УДК 338.001.76
МЕТОДИКА ПЛАНИРОВАНИЯ СТРАТЕГИЙ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ
ДЛЯ ПРЕДПРИЯТИЙ РАКЕТНО-КОСМИЧЕСКОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ
*
Л. В. Ерыгина, Н. О. Макаренко
Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева Российская Федерация, 660037, г. Красноярск, просп. им. газ. «Красноярский рабочий», 31
E-mail: [email protected]
Рассматривается необходимость воспроизводства инновационного потенциала предприятий ракетно-космической промышленности (РКП) на основе разработки и коммерциализации подрывных и поддерживающих инноваций. Значительное снижение государственного финансирования отрасли в начале 90-х привело к спаду производства предприятий РКП и подорвало позиции России на мировом космическом рынке. Однако сегодня происходит рост промышленного производства, увеличение госзаказа, разрабатывается программа импортозамещения для нужд других отраслей народного хозяйства. Для выполнения поставленных задач, предприятиям РКП необходимо эффективно использовать накопленный в отрасли инновационный потенциал путем коммерциализации военных разработок с целью создания продукции гражданского и двойного назначения. Коммерциализация инноваций, на сегодняшний день, является необходимым условием получения дополнительных финансовых ресурсов, инвестирование которых в фундаментальные и прикладные исследования позволит создать непрерывный процесс воспроизводства инновационного потенциала предприятий отрасли. Определены типы инноваций, присущие предприятиям РКП, определяющие место и роль в процессе планирования инновационных стратегий, а также степень их влияния на устойчивое экономическое развитие предприятий отрасли. Исследована структура инновационного потенциала предприятий РКП и сделал вывод, что для освоения и коммерциализации выделенных типов инноваций необходимо присутствие интеллектуального потенциала в различных его сочетаниях. Предлагаются инструменты оценки инновационного потенциала и методика стратегического планирования инновационного развития для предприятий отрасли, позволяющих оценить интеллектуальный потенциал предприятий РКП, в котором различное соотношение его составляющих будут влиять на дальнейшую разработку стратегий инновационного развития предприятий РКП.
Ключевые слова: ракетно-космическая промышленность, инновационный потенциал, инновации.
TECHNIQUE OF PLANNING OF STRATEGY OF INNOVATIVE DEVELOPMENT FOR THE ENTERPRISES OF THE SPACE-ROCKET INDUSTRY
L. V. Erygina, N. O. Makarenko*
Reshetnev Siberian State Aerospace University 31, Krasnoyarsky Rabochy Av., Krasnoyarsk, 660037, Russian Federation E-mail: [email protected]
In article need of reproduction of innovative capacity of the enterprises of the space-rocket industry (SRI) on the basis of development and commercialization of the blasting and supporting innovations is considered. Considerable decrease in public financing of branch at the beginning of the 90th led to decline in production of the enterprises of RCP and undermined positions of Russia in the world space market. However today there is a growth of industrial production, increase in a state order, the program of import substitution for needs of other branches of a national economy is developed. For performance of objectives, the enterprises of RCP need to use effectively the innovative potential which is saved up in branch by commercialization of military development for the purpose of creation of production of a civil and dual purpose. Commercialization of innovations, today, is a necessary condition of receiving additional financial resources which investment into basic and applied researches will allow to create continuous process of reproduction of innovative capacity of the enterprises of branch. The types of innovations inherent in the enterprises of RCP defining a place and a role in the course of planning of innovative strategy, and also extent of their influence on sustainable economic development of the enterprises of branch are defined. The structure of innovative capacity of the enterprises of RCP is investigated and drew a conclusion that development and commercialization of the allocated types of innovations requires presence of intellectual potential at its various combinations. Tools of an assessment of innovative potential and technique of strategic planning of innovative development for the enterprises of branch allowing to estimate
intellectual potential of the enterprises of RCP in which various ratio of its components will influence further development of strategy of innovative development of the enterprises of RCP are offered.
Keywords: space-rocket industry, innovative potential, innovations.
