Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМЫ МЕТОДОЛОГИИ ОТЕЧЕСТВЕННОГО ПРАВОПОНИМАНИЯ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПЕРСПЕКТИВЫ СОБОРНОГО ПРАВОСЛАВНО-ЭТИЧЕСКОГО ПОДХОДА К ПРАВОПОНИМАНИЮ'

ПРОБЛЕМЫ МЕТОДОЛОГИИ ОТЕЧЕСТВЕННОГО ПРАВОПОНИМАНИЯ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПЕРСПЕКТИВЫ СОБОРНОГО ПРАВОСЛАВНО-ЭТИЧЕСКОГО ПОДХОДА К ПРАВОПОНИМАНИЮ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
25
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРАВО / РЕЛИГИЯ / МОРАЛЬ / ТРАДИЦИЯ / ИНТЕГРАЛЬНОЕ ПРАВОПОНИМАНИЕ / ТРИНИТАРНОЕ ПРАВО / ТРИНИТАРИЗМ / СЛАВЯНОФИЛЬСТВО

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Слинченко О.А.

В рамках настоящего исследования и в свете современных методологических поисков правовых конструкций тезисно раскрывается перспективная значимость самобытной гносеологии отечественного права, выраженной в эскизе соборного православно-этического подхода к праву как части общей онтологической (монотриадной) гносеологии, развиваемой «старшими славянофилами».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMS OF METHODOLOGY OF DOMESTIC LEGAL UNDERSTANDING AND METHODOLOGICAL PERSPECTIVES OF THE CATHEDRAL ORTHODOX-ETHICAL APPROACH TO LEGAL UNDERSTANDING

Within the framework of this study and in the light of modern methodological searches for legal constructions, the perspective significance of the original epistemology of national law, expressed in the sketch of the conciliar Orthodox-ethical approach to law as part of the general ontological (monotriadic) epistemology developed by the “senior Slavophiles", is thesisly revealed.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМЫ МЕТОДОЛОГИИ ОТЕЧЕСТВЕННОГО ПРАВОПОНИМАНИЯ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПЕРСПЕКТИВЫ СОБОРНОГО ПРАВОСЛАВНО-ЭТИЧЕСКОГО ПОДХОДА К ПРАВОПОНИМАНИЮ»

ПРАВО И ГОСУДАРСТВО: теория и практика. 2023. № 6(222)

DOI 10.47643/1815-1337_2023_6_46 УДК 340.11

ПРОБЛЕМЫ МЕТОДОЛОГИИ ОТЕЧЕСТВЕННОГО ПРАВОПОНИМАНИЯ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПЕРСПЕКТИВЫ СОБОРНОГО ПРАВОСЛАВНО-ЭТИЧЕСКОГО ПОДХОДА К ПРАВОПОНИМАНИЮ Problems of methodology of national legal understanding and methodological perspectives conciliar Orthodox-ethical approach to legal understanding

СЛИНЧЕНКО Олеся Александровна,

аспирант кафедры теории и истории государства и права Московского гуманитарного университета. 111395, Россия, г. Москва, ул. Юности, д. 5. E-mail: Gesse2021@yandex.ru;

Slinchenko Olesya Aleksandrovna,

Postgraduate Student, Department of Theory and History of State and Law, Moscow University for the Humanities. 111395, Russia, Moscow, st. Yunosti, d. 5. E-mail: Gesse2021@yandex.ru

Краткая аннотация. В рамках настоящего исследования и в свете современных методологических поисков правовых конструкций тезисно раскрывается перспективная значимость самобытной гносеологии отечественного права, выраженной в эскизе соборного православно-этического подхода к праву как части общей онтологической (монотриадной) гносеологии, развиваемой «старшими славянофилами».

Abstract. Within the framework of this study and in the light of modern methodological searches for legal constructions, the perspective significance of the original epistemology of national law, expressed in the sketch of the conciliar Orthodox-ethical approach to law as part of the general ontologi-cal (monotriadic) epistemology developed by the "senior Slavophiles", is thesisly revealed.

Ключевые слова: право, религия, мораль, традиция, интегральное правопонимание, тринитарное право, тринитаризм, славянофильство.

Keywords: law, religion, morality, tradition, integral legal understanding, trinitarian law, trinitarianism, Slavophiles.

Для цитирования: Слинченко О.А. Проблемы методологии отечественного правопонимания и методологические перспективы соборного православно-этического подхода к правопониманию // Право и государство: теория и практика. 2023. № 6(222). С. 46-47. http://doi.org/10.47643/1815-1337_2023_6_46.

For citation: Slinchenko O.A. Problems of methodology of national legal understanding and methodological perspectives conciliar Orthodox-ethical approach to legal understanding //Law and state: theory and practice. 2023. No. 6(222). pp. 46-47. http://doi.org/10.47643/1815-1337_2023_6_46.

