Научная статья на тему 'Модель формирования готовности к позитивному взаимодействию субъектов воспитательного пространства в замещающей семье'

Модель формирования готовности к позитивному взаимодействию субъектов воспитательного пространства в замещающей семье Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
178
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
замещающая семья / взаимодействие / готовность к взаимодействию / субъекты / воспитательное пространство / модель / структура готовности / эффективное взаимодействие. / substitute family / interaction / readiness for interaction / subjects / ed- ucational space / model / structure of readiness / effective interaction

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Саенко Людмила Александровна, Соломатина Галина Николаевна

В статье представлены аспекты понятия готовности к позитивному взаимодействию субъектов воспитательного пространства замещающей семьи. В статье приведен анализ взглядов исследователей на понятие «готовность к взаимодействию». Представлена структура готовности к позитивному взаимодействию, включающая мотивационно-личностный, когнитивный и операционнодейственный компоненты. Представлено содержательное наполнение каждого из структурных компонентов готовности. В статье представлен детальный анализ субъектов воспитательного пространства: 1) родители, нацеленные на создание приемной (замещающей) семьи; 2) дети-сироты, воспитывающиеся в интернатных учреждениях; 3) специалисты, работающие с замещающими семьями. Значительное внимание уделено модели формирования готовности к позитивному взаимодействию субъектов. Структура модели объединяет целевой, организационный, содержательный и результативный блоки. Значительное внимание уделяется содержательному наполнению и описанию каждого блока. Интеграция содержательного наполнения отмеченных блоков направлена на эффективность реализации модели. Особое внимание уделено эффективному и неэффективному взаимодействию в замещающей семье. Выделены причины, даны характеристики. Обобщается практический опыт апробации модели готовности к позитивному взаимодействию субъектов воспитательного пространства замещающей семьи. Представлены результаты исследования по апробации модели на базе образовательного учреждения, занимающегося целенаправленной подготовкой субъектов воспитательного пространства замещающей семьи (на примере подготовки педагогов, психологов и других специалистов, работающих с замещающими семьями).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Саенко Людмила Александровна, Соломатина Галина Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODEL OF FORMATION OF READINESS FOR POSITIVE INTERACTION OF EDUCATIONAL SPACE ACTORS IN A SUBSTITUTE FAMILY

The article presents aspects of the concept of readiness for positive interaction between the subjects of the educational space of a substitute family. The article analyzes the views of researchers on the concept of “willingness to interact.” The structure of readiness for positive interaction, including motivational personality, cognitive and operational-effective components, is presented. The content of each of the structural components of readiness is presented. The article presents a detailed analysis of the subjects of an educational space: 1) parents, aimed at creating a foster (substitute) family; 2) orphans raised in boarding schools; 3) specialists working with substitute families. Considerable attention is paid to the model of formation of readiness for the positive interaction of subjects. The structure of the model combines the target, organizational, informative and effective blocks. Considerable attention is paid to the content and description of each block. The integration of the content of the marked blocks is aimed at the effectiveness of the model implementation. Special attention is paid to effective and inefficient interaction in a foster family. Reasons have been highlighted, characteristics have been given. Practical experience of testing the model of readiness for positive interaction between the subjects of the educational space of a foster family. The results of the study on the testing of a model based on an educational institution engaged in the targeted preparation of subjects of an educational space of a substitute family (for example, training of teachers, psychologists and other specialists working with substitute families) are presented.

Текст научной работы на тему «Модель формирования готовности к позитивному взаимодействию субъектов воспитательного пространства в замещающей семье»

ISSN 2078-1024

VESTNIK MAJKOPSKOGO GO SUDARSTVENNOGO TEHNOLOGICESKOGO UNIVERSITETA. 2019. 1/40

УДК 37.081.1

DOI: 10.24411/2078-1024-2019-11011

Саенко Л.А., Соломатина Г.Н.

МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ ГОТОВНОСТИ К ПОЗИТИВНОМУ ВЗАИМОДЕЙСТВИЮ СУБЪЕКТОВ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА В ЗАМЕЩАЮЩЕЙ СЕМЬЕ

Саенко Людмила Александровна, доктор социологических наук, профессор кафедры социально-гуманитарных дисциплин

Северо-Кавказский социальный институт, Ставрополь, Россия E-mail: la-saenko@yandex.ru;

Соломатина Галина Николаевна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры специальной педагогики и предметных методик

Ставропольский государственный педагогический институт, Ставрополь, Россия

В статье представлены аспекты понятия готовности к позитивному взаимодействию субъектов воспитательного пространства замещающей семьи. В статье приведен анализ взглядов исследователей на понятие «готовность к взаимодействию». Представлена структура готовности к позитивному взаимодействию, включающая мотивационно-личностный, когнитивный и операционно-действенный компоненты. Представлено содержательное наполнение каждого из структурных компонентов готовности. В статье представлен детальный анализ субъектов воспитательного пространства: 1) родители, нацеленные на создание приемной (замещающей) семьи; 2) дети-сироты, воспитывающиеся в интернатных учреждениях; 3) специалисты, работающие с замещающими семьями. Значительное внимание уделено модели формирования готовности к позитивному взаимодействию субъектов. Структура модели объединяет целевой, организационный, содержательный и результативный блоки. Значительное внимание уделяется содержательному наполнению и описанию каждого блока. Интеграция содержательного наполнения отмеченных блоков направлена на эффективность реализации модели. Особое внимание уделено эффективному и неэффективному взаимодействию в замещающей семье. Выделены причины, даны характеристики. Обобщается практический опыт апробации модели готовности к позитивному взаимодействию субъектов воспитательного пространства замещающей семьи.

Представлены результаты исследования по апробации модели на базе образовательного учреждения, занимающегося целенаправленной подготовкой субъектов воспитательного пространства замещающей семьи (на примере под-

ISSN 2078-1024 VESTNIK MAJKOPSKOGO GO SUDARSTVENNOGO

TEHNOLOGICESKOGO UNIVERSITETA. 2019. 1/40

готовки педагогов, психологов и других специалистов, работающих с замещающими семьями).

Ключевые слова: замещающая семья, взаимодействие, готовность к взаимодействию, субъекты, воспитательное пространство, модель, структура готовности, эффективное взаимодействие.

Для цитирования: Саенко Л.А., Соломатина Г.Н. Модель формирования готовности к позитивному взаимодействию субъектов воспитательного пространства в замещающей семье // Вестник Майкопского государственного технологического университета. 2019. Вып. 1/40. С. 114-123. DOI: 10.24411/2078-1024-2019-11011

Saenko L.A., Solomatina G.N.

MODEL OF FORMATION OF READINESS FOR POSITIVE INTERACTION OF EDUCATIONAL SPACE ACTORS IN A SUBSTITUTE FAMILY

Saenko Lyudmila Alexandrovna, Doctor of Sociology, professor of the Department of

Social and Humanitarian Disciplines

North Caucasus Social Institute, Stavropol, Russia

E-mail: la-saenko@yandex.ru

Solomatina Galina Nicolaevna, Candidate of Pedagogics, an associate professor of the Department of Special Pedagogy and Subject Techniques Stavropol State Pedagogical Institute, Stavropol Russia

The article presents aspects of the concept of readiness for positive interaction between the subjects of the educational space of a substitute family. The article analyzes the views of researchers on the concept of "willingness to interact." The structure of readiness for positive interaction, including motivational personality, cognitive and operational-effective components, is presented. The content of each of the structural components of readiness is presented. The article presents a detailed analysis of the subjects of an educational space: 1) parents, aimed at creating a foster (substitute) family; 2) orphans raised in boarding schools; 3) specialists working with substitute families.

Considerable attention is paid to the model of formation of readiness for the positive interaction of subjects. The structure of the model combines the target, organizational, informative and effective blocks. Considerable attention is paid to the content and description of each block. The integration of the content of the marked blocks is aimed at the effectiveness of the model implementation. Special attention is paid to effective and inefficient interaction in a foster family. Reasons have been highlighted, characteristics have been given. Practical experience of testing the model of readi-

ISSN 2078-1024 VESTNIK MAJKOPSKOGO GOSUDARSTVENNOGO

TEHNOLOGICESKOGO UNIVERSITETA. 2019. 1/40

ness for positive interaction between the subjects of the educational space of a foster family.

The results of the study on the testing of a model based on an educational institution engaged in the targeted preparation of subjects of an educational space of a substitute family (for example, training of teachers, psychologists and other specialists working with substitute families) are presented.

Key words: substitute family, interaction, readiness for interaction, subjects, educational space, model, structure of readiness, effective interaction.