В современный период быстрого технологического развития инновации являются главной движущей силой динамического роста общества. Форсированное и масштабное производство новых технологий приводит к тому, что экономическое развитие предприятия все больше определяется той долей продукции, оборудования и технологией, которая содержит прогрессивные наукоемкие знания.
Несмотря на трудности экономического развития страны последних 20 лет, РКП в числе немногих отраслей промышленности продолжает оставаться по многим позициям конкурентоспособной на мировом уровне, что дает основание рассматривать ее как реальную базу для развития инновационных проектов национального масштаба. Ракетно-космическая техника находится сегодня в перечне направлений, формирующих новый технологический уклад в мире (вместе с ядерной энергетикой, биотехнологиями, системами искусственного интеллекта), что создает для России потенциальные предпосылки для вхождения в группу стран - технологических лидеров [1].
Кризисное состояние экономики страны в 90-х годах во многом подорвало позиции России на мировом космическом рынке. Снижение за эти годы государственного финансирования отрасли привело к спаду производства и, как следствие, к отставанию от заданных темпов развития [1]. Такие тенденции развития были обусловлены рядом причин:
- сокращением научно-технического потенциала наукоемких производств и, как следствие, снижение их качества и конкурентоспособности;
- увеличением сроков и расходов на создание новых технологий и образцов техники;
- снижением кадрового потенциала науки из-за потери престижа научных исследований;
- низким уровнем финансовой устойчивости предприятий РКП и отрасли в целом;
- низким уровнем инновационной активности предприятий РКП;
- отсутствием системы финансирования научных исследований и разработок, а также общей инвестиционной недостаточности российской экономики [2-4].
На сегодняшний день происходит рост промышленного производства. Правительством России была принята Государственная программа вооружений на период 2011-2020 годов [5]. РКП стоит перед серьезными задачами дальнейшего инновационного развития и реформирования. При этом развитие РКП должно вписываться в общую стратегию и логику рыночного развития экономики страны в целом и ее важнейших сфер.
Для создания стабильного экономического роста предприятиям РКП необходимо эффективно использовать накопленный в отрасли инновационный потенциал. Отличительной особенностью такого развития является воспроизводство инновационного потенциала через продукцию двойного назначения путем коммерциализации военных разработок в рамках конверсионного производства. Указанные особенности развития предприятий отрасли характеризуются качественным изменением уровня инновационного потенциала на основе использования имеющихся интеллектуальных ресурсов с учетом их восполнения, что приводит к возможности поддержания устойчивых воспроизводственных процессов, составляющих основу развития предприятий РКП. Таким образом, воспроизводство накопленного инновационного потенциала становится фактором, способным создать последовательную модернизацию имеющихся интеллектуальных ресурсов предприятия, что создает предпосылки для долгосрочной экономической стабильности. С учетом выделенной концепции развития важной задачей является определение типов инноваций, присущих предприятиям РКП, для того чтобы четко определить место и роль каждой инновации в процессе планирования инновационных стратегий, а так же степень их влияния на устойчивое экономическое развитие предприятий отрасли.
Учитывая особенности предприятий РКП, инновационный потенциал, образующийся при разработке военной техники, необходимо использовать для производства гражданской продукции в рамках конверсионного производства. Коммерциализация инноваций, на сегодняшний день, является необходимым условием получения дополнительных финансовых ресурсов, инвестирование которых в фундаментальные и прикладные исследования позволит создать непрерывный процесс воспроизводства инновационного потенциала предприятий отрасли.
