Научная статья на тему 'Инфраструктура коммерциализации инноваций предприятий ракетно-космической промышленности на зарубежных рынках: элементы и инструменты подбора'

Инфраструктура коммерциализации инноваций предприятий ракетно-космической промышленности на зарубежных рынках: элементы и инструменты подбора Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
161
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРЕДПРИЯТИЯ РАКЕТНО-КОСМИЧЕСКОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ / ENTERPRISES OF THE SPACE-ROCKET INDUSTRY / КОММЕРЦИАЛИЗАЦИЯ ИННОВАЦИЙ / COMMERCIALIZATION OF INNOVATIONS / СПОСОБЫ КОММЕРЦИАЛИЗАЦИИ ИННОВАЦИЙ ПРЕДПРИЯТИЙ РКП / WAYS OF COMMERCIALIZATION OF INNOVATIONS OF THE ENTERPRISES OF RCP / ИНФРАСТРУКТУРА КОММЕРЦИАЛИЗАЦИИ ИННОВАЦИЙ НА ВНЕШНИХ РЫНКАХ СБЫТА / ИНСТРУМЕНТЫ ПОДБОРА ЭЛЕМЕНТОВ ИНФРАСТРУКТУРЫ КОММЕРЦИАЛИЗАЦИИ ИННОВАЦИЙ НА ЗАРУБЕЖНЫХ РЫНКАХ / INFRASTRUCTURE OF COMMERCIALIZATION OF INNOVATIONS IN FOREIGN MARKETS OF SALE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Цветцых А. В., Лобков К. Ю., Полухин И. В., Арсентьев В. В.

Устойчивое развитие предприятий ракетно-космической промышленности (РКП) страны невозможно без их вхождения в рыночные отношения. Вхождение предприятий РКП в рыночные отношения требует ориентации их научно-производственного потенциала на создание продукции как оборонного, так и гражданского назначения для удовлетворения потребностей на внутренних и внешних рынках. В силу низкого платежеспособного спроса на инновации на внутреннем рынке, первоочередным в развитии предприятий РКП является их ориентация на потребности внешних рынков, путем осуществления внешнеэкономической деятельности (ВЭД). Решение данной задачи развития предприятий РКП становится возможным только при наличии специальных элементов инфраструктуры ВЭД, создающих предпосылки для обеспечения эффективной коммерциализации инноваций. Необходимость подбора элементов целевой инфраструктуры ВЭД для обеспечения эффективной коммерциализации инноваций предприятий РКП, потребовало проведения их систематизации. В результате учета особенностей ВЭД предприятий РКП в статье была предложена классификация элементов инфраструктуры коммерциализации инноваций предприятий РКП, осуществляющих ВЭД по этапам процесса коммерциализации на зарубежных рынках. Целевой состав элементов инфраструктуры коммерциализации инноваций предприятий РКП на зарубежных рынках, необходимые функции, определяются способами коммерциализации инноваций предприятий РКП. В работе были выделены несколько способов коммерциализации инноваций предприятий РКП: продажа на внешних рынках патентов и лицензий на результаты научно-исследовательской и опытно-конструкторских работ (НИОКР); совместные с иностранным партнером (заказчиком) НИОКР и промышленное освоение с целью реализации научно-технической продукции на зарубежных рынках; продажа на зарубежных рынках готовой инновационной продукции (технологий), имеющей оборонное (или гражданское) назначение и ее сервисное обслуживание. Способы коммерциализации инноваций предприятий РКП являются основой проектов коммерциализации инноваций предприятий на внешних рынках. Обеспечение эффективности коммерциализации инноваций требует разработки специальных инструментов подбора элементов инфраструктуры ВЭД и их использования координирующим органом государственного регулирования ВЭД предприятий РКП. В этой связи, в работе была предложена матрица подбора элементов инфраструктуры ВЭД, для инновационных проектов предприятий РКП, предусматривающих разработку и коммерциализацию инноваций совместно с иностранным партнером.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INFRASTRUCTURE OF COMMERCIALIZATION OF INNOVATIONS OF THE ENTERPRISES OF THE SPACE-ROCKET INDUSTRY IN THE FOREIGN MARKETS: ELEMENTS AND INSTRUMENTS OF SELECTION

