АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ
УДК: 338.242 DOI: 10.24411/2071-6435-2018-10036
Теоретические подходы к коммерциализации инноваций
В последние десятилетия инновации стали играть значительную роль в развитии российской и зарубежной экономики. Основным продуктом современной экономики становится интеллектуальный капитал. Для достижения устойчивого положительного результата необходимо получать экономическую выгоду от внедрения результатов интеллектуальной деятельности в производство. Другими словами, результат интеллектуальной деятельности необходимо коммерциализировать. В данной статье рассмотрены определения понятия «коммерциализация», представленные в научной литературе различными исследователями, проанализированы основные подходы к изучению данной категории. Авторами приводятся отличия между понятиями «коммерциализация» и «инновационная деятельность». Также рассмотрены основные особенности процесса коммерциализации, к которым можно отнести: высокую степень риска, большой объем финансовых ресурсов на осуществление коммерциализации, длительный срок выхода на прибыльное производство. Приводятся критерии, с помощью которых проводится оценка результатов интеллектуальной деятельности с точки зрения возможности их коммерциализации, к ним относятся: практическая значимость разработки, инновационность, инвестиционная перспективность, рентабельность. В статье сформулированы основные проблемы, препятствующие развитию инноваций, определены направления развития. Авторами проанализированы основные способы финансирования инновационной деятельности: рыночная, корпоративно-государственная, кластерная (сетевая), мезокорпоративная. В статье сделан вывод о влиянии государственной политики на формирование моделей коммерциализации результатов научно-технических разработок. При изучении процесса коммерциализации инноваций были рассмотрены особенности двух методов продвижения инновационного цикла — вертикального и горизонтального. Авторами систематизирован материал по определению подходов к коммерциализации результатов инновационных научных исследований в России, к которым относятся: проведение научных исследований по заказу производственных компаний, создание совместных лабораторий, продажа и частичная передача прав на использование результатов научных исследований. В статье также изложены основные аспекты коммерциализации научно-технических разработок, а также практические рекомендации по управлению данным процессом. В тексте статьи обобщен зарубежный опыт взаимодействия научных организаций и спонсоров в плане коммерциализации результатов научных разработок. В завершение статьи авторами сделан вывод о дальнейших перспективах управления процессом коммерциализации разработок и положительном влиянии на экономическое развитие государства.
Н.В.Баринова
Т. Н. Назарова
© Н. В. Баринова, 2017, © Т. Н. Назарова, 2017
Ключевые слова: инновация, коммерциализация инноваций, интеграция, научно-исследовательская деятельность, результат интеллектуальной деятельности, интеллектуальная собственность
На современном этапе развития общественных отношений наука является особым инструментом экономического развития, конечным продуктом которого является результат интеллектуальной деятельности. Другими словами, интеллектуальный капитал становится основным продуктом современной экономики [8, с. 70].
В последние десятилетия роль инноваций существенно возрастает, они становятся основой экономического роста страны. Однако сейчас недостаточно просто создать новый продукт или новшество. Для достижения конечного положительного результата необходимо его распространение на рынке, то есть коммерциализация.
Существует несколько трактовок понятия «коммерциализация», данных разными авторами. Так, в Федеральном законе от 2 ноября 2013 года № 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике» под коммерциализацией понимают вовлечение в оборот научных и (или) научно-технических результатов. Исследователь Дж. Казметский определяет коммерциализацию как «процесс, с помощью которого результаты НИОКР своевременно трансформируются в продукты и услуги на рынке» [6, с. 11].
По мнению Я. Н. Грик и Е. Н. Монастырного, коммерциализация инновационной идеи представляет получение дохода от ее продажи или использования в собственном производстве [4, с. 85—87].
