Научная статья на тему 'Законодательное обеспечение коммерциализации результатов интеллектуальной деятельности образовательной сферы'

Законодательное обеспечение коммерциализации результатов интеллектуальной деятельности образовательной сферы Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
175
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Oeconomia et Jus
Область наук
Ключевые слова
ВЫСШИЕ УЧЕБНЫЕ ЗАВЕДЕНИЯ / НАУЧНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ / ХОЗЯЙСТВЕННЫЕ ОБЩЕСТВА / РЕЗУЛЬТАТЫ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / КОММЕРЦИАЛИЗАЦИЯ / HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTIONS / SCIENTIFIC INSTITUTIONS / BUSINESS ENTITIES / INTELLECTUAL PROPERTY / COMMERCIALIZATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Габайдуллина Дина Илсуровна

В статье исследуется процесс коммерциализации результатов интеллектуальной деятельности хозяйственных обществ, создаваемых при высших учебных заведениях и научных учреждениях. Рассматриваются проблемы, возникающие в организационно-правовых формах хозяйственных обществ, создаваемых при высших учебных заведениях и научных учреждениях. В результате исследования выяснилось, что отсутствие базового законодательного акта и наличие проблем организационно-правового механизма препятствуют успешному внедрению результатов интеллектуальной деятельности хозяйственных обществ, создаваемых при вузах и научных учреждениях. В качестве выводов отмечена необходимость совершенствования законодательной базы, регламентирующей отношения, возникающие в процессе коммерциализации результатов интеллектуальной деятельности образовательной сферы. Предложены пути совершенствования организационно-правовых механизмов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Габайдуллина Дина Илсуровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LEGISLATIVE PRIVISION FOR COMMERCIALIZATION OF INTELLECTUAL PROPERTIES IN EDUCATIONAL FIELD

The article examines the process of commercialization of intellectual property created by business entities at universities and research institutions. It discusses the problems arising in legal forms of business entities, created at universities and research institutions. The result of the study performed showed that absence of a basic legislative act as well as issues of organizational and legal mechanism prevent successful implementation of intellectual property results obtained by business entities, organized at universities and research institutions. In conclusion, the article notes the need in improving the legal framework regulating the relations arising in the process of intellectual property results commercialization in educational sphere. The ways of improving organizational and legal mechanisms are offered.

Текст научной работы на тему «Законодательное обеспечение коммерциализации результатов интеллектуальной деятельности образовательной сферы»

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

УДК 346.7 ББК 67.404

Д.И. ГАБАЙДУЛЛИНА

ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ КОММЕРЦИАЛИЗАЦИИ РЕЗУЛЬТАТОВ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СФЕРЫ

Ключевые слова: высшие учебные заведения, научные учреждения, хозяйственные общества, результаты интеллектуальной деятельности, коммерциализация. В статье исследуется процесс коммерциализации результатов интеллектуальной деятельности хозяйственных обществ, создаваемых при высших учебных заведениях и научных учреждениях. Рассматриваются проблемы, возникающие в организационно-правовых формах хозяйственных обществ, создаваемых при высших учебных заведениях и научных учреждениях. В результате исследования выяснилось, что отсутствие базового законодательного акта и наличие проблем организационно-правового механизма препятствуют успешному внедрению результатов интеллектуальной деятельности хозяйственных обществ, создаваемых при вузах и научных учреждениях. В качестве выводов отмечена необходимость совершенствования законодательной базы, регламентирующей отношения, возникающие в процессе коммерциализации результатов интеллектуальной деятельности образовательной сферы. Предложены пути совершенствования организационно-правовых механизмов.

D. GABAIDULLINA LEGISLATIVE PRIVISION FOR COMMERCIALIZATION OF INTELLECTUAL PROPERTIES IN EDUCATIONAL FIELD

Key words: higher educational institutions, scientific institutions, business entities, intellectual property, commercialization.

The article examines the process of commercialization of intellectual property created by business entities at universities and research institutions. It discusses the problems arising in legal forms of business entities, created at universities and research institutions. The result of the study performed showed that absence of a basic legislative act as well as issues of organizational and legal mechanism prevent successful implementation of intellectual property results obtained by business entities, organized at universities and research institutions. In conclusion, the article notes the need in improving the legal framework regulating the relations arising in the process of intellectual property results commercialization in educational sphere. The ways of improving organizational and legal mechanisms are offered.