The sustainable development of enterprises in space-rocket industry is impossible without their entrance in the market relationship. Such entrance requires of orientation to create defense products as well as civil products for satisfaction of needs in the internal and external markets. Due to low payment, demand on innovation in internal market the orientation on the needs of external markets has an important role. The solution of this problem is possible due to the presence of special elements of innovative infrastructure, which are able to create prerequisites for effective commercialization of innovation. There is systematization of elements of innovative infrastructure for successful selection of such elements. As a result, we proposed the classification of elements of innovative infrastructure for commercialization of innovation, in this article. In addition, we identified a few ways of commercialization of innovation such as selling of patents and license in the external markets, coproduction with foreign partners, selling in foreign markets of innovative products. The ways of commercialization of innovation in space-rocket industry are the base of commercialization of innovation in external markets. It requires special tools for selection of elements of innovative infrastructure and their usage by authority of economic activity. In this case, we have suggested the matrix of selection for elements of innovative infrastructure.

Текст научной работы на тему «Инфраструктура коммерциализации инноваций предприятий ракетно-космической промышленности на зарубежных рынках: элементы и инструменты подбора»

УДК 332.14

ИНФРАСТРУКТУРА КОММЕРЦИАЛИЗАЦИИ ИННОВАЦИЙ ПРЕДПРИЯТИЙ РАКЕТНО-КОСМИЧЕСКОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ НА ЗАРУБЕЖНЫХ РЫНКАХ: ЭЛЕМЕНТЫ И ИНСТРУМЕНТЫ ПОДБОРА

А. В. Цветцых1*, К. Э. Гринчишина1, И. В. Полухин1, В. В. Арсентьев2**

1 Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева Российская Федерация, 660037, г. Красноярск, просп. им. газ. «Красноярский рабочий», 31

E-mail: [email protected] 2Красноярская таможня Российская Федерация, 660073, г. Красноярск, ул. Тельмана, 38 E-mail: [email protected]

Устойчивое развитие предприятий ракетно-космической промышленности (РКП) страны невозможно без их вхождения в рыночные отношения. Вхождение предприятий РКП в рыночные отношения требует ориентации их научно-производственного потенциала на создание продукции как оборонного, так и гражданского назначения для удовлетворения потребностей на внутренних и внешних рынках. В силу низкого платежеспособного спроса на инновации на внутреннем рынке, первоочередным в развитии предприятий РКП является их ориентация на потребности внешних рынков, путем осуществления внешнеэкономической деятельности (ВЭД). Решение данной задачи развития предприятий РКП становится возможным только при наличии специальных элементов инфраструктуры ВЭД, создающих предпосылки для обеспечения эффективной коммерциализации инноваций.

Необходимость подбора элементов целевой инфраструктуры ВЭД для обеспечения эффективной коммерциализации инноваций предприятий РКП, потребовало проведения их систематизации. В результате учета особенностей ВЭД предприятий РКП в статье была предложена классификация элементов инфраструктуры коммерциализации инноваций предприятий РКП, осуществляющих ВЭД по этапам процесса коммерциализации на зарубежных рынках. Целевой состав элементов инфраструктуры коммерциализации инноваций предприятий РКП на зарубежных рынках, необходимые функции, определяются способами коммерциализации инноваций предприятий РКП. В работе были выделены несколько способов коммерциализации инноваций предприятий РКП: продажа на внешних рынках патентов и лицензий на результаты научно-исследовательской и опытно-конструкторских работ (НИОКР); совместные с иностранным партнером (заказчиком) НИОКР и промышленное освоение с целью реализации научно-технической продукции на зарубежных рынках; продажа на зарубежных рынках готовой инновационной продукции (технологий), имеющей оборонное (или гражданское) назначение и ее сервисное обслуживание.

