Научная статья на тему 'Формирование государственной политики экспорта продукции АПК: потенциальные возможности и риски'

Формирование государственной политики экспорта продукции АПК: потенциальные возможности и риски Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
426
62
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА / ПОДДЕРЖКА ГОСУДАРСТВА / ЭКСПОРТ ПРОДУКЦИИ РОССИЙСКОГО АПК

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кайшев Владимир Георгиевич, Серегин Сергей Николаевич

Повышение темпов экономического роста до уровня выше среднемировых ключевая задача для дальнейшего развития народного хозяйства, которая позволит обеспечить национальную и продовольственную независимость России, повысить конкурентоспособность российской сельскохозяйственной и пищевой продукции на внутреннем и внешнем рынках. Одним из основных направлений развития экономики для достижения этой целевой установки государство рассматривает развитие экспорта продукции. Перспективным направлением представляется развитие экспорта глубокой переработки зерна, муки, крупяных изделий, продукции масложировой, сахарной, крахмалопаточной, кондитерской отраслей промышленности. Также наметились положительные тенденции по расширению экспорта мяса птицы, свинины и говядины. Основные регионы экспорта российской продукции располагаются в Азово-Черноморском бассейне, Каспийском море и Азиатско-Тихоокеанском бассейне. Конференция Организации Объединенных Наций по торговле и развитию (ООН ЮНКТАД) подготовила доклад, в котором, в частности, отмечено следующее: «В условиях низкого мирового спроса мировая торговля скорее всего не сможет обеспечить повсеместный рост, разве что в отдельных странах и при определенных обстоятельствах. Кроме того, постепенно тает надежда на быстрый прорыв на многосторонних торговых переговорах, в значительной степени ориентированных на развитие». Такое положение дел в мировой экономики создает определенные риски для расширения экспорта продукции российского АПК. Реализация приоритетного проекта по развитию экспорта нацелена на долгосрочную перспективу и поэтому нуждается в разумной протекционистской политики государства, которое должно создавать необходимую институциональную и инфраструктурную поддержку для продвижения продукции АПК на зарубежные рынки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Кайшев Владимир Георгиевич, Серегин Сергей Николаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Formation of the State Policy of Export of Agricultural Products: Potential Opportunities and Risks

An increasing in the rate of economic growth at a level above the world average is a key task for the further development of the national economy, which will ensure the national and food independence of Russia, increase the competitiveness of Russian agricultural and food products in the domestic and foreign markets. One of the main directions of economic development to achieve this target is the state considers the development of export of products. A promising direction is the development of exports of deep processing of grain, flour, cereals, fat-and-oil products, sugar, starch-fiber, confectionery industries. There have also been positive trends in exports of poultry meat, pork and beef. The main export regions of Russian products are located in the Azov-Black Sea basin, the Caspian Sea and the Asia-Pacific basin. The United Nations Conference on Trade and Development (UN UNCTAD) prepared a report, in which, in particular, it was noted: «In the world of low world demand, world trade is likely to be unable to ensure wides pread growth, except in separate countries and in certain circumstances. In addition, the hope for a rapid breakthrough of the many-sided trade negotiations, a significant degree focused on development, is slowly melting away. This state of affairs in the world economy creates certain risks for the expansion of exports of Russian agricultural products. The implementation of the priority export development project is aimed at a long-term perspective and therefore needs a reasonable protectionist policy of the state, which should create the necessary institutional and infrastructure support for the promotion of agricultural products to foreign markets.

Текст научной работы на тему «Формирование государственной политики экспорта продукции АПК: потенциальные возможности и риски»

ТЕМА НОМЕРА

Научные

достижения - вклад в совершенствован технологий

УДК 338.43.02

Формирование государственной политики экспорта продукции АПК:

потенциальные возможности и риски

B. Г. Кайшев, д-р экон. наук, член-корр РАН, Пятигорский молочный комбинат

C. Н. Серегин, д-р экон. наук, профессор

Московский государственный университет технологий и управления имени К.Г. Разумовского (Первый казачий университет)

Сегодня перед нашей страной стоят неотложные задачи по повышению темпов экономического роста до уровня выше среднемировых. Решение этой ключевой задачи для дальнейшего развития народного хозяйства позволит обеспечить национальную и продовольственную независимость России, повысить конкурентоспособность российской сельскохозяйственной и пищевой продукции на внутреннем и внешнем

рынках, ускорить импортозамещение в отраслях агропромышленного комплекса.

