УДК 005.591.6:378
В.А. Верховова
Камчатский государственный технический университет, Петропавловск-Камчатский, 683003
ПРОБЛЕМЫ КОММЕРЦИАЛИЗАЦИИ ВУЗОВСКИХ ИННОВАЦИЙ В РОССИИ
В России коммерциализация вузовских инноваций является относительно новым направлением, так как страна только встает на путь построения инновационной экономики. В связи с этим процесс перехода научной идеи в продукт или услугу сталкивается с рядом трудностей. В статье рассмотрены основные проблемы коммерциализации результатов научной деятельности высших учебных заведений в России.
Ключевые слова: инновации, коммерциализация инноваций, инновационная экономика, трансфер технологий, инновационный потенциал, малое инновационное предприятие, высшее учебное заведение, университет.
V.A. Verkhovova
Kamchatka State Technical Univercity, Petropavlovsk-Kamchatsky, 683003
PROBLEMS OF UNIVERSITY INNOVATIONS COMMERCIALIZATION IN RUSSIA
In Russia, the university innovations commercialization is a relatively new direction, as the country is only taking the path of building an innovative economy. At this point, the process of a scientific idea transition into a product or service faces a number of difficulties. The main problems to commercialize the results of research activities of higher educational institutions in Russia are discussed in the article.
Key words: innovations, innovation commercialization, innovative economy, technology transfer, innovative potential, small innovative enterprise, higher educational institution, university.
В современных экономических условиях инновации играют важную роль в повышении конкурентоспособности и устойчивом развитии различных предприятий. Не менее важное значение инновации имеют и в отношении национальных экономик. Как показывает опыт, страны, держащие курс на инновационную экономику, демонстрируют эффективность на практике и высокие темпы экономического роста.
В настоящее время все больше растут темпы научно-технического прогресса. Нормой жизни сейчас становятся постоянные инновации, ввиду чего сокращается жизненный цикл товара, все меньше времени проходит от появления изобретения до его внедрения в производство. Существует острая необходимость внедрения инноваций для того, чтобы не отстать от конкурентов, а порой, чтобы выжить на рынке.
Глобализация рынка ведет к всеобщей доступности товаров, рабочей силы, сырья и технологии, что способствует ужесточению конкуренции и стимулированию инновационной активности. В данной ситуации легко появляются новые конкуренты с новым товаром по лучшим ценам [1].
В связи со сложившейся обстановкой необходим поиск эффективных моделей, с помощью которых инновации будут внедряться в производство и на рынок, то есть будет осуществляться их коммерциализация. Фактически данный поиск сводится к поиску связующего звена между наукой и производством (предпринимательством). Таким звеном может стать высшее учебное заведение. Для того чтобы получить значительные конкурентные преимущества на рынке образовательных услуг, современные вузы наряду с образовательной деятельностью вынуждены искать новые формы организации своей деятельности. Активное внедрение своих инновационных разработок в производство и их коммерциализация являются одним из факторов, способных повысить конкурентоспособность высшего учебного заведения. Данный процесс также повлечет за собой формирование научно-технической, финансовой и социальной деятельности вуза в условиях современной экономки.
В развитых странах уже сложилась система перехода идеи в коммерческий продукт или услугу. Опыт других стран, в частности США, показывает эффективность осуществления данного направления. В 1980 г. в США был принят закон Бэя-Доула, который позволил вузам получать право собственности на разработки, выполнявшиеся за счет федерального бюджета. Это положило начало развитию современного американского механизма трансфера технологий. Затем на базе этого подхода сформировалась гибкая система моделей превращения инновационных разработок в пользующиеся спросом на рынке продукт или услугу, среди которых преобладают лицензионные соглашения и создание «spin-off» и «start-up» компаний, подобных российским малым инновационным предприятиям.
