Научная статья на тему 'Характеристика субъектов образовательно-воспитательного пространства замещающей семьи'

Характеристика субъектов образовательно-воспитательного пространства замещающей семьи Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
94
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗАМЕЩАЮЩАЯ СЕМЬЯ / REPLACEMENT FAMILY / ВОСПИТАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО / EDUCATIONAL SPACE / СУБЪЕКТЫ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА / SUBJECTS OF EDUCATIONAL SPACE

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Саенко Л.А., Соломатина Г.А.

Статья посвящена одной из наиболее актуальных проблем взаимодействию субъектов воспитательного пространства замещающей семьи. Авторами приведена классификация субъектов воспитательного пространства. В статье показано, что состав субъектов воспитательного пространства замещающей семьи постоянно меняется, в зависимости от изменения окружающего мира. Каждый субъект воспитательного пространства оказывает прямое или косвенное воздействие на социализацию приемного ребёнка.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям , автор научной работы — Саенко Л.А., Соломатина Г.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CHARACTERISTICS OF SUBJECTS OF EDUCATIONAL AND EDUCATIONAL SPACES OF SUBSTITUTING FAMILY

The article is dedicated to one of the most urgent problems of interaction of subjects of the educational space of a substitute family. The authors cite the classification of the subjects of the educational space. The article shows that the composition of subjects of the educational space of a substitute family is constantly changing, depending on the changes in the surrounding world. Each subject of the educational space has a direct or indirect effect on the socialization of the adoptive child.

Текст научной работы на тему «Характеристика субъектов образовательно-воспитательного пространства замещающей семьи»

ных методов реализации личностно-ориентированного обучения является метод проектов. Использование метода проектов в обучении информатике строится на основе личностно-

При применении методик интерактивного обучения на занятиях по информатике, вместо монотонных лекций преподаватели смогут добиться заинтересованности студентов в данном пред-

Библиографический список

мете, а также повысить их знания. При нестандартном обучении информация усваивается во много раз быстрее. Данный вид обучения являются не столько теоретическим, сколько практическим. При выходе из институтов студенты будут иметь практический багаж знаний, что позволит повысить их конкурентоспособность.

1. Таюпова О.И. Медиатекст и медиадискурс: монография. Уфа: РИЦ БашГУ, 2017.

2. Википедия. Available at: https://de.wikipedia.org./wiki/Interdisziplinaritat

3. Гусев С.С. Междисциплинарность. Энциклопедия эпистемологии и философии науки. Гл. ред. И.Т. Касавин. Москва: Канон+ РООИ «Реабилитация», 2009: 477 - 478.

4. Емельянова Е.Ю. Модульно-рейтинговый подход в формировании индивидуальной образовательной траектории будущих журналистов. Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2012; 3: 112 - 115.

5. Абдухаирова А.Т. Приёмы активизации мыслительной деятельности. Педагогика. 1998; 8: 13 - 14.

6. Data Scientist. SAS Global Certification Program. [Б.м.], 2017. Available at: https://www.sas.com/en_us/certification/credentials/advanced-analytics/data-scientist.html

7. Батьковский М.А, Крюкова М.С., Трофимец Е.Н. Информационно-аналитические технологии в системе подготовки специалистов для силовых структур и оборонно-промышленного комплекса. Радиопромышленность. 2016; 1: 117 - 126.

References

1. Tayupova O.I. Mediatekst i mediadiskurs: monografiya. Ufa: RIC BashGU, 2017.

2. Vikipediya. Available at: https://de.wikipedia.org./wiki/Interdisziplinaritat

3. Gusev S.S. Mezhdisciplinarnost'. Enciklopediya 'epistemologiii filosofiinauki. Gl. red. I.T. Kasavin. Moskva: Kanon+ ROOI «Reabilitaciya», 2009: 477 - 478.

4. Emel'yanova E.Yu. Modul'no-rejtingovyj podhod v formirovanii individual'noj obrazovatel'noj traektorii buduschih zhurnalistov. Vestnik Tambovskogo universiteta. Seriya: Gumanitarnye nauki. 2012; 3: 112 - 115.

5. Abduhairova A.T. Priemy aktivizacii myslitel'noj deyatel'nosti. Pedagogika. 1998; 8: 13 - 14.

6. Data Scientist. SAS Global Certification Program. [B.m.], 2017. Available at: https://www.sas.com/en_us/certification/credentials/advanced-analytics/data-scientist.html

7. Bat'kovskij M.A, Kryukova M.S., Trofimec E.N. Informacionno-analiticheskie tehnologii v sisteme podgotovki specialistov dlya silovyh struktur i oboronno-promyshlennogo kompleksa. Radiopromyshlennost'. 2016; 1: 117 - 126.