For citation: Saenko L.A., Solomatina G.N. Model of formation of readiness for positive interaction of educational space actors in a substitute family // Vestnik Maj-kopskogo gosudarstvennogo tehnologiceskogo universiteta. 2019. Iss. 1/40. Р. 114-123. (In Russ., English abstract). DOI: 10.24411/2078-1024-2019-11011

На сегодняшний день не вызывает сомнения, что наиболее перспективной формой жизнеустройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей является замещающая семья, которая становится той благоприятной средой для развития ребенка-сироты, где он приобщается к основным общечеловеческим ценностям, моральным и культурным нормам социально-одобряемого поведения.

Воспитательное воздействие на приемного ребенка реализуется в определенном пространстве, называемом воспитательным пространством, в котором задействовано значительное количество участников или субъектов. Воспитательное пространство замещающей семьи, как и любое пространство, характеризуется изменчивостью в зависимости от уровня развития (социального, культурного, образовательного) субъектов, входящих в территорию этого простран-ства [1].

Субъектами воспитательного пространства замещающей семьи могут выступать все окружающие, вступающие во взаимодействие с замещающей семьей и оказывающие влияние не только на приемного ребенка, но и на каждого члена замещающей семьи. Каждый субъект воспитательного пространства замещающей семьи оказывает прямое или косвенное воздействие на приемного ребенка [4].

Наиболее значимыми субъектами воспитательного пространства замещающей семьи являются служащие органов опеки, работники детских домов, осуществляющих психолого-педагогическое сопровождение замещающей семьи, а также контроль за ее жизнедеятельностью, воспитатели дошкольных образовательных учреждений, психологи и педагоги средней школы, которые оказывают

ISSN 2078-1024 VESTNIK MAJKOPSKOGO GOSUDARSTVENNOGO

TEHNOLOGICESKOGO UNIVERSITETA. 2019. 1/40

непосредственное влияние на членов замещающей семьи [2]. Именно эти субъекты воспитательного пространства активно воздействуют на сознание, волю, эмоции каждого члена замещающей семьи, особенно приемного ребенка, осуществляют определенные функции в жизнедеятельности всей замещающей семьи. Однако перечисленные субъекты воспитательного пространства замещающей семьи зачастую оказываются неготовыми к позитивному взаимодействию с членами замещающей семьи. Одной из основных причин недостаточно эффективного взаимодействия является незнание особенностей развития детей-сирот, специфики поведения приемных детей. Вследствие чего представители названных профессий нередко провоцируют конфликтные ситуации приемного ребенка с замещающими родителями, создают сложные ситуации общения в детском коллективе. Поэтому, по нашему мнению, необходимо повышение компетентности специалистов, работающих с замещающей семьей, что является условием формирования позитивного взаимодействия с членами замещающей семьи, а также условием оптимизации процесса адаптации и воспитания приемного ребенка в условиях замещающей семьи.

Важнейшей причиной неэффективного взаимодействия субъектов воспитательного пространства замещающей семьи является неподготовленность и текучесть кадров, работающих с замещающей семьей. Поэтому нам представляется необходимым рассмотреть вопрос о готовности субъектов воспитательного пространства к позитивному взаимодействию в замещающей семье [3].

Понятие «готовность» достаточно широко анализируется в научной литературе педагогического профиля. Обратимся к дефиниции термина готовность. Так, толковый словарь русского языка определяет готовность как состояние, при котором человек все сделал, все подготовил для определенной деятельности.

Педагогические исследования определяют готовность как некую установку, целостное динамическое состояние субъекта определенной активности (Д.Н. Узнадзе). В других исследованиях готовность рассматривается как структура определенных качеств личности, включающих индивидуальные и собственно личностные особенности ее функционирования (К.К. Платонов). В исследованиях В.Н. Мясищева, готовность представлена через отношения человека в системе временных связей. В работе Л.И. Божович готовность представлена как внутренняя позиция личности в отношении с социальным окружением и отдельными объектами социальной среды.

