Научная статья на тему 'Проблемы конкурентоспособности российских экспортеров продовольствия'

Проблемы конкурентоспособности российских экспортеров продовольствия Текст научной статьи по специальности «Конкуренция на мировых товарных рынках»

908
119
Поделиться

Аннотация научной статьи по внешней торговле, автор научной работы — Булатов Д. С., Карпунин В. И.

О проблемах конкурентоспособности российских экспортеров продовольствия, требующих безотлагательного решения, о перспективах развития АПК рассуждают участники прошедшей в июне 2007 года Второй аналитической конференции «Конкуренция: стратегия, тактика, модели, обучение».

Похожие темы научных работ по внешней торговле , автор научной работы — Булатов Д. С., Карпунин В. И.,

RUSSIAN FOOD EXPORTERS: COMPETITIVENESS-RELATED ISSUES

As it is known, Russia is now one of the biggest food staffs importing countries. This is the fact that misleads those who think the Russian food makers are not competitive. According to some experts, this is not true. Today the Russian food stuffs producing companies show that their food exporting prospects are bright. If the state bodies keep supporting the exporters, the Russian companies would be able to increase the external and domestic market supplies of meat, fish, flour, cereals, confectionary products, alcoholic and soft drinks, flower seed oil, yoghurts, preserved milk products, ice creams, canned juices, etc. in the near future. In June 2007 the 2nd Competition: Strategy, Tactics, Patterns, Learning conference was held where the most pressing issues related to the Russian food exporters competitiveness level increase and the agricultural sector development prospects were discussed. Dmitry Bulatov, President of the of the National Food Exporters Union, and Vyacheslav Karpunin, Executive Director of the National Asset Management Foundation, talked about the above problems.

Текст научной работы на тему «Проблемы конкурентоспособности российских экспортеров продовольствия»

УДК 339.137.24

Булатов Д. С., к. э. н,

президент Национального союза экспортеров продовольствия;

Карпунин В. И., к. э. н, доцент,

исполнительный директор Национального Фонда Управления Активами

ПРОБЛЕМЫ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ РОССИЙСКИХ ЭКСПОРТЕРОВ ПРОДОВОЛЬСТВИЯ

Россия, как известно, сегодня является крупным импортером продовольствия. Именно этот факт лежит в основе бытующего мнения о неконкурентоспособности российских производителей.

Вместе с тем по мнению специалистов, данная точка зрения не вполне соответствует действительности. Уже сейчас российские производители заявляют о себе как перспективные экспортеры ряда продуктов питания. Если государство активизирует поддержку экспортеров, отечественные производители смогут уже в ближайшее время значительно расширить поставки не только на внутренний, но и на внешний рынок мясных и рыбных продуктов, муки и круп, кондитерских изделий, алкогольных и безалкогольных напитков, подсолнечного масла, йогуртов, молочных консервов, мороженого, соков и т.д., а также ряда видов сельскохозяйственной продукции.

О проблемах конкурентоспособности российских экспортеров продовольствия, требующих безотлагательного решения, о перспективах развития АПК рассуждают участники прошедшей в июне 2007 года Второй аналитической конференции «Конкуренция: стратегия, тактика, модели, обучение»: Булатов Дмитрий Сергеевич — президент Национального союза экспортеров продовольствия 1 и Карпунин Вячеслав Иванович — исполнительный директор Национального Фонда Управления Активами 2

1 Национальный союз экспортеров продовольствия создан в 2000 г. В числе его учредителей — ЗАО «Торговая компания Вимм-Билль-Данн », ОАО «Эфирное», ООО «Протеин-Продукт». Руководители Союза входят в состав Экспертного совета по регулированию внешнеэкономической деятельности при Комитете Государственной Думы ФС РФ по экономической политике, предпринимательству и туризму. Союз является участником Торгово-экономического совета при Минэкономразвития России. Союзом подписано соглашение о взаимодействии с Министерством сельского хозяйства Российской Федерации. Руководители Союза входят в состав Комитета по предпринимательству в аграрно-промышленной сфере Торгово-промышленной палаты Российской Федерации. Союз является участником Ассоциации отраслевых союзов АПК («АССАГРОС»), Руководители Союза участвуют в организации работы Комитета по международным связям Ассоциации.

2 Национальный Фонд Управления Активами — Фонд будущих поколений — некоммерческая организация учреждена в 1999 г. Управлением делами Президента РФ и межрегиональными Ассоциациями экономического взаимодействия субъектов РФ, опирающихся в своей деятельности на Федеральный закон от 17.12.1999 № 211-ФЗ, объединяющими 89 субъектов Российской Федерации.

Ассоциации: «Центрально-Черноземная», «Северо-Запад», «Северный Кавказ», «Большая Волга», «Большой Урал», «Сибирское соглашение», «Дальний Восток и Забайкалье» возглавляются губернатором одной из областей, входящих в их состав. Ассоциации имеют профильные комитеты, например: Комитет по сельскому хозяйству, Комитет по строительству, Комитет по энергетике, Комитет по транспорту, Комитет потребительского рынка и др., которые возглавляют вице-губернаторы областей, входящих в состав Ассоциаций. Председатели исполнительных комитетов Ассоциаций, их вице-президенты входят в состав органов управления Фонда.

