УДК 37.01:004.738.5
https://doi.org/10.24158/spp.2017.6.15
Жамков Александр Анатольевич
аспирант кафедры информатики и вычислительной техники Мордовского государственного педагогического института им. М.Е. Евсевьева
ИНФОРМАЦИОННО-КОМПЬЮТЕРНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
КАК СРЕДСТВО ПРОЯВЛЕНИЯ ИНИЦИАТИВНОСТИ УЧАСТНИКАМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Zhamkov Aleksandr Anatolyevich
PhD student, Computer Science and Computer Hardware Department, Mordovian State Pedagogical Institute
INFORMATION AND COMPUTER TECHNOLOGIES AS A MEANS OF SHOWING INITIATIVE BY PARTICIPANTS OF EDUCATIONAL PROCESS
Аннотация:
В статье предлагается понимание информационно-компьютерных технологий как средства развития инициативности различных участников образовательного процесса. Описаны особенности проявления образовательной инициативности современным педагогом в сфере культуры. Так, используя информационно-компьютерные технологии, преподаватель доносит до обучаемых информацию об основных современных тенденциях и задачах государственной культурной политики, содействует формированию культурно развитой личности.
Ключевые слова:
жизнедеятельность, личность, информационно-коммуникативные технологии, информационные процессы, образовательный процесс, инициативность, образовательная инициативность, культурное пространство.
Summary:
The article provides an understanding of information and computer technologies as a tool for the initiative development among various participants of the educational process. The paper describes the features of showing the educational initiative by a modern educator in the field of culture. Thus, while using information and computer technologies, a teacher provides trainees with information on main contemporary trends in and tasks of state cultural policy, contributes to the development of a culturally developed person.
Keywords:
vital functions, personality, information and communicative technologies, informational processes, educational process, initiative, educational initiative, cultural space.
Современные направления развития учебно-воспитательного процесса определяются задачами подготовки специалиста, способного действовать в ситуациях, требующих проявления профессиональных умений и использования накопленного обществом опыта. Приоритетной должна стать модель образования, которая рассматривает воспитательную систему как фактор личностного развития и в качестве обязательных компонентов выделяет социальную активность и инициативность студентов. Условия данной модели - модульная структура содержания процесса обучения, создание информационно-коммуникационной среды в вузе, использование информационных и коммуникационных технологий для преподавания непрофильных дисциплин в вузе в условиях дистанционного обучения.
По концепции образования Дж. Дьюи идеал образования внешне похож на соглашательскую разработку, что приводит к выбору в качестве образовательной единицы не человека, а класса людей [1]. Отсюда по-иному рассматривается информационная среда.
В ходе теоретического осмысления проблемы было выдвинуто предположение о том, что информационно-коммуникативная среда определяется использованием компьютерных технологий при обучении студентов, которое будет протекать более эффективно при выполнении комплекса условий: инновационная направленность; вовлечение обучающихся в общую результативную работу по созданию и введению компьютерных технологий, направленных на увеличение эффективности образования; формирование готовности вузовских преподавателей к использованию компьютерных технологий.
В современном образовании акцент делается на увеличение эффективности образования в определенной среде с учетом индивидуализации обучения. При практическом использовании понятия «индивидуализация обучения» необходимо иметь в виду, что речь идет не об абсолютной, а об относительной индивидуализации [2].
Рассмотрим методику реализации вышеперечисленных педагогических условий. Практически на всех занятиях с использованием компьютерных технологий у обучаемых появляется ситуационная заинтересованность. Ее возникновение обусловлено новшеством, ощущением любопытства, стремлением освоить новые методы познания и работы, пониманием важности ИКТ в работе
современного профессионала. В последующем посредством конкретных инициативных действий формируется стабильная заинтересованность обучаемых. Таким образом, формирование заинтересованности и инициативности находится в зависимости от инновационной ориентированности обучающегося. У студентов с невысокой степенью ориентированности на применение ИКТ, как правило, прослеживается чувственно-эмоциональный дискомфорт, который выражается в ощущении беспокойства, нерешительности, боязни, страха. Это объясняется тем, что в ходе преподавания ИКТ появляется беспокойство, связанное с неосвоенностью ресурсов ИКТ, что мешает вовлечению мотивирующих элементов в процесс отражения существующей действительности.
В ходе проведенных исследований было сделано следующее заключение: подготовка будущих преподавателей к применению ИКТ в профессиональной деятельности должна быть организована таким образом, чтобы административные воздействия педагога перерастали в самоорганизацию и инициативность. Обучающиеся вузов должны понимать креативный вид работы педагога и стараться включать в собственную работу инновационные и нестандартные методы обучения. В рамках современного образования обучающиеся формулируют ряд принципов, которые непосредственно участвуют в практической проверке эффективности ИКТ [3].
