Научная статья на тему 'Коммерциализация инноваций предприятий ракетно-космической промышленности'

Коммерциализация инноваций предприятий ракетно-космической промышленности Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
250
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИИ / КОММЕРЦИАЛИЗАЦИЯ / КОММЕРЦИАЛИЗАЦИЯ ИННОВАЦИЙ / ОБОРОННО-ПРОМЫШЛЕННЫЙ КОМПЛЕКС / ПРЕДПРИЯТИЯ РАКЕТНО-КОСМИЧЕСКОГО КОМПЛЕКСА / INNOVATIONS / COMMERCIALIZATION / COMMERCIALIZATION OF INNOVATIONS / DEFENSE INDUSTRY COMPLEX / ENTERPRISES OF ROCKET AND SPACE COMPLEX

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Полухин И.В.

На основе анализа определений понятий «инновация», «коммерциализация», «коммерциализация инноваций» было уточнено содержание понятия «коммерциализация инноваций предприятий ракетно-космической промышленности». Главным в процессе уточнения содержания данного определения стал учет современных подходов к сущности коммерциализации инноваций, специфических особенностей и роли РКП в национальной экономике.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COMMERCIALIZATION OF INNOVATIONS OF THE ENTERPRISES IN THE ROCKET-SPACE INDUSTRY

The present research specifies the concept of commercialization of innovations at the enterprises of the rocket and space industry based on the analysis of definitions such as “innovation”, “commercialization”, “commercialization of innovations”. The accounting of modern approaches to essence of commercialization of innovations, their specific features and a role of SRI in the national economy becomes the main in the course of specifying the content of this definition.

Текст научной работы на тему «Коммерциализация инноваций предприятий ракетно-космической промышленности»

<Тешетневс^ие чтения. 2016

Библиографические ссылки

1. Костин Д. Развитие ОПК России // Военно-промышленный курьер. 2005. № 9(76). С. 10-14.

2. Барышева Г. А. Инновационный фактор и интеллектуальный ресурс в динамизации экономики России. Томск : Изд-во Том. ун-та, 2001. 224 с.

3. Глазьев С. Ю. Проблемы реализации интеллектуального потенциала в условиях перехода на инновационный путь развития [Электронный ресурс] // Институт экономики Российской академии наук. Отделение международных экономических и политических исследований. URL: http://www.imepi-eurasia.ru/ baner/Glaziev.doc (дата обращения: 31.08.2016).

4. Зенин И. А. Основы гражданского права России (конспект лекций для специалистов по праву интеллектуальной собственности) : учеб. пособие для вузов. М. : Высшее образование, 2009. 288 с.

5. Карпова Н. Н. Экономические аспекты интеллектуальной собственности для стран с переходной экономикой (версия 1) [Электронный ресурс] // Департамент стран с переходной и развитой экономикой Всемирной организации интеллектуальной собственности. URL : http://www.wipo.int/export/sites/www/dcea/ en/pdf/econ_ip_ru.pdf (дата обращения: 31.08.2016).

6. Ощепкова Д. С. Управление системой человеческого капитала как основа инновационного развития предприятий аэрокосмической отрасли // Решет-невские чтения : материалы XVIII Междунар. научно-практ. конф. (11-14 нояб. 2014, г. Красноярск). В 3 ч. Ч. 2. / под общ. ред. Ю.Ю. Логинова ; Сиб. гос. аэро-космич. ун-т. Красноярск, 2014. С. 470-472.

References

1. Kostin D. Razvitie OPK Rossii [Development of Defense Industry of Russia]. Voenno-promyshlennyy kur'er. 2005, no. 9 (76), рp. 10-14. (In Russ)

2. Barysheva G. A. Innovatsionnyy faktor i intellektual'nyy resurs v dinamizatsii ekonomiki Rossii [Innovative factor and intellectual resources in the Russian economy more dynamic]. Tomsk, Tomsk University Publ., 2001, 224 p.

3. Glaz'ev S. Yu. Problemy realizatsii intellek-tual'nogo potentsiala v usloviyakh perekhoda na innovatsionnyy put' razvitiya [Problems of realization of intellectual potential in the conditions of transition to innovative development]. Institut ekonomiki Rossiyskoy Akademii Nauk Otdelenie mezhdunarodnykh ekono-micheskikh i politicheskikh issledovaniy [Institute of Economics of the Russian Academy of Sciences Department of International Economic and Political Studies]. URL: http://www.imepi-eurasia.ru/baner/Glaziev.doc.

4. Zenin I. A. Osnovy grazhdanskogo prava Rossii [Basics of civil law of Russia]. Moscow, Vysshee obrazovanie Publ., 2009, 288 p.

