УДК 37.018.322.2 ББК: 74.903 C 14
Л.А. Саенко
Доктор социологических наук, доцент, профессор кафедры социально-гуманитарных дисциплин Северо-Кавказского социального института; E-mail: [email protected]
Г.Н. Соломатина
Кандидат педагогических наук, доцент кафедры специальной педагогики и предметных методик Ставропольского государственного педагогического института; E-mail: [email protected]
СУБЪЕКТЫ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА ЗАМЕЩАЮЩЕЙ СЕМЬИ: ХАРАКТЕРИСТИКА, ОСОБЕННОСТИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ
(Рецензирована)
Аннотация. Данная статья посвящена одной из наиболее актуальных проблем - взаимодействию субъектов воспитательного пространства замещающей семьи. На основе анализа литературных данных и наблюдений за жизнедеятельностью замещающих семей нами были классифицированы субъекты воспитательного пространства. В статье показано, что состав субъектов воспитательного пространства замещающей семьи постоянно меняется, видоизменяются и взаимоотношения приемного ребенка с окружающим его социальным миром. Каждый субъект воспитательного пространства оказывает прямое или косвенное воздействие на социализацию приемного ребенка.
Ключевые слова: замещающая семья, воспитательное пространство, субъекты воспитательного пространства.
L.A. Saenko
Doctor of Sociology, Aassociate Professor, Professor of Department of the Humanities and Social Disciplines of the North Caucasian Social Institute; E-mail: [email protected]
G.N. Solomatina
Candidate of Pedagogy, Associate Professor of Department of Special Pedagogy and Subject Techniques of the Stavropol State Pedagogical Institute; E-mail: [email protected]
SUBJECTS OF EDUCATIONAL SPACE OF THE SUBSTITUTE FAMILY: CHARACTERISTIC AND FEATURES OF INTERACTION
Abstract. This paper is dedicated to one of the most relevant problems -interaction of subjects of educational space in the substitute family. On the basis of the analysis of literary data and observations of activity of substitute families we have classified subjects of educational space. The paper shows that the players of subjects of educational space in the substitute family are constantly changed. Also relationship of the adopted child with the social world surrounding it changes. Each subject of educational space makes direct or indirect impact on socialization of the adopted child.
Keywords: the substitute family, educational space, subjects of educational space.
На сегодняшний день одной из самых актуальных проблем является изучение вопросов, связанных с жизнедеятельностью замещающей семьи. Исследования в этой области проводятся в разноаспектных направлениях: историко-методологи-ческом, экономическом, правовом, социально-психологическом, психолого-педагогическом. Отметим, что, как и любая семья, замещающая семья в процессе жизнедеятельности вступает во взаимодействие с достаточно большим количеством членов социума, в котором она проживает. Поэтому возникает необходимость изучения субъектов взаимодействия пространства замещающей семьи. Поскольку основной функцией замещающей семьи является воспитание и развитие личности приемного ребенка, то, говоря о пространстве замещающей семьи, точнее использовать термин «воспитательное пространство».
Под «воспитательным пространством» понимается специально организованная педагогическая среда, специально созданная и окружающая ребёнка (или группу детей). В то же время на процесс воспитания ребенка огромное влияние оказывает окружающая среда, которая сопровождает ребенка повсюду (в школе и дома, на улице). Влияние этой среды ребенок испытывает постоянно, осознанно или не осознанно. В то же время среда - это некая природно-социальная данность, а не результат специально организованных действий. Воспитательное пространство, исходя из этой логики, представляет собой результат деятельности как специально организованной, так и спонтанной, носящей интеграционный и созидательный характер [1].
Воспитательное пространство нельзя считать единым, постоянным, равномерным и однонаправленным. Для каждого ребенка
воспитательное пространство будет индивидуальным, однако для группы детей может быть схожим по своим структурным компонентам. В то же время воспитательное пространство является нестабильным, оно способно к развитию своей структуры.
Таким образом, воспитательное пространство в замещающей семье представляет собой специально организованную педагогическую среду, в которой протекают взаимосвязанные педагогические события, создаваемые в этой системе усилиями большого количества участников с целью реализации воспитательного воздействия на приемного ребенка. В связи с этим необходимо рассмотреть структуру воспитательного пространства, включающую в себя определенных субъектов.
Субъект в научной литературе понимается как активный участник жизненного процесса, осуществляющий свою деятельность в контексте взаимодействия с объективным миром, другими людьми и самим собой [2].
По мнению В.И. Слободчикова и Е.И. Исаева, субъектом является человек, занимающийся каким-либо видом предметно-практической деятельности и познанием, направленной на определенный объект, который является источником активности. Авторы отмечают, что развитие субъекта представляет собой процесс постижения индивидом собственной душевной жизни. В этом аспекте авторы представили субъект активно действующим и познающим, обладающим сознанием и волей индивидом или социальной группой [3]. В данном аспекте впервые прозвучало утверждение, что субъектом может являться один индивид или группа.