На протяжении последних десятилетий США активно использует вуз в качестве посредника между наукой и потребителем. Основные виды коммерциализации инноваций в США - создание дочерней компании вузом и получение в дальнейшем прибыли от ее деятельности, а также продажа патентов и лицензий на них другим компаниям. Чаще всего процесс коммерциализации вузовских инноваций осуществляется через заказы Федеральных агентств либо коммерческих компаний.
Инновационная деятельность в западных вузах не имеет каких-либо отраслевых ограничений. Направления этой деятельности задаются национальными приоритетами технологического развития и потенциальным спросом. Сегодня наиболее привлекательна сфера информационных технологий, которая не требует серьезных инвестиций и привлекает примерами очень успешных «start-up» - всемирно известный Google когда-то вышел из Стэнфордского университета и за 15 лет превратился в самый дорогой мировой бренд [2].
В Российской Федерации коммерциализация вузовских инноваций сталкивается с рядом значительных проблем. В первую очередь это сырьевая направленность российской экономики. Оценка состояния текущего инновационного потенциала страны свидетельствует о сложностях в реализации планов по переводу экономики на инновационные рельсы. Так, Россия продолжает значительно отставать от развитых стран, и этот разрыв увеличивается. Конечно же, руководство страны ставит задачу перехода на инновационный путь. Данная задача нашла отражение в ряде стратегических документов и базируется на долгосрочном прогнозе и оценке перспектив научно-технологического развития РФ до 2025 г. Основной документ в этой области - «Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года» (далее «Стратегия - 2020») [3]. Конечная цель реализации данной стратегии - формирование целостной, глобально интегрированной национальной инновационной системы, которая, судя по мировому опыту, позволит обеспечить эффективный переход экономики России на инновационный путь развития.
«Стратегия - 2020» подразумевает корректировку государственной политики в сфере инноваций. В настоящий момент существуют две острые проблемы в этой области:
- низкий спрос на инновации в реальном секторе экономики;
- отсутствие целенаправленного формирования у студентов технических и естественнонаучных специальностей в процессе обучения таких компетенций и личностных качеств, как стремление к новому, профессиональная мобильность, креативность, предприимчивость и другие.
Важнейшей проблемой коммерциализации инноваций в России является недостаточное финансирование инновационных проектов. Если у вуза нет средств для материализации инновации, приходится искать инвесторов на стороне, которым часто не интересна сущность инновации, а волнует лишь объем рынка потенциальной продукции. Здесь главной задачей и проблемой является найти инвестора и донести до него преимущества инновации по сравнению с имеющимися на рынке товарами (услугами). Инвесторы не спешат вкладываться в рискованные проекты. Основными источниками финансирования вузовских инноваций в России являются:
- Российский фонд фундаментальных исследований (РФФИ);
- Российская Академия наук (РАН);
- Российский гуманитарный научный фонд (РГНФ).
Молодые ученые в данные фонды направляют заявки, затем проводится конкурсный отбор и последующее организационно-финансовое обеспечение проектов [4].
Одной из главных и сложных задач коммерциализации вузовских инноваций на сегодня является система инновационного менеджмента. В России имеет место нехватка управленческих кадров в области инновационных разработок. Если система подготовки кадров не соответствует требованиям рынка, то становится невозможно целенаправленно развивать предприятие, регион,
отрасль, страну, держать курс на инновационную экономику. Так, молодые ученые, которые создают инновации, часто не могут грамотно их коммерциализовать. Сложившаяся ситуация требует системного подхода к рассмотрению вопросов управления подготовкой высококвалифицированных управленческих кадров в сфере инноваций [5].
Необходимо отметить, что коммерциализация результатов инновационной деятельности является относительно новой задачей для российских вузов. Новизна данной ситуации определена следующим.
Разработку и трансфер технологий Министерство образования и науки Российской Федерации рассматривает в качестве одного из показателей результативности инновационной деятельности вуза, тесно взаимодействующей с образовательным процессом. Вовлечение студентов и аспирантов в инновационную деятельность повышает качество профессиональной подготовки, которое предполагает углубление практической направленности обучения и развитие предпринимательских навыков в рамках компетентностного подхода. В образовательные программы российских университетов планируется включить по наиболее перспективным направлениям обучение по инновационному предпринимательству, организовать подготовку предпринимателей в области коммерциализации научных разработок.
