Научная статья на тему 'К вопросу о коммерциализации вузовских инноваций'

К вопросу о коммерциализации вузовских инноваций Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
781
116
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИИ / КОММЕРЦИАЛИЗАЦИЯ / ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ВУЗ / ВУЗОВСКИЕ ИННОВАЦИИ / ПРИНЦИПЫ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ / INNOVATION / COMMERCIALIZATION / HIGH SCHOOL / EFFECTIVENESS PRINCIPLES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Егоров А. Ю., Сурат Л. И.

В статье определена экономическая сущность коммерциализации инноваций, показано как меняется результат коммерциализации в зависимости от типа инноваций и их характеристик. Приведены результаты анализа особенностей осуществления инновационной деятельности в вузах и алгоритм решения проблем коммерциализации вузовских инноваций. Особое внимание уделено определению эффективности методов коммерциализации вузовских инноваций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE COMMERCIALIZATION OF HIGHER EDUCATION INNOVATION

The article defined the economic essence of commercialization of innovations, shown as a result of the commercialization is changing depending on the type of innovation and their characteristics. Are the results of the analysis of innovation in higher education and problem solving algorithm commercialization University innovation. Special attention is given to the determination of the effectiveness of the methods of commercialization of university innovation.

Текст научной работы на тему «К вопросу о коммерциализации вузовских инноваций»

стика позволяет осуществить максимальное удовлетворение общественных потребностей.

Направление (М) развития рыночной деятельности или деятельности по преобразованию ресурсного обеспечения от материального к финансовому, может быть сопряжено с риском недостатка маркетинговых усилий по реализации конечного продукта в условиях неполного соответствия его качественных характеристик текущим требованиям общества. В этих условиях усилия маркетологов должны быть направлены на развитие сервисного обслуживания продукта, когда высокое качество сервиса компенсирует временный (локальный) недостаток качественных характеристик самого продукта и позволяет сохранить рыночную нишу в течение требуемого периода времени.

Направление (П) развития свойств конечного продукта или деятельности по преобразованию духовного ресурса может быть сопряжено с риском возникновения несоответствия полученных свойств продукта ^П) и требований общественного развития. Этот риск компенсируется продолжением процесса модификации (усовершенствования) свойств продукта. Достижение соответствия между требуемыми конечными свойствами и общественными потребностями означает завершение процесса модификации и переход экономического цикла на количественный выпуск конечного продукта вплоть до момента полного удовлетворения общественного спроса (ОС) данным типом продукции.

Литература:

1. Азоев Г.Л., Челенков А.П. Конкурентные преимущества фирмы. —М.: ОАО «Типография «Новости», 2007.

2. Виханский О.С., Стратегическое управление. М: Изд-во «ЭКОНОМИСТЕ», 2008 г.

3. Воробьев С.Н., Балдин К.В., Управление рисками. М.: Изд-во «ЮНИТИ-ДАНА», 2005 г.

4. Вяткин В.Н., Вяткин И.В., Гамза В.А. Риск-менеджмент. М: Изд-во «Издательский дом Дашков и К», 2003 г.

5. Дрогобыцкий И.Н., Бузулуков С.Н., Инвестиционный потенциал российской экономики. М.: Изд-во «Экзамен», 2003 г.

6. Емельянов А.А. Имитационное моделирование экономических процессов. Учебное пособие. М: Изд-во «Финансы и статистика», 2004 г.

7. Жуков Е.Ф. Инвестиционные институты. М: Изд-во «ЮНИ-ТИ», 1998 г.

8. Иванов И.В., Баранов В.В., Лысак Г.И. Высокотехнологичные предприятия в эпоху глобализации. Изд-во «Альпина», 2003 г.

9. Ивашковский С.Н. Экономика: микро - и макроанализ. М: Изд-во «ДЕЛО», 2001 г.

10. Ильенкова С.Д., Гохберг Л.М., Ягудин С.Ю. Инновационный менеджмент. Учебник для вузов. М: Изд-во «Банки и биржи ЮНИТИ», 1997 г.

