Научная статья на тему 'ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК ЭФФЕКТИВНЫЙ КОМПОНЕНТ РЕАБИЛИТАЦИОННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОСОБЫМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ'

ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК ЭФФЕКТИВНЫЙ КОМПОНЕНТ РЕАБИЛИТАЦИОННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОСОБЫМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
250
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / РЕАБИЛИТАЦИОННАЯ СРЕДА / ДИСТАНЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ОСОБЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПОТРЕБНОСТИ / ДЕТИ С ОСОБЫМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ / КОРРЕКЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РАБОТА / РЕАБИЛИТАЦИОННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / INFORMATION AND COMMUNICATION TECHNOLOGIES / REHABILITATION ENVIRONMENT / DISTANT TECHNOLOGIES / SPECIAL EDUCATIONAL NEEDS / CHILDREN WITH SPECIAL EDUCATIONAL NEEDS / EDUCATIONAL REHABILITATION ACTIVITY / EDUCATIONAL REHABILITATION ENVIRONMENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Приходько Оксана Георгиевна, Мануйлова Виктория Викторовна, Гусейнова Аща Айирмагомедна

Статья посвящена раскрытию ключевых вопросов организации и создания информационной образовательной среды в образовательных организациях. Дается подробная характеристика информационно - образовательной среде, определены ее задачи. Авторами дана всесторонняя характеристика информационно - коммуникационным, компьютерным технологиям. Подробно освещены вопросы, касающиеся использования компьютерных обучающих программ, игр и упражнений в работе с детьми, имеющими особые образовательные потребности. Раскрыто своеобразие проблемы использования компьютерных технологий в учебно - воспитательной деятельности как средства обучения детей с ограниченными возможностями здоровья. Рассмотрены три этапа, рекомендуемые при использовании информационно - коммуникационных технологий в коррекционно - педагогической работе с детьми, имеющими особые образовательные потребности. Авторы отмечают, что образовательное информационно - коммуникационное пространство позволяет педагогу значительно сократить временные затраты на поиск, обработку и подготовку дидактического материала, использовать опыт коллег. В отечественной программной индустрии есть обширный ресурс программ, поддерживающих разные области образования обучающихся с нарушениями в развитии. Основной акцент сделан на описании технологии применения разнообразных компьютерных, информационных образовательных ресурсов в процессе коррекционно - педагогической работы с детьми, имеющими особые образовательные потребности, а также даны рекомендации по профилактике компьютерной зависимости детей с нарушениями в развитии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Приходько Оксана Георгиевна, Мануйлова Виктория Викторовна, Гусейнова Аща Айирмагомедна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INFORMATION AND COMMUNICATION TECHNOLOGIES AS AN EFFECTIVE COMPONENT OF THE EDUCATIONAL REHABILITATION ENVIRONMENT FOR CHILDREN WITH SPECIAL EDUCATIONAL NEEDS

The article deals with the key issues of creation and organization of information - educational environment in education institutions. The authors provide a detailed description of the information - educational environment, formulate its tasks, and suggest a comprehensive description of information and communication computer - assisted technologies. The issues related to the use of computer training programs, games and exercises in the work with children with special educational needs are covered in detail. The article reveals the peculiarity of the problem of using computer technologies in educational activities as a means of teaching children with disabilities. The study singles out three stages, recommended for practical application while using information and communication technologies in educational rehabilitation work with children with special educational needs. The authors note that the educational information and communication environment allows the teacher to significantly reduce the time spent on searching, processing and preparing didactic material and use the experience of colleagues. The Russian software industry has an extensive resource of programs that support different areas of education for students with developmental disabilities. The main focus is on the description of the technology of using a variety of computer and information educational resources in the process of rehabilitation - pedagogical work with children with special educational needs, as well as on recommendations for the prevention of computer addiction of children with developmental disabilities.

