Научная статья на тему 'Необходимость и сущность коммерциализации инноваций предприятий ракетно-космической промышленности'

Необходимость и сущность коммерциализации инноваций предприятий ракетно-космической промышленности Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
264
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
инновации / коммерциализация / коммерциализация инноваций / оборонно-промышленный комплекс / предприятия ракетно-космического комплекса / innovations / commercialization / commercialization of innovations / defense industry complex / enterprises of a space-rocket complex

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — И. В. Полухин

Необходимость вхождения предприятий ракетно-космической промышленности (РКП) в рыночную экономику на основе удовлетворения потребностей гражданских отраслей в наукоемкой машиностроительной продукции, актуализирует проблему коммерциализации инноваций предприятий РКП. Обеспечение эффективного вовлечения научно-технического потенциала предприятий РКП для решения задач технического перевооружения гражданских отраслей требует использования специальных инструментов управления коммерциализацией инноваций. Разработка данных инструментов невозможно без уточнения понятийного аппарата и учета особенностей объекта исследования. В этой связи одной из задач исследования становится уточнение определения понятия «коммерциализация инноваций предприятий ракетно-космической промышленности». Теоретической и методологической основой решения данной задачи стали результаты научных исследований отечественных и зарубежных ученых, посвященных проблемам инновационной деятельности предприятий РКП. На основе анализа определений понятий «инновация», «коммерциализация», «коммерциализация инноваций» было уточнено содержание понятия «коммерциализация инноваций предприятий РКП». Под коммерциализацией инноваций предприятий РКП автор понимает экономически эффективное придание создаваемым благам рыночных свойств, удовлетворяющих потребности гражданских отраслей национальной экономики и обеспечивающее повышение инвестиционной привлекательности предприятий. Главным в процессе уточнения содержания данного определения стали учет современных подходов к сущности коммерциализации инноваций, специфических особенностей и роли РКП в национальной экономике. Уточнение содержания данного понятия создает теоретическую основу для конкретизации особенностей объекта исследования и разработки инструментария управления коммерциализацией инноваций предприятий РКП.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

NEED AND ESSENCE OF COMMERCIALIZATION INNOVATIONS OF THE ENTERPRISES OF THE SPACE-ROCKET INDUSTRY

Need of entry of the enterprises of the space-rocket industry (SRI) into market economy on the basis of satisfaction of needs of civil industries for the knowledge-intensive machine-building production, staticizes a problem of commercialization of innovations of the enterprises of RCP. Ensuring effective involvement of scientific and technical capacity of the enterprises of RCP for the solution of problems of modernization of civil industries demands use of special instruments of management of commercialization of innovations. Development of these tools it is impossible without specification of a conceptual framework and the accounting of features of object of research. In this regard specification of definition of the concept “commercialization of innovations of the enterprises of the space-rocket industry” becomes one of research problems. Results of scientific researches of the domestic and foreign scientists devoted to problems of innovative activity of the enterprises of RCP became a theoretical and methodological basis of the solution of this task. In work on the basis of the analysis of definitions of the concepts “innovation”, “commercialization”, “commercialization of innovations” the content of the concept “commercialization of innovations of the enterprises of RCP” was specified. The author understands economically effective giving to the created benefits of the market properties satisfying requirements of civil industries of national economy and the providing increase of investment appeal of the enterprises as commercialization of innovations of the enterprises of RCP. The accounting of modern approaches to essence of commercialization of innovations, specific features and a role of RCP in national economy became the main thing in the course of specification of the content of this definition. Specification of the content of this concept creates a theoretical basis for a specification of features of object of research and development of tools of management of commercialization of innovations of the enterprises of RCP.