В контексте нашего исследования значимы работы И.А. Зимней, В.Н. Мя-сищева, К.К. Платонова, Д.Н. Узнадзе и др., в которых рассматривается понятие

ISSN 2078-1024 VESTNIK MAJKOPSKOGO GOSUDARSTVENNOGO

TEHNOLOGICESKOGO UNIVERSITETA. 2019. 1/40

«готовность к деятельности». Исследования этих ученых позволяют определить два основных подхода к содержанию этого понятия: функциональный и личностный. Функциональный подход определяет готовность как необходимость формирования неких психических установок, которые обеспечивают результативность намеченной деятельности. Личностный подход связывает готовность с определенными личностными качествами, взаимодействующими с психическими компонентами при выполнении конкретной деятельности с целью достижения определенного результата (С.Л. Рубинштейн). При этом у человека появляется личностная позиция, которая понимается при этом подходе как его субъективное отношение к поставленным целям и задачам. Выражением личностной позиции становится избирательная мобильность, направленная на достижение результата деятельности.

Готовность в рамках функционального подхода можно целенаправленно формировать. Поэтому в нашем исследовании при определении понятия «готовность субъектов воспитательного пространства к позитивному взаимодействию в замещающей семье» нами использован функциональный подход. При этом каждый субъект воспитательного пространства должен овладеть позитивными установками к взаимодействию субъектов, у них должны быть скорректированы личностные характеристики, сформированы позитивные качества личности, знания об особенностях жизнедеятельности замещающей семьи, о специфических трудностях функционирования, о методах комплексного сопровождения замещающей семьи и т.д. Сам процесс формирования представляет собой длительный процесс, во время которого усваиваются необходимые знания и формируются компетенции, воспитываются необходимые для позитивного взаимодействия личностные качества субъектов воспитательного пространства замещающей семьи, приобретаются устойчивые мотивационные или иные установки и т.д.

Уровень сформированности готовности субъектов воспитательного пространства к позитивному взаимодействию в замещающей семье выражается в следующих показателях: способность к преодолению кризисных ситуаций; создание условий для социальной успешности ребенка в детском сообществе; гибкое управление стилями и характером внутрисемейных отношений.

Способность к преодолению кризисных ситуаций является позитивным качеством субъекта воспитательного пространства замещающей семьи, т.к. позволяет увидеть и оценить даже незначительную положительную динамику развития семейных отношений, более успешно преодолевать трудности и проблемные ситуации в жизни замещающей семьи.

ISSN 2078-1024 VESTNIK MAJKOPSKOGO GOSUDARSTVENNOGO

TEHNOLOGICESKOGO UNIVERSITETA. 2019. 1/40

Субъекты воспитательного пространства замещающей семьи, создающие условия для социальной успешности ребенка в детском сообществе, формируют у ребенка положительную мотивацию и правильные установки, способствующие обучению и саморазвитию приемного ребенка, формированию позитивного взаимодействия с окружающими.

Гибкое управление стилями и характером внутрисемейных отношений со стороны замещающих родителей формируют положительно окрашенное взаимодействие внутри замещающей семье, что также оказывает на формирование позитивного взаимодействия с другими субъектами воспитательного пространства.

Характеризуя структуру готовности субъектов воспитательного пространства к позитивному взаимодействию в замещающей семье можно выделить следующие составные компоненты: мотивационно-личностный, когнитивный и опе-рационно-действенн ый.

Первым структурным компонентом готовности субъектов воспитательного пространства к позитивному взаимодействию в замещающей семье мы определили мотивационно-личностный компонент, поскольку мотивация определяет сам факт создания замещающей семьи, а в дальнейшем выполнение родительских функций. Со стороны ребенка-сироты мотивация определяет появление у него желания жить в замещающей семье, а в дальнейшем стать полноценным членом воспитательного пространства. Остальные значимые субъекты воспитательного пространства (представители органов опеки, психологических служб, педагоги и др.) также должны иметь положительную мотивацию при взаимодействии с членами замещающей семьи, в частности: у них должен быть стойкий интерес к проблемам замещающей семьи, высокая потребность выполнения профессиональных функций и достижений.

Вторым компонентом готовности является когнитивный компонент, который должен интегрировать в себе комплекс знаний о нормативно-правовой документации, регламентирующей жизнедеятельность замещающей семьи, представлений о психологических и поведенческих особенностях детей-сирот, о технологиях создания благоприятного психоэмоционального климата в семье и т.д. Замещающие родители также должны знать особенности депривационных условий развития в раннем возрасте на физическое состояние ребенка, иметь представления о неврологических и других соматических заболеваниях детей -сирот, знать особенности личностного и познавательного развития ребенка-сироты, возрастные психологические закономерности развития детей и т.д. Ребенок-сирота должен обладать знаниями об особенностях жизни любой семьи, о

ISSN 2078-1024 VESTNIK MAJKOPSKOGO GOSUDARSTVENNOGO

TEHNOLOGICESKOGO UNIVERSITETA. 2019. 1/40

правах и обязанностях членов замещающей семьи, их распределении между членами семьи. Он должен владеть хотя бы первоначальными коммуникативными навыками, необходимыми для выстраивания взаимоотношений с окружающими людьми. Наличие этих знаний помогут приемному ребенку более быстро адаптироваться к условиям жизни в замещающей семье, являющимся для него качественно новыми.