Текст научной работы на тему «ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК ЭФФЕКТИВНЫЙ КОМПОНЕНТ РЕАБИЛИТАЦИОННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОСОБЫМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ»

УДК 376.1:004 ББК Ч450.026.843

DOI 10.26170/sp20-04-05 ГСНТИ14.29.09 Код ВАК 13.00.03

О. Г. Приходько В. В. Мануйлова А. А. Гусейнова

Москва, Россия

ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК ЭФФЕКТИВНЫЙ КОМПОНЕНТ РЕАБИЛИТАЦИОННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОСОБЫМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ

Аннотация. Статья посвящена раскрытию ключевых вопросов организации и создания информационной образовательной среды в образовательных организациях. Дается подробная характеристика информационно-образовательной среде, определены ее задачи. Авторами дана всесторонняя характеристика информационно-коммуникационным, компьютерным технологиям. Подробно освещены вопросы, касающиеся использования компьютерных обучающих программ, игр и упражнений в работе с детьми, имеющими особые образовательные потребности. Раскрыто своеобразие проблемы использования компьютерных технологий в учебно-воспитательной деятельности как средства обучения детей с ограниченными возможностями здоровья. Рассмотрены три этапа, рекомендуемые при использовании информационно-коммуникационных технологий в коррекционно-педагогической ра-

O. G. Prikhod'ko V. V. Manuylova A. A. Guseynova

Moscow, Russia

INFORMATION AND COMMUNICATION TECHNOLOGIES AS AN EFFECTIVE COMPONENT OF THE EDUCATIONAL REHABILITATION ENVIRONMENT FOR CHILDREN WITH SPECIAL EDUCATIONAL NEEDS

Abstract. The article deals with the key issues of creation and organization of information-educational environment in education institutions. The authors provide a detailed description of the information-educational environment, formulate its tasks, and suggest a comprehensive description of information and communication computer-assisted technologies. The issues related to the use of computer training programs, games and exercises in the work with children with special educational needs are covered in detail. The article reveals the peculiarity of the problem of using computer technologies in educational activities as a means of teaching children with disabilities. The study singles out three stages, recommended for practical application while using information and communication technologies in educational rehabilitation work with children with special educational needs. The authors note that the educational information and communication envi-

боте с детьми, имеющими особые образовательные потребности. Авторы отмечают, что образовательное информационно-коммуникационное пространство позволяет педагогу значительно сократить временные затраты на поиск, обработку и подготовку дидактического материала, использовать опыт коллег. В отечественной программной индустрии есть обширный ресурс программ, поддерживающих разные области образования обучающихся с нарушениями в развитии. Основной акцент сделан на описании технологии применения разнообразных компьютерных, информационных образовательных ресурсов в процессе коррекционно-педагогической работы с детьми, имеющими особые образовательные потребности, а также даны рекомендации по профилактике компьютерной зависимости детей с нарушениями в развитии.

Ключевые слова: информационно-коммуникационные технологии; реабилитационная среда; дистанционные технологии; особые образовательные потребности; дети с особыми образовательными потребностями; коррекционно-педагогическая работа; реабилитационная образовательная среда.

Сведения об авторе: Приходько Оксана Георгиевна, доктор педагогических наук, профессор.

Место работы: директор института специального образования и комплексной реабилитации, заведующий кафедрой логопедии, Московский городской педагогический университет.

Сведения об авторе: Мануйлова Виктория Викторовна, кандидат педагогических наук.

ronment allows the teacher to significantly reduce the time spent on searching, processing and preparing didactic material and use the experience of colleagues. The Russian software industry has an extensive resource of programs that support different areas of education for students with developmental disabilities. The main focus is on the description of the technology of using a variety of computer and information educational resources in the process of rehabilitation-pedagogical work with children with special educational needs, as well as on recommendations for the prevention of computer addiction of children with developmental disabilities.

Keywords: information and communication technologies; rehabilitation environment; distant technologies; special educational needs; children with special educational needs; educational rehabilitation activity; educational rehabilitation environment.

About the author: Prikhod'ko Oksa-na Georgievna, Doctor of Pedagogy, Professor.