Статья поступила в редакцию 10.04.18

УДК 37.061

Saenko L.A., Doctor of Science (Sociology), senior lecturer, Professor, North-Caucasian Social Institute (Stavropol, Russia), E-mail: la-saenko@yandex.ru

Solomatina G.N., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Department of Special Pedagogy and Subject Methods, Stavropol State Pedagogical Institute (Stavropol, Russia), E-mail: la-saenko@yandex.ru

CHARACTERISTICS OF SUBJECTS OF EDUCATIONAL AND EDUCATIONAL SPACES OF SUBSTITUTING FAMILY. The

article is dedicated to one of the most urgent problems of interaction of subjects of the educational space of a substitute family. The authors cite the classification of the subjects of the educational space. The article shows that the composition of subjects of the educational space of a substitute family is constantly changing, depending on the changes in the surrounding world. Each subject of the educational space has a direct or indirect effect on the socialization of the adoptive child. Key words: replacement family, educational space, subjects of educational space.

Л.А. Саенко, д-р социол. наук, доц., проф. каф. АНО ВО, «Северо-Кавказский социальный институт», г. Ставрополь, E-mail: la-saenko@yandex.ru

Г.А. Соломатина, канд. пед. наук, доц., доц. каф. специальной педагогики и предметных методик, ГБОУ ВО «(Ставропольский государственный педагогический институт», г. Ставрополь, E-mail: la-saenko@yandex.ru

ХАРАКТЕРИСТИКА СУБЪЕКТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА ЗАМЕЩАЮЩЕЙ СЕМЬИ

Статья посвящена одной из наиболее актуальных проблем - взаимодействию субъектов воспитательного пространства замещающей семьи. Авторами приведена классификация субъектов воспитательного пространства. В статье показано, что состав субъектов воспитательного пространства замещающей семьи постоянно меняется, в зависимости от изменения окружающего мира. Каждый субъект воспитательного пространства оказывает прямое или косвенное воздействие на социализацию приемного ребёнка.

Ключевые слова: замещающая семья, воспитательное пространство, субъекты воспитательного пространства.

Замещающая семья, как и любая другая, в процессе жизнедеятельности вступает во взаимодействие с достаточно большим количеством членов социума, в котором она проживает. Поэтому возникает необходимость изучения субъектов взаимодействия пространства замещающей семьи. Поскольку основной функцией замещающей семьи является воспитание и развитие личности приемного ребёнка, то, говоря о пространстве замещающей семьи, точнее использовать термин «воспитательное пространство».

Под «воспитательным пространством» понимается специально организованная педагогическая среда, специально созданная и окружающая ребёнка (или группу детей). В то же время на процесс воспитания ребёнка огромное влияние оказы-

вает окружающая среда, которая сопровождает ребёнка повсюду (в школе и дома, на улице). Влияние этой среды ребёнок испытывает постоянно, осознанно или не осознанно. В тоже время среда - это некая природно-социальная данность, а не результат специально организованных действий. Воспитательное пространство, исходя из этой логики, представляет собой результат деятельности как специально организованной, так и спонтанной, носящей интеграционный и созидательный характер [1].

Воспитательное пространство нельзя считать единым, постоянным, равномерным и однонаправленным. Для каждого ребёнка воспитательное пространство будет индивидуальным, однако для группы детей - может быть схожим по своим структурным компонентам. В тоже время воспитательное простран-

ство является нестабильным, оно способно к развитию своей структуры.

Таким образом, воспитательное пространство в замещающей семье представляет собой специально организованную педагогическую среду, в которой протекают взаимосвязанные педагогические события, создаваемые в этой системе усилиями большого количества участников с целью реализации воспитательного воздействия на приемного ребёнка. В связи с этим необходимо рассмотреть структуру воспитательного пространства, включающую в себя определённых субъектов.

Субъект в научной литературе понимается как активный участник жизненного процесса, осуществляющий свою деятельность в контексте взаимодействия с объективным миром, другими людьми и самим собой [2].

