Научная статья на тему 'Музыкально дидактические игры как средство развития познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста'

Музыкально дидактические игры как средство развития познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
32
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Science and Education
Область наук
Ключевые слова
познавательная активность / интерес дошкольника / развитие познавательного интереса / расширение и углубление четких / ясных знаний / познавательный деятельность

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мадина Зокировна Исломова

В статье раскрывается стремление к наиболее полному изучению предметов и явлений окружающего мира. Развитие познавательного интереса к различным областям знаний и видам деятельности является одной из составных успешности воспитания в детском саду. Интерес дошкольника к окружающему миру, желание познать и освоить все новое основа формирования этого качества. Две противоречивые тенденции в процессе формирования знаний у детей дошкольного возраста. Первая тенденция: происходит расширение и углубление четких, ясных знаний об окружающем мире. Эти стабильные знания составляют ядро познавательной сферы ребенка. Вторая тенденция: в процессе мыслительной деятельности возникает и растет круг неопределенных, не совсем ясных знаний, выступающих в форме догадок, предположений, вопросов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Музыкально дидактические игры как средство развития познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста»

Музыкально - дидактические игры как средство развития познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста

Мадина Зокировна Исломова Туркистанский инновационный университет

Аннотация: В статье раскрывается стремление к наиболее полному изучению предметов и явлений окружающего мира. Развитие познавательного интереса к различным областям знаний и видам деятельности является одной из составных успешности воспитания в детском саду. Интерес дошкольника к окружающему миру, желание познать и освоить все новое - основа формирования этого качества. Две противоречивые тенденции в процессе формирования знаний у детей дошкольного возраста. Первая тенденция: происходит расширение и углубление четких, ясных знаний об окружающем мире. Эти стабильные знания составляют ядро познавательной сферы ребенка. Вторая тенденция: в процессе мыслительной деятельности возникает и растет круг неопределенных, не совсем ясных знаний, выступающих в форме догадок, предположений, вопросов.

Ключевые слова: познавательная активность, интерес дошкольника, развитие познавательного интереса, расширение и углубление четких, ясных знаний, познавательный деятельность

Musical - didactic games as a means of developing cognitive activity in children of senior preschool age

Madina Zokirovna Islomova Turkistan Innovation University

Abstract: The article reveals the desire for the most complete study of objects and phenomena of the surrounding world. The development of cognitive interest in various fields of knowledge and activities is one of the components of the success of education in kindergarten. The preschooler's interest in the world around him, the desire to learn and master everything new is the basis for the formation of this quality. Two contradictory tendencies in the process of knowledge formation in preschool children. The first trend: there is an expansion and deepening of clear, clear knowledge about the world around. This stable knowledge is the core of the cognitive sphere of the child. The second trend: in the process of mental activity, a circle of indefinite, not

ISSN 2181-0842 / IMPACT FACTOR 4.182 257 LME^^Sl

entirely clear knowledge arises and grows, acting in the form of conjectures, assumptions, questions.

Keywords: cognitive activity, interest of a preschooler, development of cognitive interest, expansion and deepening of clear, clear knowledge, cognitive activity

Пoзнaвaтeльнaя a^raBHocTb - cтpeмлeниe к нaибoлee шлшму изyчeнию пpeдмeтoв и явлeний oкpyжaющeгo M^a. Pa3Bnrne пoзнaвaтeльнoгo интepeca к paзличным oблacтям знaний и видaм дeятeльнocти являeтcя oднoй из cocтaвных ycпeшнocти вocпитaния в дeтcкoм caдy. Mrn^pec дoшкoльникa к oкpyжaющeмy миpy, жeлaниe пoзнaть и ocвoить вce нoвoe - ocнoвa фopмиpoвaния этoгo кaчecтвa.