Place of employment: Director of the Institute of Special Education and Comprehensive Rehabilitation, Head of Department of Logopedics, Moscow City Pedagogical University, Moscow, Russia.

About the author: Manuylova Viktoriya Viktorovna, Candidate of Pedagogy.

Место работы: доцент кафедры логопедии, институт специального образования и комплексной реабилитации, Московский городской педагогический университет.

Place of employment: Associate Professor of Department of Logopedics, Institute of Special Education and Comprehensive Rehabilitation, Moscow City Pedagogical University, Moscow, Russia.

Сведения об авторе: Гусейнова Аща Айирмагомедна, кандидат педагогических наук.

Место работы: доцент кафедры логопедии, институт специального образования и комплексной реабилитации, Московский городской педагогический университет.

Контактная информация: 119261, корп. 2.

About the author: Guseynova Ashcha Ayirmagomedna, Candidate of Pedagogy.

Place of employment: Associate Professor of Department of Logopedics, Institute of Special Education and Comprehensive Rehabilitation, Moscow City Pedagogical University, Moscow, Russia.

Россия, г. Москва, ул. Панферова, д. 8,

E-mail: [email protected]; [email protected]; [email protected].

Одним из условий реализации основной образовательной программы в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного и начального общего образования является наличие информационной образовательной среды в образовательной организации.

Под информационно-образовательной средой понимают системно организованную совокупность информационного, технического, учебно-методического обеспечения, неразрывно связанную с человеком как субъектом образовательного процесса. Компьютеры, интерактивные доски, коммуникационные каналы, системное и прикладное программное обеспечение, информацион-

ные и коммуникационные технологии являются технологической основой информационно-образовательной среды.

Информационно-образовательная среда образовательной организации должна обеспечивать:

- информационно-методическую поддержку образовательного процесса;

- планирование образовательного процесса и его ресурсного обеспечения;

- мониторинг и фиксацию хода и результатов образовательного процесса;

- мониторинг здоровья обучающихся;

- современные процедуры создания, поиска, сбора, анализа, обработки, хранения и представления информации;

© Приходько О. Г., Мануйлова В. В., Гусейнова А. А., 2020

- дистанционное взаимодействие всех участников образовательного процесса (обучающихся, их родителей (законных представителей), педагогических работников, органов управления в сфере образования, общественности), в том числе в рамках дистанционного образования;

- дистанционное взаимодействие образовательного учреждения с другими организациями социальной сферы: учреждениями дополнительного образования детей, учреждениями культуры, здравоохранения, спорта, досуга, службами занятости населения, обеспечения безопасности жизнедеятельности.

В современном образовательном пространстве информационные компьютерные технологии (ИКТ) стали перспективным средством в коррекционно-педа-гогической работе с детьми с особыми образовательными потребностями. Визуализация материала позволяет активизировать интерес к получению знаний, а также индивидуально подобрать задания для детей с учетом возраста и структуры нарушения. Использование компьютерных технологий позволяет также сократить время формирования и развития языковых и речевых средств, коммуникативных навыков, высших психических функций, способствует индивидуализации коррекционного процесса.

ИКТ в работе с детьми с особыми образовательными потребностями рекомендуется использовать с учетом требований СанПин, индивидуальных психофизических особенностей детей, а также возрастных особенностей развития детей.

В коррекционно-педагогиче-ской работе ИКТ рекомендуется использовать в три этапа:

- на первом этапе рекомендуется сформировать мотивацион-ную готовность у детей с различными нарушениями развития. Кроме того, на данном этапе рекомендуется обучать элементарным действиям с компьютером, ознакомить с внешними правилами управления компьютером, с правилами пользования компьютерной техникой на доступном им языке, а также уделить внимание формированию правильного расположения перед монитором и продолжительности нахождения за компьютером;

- на втором этапе при использовании разнообразных компьютерных развивающих программ рекомендуется осуществлять кор-рекционно-педагогическую работу по коррекции нарушенных функций с учетом особых образовательных потребностей. На занятиях необходимо создать эмоционально положительный психологический климат, предусматривающий «ситуации уверенности» ребенка с нарушениями развития;

- третий этап — саморазвитие: на данном этапе осуществляется закрепление полученных навыков.

