Научная статья на тему 'ИСТОКИ СОЦИОЛОГИЧЕСКОЙ И ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ТЕОРИЙ ПРАВА В УЧЕНИИ СЛАВЯНОФИЛОВ'

ИСТОКИ СОЦИОЛОГИЧЕСКОЙ И ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ТЕОРИЙ ПРАВА В УЧЕНИИ СЛАВЯНОФИЛОВ Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
52
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ХОМЯКОВ / ПЕТРАЖИЦКИЙ / МУРОМЦЕВ / ПРАВОСОЗНАНИЕ / НРАВСТВЕННОСТЬ / ПРАВО / ОБЩЕСТВО / ЧЕЛОВЕК / СОЦИОЛОГИЧЕСКАЯ ШКОЛА ПРАВА / ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ШКОЛА ПРАВА

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Слинченко О.А.

При изучении трудов старших славянофилов и юристов - правоведов XIX-XX веков было сделано предположение о более раннем зарождении идей социологической и психологической школ права, а именно в морально-правовых идеях старшего славянофила А.С. Хомякова, лежащих в основе онтологической гносеологии цельного познания. Данная работа является одной из исследовательских попыток обоснования этой гипотезы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ORIGINS OF THE SOCIOLOGICAL AND PSYCHOLOGICAL THEORIES OF LAW IN THE TEACHINGS OF THE SLAVOPHILES

When studying the works of older Slavophiles and lawyers - jurists of the 19th-20th centuries, an assumption was made about the earlier origin of the ideas of sociological and psychological schools of law, namely, in the moral and legal ideas of the older Slavophil A. S. Khomyakov, which underlie the ontological epistemology of integral cognition. This work is one of the research attempts to substantiate this hypothesis.

Текст научной работы на тему «ИСТОКИ СОЦИОЛОГИЧЕСКОЙ И ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ТЕОРИЙ ПРАВА В УЧЕНИИ СЛАВЯНОФИЛОВ»

ПРАВО И ГОСУДАРСТВО: теория и практика. 2023. № 5(221)

DOI 10.47643/1815-1337_2023_5_46 УДК 340.1

ИСТОКИ СОЦИОЛОГИЧЕСКОЙ И ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ ПРАВА

В УЧЕНИИ СЛАВЯНОФИЛОВ The Origins of Sociological and Psychological Theories of Law in the doctrine of the Slavophils СЛИНЧЕНКО Олеся Александровна,

аспирант кафедры теории и истории государства и права Московского гуманитарного университета. 111395, Россия, г. Москва, ул. Юности, д. 5. E-mail: Gesse2021@yandex.ru;

Slinchenko Olesya Aleksandrovna,

Postgraduate Student, Department of Theory and History of State and Law, Moscow University for the Humanities. 111395, Russia, Moscow, st. Yunosti, d. 5. E-mail: Gesse2021@yandex.ru

Краткая аннотация. При изучении трудов старших славянофилов и юристов - правоведов XIX-XX веков было сделано предположение о более раннем зарождении идей социологической и психологической школ права, а именно в морально-правовых идеях старшего славянофила А.С. Хомякова, лежащих в основе онтологической гносеологии цельного познания. Данная работа является одной из исследовательских попыток обоснования этой гипотезы.

Abstract. When studying the works of older Slavophiles and lawyers - jurists of the 19th-20th centuries, an assumption was made about the earlier origin of the ideas of sociological and psychological schools of law, namely, in the moral and legal ideas of the older Slavophil A. S. Khomyakov, which underlie the ontological epistemology of integral cognition. This work is one of the research attempts to substantiate this hypothesis.

Ключевые слова: Хомяков, Петражицкий, Муромцев, правосознание, нравственность, право, общество, человек, социологическая школа права, психологическая школа права.

Keywords: Khomyakov, Petrazhitsky, Muromtsev, sense of justice, morality, law, society, person, sociological school of law, psychological school of law.

Для цитирования: Слинченко О.А. Истоки социологической и психологической теорий права в учении славянофилов //Право и государство: теория и практика. 2023. № 5(221). С. 46-47. http://doi.org/10.47643/1815-1337_2023_5_46.

For citation: Slinchenko O.A. The origins of the sociological and psychological theories of law in the doctrine of the Slavophils //Law and state: theory and practice. 2023. No. 5(221). pp. 46-47. http://doi.org/10.47643/1815-1337_2023_5_46.