В настоящее время Российская Федерация стремится ускорить переход на инновационный путь развития. Цели перехода и способы их достижения определены в Распоряжении Правительства РФ от 17.11.2008 г. № 1662-р «О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года»1 и Распоряжении Правительства РФ от 08.12.2011 № 2227-р «Об утверждении Стратегии инновационного разви-

1 О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года: распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 № 1662-р // Собрание законодательства РФ. 2008. 2008. № 47, 24 нояб. Ст. 5489.

тия Российской Федерации на период до 2020 года»1 (далее - Стратегия инновационного развития РФ на период до 2020 г.). К числу способов перехода Российской Федерации к инновационному социально ориентированному типу экономического развития относится стимулирование исследовательской деятельности и инновационного развития в высших учебных заведениях (далее - вузы) и научных учреждениях, а также поддержка кооперации вузов с предприятиями и дальнейшее развитие вузовской инновационной инфраструктуры. В соответствии с Указом Президента РФ от 01.12.2016 г. № 642 «О Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации»2 одним из приоритетов государственной политики является научно-технологическое развитие Российской Федерации.

В 2009 г. был принят Федеральный закон № 217-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам создания бюджетными научными и образовательными учреждениями хозяйственных обществ в целях практического применения (внедрения) результатов интеллектуальной деятельности»3 (далее - Федеральный закон № 217-ФЗ). Исходя из положений ст. 1 Федерального закона № 217-ФЗ, основной целью хозяйственных обществ, создаваемых при вузах и научных учреждениях, является практическое применение (внедрение) результатов интеллектуальной деятельности (далее - РИД) путем коммерциализации. Однако на практике, в процессе коммерциализации РИД хозяйственных обществ, создаваемых при вузах и научных учреждениях, возникают проблемы, связанные с отсутствием у научных работников и исследователей необходимых знаний и опыта внедрения РИД на рынок. Успешной коммерциализации РИД таких обществ также препятствует недостаточное законодательное обеспечение. Следовательно, необходимо выявить организационно-правовые формы, способствующие успешной коммерциализации РИД хозяйственных обществ, создаваемых при вузах и научных учреждениях, а также определить пути совершенствования законодательного обеспечения коммерциализации РИД.

Для достижения цели исследования необходимо уточнить, что понимается под коммерциализацией. Легальное определение закреплено в ст. 2 Федерального закона от 23.08.1996 № 127-ФЗ «О науке и государственной на-

„4

учно-технической политике» , согласно которой «коммерциализация научных и (или) научно-технических результатов» - это деятельность по вовлече-

1 Об утверждении Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года: распоряжение Правительства РФ от 08.12.2011 № 2227-р // Собрание законодательства РФ. 2012. № 1, 2 янв. Ст. 216.

2 О Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации: Указ Президента РФ от 01.12.2016 № 642 // Собрание законодательства РФ. 2016. № 49, 5 дек. Ст. 6887.

3 О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам создания бюджетными научными и образовательными учреждениями хозяйственных обществ в целях практического применения (внедрения) результатов интеллектуальной деятельности: Фед. закон № 217-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 2009. № 31, 3 авг. Ст. 3923.

4 О науке и государственной научно-технической политике: Фед. закон от 23.08.1996 № 127-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 1996. № 35, 26 авг. Ст. 4137.

нию в экономический оборот научных и (или) научно-технических результатов. Несмотря на то, что в законодательстве закреплено понятие «коммерциализации», в научной литературе можно увидеть иные трактовки понятия. Например, Е.Н. Новикова и В.Н. Парахина понимают под коммерциализацией механизм получения прибыли от научных разработок в результате внедрения их в производство [7. С. 258]. По мнению М.Г. Балыхина, коммерциализация - это включение РИД в коммерческий оборот и получение дохода от их использования и передачи третьим лицам [2. С. 16].

