Библиографический список
1. Дубовицкая С.В., Беккер И.Л. Воспитывающая среда как фактор становления и развития личности. Известия ПГУ им. В.Г. Белинского. 2011; 24: 631 - 637.
2. Словарь-справочник по теории воспитательных систем. Составитель П.В. Степанов. Москва, 2002.
3. Исаев Е.И., Слободчиков В.И. Психология образования человека: Становление субъектности в образовательных процессах. Москва, 2013.
4. Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания. Санкт-Петербург, 2001.
5. Поддубная О.Ю. Образовательно-воспитательное пространство интернета как средство развития информационной культуры студентов. Автореферат диссертации ... кандидата педагогических наук. Рязань, 2010.
6. Мудрик А.В. Социальная педагогика. Москва, 2003.
7. Саенко Л.А., Гукасова Г.С. Девиантное поведение в современном родительстве. Дискуссия. 2012; 9: 144 - 147.
8. Палиева Н.А., Соломатина Г.Н. Психологические факторы эффективности замещающих семей. Вопросы психологии. 2010; 5: 146 - 152.
References
1. Dubovickaya S.V., Bekker I.L. Vospityvayuschaya sreda kak faktor stanovleniya i razvitiya lichnosti. Izvestiya PGUim. V.G. Belinskogo. 2011; 24: 631 - 637.
2. Slovar'-spravochnikpo teorii vospitatel'nyh sistem. Sostavitel' P.V. Stepanov. Moskva, 2002.
3. Isaev E.I., Slobodchikov V.I. Psihologiya obrazovaniya cheloveka: Stanovlenie sub'ektnosti v obrazovatel'nyh processah. Moskva, 2013.
4. Anan'ev B.G. O problemah sovremennogo chelovekoznaniya. Sankt-Peterburg, 2001.
5. Poddubnaya O.Yu. Obrazovatel'no-vospitatel'noe prostranstvo interneta kak sredstvo razvitiya informacionnoj kul'tury studentov. Avtoreferat dissertacii ... kandidata pedagogicheskih nauk. Ryazan', 2010.
6. Mudrik A.V. Social'naya pedagogika. Moskva, 2003.
7. Saenko L.A., Gukasova G.S. Deviantnoe povedenie v sovremennom roditel'stve. Diskussiya. 2012; 9: 144 - 147.
8. Palieva N.A., Solomatina G.N. Psihologicheskie faktory 'effektivnosti zameschayuschih semej. Voprosypsihologii. 2010; 5: 146 - 152.
Статья поступила в редакцию 10.04.18
УДК 371
Serkerov S.E., Cand. of Sciences (Law), senior lecturer, Department of Legal Disciplines, DGPU (Makhachkala, Russia), E-mail: timop2012@mail.ru
Abdulmutalimova Z.M., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Department of Legal Disciplines, DGPU (Makhachkala, Russia), E-mail: timop2012@mail.ru
FEATURES OF INFORMATIONAL COUNTERACTION TO EXTREMISM AND TERRORISM. The article considers the place of mass media in counteraction to terrorism and extremism. In recent years the growing problem of youth extremism can currently be seen as a problem of national importance and the threat to Russia's national security. The work highlights some of the mechanisms of information and opposition, the Prime Minister who can achieve positive change in this direction. The authors conclude that the media nowadays is the most efficient and effective way to influence the mass understanding of terrorism and extremism. For this reason, the key objective of all subjects that inform about the threat of extremism in journalistic society is to create a system that guarantees coverage of terrorist activities, their unfavorable effects on the society, no matter how other parties are trying to cover their up and camouflage.
Key words: mass media, information opposition, extremism, terrorism, terrorist threats, propaganda, civil society.
