Педагогика
УДК 373
кандидат психологических наук, доцент Жулина Елена Викторовна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (Мининский университет) (г. Нижний Новгород); студент Клюкина Юлиана Юрьевна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (Мининский университет) (г. Нижний Новгород)
ПРОБЛЕМЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В АКТИВИЗАЦИИ ЭКСПРЕССИВНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ
РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ
Аннотация. В статье очерчен круг проблем применения информационно-коммуникационных технологий в коррекционно- педагогической работе с детьми раннего возраста с задержкой речевого развития. Также рассматриваются вопросы методического характера, затрагивающие аспекты применения мультимедийной и компьютерной поддержки, как инструмента активизации экспрессивной речи при ЗРР, которая предполагает использование адаптированных компьютерных программ в целях решения различных логопедических, развивающих и обучающих задач. На основе теоретических источников и практического опыта разработки индивидуальных занятий и интерактивных игр была составлена таблица организации коррекционно-педагогической работы по данной теме с применением информационно-коммуникационных технологий.
Ключевые слова: информационно-коммуникационные технологии (ИКТ), интерактивные игры, PowerPoint презентация, задержка речевого развития, мультимедийная презентация, гигиенические требования, авторские цифровые обучающие ресурсы.
Annotation. The article outlines the range of problems of using information and communication technologies in correctional and pedagogical work with young children with delayed speech development. It also discusses methodological issues affecting the aspects of the use of multimedia and computer support as a tool for activating and stimulating the expressive speech of younger preschoolers with delayed speech development, which involves the use of adapted computer programs in order to solve various speech therapy, developmental and educational tasks. Based on theoretical sources and practical experience in the development of individual lessons and interactive games, a table was drawn up for organizing correctional and pedagogical work on this topic using information and communication technologies.
Keywords: information and communication technologies (ICT), interactive games, PowerPoint presentation, speech development delay, multimedia presentation, hygiene requirements, author's digital training resources.
Введение. Во-первых, одной из актуальных проблем логопедической теории и практики является проблема активизации экспрессивной речи у детей раннего возраста с задержкой речевого развития (далее ЗРР). По этому поводу Т. Н. Ушаковой [16] было высказано мнение о имеющейся у детей раннего возраста «преграде» в произвольном управлении ими артикуляторным аппаратом с формированием способности говорения. Ряд авторов [7], [6], [5] неоднократно отмечают, что дошкольников с ЗРР необходимо специально побуждать к имитации слогов, слов. Детям с данным видом речевого дизонтогенеза не обойтись без подсказок со стороны педагога, в том числе и с использованием информационно-коммуникационных технологий, которые, в свою очередь, могут служить средством сенсорной интеграции и опоры для планирования речевой деятельности.
Во-вторых, современная логопедия в недоразвитии механизмов речи у детей с ЗРР выделяет: когнитивные, языковые и базовые психофизиологические предпосылки нарушения формирования способности говорения. Данный вопрос практически не изучен. Поэтому в данный момент большой интерес представляет вопрос об активизации экспрессивной речи у детей с ЗРР посредством ИКТ технологий с учетом своеобразия механизма недоразвития. В-третьих, у детей раннего возраста с ЗРР наблюдается затруднение в продуцировании причинно-следственных отношений, понимании слов, в словообразовании. Но, ряд ученых, Е.В. Жулина, С.В. Белов, А.И. Захаров, В.И. Селиверстов, пишут о том, что дошкольникам удается выполнять упражнения наглядно-действенного невербального вида. Этот фактор может обеспечить процесс активизации экспрессивной речи путем вовлечения ребенка в интерактивную игру с использованием мультимедийной презентации.
Активизация экспрессивной речи у детей раннего возраста с ЗРР предполагает определенную организацию деятельности педагога при использовании информационно-коммуникационных технологий. В данной статье описываются возможности информационно-коммуникационных технологий в коррекционно-педагогической работе логопеда, а также физиологические и морфологические особенности организма дошкольников и проблемы гигиенического характера в связи с использованием ИКТ. Проанализированы достоинства и недостатки программы PowerPoint презентаций и интерактивных игр в логопедической работе по активизации экспрессивной речи у дошкольников с ЗРР с учетом механизма недоразвития речи. Статья описывает организацию индивидуальных занятий с учетом методических рекомендаций и гигиенических требований к безопасности оборудования при работе с цифровыми ресурсами. Описываются основные требования к интерактивным играм и особенностям их применения в целях активизации экспрессивной речи у детей раннего возраста с ЗРР.