Статья поступила в редакцию: 22.03.2023

Введение. «Учение славянофилов» можно прямо назвать, одновременно: богословско-философским, социально-этическим и морально-правовым. Так, по оценке С.А. Воробьевой, «философско-правовые идеи философов и правоведов славянофильской ориентации первой половины XIX века определили особенности развития отечественной философии права» [1]. Действительно, во многом их правовые взгляды опережали взгляды непосредственно самих правоведов. Современные исследователи находили схожие и положительно отличительные черты философско-правовых взглядов славянофилов с исторической и психологической школами права [2,3] и даже признавали «за славянофилами авторство в плане разработки культурно-антропологической концепции права» [4]. Так, данная работа является одной из исследовательских попыток обоснования гипотезы, основанной на предположении о более раннем зарождении идей социологической и психологической школ права именно в идеях старшего славянофила А.С. Хомякова.

Основная часть исследования. На рубеже XIX-XX веков зарождаются, в том числе социологическая и психологическая школы права. Социологическая теория права соединяла в себе социологию, психологию и саму юриспруденцию, как законоведение. Представители этого направления тяготели к созданию интегрированного познания права. Одновременно они признавали под своим углом зрения идеи существующих в то время школ права, но и выступали с критикой романистической «савиньи-пухтовской теории о возникновении права»[5, с. 20], не разделяли они и идеалистические философско-правовые воззрения трансцендентного характера в понимании изначальной данности идеала права, которое исторически лишь поэтапно постигается и раскрывается через законодательные нормы.

Как исторически известно, формально первая работа по социологии права была представлена О. Эрлихом в 1913 году, но фактически еще ранее того идейные зачатки к этому подходу можно найти у О.У. Холмса мл., Р. Иеринга, в докторской диссертации Муромцева, защищенной им 1877 году. Так, С.А. Муромцев защищал «новое понимание права», исследуя действующий правопорядок в общественных отношениях и, по сути, развивая социологический подход к нему на основе воззрений Р. Иеринга»[6, с. 32]. Представители этой школы права, в целом разделяли взгляды, выраженные Р. Иерингом в сочинении «Борьба за право», написанном им после зачитанного доклада в Венском юридическом обществе в 1872 году. В том числе в признании роли обычая, органически развивающегося бессознательно и непреднамеренно, которому научная мысль придает сознательный характер, а преднамеренный закон уже производит реформу в праве»[5, с. 21]. В самом этом определении уже виден синтез правопонимания через призму исторической, психологической теорий права с оттенком социологического позитивизма. Аналогично этому, по утверждению ученого Ойгена Эрлиха для понимания современного права необходимо обращаться к древним обычаям - народному праву, которое «господствует над поведением и правосознанием народа» [7, с. 488, 492]. Однако, закон, как «право в книгах» в этом отношении отстает от «живого права», которое всегда оказывается выше его. В рамках этой теории ее представителями в большей или меньшей степени делался акцент воинственного настроения в борьбе за свои права и их по чести моральное восстановление, выраженное в «здоровом» субъективном правовом чувстве, как способности чувствовать боль и «мужестве и решительности в отражении нападения» [5, с. 52], другие же сводили основную цель права только к «разграничению интересов» и преимущественно отводили большую роль фактически режиму судейского цезаризма, принижающего роль закона постоянно отстающего от наличного правосознания членов общества. Как следствие, роль закона была ограничена принуждением и лишена возможности участия в общественном психолого-нравственном правовом совершенствовании. Социологическая школа не смогла всецело преодолеть, те методологические преграды одностороннего познания, с преобладанием в них роли позитивистских воззрений, наличие которых в других школах права порицалось ее же представителями.

Н.М. Коркунов, хотя и являясь представителем социологического позитивизма, также выступал с критикой одностороннего тоталитарного понимания права как «охраны интересов», в трактовке Иеринга, считал, что она заключает в себе подавление «личной инициативы, необходимого фактора общественного развития» [8, с. 48, 54]. При этом определяя историческую преемственность психической жизни поколений, утверждая, что сам юридический быт невозможен без субъективного правосознания. Так и, Б.Н. Чичерин «критиковал Р. Иеринга за его трактовку права как «политики силы» и низведение

Теоретико-исторические правовые науки

права на «степень интереса», а также представителей тогдашней русской психологической (Петражицкий) и социологической (Кареев) школ права за их юридико-позитивистские воззрения» [9, с. 615].