В настоящее время в коррек-ционно-педагогической работе с детьми с особыми образовательными потребностями активно используются следующие компьютерные программы: «Мир за твоим окном», «Состав слова (кроссворд)»; «Развивающие игры в среде Лого»; «Математика для тех, кому», программный комплекс «Дельфа-130» («Дэль-фа-130»), программы «Демосфен», «Кабинет обратной связи в логопедии — БОС логотерапев-тический» и др.

Программный комплекс «Дель-фа-130» является сурдологопеди-ческим тренажером, который способен реабилитировать детей с нарушением слуха, а также формирует речь у глухих. Данная программа также определена для визуализации компонентов звучащей речи, таких как речевое дыхание; голосоведение; фонетическое оформление звучащей речи; темпорит-мическая организации речи.

Программа «Демосфен» рекомендована для корректировки произношения у детей, которые заикаются. При этом она помогает развивать различные связи в центральной нервной системе, что, в свою очередь, позволяет держать под контролем следующее: темп, ритм, интонацию. В данной про-

грамме визуализация происходит с помощью открытия в процессе речеговорения картинок, анимации и аудиозаписей.

Программа «Кабинет обратной связи в логопедии» рекомендован лицам с заиканием, алали-ей, афазией, дислалией, дизартрией, ринолалией, расстройствами фонации, дисфонией, дисгра-фией, дислексией. Программа состоит из лечебной и оздоровительной терапии, а также из кор-рекционного воздействия. Данный комплекс включает следующие компоненты: программу «Биологическая связь»; программное обеспечение; пульсометр Пк-БОС; дыхательный тренажер; счетчик сердечных сокращений; микрофон, различные методические рекомендации по данной тематике. При этом важно отметить, что использование БОС возможно только у детей старше 5 лет.

В коррекционно-педагогической работе с детьми с особыми образовательными потребностями рекомендуют использовать также такие программы, как «Грамотей», тренажер «Дельфа-142» («Дэльфа-142»), «Игры для тигра» и другие.

Тренажер «Дельфа-142» — это комплекс программ для коррекции всей произносительной речи детей. Использование этой программы в обучающих целях дает следующий эффект: исправляет дефекты произношения; по-

могает освоить письменную речь; развивает память, внимание и восприятие. Данная программа направлена на коррекционную работу с помощью различных игр и приемов игротренинга. Кроме того, она подразумевает различные уровни сложности, в зависимости от состояния детей с особыми образовательными потребностями и рекомендаций специалистов сопровождения. А также содержит различный наглядный материал, такой как картинки, слоги, буквы, музыка и прочее.

Программа «Игры для тигра» — специализированная логопедическая программа, которая используется при коррекции общего недоразвития речи детей старшего дошкольного возраста. Данная программа позволяет оптимально организовывать занятия с детьми, как самостоятельно, так и в групповом формате с учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка. Она очень проста в управлении, имеет простой интерфейс, а также снабжена подсказками. При ее использовании, кроме компьютера с действующим дисководом, необходимы мышь и клавиатура. В данной программе заложено более 50 упражнений, которые способствуют коррекции речевых нарушений и подразделяются на уровни сложности. Кроме того, все упражнения разбиты по тематическим блокам, таким как звукопроизно-

шение, просодика, фонематика, лексика.

С помощью использования данной программы можно улучшить такие показатели просодики, как длительность и силу речевого выдоха; слитность произношения; ритм; четкость и разборчивость речи.

Кроме всего вышеперечисленного, стоит отметить еще программу «Семейный наставник». Эта программа уникальна тем, что позволяет провести тестирование по диагностике и коррекции; контролировать процесс обучения; получать индивидуальные рекомендации. Данная программа является самообучаемой, т. е. при частом использовании в ней сохраняются данные ребенка, а также его индивидуальные особенности. Благодаря этому облегчается процесс обучения, проводится принцип системности, что позволяет ребенку с особыми образовательными потребностями лучше вникать в процесс обучения, а это, соответственно, делает обучение более эффективным.

