Научная статья на тему 'Совершенствование двигательной динамичности на музыкальных занятиях у детей старшего дошкольного возраста'

Совершенствование двигательной динамичности на музыкальных занятиях у детей старшего дошкольного возраста Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
22
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Science and Education
Область наук
Ключевые слова
старший дошкольный возраст / непроизвольный характер / физическое развитие / физические упражнений в ритмике

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мадина Зокировна Исломова

В дошкольном возрасте проявляются в прогрессивных изменениях во всех сферах, начиная от совершенствования психофизиологических функций и кончая возникновением сложных личностных новообразований. В дошкольном возрасте внимание носит непроизвольный характер. От двигательной активности во многом зависит развитие моторики, физических качеств (ловкость, быстрота, выносливость, гибкость), состояние здоровья, работоспособность, успешное усвоение материала по разным предметам, настроение и долголетие человека. Из физических упражнений в ритмике применяются основные движения (ходьба, бег и другие), общеразвивающие упражнения и строевые упражнения. Также используются несложные элементы народных плясок, хороводов, бальных танцев.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Совершенствование двигательной динамичности на музыкальных занятиях у детей старшего дошкольного возраста»

Совершенствование двигательной динамичности на музыкальных занятиях у детей старшего дошкольного

возраста

Мадина Зокировна Исломова Туркистанский инновационный университет

Аннотация: В дошкольном возрасте проявляются в прогрессивных изменениях во всех сферах, начиная от совершенствования психофизиологических функций и кончая возникновением сложных личностных новообразований. В дошкольном возрасте внимание носит непроизвольный характер. От двигательной активности во многом зависит развитие моторики, физических качеств (ловкость, быстрота, выносливость, гибкость), состояние здоровья, работоспособность, успешное усвоение материала по разным предметам, настроение и долголетие человека. Из физических упражнений в ритмике применяются основные движения (ходьба, бег и другие), общеразвивающие упражнения и строевые упражнения. Также используются несложные элементы народных плясок, хороводов, бальных танцев.

Ключевые слова: старший дошкольный возраст, непроизвольный характер, физическое развитие, физические упражнений в ритмике

Improving motor dynamics in music lessons for children of

senior preschool age

Madina Zokirovna Islomova Turkistan Innovation University

Abstract: At preschool age, they manifest themselves in progressive changes in all areas, from the improvement of psychophysiological functions to the emergence of complex personality neoplasms. At preschool age, attention is involuntary. The development of motor skills, physical qualities (dexterity, speed, endurance, flexibility), health status, working capacity, successful assimilation of material in various subjects, mood and longevity of a person largely depend on motor activity. Of the physical exercises in rhythm, the basic movements (walking, running, and others), general developmental exercises and drill exercises are used. Simple elements of folk dances, round dances, ballroom dances are also used.

Keywords: senior preschool age, involuntary character, physical development, physical exercises in rhythm

Старший дошкольный возраст является периодом интенсивного психического развития. Особенности этого этапа проявляются в прогрессивных изменениях во всех сферах, начиная от совершенствования психофизиологических функций и кончая возникновением сложных личностных новообразований. В дошкольном возрасте внимание носит непроизвольный характер.

Физическое развитие должна быть направлена, главным образом, на достижение важнейшей цели - формирование представлений у дошкольников о здоровом образе жизни. Важнейшая роль в физическом воспитании ребенка по-прежнему принадлежит воспитателям и инструкторам. Именно их умение методически правильно организовать и провести занятия, нестандартные подходы к выбору форм и средств их проведения - важнейшие компоненты развития интереса к занятиям, формирования у ребенка необходимых привычек, двигательных умений и навыков.

Вся работа по физическому воспитанию и оздоровлению детей в дошкольном отделении выстраивается с широким применением игровой деятельности, а вся двигательно-игровая деятельность ребенка считается основой его физического развития, обучения, оздоровления и воспитания.

Старший дошкольный возраст играет особую роль в развитии ребенка: в этот период жизни начинают формироваться новые психологические механизмы деятельности и поведения.

