УДК 378.2
Казибекова Саибат Тажидиновна
старший преподаватель кафедры информатики и вычислительной техники Дагестанского государственного педагогического университета saibat07@rambler. ru Saibat T. Kazibekova
senior teacher of chair of informatics and computer facilities of the Dagestan state pedagogical university [email protected]
МОДЕЛЬ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МУЛЬТИМЕДИЙНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
КАК УСЛОВИЕ ПОВЫШЕНИЯ АКТИВИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БАКАЛАВРОВ ПО ПРОФИЛЮ
«МАТЕМАТИКА И ИНФОРМАТИКА»
THE MODEL OF USING MULTIMEDIA TECHNOLOGIES AS A CONDITION OF INCREASING IN ACTIVIZATION OF EDUCATIONAL WORK OF BACHELORS IN «MATHEMATICS AND INFORMATICS»
Аннотация. В данной статье рассматривается модель использования мультимедийных технологий в активизации познавательной деятельности бакалавров по профилю «Математика и информатика», с включением мотивационного, когнитивного, эмоционально-волевого и результативного компонентов, а также три уровня готовности к такой деятельности: низкий, средний и высокий.
Ключевые слова: модель, активизация познавательной деятельности, бакалавр, компоненты, уровни готовности.
Abstract. In the article it is scanned the model of using multimedia technologies in activization of educational work of bachelors in "Mathematic and Information" including cognitive motivational, emotional and volitional, effective, components and three levels of readiness to such kind of activity: law, middle and high.
Keywords: model, activization of educational work, bachelors, component, levels of readiness.
Анализ теоретических аспектов познавательной деятельности, а также реально существующая необходимость подготовки бакалавров педагогического образования к использованию мультимедийных технологий позволили нам разработать и обосновать модели такой подготовки в пространстве Дагестанского государственного педагогического университета.
Структура образовательных программ подготовки бакалавров определяется соответствующей компетентностной моделью. Бакалаврская
подготовка предполагает, в первую очередь, изучение циклов общенаучных и общепрофессиональных дисциплин.
Процесс подготовки бакалавра к использованию мультимедийных технологий для активизации его познавательной деятельности мы представили в качестве разновидности педагогического процесса. В педагогике сложилось устойчивое понимание того, что одним из решающих условий успешного протекания педагогического процесса является его проектирование, включающее в себя диагностику, определение прогноза и разработку проекта деятельности.
Обратившись к этимологии понятия «модель», мы выяснили, что «модель» - это искусственно созданный объект в виде схемы, физических конструкций, знаковых форм или формул, который, будучи подобен исследуемому объекту, отображает и воспроизводит в более простом и обобщенном виде структуру, свойства, взаимосвязи и отношения между элементами этого объекта.
Практическая ценность модели в любом педагогическом исследовании определяется ее адекватностью изучаемых сторонам объекта, а также тем, насколько правильно учтены на этапах построения модели основные принципы ее построения - наглядность, определенность, объективность, эффективность и др., которые во многом определяют как возможности и тип модели, так и ее функции в педагогическом исследовании.
В нашем исследовании подготовка бакалавра педагогического образования по профилю «Математика и информатика» понимается как процесс формирования нового актуального знания, профессиональных компетенций по использованию мультимедийных технологий для достижения новых образовательных результатов, в частности активизации познавательной деятельности [2].
Мультимедийные технологии окажут принципиальное воздействие на процесс обучения в том случае, если эти технологии будут включены в новую модель обучения. Мультимедийные технологии и построенная на их основе новая образовательная среда окажут принципиальное воздействие на процесс и результаты обучения в том случае, если они будут включены в новую модель образовательного процесса.
Мы считаем, что профессиональная подготовка бакалавра в области использования мультимедийных технологий должна быть направлена в первую очередь на методически грамотное использование этих средств во всех аспектах образовательного процесса, а именно:
- стимулирующе - мотивационном. Происходит стимулирование как профессионального роста бакалавра, так и познавательного интереса учащихся и мотивация к учебно-познавательной деятельности;
- целевом. Осуществляется осознание бакалавром целей, задач и результатов использования мультимедийных технологий в учебно-воспитательном процессе;
- содержательном. Построение содержания предметной области с учетом целей обучения, интересов бакалавров и предполагаемых новых образовательных результатов;
- операционно - деятельностном. Происходит освоение методов и приемов обучения с использованием мультимедийных технологий;
- контрольном. Осуществление контроля и самоконтроля учебно-воспитательной деятельности с помощью мультимедийных технологий, направленного на получение новых образовательных результатов;
- рефлексивном. Происходит самоанализ, самооценка деятельности по применению мультимедийных технологий в учебно-воспитательном процессе.
