Научная статья на тему 'Дисциплина по выбору «Средства электронного обучения в подготовке бакалавров» в формировании научно-исследовательской компетентности будущих бакалавров по профилю «Прикладная математика и информатика»'

Дисциплина по выбору «Средства электронного обучения в подготовке бакалавров» в формировании научно-исследовательской компетентности будущих бакалавров по профилю «Прикладная математика и информатика» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
158
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БАКАЛАВР / ПРОФИЛЬ "ПРИКЛАДНАЯ МАТЕМАТИКА И ИНФОРМАТИКА" / ДИСЦИПЛИНА ПО ВЫБОРУ / СРЕДСТВА ЭЛЕКТРОННОГО ОБУЧЕНИЯ / НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / A PROFILE IS “APPLIED MATHEMATICS AND INFORMATICS” / FUTURE BACHELOR / DISCIPLINE ON A CHOICE / FACILITIES OF E-LEARNING / RESEARCH COMPETENCE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Эльмурзаева М. Э., Ахмедова З. А.

В работе описаны структура и содержание дисциплины по выбору «Средства электронного обучения в подготовке бакалавров» в формировании научно-исследовательской компетентности будущих бакалавры по профилю «Прикладная математика и информатика». В рамках данной дисциплины изучаются темы, которые существенно облегчают изучение последующих дисциплин в бакалавриате и в магистратуре профиля «Прикладная математика и информатика». Большое внимание в спецкурсе уделяется актуальным темам «Электронная образовательная среда вуза. Реализация возможностей технологии “Виртуальная реальность” в образовании», «Экспертиза и сертификация педагогической продукции, функционирующей на базе информационных и коммуникационных технологий».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Эльмурзаева М. Э., Ахмедова З. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ELECTIVE DISCIPLINE “MEANS OF E-LEARNING IN TRAINING OF BACHELORS” IN FORMING OF RESEARCH COMPETENCE OF FUTURE BACHELORS ON PROFILE SPECIALIZATION OF “APPLIED MATHEMATICS AND COMPUTER SCIENCE”

In the paper the authors describe and distinguish particular contents features and the structure of the discipline that is taught on the basis of elective educational course “Means of e-learning in training of bachelors” in the process of forming research-oriented competence among future bachelors, whose major is “Applied Mathematics and Computer Science”. Within this discipline the authors of the work explore themes that greatly facilitate the study of the subsequent disciplines in undergraduate and graduate profile of “Applied Mathematics and Computer Science”. The author’s major attention in the course of the research is given to these topics: “Electronic educational environment of a university; the implementation of the technology of “Virtual reality” in education”; “Examination and certification of educational products, functioning on the basis of information and communication technologies”.

Текст научной работы на тему «Дисциплина по выбору «Средства электронного обучения в подготовке бакалавров» в формировании научно-исследовательской компетентности будущих бакалавров по профилю «Прикладная математика и информатика»»

ся в участника определенного события («представьте, что вы находитесь...», «поставьте себя на место потерпевшего и подумайте...»), яркое раскрытие чьих-то или собственных впечатлений и переживаний и т.п.;

- приёмами создания проблемной ситуации;

- приёмами включения курсантов в решение практических задач;

- приёмами активизации самостоятельности и творчества. Большинству людей всегда интереснее самому разобраться, придумать, решить, сделать что-то, а не по указке других. Нужно поощрять курсантов к самостоятельным и творческим прояв-

Библиографический список

лениям и ценить выражение ими собственного мнения, предлагая одновременно обосновать его, тактично подправлять ошибки и неточности, давая возможность на опыте в учебных условиях оценить правильность своей точки зрения [3; 4].

Таким образом, изменение функции преподавателя и его роли в образовательном процессе высших учебных учреждений системы МВД России неизбежно. Преподавателю следует повышать интерес курсантов и управлять их познавательными действиями, что позволяет, с одной стороны, повысить уровень усвоения обучаемыми учебного материала, с другой - научить их мыслить и действовать креативно.

1. Боинчану Г.И. Инновационная компетентность преподавателей учебных заведений системы МВД в условиях реформирования структуры профессионального образования. Известия БГАРФ. 2014; 4 (30).

2. Юридическая педагогика. Под ред. проф. В.Я. Кикотя, проф. А.М. Столяренко. Москва: ЮНИТИ-ДАНА, Закон и право, 2004.