С.Э. Серкеров, канд. юр. наук, доц. каф. юридических дисциплин, ДГПУ, г. Махачкала, E-mail: timop2012@mail.ru З.М. Абдулмуталимова, канд. пед. наук, ст. преп. каф. юридических дисциплин, ДГПУ, г. Махачкала, E-mail: timop2012@mail.ru
ОСОБЕННОСТИ ИНФОРМАЦИОННОГО ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ЭКСТРЕМИЗМУ И ТЕРРОРИЗМУ
Данная статья рассматривает место средств массовой информации в противодействии терроризму и экстремизму. Выделены некоторые механизмы информационного противодействия, применив которые можно добиться позитивного сдвига в этом направлении. Авторы делают вывод о том, что средства массовой информации на сегодняшний день - наиболее оперативный и результативный способ влияния на массовое понимание терроризма и экстремизма. По этой причине ключевая цель всех субъектов информативного противодействия экстремизма и журналистского общества, в первую очередь - создать систему, гарантирующую освещение террористической деятельности только с неблагоприятных позиций, вне зависимости от того, чем её пытаются прикрыть и замаскировать.
Ключевые слова: средства массовой информации, информационное противодействие, экстремизм, терроризм, террористические угрозы, пропаганда, гражданское общество.
На все сферы общественной жизни влияет активное проникновение все новых информационно-коммуникационных технологий, что приводит к качественно новому состоянию - информатизации общества. Во всем мире, в том числе и в России с различной степенью интенсивности происходит становления информационного общества. Трансформационные процессы общества, глобализация, прогресс информационно-коммуникационных технологий привели к серьезным изменениям социали-зационных механизмов интеграции молодого поколения, которое оказалась уязвимым перед экстремистскими движениями и группами, транслируемыми ими установками, ценностями, моделями поведения. Используя глобальную сеть Интернет и возможности компьютерной коммуникации, идеологи экстремистских движений и групп активно воздействуют на неокрепшее сознание российской молодежи.
В результате в последние годы происходит обострение проблемы молодежного экстремизма, который в настоящее время может рассматриваться как проблема общегосударственного значения и угроза национальной безопасности России. Государственные управленческие структуры не успевают адекватно и в полной мере реагировать на изменения коммуникационной системы российского общества в части противодействия трансляции экстремистских установок. Компьютеры, интернет, мобильные телефоны стали мощным пропагандистским инструментом различных объединений экстремистской направленности, в первую очередь молодежных. Этому способствует специфика глобальной сети, которая предоставляет такие преимущества, как простота доступа, независимость от географического расположения, неограниченная потенциальная аудитория, высокая скорость передачи информации, трудность контроля со
стороны правоохранительных органов. Это говорит о том, что в нынешних условиях информация и руководство ею является основным инструментом достижения целей. В настоящее время ряд специалистов и журналистов, которые работают непосредственно в области информационного противодействия терроризму и его идеологии, ставят установки о потребности своего рода информационных эталонов, которые бы определяли основные профессиональные подходы к формированию блоков данных антитеррористического содержания. Речь идет о необходимости подготовки материалов для средств массовой информации исходя из позиций нормативной правовой основы.
Исследование информативной ситуации в Сети демонстрирует, что содержание основных Интернет-ресурсов по продвижению идеологии терроризма носит агрессивный, враждебный характер, отличается оптимальной теоретической базой, обдуманным спектром способов контролируемого информационно-психологического влияния на пользователей и защищенностью ресурсов. Интернет на сегодняшний день превратился в сильный механизм манипуляции сознанием и действием молодых людей, который может эффективно воздействовать на общественное мнение, как в Российской Федерации, так и за границей. Он предоставляет молодежным экстремистским организациям новые возможности по обеспечению развития независимых ячеек. В виртуальном пространстве осуществляется руководство работой независимых групп, ведётся идеологическая деятельность, сбор средств, а также непосредственная подготовка к совершению экстремистских провокаций.
В Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 г. отмечается, что стратегическими целями обеспечения национальной безопасности являются защита основ конституционного строя, основных прав и свобод человека и гражданина, сохранение гражданского мира, политической и социальной стабильности в обществе путем постоянного совершенствования правоохранительных мер по выявлению, предупреждению, пресечению и раскрытию актов терроризма и других преступных посягательств. Предупреждение информационного распространения экстремизма и терроризма является необходимым условием обеспечения национальной безопасности Российской Федерации.
Предупреждение преступности буквально означает предохранение граждан, общества и государства от преступных посягательств. Предупреждение неотделимо от пресечения, так как противодействие терроризму предусматривает создание единой скоординированной системы антитеррора, функционирование которой основывается на базе хорошо налаженного механизма информационно-прогностического, правового, организационного и психологического обеспечения [1].
