no question of memorizing any dance sequences. The main emphasis is on the tempo-rhythmic feeling. Rhythmics are dance exercises to music that teach you to feel the rhythm and harmoniously develop the body. Rhythm contributes to the proper physical development and strengthening of the child's body. Aesthetic taste, culture of behavior and communication develops,

Keywords: aesthetic taste, tempo-rhythmic feeling, rhythm, creative and dancing ability, fantasy, memory

Основной акцент делается на темпо-ритмическое чувство. Ритмика - это танцевальные упражнения под музыку, которые учат чувствовать ритм и гармонично развивают тело. Ритмика способствует правильному физическому развитию и укреплению детского организма. Развивается эстетический вкус, культура поведения и общения, художественно - творческая и танцевальная способность, фантазия, память, обогащается кругозор. Занятия по ритмике направлены на воспитание организованной, гармонически развитой личности.

В процессе занятий дети приучаются к сотворчеству, у них развиваются художественное воображение, ассоциативная память, творческие способности. Учащиеся осваивают также музыкально - танцевальную природу искусства, у них развиваются творческая инициатива, воображения, умение передать характер музыки и содержание образа движения.

На каждом этапе обучения дается материал по основным разделам:

1. Ритмика, музыкальное движение и развитие эмоциональной выразительности.

2. Основы классического танца.

3. Элементы историко-бытового танца

4. Эстрадный танец.

Методика обучения в своей основе опирается на достижения различных хореографических школ применительно к целям обучения хореографии в школе, где состав учащихся разнороден по способностям и уровню подготовки. Занятия проводятся один раз в неделю, это обусловлено особым вниманием к эффективности учебного процесса и выбору содержания данной программы.

Методика обучения в своей основе опирается на достижения различных хореографических школ применительно к целям обучения хореографии в школе, где состав учащихся разнороден по способностям и уровню подготовки. Занятия проводятся два раза в неделю, это обусловлено особым вниманием к эффективности учебного процесса и выбору содержания данной программы.

Программа сочетает тренировочные упражнения и танцевальные движения классического, народно-сценического, историко-бытового, бального, джаз - и эстрадного танцев, что способствует развитию танцевальности учащихся. Теоретические сведения по музыкальной грамоте истории хореографии преподносятся в процессе практических занятий.

Программа дает возможность преподавателю использовать танцевальные движения, при минимум. тренировочных упражнений, так как продолжительность урока составляет 40 минут. Вместе с тем в основе преподавания лежит профессиональная методика, без которой учащиеся не смогут получить необходимые навыки.

Hu^e, nepenucneHHbie pa3genbi, cBa3aHbi Me^gy coöofi, ogHaKo Ka^gbifi H3 hhx HMeeT cboh KoHKpeTHbie 3aganu. nepBbifi pa3gen «PuTMHKa» npegycMarpuBaeT 3HaKoMcTBo c эneмeнтaмн My3biKanbHofi rpaMoTbi pa3BHTHa opнeнтaцнн h «MbirneHHoro nyBcTBa», ^opMHpoBaHue xygo^ecTBeHHo-TBopnecKHx cnocoÖHocTefi. B «BeK runoguHaMHH» pHTMHKa aBnaeTca gononHHTenbHbiM pe3epBoM gBHrarenbHofi aKTHBHocTH geTefi, hctohhhkom hx 3gopoBba, pagocTH, noBbimeHHa paöoTbi cnocoÖHocTH, pa3pagKH yMcTBeHHoro h ncuxunecKoro Hanpa^eHHa, a cnegoBarenbHo, ogHHM H3 ycnoBHfi hx ycnemHofi nogroTOBKH k yneÖHofi h TpygoBofi geaTenbHocTH. Pa3gen «PuTMHKa» paccHHTaH Ha 3 roga HananbHoro oöyneHHa. B ganbHefimeM puTMHnecKoe BocnHTaHue npoxoguT HenocpegcTBeHHo Ha эneмeнтaх TaH^BanbHbix gBH^eHHfi b пpoцecce ypoKa xopeorpa^HH.