Булатов Д. С., к. э. н.,

президент Национального союза экспортеров продовольствия

В национальной политике развития экспорта начались кардинальные перемены. В 2006 году впервые в истории современной России отечественные экспортеры продовольствия получили право на получение государственной финансовой поддержки.

В настоящее время эта поддержка осуществляется в двух формах:

• государственное гарантирование политических и долгосрочных коммерческих рисков при проведении экспортных операций;

• возмещение части процентных ставок по кредитам, предоставляемым российскими кредитными организациями российским экспортерам промышленной продукции.

Гарантийная поддержка

Многие отечественные экспортеры поставляют свою продукцию за рубеж только на основе 100-процентной предоплаты, тем самым искусственно сужая круг потенциальных партнеров. В то же время поставщики из других стран готовы поставлять продукцию с рассрочкой платежа, что дает им дополнительные конкурентные преимущества.

Национальный союз экспортеров продовольствия вышел с инициативой — распространить государственную гарантийную поддержку на ряд видов продукции пищевой и перерабатывающей промышленности в соответствии с заявками участников Союза.

Инициатива Союза получила одобрение Правительства Российской Федерации. Распоряжением Правительства РФ от 15 мая 2006 г. № 699-р перечень промышленной продукции, при осуществлении экспорта которой оказывается государственная финансовая (гарантийная) поддержка, расширен за счет ряда продовольственных товаров.

Теперь государство берет на себя покрытие политических и долгосрочных коммерческих рисков, возникающих при проведении экспортных операций. Это означает, что отныне российский экспортер так же, как американские и западноевропейские экспортеры продовольствия, может (предварительно получив поддержку государства) значительно расширить рынки сбыта, поставлять свою продукцию в те страны, где традиционно существуют повышенные риски проведения торговых операций. Причины этому могут быть различные: изменение экономического курса страны в результате смены власти в стране-импортере, экономические, финансовые кризисы и т. п.

При этом особо следует подчеркнуть, что государство оказывает подобную поддержку, не взимая с экспортеров платы за предоставленные гарантии. При прочих

равных условиях это позволяет увеличить рентабельность проводимых экспортных операций. Следовательно, повысить конкурентоспособность российских товаров,как на традиционных, так и на новых рынках.

В список стран, на которые распространяются гарантии, довольно широк. В их числе — страны СНГ, Южной Европы, Ближнего и Среднего Востока, Латинской Америки и Азии.

Бюджет 2007 года предусматривает предоставление государственных гарантий на 1 млрд долл. для экспорта всей промышленной продукции.

Лимит гарантий по одному экспортному контракту составляет 10 млн долл., что для экспортеров продовольствия — более чем достаточно.

Гарантиями на сегодняшний день могут воспользоваться только поставщики мясных изделий, муки и кондитерской продукции. Причина — отсутствие заявок представителей других отраслей. Однако это не означает, что в перспективе перечень не может быть расширен. Главное — проявить инициативу.

Возмещение части процентных ставок по экспортным кредитам

Российские экспортеры продовольственных товаров с высокой степенью переработки получили также право на возмещение, за счет средств федерального бюджета, двух третей процентной ставки по взятым ранее кредитам на развитие экспорта.

Вряд ли можно говорить о справедливой конкуренции, когда российский поставщик получал кредит на развитие экспортной деятельности под 12 % годовых в валюте, а его конкурент из зарубежных стран — под 4 %.

Понимая важность и необходимость поддержки российских товаропроизводителей со стороны государства, понимая необхо-

димость повышения их конкурентоспособности, Национальный союз экспортеров продовольствия обратился в Минсельхоз и Минпромэнерго (главный распорядитель бюджетных средств по этому механизму поддержки экспорта) с предложением о возмещении поставщикам продовольствия части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских банках.

Министерства поддержали это предложение, и теперь экспортерам продовольственных товаров с высокой степенью переработки будет возмещаться две трети процентной ставки по кредитам, полученным на проведение экспортных операций. В бюджете 2007 года на возмещение части процентных ставок по экспортным кредитам предусмотрено 3 млрд рублей.

Процесс подготовки необходимых документов для получения бюджетной поддержки может показаться достаточно сложным (одно только перечисление требуемых документов на получение государственной финансовой поддержки может серьезно озадачить потенциальных претендентов).

Национальный союз экспортеров продовольствия как раз и является тем надежным помощником, который проведет предприятие по «лабиринтам» этого процесса. Союз оказывает содействие своим участникам в практическом получении бюджетной поддержки — помогает им в подготовке пакета необходимых документов, оформлении заявки, прохождении последующих процедур. В результате все перечисленные этапы оказываются реально «проходимыми».

Союз при этом не ограничивается работой по реализации действующих механизмов государственной поддержки. Не менее важная задача — разработка и реализация новых форм государственной поддержки.

Следует обратить внимание на тот факт, что страны — ведущие экспортеры продовольствия оказывают поддержку наци-

ональным производителям не только при осуществлении экспортной деятельности. Большое значение имеет поддержка экспортных производств. У нас этот ресурс пока не используется.