Все значимые для замещающей семьи субъекты воспитательного пространства, особенно представители органов опеки, психологических служб, педагоги должны знать социальную и психолого-педагогическую специфику жизнедеятельности замещающих семей, диагностические технологии, основные подходы к проведению комплексного сопровождения замещающих семей, способы организации социальной и психолого-педагогической помощи замещающим семьям, что в процессе выполнения профессиональных функций позволит выстроить конструктивное взаимодействие с членами замещающей семьи.

Третьим компонентом готовности к позитивному взаимодействию в замещающей семье является операционно-действенный компонент, который обеспечивает организацию воспитательного пространства, как с внутренней стороны замещающей семьи, так и с внешней. Условиями реализации этого компонента являются два предыдущих: высокая мотивация и глубокие знания проблематики замещающей семьи. Замещающие родители с высоким уровнем готовности к позитивному взаимодействию в семье способны определять приоритеты и в организации жизненного уклада своей семьи на основе умения анализировать жизненные ситуации, возникающие при воспитании приемного ребенка, выявлять связи и организовывать позитивное взаимодействие членов своей семьи с другими субъектами воспитательного пространства. У приемных детей с высоким уровнем готовности к позитивному взаимодействию в семье присутствует стойкий интерес к социально одобряемым продуктивным видам деятельности, сформированы навыки самообслуживания, способность оказать помощь взрослому или товарищу. Специалисты должны не только владеть традиционными и современными технологиями воспитательного воздействия в замещающей семье, но и защищать интересы и права, как приемного ребенка, так и замещающего родителя.

Исходя из выделенных компонентов готовности, разработана модель формирования готовности к позитивному взаимодействию субъектов воспитательного пространства в замещающей семье. Модель состоит из четырёх блоков: целевого, организационного, содержательного и результативного (рис. 1). Элементы каждого блока модели представлены в рисунке.

ISSN 2078-1024

VESTNIK MAJKOPSKOGO GOSUDARSTVENNOGO TEHNOLOGICESKOGO UNIVERSITETA. 2019. 1/40

и о

н

ю «

О И 1) н 1) ИГ

Федеральный закон «Об опеке и попечительстве»

Закон РФ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»

Цель: формирование готовности к позитивному взаимодействию субъектов воспитательного пространства в замещающей семье

и о

н ю

и СР

О

Задачи:

1. Определить уровень позитивного взаимодействия субъектов воспитательного пространства в замещающей семье.

2. Обеспечить реализацию педагогических условий формирования позитивного взаимодействия субъектов воспитательного пространства в замещающей семье.

3. Осуществить контроль достижения результатов при реализации модели.

Педагогические условия:

1. Организационно-методические,

2. Образовательные;

3. Технологические.

Учет внешних и внутренних факторов,

влияющих на взаимодействие субъектов воспитательного пространства в замещающей семье.

Формы организации:

2. Простые

3. Составные

4. Комплексные

Методологические подходы:

индивидуально-личностный, личностно-ориентирован-ный, деятельностный, сферный, аксиологический, системный, субъектный

Этапы: диагностический, организационно-деятельностный, рефлексивно-оценочный

к о

£

та

*

р

ре о С

Готовность

субъектов

воспитательного

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

пространства к

позитивному

взаимодействию

в замещающей

семье

т

Структура готовности к позитивному взаимодействию субъектов воспитательного пространства в замещающей семье:

компоненты

- Мотивационно-личностный,

- Когнитивный,

- Операционно-действенный

т

Содержание:

1. Программа для родителей замещающих семей;

2. Программа для детей-сирот;

3. Программа для административного корпуса, работающих с замещающими семьями

t

к о

л

ю

Рч

Контроль достижения поставленных целей

Показатели готовности к позитивному взаимодействию субъектов воспитательного пространства в замещающей семье

Уровень готовности к позитивному взаимодействию субъектов воспитательного пространства в замещающей семье: низкий, средний, высокий.

