УДК 330.332.3:001.89:37
Е. Н. Новикова
ИСТОЧНИКИ ФИНАНСИРОВАНИЯ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВУЗОВ
Аннотация. Актуальность и цели. Одним из важных факторов развития современной конкурентной российской экономики является интеграция науки, производства и бизнеса, что невозможно без вовлечения в хозяйственный оборот результатов интеллектуальной деятельности вузовских ученых. Эти коммерческие аспекты являются частью и сутью процессов интеграции науки, образования и производства, при этом сам процесс интеграции осложнен как слабостью материально-технической базы вузовской науки, так и недостаточностью источников финансирования инновационной деятельности в России, в связи с чем была поставлена задача изучить опыт отечественных и зарубежных вузов в этой области и предложить направления улучшения сложившейся ситуации. Цель работы - исследование источников финансирования инновационной деятельности российских образовательных учреждений. Материалы и методы. В работе анализировались возможные варианты коммерциализации вузовских инноваций. Если результаты научных исследований носят прикладной характер, то можно использовать следующие три варианта коммерциализации вузовских разработок и технологий: проведение НИОКР по заказу предприятий и компаний различных отраслей экономики, лицензирование и уступку патентных прав, а также образование малых организаций на базе внедрения результатов научных разработок вузов. Результаты. Проанализированы возможные пути коммерциализации и финансирования вузовских инноваций, выделены их положительные и отрицательные стороны, а также направления улучшения системы финансирования вузовских инноваций. Выводы. Для успешной интеграции науки и производства необходима поддержка финансирования инноваций, разработанных в вузах как прямыми, так и косвенными методами. Важная роль в этом процессе отводится государству, в частности в разработке системы финансирования исследований с четкой целевой установкой на получение конкретных результатов, а также в организационной и юридической поддержке данного процесса.
Ключевые слова: финансирование, инновационная деятельность, коммерциализация инноваций.
E. N. Novikova
SOURCES OF FINANCING UNIVERSITY INNOVATION PROGRAMMES
Abstract. Background. One of the important factors of development of the modern competitive Russian economy is the integration of sciences, production and business, which is hardly possible without involving university scientists’ innovative activity results in the economic circulation. These commercial aspects are the part and the essence of the process of science, education and production integration. The integration process is complicated both by the weakness of the material and technical basis and by the insufficient innovative activity financing sources in Russia. Due to this situation a problem has been set to study the experience of Russian and foreign universities in the said field and to suggest the ways to improve the said situation.
The work is aimed at re-searching the financing sources for innovative activity of the Russian educational institutions. Materials and methods. The article analyzes the
possible variants of university innovations commercialization. If the results of scientific research are of the applied nature, it is possible to use the following three variants of university developments and technologies commercialization: to carry out research and development ordered by enterprises and companies from various economy sectors, to license or to cede patent rights and to establish small scale organizations on the basis of implementation of university scientific development results. Results. The author has analyzed the possible ways of commercialization and financing university innovations, defined positive and negative sides and distinguished the directions of improvement of the university innovations financing system. Conclusions. For successful integration of science and production it is necessary to financially support innovations developed in universities both by direct and indirect methods. An important part of this process is assigned to the state, particularly, the development of the research financing sys-tem with a clear purpose to obtain actual results, and the organizational and legal support of the said purpose.
Key words: finance, innovative activities, commercialization of innovations.
Вовлечение в хозяйственный оборот результатов интеллектуальной деятельности, которые получены вузовскими учеными, является важным фактором усиления конкурентных позиций российской экономики. Эти коммерческие аспекты являются частью и сутью процессов интеграции науки, образования и производства, при этом сам процесс интеграции осложнен как слабостью материально-технической базы вузовской науки, так и недостаточностью источников финансирования инновационной деятельности в России, в связи с чем была поставлена задача изучить опыт отечественных и зарубежных вузов в этой области и предложить направления улучшения сложившейся ситуации.