Ассигнования на развитие экспортных производств могут быть выделены в рамках бюджетных средств, предусмотренных на цели развития российского АПК.

Подобная поддержка помогла бы российским экспортерам активизировать торговый маркетинг. Их зарубежные конкуренты при продвижении своей продукции в различных странах используют ТВ и наружную рекламу, каталоги. Практикуются мероприятия, которые известны и у нас в России («собери баллы или штрихкоды — получи призы», «две упаковки по цене одной» и др.).

Ограниченные маркетинговые бюджеты российских производителей продовольствия не позволяют широко практиковать подобные акции на зарубежных рынках. Естественно, побеждает тот конкурент, кто осуществляет более агрессивную маркетинговую стратегию, хотя его продукция не всегда отличается более высоким качеством или более привлекательной ценой.

Если отечественные экспортеры продукции пищевой и перерабатывающей промышленности (прежде всего, уникального и экологически чистого продовольствия) смогут получить поддержку в виде ассигнований (субсидий) на развитие экспортных производств в рамках бюджетных средств, предусмотренных на цели развития российского АПК, то они смогут существенно усилить позиции в конкурентной борьбе с экспортерами других стран.

Предложения Национального союза экспортеров продовольствия по данному вопросу находятся на рассмотрении в Минэкономразвития России.

Хотелось бы подчеркнуть, что речь идет о тех видах поддержки, которые соответствуют нормам и правилам ВТО. Особое значение для нас имеет опыт США и стран

ЕС, где существует разветвленная система поддержки экспортеров продовольствия.

Участников нашего Союза интересует не только расширение поставок на рынки зарубежных стран, но также и возможности создания производств на территории зарубежных стран.

Союз поддерживает контакты с посольствами ряда государств и доводит до его участников информацию о позитивных изменениях в экспортно-импортной политике этих стран.

В частности, в Словакии в соответствии с Законом о стимулировании инвестиций правительство предоставляет инвесторам (как национальным, так и зарубежным) следующие льготы:

• «налоговые каникулы» сроком до 10 лет;

• субсидии на создание рабочих мест;

• субсидии на обучение персонала.

Относительно новая форма поддержки экспортеров — частичное финансирование организации экспозиций российских производителей на крупных выставках и ярмарках, проводимых за рубежом. Интересно отметить, что Распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2006 г. № 1853-р утвержден Перечень выставок и ярмарок, которые будут проводиться за рубежом в 2007 году и на которых планируется организовать российские экспозиции, частично финансируемые за счет средств федерального бюджета.

Среди них:

• Российская национальная выставка в г. Ташкенте (Узбекистан, октябрь);

• Российская национальная выставка в г. Йоханнесбурге (Южно-Африканская Республика, ноябрь);

• оганизация российского участия во Всемирной специализированной выставке «ЭКСПО-2008» (Испания).

Мы хотели бы представить Россию как перспективного поставщика уникального и экологически чистого продовольствия,

произведенного на основе современных технологий. В ближайшее время Союз предполагает подготовить брошюру «Российские экспортеры продовольствия» для презентации на различных международных выставках.

Еще одно направление государственной поддержки экспортеров — наградная деятельность.

Национальный союз экспортеров продовольствия, будучи участником Торгово-экономического Совета при Минэкономразвития России, имеет право выдвигать своих участников на ежегодный конкурс «Лучший российский экспортер».

Победители конкурса имеют право ставить полученный Почетный знак на экспортируемую ими продукцию, демонстрировать его на международных выставках, ярмарках и других мероприятиях.

Участники Союза имеют право выдвигаться на конкурс ежегодно и становиться его неоднократными победителями.

Одинизучредителей Союза — «Торговая компания ВИММ-БИЛЛЬ-ДАНН» выдвигалась на конкурс «Лучший российский экспортер» и трижды становилась его победителем.

В конкурсе появилась новая номинация — «За содействие экспорту». Мы очень рады, что победителем этого года в указанной номинации стал участник нашего Союза — рекламно-издательский дом «Трайдент».

Издаваемый РИД «Трайдент» справочник «Выставки. Ярмарки двух столиц» является на сегодняшний день единственным отечественным выставочным справочником, распространяемым за рубежом.

Экспортерам продовольствия требуется активная информационная поддержка.

С одной стороны, они получают все больше информации о ситуации и перспективах развития мирового рынка, о достижениях зарубежных государств и пр. Но, как представляется, не только российский экспортер должен получать информацию

о том, что происходит за рубежом. Очень важно, чтобы наши потенциальные партнеры в зарубежных странах имели достаточно полное представление об экспортном потенциале российского АПК, о российских компаниях и производимой ими продукции.

Национальный союз экспортеров продовольствия начал издавать ежеквартальный журнал «АгРос» (на сегодняшний день это единственное издание, посвященное внешнеэкономическим связям в сфере АПК).

В журнале содержится информация по следующим вопросам:

• важнейшие события, анонсы;

• информация об экспортно-импортной политике зарубежных стран (как ближнего, так и дальнего зарубежья);

• ближайшие зарубежные выставки;

• запросы зарубежных покупателей;

• тендеры за рубежом;

• таможенное дело;

• новости законодательства.

