Научная статья на тему 'Анализ потенциальных возможностей коммерциализации вузовских инноваций в малых инновационных предприятиях'

Анализ потенциальных возможностей коммерциализации вузовских инноваций в малых инновационных предприятиях Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
405
70
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОТЕНЦИАЛЬНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ / КОММЕРЦИАЛИЗАЦИЯ ВУЗОВСКИХ ИННОВАЦИЙ / МАЛЫЕ ИННОВАЦИОННЫЕ ПРЕДПРИЯТИЯ / COMMERCIALIZATION OF HIGH SCHOOL INNOVATIONS / SMALL INNOVATIVE ENTERPRISES / POTENTIAL POSSIBILITIES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Сурат Л.И.

Представлены результаты исследования влияния динамики инновационной деятельности на коммерциализацию инноваций. Приведен анализ влияния внутренних и внешних факторов на процесс коммерциализации вузовских инноваций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANALYSIS OF THE POTENTIAL COMMERCIALIZATION OF UNIVERSITY INNOVATION IN SMALL INNOVATIVE ENTERPRISES

Results of research of influence of dynamics of innovative activity on commercialization of innovations Are presented. The analysis of influence of internal and external factors on process of commercialization of high school innovations is resulted.

Текст научной работы на тему «Анализ потенциальных возможностей коммерциализации вузовских инноваций в малых инновационных предприятиях»

АНАЛИЗ ПОТЕНЦИАЛЬНЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ КОММЕРЦИАЛИЗАЦИИ ВУЗОВСКИХ ИННОВАЦИЙ В МАЛЫХ ИННОВАЦИОННЫХ ПРЕДПРИЯТИЯХ

Сурат Л.И., соискатель ГАСИС

Представлены результаты исследования влияния динамики инновационной деятельности на коммерциализацию инноваций. Приведен анализ влияния внутренних и внешних факторов на процесс коммерциализации вузовских инноваций.

Ключевые слова: потенциальные возможности, коммерциализация вузовских инноваций, малые инновационные предприятия.

ANALYSIS OF THE POTENTIAL COMMERCIALIZATION OF UNIVERSITY INNOVATION IN SMALL INNOVATIVE ENTERPRISES

Surat L., the applicant, GASIS

Results of research of influence of dynamics of innovative activity on commercialization of innovations Are presented. The analysis of influence of internal and external factors on process of commercialization of high school innovations is resulted.

Keywords: potential possibilities, commercialization of high school innovations, the small innovative enterprises.

Говоря о мировых тенденциях развития инновационной деятельности, определяющей процесс коммерциализации инноваций, следует выделить:

- рост уровня мотивации участников инновационной деятельности и оценки человеческих ресурсов в инновационной сфере. С одной стороны, формирование интеллектуальных активов как совокупности знаний сотрудников, их творческих способностей, умения ре-

шать проблемы, лидерских качеств, предпринимательских и управленческих навыков, является объектом стоимости, и может являться объектом коммерциализации, например в форме аутсорсинга, а, с другой стороны, уход того или иного сотрудника, занятого в инновационной сфере, с предприятия может означать не только потерю части интеллектуального капитала компании, но и возникновение серьёзных убытков при переходе специалиста к конкурентам;

Стимулирующие факторы Внутренние

- - комплексность ресурсного обеспечения процесса коммерциализации инновационных разработок (финансового, кадрового, организационного, материально-технического и технологического);

- совершенствование процессов юридического сопровождения процесса трансфера инновационного продукта, включая обеспечение защиты прав на объекты интеллектуальной собственности;

- использование современных концепций и технологий маркетинга на всех стадиях коммерциализации инноваций;

- создание структуры управления, отвечающей за коммерциализацию результатов инновационной деятельности вуза, что позволяет расширить источники ресурсного обеспечения за счет коммерциализации вузовских разработок;

- опора на инновационно-технологическую и материально-техническую базу инновационно-образовательногог комплекса вуза стабильный рост внутренних затрат на исследования и разработки; Внешние

