3. Левин К. Топология и теория поля // История психологии / под ред. П. Я. Гальперина, А. Н. Жадан. - М., 1999. -С. 242-258.
4. Левина М. М. Технологии профессионального педагогического образования: учебное пособие для пед. вузов. - М.: ИЦ «Академия», 2001. - 271 с.
5. Маслоу А. Самоактуализация // Психология личности
/ под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, А. А. Пузырея). - М., 1982. -С. 108-117.
6. Murray H. A. Explorations in personality. - New-York, 1938.
7. Рубинштейн С. Л. Проблемы общей психологии. - М.: Педагогика, 1989. - 488 с.
8. Талыгина Н. Ф. Педагогическая психология: учебное пособие. - М.: Academ A, 1998. - С. 165-175.
formation of learning motivation in students
Badanina G., an Honoured Teacher of Kuban, Eisk Pedagogical College, Eisk
The information concerning the problem of learning motivation is represented in the article from the point of view of perfecting the process of training specialists in the system of vocational education. The learning motivation is considered here in the aspects of notions and the content. The results of researches are exemplified in the paper.
Key words: teachers training, motivation for mastering speciality, motivational peculiarities in the process of education.
использование информационно-компьютерных технологий в профессиональной
деятельности педагога
Кандидат педагогических наук, и.о. доцента Е. В. Мирзоева
Кубанский государственный университет физической культуры, спорта и туризма, г. Краснодар
Большое значение в современном высшем профессиональном образовании имеет применение информационных и компьютерных технологий (ИКТ) в учебном процессе. Меняются отношение к роли педагога и требования к уровню его подготовки, если ему приходится использовать средства ИКТ в образовательной деятельности.
Ключевые слова: информационно-компьютерные технологии (ИКТ), использование ИКТ в образовательном процессе вуза, электронные информационные ресурсы, уровень подготовленности педагога.
Процессы информатизации современного общества, являясь необратимыми, проникают во все сферы деятельности человека, к числу которых в полной мере относится и
образование. Информатизацию образования принято считать третьей революцией в сфере образования, которая может оказать более радикальное воздействие на способы мышления и обучения, чем две предыдущие образовательные революции, порожденные изобретением алфавита и печатного станка [6].
Применительно к совершенствованию методической системы обучения информатике можно отметить, что средства ИКТ являются инструментом не только доставляющим студентам различные знания по этой дисциплине, но и средствами, усиливающими творческие возможности обучаемого, возможности проводить исследования, формировать активные и индивидуализированные стратегии обучения. Более того, возможность телекоммуникационного
доступа к мировым информационным ресурсам достаточно эффективно влияет на личностное восприятие обучаемыми окружающей среды.
По мере внедрения современных информационных технологий в образование происходит изменение культуры учебного заведения и роли преподавателя в учебном процессе [1, 7]. В связи с акцентом на самостоятельное приобретение знаний усиливается консультационная и корректировочная направленность обучающей деятельности педагога. В условиях избыточной научной и учебной информации, предоставляемой учащимся современными технологиями, возрастают требования к профессиональной подготовке преподавателя в области основной и смежных учебных дисциплин. Существенно повышаются также требования к личностным, общекультурным, коммуникативным качествам преподавателя.
К сожалению, темпы внедрения ИКТ в систему образования, несмотря на вышеперечисленные и многие другие позитивные особенности, оставляют желать лучшего. Очевидно, что существуют определенные факторы и проблемы, тормозящие широкое внедрение информационных технологий в реальный учебный процесс.
Практика обучения свидетельствует, что фундаментальность идеи повсеместного внедрения новых информационных и телекоммуникационных технологий еще в должной мере не осознана специалистами в области образования. Частично наличие указанной проблемы связано с тем, что далеко не все вузы имеют экономические возможности для приобретения достаточного количества компьютерной и телекоммуникационной техники, дорогостоящего доступа к всемирным информационным сетям. В тех немногочисленных вузах, где эта проблема решена, на неподготовленности педагогов к реальному использованию новых технологий в обучении сказывается отсутствие специализированных электронных информационных ресурсов (компьютерных программ и их содержательного наполнения), соответствующих необходимым дидактическим и методическим требованиям [5, 7].