Текст научной работы на тему «Необходимость и сущность коммерциализации инноваций предприятий ракетно-космической промышленности»

Раздел 2

ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА УПРАВЛЕНИЯ ИННОВАЦИЯМИ, И ИНВЕСТИЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ

УДК 65.011.46

НЕОБХОДИМОСТЬ И СУЩНОСТЬ КОММЕРЦИАЛИЗАЦИИ ИННОВАЦИЙ ПРЕДПРИЯТИЙ РАКЕТНО-КОСМИЧЕСКОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ

И. В. Полухин

Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева Российская Федерация, 660037, г. Красноярск, просп. им. газ. «Красноярский рабочий», 31

E-mail: totk@sibsau.ru

Необходимость вхождения предприятий ракетно-космической промышленности (РКП) в рыночную экономику на основе удовлетворения потребностей гражданских отраслей в наукоемкой машиностроительной продукции, актуализирует проблему коммерциализации инноваций предприятий РКП. Обеспечение эффективного вовлечения научно-технического потенциала предприятий РКП для решения задач технического перевооружения гражданских отраслей требует использования специальных инструментов управления коммерциализацией инноваций. Разработка данных инструментов невозможно без уточнения понятийного аппарата и учета особенностей объекта исследования. В этой связи одной из задач исследования становится уточнение определения понятия «коммерциализация инноваций предприятий ракетно-космической промышленности». Теоретической и методологической основой решения данной задачи стали результаты научных исследований отечественных и зарубежных ученых, посвященных проблемам инновационной деятельности предприятий РКП. На основе анализа определений понятий «инновация», «коммерциализация», «коммерциализация инноваций» было уточнено содержание понятия «коммерциализация инноваций предприятий РКП». Под коммерциализацией инноваций предприятий РКП автор понимает экономически эффективное придание создаваемым благам рыночных свойств, удовлетворяющих потребности гражданских отраслей национальной экономики и обеспечивающее повышение инвестиционной привлекательности предприятий. Главным в процессе уточнения содержания данного определения стали учет современных подходов к сущности коммерциализации инноваций, специфических особенностей и роли РКП в национальной экономике. Уточнение содержания данного понятия создает теоретическую основу для конкретизации особенностей объекта исследования и разработки инструментария управления коммерциализацией инноваций предприятий РКП.

Ключевые слова: инновации, коммерциализация, коммерциализация инноваций, оборонно-промышленный комплекс, предприятия ракетно-космического комплекса.

NEED AND ESSENCE OF COMMERCIALIZATION INNOVATIONS OF THE ENTERPRISES

OF THE SPACE-ROCKET INDUSTRY

I. V. Polukhin

Reshetnev Siberian State Aerospace University 31, Krasnoyarsky Rabochy Av., Krasnoyarsk, 660037, Russian Federation E-mail: totk@sibsau.ru

Need of entry of the enterprises of the space-rocket industry (SRI) into market economy on the basis of satisfaction of needs of civil industries for the knowledge-intensive machine-building production, staticizes a problem of commercialization of innovations of the enterprises of RCP. Ensuring effective involvement of scientific and technical capacity of the enterprises of RCP for the solution ofproblems of modernization of civil industries demands use of special instruments of management of commercialization of innovations. Development of these tools it is impossible without specification of a conceptual framework and the accounting of features of object of research. In this regard specification of definition of the concept "commercialization of innovations of the enter-

prises of the space-rocket industry" becomes one of research problems. Results of scientific researches of the domestic and foreign scientists devoted to problems of innovative activity of the enterprises of RCP became a theoretical and methodological basis of the solution of this task. In work on the basis of the analysis of definitions of the concepts "innovation", "commercialization ", "commercialization of innovations" the content of the concept "commercialization of innovations of the enterprises of RCP" was specified. The author understands economically effective giving to the created benefits of the market properties satisfying requirements of civil industries of national economy and the providing increase of investment appeal of the enterprises as commercialization of innovations of the enterprises of RCP. The accounting of modern approaches to essence of commercialization of innovations, specific features and a role of RCP in national economy became the main thing in the course of specification of the content of this definition. Specification of the content of this concept creates a theoretical basis for a specification of features of object of research and development of tools of management of commercialization of innovations of the enterprises of RCP.