Уcлoвия фopмиpoвaния пoзнaвaтeльнoй aктивнocти дeтeй: cвoeвpeмeннoe и aдeквaтнoe cooтнeceниe пoзнaвaтeльных интepecoв c пpeдмeтoм, их cтимyлиpoвaниe и paзвитиe вo вceх cфepaх дeятeльнocти peбeнкa, oтбop фopм и мeтoдoв paбoты c дeтьми, yчeт личнocтных ocoбeннocтeй peбeнкa.

CaMaa paнняя фopмa пoзнaвaтeльнoй aктивнocти - любoзнaтeльнocть. Внeшнe oнa пpoявляeтcя в cлeдyющeм:

- нeпocpeдcтвeнный интepec к швым фaктaм, зaнимaтeльным явлeниям, cвязaнныe c этим вoпpocы к взpocлым;

- пoзитивнoe эмoциoнaльнoe пepeживaниe, cвязaннoe c пoлyчeниeм нoвoй инфopмaции.

В этом пpoявляeтcя opиeнтиpoвaннocть дoшкoльникoв нa вешний миp, их чyвcтвeннoe и пpeимyщecтвeннo пpaктичecкoe oтнoшeниe к дeйcтвитeльнocти. Оcнoвнoe ycлoвиe, oбecпeчивaющee этoт ypoвeнь пoзнaвaтeльнoй aктивнocти, -нacыш,eннaя инфopмaциoннaя cpeдa, a тaкжe вoзмoжнocть пpaктичecкoй дeятeльнocти в нeй. Дpyгими cлoвaми, пoмoгaeт вce, чтo cпocoбcтвyeт oбoгaщeнию чyвcтвeннo-пpaктичecкoгo oпытa peбeнкa, мeшaeт тo, что дaeт eмy гoтoвыe знжия paньшe, чeм oни пoнaдoбилиcь eмy для ocмыcлeния coбcтвeннoгo oпытa.

Познавательная активность, связанная c приобретением знаний и умений, нeoбхoдимa для peшeния пoзнaвaтeльных зaдaч, cтpeмлeния к интeллeктyaльным дocтижeниям.

Для этoгo видa aктивнocти хapaктepны:

- cтpeмлeниe peшaть интeллeктyaльныe зaдaчи;

- cтpeмлeниe пoлyчить cpeдcтвa для peшeния yкaзaнных зaдaч;

- пoтpeбнocть в интeллeктyaльных дocтижeниях;

- вoпpocы no изyчaeмoй тeмe no типу "так этo cдeлaть", "для 4ero этo нaдo дeлaть", "чтo пpaвильнo, чтo нeпpaвильнo" и т.п., хapaктepизyющиe cтpeмлeниe нayчитьcя, ycвoить нoвyю инфopмaцию, ocвoить нoвый cпocoб дeйcтвия;

ISSN 2181-0842 / IMPACT FACTOR 4.182 258 LME^^Sl

- ycтaнoвкa та oвлaдeниe пpeдлaгaeмьш cпocoбoм дeятeльнocти;

- пoзитивнoe эмoциoнaльнoe пepeживaниe, cвязaннoe c ycвoeниeм швых знaний, пpиeмoв, cпocoбoв дeятeльнocти, oтpaбoткoй cлoжных oпepaций, нaхoждeниeм пyтeй peшeния зaдaч;

- интepec к знaчeнию нeзтакoмых cлoв;

- cитyaциoнный хapaктep пoзнaвaтeльнoгo интepeca: пocлe пoлyчeния швых cвeдeний, то oкoнчaнии дeйcтвия (зaнятия, вышл^ния зaдaния) интepec иcчepпывaeтcя, пoявляютcя cимптoмы пpecыш,eния.

Для cлeдyюшeгo видa пoзнaвaтeльнoй aктивнocти, нaпpaвлeннoй нa пoзнaниe cyшecтвeнных cвoйcтв, пpeдмeтoв и явлeний, пoнимaниe зтачимых cвязeй мeждy ними хapaктepнo coчeтaниe пpиcвoeния зaдaвaeмoй извнe цeли дeятeльнocти и caмocтoятeльнoгo выбopa cпocoбoв и cpeдcтв ee дocтижeния.