В некоторых локальных актах вузов и научных учреждений также содержатся иные, более конкретные формулировки коммерциализации. Так, например, в Положении о создании хозяйственных обществ Марийского государственного университета1 под коммерциализацией понимается процесс, направленный на воплощение результатов научных исследований и разработок либо иных научно-технических достижений в новый или усовершенствованный продукт, реализуемый на рынке, в новый или усовершенствованный технологический процесс, используемый в практической деятельности.

В Положении о создании хозяйственных обществ с целью применения (внедрения) результатов интеллектуальной деятельности ФГБОУ ВО «Тамбовский государственный технический университет» под коммерциализацией понимается процесс практического применения (внедрения) РИД, передачи прав пользования ими и связанных с ними материальных носителей хозяйственным обществам, созданным с участием Университета для производства на их основе продукции, выполнения работ и оказания услуг с целью удовлетворения спроса на рынке и извлечения прибыли2.

Полагаем, что необходимо с учетом локальных актов вузов и мнений авторов закрепить в законодательстве более конкретное понятие «коммерциализации». На наш взгляд, целесообразно под коммерциализацией понимать способ выхода на рынок инновационных идей и разработок как РИД путем их реализации с целью последующего извлечения прибыли.

Успешный процесс коммерциализации РИД играет важную роль в увеличении конкурентоспособности современной российской инновационной экономики. Так, С.Э. Майкова и И.А. Головушкин указывают, что значимость и экономическая эффективность управления процессом коммерциализации заключаются в росте доходов от научно-исследовательской деятельности университета за счет организационного совершенствования условий ведения деятельности по коммерциализации научных разработок, созданных в университете, методического, информационного и нормативного обеспечения бизнес-процессов коммерциализации, расширения инновационной инфраструктуры

1 ФГБОУ ВО «Марийский государственный университет». 7.5 Производство и обслуживание. Положение о создании хозяйственных обществ. URL: https://marsu.ru/science/nii/files/pdf (дата обращения: 15.05.2017).

2 ФГБОУ ВО «Тамбовский государственный технический университет». Положение о создании хозяйственных обществ с целью применения (внедрения) результатов интеллектуальной деятельности. URL: http://www.tstu.ru/general/docum/pdf/dokum_06.pdf (дата обращения: 15.05.2017).

университета, развития и укрепления сетевого взаимодействия в научно-исследовательской сфере [4. С. 113]. А это, в свою очередь, требует привлечения специалистов разных областей наук. Зачастую научные работники и исследователи не могут предвидеть, какие разработки будут пользоваться спросом. Также сами сотрудники предприятия не имеют достаточной информации о состоянии рынка и не обладают необходимыми компетенциями для прогнозирования и анализа потенциального спроса на новый продукт. Кроме того, авторы считают, что процесс коммерциализации РИД требует также обладания необходимыми юридическими познаниями, которыми сотрудники малых инновационных предприятий (далее - МИП) чаще всего не владеют. При этом в связи с тем, что МИП имеют ограниченные финансовые ресурсы, то на практике возникают трудности с привлечением квалифицированных специалистов для оказания необходимых консультационных услуг [5. С. 33].

В юридической литературе ученые нередко обращают внимание на опыт создания МИП в развитых странах. Отмечается, что в развитых странах на практике создаются различные формы взаимодействия вузов и научных учреждений, предприятий и государства. Так, например, С.Ю. Александрова и А.А. Бадаев отмечают, что в Швеции одними их основных форм сотрудничества бизнеса и вуза являются:

- создание в вузах специальных подразделений, занимающихся коммерциализацией исследовательских результатов;

- учреждение специальных консалтинговых организаций и форумов по сотрудничеству с внешними участниками рынка;

- создание специализированных подразделений, консультирующих по экономическим и юридическим вопросам (по вопросам составления договоров для студентов и профессоров);

- создание холдинговых компаний, основные задачи которых включают в себя владение, распоряжение и управление акциями компаний, цель которых заключается в способствовании коммерческого распространения результатов исследовательской деятельности при соответствующем университете [1. С. 146].