Способы коммерциализации инноваций предприятий РКП являются основой проектов коммерциализации инноваций предприятий на внешних рынках. Обеспечение эффективности коммерциализации инноваций требует разработки специальных инструментов подбора элементов инфраструктуры ВЭД и их использования координирующим органом государственного регулирования ВЭД предприятий РКП. В этой связи, в работе была предложена матрица подбора элементов инфраструктуры ВЭД, для инновационных проектов предприятий РКП, предусматривающих разработку и коммерциализацию инноваций совместно с иностранным партнером.

Ключевые слова: предприятия ракетно-космической промышленности, коммерциализация инноваций, способы коммерциализации инноваций предприятий РКП, инфраструктура коммерциализации инноваций на внешних рынках сбыта, инструменты подбора элементов инфраструктуры коммерциализации инноваций на зарубежных рынках.

INFRASTRUCTURE OF COMMERCIALIZATION OF INNOVATIONS OF THE ENTERPRISES OF THE SPACE-ROCKET INDUSTRY IN THE FOREIGN MARKETS: ELEMENTS AND INSTRUMENTS OF SELECTION

A. V. Tsvettsykh1*, K. E. Grinchishina1, I. V. Polukhin1, V. V. Arsentyev2**

^eshetnev Siberian State Aerospace University 31, Krasnoyarsky Rabochy Av., Krasnoyarsk, 660037, Russian Federation E-mail: [email protected] 2Krasnoyarsk Customs

38, Telman Str., Krasnoyarsk, 660073, Russian Federation

**

E-mail: [email protected]

The sustainable development of enterprises in space-rocket industry is impossible without their entrance in the market relationship. Such entrance requires of orientation to create defense products as well as civil products for satisfaction of needs in the internal and external markets.

Due to low payment, demand on innovation in internal market the orientation on the needs of external markets has an important role. The solution of this problem is possible due to the presence of special elements of innovative infrastructure, which are able to create prerequisites for effective commercialization of innovation.

There is systematization of elements of innovative infrastructure for successful selection of such elements. As a result, we proposed the classification of elements of innovative infrastructure for commercialization of innovation, in this article. In addition, we identified a few ways of commercialization of innovation such as selling of patents and license in the external markets, coproduction with foreign partners, selling in foreign markets of innovative products.

The ways of commercialization of innovation in space-rocket industry are the base of commercialization of innovation in external markets. It requires special tools for selection of elements of innovative infrastructure and their usage by authority of economic activity. In this case, we have suggested the matrix of selection for elements of innovative infrastructure.

Keywords: the enterprises of the space-rocket industry, commercialization of innovations, ways of commercialization of innovations of the enterprises of RCP, infrastructure of commercialization of innovations in foreign markets of sale, instruments of selection of elements of infrastructure of commercialization of innovations in the foreign markets.

Введение. Изменившиеся условия функционирования и развития предприятий ракетно-космической промышленности требуют их активного вовлечения в рыночные отношения на основе коммерциализации результатов научно-исследовательских и опытно--конструкторских работ (НИОКР). Вместе с тем, ограниченные финансовые возможности российского государства и заказчиков продукции гражданского назначения на внутреннем рынке, делают необходимым выход предприятий РКП на внешние рынки. Решение данной стратегической задачи невозможно без наличия специальной инфраструктуры коммерциализации результатов НИОКР на внешних рынках. Состав элементов инфраструктуры коммерциализации НИОКР на внешних рынках, перечень выполняемых ею функций различаются по способам коммерциализации инновационных проектов (ИП) РКП. В этой связи актуальными направлениями исследования являются:

1) определение и систематизация способов коммерциализации инноваций предприятий РКП на внешнем рынке;

2) выбор необходимого состава элементов инфраструктуры внешнеэкономической деятельности (ВЭД) предприятий РКП, создающих условия для эффективной коммерциализации инноваций на зарубежном рынке.