Изложение основного материала статьи. Утверждение факта того, что практическая деятельность логопеда становится более результативнее, если он владеет информационно-коммуникационными технологиями и возможностями Интернета ресурсов, не вызывает сомнения ни у кого. Реформа образовательной системы определяет ИКТ технологии, как средство, с помощью которого логопед сможет качественно изменить свою компетентность на пути выполнения требований профессионального стандарта педагога.
ФГОС дошкольного образования [13] задает социальные и психологические ориентиры характеристик личности детей по результатам освоения программ дошкольного образования, где речь выступает в роли
самостоятельно формируемой функции. Результатами освоения ступени дошкольного образования служат хорошее понимание дошкольником устной речи и способности выражения своих мыслей и желаний, освоение речевой культуры.
Для достижения целевых ориентиров в группе детей с задержкой речевого развития возрастает необходимость регулярной коррекционно-педагогической работы, так как дошкольники с ЗРР имеют своеобразие в формировании экспрессивной речи, наиболее ярко проявляющееся в нарушении правильного хода речевого онтогенеза.
Если пользоваться на групповых и индивидуальных занятиях средствами ИКТ технологий (мультимедиа-проектором; видеокамерой; интерактивной доской; компьютером) и их производными цифровыми ресурсами, то это поможет создать условия для развития умения у детей пребывания в информационных потоках внешнего мира, знания практических способов работы и обмена информацией, интерактивного взаимодействия с педагогом, родителями, сверстниками. Что, в свою очередь, является мощным фактором речевого развития.
Цифровые системы обеспечивают максимальное удобство, наглядность и непроизвольный интерес дошкольников на коррекционно-педагогических занятиях. Индивидуальный подход достигается разработкой авторских цифровых ресурсов (АЦОР), при помощи компьютера, различного программного обеспечения, позволяющего создать авторский продукт в виде интерактивной игры или PowerPoint презентации. АЦОР могут быть демонстрационного, дидактического и развивающего характера. Они позволяют «оживить» коррекционно-педагогический материал, создать ситуацию успеха у дошкольника, визуализировать путешествия и волшебство, представить наглядно явления и предметы и их взаимоотношения во внешнем мире, совместить задания на диагностику, контроль и тренинг образцов правильного говорения.
Авторские цифровые обучающие материалы обеспечивают выполнение следующих принципов:
- индивидуального подхода к каждому дошкольнику с ЗРР;
- действие в «зоне его ближайшего развития»;
- сенсорной интеграции в коррекции ЗРР;
- систематичности и последовательности коррекционного обучения;
- сознательности и активности дошкольников в освоении коррекционной программы;
- объективной диагностики результатов речевой деятельности дошкольника;
- оптимизации коррекционного процесса.
На современном этапе в детских дошкольных учреждениях наблюдается рост количества детей раннего возраста с задержкой экспрессивной речи (ЗЭР). И как следствие этого, практики и теоретики логопедии в области дошкольного образования все большее внимание уделяют процессу обучения и воспитания детей с данным типом дизонтогенеза. Своевременная организация коррекционно-педагогического воздействия с применением информационно-коммуникационных технологий является основным фактором, на наш взгляд, обуславливающим комплексный подход к проблеме активизации экспрессивной речи у детей с ЗРР.
Программы коррекционно-педагогической работы с применением ИКТ в каждом дошкольном учреждении для детей с нарушениями экспрессивной речи должны разрабатываться:
- в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (далее ФГОС) [13];
- в соответствии с требованиями, которые представлены в СанПиН 2.4.1.3049-13 с изменениями ВС РФ и на 2018 год и СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03 «О введении в действие санитарно-эпидемиологических правил и нормативов» [14];
- в соответствии с требованиями, описанными в профессиональном стандарте «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)», утвержденном Приказом Минтруда России № 544н от 18 октября 2013 г. [14].