Cogep^aHue nporpaMMbi gaeT Bo3Mo^HocTb yneHHKaM Ha coöcTBeHHofi npaKTHKe, conocTaBnaa, cpaBHHBaa nonynuTb tot 3anac 3HaHHfi, yMeHHfi h HaBbiKoB, KoTopbe noMoryT hm b ganbHefimeM caMocToaTenbHo pa3ÖHpaTbca b ucKyccTBe xopeorpa^HH. OcHoBofi nporpaMMbi aBnaeTca penepTyap, KoTopbifi peKoMeHgyeTca gna pa3ynuBaHHa h ucnonHeHHa He TonbKo Ha mKonbHbix ypoKax, ho h npa3gHHKax, KoHKypcax, кoнцepтaх.

^aHHaa nporpaMMa npegnonaraeT mupoKoe ucnonb3oBaHue Marepuana no puTMHKe b o6rn,emKonbHbix BHeKnaccHbix MeponpuaTHax. C этofi ^nbro My3bKanbHofi h TaH^BanbHbifi Marepuan nporpaMMbi Mo^eT öbiTb ucnonb3oBaH b pa3nuHHbe MoMeHTbi mKonbHoro pe^HMa: Ha $H3KynbTMHHyTKax, öonbmux nepeMeHax, yTpeHHHKax, KoHKypcax, cMoTpax h gpyrux MeponpuaTHax эcтeтннecкoгo цнкna.

Ochobhmmh noKa3aTenaMH тaнцeвanbнofi Kynbrypbi h эcтeтннecкofi BocnHTaHHocTH mKonbHHKoB, npomegmux Kypc oöyneHHa, mo^ho cwrarb: My3bKanbHocTb h Bbipa3HTenbHocTb, npaBguBocTb h ucKpeHHocTb b nepegane TaH^BanbHoro oöpa3a, önaropogcTBo MaHepbi ucnonHeHua, ocMbicneHHoe oTHomeHue k тaнцy KaK xygo^ecTBeHHoMy npou3BegeHHW, noHHMaHue egHHcTBa ^opMbi h cogep^aHHa тaнцa.

HMea oörnue npegcTaBneHHa o tom, hto TaKoe pHTMHKa, y^e mo^ho nepexoguTb k öonee geTanbHoMy pa3Öopy этнх 3aHaTHfi gna geTefi Mnagmero mKonbHoro Bo3pacTa. TnaBHofi ^nbro этнх 3aHaTHfi aBnaeTca ^opMHpoBaHHe cnocoÖHocTH Bbpa^aTb cboh эмoцнн He TonbKo c noMorn,bro gBH^eHHfi, ho h mhmhkh, ^sctob. Bo BpeMa phtmhkh ucnonb3ywTca ynpa^HeHHa, KoTopbie cocToaT H3 npocTbix TaH^BanbHbix gBH®;eHHfi. B pHTMHKe gna geTefi ucnonb3ywTca TaKHe $H3HHecKHe ynpa^HeHHa, KaK xogböa, öer, npbi^KH, BbinonHeHue 3agaHHfi c npegMeTaMH - ohh Hy^Hb gna pa3BHTHa o6m,epa3BHBarom,Hx gBH^eHHfi. TaK«:e Ba^Ho bo BpeMa puTMHnecKHx ypoKoB ucnonb3oBaTb эneмeнт urpbi - TaKHM oöpa3oM, y negarora nonyHHTca noggep^HBaTb HHTepec geTefi h pa3BHTb coцнanbнo-poneвмe HaBbiKH.

ISSN 2181-0842 / IMPACT FACTOR 4.182 304 [Ml^^^H

Во время ритмики особое внимание уделяется умению владеть телом, формированию правильной осанки и координации, развитию гибкости и плавности движений. Конечно, главное - подобрать нужное звуковое сопровождение. Поэтому музыка для ритмики требует тщательного подбора, потому что не все произведения подойдут для данных занятий. Необходимо подбирать различные мелодии, в том числе и с точки зрения исполнения. Идеальным будет сочетание записи песни и "живого" аккомпанирования. Музыкальные инструменты также помогают формированию мелкой моторики, развитию музыкального слуха и правильного дыхания. Мелодии должны также отличаться по своему темпу и ритму. И не стоит забывать о том, что подбирать музыкальное сопровождение нужно с учетом возрастной категории учащихся -чем старше детки, тем сложнее могут быть мелодии.