Исследователи В. В. Глухов, С. Б. Коробко, Т. В. Маринина разделяют процесс коммерциализации на два направления: «использование интеллектуальной собственности в хозяйственной деятельности предприятия» и «коммерциализацию инновационного объекта посредством внедрения его в хозяйственный оборот, в результате чего будет получена прибыль, возмещающая затраты на научные исследования, результатом которого стал инновационный объект» [2,с.197].
Приведенные выше определения, на наш взгляд, имеют некоторые неточности. В частности, из определения Дж. Казметского неясно, какие сроки коммерциализации следует считать «своевременными». В определении Я. Н. Грика и Е. Н. Монастырного спорной считается понятие «инновационная идея», так как не каждую инновационную идею представляется возможность коммерциализировать. Определение, данное группой исследователей В. В. Глуховым, С. Б. Коробко, Т. В. Марининой также весьма спорно. На наш взгляд, стоит согласиться с мнением М. А. Коваженкова и В. В. Сучкова, что нецелесообразно коммерциализацию интеллектуальной собственности «выделять отдельно, поскольку все создаваемые в процессе инновационного поиска новшества являются объектами интеллектуальной собственности (как минимум, защищенными режимом коммерческой тайны» [2,с. 197].
Полагаем, что наиболее полное определение понятию «коммерциализация инноваций» дано исследователями А. М. Коваженковым и В. В. Сучковым. По их
мнению, «коммерциализация инноваций — это процесс трансформации результатов научно-исследовательской деятельности, сохраняющих свою рыночную актуальность и востребованность в продукты и услуги на рынке с целью получения дохода от их продажи, либо самостоятельного использования» [7, с. 139].
Здесь также следует обратить внимание на некоторые отличия терминов «коммерциализация» и «инновационная деятельность». Основное состоит в том, что коммерциализация направлена на продвижение на рынок отдельных идей и охватывает деятельность только тех субъектов, которые непосредственно вовлечены в конкретный проект, а инновационная деятельность, помимо вышеперечисленного, подразумевает создание на государственном уровне структур, способствующих развитию инноваций. Второй особенностью является то, что инновационная деятельность включает в себя несколько составляющих: научно-техническую, организационную, финансовую, коммерческую, в то время как коммерциализация предполагает только получение экономической выгоды [14, с. 377].
Рассмотрим черты, присущие процессу коммерциализации:
— высокая степень риска, которая обусловлена новизной выпускаемого товара, в связи с чем предсказать реакцию потенциальных покупателей достаточно сложно;
— большой объем финансовых ресурсов на осуществление коммерциализации, что связано с вовлечением большого количества субъектов в данный процесс по мере приближения проекта к завершению;
— длительный срок выхода на прибыльное производство, связанный с дополнительными затратами на поиск рынков сбыта и усовершенствованием товара (в случае необходимости).
Понятно, что высокие риски данной деятельности связаны с тем, что на любом этапе проект может оказаться несостоятельным, то есть не способным к достижению поставленных целей. Несостоятельность проекта в данном случае — не свидетельство недобросовестности его исполнения, а особенность инновационной деятельности.
С целью коммерциализации результатов интеллектуальной деятельности (РИД) необходимо проводить их оценку по следующим основным характеристикам:
— практическая значимость разработки;
— инновационность;
— инвестиционная перспективность;
— рентабельность.
Основными проблемами, сопровождающими коммерциализацию результатов интеллектуальной деятельности, считают следующие:
— несовершенство законодательства в области коммерциализации РИД;
— неэффективные организационно-экономические механизмы внедрения в хозяйственный оборот РИД;
— недостаток высококвалифицированных кадров;
— низкая заинтересованность авторов в реализации РИД.
В этой связи трудно не согласиться с мнением исследователей С. И. Колодез-никовой и Р. И. Платоновой, что для решения вышеизложенных проблем необходимо обеспечить интеграцию государства, науки, образования и предприятий реальной экономики [8, с. 72].