11. Качалов Р.М. Управление хозяйственным риском. М:Изд-во «Наука»,2002г.

12. Липсиц И.В., Коссов В.В., Экономический анализ реальных инвестиций. М: Изд-во «ЭКОНОМИСТЪ», 2004 г.

13. Москвин В.А. Управление рисками при реализации инвестиционных проектов. М: Изд-во «Финансы и статистика», 2004 г.

14. Палмад Т., Кэньон Т., Кикери С., Совершенствование инвестиционного климата: уроки для практиков. М.: Изд-во «Весь мир», 2007 г.

15. Фатхутдинов Р.А. Инновационный менеджмент: Учебник для вузов.5-е изд. - СПб.: Питер, 2006.

16. Хохлов Н.В., Управление риском. М: Изд-во «ЮНИТИ», 2001 г.

17. Шатраков А.Ю., Алдошин В.М., Колганов С.К. Инновационная деятельность высокотехнологичных предприятий М: Изд-во «Экономика», 2007г.

18. Швандар В.А. Риски в экономике. М: Изд-во «ЮНИТИ», 2003 г.

19. Шикин Е.В., Чхартишвили А.Г. Математические методы и модели в управлении. М: Изд-во «ДЕЛО», 2002 г.

К ВОПРОСУ О КОММЕРЦИАЛИЗАЦИИ ВУЗОВСКИХ ИННОВАЦИЙ

Егоров А.Ю., д.э.н., профессор ФАОУДПО ГАС Сурат Л.И., аспирант ФАОУ ДПО ГАСИС

В статье определена экономическая сущность коммерциализации инноваций, показано как меняется результат коммерциализации в зависимости от типа инноваций и их характеристик. Приведены результаты анализа особенностей осуществления инновационной деятельности в вузах и алгоритм решения проблем коммерциализации вузовских инноваций. Особое внимание уделено определению 'эффективности методов коммерциализации вузовских инноваций.

Ключевые слова: инновации, коммерциализация, инновационная деятельность, вуз, вузовские инновации, принципы, эффективность.

THE COMMERCIALIZATION OF HIGHER EDUCATION INNOVATION

Egorov A., doctor of economic sciences, professor FAEIЕРЕ SASI Surat L., the post-graduate student FAE IЕРЕ SASI

The article defined the economic essence of commercialization of innovations, shown as a result of the commercialization is changing depending on the type of innovation and their characteristics. Are the results of the analysis of innovation in higher education and problem solving algorithm commercialization University innovation. Special attention is given to the determination of the effectiveness of the methods of commercialization of university innovation.

Keywords: innovation, commercialization, innovation, high school, high school, innovation, effectiveness principles.

Среди проблем перехода отечественной экономики от экспортно-сырьевой модели к инновационной модели экономического роста обращает на себя внимание тот факт, что в последние десятилетия в РФ количество специализированных организаций, занимающихся научно-исследовательской деятельностью неуклонно сокращалось. В этих условиях многократно возросла роль вузовских инноваций. Традиционная проблема реализации вузовских инноваций была связана с определенной оторванностью инновационной деятельности вузовской науки от практики по сравнению с отраслевыми научно-исследовательскими учреждениями. В то же время мировой опыт показывает, что именно вокруг университетских комплексов часто формируются малые инновационные предприятия, по сути предопределяющие последующий ход технологического развития экономики. Так в США создание малых инновационных предприятий при университетских комплексах способ-

ствовало практическому воплощению большого количества научных открытий и изобретений. Именно авторы научных открытий и изобретений стали создавать мелкие предприятия и выступать в качестве предпринимателей. Особенно ярко это проявилось в конце 1970-х годов, когда в Силиконовой долине были получены выдающиеся достижения в области электроники и в сфере информационных технологий малыми предприятиями, сформированными при университетских комплексах и находящимися на начальной стадии развития и на стадии расширения. Во многом этому способствовало принятие в 1953 году Конгрессом США Закона «О малом бизнесе», а также закона «Об инвестициях в малый бизнес» в 1958 году, что во многом упростило процесс финансирования и руководства малыми предприятиями.

