Научная статья на тему 'Сущность и методы коммерциализации инноваций'

Сущность и методы коммерциализации инноваций Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2529
413
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
ЭКОНОМИНФО
Область наук
Ключевые слова
ИННОВАЦИЯ / КОММЕРЦИАЛИЗАЦИЯ ИННОВАЦИЙ / ВИДЫ КОМЕРЦИАЛИЗАЦИИ ИННОВАЦИЙ / МЕТОДЫ КОММЕРЦИАЛИЗАЦИИ ИННОВАЦИЙ / INNOVATION / INNOVATION COMMERCIALIZATION / COMMERCIALIZATION OF INNOVATIONS / METHODS OF COMMERCIALIZATION OF INNOVATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Анисимов Ю.П., Данилова Ю.С.

В статье рассмотрены теоретические аспекты коммерциализации инновационого продукта, а именно понятие инноваций и коммерциализации, виды коммерциализации, а также представлены основные методы коммерциализации инноваций

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ESSENCE AND METHODS OF COMMERCIALIZATION OF INNOVATION

The article considers theoretical aspects of commercialization of innovative products, namely the concept of innovation and commercialisation, commercialization, and presents the main methods of commercialization of innovation

Текст научной работы на тему «Сущность и методы коммерциализации инноваций»

ИННОВАЦИИ И ИНВЕСТИЦИИ

СУЩНОСТЬ И МЕТОДЫ КОММЕРЦИАЛИЗАЦИИ ИННОВАЦИЙ

Ю.П. Анисимов, д-р экон. наук, профессор e-mail: KafedraEUPM@yandex.ru Ю.С. Данилова, магистрант e-mail: daniyulya@yandex.ru

Воронежский государственный технический университет

В статье рассмотрены теоретические аспекты коммерциализации инновационого продукта, а именно — понятие инноваций и коммерциализации, виды коммерциализации, а также представлены основные методы коммерциализации инноваций

Ключевые слова: инновация, коммерциализация инноваций, виды комерциализации инноваций, методы коммерциализации инноваций

THE ESSENCE AND METHODS OF COMMERCIALIZATION

OF INNOVATION

Y.P. Anisimov, Doctor of Economic Science, Professor e-mail: KafedraEUPM@yandex.ru Y.S. Danilova, Undergraduate e-mail: daniyulya@yandex.ru

Voronezh State Technical University

The article considers theoretical aspects of commercialization of innovative products, namely the concept of innovation and commercialisation, commercialization, and presents the main methods of commercialization of innovation

Key words: innovation, innovation commercialization, commercialization of innovations, methods of commercialization of innovation

В век стремительно развивающихся технологий наибольшую актуальность приобретает тема инноваций.

Для эффективного развития и сохранения собственной конкурентоспособности предприятиям нужно не только создавать инновационные продукты, но и внедрять их на рынок. Для этого процессы интеллектуальной собственности необходимо коммерциализировать.

Чтобы понять процесс коммерциализации инноваций, в начале надо разобраться, что такое инновация.

Анисимов Ю.П. считает инновацию (нововведение) новшеством, которое принято к внедрению на рынке (коммерциализация) или в практической деятельности (потребление и (или) производство) [1].

По мнению А.А. Кутейникова, инновация заключается новой форме удовлетворения принятых общественных потребностей, дающий прирост полезного эффекта и обладающий признаками рыночной и (или) научно-технической новизны.

По Азгальдову Г.Г инновация представляет собой такой процесс (или его результат), использующий полностью или частично охраноспособные достижения интеллектуальной деятельности; и/или обеспечивающие производство патентоспособных товаров; и/или обеспечивающих производство продукции и/или услуг, по своему уровню качества совпадающих с мировым [2].

Проанализировав имеющиеся термины, мы пришли к выводу, что целесообразно определить инновацию как конечный результат инновационной деятельности, принятый к внедрению на рынке или в практической деятельности, обладающий новыми способами удовлетворения сложившихся общественных потребностей, получивший воплощение в виде нового или усовершенствованного продукта и приносящий экономическую выгоду.

Выделяют много подходов к определению коммерциализации инноваций. Самые известные мы сведем в таблицу для дальнейшего анализа.

