Научная статья на тему 'Экспорт продовольствия: "дитя без глазу"'

Экспорт продовольствия: "дитя без глазу" Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
43
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ПРОДОВОЛЬСТВИЕ / ЭКСПОРТ / EXPORT / ПИЩЕВАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ / FOOD-PROCESSING INDUSTRY / НЕТТО-ИМПОРТЕР / NET-IMPORTER / МИРОВОЙ РЫНОК / WORLD MARKET / FOODSTUFFS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Булатов Д.С.

Статья посвящена проблемам экспорта российской агропродовольственной продукции. Рассмотрены вопросы эффективности государственной поддержки производителей и экспортеров продовольствия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Export's damask steels: the child without an eye

The article is devoted to problems of export of Russian agro food production. Questions of efficiency of the state support of manufacturers and exporters of the foodstuffs are considered.

Текст научной работы на тему «Экспорт продовольствия: "дитя без глазу"»

АПК: КУРС НА МОДЕРНИЗАЦИЮ

ТЕМА НОМЕРА]

УДК 339:664

Экспорт продовольствия:

«дитя без глазу»

За последние десять лет экспорт российской агропродовольственной продукции увеличился в десять раз. Вряд ли поставки большинства других отраслей развивались столь быстрыми темпами. При этом более половины поставок приходится на долю продукции пищевой промышленности.

Нынешний уровень развития отрасли позволяет не только насыщать внутренний рынок товарами отечественного производства, но и активно проникать на рынки зарубежных стран. Таким образом, производство продовольствия в расчете на экспорт остается весьма перспективным направлением развития российской экономики даже в кризисных условиях.

В настоящее время наиболее активно развивается экспорт муки, растительного масла, готовых продуктов из мяса и рыбы, табачных изделий, а также йогуртов, молочных консервов, мороженого, соков, морсов, кондитерских изделий, алкогольных и безалкогольных напитков.

При этом российские производители все более активно стремятся продвигать на внешний рынок продукты, произведенные на основе современных технологий.

Но самое удивительное - это то, что в настоящее время ни один экспортер продукции пищевой промышленности не получает государственной финансовой поддержки.

Несмотря на то, что развитию экспорта промышленной продукции с высокой степенью переработки уделяется повышенное внимание, экспортеры продукции пищевой промышленности вниманием государства не избалованы, хотя на их долю приходится порядка 10 % таких поставок.

Между тем, в 2010 г. на поддержку экспорта промышленной продукции с высокой степенью переработки выделены немалые средства: 1 млрд долл. США на цели гарантийной поддержки экспорта промышленной продукции; 3 млрд руб. на цели субсидирования части процентных ставок по экспортным кредитам.

Однако эта поддержка изначально ориентирована на экспортеров прежде всего машинотехнической

продукции, которые сотрудничают с зарубежными партнерами на долгосрочной основе. Поставщикам продукции пищевой промышленности, пусть даже и высокотехнологичной, рассчитывать на получение поддержки не приходится.

Причин тому можно назвать несколько. Прежде всего, отсутствует четкая организация поддержки экспортеров агропродовольственной продукции. В странах - ведущих поставщиках продовольствия головным ведомством, отвечающим за поддержку экспорта, является министерство сельского хозяйства.

Разработкой механизмов поддержки экспорта занимается Минэкономразвития. За практическое выделение средств на возмещение части процентных ставок по экспортным кредитам отвечает Мин-промторгов-ли. Но пищевая промышленность не является для него «родной» отраслью. Скорее, «падчерицей».

В предыдущие годы, когда претендентов на получение данного вида поддержки было не так много, экспортерам продовольствия еще удавалось получать весьма скромные суммы возмещения. Однако затем ситуация изменилась. Даже в 2009 г., когда на эти цели из бюджета было выделено вдвое больше средств (6 млрд руб. против 3 млрд руб. годом ранее), экспортеры продовольствия не получили ни копейки. Шансы на получение в будущем подобной поддержки по линии Минпромторговли у них скорее виртуальные.

Вопросы развития пищевой промышленности находятся в компетенции Минсельхоза, но средства на поддержку экспорта этому министерству не выделяются. В министерстве до сих пор не создан департамент поддержки экспорта. Не выделяются и средства на проведение необходимых исследований в данной области.

Эффективная работа по продвижению продукции отрасли на рынки других стран невозможна без поддержки торговых представительств, которые находятся в ведении Минэкономразвития.

Если же в какой-либо стране нет российского торгпредства, работу по

Ключевые слова: продовольствие; экспорт; пищевая промышленность; нетто-импортер; мировой рынок.

Keywords: the foodstuffs; export; the food-processing industry; net-importer; the world market.

продвижению на рынок страны пребывания ведут торговые отделы посольств, находящиеся в ведении МИД России.

Выделением средств на поддержку экспорта промышленной продукции с высокой степенью переработки занимается Минфин. Однако на поддержку экспорта возобновляемых ресурсов, к которым относится агро-продовольственная продукция, средств пока вообще не выделяется.