Программа «Логопед дома», разработанная профессором В. М. Аки-менко, направлена на доведение до автоматизации проблемных или уже поставленных звуков с помощью визуализации. В ней представлено более 500 разноцветных картинок, подобранных соответственно возрасту детей.

Выполнять задания ребенок может как самостоятельно, так и под контролем взрослых, все зависит исключительно от уровня его развития. Задания в данной программе заключаются в необходимости поиска нужной картинки на определенный, заданный звук. Также в ней есть возможность прослушивания аудиозаписей с изолированными звуками, скороговорками и пр.

Мультимедийное приложение «Развитие речи. Говорим правильно» представляет собой набор различных заданий по развитию произносительной стороны речи. В программе есть несколько разделов, таких как неречевые звуки (различные бытовые и природные звуки); звукоподражания (человеческие и животные звуки); речевые звуки (распознавание родной речи); связная речь (изучение особенностей связной речи). Кроме того, в данной программе составлен определенный ряд рекомендаций для педагогов и родителей.

Специалистами сопровождения и родителями, воспитывающими детей с особыми образовательными потребностями, разработаны и активно используются следующие интернет-сайты, где представлены компьютерные программы для детей с нарушениями развития, а также онлайн-игры: http://defectolog.ru; http:// www. logoped. ru/index. ht; http://me

rsibo.ru; http://www.logopedplus.org; http://logoburg.com и др.

На данных сайтах содержится много полезной информации для специалистов сопровождения. Приведены основные документы, регламентирующие деятельность этих специалистов в области специального и инклюзивного образования.

Для профилактики компьютерной зависимости детей с особыми образовательными потребностями нами были разработаны следующие рекомендации:

- определить продолжительность занятий ребенка с использованием ИКТ с учетом требований СанПин, а также с учетом возраста и психофизических особенностей развития ребенка с особыми образовательными потребностями;

- не разрешать ребенку играть в компьютерные игры, если ему скучно, он плохо себя чувствует, раздражителен;

- научить ребенка не воспринимать компьютерную игру как способ избежать негативных чувств;

- не разрешать сидеть за ИКТ без присмотра взрослых, чтобы ребенок не начал играть в жестокие, а также бессмысленные игры;

- контролировать, какие именно интернет-сайты посещает ребенок;

- ограничивать доступ детей к играм и фильмам, основанным на насилии;

- найти ребенку занятия, которые ему будут интересны, в которых он будет успешен и будет выгодно отличаться от сверстников;

- поддерживать общение ребенка со сверстниками: их игры на свежем воздухе, общие увлечения (без компьютера).

Таким образом, разумное использование информационно-коммуникационных технологий как условия расширения ресурсов кор-рекционно-педагогического воздействия в процессе психолого-педагогического сопровождения позволит обеспечить комплексный и системный образовательный процесс детей с особыми образовательными потребностями как в условиях образовательной организации, так и в условиях семьи.

Литература

1. Гусейнова, А. А. Специальные условия получения образования обучающимися с тяжелыми нарушениями речи в образовательных организациях / А. А. Гусейнова. — Текст : непосредственный // Логопедическая помощь в условиях специального и инклюзивного образования: традиции и инновации : сб. науч. статей по материалам Междунар. науч.-практ. конф. — Москва : Парадигма, 2019. — С. 101—107.

2. Евтушенко, И. В. Дистанционное образование: педагогу о школьниках с ограниченными возможностями здоровья / И. В. Евтушенко, М. В. Жигорева, И. Ю. Левченко, И. А. Никольская, И. М. Новикова, В. В. Ткачева, Т. Н. Волковская. — Москва : [б. и.], 2013. — Текст : непосредственный.

3. Левченко, И. Ю. К проблеме стандартизации специальных условий образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья / И. Ю. Левченко, А. А. Гусейнова. — Текст : непосредственный //

Стандарты и мониторинг в образовании. — 2016. — Т. 4. — № 4. — С. 45—49.