Keywords: innovations, commercialization, commercialization of innovations, defense industry complex, enterprises of a space-rocket complex.

Анализ современных тенденций развития мировой экономики показывает, что экономический рост все в большей степени определяют достижения научно-технического прогресса, реализуемые в высоких технологиях и наукоемкой продукции.

Среди отраслей и производств, сохранивших определенный потенциал роста, остались в основном предприятия оборонно-промышленного комплекса (ОПК) и, в первую очередь, предприятия ракетно-космической промышленности (РКП) в силу специфики решаемых задач по обеспечению обороноспособности страны. Учитывая поставленные перед ОПК цели по созданию принципиально новых систем вооружения, военной и специальной техники на основе коренной реорганизации производств, создания прорывных технологий с последующей их передачей в другие отрасли народного хозяйства, именно предприятия ОПК могут стать тем локомотивом, который позволит обеспечить

технологическую модернизацию и инновационное развитие экономики страны.

При своем производстве любое предприятие РКП для обеспечения высокоэффективной деятельности использует инновации. Целями инновационного развития в создании продуктов с новыми полезными свойствами, которые будут востребованы не только в ОПК, но и народном хозяйстве.

В связи с введением санкций в отношении России некоторыми государствами и европейским союзом крайне остро встает вопрос развития предприятий РКП. В этой связи появляется необходимость уточнения определений: инновация, коммерциализация и коммерциализации инноваций, а также определения их признаков. Важным является исследование предпосылок эффективности коммерциализации инноваций, оценка потенциала коммерциализации инноваций и исследование необходимых условий для эффективной коммерциализации инноваций.

Определения и признаки инновации

Таблица 1

Выходные данные Определение Признаки

Руководство Осло. Рекомендации по сбору и анализу данных по инновациям [1] Инновация - это введение в употребление какого-либо нового или значительно улучшенного продукта (товара или услуги) или процесса, нового метода маркетинга или нового организационного метода в деловой практике, организации рабочих мест или внешних связях - Новое; - значительно улучшенный продукт; - новый метод маркетинга; - новый организационный метод

Маркеев А.И. Правовое регулирование инновационной деятельности [2] Инновация - это не только создание наукоемкой продукции, это и мероприятия, направленные на совершенствование организационной, финансовой, бюджетной, технологической и иной деятельности - Создание наукоемкой продукции; - совершенствование технологической деятельности

Самиев П. Банковские инновации для сегмента МСБ [3] Инновация - это новые характеристики продуктов, новые подходы и бизнес-процессы - Новые подходы; - новые характеристики продуктов

Санто Б. Инновация как средство экономического развития [4] Инновация - это такой общественный -технический - экономический процесс, который через практическое использование идей и изобретений приводит к созданию лучших по своим свойствам изделий, технологий - Практическое использование идей; - созданию лучших изделий, технологий

Продолжение табл. 1

Выходные данные Определение Признаки

Уткин, Э. А. Инновационный менеджмент [5] Под инновацией (нововведением) обычно подразумевается объект, внедренный в производство в результате проведенного исследования или сделанного открытия, качественно отличный от предшествующего аналога - Нововведение; - объект, внедренный в производство в результате сделанного открытия; - объект, отличный от предшествующего аналога

Бездудный Ф. Ф., Смирнова Г. А., Нечаева О. Д. Сущность понятия инновация и его классификация [6] Инновация - это процесс реализации новой идеи в любой сфере жизнедеятельности человека, способствующей удовлетворению существующей потребности на рынке и приносящий экономический эффект - Новая идея; - идея приносящая экономический эффект

Морозов Ю. П., Гаврилов А. И., Городнов А. Г. Инновационный менеджмен [7] Инновация есть процесс разработки, освоения, эксплуатации и исчерпания производственно-экономического и социального потенциала, лежащего в основе новации - Разработка; - освоение; - эксплуатация; - исчерпание производственно-экономического потенциала