Примечательно, что П.И. Новгородцев, представитель возрожденной естественной школы права, отмечал, что «социологическое рассмотрение берет только внешнюю изменчивость нравственных явлений, в зависимости от общего хода социальной жизни» [10, с. 273], в связи с чем, оно неустойчиво, произвольно. Равно также направлена им критика в адрес психологической теории права Петражицкого, при признании его особой роли в освещении отдельно от социологической школы права психологической (эмоциональной) составляющей сознания человека в формировании правосознания. Критика его состояла в незавершенности самой теории, а для этого, по оценке ученого, требовался ее переход в этическую теорию права. И хотя Петражицкий предпринимал попытку формирования интегрированной теории в синтезе с нравственностью, все-таки она осталась в «точке эмоций», нестабильной, изменчивой стихии. Той стихии, в которой, напротив, по Иерингу, право как «среди хаотического движения человеческих желаний, стремлений, интересов» [5, с. 23, 76] должно найти верный путь к установлению гармонии мира. Верно, что это эмоциональная стихия психологической теории права и явилась возможностью в применении данной теории в обосновании такого явления, как революционная законность (или правосознание) и социалистическое правосознание политически идеологизированной правовой системы. Здесь возможным кажется процитировать слова П.А. Некрасова, подходящие к данному роду критики и верному замечанию, что только в «варианте славянофильства тут не упущена психология высшего духовного стиля» [11, с. 8-9]. Так, славянофилы осознавали, что «рационализм не разрешает всех вопросов жизни, что он не захватывает всего человека, что его должно дополнить; <...> В этом случае вера и дает те коррективы, в которых собственно нуждается философия и социология» [12, с. 316]. Это гносеологическое понимание, устремленное к синтезу всех областей знания, полностью было так же относимо к правовой области. Согласно пониманию Хомякова, «стихийность, происходящих образовательных процессов в культурном пространстве социальных, экономических, правовых измерений движется моральным началом, то есть организацией «добра»» [13, с. 390-391]. И в этом контексте он защищал социально-этические начала в праве, которое должно было быть соединено с нравственностью, с признанием их взаимодополняющей роли в отношении друг друга, при сохранении самостоятельности каждого из них. Так как уровень положительного закона определяется уровнем психолого-нравственного сознания человека и общества. А.С. Хомяков делал особый акцент на психологической составляющей сознания человека, которое нравственно возрастает только через соборное социальное взаимодействие «в условиях взаимного действия и борения», так как «человек достигает своей нравственной цели только в обществе, где силы каждого принадлежат всем и силы всех каждому» [13, с. 189]. В подобной жизнедеятельной циркуляции психологического сознания человека он видел возможность преодоления формализма права и обретения через духовно-нравственные принципы статичности и гармонии в правопознании. Положительный же закон, в отличие от социологического позитивизма, выражал у него среднюю нравственную высоту, как бы отображающую соответствующий уровень общественного развития, но, заключая также в себе потенциал к дальнейшему его совершенствованию. В этом отношении, можно заключить, что А.С. Хомяков был одним из тех, кто «прокладывал исследовательскую дорогу» искомой этической соборной теории права.

Выводы. Все же прежде на философской почве провиденциально формируются идейные конструкции, в последующем имеющие свое выражение в методологическом применении различными социальными науками, в том числе политико-правовыми. В этой связи кажется верным признать влияние морально-правовых идей А.С. Хомякова на характерологическое преображение отечественной правовой мысли, обретающей социально-этическое свойство с тяготеющей тенденцией к интегрированному, синтетическому пониманию природы права, о чем свидетельствуют, в том числе социологическая, психологическая школы права, а также идеи возрождающегося естественного права.

Библиогра фия:

1. Воробьева С. А. Религиозные основания права в русской философии первой половины XIX века // Вестник РХГА. 2013. №4. URL: https://cyberleninka.rU/article/n/religioznye-osnovaniya-prava-v-russkoy-filosofii-pervoy-poloviny-xix-veka (дата обращения: 04.02.2022).

2. Андреев Н. Ю. Анализ связи правовых доктрин славянофилов и немецкой исторической школы права // Вестник ВГУ. Серия: Право. 2013. №2 (15). URL: https://cyberleninka.rU/article/n/analiz-svyazi-pravovyh-doktrin-slavyanofilov-i-nemetskoy-istoricheskoy-shkoly-prava (дата обращения: 13.03.2023).

3. Щипачев Евгений Андреевич А. С. Хомяков о познании права // Философия права. 2015. №6 (73). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/a-s-homyakov-o-poznanii-prava (дата обращения: 20.03.2023).

4. Емельянов В.М. Культурно-антропологический аспект права и государства в творчестве славянофилов // Философия права. 2019. №3 (90). URL: https://cyberleninka.rU/article/n/kulturno-antropologicheskiy-aspekt-prava-i-gosudarstva-v-tvorchestve-slavyanofilov (дата обращения: 04.02.2022).

5. Иеринг Р. Борьба за право/ Иеринг Рудольф ; пер. С. И. Ершова с 13-го нем. изд. 2-е изд. М.: М. Н. Прокопович, 1907. 96 с.