Не только в детском саду в процесс обучения включены музыкально-двигательные занятия. Существует программа по ритмике для 1 класса, ее целью является воспитание эстетического восприятия, уважительного отношения и развитие гармоничной личности в целом. Составляется программа в соответствии с требуемыми стандартами, а содержание занятий планируется с учетом особенностей класса. Что такое ритмика в школе? Структура занятий уже немного усложняется по сравнению с детским садом. Учитель старается приобщить детей к народной культуре, ставит простые сюжетные игры, которые формируют в детях патриотизм и нравственные ценности. Все темы для уроков изучаются постепенно в течение всего учебного года. В основе программы лежит комплексный подход в методике преподавания и проведения уроков ритмики. Музыкально-двигательные упражнения отличаются гибкостью, т.е. они способны сочетаться с другими дисциплинами, чтобы рассмотреть все аспекты группы учащихся определенного возраста.

Для того чтобы занятия были эффективными и приносили пользу детям, необходимо создать комфортные условия. Если уроки организованы правильно, ребенок становится эмоционально устойчивее, застенчивые ребята становятся более открытыми, заметно улучшается двигательная сфера. Очень важно, чтобы на занятиях ребенок чувствовал себя комфортно, у него было доверительное и уважительное отношение к педагогу. Для этого нужно соблюдать следующие рекомендации:

правильное музыкальное сопровождение; занятия проводятся в игровой форме; нужно прислушиваться к пожеланиям детей; взрослый должен разрешать ребятам проявлять свои эмоции; замечания нужно делать спокойным тоном и пояснять, что именно ребенок сделал не так;

пocтeпeннo ycлoжнять зaнятия.

Ритмита пoзвoляeт дeтям выплecнyть cвoю энepгию и дaeт зapяд пoлoжитeльных эмoций. Пocтeпeннo pитмичecкиe ypora пoмoгaют cфopмиpoвaть мyзыкaльный вкyc, peбeнoк ycвaивaeт бaзoвыe тaнцeвaльныe элeмeнты. Для дeтeй c нapyшeниями peчи ocoбeннo вaжнoй являeтcя вoзмoжнocть фopмиpoвaния пpaвильнoй тeмпo-pитмичecкoй cтopoны peчи. Вo вpeмя зaнятий дeти тaкжe мoгyт paзyчить нeбoльшиe пeceнки в игpoвoй фopмe. Чacтo pитмичecкиe зaнятия пpoвoдятcя так физминутки. Этo ocoбeннo пoлeзнo для yчaщихcя нaчaльнoй шкoлы, пoтoмy что им вожш дaвaть вoзмoжнocть выплecнyть энepгию, вo вpeмя тaких зaнятий игpы пpoхoдят opгaнизoвaннo. Ритмикa это - те пpocтo движeниe год музыку, нo y этих движeний дoлжнa быть пeдaгoгичecкaя цeль, чтобы зaнятия были эффeктивными и пpинocили пoльзy дeтям.

Использованная литература

1. К.Б. Холиков. Музыкальная педагогика и психология. Вестник науки и образования, 58-61

2. К.Б. Холиков. Неизбежность новой методологии музыкальной педагогике. Science and Education 4 (1), 529-535.

3. К.Б. Холиков. Детальный анализ музыкального произведения. Science and Education 4 (2), 1069-1075

4. К.Б. Холиков. Математический подход к построению музыки разные условия модели построения. Science and Education 4 (2), 1063-1068.

5. К.Б. Холиков. Особенность взаимосвязанности между преподавателем и учащимся ракурса музыки в различных образовательных учреждениях: детском саду, школе, вузе. Science and Education 4 (2), 1055-1062.