Основополагающим типом инноваций предприятий РКП являются военные инновации, которые подразделяются на продуктовые и технологические. Они могут быть как радикальные, базирующиеся на научном открытии, крупном изобретении, направленные на освоение принципиально новых продуктов, технологий новых поколений, так и улучшающие, связанные с видоизменениями. Эти продукты или технологии могут подразделяться на единичные и диффузные. Данные типы инноваций являются ключевыми с точки зрения концепции воспроизводства инновационного потенциала предприятий РКП. Так как, именно на основе диффузных инноваций военного назначения могут быть созданы подрывные и поддерживающие
инновации в рамках конверсионного производства. Подрывные - это инновации, меняющие привычный способ использования продуктов, оказания услуг, и поддерживающие, обеспечивающие совершенствование существующих продуктов, технологий. Причем, эти инновации не нуждаются в стадии фундаментальных исследований и, возможно, отсутствует стадия опытно-конструкторских разработок. Тем самым сокращается затратная составляющая инноваций. Таким образом, предприятия РКП обладают инновационным потенциалом для того, чтобы коммерциализировать такие инновации на потребительских рынках, а значит создавать новые потребности и новые рынки, что обеспечит устойчивое воспроизводство инновационного потенциала. Данные выводы позволяют обосновать необходимость проведения дополнительных исследований для определения структуры инновационного потенциала для различных типов инноваций и, как следствие, для выбора стратегий инновационного развития предприятий РКП [1; 6-9].
Важной особенностью инновационного потенциала является его разнокомпонентная структура для внедрения выделенных типов инноваций. Общепринятыми составляющими инновационного потенциала являются трудовой, научно-технический, маркетинговый потенциалы, которые в совокупности составляют интеллектуальный потенциал предприятия. А также производственный, сырьевой, экологический, финансовый и организационно-управленческий потенциалы. Основываясь на выделенных типах инноваций, присущих предприятиям РКП, определим структуру инновационного потенциала для каждой выделенной инновации (табл. 1).
Исходя из проведенного анализа структуры инновационного потенциала, можно сделать вывод, что для освоения и коммерциализации выделенных типов инноваций необходимо присутствие интеллектуального потенциала в различных его сочета-
ниях. Для разработки подрывных и поддерживающих инноваций ключевым является наличие трудового, научно-технического и маркетингового потенциалов предприятия.
Таким образом, возникает необходимость проведения дополнительных исследований с целью разработки показателей, позволяющих оценить интеллектуальный потенциал предприятий РКП, в котором различное соотношение его составляющих будут влиять на дальнейшую разработку стратегий инновационного развития предприятий РКП.
В работе представлена система показателей оценки интеллектуального потенциала, а именно: показатели оценки трудового, научно-технического и маркетингового потенциалов предприятий РКП, которые оказывают значительное влияние на воспроизводство инновационного потенциала (табл. 2) [10-12].
Однако, разработанная система оценки интеллектуального потенциала, является недостаточным инструментом для планирования инновационной деятельности предприятий РКП. С учетом отраслевых особенностей и многообразия факторов, определяющих дальнейшую стратегию инновационного развития предприятий отрасли в рамках конверсионного производства, необходимым является разработка методических подходов с учетом факторов, сдерживающих продвижение инноваций на потребительский рынок. А именно, необходимо провести параллели между состоянием интеллектуального потенциала и способностью предприятия осуществлять диффузию инноваций, их реализовывать и коммерциализировать.
В связи с этим, возникает необходимость в разработке специальных матриц стратегического анализа инновационных проектов, основанных на учете особенностей разработки подрывных и поддерживающих инноваций с целью их диффузии, реализации и коммерциализации для воспроизводства инновационного потенциала предприятий РКП.
Таблица 1
Типы инноваций и соответствующая им структура инновационного потенциала
Типы инноваций Элементы инновационного потенциала
Интеллектуальный потенциал Производственный потенциал Сырьевой потенциал Экологический потенциал Финансовый потенциал Организационно-управленческий потенциал
Трудовой потенциал Научно-технический потенциал Маркетинговый потенциал
Подрывные + + + + - - + -
Поддерживающие + + + - - - + -
Радикальные + + + + - - + -
Улучшающие + + + - - - + -
Единичные + + - - - - + -
Диффузные + + + + - - + -
Показатели оценки интеллектуального потенциала предприятий РКП
Составляющие интеллектуального потенциала Показатели, определяющие потенциал Формула расчета Уровень Примечание
высокий низкий
Трудовой потенциал Обеспеченность предприятия персоналом Ч .. оп. _ п ^ 1 . Ч фп. < 1 > 1 где Чп. - плановая численность работающих [ категории (профессии),. уровня квалификации, чел.; Чфп. - фактическая численность работающих г категории (профессии), . уровня квалификации, при существующем уровне способов, технологий и средств производства, выполнения работ, чел.