Возраст 5-6 лет характеризуется активизацией ростового процесса: за год ребенок может вырасти на 7-10 см. Изменяются пропорции тела. Совершенствуются движения, двигательный опыт детей расширяется, активно развиваются двигательные способности. Заметно улучшается координация и устойчивость равновесия, необходимые при выполнении большинства движений. При этом девочки имеют некоторое преимущество перед мальчиками.

У детей активно развиваются крупные мышцы туловища и конечностей, но всё ещё слабыми остаются мелкие мышцы, особенно кистей рук. Старший дошкольник технически правильно выполняет большинство физических упражнений. Он способен критически оценить движения других детей, но самоконтроль и самооценка непостоянны и проявляются эпизодически. Углубляются представления детей о здоровье и здоровом образе жизни, о значении гигиенических процедур (для чего необходимо мыть руки, чистить зубы и др.), закаливания, занятий спортом, утренней гимнастики. Дети проявляют интерес к своему здоровью, приобретают сведения о своем организме (органы чувств, движения, пищеварения, дыхания) и практические умения по уходу за ним.

От двигательной активности во многом зависит развитие моторики, физических качеств (ловкость, быстрота, выносливость, гибкость), состояние здоровья, работоспособность, успешное усвоение материала по разным предметам, настроение и долголетие человека.

Происходят большие изменения высшей нервной деятельности. В течение шестого года жизни совершенствуются основные нервные процессы -возбуждение и особенно торможение. Это благотворно сказывается на возможностях саморегуляции. Эмоциональные реакции в этом возрасте становятся более стабильными, уравновешенными. Ребенок не так быстро утомляется, становится более вынослив психически, что связано с возрастающей физической выносливостью. Дети начинают чаще по собственной инициативе воздерживаться от нежелательных действий. Но в целом способность к произвольной регуляции своей активности все ещё выражена недостаточно и требует внимания взрослых.

По своим характеристикам головной мозг шестилетнего ребенка приближается к показателям мозга взрослого человека. Ребенок не только выделяет существенные признаки в предметах и явлениях, но и начинает устанавливать причинно-следственные связи между ними, пространственные, временные и другие отношения. Дети оперируют достаточным объемом временных представлений: утро-день-вечер-ночь; вчера-сегодня-завтра, раньше-позже; ориентируются в последовательности дней недели, времен года и месяцев, относящихся к каждому времени года. Довольно уверенно осваивают ориентацию в пространстве и на плоскости: слева-направо, вверху-внизу, впереди-сзади, близко-далеко, выше-ниже и т.д.

Расширяется общий кругозор детей. Интересы старших дошкольников постепенно выходят за рамки ближайшего окружения детского сада и семьи. Детей привлекает широкий социальный и природный мир, необычные события и факты. Их интересуют обитатели джунглей и океанов, космоса, далеких стран и многое другое. Старший дошкольник пытается самостоятельно осмыслить и объяснить полученную информацию. С пяти лет начинается настоящий расцвет идей «маленьких философов» o происхождении Солнца, Луны, звезд и прочего.

Дети с живым интересом слушают истории из жизни родителей, бабушек и дедушек. Ознакомление с техникой, разнообразными видами труда, профессиями родителей обеспечивает дальнейшее вхождение ребенка в современный мир, приобщение к его ценностям. Под руководством взрослого дошкольники включаются в поисковую деятельность, принимают и самостоятельно ставят познавательные задачи, выдвигают предположения о причинах и результатах наблюдаемых явлений, используют разные способы

npoBepKu: onbiTbi, эвpнcтннecкнe paccy^geHua, gnurentHbie cpaBHHTentHbie HaönrogeHua, caMocToaTentHo genaroT ManeHtKue «oTKpbrraa».

B cTapmeM gomKontHoM Bo3pacTe Bo3pacTaroT bo3mo^hocth naMaTH, Bo3HHKaeT HaMepeHHoe 3anoMHHaHue b ^nax nocnegyrorn,ero Bocnpou3BegeHua Marepuana, öonee ycTofinuBbiM cTaHoBHTca BHHMaHue. npoucxogur pa3BHTue Bcex no3HaBarentHbix ncuxunecKux пpoцeccoв. y geTefi cHH^aroTca noporu omym,eHHfi. noBbimaeTca ocTpoTa 3peHua h tohhoctb ^eTopa3nHHeHua, pa3BHBaeTca ^oHeMaTunecKHH h 3ByKoBbicoTHbifi cnyx, 3HanHTentHo Bo3pacTaeT tohhoctb oцeнoк Beca h пpoпopцнfi npegMeTOB, cucTeMarroHpyroTca npegcTaBneHua geTefi.