Одним из основных направлений развития экономики для достижения этой целевой установки государство рассматривает развитие экспорта продукции. Это направление по замыслу правительства должно выступать в качестве экономического драйвера. Направление выбора было сделано не случайно, об этом говорят

данные таможенной статистики. Так за время введения в 2014 г. санкций в отношении Росси импорт сельскохозяйственной продукции и продовольствия сократился примерно с 43 до 26 млрд долл., а экспорт продукции значительно вырос.

Для сравнения, экспорт вооружения в 2015 г. был на уровне 14,5 млрд долл, а экспорт сельхозпродукции и продовольствия вырос до 16,2 млрд долл, по итогам прошлого года экс-

порт сельхозпродукции и продовольствия вырос на 4% и составил 17 млрд долл.

В текущем году положительная динамика экспорта сохраняется: экспорт зерна вырос на 15%, экспортировано 10,7 млн т зерна и продуктов его переработки, наиболее значительный рост зафиксирован по продовольствию - 19,4%, также почти на 20% увеличился несырьевой экспорт. По информации Минпромторга России и Российского экспортного центра (РЭЦ) за первое полугодие 2017 г. несырьевой неэнергетический экспорт составил 57,2 млрд долл., это на 18,7% больше, чем было в первом полугодии 2016 г., в физическом же выражении несырьевой неэнергетический экспорт увеличился на 6,4%.

Основным экспортным товаром в настоящее время являются зерновые культуры, их доля в общем объеме сельскохозяйственного экспорта составляет около 35%. Одним из сдерживающих факторов увеличения экспорта зерновых культур является недостаток современных мощностей по хранению, портовой и железнодорожной инфраструктуры для продвижения товарной продукции к местам отгрузки. Сегодня мощности хранения зерна в России составляют примерно 116 млн тонн, в том числе элеваторные - 35 млн тонн. Для роста экспорта необходимо иметь в среднесрочной перспективе 125 млн тонн. Мощности портовой и железнодорожной перевалки сегодня составляют свыше 32 млн тонн, к 2025 г. планируется увеличить до 56,5 млн тонн в год.

Перспективным направлением представляется развитие экспорта глубокой переработки зерна, муки, крупяных изделий, продукции масло-жировой, сахарной, крахмалопаточ-ной, кондитерской, ликро-водочной, пиво безалкогольной отраслей промышленности. Также отмечаются положительные тенденции по расширению экспорта мяса птицы, свинины и говядины.

Основные регионы экспорта российской продукции располагаются в Азово-Черноморском бассейне, Каспийском море и Азиатско-Тихоокеанском бассейне.

Развитие агропромышленного комплекса свидетельствует о реализации тех огромных потенциальных возможностях которыми обладает наша страна. Рост инвестиций российского и иностранного бизнеса, укрепление международной интеграции спо-

собствуют дальнейшему росту производства во многих подотраслях сельскохозяйственного производства, пищевой и перерабатывающей промышленности.

В текущем году Минпромторг России объявил о первых выданных сертификатах в рамках программы Made in Ri^s^, которая направлена на продвижение бренда и торговой марки, призвана повысить узнаваемость российских товаров за рубежом. На эти цели правительством были выделены 370 млн. руб.

В 2015 г. был создан АО Российский экспортный центр (далее РЭЦ), основной целью которого является поддержка несырьевого экспорта. Правовой статус РЭЦ закреплен Федеральным законом от 29 июня 2015 г. № 185-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О банке развития» и статью 970 части второй Гражданского кодекса Российской Федерации». РЭЦ служит «единым окном» для экспортеров в области финансовых и нефинансовых мер поддержки, включая взаимодействие с профильными министерствами и ведомствами, осуществляющими функции по развитию внешнеэкономической деятельности Российской Федерации. В группу РЭЦ интегрированы Российское агентство по страхованию экспортных кредитов и инвестиций (ЭКСАР) и АО РОСЭК-СИМБАНК, которые представляют собой финансово-страховое крыло поддержки.

Между Минсельхозом России и Российским экспортным центром 18 января 2017 г. было заключено соглашение о взаимодействии. Его цель - содействие реализации государственной политики в области развития и поддержки экспорта российской сельскохозяйственной продукции и продовольствия, рост конкурентоспособности российских производителей продукции АПК. К проведению данной работы Мин-сельхоз России будет привлекать Россельхознадзор, Федеральное агентство по рыболовству и другие заинтересованные организации.