Подходы к определению коммерциализации инноваций

Автор определения. Название Понятие «коммерциализация»

Решение Совета глав правительств СНГ «О Межгосударственной программе инновационного сотрудничества государств - участников СНГ на период до 2020 года» от 18 октября 2011 года [3] Привлечение заинтересованных лиц для финансирования деятельности по внедрению данного новшества, учитывая их долю в будущей прибыли при условии успеха.

Толковый словарь В.И. Суслова [4] Процесс превращения инноваций в источник дохода, в объект получения прибыли, осуществляющийся при передачи и внедрении новых технологий и/или выпуске новых товаров на производстве и их реализацию на рынкок.

Дж. Казметский. [5] Процесс, при помощи которого результаты НИОКР своевременно превращаются в товары и услуги на рынке.

Я.Н. Грик и Е.А. Монастырный. [6] Извлечение прибыли от ее реализации или использования в собственном производстве.

Коваженков М.А и Бганцева Я.В. [7] Процесс превращения результатов НИОКР, которые сохранят свою рыночную востребованность и актуальность, в товары и услуги на рынке, которые своей целью получить доход от их реализации, лицензирования или собственного использования.

Проанализировав определения таблицы, необходимо отметить, что каждый из авторов по- своему прав, поэтому было принято решение дать свое определение.

С нашей точки зрения, целесообразно определить коммерциализацию новшества в виде процесса, который помогает изменить научный результат или технологическую разработку в продукты и\или услуги и осуществляет коммерциализацию инновационной разработки.

Основными формами коммерциализации инновационной продукции промышленных предприятий можно назвать самостоятельную коммерциализацию предприятием, производящего инновационную продукцию, внедряющуюся за счет предприятия - комер-циализатора и комбинированную форму. Все эти формы представлены на рисунке.

При условии, если коммерциализация осуществ-

ляется самостоятельно, предприятию нужно все осуществлять собственными силами за счет имеющихся ресурсов, для того, чтобы получить доход от продаж и/или от использования в собственном производстве.

Инновации могут быть коммерциализованы либо самим изобретателем, при помощи открытия инновационного предприятия либо могут применять открытие на уже существующих фирмах, либо путем передачи третьим лицам прав на коммерциализацию инновационной разработки.

В зависимости от того, какую долю инновационной деятельности (и, как следствие, коммерциализации инноваций) занимает в деятельности предприятия, на предприятии создается временная команда комерциализаторов или структурное подразделение, действующее постоянно.

Основные формы коммерциализации инновационной продукции промышленных предприятий При самостоятельном осуществлении коммерци- ализации предприятию нужно осуществлять все соб-

ственными силами за счет имеющихся ресурсов или ресурсов, вовлеченных со стороны.

При условии, что деятельность предприятия нацелена на производство инновационных товаров, обоснованно будет создать постоянно действующее структурное подразделение. В обратном случае целесообразно будет организовать временную команду сотрудников, которая осуществляла бы внедрение коммерциализации.

Стоит отметить, что в случае, когда невозможно, нецелесообразно осуществить коммерциализацию предприятием и подобных причин, коммерциализация может быть организована внешним предприятием -комерциализатором, которое профессионально осуществит все необходимые этапы данного процесса без постоянного контроля со стороны предприятия-разработчика.

Смешанная форма коммерциализации инновационных товаров промышленных предприятий заключается в внедрении частично со стороны предприятия-разработчика инновационной продукции, частично со стороны внешнего предприятия - коммерциализатора.

Такая форма используется при желании внедрить коммерциализацию инновационной продукции одновременно на внешнем и внутреннем рынках.

Одним из ведущих методов коммерциализации можно назвать собственное использования инновационных товаров: на собственном предприятии для сбыта продукции или использование в необходимых процессах предприятия, организация дочернего предприятия, полностью занимающегося производством, реализацией и продвижением инновационных товаров [8].

Недостатками данного метода являются высокие риски, большой срок окупаемости, для которых требуется наличие значительных денежных вложений. Однако при успешной организации производства и получении необходимой ниши на рынке возможны достаточно высокие доходы. Также одним из достоинств данного метода можно назвать постоянный контроль предприятия, производства и полное контроль прав на интеллектуальную собственность.

Еще одним методом коммерциализации инноваций можно назвать передачу некой доли прав на использование технологии производства товаров. Это может осуществляться в виде лицензирования, инжиниринга, лизинга и франчайзинга.