Исчерпывающий перечень проблем коммерциализации инноваций представлен также в работе авторов О. С. Пескова и В. В. Сучкова. На их взгляд, факторами, сдерживающими рост коммерциализации инноваций, являются:
— неопределенность выявления и выделения инноваций из информационного поля, сопровождающего инновационный процесс (в том числе объект, процесс, материал);
— трудности выработки научно-методических подходов к оценке инноваций с точки зрения их значимости для воспроизводства новых товаров, технологий, а также возможности дальнейшей коммерциализации.;
— отсутствие единого методического подхода к выработке рекомендаций по закупке, продаже и использованию технологий, содержащих инновации;
— непроработанность механизмов сохранения конфиденциальности информации в области инноваций, в том числе возможностей коммерческого использования инноваций;
— обеспечение коммерческой заинтересованности авторов и предприятий в создании и продвижении инноваций;
— отсутствие действующей модели поддержки малого инновационного бизнеса со стороны банковского сектора [12, с. 79].
Стоит отметить, что в последние годы произошли некоторые положительные изменения в области развития инновационных процессов. Появляются малые инновационные предприятия, выделяются гранты на развитие молодежного предпринимательства, развивается сеть технопарков и технополисов. Однако развитие инновационного предпринимательства в России идет с большими трудностями из-за сложных механизмов государственного регулирования в данной области.
В последние годы большое внимание уделяется не только самим результатам интеллектуальной деятельности, но и их способности приносить экономическую выгоду, а для этого необходимо определить состав затрат на их коммерциализацию. В зарубежной практике для этих целей используют «Руководство по сбору и анализу данных по инновациям». В российской практике для учета затрат на коммерциализацию РИД принято использовать «котловой» метод учета, при котором затраты, связанные с коммерциализацией проекта, учитываются на различных счетах бухгалтерского учета — в составе общепроизводственных, общехозяйственных расходов, а также относятся к расходам текущего и будущих периодов. Как мы видим, в соответствующих статьях нет четкого критерия отнесения расходов на коммерциализацию РИД, неясен также ее состав.
В контексте вышеизложенного можно сформулировать основные направления развития процесса коммерциализации:
— совершенствование нормативной базы национальной инновационной
системы;
— сохранение и развитие человеческого капитала;
— создание эффективных мер по поддержке инновационного предпринимательства;
— создание инновационных фондов как одной из форм финансовой поддержки национальной инновационной системы;
— интеграция университетов, предприятий, научно-исследовательских центров [18, с. 192].
Как верно указывают в своей работе исследователи З. Г. Шигапов и А. Я. Иванченко, с «источниками создания интеллектуальной собственности в России дело обстоит достаточно благополучно. Проблема заключена в потребителях интеллектуальной собственности (средние и крупные предприятия), которые «не жалуют» инновационные проекты из-за дороговизны, большого риска и нескорой отдачи в случае вложений» [15, с. 99].
На основе анализа зарубежного опыта коммерциализации результатов научно-технических разработок выявлены основные способы финансирования инновационной деятельности: рыночная, корпоративно-государственная, кластерная (сетевая), мезокорпоративная [9;10;13]. При рыночной модели, которая получила распространение в США, Великобритании, Израиле, Австралии, источниками финансирования выступают венчурные предприятия и фонды. Также она характеризуется четко оформленной системой прав собственности. При корпоративно-государственной модели (Франция, Италия) ключевая роль отводится крупным компаниям, к которым относятся корпорации, банки, исследовательские институты. Значительное количество инновационных проектов выполняется в рамках государственно-частного партнерства. При кластерной (сетевой) модели, которая распространена в Германии, Швеции, Финляндии, Дании, субъекты инновационного предпринимательства (инвесторы, предприятия, научно-исследовательские институты, университеты) объединяются в отраслевые либо в территориальные кластеры, при этом государство выполняет стимулирующую функцию в их объединении. При использовании мезокорпоративной модели (Сингапур, Корея, Япония, Китай) субъекты инновационной деятельности сливаются в крупные многоотраслевые концерны, состоящие из множества разнопрофильных компаний. Полный инновационный цикл выполняется внутри мезокорпораций и направлен на быстрое вовлечение технологических разработок в производство. Основными условиями эффективного функционирования мезокорпоративной модели является наличие устойчивой финансовой системы, высокий уровень инновационной культуры, наличие высококвалифицированных кадров.