Издание распространяется среди участников и партнеров Союза, подписчиков на территории России, заинтересованных министерств и ведомств, а также направляется в российские торгпредства в различных странах и доводится до сведения заинтересованных зарубежных партнеров.

Рассматривая проблемы обеспечения конкурентоспособности российских производителей продовольствия, нельзя обойти вниманием кадровую проблему. Расширение экспортной активности российских производителей продовольствия предполагает подготовку соответствующих кадров. Особо следует подчеркнуть, что последнее является важнейшим элементом повышения и конкурентоспособности АПК страны в целом.

Вполне закономерно, что в дальнейшей работе Союза все большее значение будет играть содействие в подготовке для своих участников специалистов в области внешнеэкономических связей в сфере АПК. Приблизить предложение

российских учебных заведений, выпускающих специалистов соответствующего профиля, к реальной потребности АПК регионов — эта задача стоит сегодня практически перед всеми образовательными учреждениями страны.

Во многом отсутствие профессионально подготовленных специалистов в области внешнеэкономических связей в сфере АПК обусловлено тем, что в России до настоящего времени практически отсутствуют вузы, ведущие подготовку такого рода специалистов. С другой стороны, пробле-

Карпунин В.И., к. э. н., доцент, исполнительный директор Национального Фонда Управления Активами

Поскольку, как известно, кадры решают все, ответ на поставленный редакцией журнала вопрос, начну с проблем кадровой обеспеченности российского АПК. На протяжении последних

ма недостатка профессиональных кадров для АПК в сфере внешнеэкономической деятельности связана с общей кадровой проблемой в сельском хозяйстве.

Общий вывод. Все перечисленные направления поддержки экспортной активности российских производителей продовольствия позволят (хотелось бы надеяться) более эффективно развивать потенциал отечественного АПК и экономики в целом и развивать производство в расчете не только на внутренний, но и на внешний рынок.

десятилетий в стране ощутимо ухудшился качественный и возрастной состав сельскохозяйственных кадров, произошел отток квалифицированных руководителей и специалистов в другие сферы деятельности. Наглядным является пример агропромышленного комплекса Псковской области, где за последние пять лет численность руководителей и специалистов, работающих в сельхозпредприятиях области сократилась более чем на 630 человек. В этих условиях обеспеченность кадрами высшего и среднего звена возросла на 3 %, однако общая картина кадровой обеспеченности далеко не удовлетворительная: в отдельных районах до половины аграрных предприятий не укомплектованы профильными специалистами. В среднем по области обеспеченность хозяйств главными специалистами составляет 71 %, из них только 31 % имеют высшее профессиональное образование, в том числе среди главных агрономов — 48 %, главных зоотехников — 34 %, главных экономистов — 35 %, главных бухгалтеров — 22 %, главных ветеринарных врачей — 28 %, главных инженеров — 30 %1.

Низкой остается престижность сельскохозяйственного труда. Отсутствие со-

1 Шр:/№мм. рэкоу. ги

циально-экономических и культурно-бытовых условий отрицательно влияет на закрепление молодых специалистов на селе. В той же Псковской области из 400 выпускников дневного отделения Великолукской государственной сельскохозяйственной академии и из 627 выпускников средних специальных учебных заведений приступили к работе на предприятиях АПК 15 %.

Причины, по которым молодежь не идет в АПК, понятны. Основная проблема — сложное социально-экономическое положение села. За этими словами — отсутствие жилья, неоправданно низкая цена сельскохозяйственного труда, а также сокращение числа работодателей. В то же время, с точки зрения работодателей и представителей службы занятости, не всегда учебные заведения ориентируются на современные потребности отрасли. Не позволяет готовить современных специалистов и устаревшая материально-техническая база многих российских аграрных вузов.

Закономерно, что решение проблемы подготовки востребованных на сельском рынке труда специалистов является одним из приоритетных направлений для развития экономики сельскохозяйственных регионов.

В ряде регионов страны местные администрации заняли активную позицию в решении данной проблемы. Так, Алтайская краевая целевая программа по кадровому обеспечению агропромышленного комплекса, принятая в 2006 году, определяет комплекс мер по улучшению кадрового обеспечения АПК. В числе основных мероприятий программы по кадровому обеспечению АПК: совершенствование целевой контрактной подготовки специалистов для села, восстановление и эффективное применение системы государственной поддержки руководителей и специалистов АПК, повышение качества и эффективности дополнительного образования кадров, развитие системы стимулирования труда в аграрном комплексе и ряд других мер. Особое внима-

ние уделяется оказанию государственной поддержки руководителям и специалистам АПК (заключившим соответствующие договора сроком не менее чем на 5 лет) путем выделения безвозмездных пособий в размере от 20 до 50 тыс. рублей в первые два года работы в должности, а также предоставления бюджетных займов в размере от 150 до 300 тыс. рублей со сроком гашения 10 лет под 5 % годовых.