Минниханов Р. Н. Инновационный менеджмент в АПК [8] Инновация понимается как конечный результат научного исследования или открытия, качественно отличный от предшествующего аналога и внедренный в производство. Понятие инновации применяется ко всем новшествам в организационной, производственной и прочих сферах деятельности, к любым усовершенствованиям, обеспечивающим снижение затрат - Конечный результат научного исследования; - продукт качественно отличный от предшествующего аналога; - продукт внедренный в производство

Основы инновационного менеджмента [9] Инновация как результат творческого процесса в виде созданных (либо внедренных) новых потребительных стоимостей, применение которых требует от использующих их лиц либо организаций изменения привычных стереотипов деятельности и навыков - Результат творческого процесса; - создание новой потребительской стоимости; - изменение привычных стереотипов деятельности

Кулагин А. С. Немного о термине «инновация» [10] Инновация - новая или улучшенная продукция (товар, работа, услуга), способ (технология) ее производства или применения, нововведение или усовершенствование в сфере организации и (или) экономики производства, и (или) реализации продукции, обеспечивающие экономическую выгоду, создающие условия для такой выгоды или улучшающие потребительские свойства продукции (товара, работы, услуги) - Новая продукция; - нововведение; - усовершенствование в сфере организации производства; - экономическая выгода; - улучшение потребительских свойств продукции

Румянцева Е. Е. Новая экономическая энциклопедия [11] Инновация - получение больших экономических результатов за счет внедрения новшеств - Получение экономических результатов; - внедрение новшеств

Суворова А. Л. Инновационный менеджмент [12] Инновация - использование результатов научных исследований и разработок, направленных на совершенствование процесса деятельности производства, экономических, правовых и социальных отношений в области науки, культуры, образования и других сферах деятельности - Результаты научных исследований; - совершенствование процесса деятельности производства

Кокурин Д. И. Инновационная деятельность [13] Инновация есть результат деятельности по обновлению, преобразованию предыдущей деятельности, приводящей к замене одних элементов другими, либо дополнению уже имеющихся новыми - Деятельность по обновлению; - преобразование предыдущей деятельности

Авсянников Н. М. Инновационный менеджмент [14] Инновация (нововведение) - это результат практического или научно-технического освоения новшества - Результат практического новшества; - результат научно-технического новшества

Окончание табл. 1

Выходные данные Определение Признаки

Медынский В. Г. Инновационный менеджмент [15] Под инновацией подразумевается объект, внедренный в производство в результате проведенного научного исследования или сделанного открытия, качественно отличный от предшествующего аналога - Объект, внедренный в производство; - результат научного исследования; - объект, качественно отличный от предшествующего аналога

Степаненко Д. М. Классификация инноваций и ее стандартизация [16] Инновация представляет собой создаваемые новые или усовершенствованные технологии, виды продукции или услуги, а также решения производственного, административного, финансового, юридического, коммерческого или иного характера, имеющие результатом их внедрения и последующего практического применения положительный эффект для задействовавших их хозяйствующих субъектов - Новые технологии; - усовершенствованные решения производственного характера - результат, имеющий положительный эффект

Аврашков Л. Я. Инновационный менеджмент [17] Слово «инновация» выступает синонимом нововведения или новшества, и может использоваться наряду с ними - Нововведение; - новшество

Фатхутдинов Р. А. Инновационный менеджмент [18] Инновация - это конечный результат внедрения новшества с целью изменения объекта управления и получения экономического, социального, экологического, научно-технического или другого вида эффекта - Результат внедрения новшества; - получения экономического или научно-технического эффекта

В табл. 1 приведены некоторые примеры определения «инновация». Проанализируем авторский подход данного определения. Можно выделить наиболее значимые признаки «инновации» - новое; значительно улучшенный продукт; новый метод маркетинга; новый организационный метод; нововведение; объект; внедренный в производство в результате сделанного открытия; создание наукоемкой продукции; совершенствование технологической деятельности. Из перечисленных признаков можно выделить «создание наукоемкой продукции», так как этот признак наиболее характерен для инноваций на предприятиях РКП.