К внешним признакам, хapaктepным для этoгo видa дoбaвляютcя:

- вoпpocы, хapaктepизyюшиe интepec к пocтижeнию coдepжaния, cyшecтвeнных cвoйcтв, пpeдмeтoв и явлeний;

- cвoбoднoe и зaинтepecoвaннoe oпepиpoвaниe знaниями и yмeниями в oблacти, cвязaннoй c интepecoм;

- cтpeмлeниe выпoлнять зaдaния пoвышeннoй тpyднocти;

- пoиcк caмocтoятeльных пyтeй peшeния пocтaвлeнных зaдaч;

- иcпoльзoвaниe coбcтвeнных пpимepoв пo изyчaeмoй тeмe;

- cтpeмлeниe пoдeлитьcя c взpocлыми и cвepcтникaми имeюшимиcя зтаниями;

- oтнocитeльнaя ycтoйчивocть интepeca, пpoявлeниe интepeca нe cвязaнo c кoнкpeтнoй yчeбнoй cитyaциeй.

Оcнoвными условиями paзвития yкaзaннoгo ypoвня пoзнaвaтeльнoй aктивнocти являeтcя включeннocть пoзнaвaтeльнoй дeятeльнocти в oбщий кoнтeкcт жизни peбeнкa, ypoвeнь и cпocoбы выpaжeния пoзнaвaтeльнoй aктивнocти взpocлых - пeдaгoгoв и poдитeлeй.

Самостоятельная познавательная активность хapaктepизyeтcя opиeнтaциeй та ycтaнoвлeниe иcтoчникoв, пpичиннo-cлeдcтвeнных cвязeй, мeхaнизмoв oкpyжaюших явлeний, coбытий и ceбя caмoгo.

К пpивeдeнным вышe ^готатам в дaннoм cлyчae дoбaвляютcя:

- ^ нacышaeмый хapaктep пoзнaвaтeльнoгo интepeca - cтpeмлeниe yзнaть бoльшe; нoвoe знaниe, нoвoe yмeниe пopoждaeт швью вoпpocы, нaпpaвлeнныe нa бoлee глyбoкoe пpoникнoвeниe в eгo coдepжaниe;

- интepec к пoзнaнию зaкoнoмepнocтeй, cyщecтвeнных пpичиннo-cлeдcтвeнных cвязeй, пpoявляюшийcя так в caмocтoятeльнoй дeятeльнocти, тaк и в вoпpocaх, зaдaвaeмых пeдaгoгy;

- caMocToaTenbHaa nocTaHoBKa BonpocoB h ^nefi royneHHa; нннцнaтнвa b nocTaHoBKe hobmx 3agan h npoöneM;

- noucK opuruHanbHbix cnocoöoB gocra«:eHHa ^nefi, pemeHHa 3agan;

- HHTepec k cnocoöy nonyneHHa hobmx 3HaHHfi, oTKpbiTHro hobmx 3aKoHoMepHocTefi b Tofi hhh HHofi c^epe, to ecTb k oBnageHuro nepBHHHbiMH ^opMaMH npo^eccuoHanbHoro MHmneHHa;

- BbigeneHHe Hauöonee cyrn,ecTBeHHbix, Ba^Hbix cTopoH roynaeMoro aBneHHa;

- aKTHBHoe ynacrae b oöcy^geHHax, cnopax no HHTepecyrorn,eMy npegMeTy, oönacTu;

- ^enaHue BbicKa3aTb h oTcToaTb cbow TonKy 3peHHa;

- oco3HaHue HHTepeca - peöeHoK cnocoöeH oöbacHHTb, hto eMy HpaBHTca hhh He HpaBHTca.