В рамках данной программы на Алтае введена процедура краевого заказа на подготовку специалистов. При этом определены объем и структура приема в краевые образовательные учреждения начального и среднего профессионального образования. Обучение оплачивается из краевого бюджета. Благодаря этой программе бюджетный набор организован для более 10 тыс. человек, и сейчас ведется обучение трактористов-машинистов сельскохозяйственного производства, техников-механи-ков, мастеров сельскохозяйственного производства, слесарей по ремонту автомобилей, мелиораторов, пчеловодов. Подготовка по специальностям «Землеустройство», «Зоотехния», «Агрономия» и «Ветеринария» ведется в аграрных техникумах и колледжах».

Необходимо отметить, что региональные программы подготовки кадров для АПК реализуются в целом ряде российских регионов. К примеру, в Самарской области в рамках региональной целевой программы «Формирование эффективной системы подготовки кадров для агропромышленного комплекса Самарской области» предусмотрено значительное расширение доступа к информационным и образовательным ресурсам, обновление библиотечных фондов, проведение материально-технического оснащения ряда вузов области, на базе которых осуществляется подготовка специалистов для АПК. Кроме того, предусмотрено проведение ярмарок вакансий, а также создание и оснащение центра по трудоустройству студентов и выпускников учебных заведений, осущест-

вляющих подготовку специалистов для АПК. Областная администрация успешно проводит различные эксперименты по закреплению профессиональных кадров на предприятиях АПК области, путем создания привлекательных условий жизнедеятельности.

Программа подготовки инновационно-ориентированных специалистов по заявкам агропредприятий стала предметом активного обсуждения и на семинаре-совещании с участием ученых Саратовского Аграрного университета им. Н. И. Вавилова, представителей Министерства сельского хозяйства области, а также руководителей предприятий агропромышленного комплекса. Участниками совещания была предложена новая форма подготовки специалистов по заявкам агропредприятий. При этом специалисты будут обучаться по индивидуальным учебным планам под руководством ведущих ученых вуза, и стажироваться на предприятиях. Научные работы специалистов-студентов должны в своей основе иметь решение реальных проблем агропредприятия. В ходе реализации этой программы руководители предприятий получат не только грамотного специалиста, но и реальный бизнес-проект развития того или иного хозяйства. А его реализация будет осуществляться при поддержке ученых университета.

В последние году все более актуальным вопросом является создание базовых площадок и ресурсных центров в учреждениях профобразования и возможность переподготовки незанятого сельского населения. Кроме того, на мой взгляд, необходимо организовать подготовку практикоориентированных специалистов за счет создания системы непрерывного образования.

Качество подготовки конкурентоспособных специалистов для АПК является сегодня действительно ключевой задачей. В этой связи особого внимания заслуживает факт создания РГАУ-МСХА им. К. А. Тимирязева под руководством Министерства

сельского хозяйства РФ школы для подготовки менеджеров высшего и среднего звена по программе МВА со специализацией «Агробизнес». Программа МВА (Master of Business Administration) — Мастер делового администрирования в агробизнесе — объединяет отраслевую специализацию и опыт лучших российских бизнес-школ. Это первое высшее учебное заведение, где за 2 года будут готовить менеджеров высшей квалификации в полном соответствии с международными стандартами в области АПК. Обучение по программе МВА-Агробизнес позволит каждому слушателю овладеть ключевыми знаниями и навыками, необходимыми для успешной управленческой деятельности в современной конкурентной среде и иметь перспективу карьерного роста. Необходимость в создании такой программы обучения обусловлена дефицитом сельскохозяйственных кадров в регионах страны и отсутствием высококвалифицированных менеджеров, способных взять на себя ответственность по реализации задач приоритетного национального проекта «Развитие АПК».

Таким образом, социальное партнерство является непреложным условием качественной подготовки кадров специалистов АПК.

к к к

Рассматривая проблемы конкурентоспособности российских экспортеров продовольствия, пути их решения, нельзя обойти вниманием состояние и тенденции развития внутреннего рынка и, в частности, импорт продовольственных товаров. Четко наметившаяся тенденция — импорт продолжает завоевывать российский рынок. За последний год больше всего (в стоимостном выражении) «подскочил» импорт свежемороженого мяса, алкогольных и безалкогольных напитков, сахара-сырца, свежей и мороженой рыбы, кофе и цитрусовых. Чем это обусловлено?

Традиционно считается, что рост импорта в целом на российском рынке обусловливают два основных фактора: расширение внутреннего спроса и укрепление рубля. Но, как отмечают аналитики, укрепление рубля в этом году играет не такую заметную роль в стимулировании ввоза товаров. За семь месяцев рубль укрепился против евро лишь на 3,9 %. В этих условиях основным фактором растущего импорта является расширение внутреннего спроса. В свою очередь, расширение внутреннего спроса продиктовано рядом причин. Среди них прежде всего следует отметить, во-первых, инвестиционный бум и, во-вторых, повышение доходов населения. Эти факторы и являются определяющими при формировании тенденций и характера динамики национального рынка.

Интересно, что инвестиционный бум в стране обеспечивает быстрый стоимостной рост ввозимых товаров по номенклатуре «машины и оборудование». В контексте поставленного вопроса для нас особо важно, что при этом нулевые пошлины на импорт этой продукции действуют второй год, т. е. государство активно способствует формированию обозначенной тенденции. Что является весьма важным с точки зрения формирования стратегии развития предприятий АПК и отрасли в целом.