В России в августе 2009 года был принят закон, разрешающий вузам и НИИ создавать малые наукоемкие компании и получать от

этого прибыль. Принятие этого закона призвано активизировать коммерциализацию вузовских разработок. Фактически отечественным вузам было предоставлено право учреждать дочерние компании, создавать центры трансфера технологий при вузах и т.д. В тоже время, несмотря на заявления Минобрнауки о том, что 187 вузов готовы создать более 2,5 тысячи малых предприятий, следует признать, что пока процесс коммерциализации вузовских инноваций в малых инновационных предприятиях в России носит фрагментарный характер. У российских вузов нет такого опыта, как у университетов США, Европы и Китая, где возможности коммерциализации вузовских инноваций уже существуют десятилетия и используются очень широко.

В качестве первоочередных задач развития коммерциализации вузовских инноваций в малых инновационных предприятиях следует рассматривать преодоление фрагментарности создания, как самих инновационных предприятий, так и инновационной инфраструктуры вузов, поскольку многие ее элементы созданы, но не поддерживают инновационный процесс на протяжении всего процесса генерации, коммерциализации и внедрения инноваций (жизненного цикла инновации). Кроме того, для развития вузовских инноваций требуется стимулирование инвестиций в модернизацию технологической базы, проведение исследований и разработок, коммерциализацию их результатов и капитализацию интеллектуальной собственности посредством бюджетных, налоговых и иных инструментов стимулирования.

Традиционно выделяют три крупных фазы инновационной деятельности:

- поиск в сфере производства и потребления идей, служащих фундаментом для реализации инновации;

- определение рациональных способов организации инновационных процессов для конкретных инновации;

- определение технологий эффективного продвижения и реализации нововведений на рынке.

В этой цепочке «идея-организация-технология» коммерциализация инноваций представляет собой именно технологию превращения научно-технического результата в виде продукции или технологической разработки в коммерческий результат. При этом коммерческие результаты могут быть получены любым участником инновационного процесса, сопровождающего этапы жизненного цикла инноваций.

Коммерциализация инноваций как технология, по сути, представляет собой связующее звено между создателями инноваций и их потребителями. Поскольку коммерциализация инноваций связана с убеждением потребителя в конкурентных преимуществах предлагаемой инновационной продукции, то эту технологию следует признать одной из высоких технологий, поскольку в мировой практике принято считать, что инновация лишь на 1% состоит из изобретения и на 99% из предприимчивости. При этом под предприимчивостью понимается технология деятельности по превращению генерируемой идеи в продукт, представляющий ценность для окружающих.

Следует отметить, что результат коммерциализации меняется в зависимости от типа инноваций и их характеристик, представ-

ленных в табл.1.

Проведенные исследования показали, что, несмотря на большое количество научных работ, посвященных рассматриваемой проблеме принципы коммерциализации инноваций до настоящего времени не созданы.

При формировании принципов коммерциализации инноваций за основу были приняты следующие положения.

Уникальность инноваций, определяемая их индивидуальностью, с одной стороны, сопряжена с многообразием форм коммерциализации инноваций. С другой стороны, множественность самих инноваций позволяет выделить два основных типа их коммерциализации:

- передача потребителю на основе договорных отношений (лицензионных или безлицензионных) прав на пользование интеллектуальной собственности, требующая последующей материализации инноваций (форма частичного использования потенциала иннова-тора);

- предоставление конечному потребителю произведенной инновационной продукции на платной основе (форма полного использования потенциала инноватора).

Первый из выделенных типов коммерциализации инноваций характеризует так называемые открытые инновации, состав участников которых, исходя из мировой практики, представлен в табл.2.