Также при вузах в Швеции, как отмечает Д.А. Нейфельд, существуют центры трансферт-технологий, задачами которых являются помощь в составлении бизнес-плана, экспертиза инновационных проектов, предоставление консультантов на весь период становления МИП. Кроме того, автор приводит опыт работы МИП в Германии, указав на создание четырех центров поддержки малого предпринимательства: Общество Макса Планка, Общество Фраунгофера, Общество Лейбница и Общество имени Гельмгольца. Указанные центры располагают соответствующими подразделениями, которые поддерживают ученых в области внедрения научных результатов при вузах и научных учреждениях. Оказываемые услуги включают в себя консультирование и содействие в создании МИП, подготовку бизнес-плана, финансирование, а также промышленное внедрение изобретений [6. С. 15].

На основе опыта ведущих зарубежных вузов и научных учреждений в организации предпринимательской деятельности, в особенности - вузов США, Н.О. Яныкина, Н.Р. Тойвонен отмечают, что цикл работ по генерированию, разработке, продвижению и продаже инновационного продукта вуза заканчивается в момент передачи прав на разработку на основании лицензионного договора. Это обусловлено наличием развитой внешней инновационной инфраструктуры и активности в регионах, которая позволяет университету не углубляться в процессы коммерциализации. Эти процессы сопровождаются бизнес-инкубаторами, технопарками, венчурными и посевными фондами [9. С. 174]. При этом, как подчеркивают О.Н. Быкова и Я.С. Нурлиева, в законах США не регулируются какие-либо вопросы, связанные с созданием вузами и научными учреждениями МИП и контролем за их деятельностью. Следует предполагать, что вузы и научные учреждения США обладают экономической и правовой самостоятельностью в решении вопросов организации вокруг себя инновационной инфраструктуры. МИП создаются при вузах и научных учреждениях по инициативе группы лиц, которые видят перспективы дальнейшего освоения своих результатов и реализации их на рынке. Успешность таких компаний зависит от энтузиазма и веры в успех предприимчивых ученых, студентов и сотрудников вузов [3. С. 35].

В Российской Федерации внешняя инновационная инфраструктура в регионах, даже самых передовых в плане технологического развития, не обеспечивает российские университеты сервисом требуемого уровня. Отсутствие развитой внешней инновационной инфраструктуры вынуждает руководство российских университетов искать собственные пути развития и формировать внутривузовские или создавать при вузе системы поддержки предпринимательской деятельности и создания МИП от формирования идеи до выпуска промышленного продукта [9. С. 174].

В Стратегии инновационного развития РФ на период до 2020 г. указано, что инновационная инфраструктура сформирована практически в каждом вузе. В то же время эффективность использования инфраструктуры остается пока низкой. Прежде всего, она ограничена стагнацией спроса на инновации со стороны российских компаний. Вместе с тем она обусловлена недостаточной поддержкой созданных объектов в период их выхода на окупаемость. В результате соответствующая инфраструктура перестает функционировать либо используется для другого вида деятельности.

Следует подчеркнуть также, что в соответствии с «Прогнозом социально-экономического развития Российской Федерации на 2016 г. и на плановый период 2017 и 2018 годов»1 предусматривается выделение средств из федерального бюджета на создание и развитие инфраструктуры поддержки таких субъектов малого предпринимательства в области инноваций, как бизнес-инкубаторы, технопарки, инжиниринговые центры, центры кластерного раз-

1 Прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на 2016 год и на плановый период 2017 и 2018 годов // Министерство экономического развития РФ: офиц. сайт. URL: http://economy.gov.ru/minec/about/structure/depMacro/20151026.

вития, центры коллективного доступа к высокотехнологичному оборудованию, центры прототипирования и промышленного дизайна, центры технологической компетенции, центры трансферта технологий.

Исходя из опыта зарубежных стран, на наш взгляд, целесообразно законодательно регламентировать создание при вузах и научных учреждениях консалтинговых центров, оказывающие юридические, экономические, маркетинговые и иные услуги. Кроме того, считаем необходимым создание подразделений, направленных на организацию коммерциализации РИД хозяйственных обществ, создаваемых при вузах и научных учреждениях.