Под коммерциализацией инноваций предприятий РКП авторы понимают воплощение результатов научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ в конкурентоспособной научно-технической продукции, обеспечивающей окупаемость инновационной деятельности предприятий и поддержание их инвестиционной привлекательности.

На первом этапе исследования, с учетом особенностей инновационной деятельности предприятий РКП, мы выделили и систематизировали способы коммерциализации инноваций на зарубежном рынке.

Способы коммерциализации инноваций предприятий РКП.

Проведя опрос специалистов РКП, и обзор профильных исследований [2; 9; 15; 16], авторы выделили способы коммерциализации результатов НИОКР. Учитывая практику деятельности предприятий РКП [1; 3; 4; 7], необходимо выделить, как минимум, три способа коммерциализации инноваций предприятий РКП:

1) продажа на внешних рынках патентов и лицензий на результаты научно-исследовательской и опытно-конструкторских работ (ПР);

2) совместные с иностранным партнером (заказчиком) НИОКР и ПО с целью реализации научно-технической продукции на зарубежных рынках;

3) продажа на зарубежных рынках готовой инновационной продукции (технологий), имеющей оборонное (или гражданское) назначение и ее сервисное обслуживание (СО).

Перечисленные способы коммерциализации инноваций могут иметь разновидности, их реализация предполагают определенную комбинацию этапов коммерциализации на зарубежном рынке.

Первый способ коммерциализации инноваций предприятий РКП на внешних рынках, имеет алгоритм этапов, представленный на рис. 1.

На рис. 2 представлена схема алгоритма этапов коммерциализации инноваций предприятий РКП при создании совместного производства для промышленного освоения (ПО) результатов НИОКР.

В этом случае стороны могут заключить соглашение о совместных НИОКР и ПО и экспорте научно-технической продукции.

Особе место в представленном алгоритме занимает этап «Определение варианта финансирования продажи результатов НИОКР». На данном этапе

стороны могут выбрать следующие варианты (формы, способы) финансирования:

- франчайзинг;

- собственные средства иностранной компании;

- средства суверенного фонда иностранного государства и др.

Анализ внешних рынков продукции гражданского (оборонного) назначения

«

НИОКР продукции гражданского (оборонного) назначения

>

Поиск и привлечение иностранных заказчиков

(

Рис. 1. Схема этапов коммерциализации инноваций предприятий РКП на зарубежных рынках (для инновационных проектов типа НИОКР-ПР)

Организация совместного ПО и экспорт (ЭК) продукции

Рис. 2. Схема этапов коммерциализации инноваций предприятий РКП на зарубежных рынках (для инновационных проектов типа «совместные НИОКР-ПО-ЭК»)

Элементы инфраструктуры коммерциализации инноваций предприятий РКП на зарубежных рынках.

Способ коммерциализации инноваций предприятий РКП на зарубежных рынках определяет состав мер государственной поддержки, а поэтому - целевой состав элементов инфраструктуры ВЭД. Учитывая специфику РКП, ее место и роль в обеспечении обороноспособности государства, в составе элементов инфраструктуры ВЭД должно быть выделено системообразующее ядро, осуществляющее координацию взаимодействия элементов инфраструктуры ВЭД при разработке, производстве и реализации продукции предприятиями РКП на зарубежные рынки. Обоснование и выбор такого ядра является методологической проблемой, требующей своего разрешения и является предметом дальнейших исследований авторов данной научной работы.

Ниже приведем перечень элементов по наиболее ключевым компонентам инфраструктуры, обеспечивающим условия для эффективной коммерциализации инноваций предприятий РКП на внешних рынках.

Элементы инфраструктуры ВЭД, выполняющие функции финансирования коммерциализации инноваций предприятия РКП:

СИФ ИГ - Суверенный инвестиционный фонд иностранного государства;

ФРП - Фонд развития промышленности;

РВК - Российская венчурная компания [11];

Внешэкономбанк, УП - Государственная корпорация «Банк развития и внешнеэкономической деятельности, другие уполномоченные банки;

ФГАУ «РФТР» - Федеральное государственное автономное учреждение «Российский фонд технологического развития»;

РФПИ - Российский фонд прямых инвестиций [10].