Субъект всегда наделен такими качествами как активность, самостоятельность, которые позволяют
ему осуществлять специфические формы жизнедеятельности. Основной формой направленного воздействия на растущего ребенка является воспитание, в процессе которого складывается общественное поведение, формируется готовность к деятельности с остальными субъектами общества. Б.Г. Ананьев подчеркивает, что становление субъекта как личности всегда происходит в системе социальных отношений [4].
Таким образом, в контексте изучения жизнедеятельности замещающей семьи можно дать следующее определение: субъектом воспитательного пространства замещающей семьи являются все участники воспитательного процесса, включая приемного ребенка, активно воздействующие на его (приемного ребенка) сознание, волю, эмоции, осуществляющие разнообразные функции в его жизнедеятельности.
О.Ю. Поддубная указывает, что специально-организованная информационно-образовательная среда не может оказать разрушающее воздействие на воспитательное пространство, а может только расширить возможности субъектов этого пространства, усиливая как воспитательное воздействие, так и влияние на развитие субъектов. К таким организованным средам относят: информационно-образовательную среду образовательных организаций всех уровней (школа, колледж, вуз), сайты государственных учреждений, сайты газет и журналов, имеющих государственную аккредитацию и т.д. К неорганизованным средам относят: социальные сети (Одноклассники, ВКонтакте, Facebook и др.), форумы, сайты общественных организаций, движений и т.п., а также любая иная информация, которая находится в сети Интернет [5].
Согласно классификации
А.В. Мудрика, субъектами воспитательного пространства могут выступать [6]:
- индивидуальные лица: дети, родители, воспитанники, педагоги,
соседи, служащие муниципальных учреждений, волонтеры и т.п.;
- групповые объединения: семья, группа сверстников, объединения по интересам, воспитательные и образовательные учреждения, детские и молодежные объединения, организации социокультурной направленности, органы управления и т.п.
В соответствии с этой классификацией мы можем определить, что субъектом воспитательного пространства замещающей семьи могут выступать все личности, которые оказывают влияние не только на приемного ребенка, но и на членов замещающей семьи. Поэтому к индивидуальным субъектам воспитательного пространства замещающей семьи, перечисленным выше, мы можем добавить служащих органов опеки, работников детских домов, осуществляющих психолого-педагогическое сопровождение замещающей семьи, а также контроль за ее жизнедеятельностью. К групповым субъектам можно добавить муниципальные органы управления, в том числе органы опеки.
Данная классификация позволяет понять структуру воспитательного пространства, распределение социальных ролей, определение социального статуса конкретной личности.
Для того чтобы изучить механизмы взаимодействия приемного ребенка как субъекта воспитательного пространства, мы классифицировали всех субъектов, контактирующих с ним, следующим образом:
- постоянные субъекты;
- временные субъекты;
- случайные субъекты.
К постоянным субъектам воспитательного пространства мы отнесли тех личностей, которые контактируют с приемным ребенком стабильно в течение длительного времени.
Временные субъекты вступают в контакт с приемным ребенком эпизодически, хотя хорошо знакомы с ним, а случайные субъекты могут встретиться на его жизненном пути всего несколько раз.
Целесообразность выделения случайных субъектов, на наш взгляд, является необходимой, поскольку достаточно часто их реплики западают в память и оказывают непосредственное влияние на судьбу подрастающей личности.
Следует отметить, что в процессе жизнедеятельности приемного ребенка распределение субъектов в воспитательном пространстве может меняться, обладать изменчивостью. Так, в младенческом и раннем возрасте в роли постоянных субъектов выступают только члены замещающей семьи, проживающие на одной территории. В этом возрасте в качестве временных субъектов выступают члены этой семьи - родственники, проживающие отдельно, а также друзья семьи, часто навещающие замещающих родителей. Роль временного субъекта воспитательного пространства замещающей семьи играет также врач-педиатр, регулярно проводящий осмотры и лечение приемного ребенка. В качестве случайных субъектов можно отметить врачей различного профиля, которые проводят осмотр ребенка единожды. Однако случайные субъекты в этом возрасте не оказывают никакого воспитательного влияния.
В дошкольном возрасте значительно расширяется количество субъектов воспитательного пространства замещающей семьи. Приемный ребенок, как правило, посещает дошкольное образовательное учреждение, существенно расширяется сфера его контактов с окружающими людьми. Так, в качестве постоянных субъектов воспитательного пространства начинают выступать работники ДОУ, члены воспитательной группы, которую посещает ребенок. Однако воспитательное воздействие в этом возрасте оказывают только взрослые, которые организуют и регулируют совместную деятельность детей в данной группе, и их взаимоотношения. Поэтому от того, как воспитатели, а также помощник воспитателя, логопед,
психолог, заведующий детским садом и другие члены педагогического коллектива относятся к конкретному ребенку, будет зависеть его эмоциональное состояние, статус в этой группе.