H.И. Саталкина и соавт. при проведении анализа публикаций по коммерциализации РИД выявили проблему кадрового обеспечения реализации Федерального закона № 217-ФЗ. Речь идет об отсутствии специалистов, имеющих принципиально новые навыки по применению корпоративного законодательства, привлечению инвестиций, управлению проектами, оценке РИД, коммерческих рисков и др. По мнению авторов, в самой ближайшей перспективе необходимо начать целенаправленную подготовку кадров в области коммерциализации РИД для соответствующих профильных подразделений и создаваемых хозяйственных обществ при вузах и научных учреждениях [8. С. 16]. В свою очередь, нехватка квалифицированных специалистов разных областей наук препятствует успешному процессу коммерциализации РИД вузов и научных учреждений. В связи с этим С.Э. Майкова и И.А. Го-ловушкин предлагают решить проблему привлечения квалифицированных специалистов в области маркетинга путем создания цепочки взаимодействия «МИП - вуз - МИП». Предлагаемый способ особенно успешно будет работать в классических вузах и научных учреждениях, имеющих высококвалифицированных специалистов различных научных сфер [5. С. 33].

Практически все авторы высказывают мнение, что представляется целесообразным создавать при вузах и научных учреждениях центры и отделы консультирования и содействия в создании МИП при вузах и научных учреждениях с привлечением специалистов разных сфер производства и науки. Создание данных центров и отделов обеспечит предоставление необходимой консультации и информации по вопросам процесса коммерциализации РИД. В то же время необходимо осуществлять подготовку квалифицированных специалистов в сфере коммерциализации РИД из числа студентов вузов и научных учреждений, в которых создаются хозяйственные общества. В свою очередь, это будет способствовать успешной коммерциализации РИД вузов и научных учреждений.

Литература

I. Александрова С.Ю., Бадаев М.М. Использование зарубежного опыта в формировании инновационной системы высшего профессионального образования в Российской Федерации // Вестник института экономики Российской Академии наук. 2011. № 4. С. 140-149.

2. Балыхин М.Г. Развитие предпринимательства в высшем учебном заведении на основе коммерциализации результатов интеллектуальной деятельности: автореф. дис. ... д-ра экон. наук. СПб., 2016. 41 с.

3. Быкова О.Н, Нурлиева Я.С. Проблемы развития механизма коммерциализации результатов интеллектуальной деятельности государственных образовательных учреждений // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2012. № 7. С. 30-39.

4. Майкова С.Э., Головушкин И.А. Коммерциализация результатов научно-исследовательской деятельности как основной фактор инновационного развития национального исследовательского университета // Известия вузов. Поволжский регион. Сер. Общественные науки. 2012. № 4(24). С. 110-118.

5. Майкова С.Э., Головушкин И.А. Малые инновационные предприятия как наиболее предпочтительная форма коммерциализации вузовских разработок // Интеграция образования. 2013. № 4(73). С. 31-39.

6. Нейфельд Д.А. Малые инновационные предприятия: науч.-метод. пособие / Рос. акад. с.-х. наук, Сиб. науч.-исслед. ин-т экономики сел. хоз-ва. Новосибирск, 2014. 54 с.

7. Новикова Е.Н., Парахина В.Н. Развитие инфраструктуры коммерциализации инноваций // Вестник Северо-Кавказского федерального университета. 2013. № 2(35). С. 258-262.

8. Саталкина Н.И., Дворецкий С.И., Краснянский М.Н., Галыгин В.Е., Таров

B.П., Пасько Т.В., Терехова Г.И. Коммерциализация результатов интеллектуальной деятельности научных и образовательных учреждений: состояние и перспективы развития. Тамбов: Изд-во ФГБОУ ВПО «ТГТУ», 2012. 168 с.

9. Яныкина Н.О., Тойвонен Н.Р. Инновационно-предпринимательская деятельность в высшем учебном заведении: организационно-методические аспекты // Интернет и современное общество (IMS-2012): труды XV Всерос. объед. конф. СПб., 2012.