- перенос центра тяжести инновационной деятельности из сферы специализированных исследовательских организаций в вузовский сектор;

- политическая стабильность и поступательность социально-экономического развития;

- положительная динамика изобретательской активности в инновационном секторе экономики

Коммерци ализация вузовских инноваций

А Ч

Сдерживающие

факторы

Внутренние

низкий уровень мотивации и рост среднего возраста

работников

инновационной сферы в вузах;

проблемы оценки стоимости инноваций как нематериальных активов, используемых при

определении стоимости предприятия;

технократический подход к управлению;

- недостаточный уровень бизнес-планирования, бюджетирования и управленческого учёта;

дефицит ресурса времени на

коммерциализацию инноваций, обусловленный отвлечением ресурсов на воспроизводство кадрового потенциала Внешние

- существенный уровень технологической отсталости страны;

- относительно низкий уровень

предпринимательской уверенности в РФ;

- несоответствие реалий российской экономики требованиям ВТО;

узкий формат коммерциализации нововведений;

неразвитость инновационной инфраструктуры и рынка технологий

Рис.1. Сдерживающие и стимулирующие факторы коммерциализации вузовских инноваций.

40 TRANSPORT RTTSTNFSS TN RTTSSTA

- повышение уровня активности патентно-информационных исследований. Сбор, обработка, анализ информации о разработках, потребителях конкурентах и рынках, проводимые в процессе создания инноваций с учетом патентно-информационных исследований, служат базой для определения внешних условий коммерциализации инноваций;

- введение на инновационных предприятиях внутреннего технологического аудита на систематической основе. Подобный технологический аудит, заключающийся в анализе знаний, опыта и других нематериальных активов, которыми располагает предприятие в целом и его отдельные подразделения, определяет внутренние возможности коммерциализации инноваций;

- усиление акцента на проектный подход к управлению инновациями, предусматривающий реализацию принципа самоокупаемости, когда доходы от реализации инновационного продукта являются единственным источником покрытия вложенных инвестиций, что во много предопределяет выбор форм коммерциализации инноваций;

- развитие кооперации в сфере НИОКР, создание консорциумов и стратегических альянсов, направленных на целевое увеличение интеллектуальных ресурсов, распределение затрат и рисков, позволяет повысить надежность результатов при коммерциализации инноваций;

- институциональное развитие центров поддержки инновационной деятельности, играющих роль катализаторов, как в разработке научных идей, так и в последующей коммерциализации созданных инноваций;

- ускорение инновационных процессов и расширение границ их осуществления благодаря активному использованию информационных технологий. Стирание пространственных границ в результате информационной революции позволило инновационным предприятиям качественно расширить свою клиентуру, расширить объёмы доступных патентно-информационных ресурсов, ускорить переговоры по сделкам и существенно расширить спектр объектов интеллектуальной собственности и вариантов коммерциализации инноваций;

- активное внедрение в инновационную деятельность методов бенч-маркинга и функционально-стоимостного анализа (ФСА). Метод ФСА, заключающийся во всестороннем технико-экономическом исследовании предлагаемого инновационного продукта с целью развития полезности его функций при поиске рациональных соотношений между полезностью отдельных частей инновационного продукта и затратами на их осуществление, по сути, направлен на определение рациональных условий коммерциализации инноваций. Бенчмаркинг, заключающийся в систематическом целенаправленном поиске лучших примеров осуществления инноваци-

Таблица 1. Варианты коммерциализации вузовских инноваций в малых инновационных предприятиях

№ Фазы инновационной деятельности Характеристика фаз Варианты коммерциализации

Привлечение ресурсов Возврат вложенных средств

1 Реализация вузовских НИР Генерация идеи, выбор идеи, проверка новизны идеи (патентный поиск и поиск по открытым источникам), реализация НИР, оформление результатов НИР, защита результатов НИР. Поиск бюджетного финансирования на безвозвратной основе. Поиск финансирования с помощью банковских механизмов Рыночная реализация идей, ноу-хау, патента, полезной модели, программы ЭВМ, авторских произведений и т.д.

