ПРОБЛЕМЫ КОММЕРЦИАЛИЗАЦИИ ВУЗОВСКИХ ИННОВАЦИЙ И ПОТЕНЦИАЛЬНЫЕ ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ
Сурат Л.И., соискатель ГАСИС
Рассмотрены содержание, формы и суть коммерциализации инноваций, принципы коммерциализации инноваций, проблемы коммерциализации вузовских инноваций и потенциальные пути их решения.
Ключевые слова: Проблемы коммерциализации, вузовские инноваций.
PROBLEMS OF COMMERCIALIZATION OF UNIVERSITY INNOVATION AND POTENTIAL SOLUTIONS
Surat L., The applicant, GASIS
Forms and an essence of commercialization of innovations, principles of commercialization of innovations, problems of commercialization of high school innovations and potential ways of their decision Are considered the maintenance.
Keywords: commercialization Problems, high school innovations.
Среди проблем перехода отечественной экономики от экспортно-сырьевой модели к инновационной модели экономического роста обращает на себя внимание тот факт, что в последние десятилетия в РФ количество специализированных организаций, занимающихся научно-исследовательской деятельностью неуклонно сокращалось. В этих условиях многократно возросла роль вузовских инноваций. Традиционная проблема реализации вузовских инноваций была связана с определенной оторванностью инновационной деятельности вузовской науки от практики по сравнению с отраслевыми научно-исследовательскими учреждениями. В то же время мировой опыт показывает, что именно вокруг университетских комплексов часто формируются малые инновационные предприятия, по сути предопределяющие последующий ход технологического развития экономики. Так в США создание малых инновационных предприятий при университетских комплексах способствовало практическому воплощению большого количества научных открытий и изобретений. Именно авторы научных открытий и изобретений стали создавать мелкие предприятия и выступать в качестве предпринимателей. Особенно ярко это проявилось в конце 1970-х годов, когда в Силиконовой долине были получены выдающиеся достижения в области электроники и в сфере информационных технологий малыми предприятиями, сформированными при университетских комплексах и находящимися на начальной стадии развития и на стадии расширения. Во многом этому способствовало принятие в 1953 году Конгрессом США Закона «О малом бизнесе», а также закона «Об инвестициях в малый бизнес» в 1958 году, что во многом упростило процесс финансирования и руководства малыми предприятиями.
В России в августе 2009 года был принят закон, разрешающий вузам и НИИ создавать малые наукоемкие компании и получать от этого прибыль. Принятие этого закона призвано активизировать коммерциализацию вузовских разработок. Фактически отечественным вузам было предоставлено право учреждать дочерние компании, создавать центры трансфера технологий при вузах и т.д. В тоже время, несмотря на заявления Минобрнауки о том, что 187 вузов готовы создать более 2,5 тысячи малых предприятий, следует признать, что пока процесс коммерциализации вузовских инноваций в малых инновационных предприятиях в России носит фрагментар-
ный характер. У российских вузов нет такого опыта, как у университетов США, Европы и Китая, где возможности коммерциализации вузовских инноваций уже существуют десятилетия и используются очень широко.
В качестве первоочередных задач развития коммерциализации вузовских инноваций в малых инновационных предприятиях следует рассматривать преодоление фрагментарности создания, как самих инновационных предприятий, так и инновационной инфраструктуры вузов, поскольку многие ее элементы созданы, но не поддерживают инновационный процесс на протяжении всего процесса генерации, коммерциализации и внедрения инноваций (жизненного цикла инновации). Кроме того, для развития вузовских инноваций требуется стимулирование инвестиций в модернизацию технологической базы, проведение исследований и разработок, коммерциализацию их результатов и капитализацию интеллектуальной собственности посредством бюджетных, налоговых и иных инструментов стимулирования.
Рассматривая содержание инновационного менеджмента как системы управления инновациями, инновационными процессами и отношениями, возникающими и реализуемыми в процессе внедрения инноваций, традиционно выделяют три крупных фазы инновационной деятельности:
- поиск в сфере производства и потребления идей, служащих фундаментом для реализации инновации;
- определение рациональных способов организации инновационных процессов для конкретных инновации;
- определение технологий эффективного продвижения и реализации нововведений на рынке.