5. Karpova N. N. Ekonomicheskie aspekty intellek-tual'noy sobstvennosti dlya stran s perekhodnoy ekonomikoy versiya 1 [Economic Aspects of Intellectual Property for countries with economies in transition ver. 1]. Departament stran s perekhodnoy i razvitoy ekonomikoy Vsemirnoy organizatsii intellektual'noy sobstvennosti [Department of transition and advanced economies, the World Intellectual Property Organization]. URL: http://www.wipo. int/export/sites/www/dcea/en/pdf econ_ip_ru.pdf.

6. Oshchepkova D. S. Upravlenie sistemoy chelovecheskogo kapitala kak osnova innovatsionnogo razvitiya predpriyatiy aerokosmicheskoy otrasli [Management system as a basis of innovative development of the aerospace industry]. Materialy XVIII Mezhdunar. nauch. konf. "Reshetnevskie chteniya" [Materials XVIII Intern. Scuentific. Conf "Reshetnev reading"]. Krasnoyarsk, 2014, pp. 470-472. (In Russ)

© O^enKOBa C., ^SHHH B. H., 2016

УДК 65.011.46

КОММЕРЦИАЛИЗАЦИЯ ИННОВАЦИЙ ПРЕДПРИЯТИЙ РАКЕТНО-КОСМИЧЕСКОЙ

ПРОМЫШЛЕННОСТИ

И. В. Полухин

Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева Российская Федерация, 660037, г. Красноярск, просп. им. газ. «Красноярский рабочий», 31

E-mail: totk@sibsau.ru

На основе анализа определений понятий «инновация», «коммерциализация», «коммерциализация инноваций» было уточнено содержание понятия «коммерциализация инноваций предприятий ракетно-космической промышленности». Главным в процессе уточнения содержания данного определения стал учет современных подходов к сущности коммерциализации инноваций, специфических особенностей и роли РКП в национальной экономике.

Ключевые слова: инновации, коммерциализация, коммерциализация инноваций, оборонно-промышленный комплекс, предприятия ракетно-космического комплекса.

COMMERCIALIZATION OF INNOVATIONS OF THE ENTERPRISES IN THE ROCKET-SPACE INDUSTRY

I. V. Polukhin

Reshetnev Siberian State Aerospace University 31, Krasnoyarsky Rabochy Av., Krasnoyarsk, 660037, Russian Federation E-mail: totk@sibsau.ru

The present research specifies the concept of commercialization of innovations at the enterprises of the rocket and space industry based on the analysis of definitions such as "innovation", "commercialization", "commercialization of innovations". The accounting of modern approaches to essence of commercialization of innovations, their specific features and a role of SRI in the national economy becomes the main in the course of specifying the content of this definition.

Keywords: innovations, commercialization, commercialization of innovations, defense industry complex, enterprises of rocket and space complex.

Анализ современных тенденций развития мировой экономики показывает, что экономический рост все в большей степени определяют достижения научно-технического прогресса, реализуемые в высоких технологиях и наукоемкой продукции.

Среди отраслей и производств, сохранивших определенный потенциал роста, остались в основном предприятия оборонно-промышленного комплекса (ОПК), и в первую очередь предприятия ракетно-космической промышленности (РКП), в силу специфики решаемых задач по обеспечению обороноспособности страны. Учитывая поставленные перед ОПК цели по созданию принципиально новых систем вооружения, военной и специальной техники на основе коренной реорганизации производств, создания прорывных технологий с последующей их передачей в другие отрасли народного хозяйства, именно предприятия ОПК могут стать тем локомотивом, который позволит обеспечить технологическую модернизацию и инновационное развитие экономики страны.

При своем производстве любое предприятие РКП для обеспечения высокоэффективной деятельности использует инновации. Цели инновационного развития - в создании продуктов с новыми полезными свойствами, которые будут востребованы не только в ОПК, но и в народном хозяйстве.

В связи с введением санкций в отношении России некоторыми государствами и Европейским Союзом, крайне остро встает вопрос развития предприятий РКП. В этой связи появляется необходимость уточне-

ния определений инновации, коммерциализации и коммерциализации инноваций, а также определения их признаков. Важным является исследование предпосылок эффективности коммерциализации инноваций, оценка потенциала коммерциализации инноваций и исследование необходимых условий для эффективной коммерциализации инноваций.

В табл. 1 приведены некоторые примеры определения инновации. Проанализируем авторский подход данного определения. Можно выделить наиболее значимые признаки инновации: новое; значительно улучшенный продукт; новый метод маркетинга; новый организационный метод; нововведение; объект, внедренный в производство в результате сделанного открытия; создание наукоемкой продукции; совершенствование технологической деятельности. Из перечисленных признаков можно выделить создание наукоемкой продукции, так как этот признак наиболее характерен для инноваций на предприятиях РКП.