Обе стороны договорились о проведении совместной работы по продвижению российской продукции на зарубежные рынки, содействовать в организации российских экспозиций на международных выставочно-ярмарочных мероприятиях и кон-грессных мероприятиях по вопросам развития и поддержки российского экспорта сельхозпродукции и продо-

вольствия. Другое важное направление совместной работы касается урегулирования международных торговых и экономических споров по проблемам экспорта российской продукции.

Сегодня Россия ставит перед собой амбициозную цель - поставлять продовольствия на экспорт больше, чем закупать его у других стран и к этой цели она уверенно продвигается. В последние 20 лет сельскохозяйственный импорт преобладал над экспортом. Динамика последних трех лет: импорт сокращается, а экспорт растет.

Сегодня проблемам расширения экспорта сельскохозяйственной продукции и продовольствия уделяется большое внимание высшим руководством страны. На заседании Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и приоритетным проектам от 13 июля 2016 г. был рассмотрен вопрос «Об основных направлениях стратегического развития Российской Федерации для формирования «пилотного» портфеля приоритетных проектов и организации работы по их исполнению» на котором был одобрен перечень основных направлений стратегического развития Российской Федерации до 2018 г. и на период до 2025 г.

В рамках проведения Советов рассматривались вопросы продвижения на внешние рынки продукции агропромышленного комплекса, включая меры к ее адаптации к требованиям стран импортеров, патентной защите, регистрации и сертификации, логистики, предоставлению кредитных гарантий и иной поддержке с учетом норм и правил ВТО. Особое внимание было уделено поддержке отраслевых союзов и ассоциаций, представляющих интересы отраслей АПК, укреплению системы ветеринарного и фитосанитарного надзора в целях обеспечения соответствия продукции международным требованиям, устранению тарифных и нетарифных барьеров на внешних рынках.

К числу основных регионов продвижения экспорта продукции российского АПК в рамках «пилотного» проекта были рассмотрены рынки Азиатско-Тихоокенского региона, было также предложено рассмотреть вопросы развития торговли с применение электронных средств для проведения взаиморасчетов. Для обеспечения решения данной целевой установки Минсельхозу России и за-

Управление результатами и выгодами

Наименование показателя / субъект Россий- Базовое Период,год

ской Федерации значение 2017 2018 2019 2020 2025

Объем экспорта продукции АПК, млрд долл. США 16,9 17,9 19,0 20,2 21,4 30,0

Объем экспорта мяса*, млрд долл. США 0,20 0,25 0,32 0,40 0,50 1,75

Объем экспорта зерна и продукции мукомольно-крупяной промышленности**, млрд долл. США 5,9 6,1 6,2 6,4 6,6 7,5

4. Объем экспорта продукции масложиро-вой промышленности***, млрд долл. США 2,15 2,28 2,42 2,57 2,72 3,50

5. Объем экспорта готовой продукции АПК****, млрд долл. США 3,08 3,57 4,14 4,80 5,57 10,0

6. Количество проведенных диагностических исследований для получения статусов МЭБ, ед. - 200 тыс. 200 тыс. 200 тыс. 200 тыс. -

* Продукция, отнесенная к группе 02 ТН ВЭД ** Продукция, отнесенная к группам 10 и 11 ТН ВЭД *** Продукция, отнесенная к группе 15 ТН ВЭД **** Продукция, отнесенная к группам 09, 16-21, 23 ТН ВЭД

интересованным федеральным органам исполнительной власти с участием Администрации Приморского края было предложено разработать концепцию создания на территории этого региона экспортного-импортного «хаба», со специализацией на сельскохозяйственную продукцию и продовольствие.

В качестве ключевых ориентиров для российских экспортеров продукции АПК Советом установлены следующие прогнозные показатели: в 2018 г. увеличить экспорт на 12% относительно уровня 2016 г., в 2020 г. -на 27%, в 2025 г. - на 78%.

В государственной Программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013 - 2020 гг. есть подпрограмма «Приоритетный проект «Экспорт продукции агропромышленного комплекса». Целью данной подпрограммы является увеличение объемов экспорта продукции агропромышленного комплекса за счет решения задач по обеспечению доступа к приоритетным экспортным рынкам российских производителей продукции и повышение конкурентоспособности российской продукции на внешних рынках.