В основе партнерства вузов с реальным сектором экономики лежит интеллектуальная собственность, которая составляет нематериальный актив высших учебных заведений и является результатом научно-исследовательской и научно-технической деятельности научно-педагогических работников.
Для продолжения своей инновационной деятельности ученые вузов нуждаются в финансировании своей деятельности, которое обеспечит как материальное вознаграждение их творческого труда, так и материально-технические условия ее проведения. В настоящее время в российской науке управления инновациями и практике инновационной деятельности выделяются несколько источников финансирования в зависимости от типа научных разработок. Если результаты научных исследований носят прикладной характер, то можно использовать следующие три варианта коммерциализации вузовских разработок и технологий: проведение НИОКР по заказу предприятий и компаний различных отраслей экономики, лицензирование и уступку патентных прав, а также образование малых организаций на базе внедрения результатов научных разработок вузов.
Хорошо зарекомендовавший и широко известный первый путь - проведение хоздоговорных научных работ прикладного характера - в настоящее время является основным направлением финансирования вузовских научных разработок. Он последовательно проработан и с законодательной точки зрения. Так, согласно действующему Гражданскому кодексу РФ, «по умолчанию» все права на полученные результаты научно-технической деятельности принадлежат заказчику, если иное не оговорено в договоре. При этом успешное проведение НИОКР по заказу организаций различных отраслей может
способствовать созданию совместных исследовательских лабораторий, а также развитию специализированных научно-образовательных и научно-технологических центров в университетах. Специфические российские трудности коммерциализации вузовских инноваций по такому направлению в современных экономических условиях определены слабой мотивацией реального сектора экономики к осуществлению перспективных инвестиционных вложений, которые дают отдачу в отдаленном периоде, а не сразу. В связи с этим такого рода инновации, связанные с освоением новой техники и внедрением новых технологий, не всегда поддерживаются предприятиями. Кроме того, не всегда бизнес имеет соответствующую компетентностную основу для разработки промышленных образцов, сертификации новых продуктов, проведения маркетинговых исследований рынка, внедрения новой продукции на рынки. Все эти работы, связанные с инновациями, кроме значительных финансовых вложений, требуют высококвалифицированных специалистов в области управления проектами, маркетинга, патентоведения, информационных технологий, а также имеют высокий уровень риска.
В современных условиях высшая школа России, обладая пока еще достаточно сильным кадровым потенциалом для создания инноваций, не располагает необходимыми материальными и финансовыми ресурсами для этого. Прямое финансирование, не связанное напрямую с результатами исследовательской деятельности, не интересно государству. При этом «грантовая» поддержка НИР также слабо ориентирована на инновационный результат как в силу субъективных причин, так и в силу объективной сложности прогнозирования научных результатов.
Важный для зарубежных университетов второй путь - лицензирование и уступка патентных прав - стал в России существенным источником финансирования НИР. При этом для зарубежных университетов он является значимым источником их доходов. К примеру, Массачусетский технологический институт имеет в своем патентном портфеле более 3 тыс. патентов, что дает ему более 50 млн долл. ежегодного дохода. Если говорить о ведущих российских университетах, они в лучшем случае имеют несколько сотен востребованных патентов. Это отставание связано не с идейной скудостью научной мысли российских ученых - тормозит этот процесс несовершенство законодательной базы.
И, наконец, третий путь - образование высокотехнологичных {^айир»-предприятий на базе университетских научных разработок (новых продуктов, техники и технологий). На этом пути есть сложная компетентностная проблема: ученые, владея знаниями о созданной ими инновации, не обладают навыками эффективной коммерциализации своих научных результатов, а менеджеры, имея навыки управления компаниями, слабо представляют суть инноваций, не всегда заинтересованы в них, а также зачастую не умеют реализовать инновационные проекты.