Минэкономразвития в очередном ежемесячном докладе о положении в экономике констатирует, что росту импорта продовольствия и сельскохозяйственных товаров помогли укрепление рубля, повышение доходов населения и недостаточная конкурентоспособность отечественных товаров (выделено нами). При этом эксперты отмечают, что импорт гораздо агрессивнее «забирает» долю рынка, чем отечественное производство, и это, по-видимому, долгосрочная тенденция.

На причинах, определяющих эту «долгосрочную тенденцию», следует остановиться подробнее, чтобы понять так ли это.

Во-первых. Что касается конкурентоспособности, которая стала «притчей во языцех» многих аналитиков, то в рамках данной статьи мы хотим подчеркнуть следующее. Необходимы инвестиции в техническое перевооружение отраслей АПК для внедрения новейших технологий, ориентированных на высокую добавленную стоимость. Все просто и, одновременно, сложно. Поскольку последует далеко не риторический вопрос: где взять необходимые для этого средства? Содействовать процессу привлечения инвестиций, в том числе и в отрасли АПК, призваны институты финансового рынка, в числе которых известные в стране инвестиционные фонды, крупные банки и т. д. Вместе с тем реальное получение инвестиций, особенно в банковских структурах, зачастую наталкивается на серьезные для производителя препятствия. Одним из них, как известно, является отсутствие должного обеспечения заимствований. В качестве альтернативы банковским институтам могут выступать или стратегические инвесторы, которые «берут на себя» возникающие при этом риски, минимизируя их, как правило, путем установления тотального контроля над управлением предприятием или специализированные финансовые институты, которые способны профессионально решить эти задачи в интересах отечественного производителя. Одной из структур, способных реально оказать содействие в привлечении инвестиций для российских производителей является Национальный Фонд Управления Активами.

Основным направлением деятельности Фонда является формирование на базе федеральных и региональных активов залоговых инструментов, обеспечивающих возможность внебюджетного проектного финансирования национальных и социально-значимых региональных проектов и программ. Основными задачами Фонда и Ассоциаций являются — налаживание экономических отношений между субъектами РФ, создание благоприятных условий развития

субъектов рынка, участие в формировании и реализации значимых для регионов программ развития. Фонд в силу необходимости решения этих задач обладает уникальными возможностями по эффективной организации финансирования и бюджетирования инвестиционных проектов.

Использовать возможности Национального Фонда Управления Активами по организации финансирования проектов технического перевооружения производства, нового строительства могут как предприятия — лидеры АПК, так и производители, относящиеся к среднему и малому бизнесу.

Мы полагаем, что техническое перевооружение отрасли на основе прогрессивных технологий будет способствовать не только изменению товарной структуры российского АПК в сторону увеличения доли продукции с высокой степенью добавленной стоимости (что благоприятно скажется на структуре российского экспорта), но и значительно повысит ее качество, способствуя тем самым существенному повышению конкурентоспособности отечественных товаров.

Во-вторых. Особенности конъюнктуры рынка продовольствия. В этом году, к примеру, «отличился» мировой рынок зерна. Обратимся к экспорту российского зерна. Небывало высокие мировые цены на зерно и «обеднение» рынка традиционных поставщиков определили как объемы российского экспорта, так и направления поставок. За шесть месяцев этого года экспорт российской пшеницы удвоился в денежном выражении, физически увеличившись на четверть. По данным Федеральной таможенной службы, за первые шесть месяцев 2007 года российской пшеницы было экспортировано 3,92 млн т на $ 730 млн. В прошлом году за это же время экспортировано 3,145 млн т на $ 385,6 млн. Основная причина — кардинальное изменение конъюнктуры мирового рынка. Мировые запасы зерна рекордно низ-

ки. К концу июня, по данным Ивиївгв, они находились на тридцатилетнем минимуме. В начале года появились сигналы, что во многих странах, традиционно производящих зерновые, будут проблемы с урожаем. Более того, Украина — один из основных поставщиков зерна в Черноморском бассейне — фактически не продает зерно с ноября 2006 года. В силу этого потребность в зерне на мировом рынке необычайно высока. Результат — к концу июня ближайший фьючерс на пшеницу на Чикагской бирже стоил дороже, чем годом раньше, на 55,6 % ($ 5,82 за бушель против $ 3,74 29 июня 2006 г.), а в Париже — на 55,7 % (184,5 евро за 1 т против 118,5 евро 29 июня 2006 г.)2.

Таким образом, можно констатировать, что состояние конъюнктуры рынка продовольствия определяет не столько физические, сколько стоимостные объемы поставок, а также их региональную направленность, т. е. направление товарных потоков. В свою очередь, физические, а не стоимостные показатели характеризуют прежде всего возможность удовлетворения потребностей населения. В связи с этим следует подчеркнуть, что в России в 2006 году собрано 78,2 млн т, а в 2007 году Минсельхоз РФ прогнозирует валовой сбор зерновых в пределах 76 млн т.

Вообще, стоит заметить, что сами по себе макроэкономические показатели не самоцель, а лишь результат тех позитивных или негативных изменений, которые происходят в экономике страны в целом или в отдельных ее секторах. Есть более важная, на наш взгляд, проблема — национальные интересы, реализация которых и должна составлять цель экономического развития страны. В этом смысле — само по себе увеличение российского экспорта продовольствия, в частности того же зерна, безусловно, положительная тенденция.