3. Устинова Л.Г. Применение комплексного подхода в процессе организации воспитания коллектива сотрудников ОВД. Мир науки, культуры, образования. 2014; 2 (45): 27-28.

4. Султанова М.В. Оптимизация технологии педагогического общения сотрудников ОВД. Мир науки, культуры, образования. 2014; 1 (44): 61- 63.

References

1. Boinchanu G.I. Innovacionnaya kompetentnost' prepodavatelej uchebnyh zavedenij sistemy MVD v usloviyah reformirovaniya struktury professional'nogo obrazovaniya. Izvestiya BGARF. 2014; 4 (30).

2. Yuridicheskaya pedagogika. Pod red. prof. V.Ya. Kikotya, prof. A.M. Stolyarenko. Moskva: YuNITI-DANA, Zakon i pravo, 2004.

3. Ustinova L.G. Primenenie kompleksnogo podhoda v processe organizacii vospitaniya kollektiva sotrudnikov OVD. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2014; 2 (45): 27-28.

4. Sultanova M.V. Optimizaciya tehnologii pedagogicheskogo obscheniya sotrudnikov OVD. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2014; 1 (44): 61- 63.

Статья поступила в редакцию 11.02.15

УДК 378.2

Elmurzayeva M.E., assisting teacher, Chechen State University (Grozny, Russia), E-mail: [email protected] Ahmadova Z.A., senior lecturer, Dagestan State Pedagogical University (Makhachkala, Russia), E-mail: [email protected]

ELECTIVE DISCIPLINE "MEANS OF E-LEARNING IN TRAINING OF BACHELORS" IN FORMING OF RESEARCH COMPETENCE OF FUTURE BACHELORS ON PROFILE SPECIALIZATION OF "APPLIED MATHEMATICS AND COMPUTER SCIENCE". In the paper the authors describe and distinguish particular contents features and the structure of the discipline that is taught on the basis of elective educational course - "Means of e-learning in training of bachelors" in the process of forming research-oriented competence among future bachelors, whose major is "Applied Mathematics and Computer Science". Within this discipline the authors of the work explore themes that greatly facilitate the study of the subsequent disciplines in undergraduate and graduate profile of "Applied Mathematics and Computer Science". The author's major attention in the course of the research is given to these topics: "Electronic educational environment of a university; the implementation of the technology of "Virtual reality" in education"; "Examination and certification of educational products, functioning on the basis of information and communication technologies".

Key words: future bachelor, a profile is "Applied mathematics and informatics", discipline on a choice, facilities of e-learn-ing, research competence.

М.Э. Эльмурзаева, ассистент ФГБОУ ВПО «Чеченский государственный университет», г. Грозный, E-mail: [email protected]

З.А. Ахмедова, доцент ФГБОУ ВПО «Дагестанский государственный педагогический университет», г. Махачкала, E-mail: [email protected]

ДИСЦИПЛИНА ПО ВЫБОРУ «СРЕДСТВА ЭЛЕКТРОННОГО ОБУЧЕНИЯ В ПОДГОТОВКЕ БАКАЛАВРОВ» В ФОРМИРОВАНИИ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩИХ БАКАЛАВРОВ ПО ПРОФИЛЮ «ПРИКЛАДНАЯ МАТЕМАТИКА И ИНФОРМАТИКА»

В работе описаны структура и содержание дисциплины по выбору «Средства электронного обучения в подготовке бакалавров» в формировании научно-исследовательской компетентности будущих бакалавры по профилю «Прикладная математика и информатика». В рамках данной дисциплины изучаются темы, которые существенно облегчают изучение последующих дисциплин в бакалавриате и в магистратуре профиля «Прикладная математика и информатика». Большое внимание в спецкурсе уделяется актуальным темам «Электронная образовательная среда вуза. Реализация возможностей технологии "Виртуальная реальность" в образовании», «Экспертиза и сертификация педагогической продукции, функционирующей на базе информационных и коммуникационных технологий».

Ключевые слова: бакалавр, профиль «Прикладная математика и информатика», дисциплина по выбору, средства электронного обучения, научно-исследовательская компетентность

Формирование научно-исследовательской компетентности, как одно из основных составляющих профессиональной компетентности будущего бакалавра по профилю «Прикладная математика и информатика», становится одной из важных задач современного образования. Необходимость овладения студентами бакалавриата научно-исследовательскими компетенциями обусловлена характером профессиональной деятельности современного специалиста-бакалавра.