Для эффективной борьбы с экстремизмом и терроризмом в работе средств массовой информации необходимо:
1. Ужесточить законодательные меры, нацеленные на запрет (либо ограничение) освещения деятельности и работы экстремистов и террористов, а также и их лидеров. Ссылка на то, что они должны прибегать к терактам, для того чтобы правительство и социум их услышали, безнравственна и неосновательна. Общество выработало достаточно форм, способов и общепризнанных норм, для того чтобы тот или иной деятель либо группа людей проявила собственные интересы культурным методом, а в случае если наоборот то, результат должен являться один -безжалостное уничтожение.
2. Создать высокопрофессиональные документальные фильмы, передачи, статьи, проводить круглые столы и конференции, разоблачавшие человеконенавистническую основу экс-
Библиографический список
тремизма и терроризма во всех их проявлениях, в первую очередь в религиозно-политическом проявлении. Популяризировать разными методами не перспективность предлагаемого экстремистами пути, обращать внимание на их отсталость, убогость, ограниченность, преступность целей, средств и способов деятельности.
3. Определить особенный режим доступа СМИ к информации в случае выполнения бандитами новых террористических акций. Такого рода режим обозначает внедрение рациональных ограничений на освещение теракта:
- во-первых, чтобы не создавать препятствий для работы специализированных служб;
- во-вторых, для того чтобы не создавать экстремистам и террористам рекламу;
- в-третьих, чтобы не угнетать истерику и не доводить людей у телевизоров до предынфарктного состояния [2].
4. С поддержкой СМИ необходимо регулярно агитировать людей и на фактах обосновывать, то, что истина на нашей стороне.
5. Очень важно усердно действовать с представителями традиционного ислама, заинтересовывать их в ряды борцов с религиозно-политическим экстремизмом, требовать от них активной позиции.
6. Одной из самых главных сторон борьбы с религиозно-политическим экстремизмом и терроризмом под исламскими лозунгами считается идейно-теоретический подход. Важным здесь является дать полную характеристику негативной стороне экстремизма и терроризма и показать положительную сторону религии - Ислам. В Республике Дагестан, в связи с этим, проводятся мероприятия во всех образовательных учреждениях с привлечением общественности, представителей духовенства, ОВД, МВД по РД, сМи, деятелей культуры, спорта и т.д. Проходят торжественные линейки, открытые уроки памяти и скорби, круглые столы: «Что мы знаем о терроризме?», «Мы за мир во всем мире», презентации с использованием компьютерных технологий, просмотры фильмов антитеррористической направленности, беседы с родителями учащихся на родительских собраниях на тему: «Чему должны научить детей родители в случаях возникновения опасных ситуаций?», «Терроризм. Основные меры предосторожности», ознакомление с Памяткой (рекомендации) по организации профилактической работы в сети Интернет [3].
7. Применяя прямые контакты с духовными лидерами и способности определенных структур по отношению с религиозными организациями при Правительстве и Президенте Российской Федерации, в субъектах традиционного распространения ислама в РФ, следует предусматривать концепцию мер по контролю за содержанием, декламируемых в мечетях проповедей.
8. Необходимо сформировать сильный политический механизм противодействия экстремизму и терроризму.
Средство массовой информации на сегодняшний день -наиболее оперативный и результативный способ влияния на массовое понимание терроризма и экстремизма. Они, по сути, считаются оружием в непримиримой и бескомпромиссной борьбе, навязанной людям силами международного терроризма. Данное орудие, настолько же опасное, насколько и действенное. Грамотное его применение способно гарантировать огромный результат, а неискусное - причинить большой ущерб. По этой причине ключевая цель всех субъектов информативного противодействия экстремизма и журналистского общества, в первую очередь - создать систему, гарантирующую освещение террористической деятельности только с неблагоприятных позиций, вне зависимости от того, чем её пытаются прикрыть и замаскировать.
