Научная статья на тему 'Направления нравственного воспитания приемных детей в замещающей семье'

Направления нравственного воспитания приемных детей в замещающей семье Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
617
76
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРИЕМНЫЙ РЕБЕНОК / ADOPTED CHILD / ЗАМЕЩАЮЩАЯ СЕМЬЯ / SUBSTITUTE FAMILY / НРАВСТВЕННОЕ ОТНОШЕНИЕ / MORAL ATTITUDE / НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ / MORAL EDUCATION

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Саенко Людмила Александровна, Соломатина Галина Николаевна

В статье изложены основные направления нравственного отношения к замещающим родителям у приемного ребенка. Целью исследования явилось выделение особенностей отношения приемных детей к замещающим родителям. Были проанализированы беседы с замещающими родителями, с психологами и социальными работниками службы сопровождения, а также проведен анализ дневниковых записей некоторых замещающих родителей. Авторы в данной статье предприняли попытку рассмотреть основные направления нравственного воспитания в замещающей семье. Материалы могут использоваться при конструировании воспитательного пространства замещающей семьи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Trends of moral education of adopted children in a substitute family

The article outlines the main directions of an adopted child’s moral attitude toward substitute parents. The aim of the study has been to highlight the characteristics of the attitude of adopted children to substitute parents. Interviews with substituting parents, with psychologists and social workers of the escort service have been analyzed, as well as diaries of some substitute parents. The authors in attempted to consider the main directions of moral education in a substitute family. Materials can be used in constructing an educational space of a substitute family.

Текст научной работы на тему «Направления нравственного воспитания приемных детей в замещающей семье»

УДК 376.6 ББК 74.9 С-14

Саенко Людмила Александровна, доктор социологических наук, доцент, профессор кафедры социально-гуманитарных дисциплин АНО ВО «Северо-Кавказский социальный институт», г. Ставрополь, e-mail:[email protected];

Соломатина Галина Николаевна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры специальной педагогики и предметных методик ГБОУ ВО «Ставропольский государственный педагогический институт», e-mail:[email protected]

НАПРАВЛЕНИЯ НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ПРИЕМНЫХ ДЕТЕЙ В ЗАМЕЩАЮЩЕЙ СЕМЬЕ (рецензирована)

В статье изложены основные направления нравственного отношения к замещающим родителям у приемного ребенка. Целью исследования явилось выделение особенностей отношения приемных детей к замещающим родителям. Были проанализированы беседы с замещающими родителями, с психологами и социальными работниками службы сопровождения, а также проведен анализ дневниковых записей некоторых замещающих родителей. Авторы в данной статье предприняли попытку рассмотреть основные направления нравственного воспитания в замещающей семье. Материалы могут использоваться при конструировании воспитательного пространства замещающей семьи.

Ключевые слова: приемный ребенок, замещающая семья, нравственное отношение, нравственное воспитание.

Saenko Lyudmila Alexandrovna, Doctor of Sociology, an associate professor, professor of the Department of Social and Humanitarian Disciplines, ASI HE "North Caucasus Social Institute", Stavropol, e-mail: [email protected];

Solomatina Galina Nikolaevna, Candidate of Pedagogic, an associate professor of the Department of Special Pedagogics and Subject Methods of SBEI HE "Stavropol State Pedagogical Institute ", e-mail: [email protected]

TRENDS OF MORAL EDUCATION OF ADOPTED CHILDREN IN A SUBSTITUTE FAMILY

(reviewed)

The article outlines the main directions of an adopted child's moral attitude toward substitute parents. The aim of the study has been to highlight the characteristics of the attitude of adopted children to substitute parents. Interviews with substituting parents, with psychologists and social workers of the escort service have been analyzed, as well as diaries of some substitute parents. The authors in attempted to consider the main directions of moral education in a substitute family. Materials can be used in constructing an educational space of a substitute family.

Key words: adopted child, substitute family, moral attitude, moral education.