2 Планирование Start Up Реализация этапов процесса коммерциализации инновационных технологических разработок, создания малых внедренческих предприятий (Start Up), осуществление работы на технологических рынках Экономическая оценка возможностей коммерциализации инновационных разработок при создании малых внедренческих предприятий(бизнес-планирование, экономические расчеты перспектив использования разработок, оценка нематериальных активов) Поиск бюджетного финансирования Поиск финансирования с помощью банковских механизмов Рыночная реализация патентов на методы и устройства их реализующие

3 Организация работы по формированию капитала Start Up Организация работы по Формирование акционерных соглашений, определение условий выхода инвесторов из проекта, проведение комплексного аудита компании, проведение инвестиционной презентации проекта, осуществление предварительного размещения, реализация IPO, работа с не эмиссионными ценными бумагами Поиск бюджетного финансирования Поиск финансирования с помощью банковских механизмов Поиск финансирования в коммерческом секторе Рыночная реализация прав на опытные образцы продукции

4 Реализация деятельности Start Up Реализация главного закона стартапа ("31" -inventor/innovator/investor), определение сторон процесса инвестирования (учредителей), работа с инвесторами, инвестирование инновационной деятельности, выпуск акций, проведение IPO Поиск бюджетного финансирования. Поиск финансирования с помощью банковских механизмов. Поиск финансирования в коммерческом секторе. Предоставление инвесторам доли малых внедренческих предприятий для вложения капитала. Предоставление конечным потребителям инновационной продукции Рыночная реализация прав на промышленные образцы продукции

онной деятельности, напрямую связан с совершенствованием форм коммерциализации инноваций;

- поддержка процесса принятия решения в инновационной сфере на основе методов контроллинга, позволяющих оценить уровень фактических и планируемых расходов и доходов при коммерциализации инноваций.

На основе результатов исследования влияния динамики инновационной деятельности на коммерциализацию инноваций в работе был проведен анализ влияния внутренних и внешних факторов на процесс коммерциализации вузовских инноваций в РФ. Выявленные и проранжированные внешние и внутренние сдерживающие и стимулирующие коммерциализацию вузовских инноваций факторы представлены на рис.1.

Ключевым внешним фактором, стимулирующим коммерциализацию вузовских инноваций в малых инновационных предприятиях в России, является перенос центра тяжести инновационной деятельности всей отечественной экономики из сферы специализированных исследовательских организаций (НИИ, КБ и т.д.) в вузовский сектор. В то же время общий уровень технологической отсталости страны (в среднем по отраслям на два поколения технологий) является основным внешним сдерживающим фактором коммерциализации вузовских инноваций.

Среди внутренних факторов, сдерживающих коммерциализацию вузовских инноваций в малых инновационных предприятиях, основное значение имеет низкий уровень мотивации и рост среднего возраста работников инновационной сферы в вузах. В то же время ключевым стимулирующим внутренним фактором становится формирование комплексной системы ресурсного обеспечения коммерциализации инновационных разработок вузов.

Результаты SWOT-анализа перспектив коммерциализации вузовских инноваций в малых инновационных предприятиях в России, проведенного экспертным методом, показали, что по 5-ти бальной шкале оценка поля «сила - возможности» ^О) составляет 3,87 балла, оценка поля «сила - угрозы» ^Т) - 3,84 балла, оценка поля «слабость - возможности» ^О) - 3,23 балла, оценка поля «слабость - угрозы» ^Т) - 2,36 балла.

Наибольшие перспективы эффективной коммерциализации вузовских инноваций в малых инновационных предприятиях соответствуют полю «сила - возможности», однако если этот сценарий не будет реализован за счет использования рациональных методов коммерциализации, то вузовские инновации имеют достаточно высокий риск попасть под приоритетное влияние поля «сила - угрозы». Об этом свидетельствует дистанция разрыва влияния полей

SO и ST на коммерциализацию вузовских инноваций, составившая 0,03 балла. Необходимость увеличения разрыва влияния полей SO и ST требует определения потенциальных вариантов коммерциализации вузовских инноваций.