Теперь мы проанализируем авторский подход понятия и признаки коммерциализации, указанные в табл. 2. Можно выделить наиболее значимые признаки коммерциализации: превращение объекта в прибыль; инновационный продукт; выделение средств на инновации; превращение инноваций в источник дохода. Из всех перечисленных в табл. 2 признаков наиболее характерный для предприятий РКП -признак вовлечения в экономический оборот научных и научно-технических результатов инноваций.

Таблица 1

Определения и признаки инновации

Выходные данные Определение Признаки

Руководство Осло. Рекомендации по сбору и анализу данных по инновациям [1] Инновация - это введение в употребление какого-либо нового или значительно улучшенного продукта (товара или услуги) или процесса, нового метода маркетинга или нового организационного метода в деловой практике, организации рабочих мест или внешних связях - новое - значительно улучшенный продукт - новый метод маркетинга - новый организационный метод

А. И. Маркеев. Правовое регулирование инновационной деятельности [2] Инновация - это не только создание наукоемкой продукции, это и мероприятия, направленные на совершенствование организационной, финансовой, бюджетной, технологической и иной деятельности - создание наукоемкой продукции - совершенствование технологической деятельности

Решетневские чтения. 2016

Таблица 2

Определения и признаки коммерциализации

Выходные данные Определение Признаки

И. Г. Дежина, Б. Г. Салтыков. Механизмы стимулирования коммерциализации исследований и разработок [3] Коммерциализация технологий представляет собой процесс превращения результатов научно-технической деятельности в товар и их эффективную реализацию в промышленных масштабах. В современном российском законодательстве термина «коммерциализация» нет, он заменен выражением «вовлечение интеллектуальной собственности в хозяйственный оборот». Однако коммерциализация -это важнейший элемент инновационного процесса - превращение результатов научно-технической деятельности в товар - эффективная реализация - элемент инновационного процесса

Коммерциализация // Большой толковый словарь русского языка / гл. ред. С. А. Кузнецов [4] Коммерциализация - это превращение чего-либо в источник дохода, в предмет наживы - превращение в источник дохода - превращение в предмет наживы

Таблица 3

Определения и признаки коммерциализации инноваций

Выходные данные Определение Признаки

В. И. Суслов. Толковый словарь «Инновационная деятельность» [5] Коммерциализация инноваций - это превращение инноваций в источник дохода, в объект извлечения прибыли. Осуществляется путем передачи и внедрения новых технологий и/или выпуска новой продукции на предприятиях и выхода с ними на рынки - превращение инноваций в доход - извлечение прибыли - выход новой продукции и/или технологии на рынок

Проблемы коммерциализации инноваций на пути построения инновационной экономики России [6] Коммерциализация инноваций - это процесс выделения средств на инновации и поэтапного контроля за их расходованием, включая оценку и передачу завершенных и освоенных в промышленных условия результатов инновационной деятельности - процесс выделения средств - инновации - передача завершенных результатов - инновационная деятельность

Проанализируем выделенные в табл. 3 признаки коммерциализации инноваций. В начале определяем первый этап, т. е. с чего все начинается:

- инновационный продукт;

- инновации;

- новый товар;

- инновационная деятельность.

Далее переходим ко второму этапу, где необходимо привлечь инвесторов, для выпуска технологически новой продукции, которая будет пользоваться спросом на рынке:

- привлечение инвесторов для финансирования новшества;

- коммерческий эффект;

- перспективы коммерческого использования.

Выходим на окончательный этап:

- выделения финансовых и (или) материальных средств;

- получение прибыли;

- передача завершенных результатов;

- превращение инноваций в доход;

- выход новой продукции и (или) технологии на рынок.

Проведенный анализ исследований дает возможность уточнить содержание определения «коммерциализация инноваций предприятий РКП» - это превращение инноваций на предприятиях РКП в конкурентоспособную продукцию, пользующуюся на рынке спросом, с привлечением инвесторов или внутренним инве-

стированием, в целях создания необходимой среды для обеспечения высокоэффективной деятельности.

Библиографические ссылки

1. Руководство Осло. Рекомендации по сбору и анализу данных по инновациям : пер. с англ. 2-е изд. испр. М., 2010. С. 31-107 с.

2. Маркеев А. И. Правовое регулирование инновационной деятельности : учеб. пособие // СПС «Консультант Плюс». 2015.

3. Коммерциализация. Большой толковый словарь русского языка / гл. ред. С. А. Кузнецов [Электронный ресурс]. URL: Ь1р://словарь-толковый.рф/сло-варь-кузнецова/поиск-слов/коммер-циализация (дата обращения: 05.06.2016).

