- для оказания помощи гражданам Украины по выезду на родину;
- для оказания помощи делегациям Израиля, выезжающим на Украину и оказания содействия работе украинских делегаций, прибывших в Израиль.
В современных условиях возрастает потребность в осуществлении совместных действий правоохранительных органов и совместном проведении совместных операций и оперативно-розыскных мероприятий на территории другой страны. С учетом фактора пребывания в условиях иного законодательного поля значительное значение имеет участие представителя МВД при Посольстве, как звена, связывающего сотрудников двух стран.
Деятельность представителя МВД Украины за рубежом позитивно влияет на общие итоги работы коллектива дипломатической миссии в развитии двухсторонних отношений между государствами.
Как результат сотрудничества, мы видим создание концепции реформирования органов внутренних дел и всей правоохранительной системы, создание новой модели органов внутренних дел в контексте общегосударственного реформирования правоохранительных органов и судебной системы с учетом опыта зарубежных стран. При этом остается прежней основная задача правоохранительных органов - обеспечение защиты прав и свобод граждан.
Литература —
1. Устав Организации Объединенных Наций: подписан 26 июня 1945 года в Сан-Франциско на заключительном заседании Конференции Объединенных Наций по созданию Международной Организации и вступил в силу 24 октября 1945 года. 26 июня 1945 года [Электронный ресурс]. - Режим доступу http://www.un.org/ru/documents/ charter/.
2. Карпец И.И. Преступления международного характера. - М., 1979. 262 с.
3. Гуменюк 5.1. Основи дипломатично! та консульсько!' служби: Навч. поЫбник. - К.: Либщь, 1998. 248 с.
4. Фельтхэм Р.Дж. Настольная книга дипломата / пер. с англ. В.Е. Улаховича. - 4-е изд. - Мн.: Новое знание, 2004. 304 с.
5. Про вступ Укра'ни до Ытерполу: Постанова КабЫету Мiнiстрiв Укра'ни вщ 30 вересня 1992 року, № 555 [Электронный ресурс]. - Режим доступу: www.uapravo.net/data/base60/ukr60196.htm.
6. Про Нацюнапьне центральне бюро Ытерполу: Положення затверджене постановою КабЫету Мiнiстрiв Укра'ни вщ 25 березня 1993 року, № 220 [Электронный ресурс]. - Режим доступу: www.uazakon.com/documents/date_29/ Pg_igwyof.htm.
проблемы исполнения запроса о правовой помощи в сфере уголовного
судопроизводства
УДК 343.13
Н.А. ЖУКОВА,
кандидат юридических наук, доцент (Белгородский юридический институт МВД России)
Сотрудничество между правоохранительными органами России и правоохранительными органами других стран
Л.В. СТОЛБИНА,
кандидат юридических наук (Белгородский юридический институт МВД России)
осуществляется на основании положений Конвенции о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и
уголовным делам от 22 января 1993 г., Европейской конвенции о взаимной правовой помощи по уголовным делам 1959 г. и двусторонних договоров, а также в соответствии с принципом взаимности. В российском законодательстве вопросам международного сотрудничества посвящена ч. 5 УПК РФ.
Проведенное нами исследование показывает, что из числа опрошенных 48% сотрудников правоохранительных органов ссылаются при оказании правовой помощи на Минскую конвенцию 1993 г., 35% - на двухсторонние соглашения, 21% - на европейские конвенции; дополнительные протоколы, разъяснения и иные приложения к договорам используют лишь 11% опрошенных. Как показывает практика, большинство анкетированных ориентируются на уголовно-процессуальное законодательство РФ. О существовании дополнительных правил договоров, не закрепленных в законах РФ, известно небольшому числу лиц.
Разрешение вопросов, связанных с надлежащим применением международных норм в процессе оказания правовой помощи по уголовным делам, может быть достигнуто путем реализации комплекса мероприятий, методов и средств, направленных на включение положений международно-правовых актов, необходимых и соответствующих системе права РФ, в отечественное законодательство. Предлагается проводить соответствующее правовое обучение сотрудников ОВД, прокуратуры и суда в уполномоченных на то компетентных подразделениях, посредством изучения международно-правовых правил, давать разъяснения предписаний действующих международно-правовых документов, применяемых в практической деятельности. Необходимо разрабатывать и учитывать положения, закрепленные в правовых актах МВД России, Генеральной прокуратуры РФ и других ведомств со ссылками на международные акты, а также руководствоваться решениями Конституционного Суда РФ, Постановлениями Пленумов Верховного Суда РФ, содержащими общепризнанные международно-правовые положения.