По мнению В.И. Слободчикова и Е.И. Исаева субъектом является человек, занимающийся каким-либо видом предметно-практической деятельности и познанием, направленной на определенный объект, который является источником активности. Авторы отмечают, что развитие субъекта представляет собой процесс постижения индивидом собственной душевной жизни, родовыми способностями. В этом аспекте авторы представили субъект активно действующим и познающим, обладающим сознанием и волей индивидом или социальной группой [3]. В данном аспекте впервые прозвучало утверждение, что субъектом может являться один индивид или группа.

Субъект всегда наделен такими качествами как активность, самостоятельность, которые позволяют ему осуществлять специфические формы жизнедеятельности. Основной формой направленного воздействия на растущего ребёнка является воспитание, в процессе которого складывается общественное поведение, формируется готовность к деятельности с остальными субъектами общества. Б.Г. Ананьев подчёркивает, что становление субъекта как личности всегда происходит в системе социальных отношений [4].

Таким образом, в контексте изучения жизнедеятельности замещающей семьи можно дать следующее определение: субъектом воспитательного пространства замещающей семьи являются все участники воспитательного процесса, включая приемного ребёнка, активно воздействующие на его (приемного ребёнка) сознание, волю, эмоции, осуществляющие разнообразные функции в его жизнедеятельности.

О.Ю. Поддубная указывает, что специально-организованная информационно-образовательная среда не может оказать разрушающее воздействие на воспитательное пространство, а может только расширить возможности субъектов этого пространства, усиливая как воспитательное воздействие, так и влияние на развитие субъектов. К таким организованным средам относят: информационно-образовательную среду образовательных организаций всех уровней (школа, колледж, вуз), сайты государственных учреждений, сайты газет и журналов, имеющих государственную аккредитацию и т. д. К неорганизованным средам относят: социальные сети (Одноклассники, ВКонтакте, Facebook и др.), форумы, сайты общественных организаций, движений и т. п., а также любая иная информация, которая находится в сети Интернет [5].

Согласно классификации А.В. Мудрика, субъектами воспитательного пространства могут выступать [6]:

- индивидуальные лица: дети, родители, воспитанники, педагоги, соседи, служащие муниципальных учреждений, волонтеры и т. п.;

- групповые объединения: семья, группа сверстников, объединения по интересам, воспитательные и образовательные учреждения, детские и молодежные объединения, организации социокультурной направленности, органы управления и т. п.

В соответствии с этой классификацией мы можем определить, что субъектом воспитательного пространства замещающей семьи могут выступать все личности, которые оказывают влияние не только на приемного ребёнка, но и на членов замещающей семьи. Поэтому к индивидуальным субъектам воспитательного пространства замещающей семьи, перечисленным выше, мы можем добавить служащих органов опеки, работников детских домов, осуществляющих психолого-педагогическое сопровождение замещающей семьи, а также контроль за её жизнедеятельностью. К групповым субъектам можно добавить муниципальные органы управления, в том числе органы опеки.

Данная классификация позволяет понять структуру воспитательного пространства, распределение социальных ролей, определение социального статуса конкретной личности. Для того чтобы изучить механизмы взаимодействия приемного ребёнка

как субъекта воспитательного пространства, мы классифицировали всех субъектов, контактирующих с ним, следующим образом: постоянные субъекты; временные субъекты; случайные субъекты.

К постоянным субъектам воспитательного пространства мы отнесли тех личностей, которые контактируют с приемным ребёнком стабильно в течение длительного времени.

Временные субъекты вступают в контакт с приёмным ребёнком эпизодически, хотя хорошо знакомы с ним, а случайные субъекты могут встретиться на его жизненном пути все несколько раз.

Целесообразность выделения случайных субъектов, на наш взгляд, является необходимым, поскольку достаточно часто их реплики западают в память и оказывают непосредственное влияние на судьбу подрастающей личности.

Следует отметить, что в процессе жизнедеятельности приемного ребёнка распределение субъектов в воспитательном пространстве может меняться, обладать изменчивостью. Так, в младенческом и раннем возрасте в роли постоянных субъектов выступают только члены замещающей семьи, проживающие на одной территории. В этом возрасте в качестве временных субъектов выступают члены этой семьи - родственники, проживающие отдельно, а также друзья семьи, часто навещающие замещающих родителей. Роль временного субъекта воспитательного пространства замещающей семьи играет также врач-педиатр, регулярно проводящий осмотры и лечение приемного ребёнка. В качестве случайных субъектов можно отметить врачей различного профиля, которые проводят осмотр ребёнка единожды. Однако случайные субъекты в этом возрасте не оказывают никакого воспитательного влияния.