Реализация программ государственной поддержки университетских инноваций предполагает создание механизмов, стимулирующих организацию в федеральных и национальных исследовательских университетах полного цикла инновационных разработок, развитие бизнес-инкубаторов, центров трансфера технологий, технопарков и др. инфраструктурных элементов инновационного предпринимательства.
Сосредоточение финансовых ресурсов страны на развитии инновационной инфраструктуры высшего учебного заведения влечет за собой ожидания отдачи от вложенных средств. Ведущие университеты страны получили на конкурсной основе возможность приобрести новейшее исследовательское оборудование для реализации своих программ развития. Одним из показателей эффективности использования этого оборудования является его применение в инновационном процессе путем проведения востребованных российскими и международными компаниями исследований по актуальным для мировой науки и приоритетным для российской экономики направлениям.
К тому же, появились новые формы взаимодействия вузов и бизнеса, дополнительные стимулы для развития интеграционных связей между университетами и производством. Государство поддерживает кооперацию университетов и наукоемких производств, выделяя крупные субсидии для реализации проектов по созданию высокотехнологичных производств. Интеграционная схема «университет - наука - бизнес» с бюджетным финансированием перспективных для экономики инноваций реализуется в рамках мероприятий Федеральной целевой программы «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2014 - 2020 годы» [6]. Конкурсные заявки на формирование тематики могут подавать как университеты, так и предприятия.
У высших учебных заведений, как и у научно-исследовательских институтов, появился новый канал трансфера технологий как дополнительный механизм коммерциализации результатов научных исследований и разработок. Федеральный закон № 217-ФЗ от 2 сентября 2009 г. [7] говорит о возможности создания малых инновационных предприятий с долевым участием вуза. Так как такие предприятия получают ряд льгот, в том числе по отчислениям в социальные фонды и аренде, эта форма инновационного предпринимательства стала активно развиваться, хотя далеко не все зарегистрированные малые инновационные предприятия работают эффективно.
Таким образом, стимулирование коммерциализации инноваций является частью государственной инновационной политики в современных экономических условиях. Особое место в этой политике занимают малые инновационные предприятия как новая форма взаимодействия университета с предпринимательской средой, как способ увеличения и реализации инновационного потенциала [8].
Необходимо отметить тот факт, что далеко не все представители науки высших учебных заведений положительно относятся к коммерциализации результатов научной деятельности. Сторонники фундаментальной науки считают, что дело ученого - создавать инновационный продукт, а не продавать его. С одной стороны, с данным мнением нельзя не согласиться. Но с другой - коммерциализация вузовских инноваций порождает большую заинтересованность молодых ученых
в инновационных разработках, а следовательно, повышает научный потенциал как отдельного предприятия, так и экономики региона, отрасли, страны в целом. В настоящее время больше востребованы прикладные результаты интеллектуальной деятельности, от которых можно ожидать объемный или быстрый экономический эффект, ведь именно по критерию коммерческого потенциала отбираются патенты и другие результаты интеллектуальной деятельности для поддержки и продвижения с целью заключения лицензионных соглашений. Но это не значит, что фундаментальные исследования не нужны или не престижны. Мотивация ученого, который ориентирован на прикладной результат и мотивация ученого, ориентированного на фундаментальный результат, имеют совершенно разную природу. Качество фундаментального результата отражается в индексе цитирования публикации, качество прикладного - в комерциализованной инновации и рыночном спросе на нее. В идеальном варианте при оценке соотношения прикладного и фундаментального результата интеллектуальной деятельности не должно быть перекоса в ту или другую сторону.