4. Левченко, И. Ю. Результаты мониторинга специальных условий инклюзивного образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья / И. Ю. Левченко, О. Г. Приходько, В. В. Мануйлова, А. А. Гусейнова, Л. Ф. Холоднова. — Текст : непосредственный // Стандарты и мониторинг в образовании. — 2017. — Т. 5. — № 6. — С. 34—40.

5. Мануйлова, В. В. Психолого-педагогическое сопровождение как необходимое условие функционирования системы инклюзивного образования / В. В. Мануйлова. — Текст : непосредственный // Теория, история и методология психолого-педагогического сопровождения детей с особыми образовательными потребностями : материалы VIII Междунар. теоретико-методологического семинара. — Москва : Парадигма, 2016. — С. 50—57.

6. Мануйлова, В. В. Предметно-развивающая среда: условие успешного развития дошкольников с ограниченными возможностями здоровья / В. В. Мануйлова. — Текст : непосредственный // Дошкольник. Методика и практика воспитания и обучения. — 2018. — № 5. — С. 27—35.

7. Мануйлова, В. В. Современные информационные технологии в коррекционно-педагогической работе с детьми, имеющими речевые нарушения / В. В. Мануйлова. — Текст : непосредственный // Логопедическая помощь в условиях специального и инклюзивного образования: традиции и инновации : сб. науч. статей по материалам Междунар. науч.-практ. конф. — Москва : Парадигма, 2019. — С. 173—183.

8. Новикова, И. М. Специальная дошкольная здоровьесберегающая педагогика как новое направление в специальной педагогике / И. М. Новикова, И. Ю. Левченко. — Текст : непосредственный // Детская и подростковая реабилитация. — 2012. — № 2 (19). — С. 49—53.

9. Поставнева, И. В. Мониторинг инклюзивного образования дошкольников в условиях федерального государственного образовательного стандарта дошкольного

образования : метод. пособие / И. В. Пос-тавнева, В. М. Поставнев, И. Ю. Левченко, В. В. Мануйлова, А. С. Львова, О. А. Любченко, Е. И. Сухова, С. И. Карпова. — Москва : [б. и.], 2016. — Текст : непосредственный.

10. Поставнев, В. М. Мониторинг инклюзивного образования дошкольников в условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования / В. М. Пос-тавнев, И. В. Поставнева, И. Ю. Левченко, В. В. Мануйлова. — Текст : непосредственный // Дошкольник. Методика и практика воспитания и обучения. — 2016. — № 4. — С. 29—37.

11. Приходько, О. Г. Деятельность специалистов сопровождения при включении обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов в образовательное пространство / О. Г. При-ходько, Н. М. Назарова, Е. В. Ушакова, А А Гусейнова, Ю. А Афанасьева, М. В. Брат-кова, Н. Ю. Григоренко, А. А. Еремина, Ж. И. Журавлева, О. В. Караневская, М. М. Семаго, О. В. Титова. — Москва : [б. и.], 2014. — Текст : непосредственный.

12. Приходько, О. Г. Организационно-методические условия получения основного общего образования обучающимися с нарушениями опорно-двигательного аппарата / О. Г. Приходько, И. Ю. Левченко, О. В. Титова, А. А. Гусейнова. — Текст : непосредственный // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. — 2019. — № 8. — С. 34—40.

13. Приходько, О. Г. Модель совершенствования психолого-педагогической помощи детям с отклонениями в развитии в едином образовательном пространстве города Москвы / О. Г. Приходько, А. А. Гусейнова, Е. В. Ушакова, Н. Ю. Григорен-ко. — Текст : непосредственный // Специальное образование. — 2011. — № 4 (24). — С. 93—103.

14. Приходько, О. Г. Комплексная дифференцированная коррекционно-развива-ющая помощь детям с церебральным параличом / О. Г. Приходько. — Текст : непосредственный // Вестник Московско-

го городского педагогического университета. Сер.: Педагогика и психология. — 2009. — № 4. — С. 79—99.

