Научная статья на тему 'Как развивается экспорт российского продовольствия'

Как развивается экспорт российского продовольствия Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
127
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
АССОЦИАЦИИ ЭКСПОРТЕРОВ / ПОДДЕРЖКА / ПРОДОВОЛЬСТВИЕ / СЕЛЬСКОЕ ХОЗЯЙСТВО / ЭКСПОРТ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Булатов Дмитрий Сергеевич

Если в предыдущее десятилетие экспорт российской агропродовольственной продукции развивался довольно динамично, то в последние годы он стабилизировался на отметке 17 млрд долл. (отклонения в ту или иную сторону зависели от объемов производства и экспорта зерна, в первую очередь пшеницы). В 2017 г., по предварительным оценкам, он достиг отметки в 20 млрд долл., что также объясняется рекордным урожаем зерновых. Сейчас очень важно установить эффективное взаимодействие всех звеньев системы поддержки экспорта, прежде всего Российского экспортного центра с торгово-промышленными палатами и объединениями экспортеров, которые работают напрямую с поставщиками, знают их проблемы, знакомы с мировой практикой поддержки экспорта продукции. Необходимо не только расширять производство продовольствия в расчете на экспорт. Требуется доработать и принять необходимые законы и другие нормативные акты, создать на практике эффективную систему поддержки экспорта продовольствия в соответствии с мировой практикой. Это позволит уже в ближайшее время охватить мерами поддержки основную массу предприятий потенциальных экспортеров, которые смогут продвигать свою продукцию не только на внутренний, но и на внешний рынок. А это в свою очередь даст возможность значительно улучшить состояние не только АПК, но и всей российской экономики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Russian food exports: promotion need to be improved

In the previous decade the export of Russian agri-food products developed quite dynamically, but in recent years it has stabilized at around $ 17 billion (deviations depended on the volume of production and exports of grain, primarily wheat). In 2017, according to preliminary estimates, agri-food export has reached $ 20 billion, which is also due to a record grain harvest. It is very important to establish effective cooperation among all bodies of the export promotion system, primarily the cooperation of the Russian Export Center with the chambers of commerce and industry and associations of exporters> which work directly with suppliers and know their problems, they are familiar with the world practice of export promotion. These associations can make the work on export promotion policy more effective. It is necessary not only to expand the exportable food productiont. It is necessary to adopt some laws and government acts, to put into practice an effective export promotion system in accordance with world practice. This will make it possible to promote a lot of enterprises potential exporters, who will be able to sell their products not only in the domestic market but also in the foreign markets. This, in turn, will improve the situation in the agro-industrial complex as well as in the Russian economy.

Текст научной работы на тему «Как развивается экспорт российского продовольствия»

УДК 631.153 (045)

Как развивается экспорт российского продовольствия

Д. С. Булатов, канд. экон. наук

Национальный союз экспортеров продовольствия, Москва

Если в предыдущее десятилетие экспорт российской агропродоволь-ственной продукции развивался довольно динамично,то в последние годы он стабилизировался на отметке 17 млрд долл. (отклонения в ту или иную сторону зависели от объемов производства и экспорта зерна, в первую очередь пшеницы). В 2017 г., по предварительным оценкам, он достиг отметки в 20 млрд долл., что также объясняется рекордным урожаем зерновых.

В то же время Россия продолжает оставаться крупным нетто-

импортером продовольствия - в отдельные годы отрицательное сальдо во внешней торговле по данной статье приближалось к 30 млрд долл. Однако в последние три года в этой области, как видно из рис. 1, произошли резкие изменения. С 2013 г. по 2016 г. российский импорт по данной статье сократился более чем в полтора раза - с 43,1 млрд до 25,0 млрд долл.

Однако это уменьшение объясняется не столько ростом собственного производства продовольствия, сколько двукратным снижением курса российского рубля и соответствующим

20000 10000 О

-10000 -20000 -30000 -40000 -50000

2001 2003 2005 2007 2009 2011 2013 2015

И Экспорт »Импорт □ Сальдо

Рис. 1. Внешняя торговля России агропродовольственной продукцией в 2001 -2016 гг., млн долл.

11 1

[ X I

н

II и

удорожанием импорта, а также сокращением душевого потребления ряда продуктов вследствие снижения доходов населения.

В результате отрицательное сальдо во внешней торговле продовольствием с 2013 г. по 2016 г. уменьшилось более чем втрое - с 26,9 млрд до 8,0 млрд долл. Если указанные тенденции (рост экспорта и сокращение импорта) получат дальнейшее развитие, то в долгосрочной перспективе страна, вполне вероятно, сможет стать нетто-экспортером агропродоволь-ственной продукции.

В структуре экспорта российской агропродовольственной продукции в 2016 г. 18% пришлось на рыбу, 41% -на продукцию сельского хозяйства (в основном зерно), 41% - на продукцию пищевой промышленности (рис. 2)

Россия экспортирует много видов продукции, а география поставок достаточно широкая.