Одной из форм решения описанных проблем является создание и развитие центров трансфера технологий, в которых происходит интеграция науки и производства, где опытные инноваторы могут помочь ученым и предпринимателям соединить свои усилия для реализации перспективных инвестиционных проектов [1].
Это будет способствовать преодолению «разрыва» между научно-технической базой и интеллектуальными ресурсами российских университетов,
повышению эффективности капитала, вложенного в инновации, формированию потребности в предоставлении специальных консалтинговых экономикоправовых, технико-технологических, управленческих услуг, что также может стать своеобразным ресурсом развития вузовских исследований. Кроме этого, это поможет объективно снизить коммерческие риски как инвесторов, так и их бизнес-партнеров.
Для того чтобы работа технопарков и центров трансфера технологий была активной, результативной и эффективной, необходимо сформировать их рациональную структуру и оптимизировать реализуемые бизнес-процессы, отработав их типовую модель, а также отработать систему планирования, организации, мотивации и контроля его деятельности.
Согласно сложившему опыту трансфера технологий передача инноваций, разработанных в университетах на коммерческой основе, может осуществляться в следующих формах [2, с. 118-119]:
- патентные соглашения - это торговая сделка, когда владелец патента уступает свои права на использование изобретения покупателю патента;
- лицензионные соглашения - это торговая сделка, при которой собственник нематериальных активов предоставляет другой стороне разрешение на использование прав на интеллектуальную собственность в определенных пределах;
- ноу-хау - это предоставление технического опыта и секретов производства, включающих сведения технологического, экономического, административного, финансового характера, использование которых обеспечивает определенные преимущества. Предметом купли-продажи являются незапатентованные изобретения, имеющие коммерческую ценность;
- инжиниринг - предоставление технологических знаний, необходимых для приобретения, монтажа и использования купленных или арендованных машин и оборудования. В эту форму трансфера технологий входят мероприятия по разработке технико-экономического обоснования проектов, проведению консультаций, надзора, проектирования, испытаний, осуществлению гарантийного и послегарантийного обслуживания.
Созданные инновационные малые предприятия могут использовать следующие формы финансирования: акционерное финансирование, финансирование в рамках федеральных инновационных программ, кредитование.
Наиболее реальны:
1) финансирование в рамках федеральных инновационных программ. Постановлениями Правительства РФ утвержден порядок разработки и реализации федеральных целевых программ и межгосударственных целевых программ, в осуществлении которых участвует РФ;
2) кредитование. Инвестиционные кредиты и займы включают следующие разновидности форм:
- банковские кредиты;
- лизинг;
- инвестиционный налоговый кредит.
Предоставление инвестиционного налогового кредита предусмотрено Законом Российской Федерации «Об инвестиционном налоговом кредите» и стало возможным с 1 января1992 г. Инвестиционный налоговый кредит представляет собой отсрочку налогового платежа на кредитной возвратной основе.
Привлечь венчурное финансирование на современном этапе развития российской экономики представляется маловероятным.
Среди форм юридических взаимоотношений можно назвать заключение соглашений о партнерстве, лицензионные соглашения.
Целью соглашений о партнерстве является непосредственная совместная исследовательская и производственная деятельность нескольких промышленных компаний. В результате соглашения о партнерстве появляются стратегические альянсы между двумя и более фирмами. Благодаря стратегическим альянсам фирма может:
- получить большую экономию на масштабах;
- избежать дублирования расходов на НИОКР;
- получить доступ к новым знаниям;
- повысить эффективность научно-исследовательской деятельности;
- снизить риски, изменить условия конкуренции в отрасли, использовать знания партнеров.
Можно выделить три типа новых партнерских связей:
- сервисные союзы (консорциумы);
- союзы, создаваемые с целью доступа к ресурсам или преимуществам партнера и выражающиеся в создании совместных предприятий;
- союзы заинтересованных групп (поставщики, потребители).
Сервисные союзы представляют собой группу организаций (часто одной
отрасли), имеющих общие потребности и создающих новую, контролируемую ими организацию (консорциум), призванную удовлетворить эти потребности (например, в НИОКР) с помощью частичного объединения ресурсов.