Второй тип коммерциализации инноваций характеризует, закрытые инновации, различающиеся по принципам осуществления.

В качестве общих принципов коммерциализации, присущих как открытым, так и закрытым инновациям, выделяются следующие.

- доведение результатов инновационных разработок до конечного коммерческого результата;

- привлечение для коммерциализации инноваций талантливых людей, действующих как внутри фирмы-инноватора, так и вне ее;

- обеспечение заинтересованности всех участников процесса коммерциализации в конечном результате;

- определение условий получения максимального эффекта от коммерциализации как компромисса между временем вывода инновации на рынок по отношению к конкурентам и степенью совершенства предлагаемой инновации;

- контроль диффузии интеллектуальной собственности, чтобы конкуренты не могли незаконно воспользоваться нашими инновационными идеями.

- принцип взаимности, означающий получение прибыли как за счет продажи собственной интеллектуальной собственности, так и за счет приобретения интеллектуальной собственности, способной повысить эффективность нашего бизнеса, у других компаний.

Исследованию процессов коммерциализации вузовских инноваций предшествовал анализ особенностей осуществления инновационной деятельности в вузах. Данный анализ показал следующее.

Во-первых, осуществление инновационной деятельности в вузах отличается распределением ресурса времени, существенная часть которого направлена на воспроизводство кадрового потенциала и аккумулирование знаний. Это сокращает долю времени на выполнение других функций при осуществлении инновационной

Таблица 1. Оценка результатов коммерциализации инноваций различного типа

№ Тип инновации Описание инновации Ожидаемые характеристики

Масштабы диффузии Время пребывания на рынке Рентабельность Риск реализации изменений

1 Базисные инновации Принципиально меняющие характеристики продукции (товаров, работ, услуг) Большие Длительное Очень высокая Очень высокий

2 Улучшающие инновации Значительно меняющие характеристики продукции Значительные Среднее Высокая Средний

3 Модифицирующие инновации Незначительно меняющие характеристики продукции или локальной ее части Ограниченные Короткое Низкая Незначительный

4 Псевдоинновации Попытки усовершенствовать отжившую продукцию Крайне ограниченные Очень короткое Очень низкая Практически отсутствуют

Таблица 2. Основные участники процесса коммерциализации инноваций и их характеристика

№ Тип участника Характеристика Цель

1 Очень крупные компании, в том числе транснациональные корпорации, ориентированные на мировой рынок Отдают предпочтение наиболее значимым инновациям, в частности, относящимся к сфере «новой экономики» или «экономики знаний» Достижение лидерства в мире или регионе

2 Крупные и средние компании, ориентирующиеся на работу на рынке своей страны Отдают предпочтение инновациям, доведенным до опытного или серийного производства с гарантированным спросом Достижение лидерства в стране, включая решение задачи импортозамещения, или отдельном регионе

3 Венчурные компании и фонды Отдают предпочтение революционным инновациям динамично развивающихся рынков на ранней стадии их осуществления, особенно в сфере «новой экономики». Выход на рынок инновации с большими объемами реализации

4 Частные инвесторы Отдают предпочтение улучшающим и рационализаторским инновациям, имеющим короткие сроки окупаемости Получение гарантированной прибыли на достаточно устойчивых рынках

деятельности, в частности на осуществление маркетинговой деятельности.

Во-вторых, в силу проблемно-ориентированных схем организации вузовских подразделений осуществление инновационной деятельности в вузах, как правило, ограничивается объектно-предметной областью исследований соответствующей кафедры (научно-исследовательской лаборатории и т.д.) с преимущественной ориентацией на модель технологического толчка.

В-третьих, в вузовской среде традиционно ограничены производственные возможности для серийного выпуска инновационной продукции, что требует привлечения инновационными подразделениями вузов как посредниками фирм-патиентов, что отдаляет создателей вузовских инноваций от конечных потребителей.