PuTMunecKaa ruMHacTHKa - oguH H3 BugoB $H3KyntTypHo-My3biKantHofi geaTentHocra, b kotopom cogep^aHue My3biKH, ee xapaKTep h oöpa3bi nepegarorca nepe3 gBH^eHue. Pa3Hoo6pa3Hbie ^rounecKue ynpa^HeHua, Ta^bi, cro^eTHo-o6pa3Hbe gBH^eHua aBnaroTca ochoboh, a My3bKa ucnont3yeTca KaK cpegcTBo öonee rayöokoro ux BocnpuaTua h noHHMaHua. OgHHM H3 Ba^Hefimux 3HaneHufi puTMunecKofi ruMHacTHKH aBnaeTca o6oram£HHbie 3aHaTHfi эcтeтннecкнм cogep^aHueM, npuBneneHue BHHMaHua geTefi k Bbipa3HTentHbiM, tohhmm, KpacuBbiM gBH^eHH^M, mropbie э$$eктнвнbI b pa3HocTopoHHeM Bo3geficTBHH Ha opraHH3M.

B пpoцecce My3biKantHo-puTMHHecKHx 3aHaTHfi Hapagy c 3aganaMH o6rn,ero $H3HHecKoro pa3BHTua, o3gopoBneHua, pemarorca 3aganu эcтeтннecкoгo BocnuraHua. My3bKa, xopomo nogoöpaHHaa k gBH^eHuaM, noMoraeT 3aHHMaro^HMca 3aKpennaTt MbimenHoe nyBcTBo, a cnyxoBbiM aHanroaropaM 3anoMHHaTt gBH^eHua b cBa3H co 3BynaHueM My3biKantHbix otpmbkob. Bce этo nocTeneHHo BocnuTbrnaeT My3biKantHyro naMaTt, 3aKpennaeT npuBbiHKy gBurartca puTMHHHo KpacuBo. OBnageBaa hobmmh, Bce öonee cno^HbiMH My3biKantHbiMH gBH^eHuaMH, 3aHHMarorn,Heca cTpeMaTca copa3MepaTt ux bo BpeMeHH h npocTpaHcTBe, nognuHaTt pumunecKoMy pucyHKy, TpeöoBaHuaM nnacTHKu h BHemHefi Bbipa3HTentHocTH.

Bo3Mo^HocTt ucnont3oBaHua SecKoHenHbix вapнaцнfi gBH^eHufi (no $opMe, cTpyKType, nocnegoBarentHocTH BbinonHeHua) b 3aBucuMocTH ot co3gaBaeMoro My3MKantHoro oöpa3a no3BonaeT 3aHHMarorn,HMca pacmupuTt npegcTaBneHue o gBurarentHbix Bo3Mo^HocTax opraHH3Ma, no3HaBaTt 3aKoHoMepHocTH gBH®;eHHfi bo B3auMocBa3H c My3biKofi h TaKHM oöpa3oM npaKTunecKH ocyrn,ecTBnaTt cBa3t Me^gy yMcTBeHHbiM oöpa3oBaHHeM h ^rounecKHM BocnuraHueM.