Таким образом, государство при определении целей развития национальной экономики в значительной степени влияет на формирование моделей коммерциализации результатов научно-технических разработок.
Общей тенденцией, характерной для систем коммерциализации большинства развитых стран, является значительная финансовая и юридическая поддержка со стороны государства. Особенно она важна и значительна на начальном этапе
инновационной деятельности, когда риск невыполнения проекта достаточно велик. Другими словами, на первых фазах инновационного цикла в этих странах значительна роль государственного финансирования, а на последующих стадиях активно подключается частный капитал, что обеспечивает высокие результаты внедрения инноваций [11, с. 54-55].
Рассматривая процесс коммерциализации инноваций, нельзя не упомянуть об особенностях двух методов — вертикального и горизонтального.
При вертикальном методе продвижения весь инновационный цикл сосредоточен в рамках одной организации и основан на передаче достигнутых научно-исследовательских результатов на стадию производства. Такая форма внедрения, характерная для большинства крупных российских предприятий, сложилась исторически. Следует обратить внимание, что при данной форме продвижения научно-технического продукта существуют две особенности. Первая заключается в том, что рассматриваемая организация представляет собой предприятие полного цикла — от исследований до выпуска готового продукта. Вторая особенность состоит в том, что производство специализируется на выпуске однородной продукции, не содержащей разнородных составных частей (например, продукции фармакологической или химической отраслей) [3, с. 111].
При горизонтальном методе продвижения на ведущем предприятии сконцентрированы научно-исследовательские и организационные функции, а производственный и маркетинговый функционал распределен между участниками. При этом способе необходимым инструментом продвижения инноваций является технологический трансфер — форма передачи научно-технических знаний и опыта с целью оказания консультационных услуг, выпуска продукции, применения технологических процессов. Передача научно-технической продукции осуществляется в центрах трансфера технологий, создаваемых на базе предприятия-разработчика. Следует учесть одну важную особенность трансфера. Эффективность реализации разработки не оценивается через трансфер технологий, а является лишь инструментом достижения этой цели. В условиях невостребованности многих российских разработок часть из них с помощью трансфера можно использовать как средство для создания совместных проектов, а также для передачи их зарубежным партнерам. Процессы глобализации и информатизации делают возможным реализацию международного сотрудничества на базе международного трансфера технологий, что безусловно, является одним из факторов развития экономики страны [1, с. 19].
Другими формами коммерциализации разработок являются:
— технопарки;
— бизнес-инкубаторы;
— малые инновационные формы
При этом создание малых инновационных форм возможно в следующих видах:
— создание малого инновационного предприятия с участием научно-исследовательской организации;
— создание отдельного предприятия без участия научно-исследовательской организации;
— создание совместного предприятия.
Рассмотрим более детально некоторые подходы к коммерциализации результатов инновационных исследований в России, проанализированные исследователями О. А. Цукановой, Е. А. Дубицкой в работе «Определение рациональных подходов коммерциализации результатов инновационных научных исследований в России».
Авторами предложены следующие подходы:
— проведение научных исследований по заказу производственных компаний;
— создание совместных лабораторий;
— продажа и частичная передача прав на использование результатов научных исследований [16, с. 453].
Рассмотрим их более детально и укажем на их преимущества и недостатки.
При проведении научных исследований по заказу производственных компаний объект-разработка становится собственностью заказчика. При этом авторы объекта лишены возможности получать долгосрочный коммерческий эффект от результатов интеллектуальной деятельности. Преимуществом данной формы является гарантированность финансирования и высокая заинтересованность заказчика в коммерциализации результата НИОКР.