Состав элементов инфраструктуры ВЭД, выполняющих функции технического и экспортного контроля, а также контроля обеспечения национальных интересов, при разработке, производстве и поставке продукции предприятиями РКП на зарубежные рынки, представлен ниже:

ФТС - Федеральная таможенная служба России

[13];

ФСТЭК - Федеральная служба по техническому и экспортному контролю России [14];

Роспатент - Федеральная служба по интеллектуальной собственности;

МО - Министерство обороны;

К элементам инфраструктуры ВЭД, осуществляющих координацию компонентов инфраструктуры ВЭД относят:

РЭЦ - АО «Российский экспортный центр» [12];

Минпромторг - Министерство промышленности и торговли.

Расшифровка условных обозначений элементов инфраструктуры ВЭД, осуществляющих функции оказания помощи в анализе зарубежных рынков, организации переговоров с потенциальными заказчиками продукции предприятий РКП представлена ниже:

ФСВТС - Федеральная служба по военно-техническому сотрудничеству;

ЦАМТО - Центр анализа мировой торговли оружием;

Диппредставительство - Дипломатическое представительство;

ТПП - Торгово-промышленная палата России.

Основные элементы инфраструктуры коммерциализации инноваций предприятий РКП на внешних рынках, их функции систематизированы в таблице.

№ п/п Этапы процесса коммерциализации в ходе ВЭД Элементы инфраструктуры ВЭД предприятий РКП Выполняемые функции

1 Анализ зарубежных рынков продукции гражданского (оборонного) назначения ЦАМТО, ТПП, таможенный представитель, ФСВТС Сбор информации об экономических, политических, правовых факторах ВЭД. Анализ спроса на продукцию гражданского (оборонного) назначения

2 Поиск и привлечение иностранных заказчиков Russia Arms Expo, IDEX и т. п., диппредставительства, ТПП, РЭЦ, АО «Рособоронэкспорт» ФСВТС Организация встреч, переговоров, презентаций, участия в выставках и конференциях различного уровня

3 Поиск и привлечение внешних партнеров по НИОКР Минпромторг, Минэкономразвития, ТПП РФ, Russia Arms Expo, IDEX и т. п. ФСВТС Организация встреч, переговоров, презентаций участия в выставках и конференциях различного уровня

4 Определение варианта финансирования продажи результатов НИОКР (готовой продукции) или ПО РФПИ, ФРП, РЭЦ, СИФ ИГ, РВК, ФГАУ «РФТР»), Уполномоченные банки, Минэкономразвития Привлечение прямых инвестиций, предоставление субсидий и предоставление кредитов под гарантии государства

Состав элементов инфраструктуры коммерциализации инноваций предприятий РКП на зарубежных рынках (общее представление)

Окончание таблицы

№ п/п Этапы процесса коммерциализации в ходе ВЭД Элементы инфраструктуры ВЭД предприятий РКП Выполняемые функции

5 НИОКР продукции гражданского (оборонного) назначения МО, ФГУП «Рособоронстан-дарт», ТОСЭР Стандартизация оборонной продукции и технологий

6 Заключение экспортного контракта предприятием РКП ФСВТС, ФТС, АО «Рособоронэкспорт», ФСТЭК Посреднические функции по оформлению сделок, осуществление экспортного контроля

7 Патентование, сертификация и лицензирование результатов НИОКР Минобороны РФ (система «Военный регистр»), РЭЦ, Роспатент Оценка качества и безопасности военной продукции, патентование

8 Продажа результатов НИОКР иностранным партнерам АО Рособоронэкспорт, ФТС, РЭЦ Посреднические функции по экспорту и импорту технологий