К сожалению, для большинства информационных ресурсов, предназначенных для использования в процессе обучения, характерен низкий педагогический уровень [3]. Одной из основных причин складывающейся ситуации является то, что, в основном, компьютерные учебные программы создаются специалистами в области программирования без участия ведущих специалистов в области психологии, дидактики, содержания и методики обучения конкретной дисциплине. Вместе с тем общеизвестно, что ведущие педагоги, имеющие большой стаж преподавательской работы, как правило, далеки от новых ИКТ, не владеют ими и в силу консерватизма мышления, не всегда понимают их значимость.
На данный момент большинство педагогов, преподающих в вузах, испытывают существенный психологический барьер перед освоением компьютерной техники и использованием электронных информационных ресурсов в обучении, который обычно маскируется сомнениями относительно педагогических возможностей названных
средств. Иногда такая недооценка объясняется поверхностным знакомством с сущностью процессов информатизации образования.
Даже поверхностный анализ показывает, что чаще всего внедрение ИКТ в учебный процесс воспринимается как простое переложение известного педагогу содержания и представление его обучаемым с помощью компьютерных средств. Очевидно, что такой подход оставляет неиспользованными колоссальные возможности активизации наглядно-образного и теоретического образного мышления студентов.
Приведенные выше факторы и аргументы неоспоримо свидетельствуют, что одной из первоочередных проблем на пути практической информатизации образования и повсеместного применения средств ИКТ является подготовка педагогических кадров [5, 6]. Существует несколько первоочередных задач, решение которых может дать положительный эффект в процессе формирования готовности современных педагогических кадров к использованию электронных информационных ресурсов в обучении. В частности, необходимо создание многоуровневой системы повышения квалификации преподавателей высших учебных заведений.
С точки зрения информатизации образования, всех педагогов целесообразно разделить на две основные категории: преподаватели-пользователи готовых электронных информационных ресурсов и преподаватели-разработчики программных средств педагогического назначения. В ходе формирования описываемой готовности первая категория педагогов должна быть ориентирована на подготовку до уровня конечного пользователя. Преподаватель должен освоить элементарные навыки работы с компьютером, получить первое представление о наиболее распространенных пакетах программ универсального назначения, научиться работать с текстовыми редакторами, электронными таблицами, освоить работу с известными для его предметной области готовыми компьютерными учебными программами, средствами телекоммуникационного взаимодействия с коллегами и учащимися, средствами доступа к мировым источникам информации.
Преподавателям-пользователям, стремящимся использовать средства ИКТ в обучении, рекомендуется курс лекций по психолого-педагогическим основам информационных образовательных технологий [3, 8]. Практическая реализация подобного курса вызывает множество различных затруднений, поскольку его содержание находится на стыке дисциплин психолого-педагогического цикла и дисциплин, связанных с программным и аппаратным обеспечением компьютерных и телекоммуникационных технологий. Однако при надлежащей административной поддержке вуза такой курс может стать реальностью, если к его прочтению подключены различные специалисты, как правило, имеющиеся в вузе.
Подготовка второй категории педагогов, к которой относятся преподаватели, самостоятельно занимающиеся разработкой необходимых им электронных инфор-
мационных ресурсов, должна приближаться к уровню подготовки квалифицированных пользователей или даже программистов. Это крайне необходимо для понимания и рационального проектирования структуры электронных ресурсов. Для преподавателей-разработчиков чрезвычайно важно в рамках обучения на курсах повышения квалификации или самостоятельно познакомиться как с основами конструирования и использования электронных средств обучения, так и с требуемыми для этого основами педагогики и психологии.
При разработке электронных информационных ресурсов следует учитывать, что творческие коллективы с участием системных и прикладных программистов, психологов, дизайнеров, специалистов по эргономике являются необходимым, но не достаточным условием качественной разработки. Основной замысел, содержание и идея образовательного электронного ресурса должны предлагаться и совершенствоваться преподавателем-предметником. Ему же, в свою очередь, свои замыслы и идеи необходимо соразмерить с конкретными возможностями используемой аппаратуры, программного обеспечения, уровня профессиональной подготовки коллектива разработчиков.