Услуги, обеспечиваемые с помощью союза, как правило, слишком сложны или дороги для каждого отдельного участника и не могут быть приобретены индивидуально каждым из членов союза на свободном рынке.
Создание консорциума требует минимальных организационных изменений внутри каждой организации-участника, поскольку степень их взаимозависимости минимальна. В то же время здесь особенно сложны проблемы управления, нередка потеря интереса к совместной деятельности, что отмечают в своих работах как российские, так и зарубежные авторы [1; 3]. Ограниченные задачи консорциума делают возможным участие в нем потенциальных конкурентов, поскольку результаты его деятельности в равной мере доступны всем участникам, которые остаются в то же время абсолютно независимыми.
Совместные предприятия отличает стремление воспользоваться преимуществами партнера для достижения собственных целей. Эти преимущества состоят либо в обладании каким-либо ресурсом или технологией, либо в доступе на новый рынок. Такие преимущества носят, как правило, временный характер, поэтому, воспользовавшись ими, партнеры нередко теряют интерес к дальнейшему сотрудничеству.
Совместные предприятия иногда вырастают из предшествующих связей между партнерами и призваны решить проблемы, возникающие в их деловых взаимоотношениях.
Союзы заинтересованных групп возникают на почве предшествующих взаимосвязей между участниками хозяйственной деятельности, от которых в решающей степени зависят ее результаты (группами поставщиков, потребителей или занятых), и представляют собой «взаимодополняющие коалиции».
Успешному трансферу технологий от вузов в промышленность и их внедрению на предприятиях мешает в первую очередь несовершенство законодательной базы:
- отсутствует само определение понятий «инновационная деятельность», «инновационное предприятие», «инновационный продукт»;
- отсутствует механизм учреждения «spin-off» компаний для вузов; вузы не могут выступать в роли учредителей инновационных компаний, основанных на вузовских технологиях и разработках, и, следовательно, не могут получать дивиденды от их деятельности. Поэтому в целом у вузов нет заинтересованности в создании и развитии таких компаний;
- не разработан механизм и процедуры передачи технологий от вузов и научных организаций промышленным предприятиям и компаниям, в частности, у вузов нет права продажи лицензий и уступки патентных прав.
Кроме этого, проблемами коммерциализации вузовских научных разработок необходимо считать:
- отсутствие бюджетного финансирования на начальном этапе (три-пять лет) инновационной инфраструктуры вузов;
- отсутствие квалифицированных кадров для инновационной инфраструктуры вузов;
- отсутствие экономических стимулов у промышленных предприятий для внедрения инновационных технологий.
Решение этих проблем позволит в полной мере реализовать научные результаты на практике и, с одной стороны, обеспечить нашу промышленность новыми разработками и технологиями, а с другой, обеспечить приток средств из материального производства в научную сферу.
Э. И. Патрик в своей статье приводит информацию, которая может быть транслирована на российскую специфику вузовской науки [4]. Так, ученый отмечает, что развитие науки и инноваций в Германии происходит при активной государственной поддержке с применением результативных рыночных механизмов. Инновационная политика государства способствует созданию условий для активизации вклада вузовской науки и созданных ею технологий в экономическое развитие страны, включает стимулирование хозяйствующих субъектов к выпуску ими новых конкурентоспособных товаров, тех видов продукции, которые превосходят мировые аналоги и основаны на внедрении новых, экологически чистых, прогрессивных технологий и оборудования.
Для активизации научной и инновационной деятельности в Германии используется весьма широкий состав экономических рычагов, стимулов и инструментов.