В-четвертых, несовершенство системы государственной поддержки вузовских инноваций, ориентированной преимущественно на оценку качества идей, а не конечный инновационный продукт, в некоторой степени снижает активность инновационных подразделений вузов в части коммерциализации инноваций.

В-пятых, механизмы трансформации вузовских инновационных подразделений в малые инновационные предприятия, получившие развитие в мировой практике, и, в конечном итоге, определяющие развитие «новой экономики», в российской экономике до настоящего времени не отработаны.

С учетом выделенных особенностей осуществления инновационной деятельности в вузах представляется возможным сформировать алгоритм решения проблем коммерциализации вузовских инноваций, который содержит:

- аналитические блоки, направленные на определение потенциальных вариантов коммерциализации вузовских инноваций в малых инновационных предприятиях;

- синтетические блоки, направленные на выбор рационального метода коммерциализации вузовских инноваций в малых инновационных предприятиях;

- практические блоки, направленные на реализацию механизма коммерциализации вузовских инноваций в малых инновационных предприятиях.

Говоря о мировых тенденциях развития инновационной деятельности, определяющей процесс коммерциализации инноваций, следует выделить:

- рост уровня мотивации участников инновационной деятельности и оценки человеческих ресурсов в инновационной сфере. С одной стороны, формирование интеллектуальных активов как совокупности знаний сотрудников, их творческих способностей, умения решать проблемы, лидерских качеств, предпринимательских и управленческих навыков, является объектом стоимости, и может являться объектом коммерциализации, например в форме аутсорсинга, а, с другой стороны, уход того или иного сотрудника, занятого в инновационной сфере, с предприятия может означать не только потерю части интеллектуального капитала компании, но и возникновение серьёзных убытков при переходе специалиста к конкурентам;

- повышение уровня активности патентно-информационных исследований. Сбор, обработка, анализ информации о разработках, потребителях конкурентах и рынках, проводимые в процессе создания инноваций с учетом патентно-информационных исследований, служат базой для определения внешних условий коммерциализации инноваций;

- введение на инновационных предприятиях внутреннего технологического аудита на систематической основе. Подобный технологический аудит, заключающийся в анализе знаний, опыта и других нематериальных активов, которыми располагает предприятие в целом и его отдельные подразделения, определяет внутренние возможности коммерциализации инноваций;

- усиление акцента на проектный подход к управлению инновациями, предусматривающий реализацию принципа самоокупаемости, когда доходы от реализации инновационного продукта являются единственным источником покрытия вложенных инвестиций, что во много предопределяет выбор форм коммерциализации инноваций;

- развитие кооперации в сфере НИОКР, создание консорциумов и стратегических альянсов, направленных на целевое увеличение интеллектуальных ресурсов, распределение затрат и рисков, позволяет повысить надежность результатов при коммерциализации инноваций;

- институциональное развитие центров поддержки инновационной деятельности, играющих роль катализаторов, как в разработке научных идей, так и в последующей коммерциализации созданных инноваций;

- ускорение инновационных процессов и расширение границ их осуществления благодаря активному использованию информационных технологий. Стирание пространственных границ в результате информационной революции позволило инновационным предприятиям качественно расширить свою клиентуру, расширить объёмы доступных патентно-информационных ресурсов, ускорить переговоры по сделкам и существенно расширить спектр объектов интеллектуальной собственности и вариантов коммерциализации инноваций;

- активное внедрение в инновационную деятельность методов бенч-маркинга и функционально-стоимостного анализа (ФСА). Метод ФСА, заключающийся во всестороннем технико-экономическом исследовании предлагаемого инновационного продукта с целью развития полезности его функций при поиске рациональных соотношений между полезностью отдельных частей инновационного продукта и затратами на их осуществление, по сути, направлен на определение рациональных условий коммерциализации инноваций. Бенчмаркинг, заключающийся в систематическом целенаправленном поиске лучших примеров осуществления инновационной деятельности, напрямую связан с совершенствованием форм коммерциализации инноваций;

- поддержка процесса принятия решения в инновационной сфере на основе методов контроллинга, позволяющих оценить уровень фактических и планируемых расходов и доходов при коммерциализации инноваций.