В последние годы все больше российских семей принимают на воспитание детей -

сирот. Семейные формы жизнеустройства детей-сирот призваны обеспечить их полноценную социализацию в обществе и всесторонне развитие. Важнейшей стороной общего развития ребенка является нравственное воспитание, которое формирует у детей нравственные идеалы и ценности, развивает нравственные чувства, способствует проявлению нравственного поведения. Кроме того, целенаправленная работа по нравственному воспитанию призвана формировать у детей собственные представления о нравственности: это взгляды, убеждения, суждения, что позволяет приобрести собственный нравственный опыт, систему нравственных ценностей [1].

Одним из важных нравственных чувств личности является любовь ребенка к своим родителям, которая проявляется в заботе, моральной поддержке, всесторонней помощи. Любовь формируется постепенно на основе доверия к родителям и проявляется сначала в форме привязанности ребенка к родителям. И только на основе приобретения определенного культурного уровня ребенок начинает любить своих замещающих родителей в полной мере, проявляя поистине нравственное отношение к ним [4].

Принятие ребенка-сироту в семью возможно в разном возрасте, от рождения до совершеннолетия. Если ребенок маленький, до трех лет, то и формирование нравственного отношения к родителям происходит естественным образом. А если ребенок в возрасте старше пяти лет, то сформированных нравственных чувств, в том числе и любви к замещающим родителям, у него нет.

Поэтому нам хочется остановиться на основных направлениях воспитания нравственного отношения детей-сирот к приемным родителям. К основным направлениям мы отнесли: ознакомление с понятием «семья»; формирование понятия семейного «мы»; обучение выражению чувства любви к членам замещающей семьи; воспитание гуманного отношения к окружающему миру. Следует отметить, что выделение этих направлений воспитания условны, т.к. все они взаимосвязаны между собой. Однако описание каждого направления воспитания будет способствовать пониманию глубины и значимости проблемы.

Ознакомление приемного ребенка с понятием «семья» начинается с первых дней появления его в доме. В первую очередь ребенка необходимо познакомить только с теми членами семьи, которые проживают в доме, представить их, объяснить родственные связи. С другими родственниками, друзьями знакомство желательно отложить на более поздние сроки. Приёмный ребенок должен адаптироваться в новой для него обстановке, привыкнуть к новым для него членам семьи.

Как правило, дети-сироты охотно называют мамой не только приемную маму, но и многих других взрослых женщин, выражающих доброе к ним отношение (и друзей семьи, и воспитателей в детском саду, и учителей в школе). Однако необходимо четко разграничивать ролевую позицию - мать и ребенок, бабушка и ребенок, воспитатель в детском саду и ребенок. В случае если приемный ребенок назвал мамой другую женщину, ему сразу надо объяснить, что мамой называть следует только одну женщину - его приемную маму. Ко всем взрослым, с которыми он общается, надо обращаться по имени-отчеству. Только к родственникам и близким знакомым можно обращаться по имени.

Приемному ребенку очень трудно понять смысл слова «семья», поскольку он либо не имел вообще семьи, либо жил в неблагополучной семье. Поэтому нужна разъяснительная работа по уточнению понятия «семья». Семья не просто объединяет

людей, проживающих под одной крышей. В семье всегда присутствуют определенные отношения, традиции, привычки. Каждая семья имеет свои отличия по количеству проживающих людей, по традициям, по стилю взаимоотношений и т.д. В каждой благополучной семье присутствует особая атмосфера доброжелательности, взаимопомощи, поддержки, заботы друг о друге. Ребенку можно рассказать о том, что каждый член семьи выполняет различные функции. Например, родители зарабатывают деньги для всех членов семьи, бабушка является главной по кухне, а дети - помощниками взрослых.

Далее следует подробно рассказывать приемному ребенку о всех родственных связях: старшее поколение со стороны мамы, папы, о горизонтальных родственных связях - тёти, дяди, кузены и т.д. Такие беседы позволяют приемному ребенку «войти в семью», найти «своё место» в семье. Более наглядно представить совокупность родственных отношений поможет рисование генеалогического дерева семьи. Необходимо не только рассказывать о родственниках, но и говорить о том, чем этот человек дорог семье (например, о воевавших в годы ВОВ, о трудовых достижениях и т.п.).