Обеспеченность предприятия интеллектуальными трудовыми ресурсами Оинт = -100 общ > 60 % < 60 % с учетом особенностей РКП трудовые ресурсы в сфере НИОКР должны составлять не менее 60 % относительно всего количества производственного персонала
Уровень квалификации персонала У _ Трф. кы Трш > 7 < 7 где Трф. - фактический средний тарифный разряд г категории (профессии); Трпг - плановый средний тарифный разряд г категории (профессии). Средние тарифные разряды определяются как среднеарифметический показатель с учетом требований отраслевой рамки квалификации для РКП
Средний возраст персонала * _ЕЧ• * ср Ч общ > 35 < 45 > 45 где Ч - численность работников, чел.; N - возраст работников, лет. Средний возраст персонала необходимо определять для каждой квалификации для своевременной подготовки соответствующих кадров. С учетом особенности РКП, необходимый временной интервал для получения необходимой квалификации и опыта работы составляет 10 лет
Соответствие фактического среднего возраста работающих условно допустимому в. _ ^ ^ 1 СУ о % 1 < 1 где Вт. - условно допустимый средний возраст работающих, лет; Вф. - фактический средний возраст работающих, лет
Общий объем НИ-ОКР на одного работника р _ ^НИОКР ЧНИОКР где КНИОКР - общий объем НИОКР, ед.; ЧНИОКР - численность работников НИОКР, чел.
Научно- технический потенциал Коэффициент имущества, связанного с технологическими инновациями F _ F > 0,25 < 0,25 где /. - стоимость имущества, связанного с технологическими инновациями, руб.; F - стоимость всего имущества производственного назначения, руб.; к. - поправочный коэффициент, учитывающий уровень новизны нововведения; . - номер типа инновации. Если корректирующий коэффициент имеет границы 0 < к. < 0,9, то уровень новизны относится к поддерживающим инновациям, которые в свою делятся на: Если корректирующий коэффициент имеет границы 0,9 < к. < 1, то уровень новизны относится к «подрывным» инновациям
Окончание табл. 2
Составляющие Показатели, опреде- Формула расчета Уровень Примечание
интеллектуального потенциала ляющие потенциал высокий низкий
Коэффициент инноваций в технологическом обеспечении предприятия T _£4 J > 0,25 < 0,25 где (у - стоимость инноваций, связанных с техническим обеспечением, руб.; Т - общая стоимость технологий предприятия, руб.
Коэффициент обеспеченности интеллектуальной собственностью L jk Li _ L > 0,10 < 0,10 где 1у - стоимость патентов (лицензий), относящихся к продукции (работ, услуг), руб.; Ь - общая стоимость видов продукции (работ, услуг), произведенных предприятием, руб.
Коэффициент освоения новой техники £4 _lriki R _ J _1 J J i R > 0,35 < 0,35 где гу - стоимость вновь введенной техники, оборудования, руб.; К - общая стоимость основных производственных фондов предприятия, руб.
Маркетинговый потенциал Коэффициент рыночной доли с учетом степени концентрации рынка (Ин- HHI -X sif ^ 1 ^ 0 где -доля рынка г'-й фирмы. Наибольшее значение, которое может принять Н, равно 1, и приближается к нему по мере того, как доля рынка крупнейшей фирмы стремится к 1, а доля рынка остальных фирм стремится к 0. Следовательно, Н увеличивается по мере роста концентрации
декс Герфиндаля-Гиршмана) [13] V К _ пред Vобщ > 0,3 < 0,3 где Кпред - объем продаж продукта предприятия, руб.; Уа5щ - общий объем продаж продукта на рынке, руб.
Коэффициент доли экспорта в объеме продаж V К экс ЖС" V0бщ > 0,4 < 0,4 где ^"экс - объем экспорта предприятия, руб.; Кобщ - общий объем продаж продукта на предприятии, руб.