Статья поступила в редакцию: 29.05.2023

Введение. В настоящее время вновь четко обозначалась задача в правовом измерении по поиску новых методологических перспектив правопонимания.

Методологическая проблема остается актуальной, на что неоднократно указывает в своих выступлениях Председатель Конституционного суда Российской Федерации В.Д. Зорькин. В монографии «Право против хаоса» В.Д. Зорькин признает снижение регулятивной функции закона и наличие проблемы узкоправового подхода в его толковании, слабости закона, стоящего вне морально-нравственных категорий [2, с. 13, 14, 21-22]. Действительно, вне статичного морально-нравственного фундамента и вектора, направляющего к искомой гармонии как в правопонимании, так и во всей правовой системе, открывается возможность к мистификации в онтолого-гносеологической области, сознательному ограничению познания. В качестве одного из примеров подобной правовой дисгармонии автором настоящей статьи был проведен малый сравнительный критический анализ правопонимания советских и западных юристов в контексте решения ими вопроса о ценностном значении корреляционной взаимосвязи духовной морали и права, в форме закона [6] (материал был подготовлен на ранее представленных тезисах доклада «Проблема возрождения методологии отечественного интегрального (соборного) правопонимания: сравнительный анализ правопонимания советских и западноевропейских юристов-правоведов» на секции "Религия и право: Государство и религиозные организации", проводимой 25 ноября 2022 года в рамках совместной XXIII Международной научно-практической конференции Юридического факультета Московского государственного университета имени М.В.Ломоносова и XXII Международной научно-практической конференции 'Кутафинские чтения" Московского государственного юридического университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА) на тему «Государство и право России в современном мире»).

Так, в современный период поиска интерпретаций отечественной концепции права, внутренний потенциал к раскрытию гносеологической модели отечественного правопонимания можно найти в универсальной гносеологии «старших славянофилов», основанной на тринитарном догмате.

Основное исследование. В период с конца XVIII века уже начинаются отголоски попыток расширения трактовки в исторической проекции понимания права, усиливающиеся в междисциплинарных опытах в XIX веке, преемственно переходящие в своем теоретическом осмыслении в последующие века [4, с. 135; 5, с. 243, 246]. Периферийное состояние XIX-XX веков — это анализ отдельных школ права, дающий осознание почвы к интегрированному познанию. Тогда зарождается, в том числе психологическая теория правопонимания Л.И. Петражицкого, опыт синтетической теории права и государства А.С. Ященко, стремящихся к преодолению технического подхода к праву. Но, несмотря на это, отече-

Теоретико-исторические правовые науки

ственные юристы были более обращены к западноевропейскому правопониманию, опирались на труды зарубежных мыслителей и, таким образом, часто не признавали глубины отечественных самобытных конструкций права и не учитывали в своих разработках наличие этой самобытной концепции, в том числе идей и методологических подходов, разработанных «славянофилами», среди них А.С. Хомяков, И.В. Киреевский, в том числе М.Ф. Таубе.

Вместе с тем, в сегодняшнее время отмечаемо все более лояльное отношение различных сторонников права в отношении друг друга, что определенно создает мирную основу к выработке более совершенствованной формулы права. Общей же различительной чертой в истории философско-правовой мысли является: относят ли право к широкому его восприятию или применяют узкий подход его толкования. В действительности, между двух указанных подходов не может существовать антагонистических отношений, в основе познания важно правильное соотношение целого и частей в предустановленном иерархическом порядке сознания, как на то и указывали «славянофилы». Следовательно, узкий и широкий подходы есть не иначе как единый путь к самопознанию народом права, следуя через интуитивное предзнание, анализ и синтез по дискретно-целостному механизму «объект-субъективация». При этом узкий подход, выраженный через различные дисциплины интерпретирующие право, является частью онтологики права, преломляющегося через социально-психологическую природу человека (его чувства, волю, сознание), соотносимого с культурно-историческими традициями (обычаями) народности и обогащаемый направляющим его центром лучевой системы металогики - центр тяжести, сверхпсихологическая сердцевина, статичная в предданости вечных истин и движимая через механизм познания человека. Отрицательные свойства различные школы правопонимания обретают при отпадении от соборного сознания.

В соборной (монотриадной) гносеологии старших славянофилов [9, с. 45], развиваемой М.Ф. Таубе открывается деятельное познание - механизм деятельного познания права, включающий в себя, в том числе иерархическую соподчиненность сил мышления нравственного трехступенчатого психологического содержания, в котором гармонично взаимодействуют равносильные стороны, сконцентрированные в человеке, в котором онтологическим фундаментом и его «живой сердцевиной» является вера. Как было отмечено профессором В.И. Лафитским, «из трех основных созидательных сил - христианства, народного правотворчества, светского законодательства, которые определяли развитие славянского права, главной, несомненно, было христианство» [3, с. 212].

