8. Казанцев В.Н. Нравственно-волевое воспитание школьников в спортивной деятельности: автореф. дис. ... д-ра пед. наук. М., 1994.
9. Москвин Н.Г. Программно-методические основы развития нравственных и физических качеств подростков средствами каратэ-до в системе дополнительного образования: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Йошкар-Ола,
2006.
Поступила в редакцию 7.06.2008 г.
Sen V.D. Moral and volitional upbringing of teenagers by means of sports combat kudo. The article reviews the results of research work on definition of the complex of pedagogical conditions of moral and volitional upbringing of teenagers by means of sports combat kudo. It also analyzes experimental work on realization of the model and technology of moral and volitional upbringing of young sportsmen.
Key words: moral and volitional upbringing of teenagers, moral and volitional qualities, pedagogical conditions of moral and volitional upbringing, moral and volitional upbringing technology, sports combat.
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ОТНОШЕНИЙ
В ПРИЕМНОЙ СЕМЬЕ
О.К. Миневич
В статье раскрывается совокупность основных, на взгляд автора, психологических особенностей развития отношений в приемных семьях. Опираясь на исследования отечественных и зарубежных психологов, изучено влияние отсутствия кровной связи между приемными родителями и детьми на специфику межличностных отношений; рассмотрен негативный жизненный опыт приемного ребенка, а также аффективные чувства приемных родителей в качестве важных составляющих отношений в приемных семьях. Обращается внимание на особенности развития отношений между кровными и приемными детьми.
Ключевые слова: приемная семья, межличностные отношения, биологические и эмоциональные связи, негативный жизненный опыт, родительский прогноз, границы Я.
Семья приемных родителей - это социальный институт, объектом воздействия которого являются дети, воспитывающиеся в интернатных учреждениях либо дети, изолированные от родителей из кризисных семей по причине угрозы для их здоровья и жизни.
В России практика функционирования замещающих семей пока еще не нашла своего повсеместного внедрения. Существующие в разных регионах страны единичные опыты только начинают получать методическое обоснование и экспериментальную апробацию. Специфику взаимоотношений в приемной семье рассматривают в своих работах А.И. Довгалевская, Н.П. Иванова,
О.В. Заводилкина, Ж.А. Захарова, В.Н. Ослон, А.М. Прихожан, Н.Н. Толстых.
В Воронежской области институт приемной семьи существует с 1988 г., когда появился первый семейный детский дом. Сейчас в органах опеки и попечительства зарегистрировано 56 приемных семей, в которых воспитывается от 1 до 8 приемных детей.
Развитие отношений в приемных семьях имеет свои психологические особенности. Результаты, полученные нами в ходе работы с приемными семьями Воронежской области (наблюдение, беседы, консультирование детей и родителей), позволили выделить некоторые из них.
1. Отсутствие биологической связи между приемной матерью и ребенком.
2. Влияние негативного жизненного опыта приемного ребенка на отношения в приемной семье.
3. Неблагоприятные прогнозы и аффективные чувства родителей по отношению к приемному ребенку.
4. Отношения между кровными и приемными детьми.
Более подробно остановимся на четвертой особенности, представляющей собой складывающуюся систему новых межличностных отношений в семье. Кровные дети выступают заложниками как сложной, противоречивой ситуации профессионального приема, так и отношения к нему со стороны
социума. Независимо от уровня эффективности замещающей заботы они всегда ощущают ухудшение отношений. Они жалуются на усиление контроля и критичности по отношению к ним. Особенно страдают дети школьного возраста. Для них важно и мнение окружающих, а оно чаще всего негативное, т. к. российское общество еще не готово позитивно относиться к приему в семью «за деньги». В том, что семья принимает ребенка на воспитание, а не усыновляет его, многие склонны усматривать корыстные цели. И если взрослые члены семьи способны постоять за себя, то кровные дети часто оказываются неготовыми выдержать натиск негативного отношения окружающих.
Даже если решение взять в семью чужого ребенка принималось всеми членами, включая детей, реальная необходимость делить своих родителей с «чужаками» большинством детей воспринимается как стресс. Как заметила В.Н. Ослон [1], через полгода приема у патронатных детей снижается уровень эмоционального неблагополучия, а у кровных детей - повышается. Они начинают чувствовать себя менее эффективными, т. е. фактически переживают состояние депривации. В течение года у кровных детей может возрастать уровень тревоги, программирование неприятностей, страх ошибок, нерешительность и неуверенность. Некоторые дети могут реагировать психосоматическими проявлениями: обострением хронических заболеваний, появлением аллергии, ночными энурезами. Особенно болезненна реакция кровных детей на появление приемных в периоды возрастных кризисов (3 года, 7 лет, подростковый период), когда им самим нужна родительская поддержка. На особенности развития отношений между кровными и приемными детьми накладывает отпечаток и поведение родителей. Ж.А. Захарова [2] в своем исследовании выделила два типа отношения к родным и приемным детям.
1. Разделение на своих и приемных детей. Замещающие родители сравнивают родных с приемными детьми. В момент сравнения «плохой ребенок» вынужден выполнять отведенную роль. У приемного ребенка, как правило, формируется страх, что от него откажутся.