Коэффициент уровня цен [14] К _ Ц max + Цшт ц " 2Ц ^--Мпред < 1 > 1 где Цтах - максимальная цена товара на рынке, руб.; Цтш - минимальная цена товара на рынке, руб.; Цпред - цена товара, установленная фирмой, руб. Показывает рост или снижение конкурентоспособности фирмы за счет динамики цен на продукт
Сбытовые возможности [ 15] АМПсб _ Зсб.пред - Зсб.ин _ (^пр.пред ^пр.ин ) X К расх.ип X—-- V пр. ип > 0 < 0 где Зсбпред - сбытовые затраты на единицу продукции по предприятию до реализации инновации, руб.; Зсбин - сбытовые затраты на единицу продукции по предприятию после реализации инновации, руб.; ^прпред - объем
продаж предприятия до реализации инновации, руб.; Кприп - объем продаж
предприятия после реализации инновации, руб.; Красхип - коммерческие расходы, руб. Сравниваются имеющаяся и требуемая пропускная способность системы сбыта в объемах продаж, необходимая для реализации инновации
Показатели оценки уровня диффузии, реализации и коммерциализации инноваций [15]
Показатели Формула Уровень Примечание
высокий низкий
Диффузии инноваций
Прирост доходов за счет дополнительного расширения областей использования инновации ДИПпрод + ДИппрОД > ДИППрОД > 0 = 0 где ДИПпрод , ДИПпрод - показатели использования возможностей диффузии инновации на основе роста доходов предприятия от расширения сферы продаж
Прирост доходов за счет дополнительного использования производственного оборудования ДИПоб + ДИПоб > ДИПоб > 0 = 0 где ДИПоб , ДИП'об - показатели использования возможностей диффузии инновации на основе роста доходов предприятия от дополнительного использования оборудования, приобретенного для производства продукции военного назначения
Прирост доходов после продажи лицензии ДИПпрод + ДИП'лиц > ДИПпрод > 0 = 0 где ДИПпрод , ДИПлиц - показатели использования возможностей диффузии инновации на основе роста доходов предприятия от продажи лицензии
Прирост доходов после внешнего патентования и расширения региона продаж инновации ДИПпрод + ДИПпат > ДИПпрод > 0 = 0 где ДИПпрод , ДИПпат - показатели использования возможностей диффузии инновации на основе роста доходов предприятия от внешнего патентования
Реализуемости инноваций
Коэффициент соотношения собственных и заемных средств КТ + К Кз/с — Ис < 0,7 > 0,7 где КТ - долгосрочные кредиты и заемные средства, руб.; К - краткосрочные кредиты и заемные средства, руб.; Ис - источники собственных средств, руб.
Показатель реализуемости инновации в целом по совокупной группе факторов ±РИПпр ± РИПоб ± РИПфин ± РИПокр 0 Фсоб < 0,7 > 0,7 где АРИПпр - производственные возможности; АРИПоб - капитальные возможности; АРИПфин - финансовые возможности; АРИПокр - инженерно-конструкторские возможности
Коммерциализации инноваций
Расширение сегментов рынка Вип Спр Нпр > Вип Спр Нпр Р Р + Р реал реал сб МИИП, > "■"■•прод > МИПП прод МИПП, < "■"■•прод < МИПП прод где МИППпрод, МИППпрод - показатели коммерциализации инноваций на основе увеличения прибыли путем выхода на различные рынки, руб.; Вип, Спр, Нпр, Вип, Спр, Нпр - соответственно первоначально планируемые и скорректированные выручка, себестоимость, налоговые вычеты с учетом расширения системы сбыта, руб.; Рреал - коммерческие расходы по организации сбыта новой продукции, руб.; Рсб - дополнительные расходы на расширение системы сбыта, руб.
Стратегическое партнерство в' С' и' И! пр пр > В С Н ^ ип пр пр МИПп > пип > МИПП Пип МИПП' < Пип < МИПП ип где МИППип, МИППип - показатели коммерциализации инноваций на основе снижения инвестиционных затрат на внедрение новинки в производство, руб.; Ви,, Спр, Нпр, Вип, Спр, Нпр - планируемая и скорректированная выручка от продаж инновации, себестоимость и налоговые вычеты с участием стратегического партнера, руб.; 2- число участников проекта.