По мнению М.Б. Шашкина и А.В. Багачук [1], исследовательская компетентность представляет из себя интегративную характеристику личности, предполагающую владение методологическими знаниями, технологией исследовательской деятельности, признание их ценности и готовность к их использованию в профессиональной деятельности.

Под научно-исследовательской компетентностью бакалавра по профилю «Прикладная математика и информатика» нами понимается интегральное качество личности, выражающееся в готовности и способности к самостоятельному решению научно-исследовательских и творческих задач в области прикладной математики и информатики, владение технологией научно-исследовательской деятельности, признании ценности исследовательских умений и готовности их использования в профессиональной деятельности.

Аналитические и научно-исследовательские компетенции бакалавра в ФГОС объединены, и, к сожалению, собственно научно-исследовательским компетенциям не уделяется особое внимание. Бакалавр прикладной математики и информатики способен: собрать, проанализировать и обработать данные, необходимые для решения профессиональных задач; выбрать инструментальные средства для обработки данных в соответствии с поставленной задачей, проанализировать результаты расчётов и обосновать полученные выводы; используя отечественные и зарубежные источники информации, собрать необходимые данные, проанализировать их и подготовить информационный обзор и аналитический отчёт; использовать для решения аналитических и исследовательских задач современные средства ИКТ.

Развитие научно-исследовательской компетенции в бакалавриате, в первую очередь, возлагается на цикл естественно-математических и профессиональных дисциплин. Подготовка будущего бакалавра подразумевает не только вооружение знаниями учебных дисциплин и развитие его профессиональных качеств, но и формирование умений анализировать педагогический процесс, поиска и планирования новых подходов к обучению, развитие его творческих способностей. Ученые-педагоги утверждают, что применение средств информационных и коммуникационных технологий в образовательном процессе позволяет повысить качество сопровождения научных исследований студентов и обеспечить доступ к образовательным ресурсам. Современные средства ИКТ позволяют по-новому решать проблемы организации образовательного пространства в высшей школе. Под средствами ИКТ понимаются программные, программно-аппаратные и технические средства и устройства, функционирующие на базе микропроцессорной, вычислительной техники, а также современных средств и систем транслирования информации, информационного обмена, обеспечивающие операции по сбору, продуцированию, накоплению, хранению, обработке, передаче информации и возможность доступа к информационным ресурсам образовательных Интернет-порталов [2; 3].

В настоящее время возникла необходимость сформировать принципы педагогики, адекватные жизни в постиндустриальном обществе.

Научно-педагогическая общественность ощущает явную потребность в новой педагогике; на это обращают внимание А.М. Новиков, В.И. Солдаткин, В.П. Тихомиров, В.Д. Щадриков и другие эксперты в данной области [4]. Такими возможностями обладают средства электронного обучения, которые позволяют

Библиографический список

осуществлять интерактивное взаимодействие преподавателей и студентов. Е^еаттд - электронное обучение как модель образования в современном российском обществе уже завоевало определенные позиции. Однако говорить о повсеместности применения новых образовательных технологий в контексте е^еат-тд не приходится. Для решения некоторых проблем, связанных с электронным обучением в подготовке будущих бакалавров, нами разработана и апробируется в учебном процессе Чеченского государственного университета и Дагестанского государственного педагогического университета дисциплина по выбору «Средства электронного обучения в подготовке бакалавров». Её цель: формирование у бакалавров по профилю «Прикладная математика и информатика» системы знаний, умений и навыков в области средств электронного обучения.

Данная дисциплина относится к блоку ДВ.2 «Дисциплины по выбору» учебного плана бакалавриата по профилю «Прикладная математика и информатика». Для её изучения необходимы знания, умения и навыки, приобретенные студентами бакалавриата при изучении дисциплин «Педагогика» и «Психология» базовой части профессионального цикла направления подготовки «Педагогическое образование», дисциплин «Информатика», «Информационные технологии в профессиональной деятельности». Знания, полученные при изучении дисциплины по выбору «Средства электронного обучения в подготовке бакалавров» необходимы для изучения других дисциплин в бакалавриате и в магистратуре (профиль «Прикладная математика и информатика».