15. Сухова, Е. И. Модель организации инклюзивного образования дошкольников в условиях федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования : метод. пособие / Е. И. Сухова, В. М. Поставнев, С. И. Карпова, А. С. Львова, О. А. Любченко, И. В. Поставнева, И. Ю. Левченко, В. В. Мануйлова. — Москва : [б. и.], 2016. — Текст : непосредственный.

References

1. Guseynova, A. A. Spetsial'nye usloviya polucheniya obrazovaniya obuchayushchimisya s tyazhelymi narusheniyami rechi v obra-zovatel'nykh organizatsiyakh / A. A. Gusey-nova. — Tekst : neposredstvennyy // Logo-pedicheskaya pomoshch' v usloviyakh spetsial'-nogo i inklyuzivnogo obrazovaniya: traditsii i innovatsii : sb. nauch. statey po materialam Mezhdunar. nauch.-prakt. konf. — Moskva : Paradigma, 2019. — S. 101—107.

2. Evtushenko, I. V. Distantsionnoe obrazo-vanie: pedagogu o shkol'nikakh s ogranichen-nymi vozmozhnostyami zdorov'ya / I. V. Evtu-shenko, M. V. Zhigoreva, I. Yu. Levchenko, I. A. Nikol'skaya, I. M. Novikova, V. V. Tka-cheva, T. N. Volkovskaya. — Moskva : [b. i.], 2013. — Tekst : neposredstvennyy.

3. Levchenko, I. Yu. K probleme standarti-zatsii spetsial'nykh usloviy obrazovaniya obuchayushchikhsya s ogranichennymi voz-mozhnostyami zdorov'ya / I. Yu. Levchenko, A. A. Guseynova. — Tekst : neposredstven-nyy // Standarty i monitoring v obrazova-nii. — 2016. — T. 4. — № 4. — S. 45—49.

4. Levchenko, I. Yu. Rezul'taty monitoringa spetsial'nykh usloviy inklyuzivnogo obrazovaniya obuchayushchikhsya s ograni-chennymi vozmozhnostyami zdorov'ya / I. Yu. Levchenko, O. G. Prikhod'ko, V. V. Ma-nuylova, A. A. Guseynova, L. F. Kholod-nova. — Tekst : neposredstvennyy // Stan-darty i monitoring v obrazovanii. — 2017. — T. 5. — № 6. — S. 34—40.

5. Manuylova, V. V. Psikhologo-pedagogi-cheskoe soprovozhdenie kak neobkhodimoe uslovie funktsionirovaniya sistemy inklyuziv-

nogo obrazovaniya / V. V. Manuylova. — Tekst : neposredstvennyy // Teoriya, istoriya i metodologiya psikhologo-pedagogicheskogo soprovozhdeniya detey s osobymi obrazovatel'-nymi potrebnostyami : materialy VIII Mezhdu-nar. teoretiko-metodologicheskogo seminara. — Moskva : Paradigma, 2016. — S. 50—57.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. Manuylova, V. V. Predmetno-razvivayu-shchaya sreda: uslovie uspeshnogo razvitiya doshkol'nikov s ogranichennymi vozmozh-nostyami zdorov'ya / V. V. Manuylova. — Tekst : neposredstvennyy // Doshkol'nik. Metodika i praktika vospitaniya i obuche-niya. — 2018. — № 5. — S. 27—35.

7. Manuylova, V. V. Sovremennye infor-matsionnye tekhnologii v korrektsionno-pedagogicheskoy rabote s det'mi, imeyushchimi rechevye narusheniya / V. V. Manuylova. — Tekst : neposredstvennyy // Logopedicheskaya pomoshch' v usloviyakh spetsial'nogo i inklyu-zivnogo obrazovaniya: traditsii i innovatsii : sb. nauch. statey po materialam Mezhdunar. nauch.-prakt. konf. — Moskva : Paradigma, 2019. — S. 173—183.