^eM cno^Hee h oöbeMHee My3biKantHoe npou3BegeHue, TeM öontme gBH^eHufi npu этoм ucnont3yeTca, TeM HHTeHcuBHee pa3BHBaeTca cnyxoBoe BHHMaHue. Oho, b cBoro onepegt, cnocoöcTByeT pa3BHTuro My3biKantHofi naMaTH, KoTopaa onupaeTca Ha cnyxoBofi h gBurarentHbie aHanroaropbi. My3biKantHo-pHTMHHecKue gBH^eHua mo^ho paccMarpuBart KaK BoneBbe npoaBneHua, TaK KaK peöeHoK geficTByeT co3HaTentHo, BbnonHaa nocTaBneHHbie nepeg hhmh 3aganu. B npo^cce

музыкально-ритмических занятий наряду c задачами эстетического воспитания решаются важнейшие задачи общего физического развития. Музыкальный ритм организует движение, повышает настроение занимающихся. Положительные эмоции вызывают стремление выполнять движение энергично, что усиливает их воздействие на организм, повышают работоспособность, а также обеспечивают оздоровление. Музыкально-ритмические упражнения помогают ребенку научиться владеть своим телом, координировать свои движения, согласовывать их с движениями других детей, учат пространственной ориентации, закрепляют основные виды движений.

Из физических упражнений в ритмике применяются основные движения (ходьба, бег и другие), общеразвивающие упражнения и строевые упражнения. Также используются несложные элементы народных плясок, хороводов, бальных танцев.

На основе источников движений принято выделять следующие виды музыкально-ритмических движений: Игро-ритмика Игро-гимнастика

Танцевально-ритмическая гимнастика Музыкально-подвижные игры Игры-путешествия (или сюжетные занятия) Креативная гимнастика Танцы, пляски, хороводы.

Музыкально-ритмические навыки усваиваются главным образом в ходе разучивания игр, танцев, игр-путешествий, комплексов ритмической гимнастики. Конечно, некоторые упражнения требуют дополнительных усилий, тренировок, упражнений т.к. необходимо упражнять детей в точном исполнении ритмического рисунка, акцента.

В настоящее время существует много ритмопластических направлений, способствующих всестороннему гармоничному развитию детей. Одно из них -это игро-ритмика, которая наиболее доступна по технике исполнения, благодаря слиянию несложных элементов танца с простыми общеразвивающими упражнениями. Эмоциональность достигается не только прекрасным музыкальным сопровождением, но и выполнением детьми образных упражнений и сюжетных композиций, соответствующих возрастным особенностям дошкольников, которым всегда нравится подражать действиям окружающих людей и копировать поведение животных.

С помощью музыкально-ритмических упражнений дети приобретают умение двигаться в соответствии с динамическими оттенками музыки, согласовывать скорость и характер выполняемых движений с темпом и ритмом

мyзыкaльнoгo пpoизвeдeния. paзвивaют не только координационные способности дeтeй, нo и лoвкocть, гибкость, плacтичнocть, кpacoтy и тoчнocть движeний.

Ввeдeниe игpoвыx cитyaций coздaёт Ha зaнятияx нeпpинyждённyю aтмocфepy; oблeгчaeт процесс зaпoминaния, ocвoeния и выпoлнeния упражнений; пoвышaeт эмoциoнaльный нacтpoй, a тaкжe способствует paзвитию мышления воображения, творческих способностей детей.

Занятия игро-ритмикой оказывают положительное влияние на организм детей: осуществляется профилактика заболеваний сердечно-сосудистой системы; улучшается осанка; повышается выносливость и сила; развивается гибкость; приобретаются жизненно-необходимые двигательные умения и навыки. Использование ритмических упражнений доставляют детям радость, поднимают настроение, повышают жизненный тонус.

Раздел «Игро-ритмика» является основой для развития чувства ритма и двигательных способностей занимающихся, позволяющих свободно, красиво и координационно правильно выполнять движения под музыку соответственно ее характеру, ритму, темпу. В этот раздел входят специальные упражнения для согласования движений с музыкой, музыкальные задания и игры.

Использованная литература

1. К.Б. Холиков. Музыкальная педагогика и психология. Вестник науки и образования, 58-61

2. К.Б. Холиков. Неизбежность новой методологии музыкальной педагогике. Science and Education 4 (1), 529-535.

3. К.Б. Холиков. Детальный анализ музыкального произведения. Бшепсе and Бёисайоп 4 (2), 1069-1075

4. К.Б. Холиков. Математический подход к построению музыки разные условия модели построения. Science and Education 4 (2), 1063-1068.