Для получения прибыли от реализации результатов научных исследований при создании совместных лабораторий предполагается совместная работа нескольких участников и создание нового хозяйствующего субъекта. При этом в состав лаборатории входят: научно-исследовательский центр, предприятие, заинтересованное в использовании результатов инновационных разработок, центр прикладных научных исследований, в некоторых случаях — государственный фонд. Преимуществом данного подхода является взаимная дополняемость всех участников процесса, при которой партнеры могут реализовать полный цикл коммерциализации, при этом научные подразделения получают доступ к источникам финансирования, предприятия — доступ к последним научным достижениям в интересующих областях, что повышает их конкурентоспособность на рынке.
При регистрации прав на объекты интеллектуальной собственности у научной организации появляется возможность получения платы за использование третьими лицами (хозяйствующими субъектами) объектов интеллектуальной собственности, разработчиком и собственником которых она является. В этом случае возможна полная, или частичная передача прав.
Зарубежный опыт коммерциализации научных разработок предполагает следующие модели взаимодействия научной организации и спонсоров:
— научная организация обладает правами на интеллектуальную собственность, содержащуюся в результатах исследований, на которые он безвозмездно передает спонсору неисключительную лицензию на использование результатов в определенной торгово-промышленной деятельности и/ или территории;
— научная организация обладает правами на интеллектуальную собственность, содержащуюся в результатах исследований, на которые она передает спонсору лицензию на использование результатов в определенной торгово-промышленной деятельности и/или территории. При этом спонсор получает право претендовать на получение исключительнойлицен-зии на часть результатов;
— научная организация обладает правами на интеллектуальную собственность, содержащуюся в результатах исследований, на которые она передает спонсору лицензию на использование результатов в определенной торгово-промышленной деятельности и/или территории. При этом спонсор получает право претендовать на приобретение интеллектуальной собственности;
— научная организация обладает правами на интеллектуальную собственность, содержащуюся в результатах исследований, но эти права научная организация вправе использовать только для академических целей на определенных условиях (включая публикацию научных статей), при этом должен быть соблюден режим сохранения конфиденциальной информации для спонсора и возможность оформления спонсором патента на полученные результаты;
— права на интеллектуальную собственность, содержащуюся в результатах исследований, принадлежат спонсору, и научная организация не имеет прав на публикацию полученных результатов [17].
Подводя итог вышесказанному, можно отметить, что коммерциализация научно-технических разработок представляет собой достаточно сложный процесс, предполагающий разработку и проведение подготовительных мероприятий научно-технической, финансово-экономической и маркетинговой направленности, а также оценку потенциальных рисков проекта.
Как указывают в своей работе исследователи Ю. А. Дорошенко, И. О. Малы-хина, в настоящее время «в условиях повышенной конкуренции, формирование условий для успешного протекания процессов инновационных разработок и их последующего внедрения в реальный сектор экономики является приоритетом любого государства» [5, с. 24].
При этом внедрение и эффективное управление процессом коммерциализации разработок открывает дополнительные перспективы как для организации-разработчика, так и для государства в целом.
Литература
1. Богданович О. И., Меркулов А. С., Рупосов В. Л. Роль университетов в развитии экономики. Вестник Пермского университета. Серия: Экономика. 2015. № 2 (25). С. 15-22.
2. ГлуховВ. В. Экономика знаний / В. В. Глухов, С. Б. Коробко, Т. Б. Мари-нина. СПб.: Питер, 2003. 528 с.
3. Гончарова Е. В. Критерии эффективности продвижения научно-техни-
ческих разработок на российском рынке // Евразийский союз ученых. № 4 (13). 2015. С. 109-112.
4. ГрикЯ. Н. Ресурсный подход к построению бизнес-процессов и коммерциализации разработок / Я. Н. Грик, Е. А. Монастырный // Инновации. 2004. № 7. С. 85-87.