1. Диденко К.В., Демченко Н.В. Предупреждения распространения идеологии терроризма и экстремизма в сети Интернет. Available at: https://cyberleninka.rU/article/n/preduprezhdeniya-rasprostraneniya-ideologii-terrorizma-i-ekstremizma-v-seti-internet
2. Борьба с терроризмом выходит в Сеть. Available at: http://islamreview.ru/politics/borba-s-terrorizmom-vyhodit-v-set
3. Сюкияйнен Л.Р Мусульманское право и борьба с международным терроризмом. Право и безопасность. 2012; 3.
4. О противодействии терроризму. Федеральный закон от 06.03.2006 N 35-Ф3. Available at: http://www.consultant.ru/document/cons_ doc_LAW_58840/
References
1. Didenko K.V., Demchenko N.V. Preduprezhdeniya rasprostraneniya ideologii terrorizma i 'ekstremizma v seti Internet. Available at: https:// cyberleninka.ru/article/n/preduprezhdeniya-rasprostraneniya-ideologii-terrorizma-i-ekstremizma-v-seti-internet
2. Bor'ba s terrorizmom vyhodit v Set'. Available at: http://islamreview.ru/politics/borba-s-terrorizmom-vyhodit-v-set
3. Syukiyajnen L.R. Musul'manskoe pravo i bor'ba s mezhdunarodnym terrorizmom. Pravo ibezopasnost'. 2012; 3.
4. O protivodejstvii terrorizmu. Federal'nyj zakon ot 06.03.2006 N 35-FZ. Available at: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_58840/
Статья поступила в редакцию 10.04.18
УДК 378
Ho Da, postgraduate, Department of Methodology and Technology of Pedagogy of Music Education, Moscow Pedagogical State
University (Moscow, Russia), E-mail: 305541325@qq.com
SPECIFICS OF CHINESE STUDENTS' WORK ON SOUND IN THE PIANO CLASS OF MUSIC OF A UNIVERSITY. The article considers problems of performing piano technique in the field of sound formation, which Russian teachers have to solve in a piano class while teaching Chinese students. These problems relate to the national-cultural aspect of the academic adaptation of Chinese students, because their musical thinking is the condition of the tradition of Chinese musical culture. The success of teaching Chinese students the arts of piano performing in Russian universities depends on an adaptation period that includes comprehensive application of pedagogical methods, forms, means and techniques aimed at the progressive mastering of a musical language of Russian and European musical culture.
Key words: piano art, Chinese students, adaptation, musical thinking, pianist's performing apparatus, piano class, sound formation, piano playing technique.
Хо Да, аспирант каф. методологии и технологий педагогики музыкального образования, ФГБОУ ВПО «Московский
педагогический государственный университет», г. Москва, E-mail: 305541325@qq.com
СПЕЦИФИКА РАБОТЫ КИТАЙСКИХ СТУДЕНТОВ НАД ЗВУКОМ В ФОРТЕПИАННОМ КЛАССЕ МУЗЫКАЛЬНОГО ВУЗА
В статье рассматриваются вопросы исполнительской фортепианной техники в области звукообразования, которые приходится решать российским преподавателям в классе фортепиано в контексте педагогического процесса китайских студентов. Данные проблемы относятся к национально-культурному аспекту академической адаптации студентов КНР, т. к. их музыкальное мышление обусловлено традицией музыкальной китайской культуры. Успешность обучения китайских студентов фортепианному исполнительскому искусству в российских вузах заключается в выделении адаптационного этапа, целенаправленно включающего комплексное применения педагогических методов, форм, средств и приемов, направленных на последовательное освоение музыкального языка, сформировавшегося в русской и европейской музыкальной культуре.
Ключевые слова и словосочетания: фортепианное искусство, китайские студенты, адаптация, музыкальное мышление, исполнительский аппарат пианиста, фортепианный класс, звукообразование, техника игры на фортепиано.
В контексте интенсификации межкультурных связей России и Китая активно развивается практика обучения китайских студентов в российских музыкальных вузах. При этом самым востребованным направлением обучения является искусство фортепианного исполнительства, что, в свою очередь, обусловливает активность педагогической деятельности российских преподавателей в китайских музыкальных вузах, включающую различные виды совместных методических проектов (конференции, симпозиумы, форумы, семинары, мастер-классы, фестивали, конкурсы, музыковедческие лекции с показами, лекции-концерты, встречи-беседы с преподавателями и студентами, стажировки по обмену, летние творческие школы, совместное музыкальное исполнительство и т. д.).