Значимой областью обучения является область коммуникаций. Главными компонентами коммуникации считаются коммуникационная динамичность, инициативность в отборе взаимосвязей и контактов, требуемых для осуществления образовательной деятельности. Уровень образовательной инициативности возможно установить в трех неотъемлемых частях работы обучающего: подготовка, воспитательная и развивающая работа. К доле обучения принадлежат следующие рабочие воздействия: развитие способностей, сопряженных со справочно-коммуникационными технологиями, и обладание ИКТ-компетентностями (общепользовательской, общепедагогической, предметно-педагогической). Справочно-коммуникационные технологические процессы в ходе преподавания формируют инициативность у обучающегося, что проявляется в его способности находить информацию, осуществлять информативное взаимодействие, коллективную деятельность и др.
На современном этапе важным средством проявления инициативности как педагога, так и других участников образовательного процесса стали информационные и коммуникационные технологии (ИКТ). ИКТ-компетентности (общепользовательская, общепедагогическая и предметно-педагогическая) присутствуют в структуре профессионального стандарта педагога [4]. В документе «Квалификационные характеристики должностей работников образования» отображены рабочие функции, выполняемые педагогами. Среди них отмечены использование просветительных технологических образовательных, в том числе информационных, средств; знание правил работы с базами данных, текстовыми редакторами, электронными таблицами, электронной почтой и браузерами, мультимедийным оборудованием [5].
Преподаватель должен преуспеть в решении следующих проблем: поиск данных с помощью системы логического обеспечения (СЛОГ), обработка электронных сведений различных видов, изменение формата сведений, создание видеоматериала с применением элементов монтажа, добавлением титров, оформление результатов исследовательской работы с использованием надлежащего мультимедийного программного обеспечения и т. д.
Рассмотрим проявление инициативности педагога в реализации профессиональной деятельности в области культуры. Современный педагог, проявляя инициативность, является важным действующим лицом в организации и функционировании культурного пространства. Он доносит до учащихся информацию об основных современных тенденциях и задачах государственной культурной политики посредством реализации культурно-просветительской деятельности. В «Стратегии государственной культурной политики на период до 2030 года» [6] делается акцент на широком использовании возможности информационной среды, включающей информационно-телекоммуникационную сеть Интернет, а также распространяемую с ее помощью информацию, текстовые и визуальные материалы, цифровые архивы, библиотеки, оцифрованные музейные фонды.
В целях содействия формированию гармонично развитой личности, способной к активному участию в реализации государственной культурной политики, необходимы:
- поддержка ценностно ориентированных воспитания, образования, культурной деятельности;
- формирование определенных представлений о системе передачи, хранения и переработки информации, содержащейся в средствах массовой информации и информационно-телекоммуникационной сети Интернет;
- формирование единого российского информационного пространства знаний на основе оцифрованных книжных, архивных, музейных фондов, собранных в Национальную электронную библиотеку и национальные электронные архивы по различным отраслям знаний и сферам творческой деятельности;
- создание национальной российской системы сохранения электронной информации, в том числе ресурсов в информационно-телекоммуникационной сети Интернет и др. [7, с. 31-32].
Таким образом, современный педагог должен учитывать возросшую роль ИКТ и связанные с ними возможности проявления инициативности в своей профессиональной деятельности. Решение профессиональных задач в области профессиональной деятельности должно подразумевать инициативность в общении, обсуждениях, формировании собственной позиции и др. Выпускник должен уметь как моделировать индивидуальные маршруты обучения, воспитания и развития совместно с учащимися, так и строить собственные образовательный маршрут и профессиональную карьеру, ориентируясь на свои предпочтения и убеждения, обсуждая и дискутируя с коллегами и специалистами.
Ссылки:
1. Dewey J. Progressive Education and the Science of Education. Washington, 1928.
2. Унт И.Э. Индивидуализация и дифференциация обучения. М., 1990. 192 с.
3. Williams R., Maclean С. Computing in Schools. Edinburgh, 1985. 234 p.
4. Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» [Электронный ресурс] : приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 18 окт. 2013 г. № 544н. URL: http://www.rg.ru/2013/12/18/pedagog-dok.html (дата обращения: 22.06.2017).
5. Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования» [Электронный ресурс] : приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации (Минздравсоцразвития России) от 26 авг. 2010 г. № 761н. URL: https://rg.ru/2010/10/20/teacher-dok.html (дата обращения: 22.06.2017).
6. Стратегия государственной культурной политики на период до 2030 года [Электронный ресурс] : распоряжение Правительства РФ от 29 февр. 2016 г. № 326-р. URL: http://government.ru/media/files/AsA9RAyYVAJno-BuKgH0qEJA9IxP7f2xm.pdf (дата обращения: 22.06.2017).
7. Там же. С. 31-32.