На основе результатов исследования влияния динамики инновационной деятельности на коммерциализацию инноваций был проведен анализ влияния внутренних и внешних факторов на процесс коммерциализации вузовских инноваций в РФ.

Ключевым внешним фактором, стимулирующим коммерциализацию вузовских инноваций в России, является перенос центра тяжести инновационной деятельности всей отечественной экономики из сферы специализированных исследовательских организаций (НИИ, КБ и т.д.) в вузовский сектор. В то же время общий уровень технологической отсталости страны (в среднем по отраслям на два поколения технологий) является основным внешним сдер-

живающим фактором коммерциализации вузовских инноваций.

Среди внутренних факторов, сдерживающих коммерциализацию вузовских инноваций, основное значение имеет низкий уровень мотивации и рост среднего возраста работников инновационной сферы в вузах. В то же время ключевым стимулирующим внутренним фактором становится формирование комплексной системы ресурсного обеспечения коммерциализации инновационных разработок вузов.

Результаты SWOT-анализа перспектив коммерциализации вузовских инноваций в России, проведенного экспертным методом, показали, что по 5-ти бальной шкале оценка поля «сила - возможности» ^О) составляет 3,87 балла, оценка поля «сила - угрозы» ^Т) - 3,84 балла, оценка поля «слабость - возможности» ^О) -3,23 балла, оценка поля «слабость - угрозы» (^Т) - 2,36 балла.

Наибольшие перспективы эффективной коммерциализации вузовских инноваций соответствуют полю «сила - возможности», однако если этот сценарий не будет реализован за счет использования рациональных методов коммерциализации, то вузовские инновации имеют достаточно высокий риск попасть под приоритетное влияние поля «сила - угрозы». Об этом свидетельствует дистанция разрыва влияния полей SO и ST на коммерциализацию вузовских инноваций, составившая 0,03 балла. Необходимость увеличения разрыва влияния полей SO и ST требует определения потенциальных вариантов коммерциализации вузовских инноваций.

Выявленные в процессе исследования варианты коммерциализации вузовских инноваций и их характеристика применительно к детализированной цепочке фаз инновационной деятельности «генерация идей - отбор идей - разработка и проверка концепции -стратегия маркетинга - финансовый анализ - разработка продукции - пробный маркетинг - реализация продукции» приведены в табл.3.

Как следует из результатов представленных исследований (табл.3) коммерциализация вузовских инноваций, рассматриваемая с точки зрения возврата вложенных средств, имеет достаточно же-

сткую привязку к фазам инновационной деятельности, начиная от реализации идей и ноу-хау, и заканчивая реализацией прав на промышленные образцы продукции и самой инновационной продукции конечным потребителям.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

С точки зрения привлечения инвестиционных ресурсов коммерциализация вузовских инноваций практически на любой фазе инновационной деятельности представлена широким спектром вариантов, к которым, помимо представленных в табл.3, следует добавить использование собственных ресурсов (финансовых, материальных и интеллектуальных).

В основу определения эффективности методов коммерциализации вузовских инноваций были положены следующие суждения.

Во-первых, по мере создания вузовских инноваций (см. фазы инновационной деятельности, представленные в табл.3) возникает возможность гарантированной реализации инновационного продукта при различных вариантах привлечения инвестиционных ресурсов. Кроме того, еще до реализации инновационного продукта малым инновационным предприятием возможно получение опционных платежей от потенциальных совладельцев, которые согласны авансировать вузовскую инновацию до ее коммерциализации и приобретения в собственность.

Во-вторых, по мере создания и реализации вузовских инноваций в малом инновационном предприятии создаются интеллектуальные ценности, которые могут быть использованы при коммерциализации не только конкретной инновации, и известны в литературе как научный (или научно-технический) задел, который может быть объектом коммерциализации либо сам по себе, либо в составе следующих реализуемых инноваций.