Расширяется и круг временных субъектов воспитательного пространства замещающей семьи. К ним можно отнести детей и родителей, гуляющих на одной детской площадке, педагогов и детей системы дополнительного образования, спортивных секций, которые начинает посещать приемный ребенок дошкольного возраста, а также представителей органов опеки и служб сопровождения замещающей семьи. Временные субъекты в этом возрасте, несмотря на эпизодичность, регулярно контактируют с приемных ребенком и оказывают существенное влияние на его личностное развитие и функционирование замещающей семьи в целом. Так, например, представители органов опеки контактируют с замещающей семьей достаточно редко, но с регулярной эпизодичностью. Приемный ребенок и члены замещающей семьи хорошо дифференцируют всех представителей органов опеки, осознают их функции, имеют к ним эмоциональное отношение. К случайным субъектам в этом возрасте мы относим медицинских работников, продавцов, парикмахеров, служителей религиозных организаций, случайных попутчиков. В этом возрасте дети уже обращают внимание на реплики случайных людей, встречающихся на их жизненном пути. Однако существенного влияния на развитие ребенка они еще не оказывают.
Субъекты взаимодействуют друг с другом, оказывая влияние друг на друга. По сути, каждый субъект воспитательного пространства является развивающим фактором.
В школьном возрасте качественный и количественный состав субъектов воспитательного пространства существенно изменяется.
Из постоянных субъектов воспитательного пространства полностью исключаются работники дошкольного образовательного учреждения, а включаются педагогические работники школы. Большинство детей воспитательной группы дошкольного учреждения переходят в разряд случайных субъектов, и лишь некоторые дети остаются постоянными субъектами. Субъекты системы дополнительного образования или спортивных секций могут перейти в разряд постоянных в случае, если ребенок продолжает заниматься в студии или секции. Увеличивается количество временных субъектов воспитательного пространства, т.к. у ребенка
появляются новые увлечения. В этом возрасте начинают оказывать влияние на развитие ребенка случайные субъекты, поскольку в памяти остаются даже мимолетные замечания и высказывания малознакомых людей, если они касаются характеристики личности или поведения школьника.
Таким образом, состав субъектов воспитательного пространства замещающей семьи постоянно меняется, видоизменяются и взаимоотношения приемного ребенка с окружающим его социальным миром. Каждый субъект воспитательного пространства оказывает прямое или косвенное воздействие на социализацию приемного ребенка.
Примечания:
1. Дубовицкая С.В., Беккер И.Л. Воспитывающая среда как фактор становления и развития личности // Известия ПГУ им. В.Г. Белинского. 2011. № 24. С. 631-637.
2. Словарь-справочник по теории воспитательных систем / сост. П.В. Степанов. 2-е изд., доп. и перераб. М.: Педагогическое общество России, 2002. 32 с.
3. Исаев Е.И., Слободчиков В.И. Психология образования человека: становление субъектности в образовательных процессах. М.: Изд-во ПСТГУ, 2013. 432 с.
4. Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания. СПб.: Питер, 2001. 272 с.
5. Поддубная О.Ю. Образовательно-воспитательное пространство Интернета как средство развития информационной культуры студентов: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Рязань, 2010. 22с.
6. Мудрик А.В. Социальная педагогика / под ред. В.А. Сластенина. 4-е изд., доп. М.: Академия, 2003. 200 с.
References:
1. Dubovitskaya S.V., Bekker I.L. Educating environment as a factor in the formation and development of a person // News of the PSU of V.G. Belinsky. 2011. No. 24. P. 631-637.
2. Reference dictionary on the theory of educational systems / comp. by P.V. Ste-panov. 2nd ed., enlarged and revised. M.: Pedagogical Society of Russia, 2002. 32 pp.
3. Isaev E.I., Slobodchikov V.I. Psychology of human education: the development of subjectivity in educational processes. M.: PSTGU Publishing house, 2013. 432 pp.
4. Ananyev B.G. On the problems of modern human study. SPb.: Piter, 2001. 272 pp.
5. Poddubnaya O.Yu. The educational space of the Internet as a means of development of the information culture of students: Diss. abstract for the Cand. of Pedagogy degree. Ryazan, 2010. 22 pp.
6. Mudrik A.V. Social pedagogy / ed. by V.A. Slastenin. 4th ed., enlarged. M.: Academia, 2003. 200 pp.