А.С. Хомяков во многом определял широкий подход к праву и опережал в идейно-теоретическом и методологическом плане многих юристов [7]. Так, фактически им были развиваемы основы этики права [1, с. 55]. Отдельного внимания заслуживает научное исследование барона М.Ф. Таубе, систематизировавшего и углубившего гносеологические конструкции «славянофилов», в которых содержится концептуальная модель соборного правопонимания [8].В этой онтологической гносеологии «славянофилов» утверждается соборное всеединство, в котором определяется переменный показатель «средней нравственной высоты» закона определенной исторической эпохи. Так в научном богословско-философском «учении славянофилов» в основе находится понятие о соборном триединстве познания, которое воедино соединяет в себе «и духовные истины, и личные познания человека, и действительность существующего миробытия» [9, с. 6].

Заключение. В целом в данной области гносеологических разработок необходимы глубокие и всесторонние исследования, которые, сохраняя статику преемственной связи исконных отличительных начал отечественной правовой культуры, позволят все же выйти из формально-юридических рамок правопонимания.

Библиогра фия:

1. Владимиров Л.Е. Алексей Степанович Хомяков и его этико-социальное учение. М., 1904. 222 с.

2. Зорькин В. Д. Право против хаоса: Монография / Зорькин В.Д., 3-е изд., испр. и доп. М.: Юр. НОРМА, НИЦ ИНФРА-М, 2023. 536 с.

3. Лафитский В.И. Сравнительное правоведение в образах права: В 2 томах. Т. 1. Москва: Статут, 2010. 429 с.

4. Лейст О.Э. Сущность права. Проблемы теории и философии права/ О.Э. Лейст; под редакцией В.А. Томсинова. Москва: «Зерцало», 2008. 246 с.

5. Новгородцев П.И. Проблемы идеализма. Москва: Московское психологическое общество, 1902. 521 с.

6. Слинченко, О. А. Применение интерпретаций самобытной гносеологии отечественного права в гармонизации развития правовой системы: на примере трудов советских и западноевропейских юристов-правоведов XX-начала XXI веков / О. А. Слинченко // Юридическая наука. - 2023. - № 3. - С. 18-22. - EDN WEVBMH.

7. Слинченко, О. А. Влияние религиозных взглядов славянофила А. С. Хомякова на формирование отечественной гносеологии права / О. А. Слинченко // Юридическая наука. - 2023. - № 4. - С. 41-44. - EDN LJHCBB.

8. Слинченко, О. А. Гносеологические построения барона М.Ф. Таубе как концептуальная модель соборного правопонимания / О. А. Слинченко // Аграрное и земельное право. 2023. - № 4(220). - С. 6-9. - DOI 10.47643/1815-1329_2023_4_6. - EDN ZRXUWE.

9. Таубе М.Ф. Познаниеведение (гносеология) по Славянофильству. М.: Книга по Требованию, 2014. 230 с.

References:

1. L. Vladimirov.E. Alexey Stepanovich Khomyakov and his ethical and social teaching. M., 1904. 222 P.

2. Zorkin V. D. Law against chaos: a monograph / Zorkin V.D., 3rd ed., ispr. and add. M.: SE. NORM, NICE-M, 2023. 536 P.

3. Lafitskiy V. N.I. Comparative jurisprudence in samples of law: in 2 volumes. Vol. 1. Moscow: Statute, 2010. 429 P.

4. Leist O.E. The essence of law. Problems of theory and philosophy of Law/ O.E. Leist; edited by V.A. Tomsinov. Moscow: "Mirror", 2008. 246 P.

5. P. Novgorodtseva.I. Problems of idealism. Moscow: Moscow Psychological Society, 1902. 521 p.

6. Slinchenko, O. A. The use of interpretations of the original epistemology of domestic law in the harmonization of the development of the legal system: on the example of the works of Soviet and Western European jurists of the XX-early XXI centuries / O. A. Slinchenko / / legal sciences. - 2023. - No. 3. - pp. 18-22. - EDN WEVBMH.

7. Slinchenko, O. A. The influence of the religious views of the Slavophile A. N. S. Khomyakov on the formation of the national epistemology of law / O. A. Slinchenko / / legal sciences. - 2023. - No. 4. - pp. 41-44. - EDN LJHCBB.

8. Slinchenko, O. A. Epistemological constructions of Baron M.F. Taube as a conceptual model of conciliar legal understanding / O. A. Slinchenko / / Agrarian and land law. 2023. - № 4(220). - Pp. 6-9. - DOI 10.47643/1815-1329_2023_4_6. - EDN ZRXUWE.

9. M. Taube.F. Cognition (epistemology) on Slavophilism. M.: Book on Demand, 2014. 230 P.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.