9 Организация совместного ПО экспортной продукции РФПИ, ФРП, СИФ ИГ, РЭЦ, Минпромторг, Минэкономразвития, ТОСЭР Привлечение прямых инвестиций, субсидирование, нефинансовые услуги

10 Организация экспорта готовой продукции ФТС, АО «Рособоронэкспорт» Уполномоченные банки, таможенные представители Совершение таможенных операций и включение товаров в ТРО-ИС. Посреднические функции по экспорту и импорту продукции и услуг. Совершение валютных операций

Инновационные проекты совместных с иностранным партнером: НИОКР-ПО-ЭК Экспорт Яш81а Ата Ехро, ГОЕХ, МО ИГ, ФСВТС, ФТС, ГОЕХ, ФТС, УБ, Рособоронэкспорт УБ, ФТС

ПО Минпромторг, ФСВТС Минпромторг УБ, СИФ ИГ, ФРП, РФТР

Создание прототипа (ОКР) МО РФ, ЦАМТО, ФСВТС МО РФ, МО ИГ РВК, РФПИ, СИФ ИГ

НИР МО РФ, ФСВТС МО РФ, Роспатент МО, РВК, СИФ ИГ

Планирование Организация и контроль Финансирование

Состав элементов инфраструктуры ВЭД

Рис. 3. Матрица подбора состава элементов инфраструктуры коммерциализации инноваций предприятий РКП на зарубежных рынках для ИП типа «НИОКР-ПО-ЭК»

Инновационные проекты: НИР-ПО-ЭК-СП Сервисное обслуживание МО ИГ ФТС, УБ, Рособоронэкспорт УБ, ФТС

Экспорт Яш81а Ата Ехро, ГОЕХ, ФСВТС, МО ИГ, ФТС ФТС, УБ, Рособоронэкспорт, МО ИГ УБ, ФТС

ПО Минпромторг, ФСВТС, МО ИГ Минпромторг, МО РФ, МО ИГ УБ, СИФ ИГ, ФРП, РФТР

Модификация прототипа (ОКР) МО ИГ, ФСВТС ФСВТС, МО ИГ РВК, РФПИ, СИФ ИГ

Планирование Организация и контроль Финансирование

Состав элементов инфраструктуры ВЭД

Рис. 4. Матрица подбора состава элементов инфраструктуры коммерциализации инноваций предприятий РКП на зарубежных рынках для ИП типа «ОКР-ПО-ЭК-СО»

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Использование предложенной матрицы (см. рис. 3) призвано повысить эффективность работы организации, осуществляющей координацию элементов инфраструктуры коммерциализации инноваций предприятий РКП на зарубежных рынках. Представленная матрица является инструментом, необходимым для обеспечения эффективности протекания процессов инновационных проектов (представленной на рис. 2), предполагающих совместные с иностранным заказчиком НИОКР, ПО и поставку на зарубежные рынки.

Выше, на рис. 4, представлена матрица подбора элементов инфраструктуры ВЭД, необходимой для эффективной коммерциализации инновационных проектов предприятий РКП, предусматривающих разработку модификаций (МП), промышленное освоение, экспорт и сервис продукции военного назначения (СП), поставляемой на экспорт.

Заключение. Устойчивое развитие предприятий РКП России в условиях сокращения государственного оборонного заказа и ограниченного спроса на гражданскую продукцию на внутреннем рынке, невозможно без использования их экспортного потенциала. Его использование предполагает коммерциализацию результатов научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ предприятий РКП на внешних рынках продукции оборонного, так и гражданского назначения. Успешное решение данной задачи возможно только при формировании специальной инфраструктуры внешнеэкономической деятельности, создающей условия для эффективной коммерциализации инноваций предприятий РКП.

Формирование инфраструктуры коммерциализации инноваций на зарубежных рынках, потребовало разработки специальных матриц подбора целевых элементов инфраструктуры ВЭД предприятий ракетно-космической промышленности. Их использование специальным государственным субъектом, координирующим деятельность целевой инфраструктуры ВЭД призвано повысить эффективность государственного регулирования внешнеэкономической деятельности предприятий РКП, стимулирования их внешнеэкономической активности.