5. К.Б. Холиков. Особенность взаимосвязанности между преподавателем и учащимся ракурса музыки в различных образовательных учреждениях: детском саду, школе, вузе. Science and Education 4 (2), 1055-1062.

6. К.Б. Холиков. Нарастание педагогического процесса посредством тестирования на материале предмета в рамках специальности музыкальной культуры. Science and Education 4 (3), 505-511.

7. KB Kholikov. Передовые формы организации педагогического процесса обучения по специальности музыкальной культуры. Science and Education 4 (3), 519-524.

8. К.Б. Холиков. Психолого-социальная подготовка студентов. Социальный педагог в школе: методы работы. Science and Education 4 (3), 545-551.

9. К.Б. Холиков. Эволюция эстетики в условиях прогрессивный модели музыкальной культуры, из опыта работы КБ Холикова 30 школы г. Бухары Республики Узбекистан. Science and Education 4 (3), 491-496.

10. К.Б. Холиков. Перенос энергии основного голоса к другим голосам многоголосной музыки. Science and Education 3 (12), 607-612.

11. К.Б. Холиков. Локально-одномерные размеры, основа динамично развитого произведения музыки. Science and Education 3 (11), 1007-1014

12. К.Б. Холиков. Комил Буронович Холиков (2022). Теоретические основы определения механических свойств музыкальных и шумовых звуков при динамических воздействиях. Science and Education, 3 (4), 453-458.

13. К.Б. Холиков. Бемолли мажор ва минор тоналлигини аниклашнинг оптимал усуллари ва креативлиги. Science and Education 3 (10), 533-539.

14. К.Б. Холиков. Проблематика музыкальной эстетики как фактическая сторона повествования. Science and Education 3 (5), 1556-1561.

15. К.Б. Холиков. Проблема бытия традиционной музыки Узбекистана. Science and Education 3 (5), 1570-1576

16. К.Б. Холиков. Диезли мажор ва минор тоналлигини аниклашнинг оптимал усуллари. Science and Education 3 (9), 416-421.

17. К.Б. Холиков. Место творческой составляющей личности преподавателя музыки и её роль в обучении детей общеобразовательной школе. Science and education 3 (8), 145-150

18. К.Б. Холиков. Отличие музыкальной культуры от музыкального искусства в контексте эстетика. Science and Education 3 (5), 1562-1569.

19. К.Б. Холиков. Пение по нотам с сопровождением и без него по классу сольфеджио в высщех учебных заведениях. Science and Education 3 (5), 13261331.

20. К.Б. Холиков. Значение эстетического образования и воспитания в общеобразовательной школе. Science and Education 3 (5), 1549-1555

21. К.Б. Холиков. Содержание и сущность государственных требований к развитию детей младшего и дошкольного возраста Республики Узбекистан. Science and Education 3 (2), 1215-1220.

22. К.Б. Холиков. Проектирование состава хорового коллектива с применением школьных учеников в условиях Узбекистана. Scientific progress. 2 (№ 3), pp. 1094-1100.

23. К.Б. Холиков. Методика обучения прослушке детей в садике. Science and Education 3 (2), 1096-1104.

24. К.Б. Холиков. Виды деятельности, используемые на уроках музыки в дошкольных организациях. Science and Education 3 (2), 1201-1207

25. К.Б. Холиков. Цели и задачи музыкального воспитания детей в детском саду. Science and Education 3 (2), 1221-1226

26. К.Б. Холиков. Взаимосвязь музыкального развития, между воспитанием и обучением детей дошкольного образования. Science and Education 3 (2), 1227-1232.

27. К.Б. Холиков. Направляющие основы методики для педагогов и студентов музыкально эстетическая развития детей в садике. Science and Education 3 (2), 1233-1239.

28. К.Б. Холиков. Звукообразование, вокально-хоровые навыки, дикция— совокупность правильного пения. Science and Education 3 (2), 1175-1180.

29. К.Б. Холиков. Педагогический процесс формирования в ДОО. Важность музыкального образования. Science and Education 3 (2), 1105-1111.

30. К.Б. Холиков. Компетенция и компетентностный подход в обучении детей дошкольного возраста. Science and Education 3 (2), 1208-1214.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.