Анализ фортепианной педагогической практики показывает своеобразие работы с китайскими студентами, которая заключается в специфическом, обусловленным национальной культурой, музыкальном мышлении.
Важно отметить, что традиция фортепианного исполнительства в Китае начала формироваться более ста лет назад и обрела в условиях китайской музыкальной культуры характерные черты исполнительской техники, стилистики оригинальных сочинений для фортепиано китайских композиторов. Так, в творчестве китайских композиторов-пианистов второй половины XX века сложился особая трактовка звучания фортепиано, предполагающая тип звукообразования и звуковедения, представляющий имитацию звучания народных струнно-щипковых инструментов.
Фактура подобных произведений (например, знаменитая пьеса композитора Ван Цзяньчжона «Река Люян») отличается прозрачностью, требует особых принципов фразировки, отличных от существующих в рамках классико-романтической фортепианной традиции. Исполнение данных произведений требует выделения значимости отдельных тонов, восприятию их как отдельных смысловых единиц, отсюда типичный для многих оригинальных сочинений китайских композиторов созерцательный характер музыкального повествования. Подобный стиль стал результатом синтеза европейской, русской академической и китайской народной музыкальных традиций.
В творчестве таких композиторов как Дин Шандэ, Чжао Сяо-шен и многих других имеют место попытки еще более сложного синтеза традиций, провоцирующие трансформации исполнительской техники. Интересы современных китайских пианистов не исчерпываются лишь национальным репертуаром, более того, фортепианная педагогика в Китае строится в основном на методологических принципах, разработанных в Европе и России. Тем не менее, до настоящего времени студентам-пианистам из
Китая приходится преодолевать трудности, связанные со спецификой национального музыкального мышления, обуславливающего исполнительскую технику.
Данная проблема получала освещение в работах таких авторов как Ню Яцань, Хуан Пин, Бянь Мэн, Ню Дун Ян, С.А. Айзенштадт, П.В. Гайдай [1 - 6] и др. В данных исследованиях поставлены общие вопросы фортепианного исполнительства, но методических решений данных проблем не дано. Исключение составляет диссертация Ню Яцаня «Фортепианная педагогика России и Китая: интегративный подход», в которой опытно-экспериментальное исследование посвящено синтезу методических принципов русской и китайской фортепианной педагогики. Однако и в этой научной работе остались неосвещенными многие узкоспециальные вопросы, связанные с развитием исполнительской техники пианиста.
Таким образом, в профессионально-музыкальном пространстве назрела необходимость более глубоко исследовать проблемы, возникающие в учебной работе российских педагогов с китайскими студентами в фортепианных классах музыкальных вузов. В процессе педагогической практики (2015 - 2017 гг.) в фортепианных классах московских вузов, анализа учебного и исполнительского опыта (более 50 студентов из КНР) был выявлен целый ряд проблем, среди которых необходимо обратить внимание на:
- отсутствие понимания логики фразировки и звуковедения в сочинениях полифонической, гомофонно-полифонической, го-мофонно-гармонической фактуры. Это выражается в алогичных crescendo, diminuendo, нелогичной агогике и т. д. Эти кажущиеся мелкими ошибки в исполнении влияют на раскрытие формы и драматургии произведения (80% студентов).
- отсутствие полного понимания динамических, штриховых и колористических возможностей инструмента и логики их применения (70% студентов). В ходе педагогического наблюдения создавалось впечатление, что студенты при разборе нотного материала «идут на ощупь» в плане выбора штрихов (в том числе и интерпретации композиторских указаний), очерчивания динамического диапазона, ориентируются только на рекомендации педагога или же полностью копируют его манеру игры. При этом русские и европейские студенты, даже читая с листа, адекватно интерпретируют выразительные средства нотного текста, например, сопоставление регистровых тембральных контрастов, либо утрирование того или иного штриха. Китайским студентам (особенно если речь идет о первокурсниках) приходится каждый раз заново, путем «проб и ошибок», формировать звучание фортепиано применительно к разным музыкальным произведениям.