Любая модель успешно функционирует при соблюдении определенных условий. Условие - это требование, предъявляемое к какой-либо области человеческой деятельности. В научно-педагогической литературе условия определяются как совокупность мер учебно-воспитательного процесса, которая обеспечивает достижение студентами более высокого уровня деятельности. Таким образом, в контексте нашего исследования под педагогическими условиями мы будем понимать взаимосвязанный и взаимодействующий комплекс мер педагогического процесса, который обеспечивает достижение бакалавров педагогического образования по профилю «Математика и информатика» более высокого уровня использования мультимедийных технологий для активизации познавательной деятельности.
Мы считаем, что педагогическими условиями использования мультимедийных технологий в активизации познавательной деятельности бакалавров по профилю «Математика и информатика» являются:
- условие профессиональной направленности обучения;
-условие формирования мультимедийной грамотности бакалавров в процессе обучения;
- условие системного анализа изучаемого материала.
Необходимость формирования у бакалавров готовности к использованию
мультимедийных технологий, которая предполагает потребность вести профессиональный поиск на протяжении всей жизни, становится очень актуальной. Формирование данного аспекта готовности зависит от профессиональной направленности обучения, при построении курсов специальных дисциплин необходимо учитывать основной принцип профессионального обучения - политехнический принцип.
Осуществление данного принципа требует соблюдения следующих условий:
- соответствие содержания обучения основным направлениям развития науки и техники;
- связь изучаемого материала с будущей практической деятельностью;
- доступность;
- системность;
- возможность удовлетворения познавательных интересов обучаемых;
- опора на базовые общеобразовательные знания и умения;
- информационная стабильность и динамичность учебного материала;
- соответствие содержания обучения материально-технической базе учебного заведения;
- учет факторов, влияющих на производительность труда.
Становление информационного общества неразрывно связано с
информатизацией всех областей человеческой жизни, что подразумевает необходимость формирования компьютерной грамотности и информационной культуры обучаемых.
Одним из главных педагогических условий является формирование мультимедийной грамотности бакалавров педагогического образования, под которым мы понимаем умение создавать материалы с использованием цифровых ресурсов (текстовых, графических, аудио- и видео).
Следующим важным компонентом формирования готовности бакалавров к использованию мультимедийных технологий в активизации познавательной деятельности является умение создавать новое знание на основе получаемой информации. Формирование данного аспекта подразумевает развитие системного мышления у обучаемых.
Технология обучения дисциплинам, способствующая формированию системного мышления, должна последовательно включать постановку задач предметной области, изучение концепции их решения, освоение методов решения задач, изучение способов и средств, овладение методиками решения.
Чем ближе технология обучения к процессу формирования системного мышления и чем больше дисциплин изучается по этой технологии, тем быстрее формируется и тем выше уровень системного мышления у выпускника.
Теоретический анализ ФГОС ВПО по направлению подготовки 050100 «Педагогическое направление» (квалификация «бакалавр») позволил выявить характер современной нормативной модели выпускника, которая базируется на системе общекультурных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций. Причем основная часть компетенций в новом ФГОС ВПО выражена через операционально - деятельностный компонент профессиональной подготовки[1].
Проектирование модели процесса подготовки бакалавров заключается в выделении компонентов данного процесса и установления взаимосвязи между ними. Следует отметить, что каждая модель замещает реальный процесс и не может в полной мере отражать содержание процесса подготовки, однако позволяет выделять и изучать наиболее важные характеристики данного процесса в их единстве и взаимодействии, а также прогнозировать и оценивать возможные результаты. Для построения модели процесса подготовки бакалавров педагогического образования по профилю «Математика и информатика» к использованию мультимедийных технологий целесообразно использовать практико-ориентированный подход, который позволяет акцентировать внимание:
- на отборе содержания образования, с учетом необходимости формирования предметных и профессиональных знаний, а также знаний о специфических особенностях педагогической деятельности и умений применять полученные знания на практике;
- на создании условий в педвузе для приобретения опыта деятельности по использованию мультимедийных технологий, необходимого для развития ИКТ-компетентности бакалавра.
С учетом вышеизложенных положений и содержания выделенных этапов нами была разработана модель использования мультимедийных технологий в активизации познавательной деятельности бакалавров педагогического образования по профилю «Математика и информатика», включающая мотивационный, когнитивный, эмоционально-волевой, результативный компоненты.