Выявленные в процессе исследования варианты коммерциализации вузовских инноваций в малых инновационных предприятиях и их характеристика применительно к детализированной цепочке фаз инновационной деятельности «генерация идей - отбор идей

- разработка и проверка концепции - стратегия маркетинга -финансовый анализ - разработка продукции - пробный маркетинг

- реализация продукции» приведены в табл.1.

Как следует из результатов представленных исследований (табл.1) коммерциализация вузовских инноваций в малых инновационных предприятиях, рассматриваемая с точки зрения возврата вложенных средств, имеет достаточно жесткую привязку к фазам инновационной деятельности, начиная от реализации идей и ноу-хау, и заканчивая реализацией прав на промышленные образцы продукции и самой инновационной продукции конечным потребителям.

С точки зрения привлечения инвестиционных ресурсов коммерциализация вузовских инноваций в малых инновационных предприятиях практически на любой фазе инновационной деятельности представлена широким спектром вариантов, к которым, помимо представленных в табл.1, следует добавить использование собственных ресурсов (финансовых, материальных и интеллектуальных).

Для определения эффективности потенциальных вариантов коммерциализации вузовских инноваций в малых инновационных предприятиях возникла необходимость в разработке соответствующих критериев оценки эффективности.

Литература:

1. Афонин И.В. Инновационный менеджмент и экономическая оценка реальных инвестиций. - М.: Гардарики, 2006.

2. Тамбовцев В.Л. Основы институционального проектирования. Инфра-М, 2007.

3. Трифилова А.А. Оценка эффективности инновационного развития предприятия. - Москва. - ФИНАНСЫ И СТАТИСТИКА, 2005.

4. 54. Управление инновациями: В 3 кн. Кн. 1. Основы организации инновационных процессов/ Под ред. Ю.В. Шленова. - М.: Высш.шк., 2003.

5. Шумпетер И. Теория экономического развития / И. Шумпе-тер. - М.: Прогресс, 1982.

АНАЛИЗ ФАКТОРОВ И УСЛОВИЙ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИХ ПЕРСПЕКТИВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ИННОВАЦИОННОЙ СРЕДЫ В БАНКОВСКОЙ СФЕРЕ

Фомина Г.Ю., соискатель ГОУ ДПО ГАСИС

Представлены результаты анализа подходов и форм организации инновационной деятельности в банках. Определены сдерживающие и стимулирующие факторы развития инновационной деятельности банков.

Ключевые слова: анализ, факторы и условия, инновационная среда, банковская сфера.

ANALYSIS OF FACTORS AND CONDITIONS THAT DETERMINE THE PROSPECTS OF BUILDING AN INNOVATIVE ENVIRONMENT IN THE BANKING SECTOR

Fomina G., The applicant, GOU DPO GASIS

Results of the analysis of approaches and forms of the organization of innovative activity in banks are presented. Constraining and stimulating factors of development of innovative activity of banks are defined.

Keywords: the analysis, factors and conditions, the innovative environment, bank sphere.

Информатизация и глобализация мировой экономики кардинальным образом изменили процессы развития финансового рынка в целом и коммерческих банков в частности, придав им инновационную направленность. В банковской сфере это проявилось в появлении новых и развитии существующих финансовых инструментов, новых банковских продуктов, начиная от широкого спектра банковских карт с множеством возможных инновационных операций, инновационных систем удаленного доступа управления счетами и заканчивая инновационными инвестиционными услугами.

В общем случае под инновацией будем понимать конечный результат инновационной деятельности, получивший воплощение в виде нового или усовершенствованного продукта, внедренного на рынке, нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности либо в новом подходе к социальным услугам. Применительно к банковской сфере понятие «инновация» означает:

создание новых банковских продуктов (услуг), обладающих

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.