5. Дорошенко Ю. А., Малыхина И. О. Коммерциализация результатов научно-технической деятельности вуза как важнейшее направление развития его инновационной активности // Белгородский экономический вестник. 2015. № 4(80). С. 20-25.
6. Казметский Дж. Вызов технологических инноваций на пороге новой эры общемировой конкуренции /Дж.Казметский/ Трансфер технологии и эффективная реализация инноваций. М.: АНХ, 1999. 296 с.
7. Коваженков М. А., Сучков В. В. Теоретический и практический аспекты процесса коммерциализации инноваций // Известия Волгоградского государственного технического университета. 2015. № 15 (179). С. 138— 140.
8. Колодезникова С. И., Платонова Р. И. Проблемы реализации результатов интеллектуальной деятельности в вузе // Вестник северо-восточного федерального университета им. М. К. Аммосова. Серия: Педагогика. Психология. Философия. 2017. № 4 (08). С. 69—73.
9. Кохно П. Модели создания интеллектуальной собственности // Интеллектуальная собственность. Промышленная собственность. 2013. № 9. С. 12—23.
10. Кудашов В. И. Модели коммерциализации интеллектуальной собственности / В. И. Кудашов, Ю. В. Нечепуренко // Инновационные образовательные технологии. 2015. № 3. С. 58—64.
11. Нехорошева Л., Милоста Е. Необходимость и возможности использования результатов научно-технической деятельности // Наука и инновации. 2017. Т. 1. № 167. С. 52—55.
12. Пескова О. С., Сучков В. В. Коммерциализация инноваций: современное состояние и перспективы // Известия Волгоградского государственного технического университета. 2016. № 16 (195). С. 75—79.
13. Пестова А. А. Финансирование инноваций: в поисках российской модели / А. А. Пестова, О. Г. Солнцев // Банковское дело. 2009. № 1. С. 48—52.
14. Рубцова Е. М. Состав затрат на коммерциализацию научно-технических результатов // Современные проблемы науки и образования. 2014. № 4. С. 375.
15. Шигапов З. Г., Иванченко А. Я. Защита результатов научно-технической инновационной деятельности // Национальная безопасность и стратегическое планирование. 2015. № 3 (11). С. 98—106.
16. Цуканова О. А., Дубицкая Е. А. Определение рациональных подходов коммерциализации результатов инновационных научных исследова-
ний в России. // Фундаментальные исследования. 2015. № 5—2. С. 451— 455.
17. Яновский А. Как финансировать проекты по коммерциализации технологий. Проект EuropeAid «Наука и коммерциализация технологий», 2006.
18. Яроцкая Е. В., КриворучкоЕ. П. Проблемы и специфика коммерциализации инноваций в России на современном этапе развития // Вестник Томского государственного педагогического университета. 2013. № 4(132). С. 190-194.
References
1. Bogdanovich O. I., Merkulov A. S., Ruposov V. L. The role of universities in the development of the economy. Vestnik Permskogo universiteta [Bulletin of Perm University], series: Economy, 2015, no. 2 (25), pp. 15-22. (in Russian).
2. Glukhov V. V. Ekonomika znaniy [Economics of knowledge], ed. V. V. Glukhov, S. B. Korobko, Т. B. Marinina, St. Petersburg: Peter, 2003, p. 528 (in Russian).
3. Goncharova E. V. Criteria of efficiency of promotion of scientific and technical developments on the Russian market. Evraziyskiy soyuz uchenyh [The Eurasian Union of Scientists], 2015, no. 4 (13), pp.109-112 (in Russian).
4. Grik Ya. N. Resource approach to building business processes and commercialization of developments. Innovatcii [Innovations], 2004, no. 7, pp.85-87 (in Russian).