Библиографические ссылки

1. Авдеев Ю. Гражданские технологии ОПК [Электронный ресурс] // Красная звезда. 18.06.2013. URL: http://www.redstar.ru/index.php/kozak/item/9697-grazhdanskie-tekhnologii-opk (дата обращения: 27.03.2017).

2. Два основных пути коммерциализации результатов НИОКР [Электронный ресурс]. URL: http://studopedia.ru/7_142834_dva-osnovnih-puti-kom-mertsializatsii-rezultatov-niokr.html (дата обращения: 12.03.2017).

3. Доброва К. Б. Развитие инновационных процессов в корпорациях ракетно-космической отрас-

ли [Электронный ресурс] // Научная электронная библиотека «Киберленинка». URL: http://cyberleninka. ru/article/n/razvitie-innovatsionnyh-protsessov-v-kor-poratsiyah-raketno-kosmicheskoy-otrasli (дата обращения: 12.03.2017).

4. Жидков Д. В., Николаев А. И. Вопросы коммерциализации инновационных технологий на предприятиях ОПК // Инновации. Дек. 2013. С.44-50.

5. Министерство экономического развития Российской Федерации [Электронный ресурс]. URL: http://economy.gov.ru/minec/main (дата обращения: 12.03.2017).

6. О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации : федер. закон от 29 декабря 2014 г. № 473-ФЗ // Российская газета. 2014. № 6571 (299). 31 дек.

7. Кравченко Н. А., Кузнецова С. А., Юсупова А. Т. Возможности коммерциализации инновационных разработок СО РАН // Экономика России и Сибири: прошлое, настоящее, будущее : материалы науч. конф., посвящ. 50-летнему юбилею Ин-та экономики и орг. пром. пр-ва СО РАН (Новосибирск, 17-19 июня 2008 г.). Новосибирск, 2008. С. 199210. Библиогр.: с. 210 (3 назв.)

8. Полухин И. В. Необходимость и сущность коммерциализации инноваций предприятий ракетно-космической промышленности // Менеджмент социальных и экономических систем. Вып. 3. Красноярск, 2016. С. 24-30.

9. Тихонов Н. А. Эффективность способов коммерциализации инноваций [Электронный ресурс] // Управление экономическими системами: электронный научный журнал. 2012. № 4. URL: http://uecs.ru/uecs40-402012/item/1271 (дата обращения: 26.03.2017).

10. Российский фонд прямых инвестиций [Электронный ресурс]. URL: https://rdif.ru/ (дата обращения: 12.03.2017).

11. Российская венчурная компания [Электронный ресурс]. URL: http://www.rvc.ru/ (дата обращения: 12.03.2017).

12. Российский экспортный центр [Электронный ресурс]. URL: https://www.exportcenter.ru/ company/? (дата обращения: 12.03.2017).

13. Федеральная таможенная служба [Электронный ресурс]. URL: http://www.customs.ru/ (дата обращения: 12.03.2017).

14. Федеральная служба по техническому и экспортному контролю России (ФСТЭК) [Электронный ресурс]. URL: http://fstec.ru/ (дата обращения: 26.03.2017).

15. Чеботарь Э. В. Особенности коммерциализации наукоемкой продукции // Студенческий научный форум : Междунар. студ. электрон. науч. конф. 2014 (15 февр. - 31 марта) [Электронный ресурс]. URL: http://www.scienceforum.ru/2014/465/ 5917 (дата обращения: 26.03.2017).

16. Цуканова О. А., Шашкова Е. В. Особенности коммерциализации научно-технической про-

дукции в России [Электронный ресурс] // Современные проблемы науки и образования : электрон. науч. журн. URL: https://science-education.ru/ru/ article/view?id=9026 (дата обращения: 26.03.2017).