Нами разработано содержание дисциплины по выбору, включающее темы:

1. Педагогика в информационном обществе, или электронная педагогика. Преимущества и проблемы электронного обучения в вузе. Сравнительная характеристика основных компонентов традиционной педагогической науки и педагогической науки в условиях информатизации образования.

2. Дистанционные образовательные технологии. Образовательные социальные сети. Мобильное обучение.

3. Формы представления учебных материалов для изучения в электронной информационно-образовательной среде. Ва-леология электронного обучения и Интернет-безопасность.

4. Обеспечение качества электронного обучения и его оценка. Нормативно-правовое обеспечение электронного обучения.

5. Экспертиза и сертификация педагогической продукции, функционирующей на базе информационных и коммуникационных технологий.

6. Электронная образовательная среда вуза. Реализация возможностей технологии «Виртуальная реальность» в образовании.

Данный курс по выбору является одной из составляющей программно-методического обеспечения процесса формирования научно-исследовательской компетентности будущего бакалавра по профилю «Прикладная математика и информатика» средствами электронного обучения.

В процессе обучения дисциплине по выбору для развития научно-исследовательской компетентности студентов бакалавриата используются: проблемный метод изложения лекционного и практического материала; частично-поисковые методы (написание реферата, обзорных работ, эссе); исследовательский метод (самостоятельная постановка целей и задач своей работы, глубокий анализ условий задачи, выделение основных проблем и выдвижение гипотез, прогнозирование и анализ результатов). В этом же процессе можно использовать следующие формы обучения: лекция (мотивационная, проблемная, развивающая); практические занятия (задачи, направленные на формирование исследовательских умений, усиление познавательной активности); самостоятельная работа (подготовка статьи для участия в конференции).

1. Шашкин М.Б., Багачук А.В. Формирование исследовательской деятельности студентов педагогического вуза в условиях реализации компетентностного подхода. Красноярск, 2006.

2. Шахназарова П.Т., Везиров Т.Г. Некоторые аспекты профессиональной подготовки бакалавров по профилю «Музыка и мировая художественная культура» с использованием интерактивных средств обучения. Мир науки, культуры, образования. 2013; 3 (40): 102-104.

3. Шихмурзаева А.Б., Везиров Т.Г. Электронные образовательные ресурсы в развитии ИКТ-компетентности будущих бакалавров педагогического образования. Мир науки, культуры, образования. 2013; 6: 122-123.

4. Игропуло И.Ф., Сёмина И.С., Сорокопуд Ю.В., Шаповалов В.К. Проектирование магистерской программы по направлению «Педагогическое образование» в контексте методологии TUNING. Мир науки, культуры, образования. 2014; 1 (44): 26-28.

References

1. Shashkin M.B., Bagachuk A.V. Formirovanie issledovatel'skoj deyatel'nosti studentov pedagogicheskogo vuza v usloviyah realizacii kompetentnostnogo podhoda. Krasnoyarsk, 2006.

2. Shahnazarova P.T., Vezirov T.G. Nekotorye aspekty professional'noj podgotovki bakalavrov po profilyu «Muzyka i mirovaya hudozhestvennaya kul'tura» s ispol'zovaniem interaktivnyh sredstv obucheniya. Mirnauki, kul'tury, obrazovaniya. 2013; 3 (40): 102-104.

3. Shihmurzaeva A.B., Vezirov T.G. 'Elektronnye obrazovatel'nye resursy v razvitii IKT-kompetentnosti buduschih bakalavrov pedagogicheskogo obrazovaniya. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2013; 6: 122-123.

4. Igropulo I.F., Semina I.S., Sorokopud Yu.V., Shapovalov V.K. Proektirovanie magisterskoj programmy po napravleniyu «Pedagogicheskoe obrazovanie» v kontekste metodologii TUNING. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2014; 1 (44): 26-28.

Статья поступила в редакцию 06.02.15

УДК 371

Pirmagomedova E.A., Cand. of Sciences (Psychology), teacher, Department of Pedagogy and Psychology, Dagestan State Pedagogical University (Derbent, Russia), E-mail: [email protected]

Nagieva A.T., Cand. of Sciences (Pedagogy), teacher, Department of Pedagogy and Psychology, Dagestan State Pedagogical University (Derbent, Russia), E-mail: [email protected]

Suleymanova G.K., assistant teacher, Department of Physical Training, Branch of Dagestan State Pedagogical University (Derbent, Russia), E-mail: [email protected]