Таким образом, экспортом у нас занимаются одни ведомства, продовольствием - другие. А экспортом продовольствия не занимается никто, хотя поставки по этой статье приближаются к отметке в 10 млрд долл.

В результате поставки развиваются стихийно. Не определены товары, производство которых необходимо развивать в расчете на экспорт. Не определены и наиболее перспективные рынки сбыта российской продукции.

Самое обидное - не разработаны основные механизмы поддержки экспортеров продовольствия, которые активно применяются в других странах (там поддержка экспорта осуществляется не по двум, а по двум десяткам направлений). К тому же эти механизмы разрабатываются и реализуются без учета пожеланий поставщиков продовольствия. И сейчас ни одно ведомство не озабочено тем, а какие же виды поддержки представляют наибольший интерес для самих экспортеров?

Если же всю работу по поддержке экспортеров продовольствия сосредоточить в одном профильном ведомстве, это позволило бы четко сформулировать основные направления политики в области экспорта продовольствия и эффективно проводить подобную политику.

А может быть, экспорт продовольствия, если он развивается столь динамично, и не нуждается в поддержке государства? Давайте обратимся к цифрам. Импорт агропродовольственной продукции в четыре раза превышает экспорт, а отрицательное сальдо во внешней торговле по данной статье каждый год ставит печальные рекорды. В результате страна продолжает оставаться одним из крупнейших в мире нетто-импортером

AGRARIAN AND INDUSTRIAL COMPLEX: A RATE ON MODERNIZATION

продовольствия. Если не наращивать экспорт, эта негативная тенденция продолжится и в будущем. О какой же продовольственной безопасности тогда можно будет говорить?

Поэтому необходимо изменить сам подход к реализации экспортного потенциала отечественного АПК. Мы уже достаточно долго говорим о том, что такой потенциал у нас имеется. Дело за малым - начать его реализовать. Тем более что речь идет здесь об особо привлекательном экспорте - экспорте возобновляемой продукции.

Другой вопрос: поставки какой отечественной продукции необходимо поддерживать в первую очередь? Казалось бы, понятно - высокотехнологичной. Однако, когда мы говорим об АПК, все почему-то меняется местами - речь идет исключительно об экспорте зерна, т. е. сырья для производства продовольствия.

Разумеется, мировой рынок зерна весьма емкий. Но также довольно емкими, а соответственно, важными для наших экспортеров, являются рынки сахара, молочных и мясных товаров (пусть даже и изготовленных из импортного сырья).

В целом же, по данным ФАО, более 60 % мировой торговли агро-продовольственной продукцией приходится на переработанную продукцию. Ее экспорт с последние десятилетия растет на 6 % в год, тогда как сельскохозяйственного сырья -на 3,5 %.

Безусловно, развитие поставок за рубеж зерна, как и сто лет назад, для нашей страны весьма важно, но, очевидно, реализация экспортного потенциала современного отечественного АПК предполагает также и

другие направления развития. * * *

Так что же все-таки дает активная поддержка экспорта агропродоволь-ственной продукции? Она ведет к более активному развитию производства продукции АПК, созданию новых рабочих мест, увеличению платежеспособного спроса, расширению налогооблагаемой базы.

Наращивание поставок за рубеж товаров с высокой степенью обработки также положительно отразится на структуре экспорта продукции АПК, основную долю в котором пока занимает сырье для производства

готового продовольствия. Многие предприятия получат возможность своевременно и в полной мере обеспечить возврат средств, полученных от банков, кредитующих АПК.

В результате при благоприятных условиях в ближайшие годы российский агропродовольственный экспорт может возрасти по сравнению с нынешним уровнем в 3-3,5 раза, т. е. до 25-30 млрд долл. США. В сочетании с мерами по оптимизации импорта это позволит значительно уменьшить отрицательное сальдо в торговле продовольствием и серьезно укрепить продовольственную безопасность страны.

Реализация экспортного потенциала АПК также позволит России играть значимую роль в общемировом производстве и экспорте продовольствия. При этом объемы и структура поставок будут во все большей степени зависеть от масштабов и эффективности государственной поддержки производителей и экспортеров продовольствия.

Д.С. БУЛАТОВ, президент Национального союза экспортеров продовольствия

15-я Юбилейная международная специализированная выставка оборудования, технологий и сырья для хлебопекарной и ко ици I о рекой промышленности

При поддержке:

Объединения предприятий хлебопекарной промышленности "Укрхлебпром", Национального университета пищевых технологий.

хли

Конд

©2010

Е> СЗШЭ tl®

ЩЭЩЭв ЙЕШЖЕШЯ Кй§

Организатор:

Выставочная фирма "ТРОЯН*

/ф.: +-3S (044) 258-01-23. 258-00-22 258-27-75, 258-02-37 E-mail: manager@troyan.kiev.ua www. troyan.kiev. ua

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.