Основной формой международного сотрудничества является направление и исполнение запроса о правовой помощи, который оформляется в соответствии с требованиями международных договоров и ст. 453, 454 УПК РФ.
По данным международно-правового отдела СК при МВД России, объем правовой помощи, запрашиваемой органами предварительного следствия при МВД, ГУВД,
УВД субъектов Российской Федерации у компетентных органов зарубежных стран, а также получаемых от них запросов имеют тенденцию к увеличению: 2005 г. - 6337, 2006 г. - 6356, 2007 г. - 6265, 2008 г. - 7188, 2009 г. - 7827.
Следует отметить, что большинство запросов о правовой помощи поступает в компетентные органы России из стран СНГ (80,7%), из дальнего зарубежья - 646 (17,3%), из стран Балтии - 78 (2%).
Объем правовой помощи, оказываемой органами предварительного следствия России по запросам, поступившим из других стран, увеличился в шесть раз.
Необходимо отметить, что в отношении поручений, направляемых органами предварительного следствия при МВД, ГУВД, УВД субъектов Российской Федерации (эта тенденция характерна для государств, обмен правовой помощью с которыми происходит в рамках Минской конвенции 1993 г.), в 2004 г. увеличился на 48%.
Правовая помощь, как оказываемая, так и запрашиваемая, чаще всего осуществляется по уголовным делам, возбужденным по фактам мошенничества, неуплаты налогов, таможенных нарушений, хищений, контрабанды.
В настоящее время международно-правовым отделом СК при МВД России рассматриваются и принимаются решения по международным запросам о правовой помощи, которые подследственны органам предварительного следствия МВД России. В основном это преступления средней тяжести и тяжкие преступления.
Следует обратить внимание на то, что в силу различных причин не все запросы, как направленные, так и полученные, исполняются. Основными причинами неисполнения являются: некачественное оформление запроса и приложений к нему; неправильный перевод или его отсутствие; недостаток информации о лицах, с которыми необходимо провести следственные действия; отсутствие должных обоснований того, для каких доказательственных целей в данном конкретном уголовном деле необходимо производство тех или иных следственных действий; некачественное информационное обеспечение в части первоначальных сведений о лицах, которых следовало допросить; отсутствие точных данных, например, о банковских реквизитах, юридических адресах и т.д.; недостаточно полное описание события преступления; отсутствие сведений о нормах российского процессуального и уголовного
законодательства и т.п.
Существенной проблемой эффективного сотрудничества при оказании правовой помощи по уголовным делам является отсутствие регламентации как в международно-правовых актах, так и в УПК РФ конкретных сроков исполнения запросов о правовой помощи. В связи с этим представляется невозможным проконтролировать сроки и работу компетентных органов запрашиваемого государства по исполнению российских запросов, а также ускорить сроки направления ответов по ним.
На сегодняшний день, по данным международно-правового отдела СК при МВД России, сроки исполнения международных поручений в РФ с учетом объема и сложности их исполнения равны 2-3 месяцам по странам СНГ и в течение не менее 6 месяцев по странам дальнего зарубежья (например, для США и других государств, расположенных на американском континенте, срок исполнения запроса составляет от 12-14 до 20 и более месяцев). Указанные сроки превышают сроки, отведенные уголовно-процессуальным законодательством для производства по уголовному делу, что нередко приводит к необоснованному затягиванию расследования.
В научной литературе в качестве конкретного реального срока исполнения запроса о правовой помощи предлагается установить срок в один месяц с момента его получения Центральным компетентным органом запрашиваемого государства. В случае невозможности исполнения поручения в срок запрашиваемая сторона должна официальным письмом уведомить о причинах несвоевременного исполнения поручения по уголовному делу. Это позволит должностному лицу запрашивающей стороны сослаться на него как на официальное основание при продлении сроков производства предварительного следствия по уголовному делу. Однако на практике такого уведомления не происходит, так как оно законодательно нигде не закреплено.
В настоящее время настоятельной необходимостью стало упрощение порядка сношений с органами уголовной юстиции зарубежных стран, так как рассмотрение запросов о правовой помощи из-за направления их через Генеральную прокуратуру РФ достигает 6 месяцев.
За целесообразность направления запросов об оказании правовой помощи по уголовным делам через прокуратуру субъекта РФ выска-
зываются как ученые-процессуалисты, так и практические работники правоохранительных органов. Особенно это важно для развития сотрудничества приграничных регионов. Тем более в международной договорной практике уже имеются такие прецеденты.