Анализ факторов внешней среды
Определение миссии и целей развития предприятия
г
Анализ факторов внутренней среды
Определение типа инновации
3^1
Оценка инновационного потенциала
Расчет показателей научно-технического потенциала
Расчет показателей трудового потенциала
Расчет показателей маркетингового потенциала
асчет показателей реализуемости инновации
Расчет показателей диффузии инновации
Расчет показателей коммерциализации инновации
7
. строение матрицы «Научно-технический потенциал - реализуемость инновации»
Построение матрицы «Трудовой потенциал - диффузия инновации»
Ж.
Построение матрицы «Маркетинговый потенциал - коммерциализация инновации»
Оценка положения предприятия
Да
11
Уровень инновационного потенциала достаточен для освоения подрывной инновации?
ПИТ- анализ
12
Нет
Да
10
1ределение требуе-
мого объема инвестиций
Уровень инновационного потенциала достаточен для освоения поддерживающей инновации?
Уровень экономической эффективности удовлетворительный?
Нет
15
14
Да
Выбор стратегий
Инновация не включается в производственную программу
1
3
2
4
6
8
9
Этапы методики стратегического планирования инновационной деятельности предприятий РКП
1. Матрица «трудовой потенциал - диффузия инновации». Сочетание уровней трудового потенциала и диффузии инновации дает возможность определить, проанализировать и найти дополнительные направления возможного применения разработанной технологии для создания подрывных и поддерживающих инноваций.
Матрица «научно-технический потенциал - реализуемость инновации». Сочетание уровней научно-технического потенциала и реализуемости инноваций показывает возможные направления эф-
фективного освоения и коммерциализации инноваций с учетом условий развития конкретного предприятия с целью выявления риска низкого инновационного потенциала.
2. Матрица «маркетинговый потенциал - коммерциализация инноваций». Сочетание уровней маркетингового потенциала и коммерциализации инноваций показывает возможные варианты оптимизации освоения и коммерциализации инноваций по времени и издержкам, направленные на предотвращение риска запоздалого вывода инновации на рынок.
Показатели, характеризующие диффузию, реализуемость и коммерциализацию инноваций, а также уровни выделенных элементов представлены в табл. 3. Таким образом, предложенные матрицы стратегического анализа позволяют разработать стратегии инновационного развития предприятий РКП, учитывающие особенности освоения подрывных и поддерживающих инноваций с учетом состояния инновационного потенциала и возможностью их реализуемости, диффузии и коммерциализации с целью непрерывного воспроизводства инновационного потенциала предприятий РКП.
На основании предложенных матриц выбора стратегий была разработана методика стратегического планирования инновационного развития предприятий РКП. Этапы предложенной методики представлены на рисунке выше. На первом и втором этапах проводится сбор информации для проведения анализа и оценки внешней и внутренней среды предприятия с целью определения на третьем этапе миссии и целей его развития.
На четвертом этапе определяется тип продукта для дальнейшей разработки на предприятии. На пятом этапе проводится оценка интеллектуального потенциала предприятия РКП на основе расчета показателей научно-технического потенциала, трудового и маркетингового. На шестом этапе рассчитываются показатели диффузии, реализуемости и коммерциализации инновации. На седьмом этапе строятся матрицы стратегического анализа: матрица «научно-технический потенциал - реализуемость инновации», матрица «трудовой потенциал -диффузия инновации» и матрица «маркетинговый потенциал - коммерциализация инновации». с целью ранжирования инноваций на возможность освоения подрывных или поддерживающих инноваций. На восьмом этапе проводится оценка положения предприятия с целью ранжирования инноваций на возможность освоения подрывных или поддерживающих инноваций (девятый и десятый этапы). Если уровень инновационного потенциала достаточен для освоения подрывных или поддерживающих инноваций, то проводится анализ перспективности инновации (одиннадцатый этап). Целью данного этапа является расчет показателей перспективности внедрения и использования конкретной инновации с точки зрения ее влияния на экономические показатели деятельности предприятия, в частности, прирост выручки от продаж, чистой (нераспределенной) прибыли, активов предприятия, увеличение доли предприятия на рынке и оплаты труда персонала. В противном случае, возвращаемся к определению типа инновации. На двенадцатом этапе определяется необходимый объем инвестиций, требуемый для освоения и коммерциализации подрывных или поддерживающих инновационных проектов. В случае если данные показатели удовлетворяют установленным требованиям (тринадцатый этап), то выходим на матрицу стратегий, т. е. рассматриваем возможные стратегии инновацион-
ного развития предприятия - четырнадцатый этап. В противном случае - исключаем данную инновацию из производственной программы (пятнадцатый этап).