2. Родители ко всем относятся одинаково, у всех равные условия. В трудном поло-
жении находятся родные: они теряют часть внимания и любви родителей. Важно сделать родных детей сторонниками: если они будут уверенны, что их положение прочно в семье, они во многом могут помочь родителям в выполнении замещающей функции.
Исследования указывают на то, что через два года приема состояние эмоционального благополучия у кровных детей нормализуется, образуется новая подсистема, в которой кровные и приемные дети объединяются.
Многие исследователи отмечают, что наиболее эффективными в качестве приемных оказываются семьи, находящиеся в состоянии «ожидания пустого гнезда», когда кровные дети готовы покинуть или уже покинули родительскую семью. Появление приемного ребенка позволяет безболезненно отделиться кровному и пережить кризис отделения без серьезных последствий для семейной системы.
Также одной из особенностей приемных семей является формирование ее границ.
Интервью с приемными родителями показало, что, по их мнению, наиболее выраженные конфликты в семье связаны с установлением границ между членами семьи и приемными детьми. Дисфункциональная семья, опыт проживания в которой несет в приемную семью ребенок, как правило, отличается несформированностью границ. Длительность нахождения ребенка в интернатных учреждениях также способствует деформации и ослаблению «границ телесности».
Слабость границ Я, с одной стороны, облегчает вхождение ребенка в семью, с другой -начинает провоцировать членов семьи на психологический эбъюз. С другой стороны, «закрытые границы» Я ребенка, особенно при негативных реакциях, актуализируют у членов семьи механизм защиты по типу проекции, связанный с бессознательным переносом собственных неприемлемых чувств, желаний и стремлений на другое лицо, что способствует восприятию ребенка как враждебного и агрессивного [3].
Приемный ребенок может испытывать потребность в близости, и тогда он стремится к слиянию, нарушая границы, - мы говорим о «прилипчивом поведении», отказу от самостоятельности, попытке захватить все время и внимание приемных родителей. Страх быть отвергнутым доминирует.
Либо ребенком движет страх быть поглощенным, и тогда все его силы направлены на то, чтобы реализовать потребность в отдалении. Приемные родители жалуются на то, что ребенок насторожен, нелюдим, необщителен, агрессивен.
Дисфункции границ Я, отражающие бессознательные аспекты эмоциональных проблем приемных детей, позволяют выявить ведущие механизмы психологических защит и их влияние на взаимоотношения ребенка в приемной семье, его эмоциональное состояние и восприятие родителями его поведения. Дисфункции границ Я указали на психосоматический вариант дезадаптации, одним из проявлений которого являются кожные аллергии.
Чем лучше ребенок адаптируется в приемной семье, тем более требовательным он становится к собственным границам.
В заключение следует отметить, что, несмотря на выделенные нами сложности отношений в приемной семье, воспитание ребенка в ней, несомненно, предпочтительнее проживания в сиротском учреждении, т. к. способствует компенсации депривационной симптоматики, повышению самооценки,
эмоциональному благополучию и активизации процесса социальной адаптации.
1. Ослон В.Н. Жизнеустройство детей-сирот: профессиональная замещающая семья. М., 2006.
2. Захарова Ж.А. Проблемы детей-сирот, воспитывающихся в условиях приемной семьи // Отечественный журнал социальной работы.
2007. № 1.
3. Мак-Вильямс Н. Психоаналитическая диагностика: понимание структуры личности в клиническом процессе. М., 1998.
Поступила в редакцию 11.06.2008 г.
Minevich O.K. Psychological features of relationship development in adoptive families. In the paper the author describes the set of the main psychological features of relationship development in adoptive families. Leaning on researches of domestic and foreign psychologists, influence of absence of blood relationship between adoptive parents and children on specificity of interpersonal relations is studied; negative life experience of an adopted child and also affective feelings of adoptive parents are considered as important components of relations in adoptive families. Attention is focused on features of relationship development between blood and adopted children.
Key words: adoptive families, interpersonal relations, negative life experience, biological and emotion connects, parents’ prognosis, borders of the self.
ДИНАМИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕФОРМАЦИИ СОТРУДНИКОВ ОВД В ЗАВИСИМОСТИ ОТ СТАЖА РАБОТЫ И КОРРЕКЦИОННЫХ МЕРОПРИЯТИЙ
И.В. Кузнецова
Статья посвящена изучению профессиональной деформации сотрудников ОВД в ходе профессиональной деятельности. В ней рассмотрены содержание и факторы профессиональной деформации работников ОВД, ее динамика в зависимости от стажа работы и проводимых коррекционных мероприятий.
Ключевые слова: профессиональная деформация, факторы профессиональной деформации, эмпатия, доминирующая стратегия психологической защиты, психокоррекция, ролевая игра, биологическая обратная связь, психогигиенические упражнения.
Профессиональная деформация личности - изменение личности под влиянием выполнения профессиональной роли [1].
Профессиональная деформация сотрудников ОВД обусловливается факторами, которые могут быть объединены в три группы.
1. Специфические особенности деятельности правоохранительных органов, к которым можно отнести:
а) детальную правовую регламентацию деятельности, что наряду с позитивным эффектом может приводить к элементам бюрократизма;
б) наличие властных полномочий по отношению к гражданам, что порой проявляется в необоснованном их использовании сотрудниками;
12S