В связи с тем, что электронные информационные ресурсы, применяемые в обучении, являются не только педагогическими, но и программными средствами, передача через них содержательной части учебного курса невозможна без проведения тщательной структуризации учебного материала. Таким образом, для рационального проектирования электронных средств обучения по всему курсу преподавателям-разработчикам необходимо обладать структурно-системным целостным представлением о материале учебной дисциплины, специализированными средствами и технологиями конструирования содержания средств обучения по выявленным структурам содержания соответствующих образовательных областей [2].
Преподаватели, активно занимающиеся разработкой и использованием средств ИКТ, должны обладать достаточным уровнем готовности к использованию средств информатизации образования в учебном процессе. Это означает, что педагоги должны владеть навыками пользователя, иметь представление о программировании и быть специалистами в области "своего" предмета.
Требования к преподавателю, использующему средства ИКТ в образовательной деятельности, должны складываться из традиционных требований, предъявляемых к любому педагогу, и специфических, связанных с использованием современных информационных технологий и средств практического использования ИКТ в процессе информатизации образовательной деятельности.
• К традиционным требованиям относятся:
- организаторские (планирование работы, сплочение обучаемых и т. д.);
- дидактические (конкретные умения подобрать и подготовить учебный материал, оборудование; доступное, ясное, выразительное, убедительное и последовательное изложение учебного материала; стимулиро-
вание развития познавательных интересов и духовных потребностей);
- перцептивные (проявляющиеся в умении проникать в духовный мир воспитуемых, объективно оценивать их эмоциональное состояние, выявить особенности психики);
- коммуникативные (умение устанавливать педагогически целесообразные отношения с обучаемыми, их родителями, коллегами, руководителями образовательного учреждения);
- суггестивные (эмоционально-волевое влияние на обучающихся);
- исследовательские (умение познать и объективно оценить педагогические ситуации и процессы);
- научно-познавательные (способность усвоения научных знаний в избранной отрасли);
- предметные (профессиональные знания предмета обучения).
В случае использования современных средств информатизации или, более того, реализации открытого виртуального учебного процесса, полностью основанном на использовании средств ИКТ без очного контакта педагога с обучаемым, подобные требования значительно трансформируются. Так, например, трудно представить себе, как можно при проведении компьютеризированного виртуального семинара или консультации, осуществляемой по электронной почте, проявить суггестивные и перцептивные способности. Педагогу становится не нужна (или сильно деформируется) и традиционная педагогическая техника, особенно невербальные средства общения:
• экспрессивно-выразительные движения (поза, жест, мимика и т. д.),
• такесика (рукопожатие, прикосновение и т. д.),
• проксемика (ориентация, дистанция),
• просодика и экстралингвистика (интонация, громкость, тембр, пауза, смех и т. д.).
В то же время выделяются специфические требования, необходимые при работе с современными средствами информатизации и образовательными электронными изданиями. В числе таких требований, например, знание преподавателем дидактических свойств и умение пользоваться средствами ИКТ.
Психолого-педагогические проблемы специфической деятельности преподавателей в информационно-образовательной компьютеризированной среде имеют свою специфику, которая на сегодняшний день практически не изучена и должна стать объектом дополнительных исследований [5, 8]. Вместе с тем, несмотря на повсеместное распространение средств и технологий информатизации образования, актуальной должна оставаться главная функция преподавателя - управление процессами обучения, воспитания и развития.