6. Зорькин В.Д. Муромцев. М.: Юридическая литература, 1979. 128 с.

7. Эрлих О. Основоположение социологии права/ Пер. с нем. М.В. Антонова; Под ред. В.Г. Графского, Ю.И. Гревцова. СПб.: ООО «Университетский издательский консорциум», 2011. 704 с.

8. Коркунов Н.М. Лекции по общей теории права. СПб.: Юридический центр, 2004. 218 с.

9. Нарсесянц В.С. История политических и правовых учений: Учебник для вузов/ Под общ. ред. акад. РАН, д.ю.н., проф. В.С. Нарсесянца. 4-е изд., перераб. и доп. М.: Норма, 2004. 944 с.

10. Проблемы идеализма: сборник статей С. Н. Булгакова [и др.] / под ред. П. И. Новгородцева. М.: Изд. Московского психологического общ-ва, 1902. 521 с.

11. Некрасов П.А. Теория вероятностей. 2-е изд., доп. статист. теорией взаимоотношений и элементами номографии. СПб.: тип. Ю.Н. Эрлих, 1912. VI, [2], XXXVI, 532 с

12. Киреев А.А. Учение славянофилов / Сост. С.В. Лебедев, Т.В. Липницкая / Предисл. и коммент. С.В. Лебедева / Отв. Ред. О.А. Платонов. М.: Институт русской цивилизации, 2012. 640с.

13. Хомяков А.С. Философские и богословские произведения/ Общ. ред., сост. и вступ. ст. А.А. Попова. М.: Книжный Клуб Книговек, 2013. 592с. References:

1. Vorobyova S. A. Religious foundations of law in Russian philosophy of the first half of the XIX century // Bulletin of the Russian Academy of Sciences. 2013. No. 4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/religioznye-osnovaniya-prava-v-russkoy-filosofii-pervoy-poloviny-xix-veka (date of reference: 02/04/2022).

2. Andreev N. Y. Analysis of the connection between the legal doctrines of the Slavophiles and the German historical school of law // Bulletin of the VSU. Series: Law. 2013. No.2 (15). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/analiz-svyazi-pravovyh-doktrin-slavyanofilov-i-nemetskoy-istoricheskoy-shkoly-prava (accessed: 03/13/2023).

3. Shchipachev Evgeny Andreevich A. S. Khomyakov on the knowledge of law // Philosophy of Law. 2015. No.6 (73). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/a-s-homyakov-o-poznanii-prava (accessed: 03/20/2023).

4. Emelyanov V.M. Cultural and anthropological aspect of law and the state in the work of Slavophiles // Philosophy of Law. 2019. No.3 (90). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kulturno-antropologicheskiy-aspekt-prava-i-gosudarstva-v-tvorchestve-slavyanofilov (accessed: 02/04/2022).

5. lering R. Struggle for the right/ lering Rudolf ; S. I. Ershov's lane from the 13th German ed. 2nd ed. M.: M. N. Prokopovich, 1907. 96 p.

6. Zorkin V.D. Muromtsev. M.: Legal literature, 1979. 128 p.

7. Ehrlich O. The foundation of the sociology of law/ Translated from German by M.V. Antonov; Edited by V.G. Grafsky, Yu.l. Grevtsov. St. Petersburg: LLC "University Publishing Consortium", 2011. 704 p.

8. Korkunov N.M. Lectures on the general theory of law. St. Petersburg: Law Center, 2004. 218 p.

9. Narsesyants V.S. History of political and legal doctrines: Textbook for universities/ Under the general ed . acad. RAS, Doctor of Law, Professor V.S. Narsesyants. 4th ed., reprint. and additional M.: Norma, 2004. 944 p.

10. Problems of idealism: a collection of articles by S.N. Bulgakov [et al.] / ed. by P.I. Novgorodtsev. M.: Publishing house of the Moscow Psychological Society, 1902. 521 p.

11. Nekrasov P.A. Probability theory. 2nd ed., add. statistician. theory of relationships and elements of nomography. St. Petersburg: type. Yu.N. Ehrlich, 1912. VI, [2], XXXVI, 532 p.

12. Kireev A.A. The Doctrine of Slavophiles / Comp. S.V. Lebedev, T.V. Lipnitskaya / Preface. and comment. S.V. Lebedev / Ed. O.A. Platonov. M.: Institute of Russian Civilization, 2012. 640s.

13. Khomyakov A.S. Philosophical and theological works/ General ed., comp. and intro. art. A.A. Popova. M.: Book Club Knigovek, 2013. 592s.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.