Весьма широко распространено в Германии (существенно ограниченное в настоящее время в нашей стране) прямое государственное финансирование исследований. Главной особенностью является целевая установка на активизацию инновационного процесса, получение конкретных результатов. Прямое финансирование исследований основывается в Германии на таких базовых принципах: во-первых, исследователь - получатель государственной субсидии - по возможности должен довести свою работу до инновационных результатов; во-вторых, он же обязан разработать инновационный проект, включая конкретную программу внедрения научных результатов; в-третьих, должен защитить полученные инновационные результаты правами интеллек-
туальной собственности; в-четвертых, что очень важно с точки зрения активизации деятельности ученого, исследователь имеет право использовать результаты, полученные им во время работы над финансируемым проектом, в своих научных интересах; в-пятых, не запрещено внедрение научных разработок вне ЕС, при этом рекомендуется делать соответствующую оговорку, а также получить соответствующее одобрение, и, если оно не получено, субсидию необходимо вернуть субсидирующей организации в полном объеме; в-шестых, если получатель государственной субсидии в течение четко оговоренного периода (двух лет) не внедрил результаты своих научных разработок, то он теряет право на их последующее использование.
Имеются и достаточно разветвленные косвенные методы стимулирования инноваций в инновационной политике Германии. Они включают меры активизации инновационных процессов, действия по созданию в обществе благоприятных экономических условий и социально-политического климата для позитивного отношения к новшествам и научно-технологическому развитию. Среди них целесообразно выделить налоговые и амортизационные льготы, способствующие росту новаторской активности. Также для Германии характерна эффективная защита прав на интеллектуальную собственность, а также поддержка развития инновационно ориентированного малого предпринимательства.
Важнейшей особенностью государственной инновационной политики Германии является стимулирование не только разработчиков и производителей инновационных продуктов, но также инвесторов и пользователей этой продукции, тем самым обеспечивается привлечение инвестиций в инновационные отрасли.
Одним из ярких примеров такой политики стало законодательство в области возобновляемой энергетики. Очевидно, что на первых порах почти все инновационные технологии производства альтернативной энергии (биоэнергия, солнечная, энергия ветра, геотермальная и другие виды возобновляемой энергии) оказывались дороже, чем традиционная энергия. Компании и фирмы, занимающиеся разработкой технологий и оборудования для производства возобновляемой энергии, на первых порах, пока ведутся научные и экспериментальные исследования, развиваются в основном за счет прямого государственного финансирования. Когда же появляется оборудование, пригодное для промышленной эксплуатации, принимаются законы, стимулирующие потребителей этого оборудования. Так, например, было с оборудованием для производства биотоплива, когда государство дотировало производящие биотопливо компании (сейчас, когда стоимость обычного топлива неуклонно растет и производство биотоплива становится рентабельным, государственные дотации прекратились).
До настоящего времени дотируется биогазовая, ветровая и солнечная энергетика: помимо дотаций на покупку оборудования, владельцам «ветряков», солнечных батарей и биогазовых установок гарантируется покупка сетевыми компаниями производимой ими электрической энергии по ценам, которые почти вдвое превышают цену, по которой они сами покупают электроэнергию из сети (расходы сетевых компаний при этом компенсируются государством). Тем самым начальные затраты на покупку инновационного оборудования за достаточно короткое время окупаются и установленное обору-
дование начинает приносить существенную прибыль. Применение такого механизма создает стимулы для резкого увеличения числа покупателей подобных установок, что в конечном счете приводит к существенному притоку средств в развивающиеся отрасли.
Следует отметить серьезную протекционистскую политику Германии в отношении отечественных разработок. Если в Германии существуют собственные разработки или оборудование в какой-то сфере (например, пакеты программного обеспечения для решения каких-то задач), то при проведении разработок, ведущихся за государственные средства, разработчики и проектировщики, как правило, должны использовать немецкую продукцию.
Германия ведет весьма агрессивную политику по привлечению в страну иностранных инноваций и инвестиций. Практически во всех землях региональными правительствами созданы специальные агентства по привлечению инвестиций и инноваций, которые ведут целенаправленную работу по организационной, юридической и финансовой поддержке иностранных компаний и физических лиц, создающих на территории Германии свои филиалы, совместные предприятия или новые фирмы.