Зерно (в первую очередь пшеница) направляется более чем в 80 стран как дальнего, так и ближнего зарубежья, в основном в Египет, Йемен, Иран, Ливию, Израиль и ЮАР.

Рыба - в Корею, Японию, Китай.

Подсолнечное масло - в Турцию, Египет, Италию, Испанию, а также в Казахстан.

Шоколадные изделия - главным образом в Казахстан, Беларусь, Азербайджан, Киргизию.

Водка - в 70 стран, основные импортеры Казахстан, Германия.

Пиво - в 40 с лишним стран, но в первую очередь в Беларусь и Казахстан.

Минеральные воды - почти в 30 стран, но в основном в Беларусь и Казахстан.

Сигареты - в Азербайджан, Казахстан, Молдову, другие страны СНГ.

Экспортируются также пшеничная мука, печенье, макароны, колбасы, мясные и рыбные консервы, рыбное

ECONOMICS AND MANAGEMENT

филе, молочные продукты (сыры, сухое и сгущенное молоко и пр.).

Отмечая огромную важность развития экспорта зерна, необходимо отметить, что уже сейчас пищевая промышленность дает около 9% всего российского не сырьевого экспорта.

Как видно из рис. 3, три четверти всех поставок российской агропро-довольственной продукции направляется в страны дальнего зарубежья, одна четверть - в страны СНГ. Однако при этом на страны СНГ приходится две трети поставок продукции пищепрома. В торговле со странами дальнего зарубежья, наоборот, две трети поставок приходятся на долю сельхозтоваров. Это говорит о том, что продукция российского пищепрома еще не в полной мере известна в большинстве стран мира.

Экспортный потенциал российского АПК пока не только не реализован, но и недостаточно исследован. Однако работа в этом направлении уже началась - в Министерстве сельского хозяйстве создан Центр анализа экспорта продукции АПК. Разработана стратегия центра, определены целевые показатели его функционирования.

Необходимость создания подобного центра давно назрела. Российским поставщикам требуется определить возможности продвижения их продукции на различных рынках сбыта, прежде всего таких, как Китай, страны Юго-Восточной Азии, Ближнего и Среднего Востока.

В настоящее время Россия, как указывалось выше, экспортирует довольно широкий ассортимент товаров, как сельхозпродукции, так и продукции пищевой промышленности. Однако ряд направлений нуждается в особой поддержке государства. Это продукты с защищенными географическими указаниями, органическая продукция, а также пищевые продукты с высокой степенью переработки.

В последнее время в России ведется активная деятельность по практической поддержке экспортеров. Создан Российский экспортный центр (РЭЦ), который предоставляет широкий перечень финансовых (кредитование, страхование, банковские гарантии) и нефинансовых услуг текущим и потенциальным экспортерам, взаимодействует с профильными органами исполнительной власти.

Сейчас очень важно установить эффективное взаимодействие всех звеньев системы поддержки экспорта, прежде всего РЭЦ с торгово-промышленными палатами и объеди-

нениями экспортеров, потенциал которых используется пока недостаточно.

Этому вопросу было посвящено заседание Правления Торгово-промышленной палаты России, состоявшееся 21 декабря 2017 г. На заседании подчеркивалось, что во многих странах объединения экспортеров играют роль связующего звена между государственными структурами и компаниями-поставщиками, т. е. своего рода моста между бизнесом и государством. И, как по всякому мосту, движение идет в двух направлениях: от бизнеса к государству и обратно.

Объединения экспортеров работают напрямую с поставщиками, знают их проблемы, знакомы с мировой практикой поддержки экспорта продукции соответствующих отраслей, имеют достаточный опыт аналитической работы. Использование потенциала этих объединений позволит сделать работу по поддержке экспорта еще более эффективной.

Поддержку объединений экспортеров прямо предусматривает проект федерального закона «О поддержке экспорта». Однако данный законопроект уже более трех лет находится на рассмотрении в Госдуме.

В ноябре 2016 г. был утвержден паспорт приоритетного проекта «Экспорт продукции АПК». Проект интегрирован в Государственную программу развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 гг. (соответствующие изменения внесены 31 марта 2017 г.).

Ключевая цель проекта - создать отраслевую систему поддержки и продвижения экспорта сельскохозяйственной продукции и обеспечить соответствие российской продукции требованиям регулирующих органов целевых зарубежных рынков.

В паспорте приоритетного проекта сформулирована его цель - увеличить объем экспорта продукции АПК (в денежном выражении) до 19,0 млрд долл. в 2018 г., до 20,2 млрд в 2019 г. и до 21,4 млрд долл. в 2020 г. К 2025 г. планируется увеличить эту цифру до 30,0 млрд долл.

При этом бюджет приоритетного проекта предусматривает выделение из федерального бюджета 622,38 млн руб. в 2018 г., 565,66 млн в 2019 г. и 491,99 млн руб. в 2020 г.

