ТИПОЛОГИЯ ВУЗОВСКИХ ИННОВАЦИЙ ПО УРОВНЮ КОММЕРЦИАЛИЗАЦИИ ИХ МАЛЫМИ ИННОВАЦИОННЫМИ ПРЕДПРИЯТИЯМИ
ЛАВРУХИН АЛЕКСАНДР АЛЕКСАНДРОВИЧ ФГБОУ ВПО «Липецкий государственный технический университет», г. Липецк, Российская Федерация, e-mail: [email protected]
Устойчивое поступательное социально-экономическое развитие государства, обеспечение его конкурентоспособности обеспечивается в значительной мере наличием развитой среды «генерации знаний», основанной на значительном секторе фундаментальных исследований, эффективной системы образования, развитой инновационной системы и направленности государственной политики на стимулирование инновационной деятельности. Изменяющиеся экономические условия в стране подводят вузы к коммерциализации научной деятельности и, как следствие, к умению продавать результаты научно-технического творчества. В складывающейся ситуации создание системы реализации на внутреннем и международном рынках научно-инновационной продукции, которую производит высшее учебное заведение, является одним из путей повышения эффективности функционирования вузов в условиях рыночной экономики. Высшее учебное заведение может и должно самостоятельно или в ассоциации с другими вузами или коммерческими предприятиями обеспечить движение идеи от замысла до изготовления изделия и его реализации. Следовательно, научно-предпринимательская деятельность высшей школы является естественным способом поддержать себя своими собственными силами, хотя и ценой некоторого отвлечения от прямых функций. Направленное движение вперед невозможно без инновационной мотивации носителей идей, и прежде всего авторов интеллектуальной собственности, а также долгосрочного взаимовыгодного сотрудничества государства и бизнеса. В своей статье автор рассматривает проблемы коммерциализации инновационных разработок, анализируя ретроспективу работы закона ФЗ-217, направленного на создание благоприятных условий для вузов и НИИ. Учитывая почти пятилетний опыт работы вузов в направлении коммерциализации своих разработок, автор предлагает еще один подход, который по его мнению позволит внести определенную лепту в интенсификацию затянувшегося во времени и на просторах страны процесса: типологизацию вузовских инноваций по уровню коммерциализации их малыми инновационными предприятиями.
Ключевые слова: вуз, инновация; коммерциализация, малые инновационные предприятия, типология; классификация.
Неотъемлемой задачей современного университета, вместе с образовательной и научной деятельностью, становится его инновационная деятельность. Сегодня инновационная деятельность и трансфер технологий - это реальность современных взаимоотношений между наукой, промышленностью и рынком. Во всем мире признано, что университеты - важнейший источник инноваций. Именно здесь осуществляется значительная часть фундаментальных, прикладных исследований и технологических разработок.
Инновацией становятся только те новшества, которые обеспечивают общественный прогресс, экономию затрат, повышения уровня эффективности, рентабельности производства. Инновация это не просто нововведения, а новая функция производства и управления, которой присуще
иное качество и рассматривается в динамике как процесс.
Коммерциализация инноваций представляет собой технологию превращения научно-технического результата, в виде продукции или технологической разработки в коммерческий результат. При этом коммерческие результаты могут быть получены любым участником инновационного процесса, сопровождающего этапы жизненного цикла инноваций.
Проблема коммерциализации инноваций была и остается в центре внимания отечественных и зарубежных ученых [1].
Коммерциализация - это механизм получения прибыли от научных разработок в результате их внедрения в производство. Коммерциализация включает в себя не только стадию, когда ученый
выводит новую формулу, создает новую инновационную технологию или разрабатывает новый инновационный продукт, но также и цепочку стадий, когда научные разработки представляются на рынке знаний и идей, внедряются в производство, доводятся до потребителя и начинают приносить доход [2].
В России в августе 2009 г. был принят закон, позволяющий вузам и научно-исследовательским институтам создавать хозяйственные общества - малые наукоемкие компании и получать прибыль по результатам их деятельности. Закон был призван активизировать коммерциализацию вузовских разработок. Фактически российским вузам было представлено право утверждать дочерние компании, создавать центры трансфера технологий при вузах и т. п. Однако следует признать тот факт, что до сих пор, несмотря на тогдашнее заявление Минобрнауки о том, что 187 вузов готовы были создать более 2,5 тысяч малых предприятия, процесс коммерциализации вузовских инноваций в отечественных малых инновационных предприятиях носит фрагментарный характер. У российских вузов не наработан такой опыт, какой есть у университетов США, Европы и Китая, где возможности коммерциализации вузовских инноваций существуют уже десятилетия и используются очень широко [3].
