УДК 378
Mikryukova E.Yu., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Department of Physics, Informatics and Mathematics,
Kursk State Medical University (Kursk, Russia), E-mail: mikriukova.e.yu@yandex.ru
PROBLEMS OF INTERDISCIPLINARY NATURE IN THE CONTEXT OF EDUCATIONAL PROGRAMS IN COMPUTER SCIENCE AT A UNIVERSITY. Information technologies in modern conditions are a factor of activization of educational activity in various disciplinary directions. The process of cognition significantly intensified innovations used in the study of the material. Active methods of training using information technology can be used in higher education institutions with multidirectional specialization. Informatics becomes an indispensable tool in the training of lawyers, economists, engineers, etc. The article deals with problems of interdisciplinary nature in the system of educational programs of a modern university.
Key words: active learning methods, cognitive activity information technology, interdisciplinary.
Е.Ю. Микрюкова, канд. пед. наук, ст. преп. каф. физики, информатики и математики, ФГБОУ ВО «Курский
государственный медицинский университет» Минздрава России, г. Курск, E-mail: mikriukova.e.yu@yandex.ru
ПРОБЛЕМЫ МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОСТИ
В КОНТЕКСТЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ ПО ИНФОРМАТИКЕ В ВУЗЕ
В данной статье рассмотрено, как информационные технологии в современных условиях являются фактором активизации учебной деятельности в различных дисциплинарных направлениях. Процесс познания значительным образом интенсифицируют инновации, применяемые при изучении материала. Активные методы обучения с использованием информационных технологий могут применяться в высших учебных заведениях с разнонаправленной специализацией. Информатика становится незаменимым инструментом при подготовке юристов, экономистов, инженеров и т. д. В статье рассматриваются проблемы междисциплинарности в системе образовательных программ современного ВУЗа.
Ключевые слова: активные методы обучения, познавательная активность информационные технологии, междис-циплинарность.
Определяя междисциплинарность, мы отмечаем, что для междисциплинарного подхода (interdisciplinary approach) характерно взаимодействие различных отраслей науки, каждая из которых может сделать тот или иной вклад в раскрытие сущности объекта исследования.
Междисциплинарность как совместное исследование научных проблем представителями различных научных отраслей [1] и как научный инструментарий получила распространение во второй половине ХХ - начале XXI вв. Именно начало XXI века характеризуется стремительным ростом массовой коммуникации и потребностью ее все- стороннего анализа с позиции различных научных отраслей. Постепенное осознание преимуществ междисциплинарности способствовало повышению качества проводимых в данном ракурсе исследований.
Однако, необходимо отметить, что данный подход к научному познанию трактуется по-разному. Например, авторы «Энциклопедии эпистемологии и философии науки» определяют междисциплинарность как «термин, выражающий интегративный характер современного этапа научного познания» [2].
Междисциплинарнoсть трактуется и как такой вид знания, который включает методологию и терминологию более чем одной научной дисциплины, в совокупности направленные на рассмотрение определенной темы, научной проблемы или явления [3]. Междисциплинарность как научный подход к соответствующему объекту исследования проявляется не только в постановке проблем, в подходах к их решению, но и в выявлении связей между теориями, а также в формировании новых дисциплин.
Определим понятие междисциплинарности рассмотрим ее соотношение с образовательными программами по информатике в современном ВУЗе.
В настоящее время в современном ВУЗе достаточно остро стоит вопрос о том, как сделать учебный вопрос более эффективным и интересным для учащихся. Чтобы развить познавательный интерес у учащихся следует сочетать традиционные и инновационные формы и методы обучения, это будет способствовать росту активности на лекциях и практиках, качеству знаний, формированию мотивов к обучению что в совокупности и выдаст повышение эффективности процесса обучения. Традиционные методы обучения известны уже давно, они преследуют одну общую цель: донести до ученика новые знания, сообщить ему актуальную информацию по какой-либо дисциплине. Эти методы основываются на информативно-иллюстративном характере со стороны педагога и на репродуктивном характере студента.
Е.И. Емельянова акцентирует внимание на большом значении проблем гуманизации образования, предполагающем разностороннее развитие личности и эффективное овладение необходимыми знаниями [4].
Среди традиционных методов обучения можно выделить: лекцию, рассказ, беседу, демонстрацию, работу с книгой, практику, лабораторную работу и самостоятельную работу [5, с. 13]. Данные методы известны абсолютно всем, однако сфера образования развивается и постоянно появляются еще более эффективные инновационные методы обучения, облегчающие процесс усвоения новых знаний. Среди наиболее востребованных современных активных методов обучения можно выделить: семинары, тренинги, дистанционное обучение, ролевые игры, работа в парах, мозговой штурм.