2 См.: газ. «Ведомости». № 151 (1925).

Однако данная тенденция в определенном смысле порождает иллюзию позитивных изменений в сельском хозяйстве в целом. Именно иллюзию, поскольку, во-первых, наращивание экспорта практически никоим образом не отражается на росте благосостоянии крестьянина земледельца. Во-вторых, как общая тенденция — утрачивается многовековая земледельческая культура. А это, на наш взгляд, равносильно национальной катастрофе. Мы уже рассматривали выше ситуацию, связанную с потерей интереса к сельскому хозяйству, с уменьшением специалистов в сельском хозяйстве. Опыт, в частности, Японии дает основания полагать, что решить проблему повышения социальной значимости земледельца можно и нужно. Причем не только за счет подготовки соответствующих кадров и их адаптации на селе, не только за счет технического переоснащения предприятий АПК и внедрения современных технологий глубокой переработки того же зерна, выращенного и собранного российским хлеборобом, и, как следствие, значительной технологической востребованности результатов его труда. Но и в первую очередь за счет того, что труд земледельцев должен иметь адекватное вознаграждение. Вознаграждение за труд, оцененный по достоинству обществом, государством. Это одна из фундаментальных составляющих сохранения национальной земледельческой культуры. В связи с этим приведем некоторые экономические показатели развития сельского хозяйства и экономики России в целом в 2006 году.

1. Рентабельность проданных товаров, продукции, услуг: сельское хозяйство — 9,5 %, экономика в целом — 12,3 %.

2. Среднемесячная начисленная зарплата: сельское хозяйство — 4 314,2 руб., экономика в целом — 10 727,7 руб.

3. Удельный вес убыточных предприятий: сельское хозяйство — 35,1%, экономика в целом — 29,7 %.

Конечно, это средние показатели, но приведенная статистика более чем красноречива. Причем следует заметить, что показатели «экономика в целом» приведены с учетом сельского хозяйства. Следовательно, без сельского хозяйства разрыв в показателях будет более впечатляющим. Возьмем банковский сектор российской экономики. Здесь норма прибыли на уставный капитал зачастую превышает 25 %. Капитал, инвестированный в ПИФы, прирастает до 60-70 % в год, а инвестированный в строительство нередко позволяет получить его владельцам 100-процентную норму прибыли. Очевидно, что с такой отраслевой рентабельностью, как в сельском хозяйстве, трудно ожидать свободного притока инвестиций в этот сектор экономики.

В контексте наших рассуждений показателен один из вопросов, заданных сельчанами первому вице-премьеру Дм. Медведеву в связи с проблемами реализации национальных проектов: «Жизнь на селе стала очень сложна: цены на ГСМ, газ, удобрения растут с астрономической скоростью... не только работать, но и жить на селе становится не выгодно. Как быть? Если не решатся эти проблемы, село погибнет, а за ним и сельское хозяйство страны»3.

Диспаритет цен промышленности и сельского хозяйства — вечная проблема. В последние годы эта тема неоднократно поднималась Минсельхозом России. Предложены меры поддержки сельхозпроизводителей: субсидирование процентных ставок по привлеченным кредитам, компенсация части затрат по страхованию посевов сельхозкультур, льготное налогообложение, субсидирование на дизельное топливо, использованное на проведение сезонных сельхозработ4 и пр. воздействуют на

3 См.: http://www.rost.ru

4 Порядок распределения данных субсидий бюджетам субъектов РФ утвержден Приказом Минсель-хоз России от 26 января 2006 г. №10 и от 29 декабря 2006 г. № 488.

структуру себестоимости и, поскольку носят компенсационный характер, постоянно отстают (запаздывают во времени), что совершенно естественно, от возникающего диспаритета. Инфляционная компонента и особенности отраслевого перелива капиталов усиливают эту тенденцию.

В дополнение к перечисленным мерам поддержки сельхозпроизводителей 15 марта 2007 г. Правительством РФ поручено соответствующим министерствам и ведомствам осуществлять мониторинг цен на ГСМ и минеральные удобрения, поставляемые сельскому хозяйству. ФАС России — усилить контроль за соблюдением поставщиками указанной продукции в период проведения сезонных полевых сельхозработ антимонопольного законодательства РФ.

Инициаторы предполагают, что предложенные ими меры поддержки в значительной степени способны устранить негативное воздействие диспаритета цен на финансовое, а, следовательно, и на социальное положение сельхозпроизводителя.

Но есть и другое мнение: нет — не могут. Механизм диспаритета таков, что рост цен на промышленные товары (как бы ни усиливался контроль за антимонопольным законодательством, а доказать ФАС ценовой сговор поставщиков, даже если он имеет место быть, — крайне сложная задача) имманентно опережает цены на товары сельскохозяйственного производства. Это, во-первых. Во-вторых, необходимо в мерах господдержки воздействовать не только на материально-вещественные элементы сельскохозяйственной продукции, но и задуматься над необходимостью значительного повышения заработной платы сельхозпроизводителей и повышения рентабельности сельхозпроизводства в целом.