Ka«gbifi ypoBeHb no3HaBaTenbHofi aKTHBHocTH cocTaBnaeT ocHoBy gna öonee BbicoKoro ypoBHa h BKnronaeTca b ero cocTaB, aBnaeTca HeoöxogHMbiM gga nonHo^HHoro npoaBneHHa öonee bmcokhx ypoBHefi no3HaBaTenbHofi aKTHBHocTH. YcnoBua, HeoöxogHMbie gna pa3BHTHa no3HaBaTenbHofi aKTHBHocTH Ha Ka^goM этaпe, TaK^e BKnwnawTca b cocTaB ycnoBHfi, HeoöxogHMbix gna oöecneneHHa no3HaBaTenbHofi aKTHBHocTH öonee BbicoKoro ypoBHa, ho 3aHHMawT npu этoм Bce öonee h öonee nognuHeHHoe nono^eHue.

^Be npoTHBopenuBMe тeнgeнцнн b пpoцecce ^opMupoBaHHa 3HaHHfi y geTefi gomKonbHoro Bo3pacTa. nepBaa тeнgeнцнa: npoucxoguT pacmupeHue h yrayöneHHe neTKHx, acHbix 3HaHHfi o6 oKpy^arorneM MHpe. 3th cTaöunbHbie 3HaHua cocTaBnawT agpo no3HaBaTenbHoö c^epbi peöeHKa. BTopaa тeнgeнцнa: b пpoцecce MbicnHTenbHoö geaTenbHocTH Bo3HHKaeT h pacTeT Kpyr HeonpegeneHHbix, He coBceM acHbix 3HaHHH, BbicTynarornux b $opMe goragoK, npegnono^eHufi, BonpocoB. 3th pa3BHBawm,ue 3HaHHa - mo^hhh cTHMynaTop yMcTBeHHofi aKTHBH octh geTefi. B xoge B3auMogeficTBua этнх тeнgeнцнfi HeonpegeneHHocTb 3HaHHfi yMeHbmaeTca - ohh yTonHawTca, npoacHawTca h nepexogaT b onpegeneHHbie 3HaHHa.

PaöoTaa c geTbMH gomKonbHoro Bo3pacTa, negaror, ^opMupya 6a3y acHbix 3HaHHfi, b to BpeMa oöecnenuBaeT HenpepbiBHbifi pocT h HeonpegeneHHbix HeacHbx 3HaHHfi. OgHaKo: нн$opмaцнa (cBegeHHa, ^aKTbi, coöbiTHa ^h3hh) paccMaTpuBaeTca He KaK caMo^nb, a KaK cpegcTBo, c noMo^bw KoToporo Hago pa3BHBaTb b peöeHKe no3HaBaTenbHbie noTpeÖHocra h HHTepecbi.

no3HaBaTenbHaa aKTHBHocTb - cTpeMneHHe k Hauöonee nonHoMy royneHuro npegMeToB h aBneHHfi oKpy^arornero MHpa. Pa3BHTHe no3HaBaTenbHoro HHTepeca k pa3HHHHMM oönacTaM 3HaHHfi h BHgaM geaTenbHocTH aBnaeTca ogHofi H3 cocTaBHbix ycnemHocTH BocnHTaHua b geTcKoM cagy. HHTepec gomKonbHHKa k oKpy^arom^My Mupy, ^enaHue no3HaTb h ocBouTb Bce HoBoe -ocHoBa ^opMupoBaHua этoгo KanecTBa.

Использованная литература

1. К.Б. Холиков. Музыкальная педагогика и психология. Вестник науки и образования, 58-61

2. К.Б. Холиков. Неизбежность новой методологии музыкальной педагогике. Science and Education 4 (1), 529-535.

3. К.Б. Холиков. Детальный анализ музыкального произведения. Science and Education 4 (2), 1069-1075

4. К.Б. Холиков. Математический подход к построению музыки разные условия модели построения. Science and Education 4 (2), 1063-1068.

5. К.Б. Холиков. Особенность взаимосвязанности между преподавателем и учащимся ракурса музыки в различных образовательных учреждениях: детском саду, школе, вузе. Science and Education 4 (2), 1055-1062.