В целом формирование механизма коммерциализации вузовских инноваций в малых инновационных предприятиях в период перехода национальной экономики от экспортно-сырьевой модели к инновационной модели экономического роста представляет собой актуальную научную задачу, имеющую важное народнохозяйственное значение [3].
Результат коммерциализации меняется в зависимости от типа инноваций и их характеристик.
Уникальность инноваций, определяемая их индивидуальностью, с одной стороны, сопряжена с многообразием форм коммерциализации инноваций. С другой стороны, множественность самих инноваций позволяет выделить два основных типа процессов их коммерциализации: передача потребителю на основе договорных отношений (лицензионных или безлицензионных) прав на пользование интеллектуальной собственности, требующая последующей материализации инноваций (форма частичного использования потенциала инноватора); предоставление конечному потребителю произведенной инновационной продукции на платной основе (форма полного использования потенциала инноватора).
Первый из выделенных типов коммерциализации инноваций характеризует так называемые открытые инновации.
Второй тип коммерциализации инноваций характеризует закрытые инновации, различающиеся по принципам осуществления.
В качестве общих принципов коммерциализации, присущих как открытым, так и закрытым инновациям, выделяются следующие.
Во-первых, доведение результатов инновационных разработок до конечного коммерческого результата.
Во-вторых, привлечение для коммерциализации инноваций талантливых людей, действующих как внутри фирмы-инноватора, так и вне ее.
В-третьих, это обеспечение заинтересованности всех участников процесса коммерциализации в конечном результате.
В-четвертых, это определение условий получения максимального эффекта от коммерциализации как компромисса между временем вывода инновации на рынок по отношению к конкурентам и степенью совершенства предлагаемой инновации.
В-пятых, это принцип контроля диффузии интеллектуальной собственности, чтобы конкуренты не могли незаконно воспользоваться нашими инновационными идеями.
В-шестых, это принцип взаимности, означающий получение прибыли как за счет продажи собственной интеллектуальной собственности, так и за счет приобретения интеллектуальной собственности, способной повысить эффективность нашего бизнеса у других компаний.
Исследования проблем коммерциализации вузовских инноваций показывают, что в их основе лежат особенности осуществления инновационной деятельности в вузах.
Во-первых, осуществление инновационной деятельности в вузах отличается распределением ресурса времени, существенная часть которого направлена на воспроизводство кадрового потенциала и аккумулирование знаний. Это сокращает долю времени на выполнение других функций при осуществлении инновационной деятельности, в частности, на осуществление маркетинговой деятельности.
Во-вторых, в силу проблемно-ориентированных схем организации вузовских подразделений осуществление инновационной деятельности в вузах, как правило, ограничивается объектно-предметной областью исследований соответствующей кафедры (научно-исследовательской лаборатории и т. д.) с преимущественной ориентацией на модель технологического толчка.
В-третьих, в вузовской среде традиционно ограничены производственные возможности для серийного выпуска инновационной продукции, что требует привлечения инновационными подразделениями вузов как посредниками фирм-патиентов, что отдаляет создателей вузовских инноваций от конечных потребителей.
В-четвертых, несовершенство системы государственной поддержки вузовских инноваций, ориентированной преимущественно на оценку качества идей, а не конечный инновационный продукт, в некоторой степени снижает активность инновационных подразделений вузов в части коммерциализации инноваций.
В-пятых, механизмы трансформации вузовских инновационных подразделений в малые инновационные предприятия, получившие развитие в мировой практике, и, в конечном итоге, определяющие развитие «новой экономики», в российской экономике до настоящего времени не отработаны [3].
На основе выделенных проблем коммерциализации вузовских инноваций в работе была сформирована классификация инновационных процессов, осуществляемых малыми инновационными предприятиями.
Для этого для более подробного методического рассмотрения термина «инновация» и подтверждения актуальности авторской трактовки (инновация - это конечный результат создания и внедрения в деятельность организации продукта или процесса, не имеющего аналога на рынке, при этом по итогам реализации инновации организация осуществляет выход на новый, более высокий уровень производительности и/или прибыльности) был проведен анализ классификационной схемы инноваций. С целью подтверждения охарактеризуем подходы отечественных и зарубежных авторов.
Г. Менш выделил базисные, улучшающие инновации (способствуют появлению новых отраслей и новых рынков) и «псевдоинновации» -мнимые нововведения (улучшают качество предмета или незначительно изменяют элементы технологического процесса) [4].
Внимание данного подхода сосредоточено исключительно на рассмотрении технологических нововведений, при этом используется единственный критерий классификации, в роли которого выступает степень радикальности инновации, поэтому подход носит в существенной степени ограниченный характер. В свете этого следует отметить, что рядом российских ученых предлагаются подходы, в основе которых лежит многокритериальная классификация инноваций.
