Научная статья на тему 'Оживление познавательной деятельности по музыки младших школьников проблемными методами обучения'

Оживление познавательной деятельности по музыки младших школьников проблемными методами обучения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
17
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Science and Education
Область наук
Ключевые слова
познавательный деятельность / проблемный метод / учебный материал / способ активного взаимодействия / метод проблемного изложения

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Темур Жахонгир Ўғли Наимов, Дилшод Кодирович Маматов

Организованный педагогом способ активного взаимодействия субъекта с проблемно-представленным содержанием обучения, в ходе которого он приобщается к объективным противоречиям научного знания и способам их решения, учится мыслить, творчески усваивать знания. Метод проблемного изложения учебного материала является переходным от исполнительской деятельности к творческой. На определенном этапе обучения учащиеся еще не в силах самостоятельно решать проблемные задачи, поэтому учитель показывает путь исследования проблемы, излагая ее решение от начала и до конца. Проблема активизации познавательной деятельности школьников в настоящее время актуальна в связи с требованиями современной школы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Оживление познавательной деятельности по музыки младших школьников проблемными методами обучения»

Оживление познавательной деятельности по музыки младших школьников проблемными методами обучения

Темур Жахонгир угли Наймов Научный руководитель: Дилшод Кодирович Маматов Туркистанский инновационный университет

Аннотация: Организованный педагогом способ активного взаимодействия субъекта с проблемно-представленным содержанием обучения, в ходе которого он приобщается к объективным противоречиям научного знания и способам их решения, учится мыслить, творчески усваивать знания. Метод проблемного изложения учебного материала является переходным от исполнительской деятельности к творческой. На определенном этапе обучения учащиеся еще не в силах самостоятельно решать проблемные задачи, поэтому учитель показывает путь исследования проблемы, излагая ее решение от начала и до конца. Проблема активизации познавательной деятельности школьников в настоящее время актуальна в связи с требованиями современной школы.

Ключевые слова: познавательный деятельность, проблемный метод, учебный материал, способ активного взаимодействия, метод проблемного изложения

Excitation of cognitive activity in music of younger schoolchildren by problematic teaching methods

Temur Jahongir o'g'li Naimov Scientific supervisor: Dilshod Kodirovich Mamatov

Turkistan Innovation University

Abstract: Organized by the teacher, the method of active interaction of the subject with the problem-represented content of education, during which he joins the objective contradictions of scientific knowledge and ways to solve them, learns to think, creatively assimilate knowledge. The method of problem presentation of educational material is transitional from performing activity to creative activity. At a certain stage of learning, students are not yet able to solve problematic problems on their own, so the teacher shows the way to study the problem, setting out its solution from beginning to end.

Keywords: cognitive activity, problematic method, educational material, method of active interaction, method of problem presentation

ISSN 2181-0842 / IMPACT FACTOR 4.182 148 LME^^Sl

Основными методами проблемного обучения являются метод проблемного изложения, частично-поисковый и исследовательский методы.

Метод проблемного изложения учебного материала является переходным от исполнительской деятельности к творческой. На определенном этапе обучения учащиеся еще не в силах самостоятельно решать проблемные задачи, поэтому учитель показывает путь исследования проблемы, излагая ее решение от начала и до конца.

Организованный педагогом способ активного взаимодействия субъекта с проблемно-представленным содержанием обучения, в ходе которого он приобщается к объективным противоречиям научного знания и способам их решения, учится мыслить, творчески усваивать знания.

Познавательная деятельность это - единство чувственного восприятия, теоретического мышления и практической деятельности.

Теория музыки и упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся считается основой музыкальной деятельности.

Вопрос активизации учения учащихся относятся к актуальным проблемам современной педагогической науки и практики. От качества учения зависит результат обучения, развития и воспитания учащихся. Чтобы повысить качество учебного процесса нужно активизировать стремление ребят к познавательной деятельности.

Познание, рассматривается в психологии и педагогике как необходимый исторический процесс накопления духовных ценностей, отражающий законы природы, общества, межчеловеческих отношений, жизни самого человека.