Анализ данных нормативных документов выявляет целый ряд проблем, выражающихся в противоречиях. Во-первых, несмотря на требования ФГОС и правовые нормы в сфере дошкольного образования, посвященные ИКТ, запланированной работы по подготовке работников дошкольных образовательных учреждений к овладению цифровыми технологиями мы не обнаружили. И как следствие этого, выявляется противоречие между возросшими требованиями и недостаточностью роста компетенций у работников дошкольных образовательных учреждений (в том числе и логопедов). Выход из ситуации просматривается в принятии нормативных актов по планированию повышения квалификации логопедов в сфере владения информационно-коммуникационными технологиями, так как на сегодняшний момент отсутствует методика использования ИКТ в коррекционно-педагогической работе и систематизация различных цифровых программ, не существует единых программно-методических требований к организации занятий с применением ИКТ технологий. Нет специальных образовательных программ, регламентирующих данный вид деятельности логопеда-педагога.
Во-вторых, существует проблема технических возможностей дошкольного учреждения, которая упирается в противоречие между высоким уровнем подготовки специалиста логопеда и не достаточным уровнем технического оснащения детского сада.
В-третьих, требования СанПиНа, хоть и изменены в 2018году, но не успевают за внедрением в учебно-образовательный процесс ИКТ и ростом разнообразия этих средств. Так цифровые технологии, применяемые логопедом на занятиях активизации экспрессивной речи, можно представить, как технологии, где используются мультимедийные презентации, программные продукты, необходимые для создания интерактивных игр. Использование их в коррекционно- образовательной деятельности педагога преследует цели:
- календарно-тематического и перспективного планирования, цифрового оформление речевого материала по формированию экспрессивной речи у дошкольников раннего возраста;
- методического обеспечения коррекционно- образовательного процесса, разработку дидактических интерактивных презентаций и игр и наглядности;
- обеспечение развивающей среды и реализацию модели активизации экспрессивной речи.
Поэтому, логопеду необходимо всегда помнить, что ИКТ технологии- мощнейшее средство развития в его руках. Но использование цифровых технологий в группах дошкольников раннего возраста требует скрупулезной организации как самих занятий, так и всего режима с учетом требованиями СанПиНа. Для занятий создается специальное помещение, в котором поддерживается оптимальный микроклимат
(предупреждение накопления статического электричества, определенные требования к освещению, мощности мультимедиа проектора, предотвращение излишней ионизации комнаты, изменениям химического состава воздуха в ней). Для этого необходимо проветривание помещения, до и после занятия проведение влажной уборки. Если логопед заметит признаки усталости ребенка, то занятие необходимо прекратить. В план занятия необходимо включать комплексы упражнений для расслабления мышц глаз.
Определимся с термином «задержка речевого развития» (далее ЗРР). Начиная с двадцатого столетия ученые употребляют его как самостоятельный диагноз. Волкова Л.С., соотнося ЗРР и норму речевого развития, пишет об отклонении от нормы, связанное с расстройством функционирования психофизиологических механизмов речевой деятельности [3].
Заваденко Н.Н., Суворинова Н.Ю относят задержку экспрессивной речи к специфическим расстройствам развития речи [9]. Жулина Е. В. сделала подробную характеристику дошкольникам с данным видом речевого дизонтогенеза. Их отличает определенное своеобразие: понимание обращенной (импрессивной) речи, сохранные предпосылки умственного развития, при сохранном слухе трудности в слухоречевом запоминании, не сформированность пространственных представлений, сложности с вербальной передачей своих мыслей. В тоже время, дошкольникам с ЗРР удается выполнять упражнения наглядно-действенного невербального вида [5]. Поэтому, главной коррекционно-педагогической задачей в работе с такими детьми будет задача создания условий для «аффективно-коммуникативного развития» [6].
Такие ученые, как Балаева В.И, давая определение ЗРР, заостряют внимание на том, что «задержка речи-понятие условное» [2]. Отставание развития речи в данном случае и всех ее системных компонентов (фонетики, лексики, грамматики) носит «временный характер» при использовании специальной логопедической программы «сравнительно легко ликвидируется». Комплексное медицинское, педагогическое и логопедическое обследование дошкольников с ЗРР не выявляет у них грубой симптоматики, но часто младшие дошкольники характеризуются речевым негативизмом, бедностью словарного запаса, «нарушением связи слов в словосочетании». Задача логопеда в применении специально разработанной программы состоит в том, чтобы, принимая во внимание природу и структуру дефекта, создать такие условия, при которых бы формировалась экспрессивная речь. Исходя из контекста нашего исследования, можно сделать вывод, что дети с ЗРР обладают индивидуально неповторимыми качествами: психической активностью, обеспечивающей саморазвитие в процессе общения и совместной предметной и ведущем виде деятельности, игре. К успешному результату в работе с такими детьми ведет созданная на занятиях ситуация успеха, что несомненно можно достичь применением ИКТ технологий на логопедическом занятии.