THE FORMATION OF SELF-ESTEEM OF CHILDREN OF PRIMARY SCHOOL AGE AND FACTORS AFFECTING ITS DEVELOPMENT. The article is of great interest in theoretical and practical research of the category of "self' and factors of formation of psychological consciousness of children of primary school age in the study of the formation of self-esteem. The authors of the research paper mark the most favorable conditions for the development of positive self-evaluation, including the emotional involvement of parents in a child's life, that do not hinder the development of his self-dependence. The authors show how the following basic concepts relate to each other: "self-esteem", "self-assessment", "frustration", "identity", "the assessment of one's achievements", "the emergence and influence of reflections", "adequate self-esteem", "inadequate self-esteem", which are considered in the framework of the general theory of the development of self-esteem and psycho-pedagogical research.

Key words: formation of self-esteem, personal development, adequate self-esteem, inadequate self-esteem, self-perception, factors of development of self-esteem.

Э.А. Пирмагомедова, канд. психол. наук, ст. преп. каф. педагогики и психологии, филиал ФГОБОУ ВПО «Дагестанский государственный педагогический университет», г. Дербент, E-mail: [email protected] А.Т. Нагиева, канд. пед. наук, ст. преп. каф. педагогики и психологии, филиал ФГОБОУ ВПО «Дагестанский государственный педагогический университет», г. Дербент, E-mail: [email protected]

Г.К. Сулейманова, ассистент-преподаватель кафедры физической культуры, филиал ФГОБОУ ВПО «Дагестанский государственный педагогический университет» в г. Дербенте. E-mail: [email protected]

ФОРМИРОВАНИЕ САМООЦЕНКИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА И ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ЕЁ РАЗВИТИЕ

Статья представляет большой интерес в теоретической и практической сфере исследования категории «самооценки» и факторов формирования психологического сознания детей младшего школьного возраста при изучении формирования самооценки. Обозначены наиболее благоприятные условия развития позитивной самооценки, в том числе эмоциональная вовлеченность родителей в жизнь ребенка, не препятствующая, развитию его самостоятельности. Приведены взаимосвязи основных понятий: «самооценка», «самооценивание», «фрустрация», «самосознание», «оценка своих достижений», «появление и влияние рефлексий», «адекватная самооценка», «неадекватная самооценка», которые рассматриваются как в рамках общей теории развития самооценки, так и в психолого-педагогических исследованиях.

Ключевые слова: формирование самооценки, личностное развитие, адекватная самооценка, неадекватная самооценка, самовосприятие, факторы развития самооценки.

Традиционно главным институтом воспитания считается семья: в ней закладываются основы личности ребёнка. Семья может выступать в качестве как положительного, так и отрицательного фактора воспитания. Семейные условия, род занятий, материальный и образовательный уровни родителей являются определяющими для жизненного пути ребёнка. На него воздействует вся внутрисемейная атмосфера. Поэтому формирование самооценки может рассматриваться как результат усвоения ребёнком отношения к нему со стороны родителей. Исследование Э.В. Пахальяном связи между формой общения школьника в семье и степенью адекватности и устойчивости его самооценки показало, что у детей, имевших доверительные отношения с родителями, преобладала адекватная и устойчивая самооценка, а для детей из семей с регламентированным (жёстким) типом общения более характерна неустойчивая и неадекватная самооценка. Высокая самооценка сочетается с доверительными отношениями между детьми и родителями, требовательностью и строгой дисциплиной при относительной автономии ребенка. Школьники с низкой самооценкой, выраженным чув-

ством собственной изолированности и ненужности имели негативный опыт внутрисемейных отношений: наказание как основной способ воздействия, отсутствие чёткой воспитательной программы [1].

Таким образом, благоприятным условием развития позитивной самооценки можно считать эмоциональную вовлечённость родителей в жизнь ребёнка, не препятствующую, однако, развитию его самостоятельности.

Самооценка ребёнка до определенного периода складывается под влиянием отношения к нему значимых взрослых, прежде всего родителей. Он усваивает параметры оценок и самооценок, нормы, которыми пользуются родители, и далее сам оценивает себя. Вместе с тем по одному только характеру родительского отношения нельзя однозначно предсказать, как это отразится на внутреннем мире ребенка. Экспериментальные исследования показывают, что данные о восприятии ребёнком родительских установок могут более достоверно объяснить развитие самооценки ребёнка, чем объективная оценка родительского отношения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.