References

1. Avdeev Yu. OPK civil technologies // A Red Star. 18.06.2013. Available at: http://www.redstar.ru/ index.php/kozak/item/9697-grazhdanskie-tekhnologii-opk (accessed: 27.03.2017).

2. Two main ways of commercialization of results of research and development [An electronic resource] Available at: https://rdif.ru/ (accessed: 12.03.2017).

3. Dobrova K. B. Development of innovative processes in corporations of space-rocket branch / Scientific electronic library "Kiberleninka". Available at: http ://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-innovatsion-nyh-protsessov-v-korporatsiyah-raketno-kosmicheskoy-otrasli (accessed: 12.03.2017).

4. Zhidkov D. V., Nikolaev A. I. Questions of commercialization of innovative technologies on defense industry enterprises // Innovations. December, 2013. Рр. 44-50.

5. Ministry of Economic Development of the Russian Federation. Available at: http://economy.gov. ru/minec/main (date of the address: 12.03.2017).

6. About territories of the advancing social and economic development in the Russian Federation : the Federal law of December 29, 2014 № 473-FZ // The Russian newspaper. 2014. No. 6571 (299). Dec. 31.

7. Kravchenko N. A., Kuznetsov S. A., Yusu-pov A. T. Possibilities of commercialization of innovative development of the Siberian Branch of the Russian Academy of Science // Economy of Russia and Siberia : last, real, future: materials науч. конф., посвящ. to 50-year anniversary Ying-that economies and орг. pry. pr-va of the Siberian Branch of the Russian Academy of Science (Novosibirsk, on June

1l-19, 2008). Novosibirsk, 2008. P. 199210. Bibliogr.: p. 210.

8. Polukhin I. V. Neobkhodimost and essence of commercialization of innovations of the enterprises of the space-rocket industry // Management of social and economic systems. Vyp. 3. Krasnoyarsk, 2016. P. 24-30.

9. Tikhonov N. A. Effektivnost ways of commercialization of innovations // Management of economic systems : electronic scientific magazine. 2012. No. 4. Available at: http://uecs.ru/uecs40-402012/item/12l1 (accessed: 26.03.201l).

10. Russian direct investment fund Available at: https://rdif.ru/ (accessed: 12.03.201l).

11. Russian venture company. Available at: http://www.rvc.ru/ (accessed: 12.03.201l).

12. Russian export center. Available at: https://www.exportcenter.ru/company/? (accessed: 12.03.201l).

13. Federal Customs Service. Available at: http://www.customs.ru/ (accessed: 12.03.201l).

14. Federal Service for Technical and Export Control of Russia (FSTEK). Available at: http://fstec.ru/ (accessed: 26.03.201l).

15. Chebotar E. V. Features of commercialization of the knowledge-intensive production / The International student's electronic scientific conference "Student's Scientific Forum". 2014 (February 15 -March 31). Available at: http://www.scienceforum. ru/2014/465/591l (accessed: 26.03.201l).

16. Tsukanova O. A., Shashkova E. V. Features of commercialization of scientific and technical products in Russia//Modern problems of science and education: electronic scientific magazine. Available at: https://science-education.ru/ru/article/view?id=9026 (accessed: 26.03.201l).

© Цветцых А. В., Гринчишина К. Э., Полухин И. В., Арсентьев В. В., 201l.

Для цитирования: Цветцых А. В., Гринчишина К. Э., Полухин И. В., Арсентьев В. В. Инфраструктура коммерциализации инноваций предприятий ракетно-космической промышленности на зарубежных рынках: элементы и инструменты подбора // Менеджмент социальных и экономических систем. 2017. № 1. С. 32-38.

For citations: Tsvettsykh A. V., Grinchishina K. E., Polukhin I. V., Arsentyev V. V. Infrastructure of commercialization of innovations of the enterprises of the space-rocket industry in the foreign markets: elements and instruments of selection // Social and economic systems management. 2017. № 1. Р. 32-38. (In Russ., abstr. in Engl.)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.