В-третьих, при реализации вузовского инновационного продукта на любой из фаз инновационной деятельности образуется недополученная выгода, которая могла бы быть получена малым инновационным предприятием при сохранении прав на инновацию на последующих этапах ее жизненного цикла (рис.1).

В-четвертых, при переходе прав собственности на вузовскую

Таблица 3. Варианты коммерциализации вузовских инноваций

№ Фазы инновационной деятельности Характеристика фаз Варианты коммерциализации

Привлечение ресурсов Возврат вложенных средств

1 Реализация вузовских НИР Генерация идеи, выбор идеи, проверка новизны идеи (патентный поиск и поиск по открытым источникам), реализация НИР, оформление результатов НИР, защита результатов НИР. Поиск бюджетного финансирования на безвозвратной основе. Поиск финансирования с помощью банковских механизмов Рыночная реализация идей, ноу-хау, патента, полезной модели, программы ЭВМ, авторских произведений и т.д.

2 Планирование Start Up Реализация этапов процесса коммерциализации инновационных технологических разработок, создания малых внедренческих предприятий (Start Up), осуществление работы на технологических рынках Экономическая оценка возможностей коммерциализации инновационных разработок при создании малых внедренческих предприятий (бизнес-планирование, экономические расчеты перспектив использования разработок, оценка нематериальных активов) Поиск бюджетного финансирования Поиск финансирования с помощью банковских механизмов Рыночная реализация патентов на методы и устройства их реализующие

3 Организация работы по формированию капитала Start Up Организация работы по Формирование акционерных соглашений, определение условий выхода инвесторов из проекта, проведение комплексного аудита компании, проведение инвестиционной презентации проекта, осуществление предварительного размещения, реализация IPO, работа с не эмиссионными ценными бумагами Поиск бюджетного финансирования Поиск финансирования с помощью банковских механизмов Поиск финансирования в коммерческом секторе Рыночная реализация прав на опытные образцы продукции

4 Реализация деятельности Start Up Реализация главного закона стартапа ("31" -inventor/innovator/investor), определение сторон процесса инвестирования (учредителей), работа с инвесторами, инвестирование инновационной деятельности, выпуск акций, проведение IPO Поиск бюджетного финансирования. Поиск финансирования с помощью банковских механизмов. Поиск финансирования в коммерческом секторе. Предоставление инвесторам доли малых внедренческих предприятий для вложения капитала. Предоставление конечным потребителям инновационной продукции Рыночная реализация прав на промышленные образцы продукции

инновацию от малого инновационного предприятия возможна потеря части активов этого предприятия при переходе к новому собственнику на временной или постоянной основе сотрудников малого инновационного предприятия, являющихся носителями знаний об этой инновации. При этом следует учесть, что часть ресурса носителей знаний об инновации, перешедших к новому собственнику, связана с воспроизводством кадрового потенциала в вузе.

В соответствии с изложенными положениями обобщенный критерий оценки эффективности 1-го метода коммерциализации вузовских инноваций сформирован в виде:

К о/ = К + К21 + КЪ1 - КА1 - К5г., (1)

где

К11 - ожидаемые опционных платежей от потенциальных совладельцев, которые согласны авансировать вузовскую инновацию до ее коммерциализации и приобретения в собственность;

К21 - гарантированный результат реализации инновационного продукта при 1-ом методе коммерциализации инновации;

К31 - интеллектуальные ценности, формируемые при создании конкретной инновации, которые могут быть использованы при создании и коммерциализации 1-ым методом последующих инноваций (научный (или научно-технический) задел);

К41 - недополученная выгода, сопутствующая 1-ому методу ком-

мерциализации инновации, которая могла бы быть получена малым инновационным предприятием при сохранении прав на инновацию на последующих этапах ее жизненного цикла (рис.1);

К51 - вероятная потеря части активов малым инновационным предприятием при переходе прав собственности на вузовскую инновацию от малого инновационного предприятия при одновременном переходе к новому собственнику на временной или постоянной основе сотрудников малого инновационного предприятия, являющихся носителями знаний об этой инновации.