По нашему мнению, более рациональной и удобной для создания авторского продукта является программа MS PowerPoint, которая позволяет логопеду создать интерактивные игры и презентации. Программа легка в использовании и создании слайдов, которые могут содержать красочные картинки, изображающие природу, явления или предметы окружающего мира, цифровые фотографии, буквенные и текстовые материалы, размеры которых можно изменять. Картинка «оживет», если добавить музыкальное или голосовое сопровождение. Чтобы материал последовательно возникал на экране, в программе есть функция анимации. Это актуально в контексте нашей темы, так как логопед имеет дело с категорией дошкольников, которая характеризуется неустойчивым психоэмоциональным состоянием, быстрой утомляемостью, нестабильной работоспособностью. Самое важное для дошкольников с ЗРР это то, что использование информационно-коммуникационных технологий направлено на включение в работу всех систем анализаторов и способствует тем самым сенсорной интеграции. Картинка для дошкольника должна быть доступной в ее восприятии, что можно обеспечить форматом презентации и интерактивной игры.
Выводы. Основной вывод заключается в том, что логопеду самостоятельно приходится разрабатывать занятия с использованием цифровых технологий и внедрять их в свою деятельность. Основной целью логопеда в данном случае является гармоничное соединение ИКТ технологий с традиционными средствами развития экспрессивной речи. Такой творческий подход обеспечит сохранить целостность и уникальность модели активизации экспрессивной речи у дошкольников раннего возраста. Даже качественное использование цифровых технологий не замещает классических методов и способов коррекционно-логопедической работы, а служит добавочным, продуманным источником информации, заменяя лишь часть педагогической и развивающей деятельности.
Литература:
1. Азина Е.Г., Сорокоумова С.Н., Туманова Т.В. Использование ритмизации в психокоррекционном развитии младших школьников с задержкой психического развития в условиях инклюзивного образования // Vestnik of Minin University. 2019. Volume 7, no. 1
2. Баженова Ю.А., Махова Ю.С. Особенности навыков словоизменения дошкольников с общим недоразвитием речи // Vestnik of Minin University. 2020. Volume 8, no. 2
3. Актуальные проблемы логопедии: сборник научных трудов. - Саратов: Издательство «Наука образования», 2015. 200 с.
4. Балаева В.И., Акименко А.К. О системе планирования психокоррекционной работы с детьми с нарушениями речи // Специальная психология. 2007. № 1 (11). С. 27-31.
5. Громова О.Е. Задержка речевого развития — дизонтогенез или «особый» путь развития речи // Логопед. — 2017. — № 3. — С. 26.
6. Жулина Е.В. Теоретические основы изучения и коррекции психического развития детей раннего и дошкольного возраста при задержке экспрессивной речи (коммуникативно-деятельностная традиция в современной логопсихологии): монография / Е.В. Жулина; Федеральное агентство по образованию, Нижегородский гос. пед. ун-т. Нижний Новгород, 2008.
7. Жулина Е.В., Белов С.В. Особенности коммуникации детей с нарушениями речи // Вестник психотерапии. 2007. №23 (28). С. 42-57.
8. Зайцева К.П. Организация речевого развития детей в образовательной деятельности с использованием информационно-коммуникационных технологий // Методология научных исследований // [Электронный ресурс]. URL: https://moluch.ru/ archive /43/5256 (дата обращения: 10.10.2020).
9. Заваденко Н.Н., Суворинова Н.Ю. Задержки развития речи у детей: причины, диагностика и лечение // РМЖ. 2016. № 6. С. 362-366.
10. Машурян И.С. Информатизация как основополагающий фактор развития общества // Молодой ученый. 2016. №8. С. 270-273 [Электронный ресурс]. URL: https://moluch.ru/ archive /43/5256 (дата обращения: 20.10.2020).
11. Масылюк Т.С. Методические рекомендации. Создание интерактивных дидактических игр в программе Microsoft Office Power Point. МБУ ДПО «ИМЦ», г. Добрянка, 2018 г.