К числу основных показателей подпрограммы следует отнести темпы роста экспорта сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, объем экспорта продукции агропромышленного комплекса, наличие современных объектов для хранения и переработки сельскохозяйственной продукции с целью одобрения (подтверждения) экспорта животных и растений, продукции животного

и растительного происхождения, включая продукты их переработки, кормов, готовых пищевых продуктов. Объем бюджетных ассигнований на реализацию подпрограммы за счет средств федерального бюджета составляет 728427,1 тыс. руб.

Сводный план приоритетного проекта, разработанный Минсельхозом России, включает в себя разделы, где изложены решение следующих проблем:

• общие организационные мероприятия по проекту;

• реализация программы развития экспортного потенциала российских производителей продукции АПК;

• увеличение количества доступных рынков;

• разработка региональных суббрендов;

• развитие экспортной агрологис-тики.

В отдельном разделе сводного плана представлен план финансового обеспечения приоритетного проекта с источниками финансирования мероприятий из федерального бюджета, консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации и внебюджетных средств. В представленном финансовом плане обозначены только средства федерального бюджеты, что говорит о недостаточном уровне проработки этого документа, а также отсутствия обратной связи со стороны бизнеса, интересы которого в этой подпрограмме берет на себя государство.

Программа развития экспортного потенциала российских производителей продукции АПК содержит вопросы создания центра анализа экспорта продукции агропромыш-

ленного комплекса и проведение научно-исследовательских работ по изучению потенциальных рынков сбыта продукции. К стати, следует отметить, что Центр анализа экспорта продукции агропромышленного комплекса уже создан.

Раздел развитие экспортного потенциала содержит решение проблем связанных с предоставление субсидий из федерального бюджета российским организациям на компенсацию части затрат на транспортировку сельскохозяйственной и продовольственной продукции наземным транспортом, в том числе железнодорожным транспортом (таблица).

Институциональная платформа для развития экспорта в основном сформирована и базируется на следующих нормативно-правовых документах:

• распоряжение Правительства Российской Федерации от 12 июля 2017 г. № 1473-р;

• соглашение о взаимодействии между Минсельхозом России и акционерном обществе «Российский экспортный центр»;

• постановление Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2017 г. № 488 «Об утверждении Правил предоставления из федерального бюджета субсидий акционерному обществу «Российский экспортный центр» на финансирование части затрат, связанных с продвижением высокотехнологичной, инновационной и иной продукции и услуг на внешние рыки»;

• программа информирования предприятий АПК о возможностях роста за счет выхода на зарубежные рынки на 2017 г.;

• паспорт приоритетного проекта «Экспорт продукции АПК»;

• Приказ Минэкономразвития России, Минсельхоза России, Ро-спотребнадзора от 23 мая 2016 г. № 309/73/424 «Об утверждении плана мероприятий по поддержке доступа продукции агропромышленного комплекса на рынки зарубежных стран»;

• постановление Правительства Российской Федерации от 29 июня 2017 г. № 776 «Об утверждении Правил предоставления субсидий из федерального бюджета акционерному обществу «Российский экспортный центр» на финансирование части затрат, связанных с продвижением сельскохозяйственной продукции на внешние рынки»;

• протокол заседания президиума Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и приоритетным проектам от 27 сентября 2016 г. № 5;

• Приказ Минсельхоза России от 2 декабря 2016 г. № 541 «О внесении изменений в приказ Минсельхоза России от 28 сентября 2015 г. № 440 «О создании межведомственной рабочей группы»;

• распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 июня 2012 г. № 1228-р «Поддержка доступа на рынки зарубежных стран и поддержка экспорта».

Намеченная большая программа правительства по расширению экспорта сельскохозяйственной продукции и продовольствия на пути ее реализации столкнется с определенными рисками, связанными с развитием мировой экономики. Так, например, ООН предупредила, что на фоне низкого мирового спроса надежды многих стран, вырасти за счет расширения экспорта, сейчас могут не оправдаться.

И стоящая перед Россией важнейшая народохозяйтвенная задача по ускорению темпов экономического роста за счет увеличения экспорта может не оправдаться в полной мере.

Конференция Организации Объединенных Наций по торговле и развитию (ООН ЮНКТАД) подготовила доклад, в котором отмечено следующее: «В этом году, вероятно, можно ожидать ускорение роста мировой торговли после весьма низких темпов в 2016 г. Однако существуют сомнения относительно долговременности тенденции к расширению экспорта из стран с формирующейся рыночной экономикой, которая во многом объединяет эти положительные изменения». Авторы доклада считают, что для того, чтобы простимулировать мировую торговлю, спрос и в целом рост, странам сообща «необходимо как можно быстрее отказаться от политики жесткой экономии».