Мы выделяем три уровня готовности бакалавров педагогического образования по профилю «»Математика» в активизации познавательной деятельности: низкий, средний и высокий.
На низком уровне деятельность бакалавра направлена на формирование потребности в получении специальной системы знаний, которая обеспечивает возможность использования мультимедийных технологий в активизации познавательной деятельности. Знания поверхностны. Бакалавры знакомы с основными методами и формами применения мультимедийных технологий при решении профессиональных задач, однако испытывают серьезные затруднения в применении их на практике.
На среднем уровне деятельность бакалавра направлена на изучение и использование функциональных возможностей мультимедийных технологий в активизации познавательной деятельности. Бакалавры на этом уровне владеют теоретическими и методологическими знаниями, решают типовые задачи, но испытывают трудности при использовании мультимедийных технологий в новой для них ситуации.
На высоком уровне деятельность бакалавров направлена на новое конструктивное использование мультимедийных технологий в активизации познавательной деятельности. Бакалавры владеют теоретическими, методологическими и технологическими знаниями, системой умений использования мультимедийных технологий как инструмента познания и исследования в своей учебной и квазипрофессиональной деятельности.
Проведенное нами исследование показало, что каждый из этих уровней взаимодействует с предшествующим и последующим. Между отдельными студентами бакалавриата внутри каждого уровня существуют различия в степени их готовности к использованию мультимедийных технологий в активизации познавательной деятельности. Степень готовности повышается при переходе с уровня на уровень.
Практическое применение разработанной модели использования мультимедийных технологий как средство повышения активизации познавательной деятельности бакалавров по профилю «Математика и информатика» отразилось в программно-методическом обеспечении подготовки бакалавров, которое представляет собой систему нормативно-правовой, методической литературы, учебно-методических материалов на бумажных и электронных носителях, организующих обучающее-учебную
деятельность будущих бакалавров педагогического образования по профилю «Математика и информатика».
В эту систему были включены:
1. График учебного процесса, предполагающий проведение обучающе-учебных занятий.
2. Программа курса по выбору «Мультимедийные технологии в математическом образовании».
3. Мультимедийные проекты по различным темам школьного курса математики.
4. Авторские электронные учебно-методические материалы по темам «Квадратные уравнения» и «Геометрическое тело».
5. Программные продукты фирм «1С», «Кирилл и Мефодий», «Просвещение».
6. Образовательные сайты Интернет: http://www.edu.ru, кйр:/^^оо1-collection.edu.ru, http://www.it-m.ru, http://www.km-school.ru, http://fcior.edu.ru
На практических занятиях по дисциплине «Теория и методика преподавания математики» формировалось умение критически анализировать и творчески применять весь спектр существующих мультимедийных презентаций для моделирования уроков по школьной математике различных типов, осуществлять выбор оптимальных организационных средств и форм обучения.
Цикл практических и семинарских занятий по данной дисциплине начинается со знакомства и освоения будущими бакалаврами возможностей интерактивной доски, изучения ее программного обеспечения.
По новым стандартам общего образования рекомендуют изучение электронных образовательных ресурсов и среду их реализации, показывающих возможности мультимедийных технологий.
Для реализации этих проблем нами использовались следующие технологии: технология модульного обучения, технология укрупнения дидактических единиц П.М. Эрдниева, технология обучения математике на основе решения задач по Р.Г. Хазанкину, технология интенсификации обучения на основе схемных и знаковых моделей учебного материала В.Ф. Шаталова, технология программированного обучения, компьютерные технологии обучения, дистанционные образовательные технологии, технология проектной деятельности.
Литература
1. Везиров Т.Г. Информационные и коммуникационные технологии в формировании проектной компетенции магистров педагогического образования //Вестник университета (ГУУ). Теоретический и научно-методический журнал. -М.,2012.-№10.-С.268-272.
2. Казибекова С.Т., Везиров Т.Г. Мультимедийные проекты как средство повышения наглядности обучения математике бакалавров педагогического образования //Вестник университета (ГУУ). Теоретический и научно-методический журнал. - М.,2013.-№6.-С.292-295.
Literature
1 . Vezirov T.G. viewfinders information and communication technologies in formation of design competence of masters of pedagogical education//the Messenger of university (GUU). Theoretical and scientific and methodical magazine. - M., 2012 . -№10. - Page 268-272.
2 . Kazibekova S. T.Vezirov T.G. Viewfinders multimedia projects as means of increase of presentation of training in mathematics of bachelors of pedagogical education//Messenger of university (GUU). Theoretical and scientific and methodical magazine. - M., 2013 . -№6. - Page 292-295.