Рассказы замещающих родителей о своей семье могут вызвать у приемного ребенка ассоциативные воспоминания о его кровной семье, которые могут возникать при совпадении имен, внешнего сходства, каких-либо предметов быта [3]. Многих замещающих родителей пугают эти воспоминания, но они будут неоднократно появляться еще достаточно долгий период времени. Многие знают, что после пережитого стресса, горя, любому, даже взрослому, надо проговорить свои чувства, не сдерживать их. Дети-сироты, пережившие в своей жизни жестокое обращение, голод, интуитивно делают то же самое. Своими рассказами о прошлой жизни они «выплескивают» из себя тот негатив, который они пережили. Поэтому, слушая воспоминания ребенка, необходимо проявлять терпение, не перебивать ребенка, выражать ему свое сочувствие и сопереживание. Нельзя допустить усиления агрессии и ненависти ребенка к своим биологическим родителям.

Формирование понятия семейного «мы». Благополучная семья отличается наличием единого семейного пространства, единого чувства семьи - «мы». Для каждого члена семьи в понятии «мы» интегрируются чувства, эмоции, принадлежность именно к этой семье. Принадлежность к своему роду, к своей семье, к семейному «мы» формирует у детей чувство защищенности, поскольку это важная эмоционально-организующая сила.

Для ребенка-сироты, который воспитывался в учреждениях интернатного типа, характерно отождествление себя с «детдомовским мы», которое является стихийным психологическим образованием. Мир ребенка-сироты делится на антагонистические группы «свой» и «чужой». «Свой» - это все дети из детского дома, «чужой» - все остальные. «Свои» - это сила, это единство жизненного пространства, «чужой» - это люди, с которых можно извлечь свою выгоду. Дети-сироты четко различают правила взаимодействий со «своими» и «чужими».

В замещающей семье понятие детдомовское «мы» (т.е. «свои») следует трансформировать в семейное «мы». Семейное «мы», будет выражаться в духовной сопричастности к жизнедеятельности замещающей семьи. Необходимо вовлекать

приемного ребенка в семейную жизнь: обсуждать предстоящие покупки, приобретение одежды, предметов обихода, поездку на отдых, обсуждение планов на выходные и т.д. Следует подчеркнуть, что для вас важно совместно принятое решение, важна значимость

его мнения, результатов его позитивных поступков и действий. Ребенка надо привлекать к любому виду деятельности: совместная уборка квартиры, приготовление еды, примерка и обсуждение покупок в магазине и т.д. Соучастие в различных видах деятельности семьи будет способствовать формированию у приемного ребенка чувства сплоченности и причастности к семье.

Накопление семейного опыта жизни можно отражать в личном фотоальбоме приемного ребенка, в который надо помещать больше фотографий совместных праздников, путешествий, прогулок, домашних семейных вечеров со всеми членами семьи. Поэтапно у приемного ребенка сформируется его новое «семейное прошлое и настоящее», где каждая фотография будет сопровождаться новыми позитивными воспоминаниями, что способствует вытеснению негативных событий из памяти. Личный фотоальбом станет для приемного ребенка основой его семейной истории, нового понимания и наполнения семейного «мы».

Развитию и укреплению семейного «мы» способствует проведение семейных праздников, закрепленные семейные традиции. Семейные праздники - дни рождения членов семьи, празднование Нового года, мартовского женского праздника и др. В качестве нового праздника можно отметить и дату появления приемного ребенка в семье. Семейный праздник, на всех этапах подготовки, проведения и послепраздничного обсуждения, будет способствовать формированию у приёмного ребёнка «праздничную культуру»: подготовка к празднику, нарядная одежда к празднику, убранство дома, подготовка праздничных блюд, этикет, поведение за столом и с гостями.

Такие праздничные мероприятия способствуют формированию у приёмных детей эмоциональной отзывчивости, позитивного настроя, воспитанию чувства уважения к членам семьи, удовлетворённости от совместной деятельности, побуждают к взаимодействию с членами замещающей семьи.

Обучение выражению чувства любви к членам замещающей семьи является наиболее сложным направлением нравственного воспитания, т.к. у детей-сирот зачастую чувственная сфера оказывается неразвитой. В силу своего негативного социального опыта, приемный ребенок привык только к отрицательным эмоциям, положительные же эмоции вызывают у него сложные, неадекватные реакции. Он не знает, как реагировать на заботу и внимание, на яркоокрашенные события его жизни, например, получение подарков, посещение аттракционов, цирка и т.д. Следует проявить терпение и выдержку, обучая ребенка выражать свои чувства.