Организация экономического сотрудничества и развития также обнародовала прогноз, согласно которому рост мирового ВВП по итогам 2017 г. составит 3,5%, а в 2018 г. - 3,7%. Это почти совпадает с прогнозами Международного валютного фонда, который после роста мировой экономики на 3,1% в 2016 г. ждет роста на 3,5% в 2017 г. и 3,6% - в 2018 г..

В ЮНКТАД приводят другие оценки: «В 2017 г. в мировой экономике

наблюдалось некоторое оживление, хотя и недостаточное. Ожидается, что темпы роста возрастут до 2,6%, что немного выше по сравнению с 2016 г. (2,2 %), но значительно ниже темпов роста до финансового кризиса, составившего в среднем 3,2%. По прогнозам, в большинстве регионов мира рост будет незначительным». В таких условиях рассчитывать на бум внешней торговли не приходится.

Ряд российских экспертов рассматривают решение указанной проблемы за счет экспорта технологий, но при условии, что эти технологии должны быть минимально энергоемкими.

Подводя итоги вышеизложенного следует сказать, что реализация столь масштабного и сложного проекта по расширению экспорта продукции российского АПК потребует скоординированной работы как федеральных и региональных органов власти в тесном взаимодействии с бизнесом для производства экспортной продукции, так и требований ветеринарных и фитосанитарных служб стран импортеров российской продукции. Данный приоритетный проект находится на первоначальной стадии своего развития и нацелен на долгосрочную перспективу и поэтому нуждается в разумной протекционистской политики государства, которое должно создавать необходимую институциональную, финасово- экономическую и инфраструктурную поддержку для продвижения продукции АПК на зарубежные рынки.

ЛИТЕРАТУРА

1. Серегин, С. Н. Евразийская интеграция: новый формат взаимодействия для решения проблемы продовольственного обеспечения/ В. Н. Иванова, С. Н. Серегин // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий - 2015. - № 3.

2. Серегин, С.Н. Антироссийские санкции и импортозамещение: новые возможности роста производства продукции АПК России./В.Н. Иванова, С.Н. Серегин // Сахарная свекла - 2015. -№ 6.

3. Серегин, С.Н. Сохранение экономического роста мясного скотоводства нуждается в экспортно ориентированной политике/С.Н. Серегин // Мясные технологии - 2016. - № 4 (160).

4. Серегин, С.Н. Программы стимулирования экспорта агропродоволь-

ственной продукции: новый потенциал экономического роста и конкурентоспособности АПК России/С.Н. Серегин // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий - 2016.-№ 8.

5. Серегин, С.Н. Международная торговля ЕАЭС со странами ЗСТ: перспективное направление/ С. Н. Серегин, В.Н. Иванова - Сахарная свекла - 2016. -№ 7. С. 3 - 8

6. Ершов, М. В. Механизмы роста российской экономики в условиях обострения финансовых проблем в мире/М.В. Ершов // Вопросы экономики - 2016. - № 12.

7. Кадочников, П. А. Протекционизм и либерализация внешней торговли в России и ведущих странах мира / П. А. Кадочников // Российский внешнеэкономический вестник - 2015. -№ 3.

REFERENCES

1. Ivanova V.N., Seregin S.N. [Eurasian integration: a new format for interaction to solve the problem of food ensuring]. Ekonomika sei'skokhozyaistvennykh i pererabatyvayushchikh predpriyatii, 2015, no. 3. (In Russ.)

2. Ivanova V.N., Seregin S.N. [Anti-Russian sanctions and import substitution: new opportunities for growth in the production of agricultural products of Russia]. Sakharnaya svekta, 2015, no. 6. (In Russ.)

3. Seregin S.N. [The preservation of the economic growth of beef cattle breeding requires an export-oriented policy]. Myasnye tekhnoiogii, 2016, no. 4 (160). (In Russ.).

4. Seregin S.N. [Programs to stimulate the export of agro-food products: a new potential for economic growth and competitiveness of the agro-industrial complex of Russia]. Ekonomika sei'skokhozyaistvennykh i pererabatyvayushchikh predpriyatii, 2016, no. 8. (In Russ.)

5. Seregin S.N., Ivanova V.N. [International trade of the Eurasian Economic Union (EAEA) with the FTA countries: a promising direction]. Sakharnaya svekia, 2016, no. 7, pp. 3-8 (In Russ.)