Представленные выше специфические и общие механизмы и инструменты финансирования инновационной деятельности дали возможность Германии в течение длительного периода времени оставаться лидером в производстве и экспорте новых технологий и новейшего оборудования, что обеспечивает устойчивое экономическое развитие страны, характеризует систему управления инновациями как успешную и концептуально оправданную.
Трансляция проанализированных выше вариантов финансирования инновационной деятельности в Германии на российскую действительность имеет практическую значимость для российской вузовской науки.
Таким образом, нами выделены следующие направления улучшения системы финансирования вузовских инноваций:
- прямое государственное финансирование исследований с четкой целевой установкой на получение конкретных результатов;
- косвенные методы стимулирования инноваций, включая налоговые и амортизационные льготы, способствующие росту новаторской активности;
- стимулирование не только разработчиков и производителей инновационных продуктов, но также, и это самое главное, пользователей этой продукции;
- активная протекционистская политика государства в отношении отечественных разработок;
- организационная и юридическая поддержка иностранных компаний, создающих на территории России свои филиалы, совместные предприятия или новые фирмы.
Список литературы
1. Борис, О. А. Взаимосвязь менеджмента промышленной компании с проблемами и источниками инноваций / О. А. Борис, В. Н. Парахина // Социально-экономические явления и процессы. - 2012. - № 3.
2. Инновационный менеджмент : учеб. пособие / сост. Н. М. Цыцарова. - Ульяновск : Изд-во Ульян. гос. техн. ун-та, 2009.
3. Thames, R. C. Chasing Change: Building Organizational Capacity in a Turbulent Evironment / R. C. Thames, D. W. Webster. - USA : WILEY, 2009. - 255 p.
4. Патрик, Э. И. Инструменты управления и стимулирования научной и инновационной деятельности в Германии / Э. И. Патрик // Современные тенденции развития теории и практики управления в России и за рубежом : сб. докл. и тез. I (VI) Междунар. науч.-практ. конф. / под общей ред. д-ра экон. наук, проф. В. Н. Парахиной, д-ра экон. наук, проф. Л. И. Ушвицкого, канд. экон. наук
Е. Ф. Бобровой. - Ставрополь : Фабула, 2012. - Ч. 1.
References
1. Boris O. A., Parakhina V. N. Sotsial'no-ekonomicheskie yavleniya i protsessy [Social-economic phenomena and processes]. 2012, no. 3.
2. Innovatsionnyy menedzhment: ucheb. Posobie: sost. N. M. Tsytsarova [Innovative management: tutorial: compiled by N. M. Tsytsarova]. Ulyanovsk: Izd-vo Ul'yan. gos. tekhn. un-ta, 2009.
3. Thames R. C., Webster D. W. Chasing Change: Building Organizational Capacity in a Turbulent Evironment. USA: WILEY, 2009, 255 p.
4. Patrik E. I. Sovremennye tendentsii razvitiya teorii i praktiki upravleniya v Rossii i za rubezhom: sb. dokl. i tez. I (VI) Mezhdunar. nauch.-prakt. konf. [Modern trends of management theory and practice developments in Russia and abroad: collected reports and theses of I (VI) International scientific and practical conference]. Stavropol: Fabula, 2012, part 1.
Новикова Екатерина Николаевна
аспирант, Северо-Кавказский федеральный университет (Россия, г. Ставрополь, просп. Кулакова, 2)
E-mail: [email protected]
Novikova Ekaterina Nikolaevna Postgraduate student, North-Caucasus Federal University
(2 Kulakova avenue, Stavropol, Russia)
УДК330.332.3:001.89:37 Новикова, Е. Н.
Источники финансирования инновационной деятельности вузов /
Е. Н. Новикова // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Общественные науки. - 2013. - № 3 (27). - С. 199-207.