Начинать эту работу следует с рассказов о собственных чувствах, впечатлениях, особенно о чувствах, которые вызывают положительные эмоции, о собственной реакции на то или иное событие. Перед посещением гостей, игровых развлекательных центров, праздничных мероприятий приемному ребенку следует рассказать о своих детских впечатлениях, когда вы посещали это мероприятие (например, парк развлечений). Приемному ребенку можно рассказать какую-нибудь забавную историю, связанную с посещением парка развлечений, лучше - если эта история будет связана с членами семьи. Следует рассказать об эмоциях, которые сопровождали вас при посещении парка и после прогулки.

При формировании нравственных отношений приемного ребенка к матери будут уместны рассказы и беседы о любви матери к своему ребенку. В благополучной семье

любая мать любит своего ребенка, только за факт его существования. Любовь эта безоглядная и беззаветная. Кровные матери не так часто бросают и предают своих детей. В подавляющем большинстве случаев - матери заботятся о своих детях. Эта материнская любовь основывается на кровном родстве со своим ребенком. У приемного ребенка отсутствует кровная связь с матерью.

Замещающей маме следует чаще говорить слова любви и подчеркивать заботу о нем. По прошествии времени приемный ребенок начнет повторять и научится выражать вербально свою любовь, в первую очередь - к замещающей маме.

Обратим особое внимание на формы телесного выражения любви замещающих родителей (например, поцелуй, прижатие ребенка к себе) к приемному ребенку. Такие проявления по отношению к приемным детям следует выражать с большой осторожностью, несмотря на то, что приемные дети нуждаются в ласке. Необходимо помнить, что тактильные формы проявления любви и ласки, как правило, были исключены из жизни ребенка в интернатном учреждении или в кровной семье. Часто, такие формы проявления лаки вызывают у детей негативные воспоминания и ассоциации. Подходящий взрослый человек, раскрытая ладонь могут ассоциироваться с угрозой, ребенок испытывает страх [2]. Следовательно, попадая в новую обстановку, приемный ребенок может воспринимать их с опаской. Следует осторожно, невзначай погладить ребенка по голове, коснуться и погладить по плечу и т.д.

Можно рекомендовать показать проявления своей любви к приемному ребенку через игрушки или через домашнего питомца: обнять куклу, погладить кота, сказать при этом ласковые слова. В этом случае срабатывает механизм подражания. Через некоторое время, приемный ребенок, копируя ваши движения, вашу интонацию, начнет выражать свои чувства, свою любовь сначала игрушкам, потом домашнему питомцу, и только потом замещающим родителям. В дальнейшем он сам выскажет свое желание, чтобы его приласкали, обняли.

Одно из нравственных чувств - это гордость за свою семью. У приемного ребенка следует формировать чувство гордости за своих родителей, за свою новую семью. Любые достижения замещающих родителей, каждого члена семьи должны стать известны приемному ребенку. Например, старшего брата (сестру) хвалили в спортивной/музыкальной школе, папе объявили благодарность и т.п. Гордость и радость за достижения всех членов замещающей семьи не должны затмевать успехи и приемного ребенка. Пусть совсем не значительные, но они должны также стать предметом гордости семьи. Замещающим родителям необходимо говорить о чувствах по отношению к этому событию, делиться этими чувствами с приемным ребенком.

Приемному ребенку требуется убедиться в любви замещающих родителей к нему, он пытается понять их дальнейшие намерения. Для этого он может даже портить личные вещи, посуду, мебель, представляющие ценность для замещающей семьи. Таким образом, он будет пытаться проверить степень любви замещающих родителей к нему. В такой ситуации, замещающим родителям сложно выяснить истинные причины отклонений в поведении ребенка. В такой ситуации следует провести анализ прошедших событий, истинных мотивов поведения приемного ребенка. Это поможет родителям правильно реагировать на дальнейшие поступки приемного ребенка.