Теперь мы проанализируем авторский подход понятия и признаки «коммерциализации», указанные в табл. 2. Можно выделить наиболее значимые признаки «коммерциализации» - превращение объекта в прибыль; инновационный продукт; выделении средств на инновации; превращение инноваций в источник дохода. Из всех перечисленных в табл. 2 признаков наиболее характерный для предприятий РКП - «вовлечение в экономический оборот научных и научно-технических результатов инноваций».

Таблица 2

Определения и признаки коммерциализации

Выходные данные Определение Признаки

Дежина И. Г., Салтыков Б. Г. Механизмы стимулирования коммерциализации исследований и разработок [ 19] Коммерциализация технологий представляет собой процесс превращения результатов научно-технической деятельности в товар и их эффективную реализацию в промышленных масштабах. В современном российском законодательстве термина «коммерциализация» нет, он заменен выражением «вовлечение интеллектуальной собственности в хозяйственный оборот». Однако коммерциализация - это важнейший элемент инновационного процесса - Превращения результатов научно-технической деятельности в товар; - эффективная реализация; - элемент инновационного процесса

Коммерциализация [Электронный ресурс] : Большой толковый словарь русского языка / гл. ред. С. А. Кузнецов [20] Коммерциализация- это превращение чего-либо в источник дохода, в предмет наживы - Превращение в источник дохода; - превращение в предмет наживы

Окончание табл. 2

Выходные данные Определение Признаки

Матковская Я. С. Проблема коммерциализации инновационных технологий в России и направления решения [21] Коммерциализация - инициируемое появление рыночной инновации процесс трансформации сложившейся структуры рынка в новую - Рыночная инновация; - процесс трансформации; - новая структура рынка

Коммерциализация [Электронный ресурс] : юридический словарь [22] Коммерциализация - первый этап приватизации государственного предприятия, на котором управляющие государственным предприятием несут ответственность за финансовые результаты деятельности предприятия, а государство прекращает предоставление дотаций на покрытие убытков от хозяйственной деятельности - Этап приватизации; - результат финансовой деятельности предприятия; - прекращение дотаций государством

Таблица 3 Определения и признаки коммерциализации инноваций

Выходные данные Определение Признаки

Суслов В. И. Инновационная деятельность : толковый словарь [23] Коммерциализация инноваций - это превращение инноваций в источник дохода, в объект извлечения прибыли. Осуществляется путем передачи и внедрения новых технологий и/или выпуска новой продукции на предприятиях и выхода с ними на рынки - Превращение инноваций в доход; - извлечение прибыли; - выход новой продукции и/или технологии на рынок

Проблемы коммерциализации инноваций на пути построения инновационной экономики России [24] Коммерциализация инноваций - это процесс выделения средств на инновации и поэтапного контроля за их расходованием, включая оценку и передачу завершенных и освоенных в промышленных условия результатов инновационной деятельности - Процесс выделения средств; - инновации; - передачу завершенных результатов; - инновационная деятельность

Сучкова О. Е. Управление интеллектуальным капиталом на основе формирования эффективной системы коммерциализации инноваций [25] Коммерциализация инноваций — это действия; направленные на выявление перспектив коммерческого использования нового товара до реализации его на рынке и получения коммерческого эффекта. Коммерциализация инноваций предполагает получение экономического эффекта от реализации научно-технологической разработки, которая находится в завершающей стадии (здесь имеется в виду - от начала идеи и кончая производством продукции) - Действия; - перспективы коммерческого использования; - новый товар; - коммерческий эффект

Мусинова З. Коммерциализация инноваций [26] Коммерциализация инноваций - это привлечение инвесторов для финансирования деятельности по реализации новшества из расчета участия в будущей прибыли в случае успеха. В тоже время процесс выведения инновационного проекта на рынок является ключевым этапом инновационной деятельности после чего (выведения на рынок) происходит возмещение затрат разработчика (или владельца) инновационного продукта и получение им прибыли от своей деятельности - Привлечение инвесторов для финансирования новшества; - инновационный продукт; - получение прибыли