4. Матковская Я. С. Проблема коммерциализации инновационных технологий в России и направления решения // Национальные интересы : приоритеты и безопасность. 2010. № 3(60) С. 35-45.

5. Суслов В. И. Инновационная деятельность. Термины инновационного менеджмента и смежных областей (от А до Я) : толковый словарь / отв. ред. В. И. Суслов. 2-е изд., доп. Новосибирск : Сиб. науч. изд-во. 2008.

6. Проблемы коммерциализации инноваций на пути построения инновационной экономики России [Электронный ресурс]. URL: http://cyberleninka.ru/ artide/n/problemy-kommertsializatsii-mnovatsiy-na-puti-

postroeniya-innovatsionnoy-ekonomiki-rossii (дата обращения: 07.06.2016).

References

1. Rukovodstvo Oslo. Rekomendacii po sboru i analizu dannyh po innovaciyam. Tret'e izdanie. Perevod s anglijskogo - izdanie vtoroe ispravlennoe. [Management of Oslo. Recommendations about collecting and analysis of data on innovations. Third edition. The translation from English the edition second corrected] M., 2010. S. 31-107.

2. Markeev A. I. Pravovoe regulirovanie innova-cionnoj deyatel'nosti: uchebnoe posobie [Legal regulation of innovative activity: manual]. SPS Konsul'tant Plyus. 2015.

3. Kommercializaciya. Bol'shoj tolkovyj slovar' russkogo yazyka [Commercialization. Big explanatory dictionary of Russian] / Gl. red. S. A. Kuznecov. [Elektronnyj resurs]. Rezhim dostupa: http://slovar'-tolkovyj.rf/slovar'-kuznecova/poisk-slov/kommercializa-ciya (data obrashcheniya: 05.06.2016).

4. Matkovskaya Ya. S. Problema kommercializacii innovacionnyh tekhnologij v Rossii i napravleniya

resheniya Nacional'nye interesy : prioritety i bezopasnost' [Problem of commercialization of innovative technologies in Russia and the directions of the decision // National interests: priorities and safety]. 2010. № 3(60) fevral'. Pp. 35-45.

5. Suslov V. I. Tolkovyj slovar' «Innovacionnaya deyatel'nost'». Terminy innovacionnogo menedzhmenta i smezhnyh oblastej (ot A do Ya). 2-e izd., dop. [Explanatory dictionary "Innovative Activity". Terms of innovative management and adjacent areas (from A to Z) 2 ed.]. Novosibirsk : Sibirskoe nauchnoe izdatel'stvo. Otv. red. V. I. Suslov. 2008.

6. Problemy kommercializacii innovacij na puti postroeniya innovacionnoj ehkonomiki Rossii [Elektronnyj resurs] [Problems of commercialization of innovations on the way of creation of innovative economy of Russia]. Rezhim dostupa: http://cyberleninka.ru/ article/n/problemy-kommertsializatsii-innovatsiy-na-puti-postroeniya-innovatsionnoy-ekonomiki-rossii (data obra-shcheniya: 07.06.2016).

© no^yxHH H. B., 2016

УДК 338.984

ПЛАНИРОВАНИЕ ПРОЦЕССА МЕТРОЛОГИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРОИЗВОДСТВА НА ОСНОВЕ ОЦЕНКИ РИСКОВ

Ю. В. Садченко, Ю. Г. Малахова

Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева Российская Федерация, 660037, г. Красноярск, просп. им. газ. «Красноярский рабочий», 31

E-mail: Ulysha888@mail.ru

Рассматривается подход к оценке рисков при планировании процессов на основе FMEA-анализа. Описанный подход может быть применим при выполнении требований стандарта ИСО 9001:2015.

Ключевые слова: FMEA-анализ, риски, диаграмма Исикавы.

PLANNING PROCESS "METROLOGICAL PROVISION OF PRODUCTION" BASED

ON RISK ASSESSMENT

Yu. V. Sadchenko, Yu. G. Malahova

Reshetnev Siberian State Aerospace University 31, Krasnoyarsky Rabochy Av., Krasnoyarsk, 660037, Russian Federation E-mail: Ulysha888@mail.ru

The article discusses the approach to risk assessment in the planning process on the basis ofFMEA-analysis. This approach can be applied in the performance requirements of the standard ISO 9001: 2015.

Keywords: FMEA-analysis, risk assessment, Ishikawa diagram.

Ни одно машиностроительное предприятие не застраховано от возникновения рисков, таких, например, как простой оборудования, потери рабочего времени, отсутствие необходимого количества исходных материалов, повышенный процент брака производи-

мой продукции, риск износа оборудования. Поэтому FMEA-анализ является составной частью системы менеджмента качества и используется как во внутренних, так и во внешних отношениях как условие поставки комплектующих изделий. Применение

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.