Предложенная методика стратегического планирования инновационной деятельности предприятий РКП, основанная на стратегическом анализе инноваций, позволяет поэтапно с использованием установленных процедур проводить отбор инноваций и принимать обоснованные управленческие решения при формировании производственной программы.
Библиографический список
1. Ерыгина Л. В. Методология и инструментарий контроллинга инновационного развития предприятий ракетно-космической промышленности : авто-реф. дис. ... док. экон. наук. Красноярск, 2009. 40 с.
2. Бендиков М. А., Фролов И. Э. Узловые проблемы развития высокотехнологичного сектора российской экономики (на примере космической деятельности) // Менеджмент в России и за рубежом. 2003. № 6. С. 7.
3. Состояние и механизмы развития ракетно-космической промышленности России / В. П. Бауэр [и др.]. М. : Институт экономики РАН, 2012. 53 с.
4. Перминов А. Н. Модернизация ракетно-космической промышленности России на современном этапе: проблемы и пути решения [Электронный ресурс] // Федеральный справочник. URL: http://federalbook.ru/files/OPK/Soderjanie/OPK-7/III/ Perminov.pdf/ (дата обращения: 24.06.2015).
5. Государственная программа вооружения [Электронный ресурс] // ВПК.КЛМБ: Новости ВПК. URL: http://vpk.name.ru (дата обращения: 16.10.2011).
6. Ерыгина Л. В., Макаренко Н. О. Классификация инноваций для предприятий оборонно-промышленного комплекса // Стратегия устойчивого развития регионов России : сб. материалов I Всерос. науч.-практ. конф. / под общ. ред. С. С. Чернова. Новосибирск : Изд-во «СИБПРИНТ», 2010. C.100-105.
7. Степаненко Д. М. Классификация инноваций и ее стандартизация // Инновации. 2004. № 7. С. 77-79.
8. Макаренко Н. О. Особенности современного управления инновациями на предприятиях ракетно-космической промышленности // Решетневские чтения : материалы XIII Междунар. науч. конф., посвящ. 50-летию Сиб. гос. аэрокосмич. ун-та им. акад. М. Ф. Решетнева (10-12 нояб. 2009, г. Красноярск) : в 2 ч.; под общ. ред. Ю. Ю. Логинова ; Сиб. гос. аэрокосмич. ун-т. Красноярск, 2009. Ч. 2. С. 634-635.
9. Кристенсен К. М., Рейнор М. Е. Решение проблемы инноваций в бизнесе. Как создать растущий бизнес и успешно поддержать его рост / пер. с англ. М. : Альпина Бизнес Букс, 2004. 290 с.
10. Баранчеев В., Стрижов С. Анализ и оценка маркетингового потенциала предприятия // Маркетинг. 1996. № 5. С. 42.
11. Валдайцев С. В. Оценка бизнеса и инновации. М. : Филинъ, 1997. 336 с.
12. Родионова А. П. Оценка и реализация маркетингового потенциала развития машиностроительных предприятий региона // Регионология. 2009. № 3.
13. Индекс Херфиндаля [Электронный ресурс] Википедия - Свободная инцеклопедия. URL: http://ru.wikipedia.org (дата обращения: 12.02.2012).
14. Белоусов В. Л. Анализ конкурентоспособности фирмы // Маркетинг в России и за рубежом. 2001. № 5.
15. Трифилова А. А. Управление инновационным развитием предприятия. М. : Финансы и статистика, 2003. 176 с.