В этой цепочке «идея-организация-технология» коммерциализация инноваций представляет собой именно технологию превращения научно-технического результата в виде продукции или технологической разработки в коммерческий результат. При этом коммерческие результаты могут быть получены любым участником инновационного процесса, сопровождающего этапы жизненного цикла инноваций (рис. 1).
Коммерциализация инноваций как технология, по сути, представляет собой связующее звено между создателями инноваций и их потребителями.
Рис. 1. Варианты получения коммерческого результата (КР) участниками инновационного процесса, сопровождающими этапы
жизненного цикла инноваций.
Поскольку коммерциализация инноваций связана с убеждением потребителя в конкурентных преимуществах предлагаемой инновационной продукции, то эту технологию следует признать одной из высоких технологий, поскольку в мировой практике принято считать, что инновация лишь на 1% состоит из изобретения и на 99% из предприимчивости. При этом под предприимчивостью понимается технология деятельности по превращению генерируемой идеи в продукт, представляющий ценность для окружающих.
Следует отметить, что результат коммерциализации меняется в зависимости от типа инноваций и их характеристик, представленных в табл.1.
Проведенные исследования показали, что, несмотря на большое количество научных работ, посвященных проблеме коммерциализации инноваций принципы коммерциализации инноваций до настоящего времени не созданы.
При формировании принципов коммерциализации инноваций за основу были приняты следующие положения.
Уникальность инноваций, определяемая их индивидуальнос-
тью, с одной стороны, сопряжена с многообразием форм коммерциализации инноваций. С другой стороны, множественность самих инноваций позволяет выделить два основных типа их коммерциализации:
- передача потребителю на основе договорных отношений (лицензионных или безлицензионных) прав на пользование интеллектуальной собственности, требующая последующей материализации инноваций (форма частичного использования потенциала инноватора);
- предоставление конечному потребителю произведенной инновационной продукции на платной основе (форма полного использования потенциала инноватора).
Первый из выделенных типов коммерциализации инноваций характеризует так называемые открытые инновации, состав участников которых, исходя из мировой практики, представлен в табл.2.
Второй тип коммерциализации инноваций характеризует, закрытые инновации, различающиеся по принципам осуществления.
В качестве общих принципов коммерциализации, присущих
Таблица 1. Оценка результатов коммерциализации инноваций различного типа
№ Тип инновации Описание инновации Ожидаемые характеристики
Масштабы диффузии Время пребы- вания на рынке Рента- бель- ность Риск реализа- ции измене- ний
1 Базисные инновации Принципиально меняющие характеристики продукции (товаров, работ, услуг) Большие Дли- тель- ное Очень высок ая Очень высо-кий
2 Улучшающие инновации Значительно меняющие характеристики продукции Значи- тельные Сред- нее Высо- кая Сред- ний
3 Модифицирую щие инновации Незначительно меняющие характеристики продукции или локальной ее части Ограниченн ые Коротк ое Низ- кая Незна- чительн ый
4 Псевдоинно- вации Попытки усовершенствов ать отжив-шую продук-цию Крайне ограни- ченые Очень корот- кое Очень низкая Практи- чески отсутст- вуют
Таблица 2. Основные участники процесса коммерциализации инноваций и их характеристика
№ Тип участника Характеристика Цель
1 Очень крупные компании, в том числе транснациональные корпорации, ориентированные на мировой рынок Отдают предпочтение наиболее значимым инновациям, в частности, относящимся к сфере «новой экономики» или «экономики знаний» Достижение лидерства в мире или регионе
2 Крупные и средние компании, ориентирующиеся на работу на рынке своей страны Отдают предпочтение инновациям, доведенным до опытного или серийного производства с гарантированным спросом Достижение лидерства в стране, включая решение задачи импортозамещения, или отдельном регионе
3 Венчурные компании и фонды Отдают предпочтение революционным инновациям динамично развивающихся рынков на ранней стадии их осуществления, особенно в сфере «новой экономики». Выход на рынок инновации с большими объемами реализации
4 Частные инвесторы Отдают предпочтение улучшающим и рационализаторским инновациям, имеющим короткие сроки окупаемости Получение гар антированной прибыли на достаточно устойчивых рынках
Исследование динамики инновационной деятельности и форм коммерциализации инноваций
а 1-
Анализ факторов, определяющих характер взаимодействия вузовской инновационной системы с внешней средой -А ч Анализ влияния внутренних и внешних факторов на процесс коммерциализации вузовских инноваций
Формирование базы данных методов
коммерциализации
вузовских
инноваций
Определение потенциальных вариантов коммерциализации вузовских инноваций в малых инновационных предприятиях
М
Критерии выбора метода коммерциализации вузовских инноваций в малых инновационных предприятиях
Формирование механизма коммерциализации вузовских инноваций в малых инновационных предприятиях
Разработка рекомендаций по оценке эффективности методов коммерциализации вузовских инноваций в малых инновационных предприятиях
Рис. 2. Алгоритм решения проблем коммерциализации вузовских инноваций.