С нашей точки зрения, наиболее интересными для целей данного диссертационного исследования являются классификации И. Т. Балабанова и А. И. Пригожина.
И. Т. Балабанов в качестве системы классификационных признаков выделяет следующие:
1) целевой признак - дает ответ на вопрос, что является целью инновации: решение немедленной задачи (текущей) или задачи будущего времени (стратегической);
2) внешний признак - указывает на форму реализации инновации;
3) структурный признак - определяет групповой состав инноваций как единой сферы экономических интересов государства [5].
А. И. Пригожин предложил более широкую типологию нововведений по десяти признакам [6].
Согласно основным зарубежным подходам, инновации делятся на две большие категории:
1. Эволюционные инновации, вызванные многочисленными, стабильными улучшениями в технологии или процессе. Они бывают двух типов:
- постоянные эволюционные инновации, реализованные в изменениях характеристик старого продукта;
- динамичные непрерывные эволюционные инновации - требуют некоторого переобучения пользователей.
2. Революционные инновации требуют большого переобучения пользователя, часто разрушают его повседневную жизнь и могут даже потребовать новых моделей поведения.
Согласно Стюарту [7], существует три категории инноваций:
1. Макроинновации - совершенно новые продукты или технологии, вызывающие радикальные изменения в отраслях, экономике или обществе в целом (например, электричество, синтетические волокна, микроэлектроника).
2. Базовые инновации - отдельные инновации, которые вместе дают мощный толчок в технологическом развитии (например, трансформаторы, газотурбинные двигатели, динамо-машины и электрическая лампочка).
3. Инновации-модификации - инновации, недостаточно радикальные, чтобы повлиять на технологический прогресс в целом. Это скорее важные составляющие отдельных возможностей для бизнеса (например, надувные колесные шины, лакокрасочные покрытия, зажигание от аккумулятора или движущийся конвейер).
В качестве обобщающего варианта вышесказанного, можно предложить следующую классификацию инноваций (рис. 1).
Инновации
Рис. 1. Классификация инноваций
Рассматривая различные подходы к классификации инноваций, необходимо учитывать, что обобщение и систематизация классификационных признаков и создание на основе этого научно обоснованной классификации инноваций имеет существенную практическую значимость, поскольку обладает потенциальной способностью дать детальное представление о характеристиках того или иного прогрессивного нововведения. А это, в свою очередь, необходимо для осуществления адекватной поддержки со стороны государства внедрения инноваций на предприятиях страны, в том числе малыми предприятиями.
В результате разработки и коммерциализации интеллектуальной собственности каждая из сторон - участников инновационного процесса получает свои преимущества. Высшая школа развивает исследования, как фундаментальные, так и прикладные, способствует внедрению своих новых технологий в реальные секторы экономики, еще в результате активного инновационного процесса вуз получает компетентные, квалифицированные кадры, способные работать в инновационной сфере подготавливать молодое поколение для работы в этой сфере. Для преподавателя научное кураторство в разрабатываемых проектах приводит также к поиску новых подходов в научно-образовательной деятельности, что способствует уже развитию научного потенциала и самого преподавателя. Студент, создавая инновационные продукты, учится работать в области инновационных технологий, применяя полученные знания и опыт в планировании своей будущей карьеры. Возможно прохождение стажировки или практики на предприятии в процессе внедрения инновационного продукта в производство. Предприятие, которое внедряет новую технологию, получает следующие преимущества: уникальную технологию, которая явно повысит и конкурентоспособность данной фирмы, подготовленные компетентные кадры для своего предприятия, способные помочь с внедрением в производство инновационной технологии, уменьшении всех видов рисков, связанных с приобретением этой инновации. Еще важно отметить, что для предприятия эта технология обходится значительно дешевле, нежели в случае приобретения ее у коммерческих организаций, специализирующихся на инновационном проектировании. В лице студентов, которые проходят стажировку на предприятии, руководство фирмы может видеть будущих специалистов, заинтересованных в работе на данном предприятии и обла-
дающих необходимыми знаниями, а главное опытом работы с новой технологией. Таким образом, каждый участник такого инновационного процесса получает свои преимущества и решает необходимые задачи [2].
Литература
1. Ворона Т. Ю. Организационные подходы к коммерциализации вузовских инноваций // Проблемы формирования новой экономики XXI века: V Между-нар. науч.-практ. Интернет-конференция. 21-22 дек. 2012 г. Харьков. 2012. С. 12.