8. Novikova, I. M. Spetsial'naya doshkol'-naya zdorov'esberegayushchaya pedagogika kak novoe napravlenie v spetsial'noy pedagogike / I. M. Novikova, I. Yu. Lev-chenko. — Tekst : neposredstvennyy // Detskaya i podrostkovaya reabilitatsiya. — 2012. — № 2 (19). — S. 49—53.

9. Postavneva, I. V. Monitoring inklyuziv-nogo obrazovaniya doshkol'nikov v usloviyakh federal'nogo gosudarstvennogo obrazovatel'-nogo standarta doshkol'nogo obrazovaniya : metod. posobie / I. V. Postavneva, V. M. Pos-tavnev, I. Yu. Levchenko, V. V. Manuylova, A. S. L'vova, O. A. Lyubchenko, E. I. Sukhova, S. I. Karpova. — Moskva : [b. i.], 2016. — Tekst : neposredstvennyy.

10. Postavnev, V. M. Monitoring inklyuziv-nogo obrazovaniya doshkol'nikov v usloviyakh realizatsii federal'nogo gosudarstvennogo obrazovatel'nogo standarta doshkol'nogo obra-zovaniya / V. M. Postavnev, I. V. Postavneva, I. Yu. Levchenko, V. V. Manuylova. — Tekst : neposredstvennyy // Doshkol'nik. Metodika i praktika vospitaniya i obucheniya. — 2016. — № 4. — S. 29—37.

11. Prikhod'ko, O. G. Deyatel'nost' spetsia-listov soprovozhdeniya pri vklyuchenii obuchayushchikhsya s ogranichennymi voz-mozhnostyami zdorov'ya i detey-invalidov v obrazovatel'noe prostranstvo / O. G. Prikhod'ko, N. M. Nazarova, E. V. Ushakova, A. A. Guseynova, Yu. A. Afanas'eva, M. V. Bratkova, N. Yu. Grigorenko, A. A. Ere-mina, Zh. I. Zhuravleva, O. V. Karanevskaya, M. M. Semago, O. V. Titova. — Moskva : [b. i.], 2014. — Tekst : neposredstvennyy.

12. Prikhod'ko, O. G. Organizatsionno-metodicheskie usloviya polucheniya osnov-nogo obshchego obrazovaniya obuchayu-shchimisya s narusheniyami oporno-dviga-tel'nogo apparata / O. G. Prikhod'ko, I. Yu. Levchenko, O. V. Titova, A. A. Gu-seynova. — Tekst : neposredstvennyy // Vospitanie i obuchenie detey s narushe-niyami razvitiya. — 2019. — № 8. — S. 34—40.

13. Prikhod'ko, O. G. Model' sovershenstvo-vaniya psikhologo-pedagogicheskoy pomo-shchi detyam s otkloneniyami v razvitii v edinom obrazovatel'nom prostranstve goroda Moskvy / O. G. Prikhod'ko, A. A. Gusey-nova, E. V. Ushakova, N. Yu. Grigoren-ko. — Tekst : neposredstvennyy // Spe-tsial'noe obrazovanie. — 2011. — N° 4 (24). — S. 93—103.

14. Prikhod'ko, O. G. Kompleksnaya dif-ferentsirovannaya korrektsionno-razvivayu-shchaya pomoshch' detyam s tserebral'nym paralichom / O. G. Prikhod'ko. — Tekst : neposredstvennyy // Vestnik Moskovskogo gorodskogo pedagogicheskogo universiteta. Ser.: Pedagogika i psikhologiya. — 2009. — № 4. — S. 79—99.

15. Sukhova, E. I. Model' organizatsii inklyuzivnogo obrazovaniya doshkol'nikov v usloviyakh federal'nogo gosudarstvennogo obrazovatel'nogo standarta doshkol'nogo obrazovaniya : metod. posobie / E. I. Su-khova, V. M. Postavnev, S. I. Karpova, A. S. L'vova, O. A. Lyubchenko, I. V. Pos-tavneva, I. Yu. Levchenko, V. V. Manuylo-va. — Moskva : [b. i.], 2016. — Tekst : neposredstvennyy.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.