Обратимся, в качестве примера, к опыту Японии. Япония, как известно, страна рисовой культуры. За последние десятилетия на волне экономического бума из-за индустриализации и роста городов потребле-

ние риса на душу населения сократилось вдвое: со 123 до 67 кг в год. Изменился рацион питания населения. В нем появились хлеб, мясо, молоко. А поскольку собственная кормовая база для животноводства и птицеводства в горной островной стране из-за недостаточности посевных площадей крайне ограничена, Япония вынуждена импортировать кормовое зерно: кукурузу и сою. Несмотря на то, что при росте городского населения, сельское население за последние тридцать лет сократилось с 12 до 3 млн человек (заметим, что аналогичная тенденция характерна не только для современной России) страна по-прежнему полностью обеспечивает себя отечественным рисом. Ежегодные сборы риса стабилизировались на уровне 10 млн т, но в дополнение к этому импортируется около 5 млн т пшеницы, 20 млн т кукурузы и сои. По урожайности риса — 63 центнера с га — Япония занимает 3 место в мире после Испании и Южной Кореи. Однако себестоимость японского риса, и на это мы хотим обратить особое внимание, чрезвычайно высока: в несколько раз выше цен мирового рынка. Большинство японских земледельцев имеет наделы примерно 1,5 га, возделывая те-рассовые поливные поля. Естественно, конкурировать с крупным, поставленным на индустриальную основу зерновым производством они не могут. Чтобы защитить отечественных рисоводов, правительство контрактует весь урожай по рентабельной для производителя цене и продает его потребителям дешевле закупочных цен.

Зарубежные специалисты неоднократно обращали внимание официальных кругов Японии на необходимость учесть ограниченность ее посевных площадей и перейти от риса к более доходным культурам. Однако, выстраивая продовольственную политику, правительство Японии руководствуется не коммерческой выгодой, и это следует подчеркнуть особо, а, интересами продовольственной безопасности. Неограниченный импорт более дешевого продо-

вольствия из-за рубежа способен разорить отечественных земледельцев. В Японии понимают, что прекращать и возобновлять производство зерна, следуя превратностям конъюнктуры рынка, нельзя. С уходом из производственной сферы сформированного за многие века поколения рисоводов, вернуться к самообеспеченности зерном страна уже не сможет. Прекратив выращивание риса на своей территории, Япония потеряет существенно больше, нежели продовольственная безопасность как таковая. Поскольку рис являлся ключевым фактором формирования национального характера, утратить многовековую культуру его возделывания — равносильно национальной катастрофе.

Мы полагаем, что российское Прави-тельство5 могло бы, опираясь на мирохозяйственный опыт, рассмотреть возмож-

5 Правительство РФ в рамках реализации Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы поручило Минсельхозу РФ, Минэконом развития и торговли РФ до 1 декабря 2007 г. разработать предложения по внесению изменений в Федеральную целевую программу «Социальное развитие села до 2010 года» и Федеральную целевую программу «Сохранение и восстановление плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения и агроландшафтов как национального достояния России на 2006-2010 годы».

ность внедрения механизма контрактации урожая зерновых: пшеницы и ржи — основных культур национального земледелия, по рентабельной для производителя цене с учетом зон рискованного земледелия (региональные различия в урожайности и, соответственно, различия в валовых сборах зерна при одинаковых посевных площадях и затратах). При этом зерновые ресурсы, образующиеся в результате контрактации, могут быть направлены на российские предприятия АПК с высокой добавленной стоимостью переработки (причем в расчете, как на внутренний, так и на внешний рынок). Это избавит страну от необходимости импортировать многие продовольственные товары и кардинально изменит структуру российского экспорта, который, к сожалению, пока имеет ярко выраженную сырьевую окраску.

Общий вывод. Сегодня для российского производителя все более актуальным становятся изменение структуры экспорта продовольствия в сторону увеличения продукции с высокой добавленной стоимостью. Именно это в полной мере соответствует национальным интересам России.

Статья поступила в редакцию 15.08.2007

D. Bulatov, PhD (Economics), President of the of the National Food Exporters Union

V. Karpunin, PhD (Economics), Executive Director of the National Asset Management Foundation

RUSSIAN FOOD EXPORTERS: COMPETITIVENESS-RELATED ISSUES

As it is known, Russia is now one of the biggest food staffs importing countries. This is the fact that misleads those who think the Russian food makers are not competitive. According to some experts, this is not true. Today the Russian food stuffs producing companies show that their food exporting prospects are bright. If the state bodies keep supporting the exporters, the Russian companies would be able to increase the external and domestic market supplies of meat, fish, flour, cereals, confectionary products, alcoholic and soft drinks, flower seed oil, yoghurts, preserved milk products, ice creams, canned juices, etc. in the near future. In June 2007 the 2nd Competition: Strategy, Tactics, Patterns, Learning conference was held where the most pressing issues related to the Russian food exporters competitiveness level increase and the agricultural sector development prospects were discussed. Dmitry Bulatov, President of the of the National Food Exporters Union, and Vyacheslav Karpunin, Executive Director of the National Asset Management Foundation, talked about the above problems.