Именно в школе последовательно, год за годом все учащиеся овладевают знаниями, которые накопила история человечества. В учебном процессе познавательная деятельность ученика представляет собой сложнейший процесс перехода от незнания к знаниям, от случайных наблюдений, к системе познания. Невозможно переоценить значение познавательной деятельности для общего развития школьников и формирование его личности. Сам по себе процесс познания требует значительной затраты умственных сил и напряжения и осуществляется он в школе через руководство учителя.

Знания, полученные в готовом виде, как правило, вызывают затруднения учащихся в их практическом применении, так как одним из недостатков этих знаний является формализм, который проявляется в отрыве заученных ребятами теоретических положений от умения применить их на практике. Обучение, при котором ученик действует только по указаниям учителя, не имеет ценных внутренних побуждений, на него зря потрачены время, сила, и энергия учителя. Поэтому формирование деятельной позиции школьника в познании - главная задача учебного процесса.

ISSN 2181-0842 / IMPACT FACTOR 4.182 149 LME^^Sl

My3tiKa npoöy^gaeT Boo6pa«:eHHe, $aHTa3uro peöeHKa, oöocTpaeT BocnpuaTue oKpy^arornero Mupa, yrayönaeT npegcTaBneHHe o npegMeTax h aBneHHax, to ecTt aKTHBH3upyeT TBopnecKue cunti pa3yMa.

npoöneMHoe oöyneHue - MeTog oöyneHHa, npu noMornu KoToporo yneHHK caM ctankhbaetca c KaKHMH-nuöo npoTHBopenuaMH h ntrraeTca npufiTH k hx noHHMaHHro caMocToaTentHo. TaKHM oöpa3oM nenoBeK cnocoöeH He tohbko pa3BHBart cBoe MtimneHue, ho TaK^e HaxogHTt pemeHHe npoöneMti h nont3oBartca 3HaHHaMH, KoToptie oh npuoöpen paHee. OpraHrooBaHHtifi negaroroM cnocoö aKTHBHoro B3auMogeöcTBHa cyöteKTa c npoöneMHo-npegcTaBneHHtiM cogep^aHHeM oöyneHHa, b xoge KoToporo oh npHo6rn,aeTca k oöteKTHBHtiM npoTHBopenuaM HayHHoro 3HaHHa h cnocoöaM hx pemeHHa, yHHTca MticnHTt, TBopnecKH ycBaHBart 3HaHHa.

CyTt npoöneMHoro oöyneHHa 3aKnronaeTca b nocTpoeHHH npoöneMHoö cнтyaцнн (3agaHu) h oöyneHHH yMeHHro HaxogHTt onTHMantHoe pemeHue gna Btixoga H3 этoö cнтyaцнн. npu этoм yneHHKH aKTHBHo BKnronaroTca b xog ypoKa. Ohh y^e He nonynaroT roToBoe 3HaHue, a gon^Hti, onupaact Ha cboh ontiT h yMeHHa, HaÖTH cnocoö pa3pemeHHa hoboh npoöneMti. Ern,e ogHH Ba^Htifi MoMeHT: npoöneMHaa cmyauua 3acTaBnaeT geTefi oco3HaBaTt HegocTaroHHocTt cbohx 3HaHHH, noöy^gaeT k noucKy hobbix 3HaHHfi h yMeHHfi. A noucK - ogHo H3 rnaBHefimux ycnoBHfi pa3BHTHa TBopnecKoro MHmneHua. KpoMe Toro, TaKoe nocTpoeHue ypoKa paöoTaeT Ha мoтнвaцнro k oöyneHuro.