References
1. Erigina L. V. Metodologiya i instrumentariy kontrollinga innovastionnogo razvitiya predpriyatiy raketno-kosmicheskoi promishlennosti [Methodology and tools of controlling innovative development of enterprises of rocket and space industry]. Krasnoyarsk, 2009. 40 p.
2. Bendikov M. A., Frolov I. E. [Main problems of development of high-tech sectors of Russian economy (on the example of space activities)]. Menedgment v Rossii i za rubegom. 2003, No. 6, p. 7.
3. Bauer V. P., Kovkov G. V., Moskovskiy A. M., Senchagov V. K. Sostoyanie i mehanizmi razvitiya raketno-kosmicheskoi promishlennosti [Condition and mechanisms of development the rocket and space industry of Russia]. Moscow, 2012, 53 p.
4. Perminov A. N. Modernizastiya raketno-kosmicheskoi promishlennosti Rossii na sovremennom etape : problem i puti resheniya [Modernization of the rocket and space industry of Russia at the present stage: problems and solutions] Available at: http://federalbook.ru/files/OPK/Soderjanie/OPK-7/III/Perminov.pdf/ (accessed 24.06.2015). (In Russ.)
5. Gosudarstvennaya programma voorugeniya [State armaments program] Available at: http://vpk. name.ru (accessed 16.10.2011). (In Russ.)
6. Makarenko N. O., Erigina L. V. [Classification of innovation for enterprises of the military-industrial complex] Sbornik materialov IVserossiyskoy nauchno-prakticheskoy konferenstii «Strateggiya ustoichivigi razvitiya regionov Rossii» [Collected materials 1th All-Russian scientific-practical conference "Strategy for Sustainable Development of Russian Regions"]. Novosibirsk, SIBPRINT Publ., 2010, p. 100-105.
7. Stepanenko D. M. [Classification of innovation and its standardization]. Innovastii. 2004, No. 7, p. 77-79.
8. Makarenko N. O. [Features of modern innovation management at the enterprises of space industry]. Reshetnevskie chteniya : materiali 13 megdunar. nauch. konf., posvyasch. 50-letiu Sib.gos. aerokosmich. un-ta imeni akademika M. F. Reshetneva [Reshetnev Readings: 13 Materials Intern. scientific. conf., is dedicated. 50th anniversary of the Sib. state. aerokosmich. Univ Academician M. F. Reshetnev]. Krasnoyarsk, 2009, p. 634-635.
9. Kristensen Kleiton M., Maikl E. Reinor. Reshenie problemi innovastiy v biznesse. Kak sozdat rastuschiy bizness I udergat ego rost [Solving the problem of innovation in business. How to create a growing business and successfully support its growth]. Moscow, Albina Bizness buks Publ., 2004. 290 p.
10. Barancheev V., Strigov S. [Analysis and evaluation of marketing potential of enterprise]. Marketing. 1996, No. 5. 290 p.
11. Valdaistev S. V. Ostenka biznessa I innovastiy [Assessment of business and innovation]. Moscow, Filin Publ., 1997. 336 p.
12. Radionova A. P. [Evaluation and implementation of marketing potential at engineering enterprises of region]. Regionology. 2009, No. 3, p. 71-73.
13. Index Herfindalya [Herfindahl Index] Available at: : http://ru.wikipedia.org (accessed 12.02.2012). (In Russ.)
14. Belousov V. L. [Analysis of company's competitiveness]. Marketing v Russii i za rubegom. 2001, No. 5.
15. Trifilova A. A. Upravlenie innovastionnim razvitiem [Management of innovative development enterprises]. Moscow, 2003. 176 p.
© Ерыгина Л. В., Макаренко Н. О., 2016
Для цитирования: Ерыгина Л. В., Макаренко Н. О. Методика планирования стратегий инновационного развития для предприятий ракетно-космической промышленности // Менеджмент социальных и экономических систем. 2016. № 3. С. 31-39.
For citations: Erygina L. V., Makarenko N. O. Technique of planning of strategy of innovative development for the enterprises of the space-rocket industry // Social and economic systems management. 2016. № 3. Р. 31-39. (In Russ., abstr. in Engl.)