C. 173-181.

References

1. Aleksandrova S.U., Badaev M.M. Ispol'zovanie zarubezhnogo opyta v formirovanii inno-vatsionnoi sistemy vysshego professional'nogo obrazovaniya v Rossiiskoi Federatsii [The use of foreign experience in the formation of innovative system of higher professional education in the Russian Federation]. Vestnik instituta ekonomiki Rossiiskoi Akademii nauk [Bulletin of the Institute of Economics of the Russian Academy of Sciences], 2011, no. 4, pp. 140-149.

2. Balykhin M.G. Razvitie predprinimatel'stva v vysshem uchebnom zavedenii na osnove kommertsializatsii rezul'tatov intellektual'noi deyatel'nosti: avtoref. dis. ... d-ra ekon. nauk [The development of entrepreneurship in higher educational institutions on the basis of commercialization of results of intellectual activity. Diss. Abstract]. St. Petersburg, 2016, 41 p.

3. Bykova O.N., Nurlieva Ya.S. Problemy razvitiya mekhanizma kommertsializatsii rezul'tatov intellektual'noi deyatel'nosti gosudarstvennykh obrazovatel'nykh uchrezhdenii [Problems of developing mechanism of commercializing intellectual activity results in state academic organizations]. Pro-fessional'noe obrazovanie v Rossii i za rubezhom [Professional Education in Russia and abroad]. 2012, no. 7, pp. 30-39.

4. Maikova S.E., Golovushkin I.A. Kommertsializatsiya rezul'tatov nauchno-issledovatel'skoi deyatel'nosti kak osnovnoi faktor innovatsionnogo razvitiya natsional'nogo issledovatel'skogo univer-siteta [Commercialization of results of research activities as a basic factor of innovative development of national research University]. Izvestiya vuzov. Povolzhskii region. Obshchestvennye nauki [Proceedings of the universities. Volga region. Social Sciences], 2012, no. 4(24), pp. 110-118.

5. Maikova S.E., Golovushkin I.A. Malye innovatsionnye predpriyatiya kak naibolee pred-pochtitel'naya forma kommertsializatsii vuzovskikh razrabotok [Small innovative enterprises as the most appropriate form for commercialization of university technologies]. Integratsiya obrazovaniya [Integration of education], 2013, no. 4(73), pp. 31-39.

6. Neifeld D.A. Malye innovatsionnye predpriyatiya: nauch.-metod. posobie [Small innovative enterprises: scientific-methodical manual]. Novosibirsk, 2014, 54 p.

7. Novikova E.N., Parakhina V.N. Razvitie infrastruktury kommertsializatsii innovatsii [The development of infrastructure of commercialization of innovations]. Vestnik Severo-Kavkazskogo federal'nogo universiteta [Herald of North-Caucasus Federal University], 2013, no. 2(35), pp. 258-262.

8. Satalkina N.I., Dvoretskii S.I., Krasnyanskii M.N., Galygin V.E., Tarov V.P., Pas'ko T.V., Terekhova G.I. Kommertsializatsiya rezul'tatov intellektual'noi deyatel'nosti nauchnykh i obrazova-tel'nykh uchrezhdenii: sostoyanie i perspektivy razvitiya: monografiya [Commercialization of results of intellectual activity of scientific and educational institutions: condition and prospects of development: monograph]. Tambov, 2012, 168 p.

9. Yanykina N.O., Toivonen N.R. Innovatsionno-predprinimatel'skaya deyatel'nost' v vysshem uchebnom zavedenii: organizatsionno-metodicheskie aspekty [Innovation and entrepreneurship in higher educational institutions: organizational and methodical aspects.]. Trudy XV Vserossiiskoi ob"edinennoi konferentsii «Internet i sovremennoe obshchestvo» (IMS-2012) [Proc. of the XV Rus. Joint Conf. «Internet and modern society» (IMS-2012)]. St. Petersburg, 2012, pp. 173-181.

ГАБАЙДУЛЛИНА ДИНА ИЛСУРОВНА - аспирантка, младший научный сотрудник, Институт проблем экологии и недропользования Академии наук Республики Татарстан, Россия, Казань (dina-1812@mail.ru).

GABAIDULLINA DINA - Post-Graduate Student, Junior Researcher, Institute of Problems of Ecology and Subsoil use of the Academy of Sciences of the Republic of Tatarstan, Russia, Kazan.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.