Эти методы позволяют обеспечить выполнение студентами тех задач, которые предполагают самостоятельное овладение умениями и навыками. Проявление и развитие активных методов обучения в первую очередь обуславливается тем, что перед обучением были поставлены задачи не только усвоения студентами знаний и формирования профессиональных умений и навыков, но и развития коммуникативных и творческих личности, формирования личностного подхода к возникающей проблеме.
В современном мире мышление высшего порядка совершенно необходимо для понимания и решения сложных практических задач. Не менее важной является способность доносить до широкой публики сложную, специализированную информацию. В эпоху больших данных сложились оптимальные условия для разработки новых исследовательских процессов, которые позволят глубже изучить различные системы и человеческое окружение. Через Интернет ежедневно проходят огромные массивы информации, и во многих отраслях эти бесчисленные наборы данных используются для интерпретации и разрешения сложных проблем. Например, в Великобритании спрос на специалистов по обработке данных вырастет в следующие пять лет на 243% (данные SAS) [6].
В таких условиях вузы должны обучать студентов использованию новейших инструментов и методов, помогающих в решении сложных проблем и позволяющих систематически влиять на ситуацию посредством правильной коммуникации. Другие новейшие технологии, включая, помимо прочего, семантически структурированные сети и программные средства моделирования, помогают создавать экспериментальные условия, в которых учащиеся могут научиться комплексно и системно мыслить.
Интерактивные методы обучение способны повысить конкурентоспособность. Также одним из действующих механизмов инновационного образования является участие студентов и выпускников в стартап-проектах.
В настоящее время в России создано достаточно платформ для развития своей идеи. Интерактивные методы обучения являются основой для создания комплексного мышления.
На данный момент существует достаточно механизмов для инновационного образования. Методы активного обучения
целесообразно применять на различных этапах учебного процесса.
При первичном овладении знаниями (I этап) могут применяться эвристическая беседа, учебная дискуссия и др.
На этапе контроля полученных знаний (II этап) - коллективная мыслительная деятельность, тестирование и т. д.
На этапе формирования профессиональных умений, навыков на основе знаний и развитие творческих способностей (III этап) - использование моделированного обучения, игровые и неигровые методы.
Обучение в высшей школе предполагает не только получении знаний и навыков по выбранной специальности, но и развитие собственных возможностей в плане профессиональной деятельности личности. На сегодняшний день всем участникам педагогического процесса необходимо использование информационных технологий, в связи с чем современный педагог должен быть готов к постоянному совершенствованию своих профессиональных качеств.
Внедрение инновационных технологий в педагогический процесс способствует повышению качества образования, а свободное владение современными технологиями педагогом помогает чувствовать себя комфортно в современных условиях развития общества.
Как показывают исследования, далеко не каждый педагог может свободно использовать инновационные технологии в своей профессиональной деятельности. Выявлены следующие возможные причины: возраст педагога; компьютерная неграмотность; отсутствие в образовательном учреждении необходимого оборудования; нежелание педагога использовать информационные технологии в своей деятельности [7; 8].
Мы поставили перед собой задачу эмпирического исследования представлений будущих преподавателей информатики использовать инновационные технологии и факторах её формирования в вузе. Респондентам было предложено оценить по пятибалльной шкале степень значимости каждого фактора и степень учета каждого фактора в процессе формирования готовности применять инновационные технологии в педагогической практике.
В исследовании приняли участие более 100 респондентов. Результаты представлены в таблице 1.
Одной из главных составляющих профессиональной компетентности педагога становится подготовленность к использованию современных инновационных технологий в своей профессиональной деятельности. Можно выделить три уровня готовности: низкий, средний и высокий.
На высоком уровне готовности к использованию инновационных технологий в своей профессиональной деятельности у педагога проявляется положительное отношение к современным технологиям, ожидание только положительных результатов, интерес к изучению новых технологий и активное желание к использованию различных ИКТ средств на всех этапах обучения.
Педагог хорошо знаком с методикой использования инновационных технологий, находится в поиске новой информации и разрабатывает новые идеи. При среднем уровне готовности педагог имеет позитивное отношение к инновационным технологиям, ожидает положительных результатов, применяет современные средства в своей работе, но не выражает интереса к совершенствованию педагогического процесса путем использования инновационных технологий, не обладает обширными знаниями в методике применения современных средств.