6. К.Б. Холиков. Нарастание педагогического процесса посредством тестирования на материале предмета в рамках специальности музыкальной культуры. Science and Education 4 (3), 505-511.

7. KB Kholikov. Передовые формы организации педагогического процесса обучения по специальности музыкальной культуры. Science and Education 4 (3), 519-524.

8. К.Б. Холиков. Психолого-социальная подготовка студентов. Социальный педагог в школе: методы работы. Science and Education 4 (3), 545-551.

9. К.Б. Холиков. Эволюция эстетики в условиях прогрессивный модели музыкальной культуры, из опыта работы КБ Холикова 30 школы г. Бухары Республики Узбекистан. Science and Education 4 (3), 491-496.

10. К.Б. Холиков. Перенос энергии основного голоса к другим голосам многоголосной музыки. Science and Education 3 (12), 607-612.

ISSN 2181-0842 / IMPACT FACTOR 4.182 306 LME^^Sl

11. К.Б. Холиков. Локально-одномерные размеры, основа динамично развитого произведения музыки. Science and Education 3 (11), 1007-1014

12. К.Б. Холиков. Комил Буронович Холиков (2022). Теоретические основы определения механических свойств музыкальных и шумовых звуков при динамических воздействиях. Science and Education, 3 (4), 453-458.

13. К.Б. Холиков. Бемолли мажор ва минор тоналлигини аниклашнинг оптимал усуллари ва креативлиги. Science and Education 3 (10), 533-539.

14. К.Б. Холиков. Проблематика музыкальной эстетики как фактическая сторона повествования. Science and Education 3 (5), 1556-1561.

15. К.Б. Холиков. Проблема бытия традиционной музыки Узбекистана. Science and Education 3 (5), 1570-1576

16. К.Б. Холиков. Диезли мажор ва минор тоналлигини аниклашнинг оптимал усуллари. Science and Education 3 (9), 416-421.

17. К.Б. Холиков. Место творческой составляющей личности преподавателя музыки и её роль в обучении детей общеобразовательной школе. Science and education 3 (8), 145-150

18. К.Б. Холиков. Отличие музыкальной культуры от музыкального искусства в контексте эстетика. Science and Education 3 (5), 1562-1569.

19. К.Б. Холиков. Пение по нотам с сопровождением и без него по классу сольфеджио в высщех учебных заведениях. Science and Education 3 (5), 13261331.

20. К.Б. Холиков. Значение эстетического образования и воспитания в общеобразовательной школе. Science and Education 3 (5), 1549-1555

21. К.Б. Холиков. Содержание и сущность государственных требований к развитию детей младшего и дошкольного возраста Республики Узбекистан. Science and Education 3 (2), 1215-1220.

22. К.Б. Холиков. Проектирование состава хорового коллектива с применением школьных учеников в условиях Узбекистана. Scientific progress. 2 (№ 3), pp. 1094-1100.

23. К.Б. Холиков. Методика обучения прослушке детей в садике. Science and Education 3 (2), 1096-1104.

24. К.Б. Холиков. Виды деятельности, используемые на уроках музыки в дошкольных организациях. Science and Education 3 (2), 1201-1207

25. К.Б. Холиков. Цели и задачи музыкального воспитания детей в детском саду. Science and Education 3 (2), 1221-1226

26. К.Б. Холиков. Взаимосвязь музыкального развития, между воспитанием и обучением детей дошкольного образования. Science and Education 3 (2), 1227-1232.

27. К.Б. Холиков. Направляющие основы методики для педагогов и студентов музыкально эстетическая развития детей в садике. Science and Education 3 (2), 1233-1239.

28. К.Б. Холиков. Звукообразование, вокально-хоровые навыки, дикция— совокупность правильного пения. Science and Education 3 (2), 1175-1180.

29. К.Б. Холиков. Педагогический процесс формирования в ДОО. Важность музыкального образования. Science and Education 3 (2), 1105-1111.

30. К.Б. Холиков. Компетенция и компетентностный подход в обучении детей дошкольного возраста. Science and Education 3 (2), 1208-1214.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.