12. Новик А. 57 упражнений для запуска речи малышей// bestbabyclub.ru // Развитие и обучение детей // 5256 (дата обращения: 20.10.2020).
13. Об образовании в Российской Федерации: Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-Ф3 (с изм. и доп., вступ. в силу с 15.07.2016) [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_140174 (дата обращения: 24.10.2020).
14. Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)»: Приказ Минтруда России от 18.10.2013 № 544н «(Зарегистрирован в Минюсте России 06.12.2013 № 30550) [Электронный ресурс]. URL: http://fgosvo.ru/uploadfiles/ profstandart/01.001.pdf (дата обращения: 5.10.2020).
15. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования: Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. № 1155 г. Москва [Электронный ресурс]. URL: http:// www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70412244 (дата обращения: 20.10.2020).
16. СанПиН 2.4.1.3049-13 с изменениями ВС РФ и на 2018 год и СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03 [Электронный ресурс]. URL: http://docs.cntd.ru/document/901865498 (дата обращения: 10.10.2020).
17. Чеканова М.В. Психолого-педагогическая характристика детей с задержкой речевого развития. // Профессиональное становление и развитие личности // 4 (24) 2016 г.
18. Ушакова Т.Н. Речь: истоки и принципы развития. — М.: ПЕР СЭ, 2004. — 256 с.
Педагогика
УДК 372.881.1
кандидат психологических наук, доцент Жулина Елена Викторовна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (Мининский университет) (г. Нижний Новгород);
магистрант Теремец Ирина Николаевна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (Мининский университет) (г. Нижний Новгород)
ОСОБЕННОСТИ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ РАННЕГО ВОЗРАСТА СО
СЛОЖНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ
Аннотация. В данной статье освещены теоретические основы подхода, как основного направления в работе с детьми раннего возраста со сложными нарушениями. Многие специалисты и родители сталкиваются с такими нарушениями у детей, как замкнутость, агрессивность, негативизм, неумение коммуницировать, потеря внимания, избежание контактов. Без взаимодействия мы не сможем научить ребёнка и дать ему знания. Квалифицированный специалист с психолого-педагогической поддержкой создаст условия для эффективного преодоления и коррекции отклонений в развитии ребёнка на начальных этапах.
Ключевые слова: алалия, аутизм, ранний возраст.
Annotation. This article highlights the theoretical foundations of this approach as the main direction in working with young children with complex developmental disorders. Many professionals and parents face such disorders in children as isolation, aggressiveness, negativism, inability to communicate, loss of attention, and avoidance of contact. Without interaction, we will not be able to teach the child and give him knowledge. A qualified specialist with psychological and pedagogical support will create conditions for effective overcoming or correction of deviations in the child's development at the initial stages.
Keywords: alalia, autism, early life.
Введение. В последнее время увеличился рост числа детей со сложными нарушениями речи, в частности алалией и аутизмом, в следствии этого, испытывающих трудности в обучении. Поиск наиболее эффективных методов коррекции психического развития таких детей является актуальной проблемой для специалистов.
Многочисленные исследования показали разнообразие речевых нарушений и патологий. Детям со сложными нарушениями речи с сенсомоторной алалией, аутизмом, характерны меньший объём знаний и представлений об окружающем мире, проблематичное произношение, трудности построения фраз, а так же недостаточность сенсорных, временных и пространственных представлений, снижение способности к запоминанию зрительного и слухового материала, снижения уровня умения строить умозаключения.
Ранний возраст в жизни ребёнка является наиболее ответственным периодом, когда развиваются моторные функции, ориентировочно-познавательная деятельность, речь, формируется личность.
Впервые алалия, как отдельное речевое нарушение, была выделена в 1830 году Р. Шультессом. Так же значительный вклад в изучение алалии внесли Г. Гутман, А. Либманн, а в более позднее время М.Е. Хватцев, Р.Е. Левина, Е.Р. Соботович, В.И. Ковшиков, Л.С. Волкова и другие исследователи.
Алалия в литературе обозначается, как безречие. Алалия - это очень грубое, системное нарушение речи, которое ведёт к отсутствию речи у ребёнка.
Причины алалии являются до сих пор не выясненными окончательно. Научный поиск причин продолжается.
Данные современных инструментальных исследований не подтвердили классических представлений, согласно которым алалия - результат очаговых поражений речевых зон мозга (по аналогии с афазией) (Т.Г. Визель).