При низком уровне готовности педагог не проявляет позитивного отношения к использованию инновационных технологий, не ожидает положительных результатов при использовании инновационных технологий, не готов к саморазвитию и самосовершенствованию, не знаком с методикой использования инновационных технологий, не использует или использует редко инновационные технологии в своей профессиональной деятельности.
Основную роль в определении готовности педагога к использованию инновационных технологий является мотивация. Мотивация характеризуется стремлением человека к успеху, совершенству. Если у педагога будет положительная мотивация к применению инновационных технологий, повышению своего уровня, уровня подготовки своих учеников, то все его действия будут направлены на улучшение педагогического процесса и получение высоких результатов в различных проблемных ситуациях. В первую очередь положительное отношение к использованию современных технологий должны закладываться еще в период подготовки педагога.
Процесс подготовки будущих педагогов к использованию инновационных технологий в профессиональной деятельности должен быть непрерывным. Создание мотивации, как говорилось ранее, должно закладываться еще на этапе подготовки будущего учителя путем введения в стандарт образования дополнительных занятий по информационным технологиям. После того как педагог пройдет через все этапы, он может достигнуть высокого уровня готовности. Таким образом, можно утверждать, что в современных условиях одной из приоритетных задач образования становится формирование у студентов конкурентоспособности как базисного качества развивающейся личности. А в условиях информатизации общества в целом и высшего образования в частности инновационные педагогические технологии способствуют оптимизации учебного процесса и организации как аудиторной так и самостоятельной работы студентов среды.
Личностная ориентация педагогического процесса, поиск и развитие способностей, заложенных природой в каждом индивидууме, построение личностно-ориентированной педагогической системы являются главными требованиями к образованию сегодняшнего дня, которые настоятельно диктуют необходимость изменения традиционных подходов к обучению. Одним из основ-
Таблица 1
Степень значимости факторов в процессе формирования готовности использования инновационных педагогических технологий
Факторы формирования готовности использования инновационных педагогических технологий Степень значимости фактора в процессе формирования Степень учета фактора в педагогической практике
Среднее значение Ранг Среднее значение Ранг
Формирование мотивации использования инновационных педагогических технологий 4,16 1 3,57 2
обучения и подготовки по новым инновационным педагогическим технологиям 4,08 2 3,3 4
Развитие профессионально важных качеств 4,08 2 3,62 1
Выдвижение цели формирования готовности использовать инновационные технологии в качестве педагогической задачи 3,95 3 3,3 4
Получение студентами опыта самостоятельной профессиональной деятельности 3,93 4 3,5 3
Наблюдение профессионального становления личности студента 3,85 5 3,10 5
ных методов реализации личностно-ориентированного обучения является метод проектов. Использование метода проектов в обучении информатике строится на основе личностно-
При применении методик интерактивного обучения на занятиях по информатике, вместо монотонных лекций преподаватели смогут добиться заинтересованности студентов в данном пред-
Библиографический список
мете, а также повысить их знания. При нестандартном обучении информация усваивается во много раз быстрее. Данный вид обучения являются не столько теоретическим, сколько практическим. При выходе из институтов студенты будут иметь практический багаж знаний, что позволит повысить их конкурентоспособность.
1. Таюпова О.И. Медиатекст и медиадискурс: монография. Уфа: РИЦ БашГУ, 2017.
2. Википедия. Available at: https://de.wikipedia.org./wiki/Interdisziplinaritat
3. Гусев С.С. Междисциплинарность. Энциклопедия эпистемологии и философии науки. Гл. ред. И.Т. Касавин. Москва: Канон+ РООИ «Реабилитация», 2009: 477 - 478.
4. Емельянова Е.Ю. Модульно-рейтинговый подход в формировании индивидуальной образовательной траектории будущих журналистов. Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2012; 3: 112 - 115.
5. Абдухаирова А.Т. Приёмы активизации мыслительной деятельности. Педагогика. 1998; 8: 13 - 14.
6. Data Scientist. SAS Global Certification Program. [Б.м.], 2017. Available at: https://www.sas.com/en_us/certification/credentials/advanced-analytics/data-scientist.html
7. Батьковский М.А, Крюкова М.С., Трофимец Е.Н. Информационно-аналитические технологии в системе подготовки специалистов для силовых структур и оборонно-промышленного комплекса. Радиопромышленность. 2016; 1: 117 - 126.