Проанализируем выделенные в табл. 3 признаки Далее переходим ко второму этапу, где необхо-

коммерциализации инноваций. В начале определя- димо привлечь инвесторов, для выпуска техноло-

ем первый этап, т. е. с чего все начинается: гически новой продукции, которая будет пользо-

- инновационный продукт; ваться спросом на рынке:

- инновации; - привлечение инвесторов для финансирования

- новый товар; новшества;

- инновационная деятельность. - коммерческий эффект;

- перспективы коммерческого использования;

И выходим на окончательный этап:

- выделения финансовых и/или материальных средств;

- получение прибыли;

- передачу завершенных результатов;

- превращение инноваций в доход;

- выход новой продукции и/или технологии на рынок.

Проведенный анализ исследований дает возможность уточнить содержание определения «коммерциализация инноваций предприятий РКП -превращение инноваций на предприятиях РКП в конкурентно способную продукцию, пользующуюся на рынке спросом, с привлечением инвесторов или внутренним инвестированием в целях создание необходимой среды для обеспечения высокоэффективной деятельности».

Библиографические ссылки

1. Руководство Осло. Рекомендации по сбору и анализу данных по инновациям. 3-е изд. / пер. с англ. 2-е изд., испр. М., 2010. С. 31.

2. Маркеев А. И. Правовое регулирование инновационной деятельности : учеб. пособие. 2015. Доступ из справ.-правовой системы «Консультант-Плюс».

3. Самиев П. Банковские инновации для сегмента МСБ [Интервью с Н. Черкасовой] // Банковское обозрение. 2016. № 2. С. 38-43.

4. Санто Б. Инновация как средство экономического развития : пер. с венг. / общ. ред. и вступ. ст. Б. В. Сазонова. М. : Прогресс, 1990. С. 24.

5. Уткин, Э. А., Морозова Н. И., Морозова Г. И. Инновационный менеджмент. М. : Акалис, 1996. С. 10.

6. Бездудный Ф. Ф., Смирнова Г. А., Нечаева О. Д. Сущность понятия инновация и его классификация // Инновации. 1998. № 2-3. С. 3.

7. Морозов Ю. П., Гаврилов А. И., Городнов А. Г. Инновационный менеджмент : учеб. пособие для вузов. 2-е изд. перераб. и доп. М. : Юнити-ДАНА, 2003. С. 17.

8. Инновационный менеджмент в АПК / Р. Н. Мин-ниханов [и др.]. М. : Изд-во МСХА, 2003. С. 13.

9. Основы инновационного менеджмента : учебник / под ред. В. А. Швандара, В. Я. Горфинкеля. М. : Вузовский учебник, 2004. С. 6.

10. Кулагин А. С. Немного о термине «инновация» // Инновации. 2004. № 7. С. 58.

11. Румянцева Е. Е. Новая экономическая энциклопедия. М. : Инфра-М, 2005. С. 162.

12. Суворова А. Л. Инновационный менеджмент : учеб. пособие ; Мар. ГТУ. Йошкар-Ола, 1999. С. 15.

13. Кокурин Д. И. Инновационная деятельность. М. : Экзамен, 2001. С. 10.

14. Авсянников Н. М. Инновационный менеджмент : учеб. пособие. М. : Изд-во Рос. ун-та дружбы народов, 2002. С. 12.

15. Медынский В. Г. Инновационный менеджмент : учебник для вузов. М. : Инфра-М, 2009. С. 5.

16. Степаненко Д. М. Классификация инноваций и ее стандартизация // Инновации, 2004. № 7. С. 77-79.

17. Аврашков Л. Я. Инновационный менеджмент : учебник. М. : Инфра, 2005. С. 5.

18. Фатхутдинов Р. А. Инновационный менеджмент. СПб. : Питер, 2003. С. 44-46.