Положительными сторонами при выборе этого метода являются минимальные риски, небольшие затраты, весьма короткий срок окупаемости. При этом предприятие получит возможность выхода на новые рынки за счет других компаний, создание собственного товарного знака и финансирование от заказчика

при заключении подрядного договора.

Но не стоит забывать и об отрицательных сторонах данного метода, которыми являются значительно низкие доходы в сравнении с другими способами коммерциализации, риск нарушения лицензии патентных прав и создание контрафактной продукции.

При условии продажи патента предприятие полностью отказывается от прав на изготовление и сбыт инновационных товаров. Такой метод выгоден при нежелании, невозможности или нецелесообразности предприятию применять коммерциализацию.

Положительными сторонами этого метода стоит назвать то, что предприятие подвергается малозначительным рискам и затратам, получает минимальный срок окупаемости и возможность получить очень высокий доход в зависимости от важности разработанной инновации. При этом присутствует риск недополучить потенциальный доход, и из-за упрочнения позиций конкурентов возможна вынужденная смена сферы деятельности.

Изучив отрицательные и положительные аспекты каждого из методов коммерциализации, можно прийти такому выводу: при первом способе коммерциализации предприятию необходимо учитывать, что для удачного внедрения этого процесса нужны значительные финансовые, трудовые и временные ресурсы. Значительное увеличение доли рынка и возврат инвестиций будут оправданы только в условии долгосрочной или среднесрочной перспективы. Однако существует риск, что инновационный товар или услуга окажутся невостребованными потенциальными покупателями даже при условии самой эффективной формы организации производства.

В том случае, если предприятие выбирает второй или третий вариант коммерциализации, оно может вернуть затраченные на создание нововведения инвестиции в более короткий период.

Если же предприятие продает свою лицензию, оно передает часть рынка лицензиату, но при этом имеет стабильный невысокий доход, например, роялти, и определенные возможности по продвижению инноваций на рынке, которые включают и новые бизнес - пространства за счет лицензиата.

Беря в расчет , что получение выручки и прибыли - это главная цель каждой компании, основной задачей для предприятия при анализе способов коммерциализации является необходимость просчитывать предполагаемые доходы и расходы отдельно по каждому из них.

Литература.

1. Анисимов Ю.П. Инновационный менеджмент: практикум: учеб. пособие / Ю.П. Анисимов, Ю.В. Качина, Е.В. Солнцева. Воронеж: ГОУВПО «Воронежский государственный технический университет», 2008. - C.10

2. Азгальдов Г. Г., Костин А. В. Интеллектуальная собственность, инновации и квалиметрия // Экономические стратегии, 2008. — № 2(60). — С.162-164.

3. Решение Совета глав правительств СНГ «о Межгосударственной программе инновационного сотрудничества государств - участников СНГ на период до 2020 года» от 18 октября 2011 года.

4. Ляшин А. Стратегии коммерциализации инноваций - мост между инноватором и бизнесом [Электронный ресурс] / А. Ляшин// Экономика и жизнь. -2013.- №36 (9402). - Режим доступа: URL: http://www.eg-online.ru/ (дата обращения: 15.06.2016).

5. Казметский Дж. Вызов технологических инноваций на пороге новой эры общемировой конкурен-

ции // Трансфер технологии и эффективная реализация инноваций. - 6-е, изд. доп и перераб. М.: АНХ, 2014. - 19 с.

6. Грик Я.Н. Ресурсный подход к построению бизнес-процессов и коммерциализации разработок / Я.Н. Грик, Е.А. Монастырный // Инновации, 2014. -№ 7. - С.15-21

7. Коваженков М.А., Бганцева Я.В. Инновационная стратегия управления коммерциализацией интеллектуальной собственности ВУЗа [Электронный ресурс] / М.А. Коваженков, Я.В. Бганцева // Креативная экономика. — 2013. — № 11 (35). — c. 21-28. - Режим доступа: URL: https://creativeconomy.ru/articles/2881/ (дата обращения: 18.06.2016).

8. Тихонов Н.А. Эффективность способов коммерциализации инноваций [Электронный ресурс] / Н.А. Тихонов // Управление экономическими системами. - 2012. - № 4 (40) - Режим доступа: URL: https://cyberleninka.ru/article/n/eifektivnost-sposobov-kommertsializatsii-innovatsiy

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.