6. Ershov M.V. [Mechanisms of growth of the Russian economy in the conditions of worsening financial problems in the world]. Voprosy ekonomiki, 2016, no. 12. (In Russ.)

7. Kadochnikov P.A. [Protectionism and liberalization of foreign trade in Russia and the world's leading countries]. Rossiiskii vneshneekonomicheskii vestnik, 2015, no. 3. (In Russ.)

Формирование государственной политики экспорта продукции АПК: потенциальные возможности и риски

Ключевые слова

государственная политика; поддержка государства; экспорт продукции российского АПК

Реферат

Повышение темпов экономического роста до уровня выше среднемировых - ключевая задача для дальнейшего развития народного хозяйства, которая позволит обеспечить национальную и продовольственную независимость России, повысить конкурентоспособность российской сельскохозяйственной и пищевой продукции на внутреннем и внешнем рынках. Одним из основных направлений развития экономики для достижения этой целевой установки государство рассматривает развитие экспорта продукции. Перспективным направлением представляется развитие экспорта глубокой переработки зерна, муки, крупяных изделий, продукции масложировой, сахарной, крахмалопаточной, кондитерской отраслей промышленности. Также наметились положительные тенденции по расширению экспорта мяса птицы, свинины и говядины. Основные регионы экспорта российской продукции располагаются в Азово-Черноморском бассейне, Каспийском море и Азиатско-Тихоокеанском бассейне. Конференция Организации Объединенных Наций по торговле и развитию (ООН ЮНКТАД) подготовила доклад, в котором, в частности, отмечено следующее: «В условиях низкого мирового спроса мировая торговля скорее всего не сможет обеспечить повсеместный рост, разве что в отдельных странах и при определенных обстоятельствах. Кроме того, постепенно тает надежда на быстрый прорыв на многосторонних торговых переговорах, в значительной степени ориентированных на развитие». Такое положение дел в мировой экономики создает определенные риски для расширения экспорта продукции российского АПК. Реализация приоритетного проекта по развитию экспорта нацелена на долгосрочную перспективу и поэтому нуждается в разумной протекционистской политики государства, которое должно создавать необходимую институциональную и инфраструктурную поддержку для продвижения продукции АПК на зарубежные рынки.

Авторы

Кайшев Владимир Георгиевич, д-р экон. наук, чл.-корр. РАН Пятигорский молочный комбинат, 357528, Ставропольский край, г. Пятигорск, ул. Ермолова, д. 28 Серегин Сергей Николаевич, д-р экон. наук, профессор Московский государственный университет технологий и управления имени К.Г. Разумовского (Первый казачий университет), 109004, Москва, ул. Земляной вал, д. 73, [email protected]

Formation of the State Policy of Export of Agricultural Products: Potential Opportunities and Risks

Key words

state policy; state support; export of Russian agricultural products

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Abstracts

An increasing in the rate of economic growth at a level above the world average is a key task for the further development of the national economy, which will ensure the national and food independence of Russia, increase the competitiveness of Russian agricultural and food products in the domestic and foreign markets. One of the main directions of economic development to achieve this target is the state considers the development of export of products. A promising direction is the development of exports of deep processing of grain, flour, cereals, fat-and-oil products, sugar, starch-fiber, confectionery industries. There have also been positive trends in exports of poultry meat, pork and beef. The main export regions of Russian products are located in the Azov-Black Sea basin, the Caspian Sea and the Asia-Pacific basin. The United Nations Conference on Trade and Development (UN UNCTAD) prepared a report, in which, in particular, it was noted: «In the world of low world demand, world trade is likely to be unable to ensure wides pread growth, except in separate countries and in certain circumstances. In addition, the hope for a rapid breakthrough of the many-sided trade negotiations, a significant degree focused on development, is slowly melting away. This state of affairs in the world economy creates certain risks for the expansion of exports of Russian agricultural products. The implementation of the priority export development project is aimed at a long-term perspective and therefore needs a reasonable protectionist policy of the state, which should create the necessary institutional and infrastructure support for the promotion of agricultural products to foreign markets.

Authors

Kaishev Vladimir Georgievich, Doctor of Economic Science, Corresponding Member of RAS

Pyatigorsk Dairy Plant, 28, Ermolova St., Pyatigorsk, Stavropol Territory, 357528,

Seregin Sergey Nikolaevich, Doctor of Economic Science, Professor Moscow State University of Technology

and Management named after K.G. Razumovsky (First Cossack University), 73, Zemlyanoy Val St., Moscow, 109004, [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.