19. Коммерциализация. Большой толковый словарь русского языка / гл. ред. С. А. Кузнецов [Электронный ресурс]. URL: httpV/словарь-толковый.рф/словарь-кузнецова/поиск-слов/ком-мерциализация (дата обращения: 05.06.2016).

20. Матковская Я. С. Проблема коммерциализации инновационных технологий в России и направления решения // Национальные интересы : приоритеты и безопасность. 2010. № 3(60). С. 35-45.

21. Коммерциализация. Юридический словарь. [Электронный ресурс]. URL: http://petroleks.ru/ dictionaries/ dict_big_law11.php (дата обращения: 05.06.2016).

22. Проблемы коммерциализация [Электронный ресурс]. URL: http://www.enu.kz/downloads/nauka/ problemy-kommercializacii.pdf (дата обращения: 05.06.2016).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

23. Суслов В. И. Толковый словарь «Инновационная деятельность». Термины инновационного менеджмента и смежных областей (от А до Я) / отв. ред. В. И. Суслов. 2-е изд., доп. Новосибирск : Сиб. науч. изд-во, 2008.

24. Проблемы коммерциализации инноваций на пути построения инновационной экономики России [Электронный ресурс]. URL: http://cyberleninka.ru/ article/n/problemy-kommertsializatsii-innovatsiy-na-puti-postroeniya-innovatsionnoy-ekonomiki-rossii (дата обращения: 07.06.2016).

25. Сучкова О. Е. Управление интеллектуальным капиталом на основе формирования эффективной системы коммерциализации инноваций [Электронный ресурс]. URL: http://www.dissercat. com/content/upravlenie-intellektualnym-kapitalom-na-osnove-formirovaniya-effektivnoi-sistemy-kommert-sial (дата обращения: 15.06.2016).

26. Мусинова З. Коммерциализация инноваций [Электронный ресурс]. URL:: http://futureaccess.ru/ Medaicenter/biznes-stati/cominnovation/ (дата обращения: 19.05.2016).

References

1. Rukovodstvo Oslo. Rekomendatsii po sboru i analizu dannykh po innovatsiyam. 3-e izd. / per. s angl. 2-e izd., ispr. M., 2010. S. 31.

2. Markeyev A. I. Pravovoye regulirovaniye in-novatsionnoy deyatel'nosti : ucheb. posobiye. 2015. Dostup iz sprav.-pravovoy sistemy "Konsul'tantPlyus".

3. Samiyev P. Bankovskiye innovatsii dlya segmen-ta MSB [Interv'yu s N. CHerkasovoy] // Bankovskoye obozreniye. 2016. № 2. S. 38-43.

4. Santo B. Innovatsiya kak sredstvo ekonomiche-skogo razvitiya : per. s veng. / obshch. red. i vstup. st. B. V. Sazonova. M. : Progress, 1990. S. 24.

5. Utkin, E. A., Morozova N. I., Morozova G. I. Innovatsionnyy menedzhment. M. : Akalis, 1996. S. 10.

6. Bezdudnyy F. F., Smirnova G. A., Nechayeva O. D. Sushchnost' ponyatiya innovatsiya i ego klassifikatsiya // Innovatsii. 1998. № 2-3. S. 3.

7. Morozov Yu. P., Gavrilov A. I., Gorodnov A. G. Innovatsionnyy menedzhment : ucheb. posobiye dlya vuzov. 2-e izd. pererab. i dop. M. : YUniti-DANA, 2003. S. 17.

8. Innovatsionnyy menedzhment v APK / R. N. Min-nikhanov [i dr.]. M. : Izd vo MSKHA, 2003. S. 13.

9. Osnovy innovatsionnogo menedzhmenta : ucheb-nik / pod red. V. A. SHvandara, V. Ya. Gorfinkelya. M. : Vuzovskiy uchebnik, 2004. S. 6.