В настоящее время действует Соглашение между Генеральными прокурорами государств-участников Протокола к Конвенции о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам от 22 января 1993 г. о порядке сношений компетентных учреждений при выполнении процессуальных и иных действий по уголовным делам (Москва, 29 июня 2000 г.), объявленное Приказом Генеральной прокуратуры Российской Федерации от 28 августа 2001 г. № 51.
Для Российской Федерации в настоящее время ратифицирована Конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам, подписанная странами-участницами СНГ (за исключением Туркменистана и Республики Узбекистан) 7 октября 2002 г. в г. Кишиневе. В связи с этим Следственным комитетом при МВД России совместно с Правовым департаментом МВД России подготовлено обращение Министра внутренних дел Российской Федерации в Министерство юстиции о необходимости ускорения внутригосударственных процедур по ее ратификации (исх. № 1/1770 от 30 марта 2005 г.), так как она предусматривает новые формы сотрудничества в рамках СНГ, в том числе и взаимодействие органов предварительного следствия приграничных регионов (ст. 5 Конвенции).
Возможно, это позволит решить вопрос о направлении поручений сотрудничающим сторонам сопредельных территорий, минуя центральные органы, и сократит сроки их исполнения.
Решению данной задачи будет способствовать определение места и роли органа дознания в осуществлении международного сотрудничества.
Глава 53 УПК РФ определяет основные положения о порядке взаимодействия судов, прокуроров, следователей и органов дознания с соответствующими компетентными органами и должностными лицами иностранных государств и международными организациями. Однако в статьях, раскрывающих содержание данной главы, органы дознания как органы, способные осуществлять международное сотрудничество, не упоминаются. Так, согласно п. 1 ст. 453 УПК РФ органы
дознания исключены из перечня субъектов, обладающих правом вносить запрос о производстве процессуальных действий на территории иностранного государства.
Спектр относящихся к подследственности дознавателей органов внутренних дел Российской Федерации преступлений весьма широк (ст. 151 УПК РФ). Качество их расследования нередко зависит от своевременного получения правовой помощи от компетентных органов и должностных лиц зарубежных государств. Такая помощь может заключаться в производстве отдельных следственных действий, включая выемку документов, производство допроса и пр., а также возбуждение уголовного преследования в отношении субъектов расследуемых преступлений на территории Российской Федерации. В целях получения доказательств по уголовному делу может возникать необходимость наложения ареста на имущество, находящееся за пределами территории Российской Федерации,
передачи предметов преступления, средств и орудий его совершения. В настоящее время органы дознания при взаимодействии с компетентными органами иностранных государств руководствуются международными межправительственными, межведомственными соглашениями. Однако, по нашему мнению, для всестороннего и полного расследования уголовных дел в данной сфере полномочия органов дознания должны быть закреплены в уголовно-процессуальном законодательстве РФ.
Таким образом, на данный момент одной из основных задач при решении вопросов, связанных с расследованием преступлений, является разработка проектов международных договоров Российской Федерации, межведомственных актов и других документов, обеспечивающих международное сотрудничество при расследовании по уголовным делам, и приведение в соответствие с ними Уголовно-процессуального кодекса РФ.
права ребенка-потерпевшего в контексте требований международно-
правовых актов
УДК 341.231.14-053.2
С.Н. ЗЕЛЕНСКИИ,
кандидат юридических наук (Кировоградский юридический институт ХНУВД Украины)
Процессуальное положение потерпевшего всегда было и является предметом обсуждения в юридической литературе. Высказывались и высказываются разные взгляды относительно его роли в уголовном судопроизводстве, вносились предложения по усовершенствованию законодательных положений и правоприменительной практики. Исследованию вопросов теории и практики
обеспечения прав потерпевшего в уголовном судопроизводстве Украины посвятили немало работ известные учёные: Н.И. Гошовский, Ю.А. Гурджи, В.С. Зеленецкий, Н.В. Куркин, О.П. Кучинская, Т.И. Присяжнюк, В.П. Ши-бико и др.
А вот освещению проблем, связанных с обеспечением прав и безопасности детей-потерпевших, в уголовном процессе Украины не уделено надлежащее внимание. Наиболее дорогие для родителей, государства и общества в целом, именно те, кто более всех нуждаются в пристальном внимании и заботе, дети-потерпевшие часто остаются наедине с громоздкой и неповоротливой системой правосудия Украины.
Сложность обозначенных проблем обусловлена тем, что отечественные правовые положения не учитывают современные требования международно-правовых актов, ратифицированных Верховным Советом Украины, специфические нужды детей, их права и законные интересы в уголовном судопроизводстве. Считаем необходимым их исследование на основе общих концептуальных научных, законодательных (законопроектных) положений и практики их применения.