MeTogti npoöneMHoro oöyneHHa Hcnont3oBanuct ern,e b mKone CoKpaTa. ^na oöyneHua geTefi этoт MeTog 6tm npegno^eH aMepHKaHcKHM yneHtiM h negaroroM ^^ohom ^trou b 1894 r. ^eTKyro ^opMynupoBKy кoнцenцнa npuoöpena önarogapa TpygaM coBeTcKoro yneHoro C.PyÖHHmTeÖHa, KoToptifi h npegno^un cnocoö pa3BHTua co3HaHHa geTefi Hepe3 nocTaHoBKy no3HaBarentHbix npoöneM.

npoöneMHoe oöyneHue noMoraeT gocTHHt cpa3y HecKontKux ^neö:

OopMupoBaHue y yneHHKoB HeoöxoguMoro oöteMa 3YH;

Pa3BHTue TBopnecKoro MHmneHua;

Pa3BHTue HaBtKoB caMocToaTentHoö paöoTti;

Pa3BHTue cnocoÖHocTH k caMooöyneHuro;

OopMupoBaHue uccnegoBarentcKofi aKTHBHocTH.

CyTt MeToga npoöneMHoro oöyneHHa 3aKnronaeTca b ucKyccTBe co3gaBart npoöneMHte cнтyaцнн h HaxogHTt cnocoöti hx pemeHHa.

CaMoe cno^Hoe b этoм MeToge - co3gaTt npaBHntHyro npoöneMHyro cнтyaцнro.

Bo-nepBtx, npoöneMa, npegnaraeMaa ynam,HMca, gon^Ha ötiTt gocTynHofi gna geTefi этoгo Bo3pacTa.

Bo-BToptx, npoöneMa He gon^Ha pa3pemaTtca c noMorn,tro y^e HMerornuxca 3HaHHfi h HaBtiKoB, to ecTt gon^Ha noöy^gaTt k BtgBH^eHuro hobmx ugefi h noucKy hobmx 3HaHHfi.

В-тpeтьих, cитyaция дoлжнa coдepжaть в ce6e пpoтивopeчиe.

В-чeтвepтых, cитyaция дoлжнa вызывaть интepec cвoeй нeoбычнocтью, нecтaндapтнocтью.

Активизaция пoзнaвaтeльнoй дeятeльнocти yчaщихcя пpи yчeнии - oднo из ocнoвных нaпpaвлeний coвepшeнcтвoвaния yчeбнo-вocпитaтeльнoгo пpoцecca в шкoлe. Пpoблeмa aктивизaции пoзнaвaтeльнoй дeятeльнocти шкoльникoв в нacтoящee вpeмя aктyaльнa в cвязи c тpeбoвaниями coвpeмeннoй шгалы. Цитaтa из «Нaциoнaльнoй Обpaзoвaтeльнoй инициaтивы нoвaя шкoлa»:

«BoOT^a^e твopчecкoй coциaльнo-aктивнoй личнocти, cпocoбнoй к caмopaзвитию и caмopeaлизaции cвoeгo пoтeнциaлa, кoтopaя oтличaeтcя мoбильнocтью, динaмизмoм и кoнcтpyктивнocтью».

Дaннaя пpoблeмa нa ceгoдняшний дeнь пpиoбpeтaeт вcё бoльшyю aктyaльнocть. Этoй тeмe пocвящeнo мнoжecтвo иccлeдoвaний в пeдaгoгикe и пcихoлoгии. Этo зaкoнoмepнo, вeдь yчeниe - вeдyщий вид дeятeльнocти шкoльникoв, в пpoцecce кoтopoгo peшaютcя ma^bie зaдaчи, пocтaвлeнныe пepeд шкoлoй: пoдгoтoвить пoдpacтaющee пoкoлeниe к жизни, к aктивнoмy yчacтию в нayчнo-тeхничecкoм и coциaльнoм пpoцecce. Общeизвecтнo, что эффeктивнoe oбyчeниe нaхoдитcя в пpямoй зaвиcимocти oт ypoвня aктивнocти yчeникoв в этoм пpoцecce.

Использованная литература

1. К.Б. Холиков. Музыкальная педагогика и психология. Вестник науки и образования, 58-61

2. К.Б. Холиков. Неизбежность новой методологии музыкальной педагогике. Science and Education 4 (1), 529-535.

3. К.Б. Холиков. Детальный анализ музыкального произведения. Science and Education 4 (2), 1069-1075

4. К.Б. Холиков. Математический подход к построению музыки разные условия модели построения. Science and Education 4 (2), 1063-1068.