Поэтому, учитывая обе стороны ситуации, для коммерциализации результатов интеллектуальной деятельности в вузах, в соответствии с рекомендациями Минобрнауки РФ, в структуре управления научной работой создаются специализированные подразделения - отделы трансфера технологий, отделы коммерциализации инноваций, центры маркетинговых исследований и другие. Данные подразделения, условно говоря, «обслуживают» инновационную деятельность, освобождают научные коллективы от выполнения функций, несвойственных им. Задача этих подразделений - оказывать организационную, маркетинговую, консультативную и другие виды поддержки инноваторам [9].
Внедряемая в российских вузах система коммерциализации инноваций не несет в себе абсолютной новизны. По своей сути она копирует лучшие западные практики, в частности, американский механизм коммерческой передачи вузовских разработок промышленным компаниям, о котором говорилось ранее.
Итак, в Российской Федерации процесс коммерциализации вузовских инноваций является относительно новым направлением и сталкивается с рядом проблем. Основные из них - дефицит высококвалифицированных кадров в области коммерциализации результатов научной деятельности, недостаточное финансирование инновационных проектов, незаинтересованность предприятий в инновациях. Но наша страна только встает на путь инновационной экономики, и, при правильно выбранной государственной стратегии инновационного развития региона, отрасли, страны, включающей использование потенциала отраслевых вузов и механизмов коммерциализации инноваций, опираясь на опыт ведущих стран мира, может добиться не меньших результатов в этой области.
Литература
1. Косенко С.Г., Новикова Е.А. Коммерциализация инноваций вуза как фактор его конкурентоспособности // Концепт. - 2014. - № S5 [Электронный ресурс]. - URL: https://cyberleninka.ru/ article/n/kommertsializatsiya-innovatsiy-vuza-kak-faktor-ego-konkurentosposobnosti.
2. Киселев К.А. Коммерциализация вузовских инноваций - современные тенденции в России и за рубежом // ТДР. - 2012. - № 5 [Электронный ресурс]. - URL: https://cyberleninka.ru/ article/n/kommertsializatsiya-vuzovskih-innovatsiy-sovremennye-tendentsii-v-rossii-i-za-rubezhom.
3. О Стратегии инновационного развития РФ на период до 2020 г.: Распоряжение Правительства РФ от 8 декабря 2011 г. № 2227-р [Электронный ресурс]. - URL: https://www.garant.ru/ products/ipo/prime/doc/70006124/.
4. Маева А.С., Зонова О.В. Проблемы коммерциализации инноваций на пути построения инновационной экономики России [Электронный ресурс] // Экономический журнал. - 2011. -№ 21. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/problemy-kommertsializatsii-innovatsiy-na-puti-postroeniya-innovatsionnoy-ekonomiki-rossii.
5. Гурунян Т.В. Проблема кадрового дефицита для инновационной деятельности малого и среднего предпринимательства // Креативная экономика. - 2013. - № 6. - С. 3-9.
6. О федеральной целевой программе «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2014-2020 годы»: Постановление Правительства России от 21 мая 2013 г. № 426 [Электронный ресурс]. - URL: http://base.garant.ru/57420586/a901aa9d80f84f96b371ab95a94c1890.
7. О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам создания бюджетными научными и образовательными учреждениями хозяйственных обществ в целях практического применения (внедрения) результатов интеллектуальной деятельности: Федеральный закон № 217-ФЗ от 2 сентября 2009 г. [Электронный ресурс]. - URL: http://base.garant.ru/12168685.
8. Агунович Ю.А. Наукоориентированная модель рыбохозяйственного кластера как инструмент развития отрасли // Государственное и муниципальное управление в Камчатском крае: проблемы и пути решения: Сб. науч.-практ. работ / Под ред. М.Р. Плотницкой. - Петропавловск-Камчатский, 2018.- С. 47-51.
9. Кныш В.А. Коммерциализация результатов научных исследований и разработок как фактор инновационного развития экономики [Электронный ресурс] // Записки Горного института. -2012. - Т. 197. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kommertsializatsiya-rezultatov-nauchnyh-issledovaniy-i-razrabotok-kak-faktor-innovatsionnogo-razvitiya-ekonomiki.