References
1. Tayupova O.I. Mediatekst i mediadiskurs: monografiya. Ufa: RIC BashGU, 2017.
2. Vikipediya. Available at: https://de.wikipedia.org./wiki/Interdisziplinaritat
3. Gusev S.S. Mezhdisciplinarnost'. Enciklopediya 'epistemologiii filosofiinauki. Gl. red. I.T. Kasavin. Moskva: Kanon+ ROOI «Reabilitaciya», 2009: 477 - 478.
4. Emel'yanova E.Yu. Modul'no-rejtingovyj podhod v formirovanii individual'noj obrazovatel'noj traektorii buduschih zhurnalistov. Vestnik Tambovskogo universiteta. Seriya: Gumanitarnye nauki. 2012; 3: 112 - 115.
5. Abduhairova A.T. Priemy aktivizacii myslitel'noj deyatel'nosti. Pedagogika. 1998; 8: 13 - 14.
6. Data Scientist. SAS Global Certification Program. [B.m.], 2017. Available at: https://www.sas.com/en_us/certification/credentials/advanced-analytics/data-scientist.html
7. Bat'kovskij M.A, Kryukova M.S., Trofimec E.N. Informacionno-analiticheskie tehnologii v sisteme podgotovki specialistov dlya silovyh struktur i oboronno-promyshlennogo kompleksa. Radiopromyshlennost'. 2016; 1: 117 - 126.
Статья поступила в редакцию 10.04.18
УДК 37.061
Saenko L.A., Doctor of Science (Sociology), senior lecturer, Professor, North-Caucasian Social Institute (Stavropol, Russia), E-mail: la-saenko@yandex.ru
Solomatina G.N., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Department of Special Pedagogy and Subject Methods, Stavropol State Pedagogical Institute (Stavropol, Russia), E-mail: la-saenko@yandex.ru
CHARACTERISTICS OF SUBJECTS OF EDUCATIONAL AND EDUCATIONAL SPACES OF SUBSTITUTING FAMILY. The
article is dedicated to one of the most urgent problems of interaction of subjects of the educational space of a substitute family. The authors cite the classification of the subjects of the educational space. The article shows that the composition of subjects of the educational space of a substitute family is constantly changing, depending on the changes in the surrounding world. Each subject of the educational space has a direct or indirect effect on the socialization of the adoptive child. Key words: replacement family, educational space, subjects of educational space.
Л.А. Саенко, д-р социол. наук, доц., проф. каф. АНО ВО, «Северо-Кавказский социальный институт», г. Ставрополь, E-mail: la-saenko@yandex.ru
Г.А. Соломатина, канд. пед. наук, доц., доц. каф. специальной педагогики и предметных методик, ГБОУ ВО «(Ставропольский государственный педагогический институт», г. Ставрополь, E-mail: la-saenko@yandex.ru
ХАРАКТЕРИСТИКА СУБЪЕКТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА ЗАМЕЩАЮЩЕЙ СЕМЬИ
Статья посвящена одной из наиболее актуальных проблем - взаимодействию субъектов воспитательного пространства замещающей семьи. Авторами приведена классификация субъектов воспитательного пространства. В статье показано, что состав субъектов воспитательного пространства замещающей семьи постоянно меняется, в зависимости от изменения окружающего мира. Каждый субъект воспитательного пространства оказывает прямое или косвенное воздействие на социализацию приемного ребёнка.
Ключевые слова: замещающая семья, воспитательное пространство, субъекты воспитательного пространства.
Замещающая семья, как и любая другая, в процессе жизнедеятельности вступает во взаимодействие с достаточно большим количеством членов социума, в котором она проживает. Поэтому возникает необходимость изучения субъектов взаимодействия пространства замещающей семьи. Поскольку основной функцией замещающей семьи является воспитание и развитие личности приемного ребёнка, то, говоря о пространстве замещающей семьи, точнее использовать термин «воспитательное пространство».
Под «воспитательным пространством» понимается специально организованная педагогическая среда, специально созданная и окружающая ребёнка (или группу детей). В то же время на процесс воспитания ребёнка огромное влияние оказы-
вает окружающая среда, которая сопровождает ребёнка повсюду (в школе и дома, на улице). Влияние этой среды ребёнок испытывает постоянно, осознанно или не осознанно. В тоже время среда - это некая природно-социальная данность, а не результат специально организованных действий. Воспитательное пространство, исходя из этой логики, представляет собой результат деятельности как специально организованной, так и спонтанной, носящей интеграционный и созидательный характер [1].
Воспитательное пространство нельзя считать единым, постоянным, равномерным и однонаправленным. Для каждого ребёнка воспитательное пространство будет индивидуальным, однако для группы детей - может быть схожим по своим структурным компонентам. В тоже время воспитательное простран-