Таким образом, предполагается, что каждый доллар, вложенный

в поддержку экспорта продукции АПК, позволит добиться увеличения экспорта на 180 долл. в 2018 г., на 125 долл. в 2019 г. и на 144 долл. в 2020 г. (расчеты Национального союза экспортеров продовольствия).

Чтобы достичь таких высоких показателей, необходимо активно продолжить работу по наполнению проекта конкретными мерами поддержки экспорта, принятыми в мировой практике и соответствующими нормам и правилам ВТО. А для этого требуется привлечь к этой работе не только представителей заинтересованных министерств, но также тех, на кого этот проект непосредственно ориентирован, - сами предприятия-экспортеры, их объединения, а также организации, содействующие экспорту.

В 2016 г. был разработан проект Стратегии развития экспорта продукции АПК, которая создает основу для совершенствования системы поддержки экспортеров продукции АПК.

Стратегия предусматривает направления поддержки развития экспорта продукции АПК, их ресурсное и финансовое обеспечение, механизмы реализации мероприятий Стратегии и показатели их результативности.

Особо отмечается необходимость содействия развитию экспорта продукции АПК с высокой добавленной стоимостью, а также совершенствования организации взаимодействия экспортеров и их ассоциаций с органами государственной власти и государственными институтами поддержки экспорта.

Однако Стратегия до настоящего времени не принята. Ее проект находится на рассмотрении в Министерстве сельского хозяйства уже более года.

Таким образом, необходимо не только расширять производство продовольствия в расчете на экспорт. Требуется доработать и принять необходимые законы и другие нормативные акты, создать на практике эффективную систему поддержки экспорта продовольствия в соответствии с мировой практикой.

Это позволит уже в ближайшее время охватить мерами поддержки основную массу предприятий -потенциальных экспортеров, которые смогут продвигать свою продукцию не только на внутренний, но и на внешний рынок. А это в свою очередь даст возможность значительно улучшить состояние не только АПК, но и всей российской экономики.

Как развивается экспорт российского продовольствия Ключевые слова

ассоциации экспортеров; поддержка; продовольствие; сельское хозяйство; экспорт

Реферат

Если в предыдущее десятилетие экспорт российской агро-продовольственной продукции развивался довольно динамично, то в последние годы он стабилизировался на отметке 17 млрд долл. (отклонения в ту или иную сторону зависели от объемов производства и экспорта зерна, в первую очередь пшеницы). В 2017 г., по предварительным оценкам, он достиг отметки в 20 млрд долл., что также объясняется рекордным урожаем зерновых. Сейчас очень важно установить эффективное взаимодействие всех звеньев системы поддержки экспорта, прежде всего Российского экспортного центра с торгово-промышленными палатами и объединениями экспортеров, которые работают напрямую с поставщиками, знают их проблемы, знакомы с мировой практикой поддержки экспорта продукции. Необходимо не только расширять производство продовольствия в расчете на экспорт. Требуется доработать и принять необходимые законы и другие нормативные акты, создать на практике эффективную систему поддержки экспорта продовольствия в соответствии с мировой практикой. Это позволит уже в ближайшее время охватить мерами поддержки основную массу предприятий - потенциальных экспортеров, которые смогут продвигать свою продукцию не только на внутренний, но и на внешний рынок. А это в свою очередь даст возможность значительно улучшить состояние не только АПК, но и всей российской экономики.

Авторы

Булатов Дмитрий Сергеевич, канд. экон. наук Национальный союз экспортеров продовольствия, 109388, Москва, ул. Гурьянова, д. 73-68, nfeu2000@mail.ru.

Russian food exports: promotion need to be improved Key words

agriculture export; associations of exporters; food, promotion.

Abstracts

In the previous decade the export of Russian agri-food products developed quite dynamically, but in recent years it has stabilized at around $ 17 billion (deviations depended on the volume of production and exports of grain, primarily wheat). In 2017, according to preliminary estimates, agri-food export has reached $ 20 billion, which is also due to a record grain harvest. It is very important to establish effective cooperation among all bodies of the export promotion system, primarily the cooperation of the Russian Export Center with the chambers of commerce and industry and associations of exporters> which work directly with suppliers and know their problems, they are familiar with the world practice of export promotion. These associations can make the work on export promotion policy more effective. It is necessary not only to expand the exportable food productiont. It is necessary to adopt some laws and government acts, to put into practice an effective export promotion system in accordance with world practice. This will make it possible to promote a lot of enterprises - potential exporters, who will be able to sell their products not only in the domestic market but also in the foreign markets. This, in turn, will improve the situation in the agro-industrial complex as well as in the Russian economy.

Authors

Bulatov Dmitrij Sergeevich, Candidate of Economical Sciences National Union of Food Exporters, 73-68, str. Gur'janova, Moskva, 109388, nfeu2000@mail.ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.