В дошкольном возрасте значительно расширяется количество субъектов воспитательного пространства замещающей семьи. Приемный ребёнок, как правило, посещает дошкольное образовательное учреждение, существенно расширяется сфера его контактов с окружающими людьми. Так, в качестве постоянных субъектов воспитательного пространства начинают выступать работники ДОУ, члены воспитательной группы, которую посещает ребёнок. Однако воспитательное воздействие в этом возрасте оказывают только взрослые, которые организуют и регулируют совместную деятельность детей в данной группе и их взаимоотношения. Поэтому от того как воспитатели, а также помощник воспитателя, логопед, психолог, заведующий детским садом и другие члены педагогического коллектива относятся к конкретному ребёнку, будет зависеть его эмоциональное состояние, статус в этой группе. Расширяется и круг временных субъектов воспитательного пространства замещающей семьи. К ним можно отнести детей и родителей, гуляющих на одной детской площадке, педагогов и детей системы дополнительного образования, спортивных секций, которые начинает посещать приемный ребёнок дошкольного возраста, а также представителей органов опеки и служб сопровождения замещающей семьи. Временные субъекты в этом возрасте, несмотря на эпизодичность, регулярно контактируют с приемных ребёнком и оказывают существенное влияние на его личностное развитие и функционирование замещающей семьи в целом. Субъекты взаимодействуют друг с другом, оказывая влияние друг на друга. По сути, каждый субъект воспитательного пространства является развивающим фактором.

В школьном возрасте качественный и количественный состав субъектов воспитательного пространства существенно изменяется. Из постоянных субъектов воспитательного пространства полностью исключаются работники дошкольного образовательного учреждения, а включаются педагогические работники школы. Субъекты системы дополнительного образования или спортивных секций могут перейти в разряд постоянных в случае, если ребёнок продолжает заниматься в студии или секции. Увеличивается количество временных субъектов воспитательного пространства, т.к. у ребёнка появляются новые увлечения. В этом возрасте начинают оказывать влияние на развитие ребёнка случайные субъекты, поскольку в памяти остаются даже мимолетные замечания и высказывания малознакомых людей, если они касаются характеристики личности или поведения школьника [7; 8].

Таким образом, состав субъектов воспитательного пространства замещающей семьи постоянно меняется, видоизменяются и взаимоотношения приемного ребёнка с окружающим его социальным миром. Каждый субъект воспитательного пространства оказывает прямое или косвенное воздействие на социализацию приемного ребёнка.

Библиографический список

1. Дубовицкая С.В., Беккер И.Л. Воспитывающая среда как фактор становления и развития личности. Известия ПГУ им. В.Г. Белинского. 2011; 24: 631 - 637.

2. Словарь-справочник по теории воспитательных систем. Составитель П.В. Степанов. Москва, 2002.

3. Исаев Е.И., Слободчиков В.И. Психология образования человека: Становление субъектности в образовательных процессах. Москва, 2013.

4. Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания. Санкт-Петербург, 2001.

5. Поддубная О.Ю. Образовательно-воспитательное пространство интернета как средство развития информационной культуры студентов. Автореферат диссертации ... кандидата педагогических наук. Рязань, 2010.

6. Мудрик А.В. Социальная педагогика. Москва, 2003.

7. Саенко Л.А., Гукасова Г.С. Девиантное поведение в современном родительстве. Дискуссия. 2012; 9: 144 - 147.

8. Палиева Н.А., Соломатина Г.Н. Психологические факторы эффективности замещающих семей. Вопросы психологии. 2010; 5: 146 - 152.

References

1. Dubovickaya S.V., Bekker I.L. Vospityvayuschaya sreda kak faktor stanovleniya i razvitiya lichnosti. Izvestiya PGUim. V.G. Belinskogo. 2011; 24: 631 - 637.

2. Slovar'-spravochnikpo teorii vospitatel'nyh sistem. Sostavitel' P.V. Stepanov. Moskva, 2002.

3. Isaev E.I., Slobodchikov V.I. Psihologiya obrazovaniya cheloveka: Stanovlenie sub'ektnosti v obrazovatel'nyh processah. Moskva, 2013.

4. Anan'ev B.G. O problemah sovremennogo chelovekoznaniya. Sankt-Peterburg, 2001.

5. Poddubnaya O.Yu. Obrazovatel'no-vospitatel'noe prostranstvo interneta kak sredstvo razvitiya informacionnoj kul'tury studentov. Avtoreferat dissertacii ... kandidata pedagogicheskih nauk. Ryazan', 2010.