Воспитание гуманного отношения к окружающему миру. Процесс воспитания в

рамках замещающей семьи должен быть направлен не только на формирование у приемных детей нравственного отношения к замещающим родителям, но и на формирование гуманного отношения к миру в целом. Понятие «гуманизм» отражает жизненную позицию, направленную на признание человека высшей ценностью, признании его прав на свободу, счастье, развитие его способностей. Гуманистическое отношение к миру - это сформированное осознанное чувство сопереживания, сострадания, сочувствия, что выражается в поддержке и помощи при взаимодействии с людьми. Такие качества личности и становятся основой нравственного отношения ребенка к замещающим родителям.

У детей уже в дошкольном возрасте формируются такие качества личности как сострадание, дружелюбие, однако, это при благоприятных обстоятельствах его жизни. Первостепенно у детей воспитывается доброжелательное, заботливое отношение к своим родным и близким, к другим детям. Поэтапно у детей формируется собственная самооценка, также самооценка своих действий и поступков, поступков других людей (взрослых и сверстников). У детей-сирот, зачастую, эти качества оказываются слабо сформированными. Дети-сироты смотрят и воспринимают окружающий мир недоверчиво, иногда - враждебно, что происходит вследствие разрушения или отсутствия базисного доверия к людям.

Личный пример замещающих родителей, становится вектором формирования гуманного, доверительного отношения к миру. Уважительные, доброжелательные выказывания мамы по отношению к приемному ребенку, ко всем членам семьи являются якорем развития нравственных отношений у приемного ребенка к людям. Просмотр фильмов, телепередач, чтение книг - это источники воспитания нравственного отношения приемного ребенка к окружающим только в том случае, если замещающие родители обсуждают с детьми нравственные поступки героев, совместно с детьми дают нравственную оценку поступкам, устанавливая при этом причинно-следственные связи, эмоционально выражает отношение к поступкам героев. Это стимулирует выработку у приемного ребенка норм нравственного поведения.

Отметим, что приемные дети, долгое время находящиеся в асоциальной среде, склонны оправдать негативные поступки героев, такие как жестокость, воровство, лживость и др. Этим он старается оправдать свои безнравственные поступки. Примеры литературных и киногероев, примеры телепередач помогают в осмыслении приёмным ребенком своих собственных поступков, жизненных наблюдений. Накопление знаний о взаимоотношениях между людьми ложатся в основу осознания подлинных мотивов поведения и чувств.

Таким образом, можно сделать следующие выводы:

1. Приемный ребенок вследствие негативного социального опыта в период жизни в неблагополучной кровной семье и в детском доме имеет особенности нравственного, эмоционального, умственного развития, что препятствует формированию нравственных чувств к замещающим родителям.

2. При воспитании нравственного отношения к замещающим родителям у приёмного ребенка необходимо учитывать следующие этапы: ознакомление с понятием «семья»; формирование понятия семейного «мы»; обучение выражению чувства любви к членам замещающей семьи; воспитание гуманного отношения к окружающему миру.

3. Постепенно, в результате кропотливой работы замещающих родителей по нравственному воспитанию, приемные дети научатся любить своих близких, проявлять свои чувства к ним, заботу и внимание, усвоят культурно-нравственные ценности.

Литература:

1. Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Шиянов Е.Н. Педагогика: учебник. Москва: Академия, 2002. 576 с.

2. Саенко Л.А., Гукасова Г.С. Девиантное поведение в современном родительстве // Дискуссия. 2012. № 9. С. 144-147.

3. Соломатина Г.Н., Слюсарева Е.С. Комплексное сопровождение жизнеустройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей: учебное пособие. Ставрополь: СГПИ, 2012. 158 с.

4. Соломатина Г.Н. Этапы формирования нравственных ценностей у приемных детей // Начальная школа плюс До и После, 2012. №3. С. 20-24.

Literature:

1. Slastenin V.A., Isaev I.F., Shiyanov E.N. Pedagogy: a textbook. Moscow: Academy, 2002. 576p.

2. Saenko L.A., Gukasova G.S. Deviant behavior in modern parenting / /Discussion. 2012. №9. P. 144-147.

3. Solomatina G.N., Slyusareva E.S. Integrated support of the life of orphans and children left without parental care: a textbook. Stavropol: SSPI, 2012. 158p.

4. Solomatina G.N. Stages of formation of moral values in adopted children // Primary School Plus Before and After, 2012. №3. P. 20-24.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.