Готовность к позитивному взаимодействию субъектов воспитательного пространства

в замещающей семье

Рис. 1. Модель формирования готовности к позитивному взаимодействию субъектов воспитательного пространства в замещающей семье

ISSN 2078-1024 VESTNIK MAJKOPSKOGO GOSUDARSTVENNOGO

TEHNOLOGICESKOGO UNIVERSITETA. 2019. 1/40

Для повышения уровня готовности специалистов к позитивному взаимодействию субъектов воспитательного пространства замещающей семьи на базе ГБОУ ВО «Ставропольский государственный педагогический институт» в 20132018 гг. был проведен цикл курсов повышения квалификации для специалистов системы образования, здравоохранения и социальной защиты с целью повышения эффективности профилактики социального сиротства и развития семейных форм воспитания детей, оставшихся без попечения родителей.

Основная образовательная программа курсов повышения квалификация «Современные технологии сопровождения замещающих семей» реализуется в очной форме обучения сроком 2 недели. Целью образовательной программы является формирование у слушателей профессиональных компетенций в области организации процесса психолого-педагогического сопровождения замещающих семей. При проведении курсов использовались различные способы активного социально-психологического обучения, предполагающие актуализацию всех профессиональных знаний и умений слушателей курсов повышения квалификации с разной базовой подготовкой.

Представим некоторые результаты опроса специалистов по основным вопросам анкеты, касающихся их готовности к взаимодействию с замещающими семьями, которую мы предлагали им до и после окончания курсов (таб. 1).

Талица 1 - Динамика изменений показателей самооценки слушателей

по вопросам готовности к взаимодействию с замещающей семьей (в %)

Вопрос анкеты Количество слушателей, (в %)

До проведения курсов После проведения курсов

Знание психолого-педагогических особенностей детей-сирот 15% 83%

Знание правовых основ регулирования деятельности замещающей семьи 16% 100%

Готовность к взаимодействию с замещающей семьей 10% 90%

Готовность к педагогическому сопровождению детей-сирот 6% 65%

ISSN 2078-1024 VESTNIK MAJKOPSKOGO GOSUDARSTVENNOGO

TEHNOLOGICESKOGO UNIVERSITETA. 2019. 1/40

Положительная динамика результатов обучения на курсах повышения квалификации специалистов (слушателей), работающих с замещающими семьями позволяет говорить об эффективности проделанной работы.

Таким образом, подготовка субъектов воспитательного пространства замещающей семьи является в настоящее время наиболее эффективной. Представленная модель формирования позитивного взаимодействия субъектов воспитательного пространства в замещающей семье, регламентируемая нормативно-правовыми документами в области семьи и воспитания, должна определяться специфическими педагогическим условиями и контролироваться на каждом из этапов ее реализации.

Литература:

1. Саенко Л.А., Соломатина Г.А. Характеристика субъектов образовательно-воспитательного пространства замещающей семьи // Мир науки, культуры, образования. 2018. №2(69). С. 328-329.

2. Саенко Л.А., Соломатина Г.Н. Направления нравственного воспитания приемных детей в замещающей семье // Вестник Майкопского государственного технологического университета. 2018. Вып. 1. С. 50-57.

3. Соломатина Г.Н. Деструкция детско-родительских отношений в замещающей семье // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия, 3: Педагогика и психология. 2017. №4(208). С. 140-146.

4. Соломатина Г.Н. Адаптация детей-сирот к условиям приемной семьи // Вопросы психологии. 2008. №6. С. 76-82.

Literature:

1. Saenko L.A., Solomatina G.A. Characteristics of the subjects of an educational space of a substitute family // World of science, culture, education. 2018. No. 2 (69). P. 328-329.

2. Saenko L.A., Solomatina G.N. Directions of moral education of foster children in a substitute family // Bulletin of Maikop State Technological University. 2018. №1. P. 50-57.

3. Solomatina G.N. Destruction of parent-child relationships in a foster family // Bulletin of Adygh State University. Series 3: Pedagogy and Psychology. 2017. No. 4 (208). P. 140-146.

4. Solomatina G.N. Adaptation of orphans to the conditions of an adoptive family // Questions of psychology. 2008. №6. P. 76-82.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.