2. Новикова Е. Н., Парахина В. Н. Развитие инфраструктуры коммерциализации инноваций // Вестник Северо-Кавказского федерального университета. 2013. № 2 (35). C. 258-262.
3. Сурат Л. И. Механизм коммерциализации вузовских инноваций в малых инновационных предприятиях: автореф. дис. ... канд. экон. наук. М., 2011.
4. Агарков С. А., Кузнецова Е. С., Грязнова М. О. Инновационный менеджмент и государственная инновационная политика. М.: «Академия Естествознания», 2011.
5. Балабанов И. Т. Инновационный менеджмент. СПб.: Питер, 2007.
6. Пригожин А. И. Методы развития организаций. М.: МЦФЭР, 2003.
7. Stewart R. N. (Toby) and Flynn, Larry. 1997. «Getting People Off Welfare: The Employment Support Program-Innovative Grassroots Community Economic and Social Development». Pp. 189-203 in Glor, Eleanor D., ed. Policy Innovation in the Saskatchewan Public Sector, 1971-82. Toronto: Captus Press.
References
1. Vorona T. Yu. Organizatsionnye podkhody k kommertsializatsii vuzovskikh innovatsij [Organizational approaches to commercialization of high school innovations] // Problemy formirovaniya novoj ekonomiki XXI veka: V Mezhdunar. nauch.-prakt. Internet-konferentsiya. 21-22 dekabrya 2012 g. Khar'kov. 2012. S. 12.
2. Novikova E. N., Parakhina V. N. Razvitiye infra-struktury kommertsializatsii innovatsij [Development of infrastructure of commercialization of innovations]// Vest-nik Severo-Kavkazskogo federal'nogo universiteta. 2013. № 2 (35). C. 258-262.
3. Surat L. I. Mekhanizm kommertsializatsii vuzovskikh innovatsij v malykh innovatsionnykh predpriyatiyakh [The mechanism of commercialization of high school innovations at the small innovative enterprises]: avtoref. dis. ... kand. ekon. nauk. M., 2011.
4. АgarkovS. А., Kuznetsova E. S., Gryaznova M. O. Innovatsionnyj menedzhment I gosudarstvennaya inno-vatsionnaya politika [Innovative management and state innovative policy]. M.: «Аkademiya Estestvoznaniya», 2011.
5. Balabanov I. T. Innovatsionnyj menedzhment [Innovative management]. SPb.: Piter, 2007.
6. Prigozhin A. I. Metody razvitiya organizatsij [Methods of development of the organizations]. M.: MTSFER, 2003.
7. Stewart R. N. (Toby) and Flynn, Larry. 1997. «Getting People Off Welfare: The Employment Support
Program-Innovative Grassroots Community Economic and Social Development». Pp. 189-203 in Glor, Eleanor D., ed. Policy Innovation in the Saskatchewan Public Sector, 1971-82. Toronto: Captus Press.
* * *
TYPOLOGY OF HIGH SCHOOL INNOVATIONS ON THE LEVEL OF THEIR COMMERCIALIZATION BY SMALL INNOVATIVE ENTERPRISES
LAVRUKHIN ALEKSANDR ALEKSANDROVICH Lipetsk State Technical University, Lipetsk, the Russian Federation, e-mail: [email protected]
Sustainable forward social and economic development of the state, ensuring its competitiveness is going considerably with existence of the developed environment of the «generation of knowledge» based on considerable sector of basic researches, existence of an effective education system, the developed innovative system and an orientation of a state policy on stimulation of innovative activity. The changing economic conditions in the country bring higher education institutions to commercialization of scientific activity and, as a result, to ability to sell results of scientific and technical creativity. In the developing situation creation of system of realization in the internal and international markets of scientific and innovative production which makes a higher educational institution, is one of ways of increase of efficiency of functioning of higher education institutions in the conditions of market economy. The higher educational institution can and has to independently or in association with other higher education institutions or the commercial enterprises provide the movement of idea from a plan before production of a product and its realization. Therefore, scientific business activity of the higher school is a natural way to support itself by own forces, though at the price of some derivation from direct functions. The directed advance is impossible without innovative motivation of carriers of ideas, and first of all authors of intellectual property, and also long-term mutually beneficial cooperation of the state and business. In the article the author considered problems of commercialization of innovative development, analyzing a retrospective of work of the law FL-217 directed on creating favorable conditions for higher education institutions and scientific research institute. Considering almost five years' experience of higher education institutions in the direction of commercialization of the development, the author offered one more approach which in his opinion will allow to bring a certain contribution in an intensification tightened in time and on open spaces of the country of process: a typologization of high school innovations on the level of their commercialization by small innovative enterprises.
Key words: higher education institution, innovation, commercialization, small innovative enterprises, typology, classification.