6. Mudrik A.V. Social'naya pedagogika. Moskva, 2003.

7. Saenko L.A., Gukasova G.S. Deviantnoe povedenie v sovremennom roditel'stve. Diskussiya. 2012; 9: 144 - 147.

8. Palieva N.A., Solomatina G.N. Psihologicheskie faktory 'effektivnosti zameschayuschih semej. Voprosypsihologii. 2010; 5: 146 - 152.

Статья поступила в редакцию 10.04.18

УДК 371

Serkerov S.E., Cand. of Sciences (Law), senior lecturer, Department of Legal Disciplines, DGPU (Makhachkala, Russia), E-mail: timop2012@mail.ru

Abdulmutalimova Z.M., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Department of Legal Disciplines, DGPU (Makhachkala, Russia), E-mail: timop2012@mail.ru

FEATURES OF INFORMATIONAL COUNTERACTION TO EXTREMISM AND TERRORISM. The article considers the place of mass media in counteraction to terrorism and extremism. In recent years the growing problem of youth extremism can currently be seen as a problem of national importance and the threat to Russia's national security. The work highlights some of the mechanisms of information and opposition, the Prime Minister who can achieve positive change in this direction. The authors conclude that the media nowadays is the most efficient and effective way to influence the mass understanding of terrorism and extremism. For this reason, the key objective of all subjects that inform about the threat of extremism in journalistic society is to create a system that guarantees coverage of terrorist activities, their unfavorable effects on the society, no matter how other parties are trying to cover their up and camouflage.

Key words: mass media, information opposition, extremism, terrorism, terrorist threats, propaganda, civil society.

С.Э. Серкеров, канд. юр. наук, доц. каф. юридических дисциплин, ДГПУ, г. Махачкала, E-mail: timop2012@mail.ru З.М. Абдулмуталимова, канд. пед. наук, ст. преп. каф. юридических дисциплин, ДГПУ, г. Махачкала, E-mail: timop2012@mail.ru

ОСОБЕННОСТИ ИНФОРМАЦИОННОГО ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ЭКСТРЕМИЗМУ И ТЕРРОРИЗМУ

Данная статья рассматривает место средств массовой информации в противодействии терроризму и экстремизму. Выделены некоторые механизмы информационного противодействия, применив которые можно добиться позитивного сдвига в этом направлении. Авторы делают вывод о том, что средства массовой информации на сегодняшний день - наиболее оперативный и результативный способ влияния на массовое понимание терроризма и экстремизма. По этой причине ключевая цель всех субъектов информативного противодействия экстремизма и журналистского общества, в первую очередь - создать систему, гарантирующую освещение террористической деятельности только с неблагоприятных позиций, вне зависимости от того, чем её пытаются прикрыть и замаскировать.

Ключевые слова: средства массовой информации, информационное противодействие, экстремизм, терроризм, террористические угрозы, пропаганда, гражданское общество.

На все сферы общественной жизни влияет активное проникновение все новых информационно-коммуникационных технологий, что приводит к качественно новому состоянию - информатизации общества. Во всем мире, в том числе и в России с различной степенью интенсивности происходит становления информационного общества. Трансформационные процессы общества, глобализация, прогресс информационно-коммуникационных технологий привели к серьезным изменениям социали-зационных механизмов интеграции молодого поколения, которое оказалась уязвимым перед экстремистскими движениями и группами, транслируемыми ими установками, ценностями, моделями поведения. Используя глобальную сеть Интернет и возможности компьютерной коммуникации, идеологи экстремистских движений и групп активно воздействуют на неокрепшее сознание российской молодежи.

В результате в последние годы происходит обострение проблемы молодежного экстремизма, который в настоящее время может рассматриваться как проблема общегосударственного значения и угроза национальной безопасности России. Государственные управленческие структуры не успевают адекватно и в полной мере реагировать на изменения коммуникационной системы российского общества в части противодействия трансляции экстремистских установок. Компьютеры, интернет, мобильные телефоны стали мощным пропагандистским инструментом различных объединений экстремистской направленности, в первую очередь молодежных. Этому способствует специфика глобальной сети, которая предоставляет такие преимущества, как простота доступа, независимость от географического расположения, неограниченная потенциальная аудитория, высокая скорость передачи информации, трудность контроля со

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.