5. К.Б. Холиков. Особенность взаимосвязанности между преподавателем и учащимся ракурса музыки в различных образовательных учреждениях: детском саду, школе, вузе. Science and Education 4 (2), 1055-1062.

6. К.Б. Холиков. Нарастание педагогического процесса посредством тестирования на материале предмета в рамках специальности музыкальной культуры. Science and Education 4 (3), 505-511.

7. KB Kholikov. Передовые формы организации педагогического процесса обучения по специальности музыкальной культуры. Science and Education 4 (3), 519-524.

8. К.Б. Холиков. Психолого-социальная подготовка студентов. Социальный педагог в школе: методы работы. Science and Education 4 (3), 545-551.

9. К.Б. Холиков. Эволюция эстетики в условиях прогрессивный модели музыкальной культуры, из опыта работы КБ Холикова 30 школы г. Бухары Республики Узбекистан. Science and Education 4 (3), 491-496.

10. К.Б. Холиков. Перенос энергии основного голоса к другим голосам многоголосной музыки. Science and Education 3 (12), 607-612.

11. К.Б. Холиков. Локально-одномерные размеры, основа динамично развитого произведения музыки. Science and Education 3 (11), 1007-1014

12. К.Б. Холиков. Комил Буронович Холиков (2022). Теоретические основы определения механических свойств музыкальных и шумовых звуков при динамических воздействиях. Science and Education, 3 (4), 453-458.

13. К.Б. Холиков. Бемолли мажор ва минор тоналлигини аниклашнинг оптимал усуллари ва креативлиги. Science and Education 3 (10), 533-539.

14. К.Б. Холиков. Проблематика музыкальной эстетики как фактическая сторона повествования. Science and Education 3 (5), 1556-1561.

15. К.Б. Холиков. Проблема бытия традиционной музыки Узбекистана. Science and Education 3 (5), 1570-1576

16. К.Б. Холиков. Диезли мажор ва минор тоналлигини аниклашнинг оптимал усуллари. Science and Education 3 (9), 416-421.

17. К.Б. Холиков. Место творческой составляющей личности преподавателя музыки и её роль в обучении детей общеобразовательной школе. Science and education 3 (8), 145-150

18. К.Б. Холиков. Отличие музыкальной культуры от музыкального искусства в контексте эстетика. Science and Education 3 (5), 1562-1569.

19. К.Б. Холиков. Пение по нотам с сопровождением и без него по классу сольфеджио в высщех учебных заведениях. Science and Education 3 (5), 13261331.

20. К.Б. Холиков. Значение эстетического образования и воспитания в общеобразовательной школе. Science and Education 3 (5), 1549-1555

21. К.Б. Холиков. Содержание и сущность государственных требований к развитию детей младшего и дошкольного возраста Республики Узбекистан. Science and Education 3 (2), 1215-1220.

22. К.Б. Холиков. Проектирование состава хорового коллектива с применением школьных учеников в условиях Узбекистана. Scientific progress. 2 (№ 3), pp. 1094-1100.

23. К.Б. Холиков. Методика обучения прослушке детей в садике. Science and Education 3 (2), 1096-1104.

24. К.Б. Холиков. Виды деятельности, используемые на уроках музыки в дошкольных организациях. Science and Education 3 (2), 1201-1207

25. К.Б. Холиков. Цели и задачи музыкального воспитания детей в детском саду. Science and Education 3 (2), 1221-1226

26. К.Б. Холиков. Взаимосвязь музыкального развития, между воспитанием и обучением детей дошкольного образования. Science and Education 3 (2), 1227-1232.

27. К.Б. Холиков. Направляющие основы методики для педагогов и студентов музыкально эстетическая развития детей в садике. Science and Education 3 (2), 1233-1239.

28. К.Б. Холиков. Звукообразование, вокально-хоровые навыки, дикция-совокупность правильного пения. Science and Education 3 (2), 1175-1180.

29. К.Б. Холиков. Педагогический процесс формирования в ДОО. Важность музыкального образования. Science and Education 3 (2), 1105-1111.

30. К.Б. Холиков. Компетенция и компетентностный подход в обучении детей дошкольного возраста. Science and Education 3 (2), 1208-1214.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.