Выбор метода коммерциализации вузовских инноваций производится на основе определения максимума критерия оценки эффективности для каждой из фаз инновационной деятельности (Г-ГУ):

К 0/(1 > —^ тах, (2)

Литература:

1. О.Г. Дьяченко, С.А. Карев. Пути и проблемы коммерциализации ВУЗовских технологий. // Инновации. - 2007. - № 6(104). - С. 15-17.

2. Малахов Е.С. Коммерциализация инновационной деятельности в России.//Инновации и инвестиции. №12, 2009.

3. Морозов Ф.А. Методы формирования моделей и механизма коммерциализации инноваций - Санкт-Петербург, 2008.

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МЕТОДОВ ИССЛЕДОВАНИЯ ТЕНДЕНЦИЙ ИЗМЕНЕНИЯ СТРУКТУРЫ ИМУЩЕСТВЕННОГО КОМПЛЕКСА ИННОВАЦИОННО АКТИВНЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ НЕФТЕГАЗОВОЙ СФЕРЫ

Егорова Л.К., к.э.н., доцент ФАОУ ДПО ГАСИС Козлова Е.В., соискатель ФАОУ ДПО ГАСИС

В статье рассмотрен методический подход к рационализации методов исследования тенденций изменения структуры имущественного комплекса инновационно активных предприятий нефтегазовой сферы и приведены результаты его апробации.

Ключевые слова: имущественный комплекс, инновационно активные предприятия, показатели инновационности, опережающие технологии, синхронные технологии, отстающие технологии.

IMPROVEMENT OF METHODS OF RESEARCH OF TENDENCIES OF CHANGE OF STRUCTURE OF A PROPERTY COMPLEX OF INNOVATIVELY ACTIVE ENTERPRISES OF THE OIL AND GAS SPHERE

Egorova L., Ph.D., assistant professor FAEI ЕРЕ SASI Kozlova E., competitor of FAEI ЕРЕ SASI

In article the methodical approach to rationalization of methods of research of tendencies of change of structure of a property complex of innovatively active enterprises of the oil and gas sphere is considered and results of its approbation are given.

Keywords: a property complex, innovatively active enterprises, the indicators of an innovatsionnost advancing technologies, the synchronous technologies, lagging behind technologies.

В основу построения множества анализируемых методов и инструментов исследования тенденций изменения структуры имуще-

п

£ С,. (д.)

/ (A ) ^ min,

ственного комплекса инновационно активных предприятии нефте- ¿—I 1 1

газовой сферы положен учет функциональных и экономических 1-1

показателей, образующих двумерный массив комбинаций. При этом в исследованиях учтена особенность нефтегазовой сферы, связанная с долгосрочным характером использования объектов имуще- j I. ственного комплекса и непрерывностью процессов производства. ~

Исходя из качественных требований, предъявляемых к методам исследования тенденций изменения структуры имущественного

^ max

£

1 , (4)

комплекса инновационно активных предприятий нефтегазовой сфе- Д1

ры (полнота, экономичность, достоверность и достаточность), были '= '

использованы следующие критерии: где А. - область покрытия i-м методом всех задач исследования

n тенденций изменения структуры имущественного комплекса инно-

^Y A ^ M вационно активных предприятий нефтегазовой сферы М;

J- ' , (1) Cj(A.) - трудоемкость i-го метода исследования тенденций из-

'= менения структуры имущественного комплекса инновационно ак-

n тивных предприятий нефтегазовой сферы на области покрытия A.,

I. I. - информативность i-го метода исследования тенденций из-

A ^ mifl , (2) менения структуры имущественного комплекса инновационно ак-

i=1 тивных предприятий нефтегазовой сферы;

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.