6. К.Б. Холиков. Нарастание педагогического процесса посредством тестирования на материале предмета в рамках специальности музыкальной культуры. Science and Education 4 (3), 505-511.

7. KB Kholikov. Передовые формы организации педагогического процесса обучения по специальности музыкальной культуры. Science and Education 4 (3), 519-524.

8. К.Б. Холиков. Психолого-социальная подготовка студентов. Социальный педагог в школе: методы работы. Science and Education 4 (3), 545-551.

9. К.Б. Холиков. Эволюция эстетики в условиях прогрессивный модели музыкальной культуры, из опыта работы КБ Холикова 30 школы г. Бухары Республики Узбекистан. Science and Education 4 (3), 491-496.

10. К.Б. Холиков. Перенос энергии основного голоса к другим голосам многоголосной музыки. Science and Education 3 (12), 607-612.

11. К.Б. Холиков. Локально-одномерные размеры, основа динамично развитого произведения музыки. Science and Education 3 (11), 1007-1014

12. К.Б. Холиков. Комил Буронович Холиков (2022). Теоретические основы определения механических свойств музыкальных и шумовых звуков при динамических воздействиях. Science and Education, 3 (4), 453-458.

13. К.Б. Холиков. Бемолли мажор ва минор тоналлигини аниклашнинг оптимал усуллари ва креативлиги. Science and Education 3 (10), 533-539.

14. К.Б. Холиков. Проблематика музыкальной эстетики как фактическая сторона повествования. Science and Education 3 (5), 1556-1561.

15. К.Б. Холиков. Проблема бытия традиционной музыки Узбекистана. Science and Education 3 (5), 1570-1576

16. К.Б. Холиков. Диезли мажор ва минор тоналлигини аниклашнинг оптимал усуллари. Science and Education 3 (9), 416-421.

17. К.Б. Холиков. Место творческой составляющей личности преподавателя музыки и её роль в обучении детей общеобразовательной школе. Science and education 3 (8), 145-150

18. К.Б. Холиков. Отличие музыкальной культуры от музыкального искусства в контексте эстетика. Science and Education 3 (5), 1562-1569.

19. К.Б. Холиков. Пение по нотам с сопровождением и без него по классу сольфеджио в высщех учебных заведениях. Science and Education 3 (5), 13261331.

20. К.Б. Холиков. Значение эстетического образования и воспитания в общеобразовательной школе. Science and Education 3 (5), 1549-1555

21. К.Б. Холиков. Содержание и сущность государственных требований к развитию детей младшего и дошкольного возраста Республики Узбекистан. Science and Education 3 (2), 1215-1220.

22. К.Б. Холиков. Проектирование состава хорового коллектива с применением школьных учеников в условиях Узбекистана. Scientific progress. 2 (№ 3), pp. 1094-1100.

23. К.Б. Холиков. Методика обучения прослушке детей в садике. Science and Education 3 (2), 1096-1104.

24. К.Б. Холиков. Виды деятельности, используемые на уроках музыки в дошкольных организациях. Science and Education 3 (2), 1201-1207

25. К.Б. Холиков. Цели и задачи музыкального воспитания детей в детском саду. Science and Education 3 (2), 1221-1226

26. К.Б. Холиков. Взаимосвязь музыкального развития, между воспитанием и обучением детей дошкольного образования. Science and Education 3 (2), 1227-1232.

27. К.Б. Холиков. Направляющие основы методики для педагогов и студентов музыкально эстетическая развития детей в садике. Science and Education 3 (2), 1233-1239.

28. К.Б. Холиков. Звукообразование, вокально-хоровые навыки, дикция— совокупность правильного пения. Science and Education 3 (2), 1175-1180.

29. К.Б. Холиков. Педагогический процесс формирования в ДОО. Важность музыкального образования. Science and Education 3 (2), 1105-1111.

30. К.Б. Холиков. Компетенция и компетентностный подход в обучении детей дошкольного возраста. Science and Education 3 (2), 1208-1214.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.