10. Kulagin A. S. Nemnogo o termine «innovatsiya» // Innovatsii. 2004. № 7. S. 58.

11. Rumyantseva E. E. Novaya ekonomicheskaya en-tsiklopediya. M. : Infra-M, 2005. S. 162.

12. Suvorova A. L. Innovatsionnyy menedzh-ment : ucheb. posobiye ; Mar. GTU. Yoshkar-Ola, 1999. S. 15.

13. Kokurin D. I. Innovatsionnaya deyatel'nost'. M. : Ekzamen, 2001. S. 10.

14. Avsyannikov N. M. Innovatsionnyy menedzh-ment : ucheb. posobiye. M. : Izd-vo Ros. un-ta druzhby narodov, 2002. S. 12.

15. Medynskiy V. G. Innovatsionnyy menedzh-ment : uchebnik dlya vuzov. M. : Infra-M, 2009. S. 5.

16. Stepanenko D. M. Klassifikatsiya innovatsiy i eye standartizatsiya // Innovatsii, 2004. № 7. S. 77-79.

17. Avrashkov L. Ya. Innovatsionnyy menedzh-ment : uchebnik. M. : Infra, 2005. S. 5.

18. Fatkhutdinov R. A. Innovatsionnyy me-nedzhment. SPb. : Piter, 2003. S. 44-46.

19. Kommertsializatsiya. Bol'shoy tolkovyy slo-var' russkogo yazyka / gl. red. S. A. Kuznetsov

[Elektronnyy resurs]. URL: http://slovar'-tolkovyy. rf/slovar'-kuznetsova/poisk-slov/kom-mertsializatsiya (data obrashcheniya: 05.06.2016).

20. Matkovskaya Ya. S. Problema kommertsializa-tsii innovatsionnykh tekhnologiy v Rossii i naprav-leniya resheniya // Natsional'nyye interesy : prioritety i bezopasnost'. 2010. № 3(60). S. 35-45.

21. Kommertsializatsiya. YUridicheskiy slovar'. [Elektronnyy resurs]. URL: http://petroleks.ru/ dictionaries/dict_big_law11.php (data obrashcheniya: 05.06.2016).

22. Problemy kommertsializatsiya [Elektronnyy resurs]. URL: http://www.enu.kz/downloads/nauka/ problemy-kommercializacii.pdf (data obrashche-niya: 05.06.2016).

23. Suslov V. I. Tolkovyy slovar' «Innovatsionnaya deyatel'nost'». Terminy innovatsionnogo menedzhmenta i smezhnykh oblastey (ot A do / otv. red. V. I. Suslov. 2-e izd., dop. Novosibirsk : Sib. nauch. izd-vo, 2008.

24. Problemy kommertsializatsii innovatsiy na puti postroyeniya innovatsionnoy ekonomiki Rossii [Elektronnyy resurs]. URL: http://cyberleninka.ru/ article/n/problemy-kommertsializatsii-innovatsiy-na-puti-postroeniya-innovatsionnoy-ekonomiki-rossii (data obrashcheniya: 07.06.2016).

25. Suchkova O. E. Upravleniye intellektual'-nym kapitalom na osnove formirovaniya effek-tivnoy sistemy kommertsializatsii innovatsiy [Elektronnyy resurs]. URL: http://www.dissercat. com/content/ upravlenie-intellektualnym-kapitalom-na-osnove-formirovaniya-effektivnoi-sistemy-kommert-sial (data obrashcheniya: 15.06.2016).

26. Musinova Z. Kommertsializatsiya innovatsiy [Elektronnyy resurs]. URL:: http://futureaccess.ru/ Medaicenter/biznes-stati/cominnovation/ (data obra-shcheniya: 19.05.2016).

© Полухин И. В., 2016

Для цитирования: Полухин И. В. Необходимость и сущность коммерциализации инноваций предприятий ракетно-космической промышленности // Менеджмент социальных и экономических систем. 2016. № 3. С. 24-30.

For citations: Polukhin I. V. Need and essence of commercialization innovations of the enterprises of the space-rocket industry // Social and economic systems management. 2016. № 3. Р. 24-30. (In Russ., abstr. in Engl.)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.