как открытым, так и закрытым инновациям, выделяются следующие.
- доведение результатов инновационных разработок до конечного коммерческого результата;
- привлечение для коммерциализации инноваций талантливых людей, действующих как внутри фирмы-инноватора, так и вне ее;
- обеспечение заинтересованности всех участников процесса коммерциализации в конечном результате;
- определение условий получения максимального эффекта от коммерциализации как компромисса между временем вывода инновации на рынок по отношению к конкурентам и степенью совершенства предлагаемой инновации;
- контроль диффузии интеллектуальной собственности, чтобы конкуренты не могли незаконно воспользоваться нашими инновационными идеями.
- принцип взаимности, означающий получение прибыли как за счет продажи собственной интеллектуальной собственности, так и за счет приобретения интеллектуальной собственности, способной повысить эффективность нашего бизнеса, у других компаний.
Исследованию процессов коммерциализации вузовских инноваций предшествовал анализ особенностей осуществления инновационной деятельности в вузах, с учетом которых был сформирован алгоритм решения проблем коммерциализации вузовских инноваций, представленный на рис.2.
Анализ особенностей осуществления инновационной деятельности в вузах показал следующее.
Во-первых, осуществление инновационной деятельности в вузах отличается распределением ресурса времени, существенная часть которого направлена на воспроизводство кадрового потенциала и аккумулирование знаний. Это сокращает долю времени на выполнение других функций при осуществлении инновационной деятельности, в частности на осуществление маркетинговой деятельности.
Во-вторых, в силу проблемно-ориентированных схем организации вузовских подразделений осуществление инновационной деятельности в вузах, как правило, ограничивается объектно-предметной областью исследований соответствующей кафедры (научно-исследовательской лаборатории и т.д.) с преимущественной ориентацией на модель технологического толчка.
В-третьих, в вузовской среде традиционно ограничены производственные возможности для серийного выпуска инновационной продукции, что требует привлечения инновационными подразделениями вузов как посредниками фирм-патиентов, что отдаляет создателей вузовских инноваций от конечных потребителей.
В-четвертых, несовершенство системы государственной поддержки вузовских инноваций, ориентированной преимущественно на оценку качества идей, а не конечный инновационный продукт, в некоторой степени снижает активность инновационных подразделений вузов в части коммерциализации инноваций.
В-пятых, механизмы трансформации вузовских инновационных подразделений в малые инновационные предприятия, получившие развитие в мировой практике, и, в конечном итоге, определяющие развитие «новой экономики», в российской экономике до настоящего времени не отработаны.
Предложенный алгоритм решения проблем коммерциализации вузовских инноваций содержит:
- аналитические блоки, направленные на определение потенциальных вариантов коммерциализации вузовских инноваций в малых инновационных предприятиях;
- синтетические блоки, направленные на выбор рационального метода коммерциализации вузовских инноваций в малых инновационных предприятиях;
- практические блоки, направленные на реализацию механизма коммерциализации вузовских инноваций в малых инновационных предприятиях.
Литература:
1. Глущенко И.И. Система стратегического упраления инновационной деятельностью. - М.: Крылья, 2006.
2. Гришин В.В. Управление инновационной деятельностью в условиях модернизации национальной экономики. - М.: Дашков и К,2009.
3. Гольдштейн Г. Я. Стратегический инновационный менеджмент. — Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2004.
4. Друкер П. Ф. Эпоха разрыва: ориентиры для нашего меняющегося общества. - М.: Вильямс, 2007