Подготовка педагогических кадров к разработке и внедрению новых информационных технологий в обучение невозможна без административной поддержки. Дело в том, что в процессе формирования готовности педагогов к использованию средств ИКТ в обучении еще большим тормозом, чем консерватизм преподавателей,
является инертность организационной структуры учебных заведений. В доказательство этого утверждения достаточно сослаться на пробелы в деятельности администрации вузов, приводящие к недостаточности времени у преподавателей для работы по информатизации учебного процесса, нехватке соответствующего учебно-вспомогательного персонала, дефициту одобрения и поощрения новаторской конструктивной деятельности педагогов. Нередки случаи, когда достаточно квалифицированные специалисты, занимающиеся управлением образованием, не видят необходимости выработки политики и стандартов по отношению к компьютерному обучению и придерживаются крайне негативной политики невмешательства. В связи с этим крайне необходима административная политика, направленная на создание организационной инфраструктуры современной образовательной системы, изначально нацеленная на высокую степень готовности педагогов к практической информатизации образования.
Опыт зарубежных стран свидетельствует о целесообразности специализированных изданий, предназначенных для активизации интереса педагогической общественности к проблемам разработки и внедрения современных информационных технологий. Подобные издания должны быть ориентированы на широкий круг специалистов:
• педагогов всех направлений и уровней подготовки,
• администраторов системы образования;
• преподавателей-методистов различных дисциплин;
• специалистов в различных областях информатики, таких как интерфейс взаимодействий человека и компьютера, графические приложения, искусственный интеллект, вычислительная техника, телекоммуникации;
• психологов;
• эргономистов;
• социологов;
• лингвистов.
Очевидно, что эти издания могут и должны стать центром обмена опытом, разработки и передачи знаний и умений, звеном, объединяющим деятельность всех тех, кто занимается проблемами информационной образовательной инженерии.
Формированию готовности педагогов к разработке и
использованию средств информатизации в учебном процессе способствует проведение конкурсов, поощрение труда новаторов, а также сертификация разработанных электронных информационных ресурсов с последующим изданием каталогов. Выдача сертификата и публикация сведений о сертифицированной программе в каталоге должны давать основание для включения, разработанного учебного электронного средства в список научных и методических трудов преподавателя-разработчика. Кроме перечисленного, существенный эффект имеет непосредственный межличностный обмен опытом на конференциях по применению информационных технологий в процессе обучения. Примечательно, что подобные конференции позволяют не только ближе ознакомиться с содержанием докладов, но и увидеть передовые разработки средств ИКТ, провести сравнение различных способов создания и применения учебного программного обеспечения.
ЛИТЕРАТУРА:
1. Беспалько В. П. Образование и обучение с участием компьютеров (педагогика третьего тысячелетия). - М. МПСИ, 2002.
2. Дабижа Г. Работа на компьютере. Краткий курс.- СПб.: Питер, 2002. - 256 с.
3. Воронина В. В. Электронный учебник глазами учителя /Доклад на Интернет-педсовете, 2004. - 5 с.
4. Калиникова Н. Г. Использование современных информационных и коммуникационных технологий в учебном процессе: программа дисциплины. - М., 2004. - 24 с.
5. Лапчик М. П., Семакин И. Г., Хеннер Е. К. Методика преподавания информатики: учеб. пособие для студ. пед. вузов под ред. Лапчика М.П. - М.: Издательский центр "Академия", 2001. - 670 с.
6. Образование и XXI век: Информационные и коммуникационные технологии. - М.: Наука, 1999.
7. Педагогико-эргономические условия безопасного и эффективного использования средств вычислительной техники, информатизации и коммуникации в сфере общего среднего образования / Разработано в Институте информатизации образования РАО под науч. рук. Роберт И.В. // Информатика и образование. - №№ 4, 5, 7. - 2004. - 2001.
8. Роберт И. В. Современные информационные технологии в образовании: дидактические проблемы; перспективы использования. - М.: Школа-Пресс, 2007. - 206 с.
the use of informational-computer technologies in the teacher's professional activity
Mirzoeva E., Candidate of Pedagogics, Acting Associate Professor Kuban State University of Physical Education, Sport and Tourism, Krasnodar
Informational and Computer Technologies (ICT) in the teaching process have been widely adopted in modern higher professional education. An attitude to the teacher's role and demands to his preparational level are changing, especially if he/she has to use ICT means in his/her teaching activity.
Key words: informational-computer technologies /ICT/, ICT use in the educational process of a higher educational institution, electronic informational resources, level of teacher's preparedness.