5. Doroshenko Yu.A., Malykhina I. O. Commercialization of the results of scientific and technical activities of the university as the most important direction of development of its innovative activity. Belgorodskiy ekonomicheskiy vestnik [Belgorod economic bulletin], 2015, no. 4 (80), pp. 20-25 (in Russian).
6. Kazmetsky J. Vyzov tekhnologicheskih innovatsiy na poroge novoy ery obshchemirovoy konkurentsii [The Challenge of Technological Innovation on the Eve of a New Era of Global Competition]. Technology Transfer and the Effective Realization of Innovations, M .: ANH, 1999, p. 296 (in Russian).
7. Kovazhenkov M., Suchkov V. Theoretical and practical aspects of the process of commercialization of innovations. Izyestiya Volgogradskogo gosudarstven-nogo tekhnicheskogo universiteta [Izvestiya Volgograd State Technical University], 2015, no. 15 (179), pp. 138-140 (in Russian).
8. Kolodeznikova S. I., Platonova R. I. The problems of realizing the results of intellectual activity in the university. Vestnik severo-vostochnogo federalnogo universiteta im. M. K. Ammosova. Seriya: Pedagogika. Psihologiya. Filosofiya [Bulletin of the North-Eastern Federal University. M. K. Ammosov. Series: Pedagogy. Psychology. Philosophy], 2017, no. 4 (08), pp. 69-73 (in Russian).
9. Kokhno P. Models of the creation of intellectual property. Intellektual'naya sobstvennost'. Promyshlennaya sobstvennost' [Intellectual property. Industrial property], 2013, no. 9, pp. 12-23 (in Russian).
10. Kudashov V. I. Models of Commercialization of Intellectual Property, ed. V. I. Kudashov, Yu. V. Nechepurenko. Innovatsionnye obrazovatel'nye tekhnologii [Innovative educational technologies], 2015, no. 3, pp.58-64 (in Russian).
11. Nekhorosheva L., Milosta E. Necessity and possibilities of using the results of scientific and technical activities. Nauka iinnovatcii [Science and innovation], 2017, vol. 1, no. 167, pp. 52-55 (in Russian).
12. Peskova O. S., Suchkov V. V. Commercialization of Innovations: Current State and Prospects. Izvestiya Volgogradskogo gosudarstvennogo tekhniches-kogo universiteta [Izvestiya Volgograd State Technical University], 2016, no. 16 (195), pp. 75-79 (in Russian).
13. Pestova A. A. Financing of innovations: in search of the Russian model, ed. A. A. Pestova, O. G. Solntsev. Bankovskoe delo [Banking], 2009, no. 1, pp. 48-52 (in Russian).
14. Rubtsova E. M. Composition of costs for the commercialization of scientific and technical results. Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya [Modern problems of science and education], 2014, no. 4, p. 375 (in Russian).
15. Shigapov Z. G., Ivanchenko A. Ya. Protection of the results of scientific and technical innovation. Natsional'naya bezopasnost'istrategicheskoeplanirovanie [National security and strategic planning], 2015, no. 3 (11), pp. 98-106 (in Russian).
16. Tsukanova O. A., Dubitskaya E. A. Determination of rational approaches to the commercialization of the results of innovative scientific research in Russia. Fundamental'nye issledovaniya [Fundamental research], 2015, no. 5-2, pp. 451-455 (in Russian).
17. Yanovskiy A. Kak ftnansirovat' proekty po kommertsializatsii tekhnologiy. Proekt EuropeAid «Nauka i kommertsializatsiya tekhnologiy» [How to finance projects on the commercialization of technologies. EuropeAid Project «Science and commercialization of technologies»], 2006 (in Russian).
18. Yarotskaya E. V., Krivoruchko E. P. Problems and specificity of commercialization of innovations in Russia at the present stage of development. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogopedagogicheskogo universiteta [Bulletin of the Tomsk State Pedagogical University], 2013, no. 4 (132), pp. 190-194 (in Russian).